Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

восходит к латинскому слову referre «докладывать»

 

             

восходит к латинскому слову referre «докладывать»

Что такое и как его написать. Советы восьмиклассникам.

Термин восходит к латинскому слову referre – «докладывать», «сообщать». Словари определяют его значение как «краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников».

– вторичный документ, представляющий собой результат свертывания информации первичного документа. Под свертыванием принято понимать сжатие, или компрессию, текста первичного документа при его информационной переработке.

– это сжатое изложение основной информации первоисточника на основе его

Виды библиографических ов по полноте изложения:

Информативные (ы-конспекты), содержащие в обобщенном виде все основные положения первичного документа, иллюстрирующий их материал, важнейшую аргументацию, сведения о сфере применения.

Индикативные (ы-резюме), содержащие не все, а лишь основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа; все второстепенное для данной темы опускается. -резюме благодаря минимальному размеру значительно дольше остается в памяти. Это обычно одно-три четких, кратких, выразительных предложения, раскрывающих, по мнению автора, самую суть описываемого объекта.

По количеству реферируемых первичных документов ы подразделяются на

монографические (составленные по одному документу)

обзорные (составленные по нескольким документам на одну тему).

К обзорным можно отнести школьные ы, написанные по нескольким источникам (предлагаем их называть учебными).

По читательскому назначению ы подразделяются на

общие, излагающие содержание документа в целом и рассчитанные на широкий круг читателей

специализированные, в которых изложение содержания ориентировано на специалистов определенной области знаний.

По характеру изложения материала выделяются два типа ов: репродуктивные и продуктивные .

Репродуктивные – ы, которые только воспроизводят содержание текста-источника.

Продуктивные – ы, которые обязательно предполагают критическое осмысление материала или творческое отношение к нему.

Языковые и стилистические особенности ов:

· логичность, объективность изложения;

· термины;

· отвлеченные существительные, неопределенно-личные предложения;

· причастные и деепричастные обороты, однородные члены предложения;

· слова обобщающего характера и клишированные обороты, отсутствующие в тексте первоисточника.

Текст а называет :

1) объект исследования (выявляются его свойства, закономерности, признаки);

2) методы проведения работы;

3) результаты проведенной работы (описательные формулировки, цифровые данные, таблицы, графические материалы и формулы);

4) выводы (в полном или сокращенном объеме). Область применения полученных результатов должна быть определена по возможности точно.

Стандартные обороты для реферирования

1. Работа (книга, статья) состоит из предисловия (введения), (двух, трех...) глав (разделов) и заключения.

2. В работе анализируется (исследуется, освещается) проблема...

3. Дается (излагается, обосновывается, описывается, подвергается критике) теория...

4. Особое внимание уделяется (чему?) ... Важное значение имеет... Поднимается вопрос (о чем?) ... Подчеркивается значение... Отмечается необходимость...

5. В заключение авторы пишут... развивают идею... Завершая работу, автор приходит к выводу, что...

Примерная структура а статьи (композиция)

1. Вступление.

· Название статьи, где и когда напечатана

· Сведения об авторе

· Чему посвящена статья

2. Перечисление основных вопросов, проблем, положений, о которых говорится в статье

3. Анализ самых важных, по мнению автора а, вопросов из перечисленных выше. Задачи анализа – выяснить:

· почему эти вопросы представляются наиболее интересными;

· что говорит по этим вопросам автор;

· что вы думаете по поводу суждений автора.

4. Общий вывод о значении темы или проблемы статьи.

Примерная структура учебного (обзорного) а

1. Вступление

· Актуальность темы, степень ее разработанности, история вопроса и другое.

· Сведения об авторах и статьях, посвященных данной теме.

2. Основная часть

· Параллельное изложение общих для всех работ проблем с сопоставлением позиций авторов.

· Изложение проблем, не являющихся общими для всех работ.

· Указание на сходство (различие) в материале, подходах, методах рассмотрения проблемы.

3. Заключение

Приложение 1

Виды планов

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема. Все они фиксируют информативные центры, которые в научных текстах, как правило, находятся в начале абзаца. По структуре план может быть простым и сложным. Сложный план к основным пунктам (римские цифры) имеет подпункты, которые детализируют или разъясняют их содержание (арабские цифры, строчные буквы).

При составлении вопросного плана используются вопросительные слова.

Тезисы по составу делятся на тезисы номинативного строя (назывные предложения с отглагольными существительными – назывной план) и тезисы глагольного строя (предложения со сказуемыми – тезисный план). Количество тезисов текста совпадает с количеством информативных центров. Тезисы бывают вторичными (пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника) и оригинальными (пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению и публикуются в специальных сборниках). Тезисы – краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада. Тезисы следует нумеровать для сохранения логики авторских суждений, а при записи стоит пропускать строку, отделяя один тезис от другого. В плане называются только основные положения, а в тезисах раскрывается само содержание этих положений.

План опорная схема состоит из смысловых опор. План-схему следует строить к тексту, в котором речь идет о классификации каких-либо признаков. Смешивать пункты различных планов в одном не рекомендуется.

Сравните и сделайте вывод о том, пункты каких видов плана здесь приведены: «Какими звуками пользуются многие животные? – Использование животными и птицами неслышимых звуков. – Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим».

Приложение2

Выписки

Выписки – дословная или документально точная запись частей текста, поэтому необходимо делать точные записи, заключая их в кавычки, т.е. оформляя как цитаты и указывая название произведения, главу, страницу. Это необходимо для того, чтобы не вспоминать, из какого источника взят текст, и не перелистывать книгу в поисках нужной цитаты.

Из выписок можно сформировать картотеку, подобранную по темам или по фамилиям авторов, поэтому их лучше делать на отдельных листах или карточках. Выписки делают в тех случаях, когда по интересующему вопросу в тексте имеется лишь часть, отдельные его фрагменты или мы читаем несколько текстов по данному вопросу. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании обозначается многоточием. Цитату можно ввести в контекст различными способами:

Автор подчеркивает: «...».
Автор делает следующее замечание: «...».
Автор указывает: «...».
«..., – отмечает автор, – ...».
«..., – подчеркивается в работе, – ...».
В заключение автор пишет: «...».

Цитата должна быть неразрывно связана с текстом (служить доказательством авторских положений) и сопровождаться указанием на источник. Цитироваться может слово или словосочетание. В этом случае оно заключается в кавычки и вводится в канву предложения.

Включая выписанный материал в свою работу, необходимо сделать ссылку на первоисточник. Например:

внутритекстовая ссылка:

(см.: Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. 2-е изд. М.: Флинта. Наука, 2003. С. 146) – применяется в том случае, если в работе отсутствует список литературы.

Или (7. С. 35), где первая цифра обозначает номер, под которым эта книга в списке литературы, а вторая – страницу, на которой расположен цитируемый материал;

подстрочная ссылка: в тексте (*, **, ***), а на странице внизу дается библиографическое описание книги с указанием страницы, на которой расположен цитируемый материал.

Приложение 3

Типы конспектов

Конспект – это сокращенная запись информации, в которой должны быть отражены основные положения текста, сопровождающиеся аргументами, 1–2 самыми яркими и в то же время краткими примерами.

Тематический конспект составляется по нескольким источникам, связанным между собой одной темой. Вначале изучается тот источник, в котором данная тема изложена наиболее полно и на современном уровне научных и практических достижений. Записанный конспект дополняется материалом других источников.

Текстуальный конспект создается из цитат. В свободном конспекте материал излагается в более удобном и нужном для работающего порядке, не сохраняя порядок мыслей автора.

Этапы конспектирования.

1. Прочитайте текст.
2. Составьте его развернутый план.
3. Подумайте, какие части можно сократить так, чтобы содержание было понято правильно и, главное, не исчезло.
4. Объедините близкие по смыслу части.
5. В каждой части выделите главное и второстепенное, которое может быть сокращено при конспектировании.
6. При записи старайтесь сложные предложения заменить простыми.
7. Используйте условные обозначения:

! – важные сведения;
? – сведения, которые необходимо уточнить, дополнить;
_ – выделение ключевых слов;
* – сведения для запоминания.

Тематическое и смысловое единство конспекта выражается в том, что все его компоненты связаны с темой первоисточника.
! Учебные рисунки, схемы, таблицы можно отнести к опорным конспектам.