Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 20
Московский государственный гуманитарный университет
имени М.А.Шолохова
(МГГУ имени М.А.Шолохова)
УДК 378 Код ГРНТИ 14.35.07 по проекту № 3.1.1/5014 «Разработка научно-методического обеспечения формирования магистерских примерных основных образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»
аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)” Мероприятие 3.
«Проведение прикладных научных исследований в области образования, молодежной и социальной политики в области образования» Раздел 3.1. «
Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания профессионального образования. Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания общего и дополнительного образования» Подраздел:
3.1.1. «
Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания профессионального образования» Вид отчета:
итоговый (2-й этап)
Руководитель проекта:
Т.Б.Филичева, доктор педагогических наук, профессор Москва, 2009 177 стр.,2 рисунков, 5 таблиц, 2 раздела, 239 источников. Вид профессиональной деятельности, компетенция, направление подготовки, объект профессиональной деятельности, основная образовательная программа магистратуры (магистерская программа), профиль, результаты обучения, учебный цикл, дети с психофизическими нарушениями, образовательное пространство, инновационные технологии, новые организационные формы, учебно-методический комплекс, повышение квалификации педагогических кадров. В настоящей образовательной программе используются следующие сокращения: ВПО
– высшее профессиональное образование; ИК
– инструментальные компетенции; ОНК
– общенаучные компетенции; ООП
– основная образовательная программа; ПК
– профессиональные компетенции; СЛК
– социально-личностные и общекультурные компетенции; УЦ ООП
– учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО
– федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. ПК ППД
– профессиональные компетенции в области проектно-педагогической деятельности; ПК КРД
- профессиональные компетенции в области коррекционно-развивающей деятельности; ПК ДКД
- профессиональные компетенции в области диагностико-консультативной деятельности; ПК НИД
– профессиональные компетенции в области научно-исследовательской деятельности; ПК ПД
– профессиональные компетенции в области преподавательской деятельности; ПК СПД
– профессиональные компетенции в области социально-педагогической деятельности; ПК КПД
– профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности; ПК ОУД
ОВЗ
– профессиональные компетенции в области организационно-управленческой деятельности; – ограниченные возможности здоровья. Актуальность исследования
обусловлена острейшей потребностью вузовской подготовки специалистов в области специального (дефектологического) образования в разработке магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» и методических разработок по данному направлению. Объектом исследования
в данной работе является программное и методическое обеспечение формирования магистерских примерных основных образовательных программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» Предмет исследования
представлен алгоритмом и содержанием магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии», обеспечивающих специальные образовательные условия, эффективность обучения, воспитания и социальную адаптацию детей и подростков с отклонениями в развитии. Цель исследования:
разработка научно-методического обеспечения формирования магистерских примерных основных образовательных программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» Задачи исследования:
1. Осуществить анализ медицинской, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования; определить содержание понятий «комплексные нарушения развития», «множественные нарушения развития», «сложный дефект», «осложненный дефект», «психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с отклонениями в развитии», «психологические типы родителей», «уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений», «дисгармоничные модели воспитания детей с отклонениями в развитии». 2. Разработать теоретико-методологическое обоснование основных магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». 3. Разработать алгоритм и содержание магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии». 4. Описать цели и задачи дисциплин, требования к уровню освоения, виды учебной работы. 5. Представить разделы дисциплин, их тематическое планирование, а также учебно-методическое обеспечение, включая списки литературы и материально-техническое обеспечение. 6. Подготовить научно-методические материалы, включающие учебно-методические комплексы основных магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», к печати. В процессе работы были использованы такие методы исследования
: - теоретический анализ литературных источников, нормативных документов образования, здравоохранения и социальной защиты; - анализ перечня вузовских образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»; - педагогическое проектирование; - опытно-экспериментальная работа, включающая диагностические, консультативные и психокоррекционные мероприятия в рамках коррекционно-образовательной работы и психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников, обучающихся в специальных коррекционных образовательных учреждениях. Полученные научные результаты:
- проанализирована специальная литература по проблеме исследования, позволяющая определить актуальность и значимость новых разрабатываемых магистерских программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»; - проведен скрининг-анализ потребностей в получении специальностей по новым магистерским программам предполагаемых абитуриентов МГГУ им. М.А.Шолохова; - разработано теоретико-методологическое обоснование основных магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»; - разработаны алгоритм и содержание магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии»; - описаны цели и задачи магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии», требования к уровню освоения, виды учебной работы; - представлены разделы магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии», их тематическое планирование, а также учебно-методическое обеспечение, включая списки литературы и материально-техническое обеспечение; - подготовлены научно-методические материалы, включающие учебно-методические комплексы основных магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», к печати. Опытно-экспериментальная работа
велась на базе следующих специальных учреждений: -специальная (коррекционная) образовательная школа – интернат VI вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата г. Москвы №20; -специальная (коррекционная) образовательная школа – интернат VI вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата г. Москвы № 44; -центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ДЦП «Раменки»; -детская психоневрологическая больница №18; -детский сад компенсирующего вида № 908; -центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения; -специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида №102; Этапы исполнения работ
: 1.Аналитический этап:
июль-август 2009 – изучение специальной психолого-медико-педагогической литературы. 2. Скрининг-диагностический этап
: сентябрь 2009 - определение потребностей будущих абитуриентов в получении квалификации «магистр специального (дефектологического) образования» в соответствии с разработанным новым перечнем магистерских программ. 3.Опытно-экспериментальный этап
октябрь-ноябрь 2009 – разработка теоретико-методологического обоснования, алгоритма и содержания основных магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», подготовка научно-методических материалов. 4.Заключительный этап:
декабрь 2009 – подготовка отчета. По проблеме исследования подготовлены методические пособия, монографии и статьи:
Участие в научных форумах: -участие в работе Международной конференции «Проблемный ребенок в современном социокультурном пространстве образования и семьи», Н.Новгород, 3 ноября 2009: · выступление д.пс.н., профессора И.Ю.Левченко на пленарном заседании с докладом «Современные проблемы подготовки специалиста для специального и инклюзивного образования» · выступление д.пс.н., профессора В.В.Ткачевой на пленарном заседании с докладом «Психолого-педагогическое сопровождение семьи проблемного ребенка». -участие в работе Y Международной конференции дефектологов «Формирование установок и норм толерантного поведения – залог успешной инклюзии детей с ограниченными возможностями», Москва, 25-26 ноября 2009: · выступление д.пс.н., профессора И.Ю.Левченко с докладом «Направления социальной и психолого-педагогической работы по оптимизации отношения общества к детям с двигательными нарушениями»; · выступление д.пс.н., профессора В.В.Ткачевой с докладом «Психолого-педагогическое сопровождение семьи как одно из направлений оптимизации отношения социума к лицам с двигательными нарушениями»; -участие в работе Второй Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития «Другое детство», Москва, 25-27 ноября 2009: · выступление д.пс.н., профессора В.В.Ткачевой с докладом « Психолого-педагогическая поддержка семей и матерей». -участие в Городской межвузовской научно-практической конференции с международным участием «Равные возможности – новые перспективы», г. Москва, 30 ноября -1 декабря 2009 г: · выступление д.пс.н., профессора И.Ю.Левченко на пленарном заседании с докладом «К проблеме профессиональной готовности педагогов к обучению детей с двигательными нарушениями в условиях интеграции». · выступление к.пс.н., доцента Т.Н.Волковской «Психологическая коррекция в системе психолого-педагогической помощи лицам с недостатками речи». Награды, премии, сертификаты, дипломы за участие в научных форумах
· д.пс.н., профессор В.В.Ткачева награждена Дипломом I степени за подготовку и издание учебного пособия «Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии», М.: Издательство "Астрель", 2007, 318 с. · получены сертификаты за участие в Международном научно-практическом семинаре «Современные аспекты подготовки кадров системы специального образования в Германии и России» д.пс.н., профессором И.Ю.Левченко, д.пс.н., профессором В.В.Ткачевой, к.пс.н., доцентом Т.Н.Волковской, к.п.н., доцентом М.В.Жигоревой; · получен сертификат за участие во Второй всероссийской научно-практической конференции по психологии развития «Другое детство» д.пс.н., профессором В.В.Ткачевой. В ходе выполнения исследования:
· представлен аналитический обзор по исследуемым проблемам проекта; · функционирует электронный сайт «www.helpyourchild.ru», в котором представлены материалы для специалистов и родителей по проблемам детей с отклонениями в развитии; · защищена докторская диссертация М.В.Жигоревой «Инновационные подходы психолого-педагогической помощи дошкольникам с комплексными нарушениями развития»; · защищена кандидатская диссертация Т.И.Кузьминой «Динамика формирования Я-концепции у лиц с легкой степенью умственной отсталости» (научный руководитель д.пс.н., профессор И.Ю.Левченко);
|