Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

1. Понимание смысла жизни, как необходимого условия нормального существования человека 3

 

             

1. Понимание смысла жизни, как необходимого условия нормального существования человека 3

Содержание

Введение. 3

Проблема смысла жизни социального работника в пост пенсионном возрасте Ошибка! Закладка не определена.

1. Понимание смысла жизни, как необходимого условия нормального существования человека. 4

2. «Смысл жизни» как психологическая реальность. 7

3. «Биология старости». 8

4. Практическая значимость для социального работника - пенсионера понимания смысла своей жизни. 11

Заключение. 14

Список использованной литературы.. 16

Введение

Проблема человека, его жизни и смерти на протяжении многих столетий приковывала к себе внимание мыслителей. Проблема смысла жизни стала, по словам Г.Гейне, «проклятым» вопросом философии и истории. Трагизм человеческого существования заключается в том, что человек как бы “заброшен” в предметно-физический мир. Большинство людей чувствует свой разрыв с миром природы, социума, космоса, и это переживается ими как ощущение одиночества. Осознание человеком причин своего одиночества не всегда избавляет от него, но ведет к самопознанию. Это было сформулировано еще в античности, но и по сей день главной тайной человека является он сам.

Проблема смысла жизни имеет ряд аспектов: философский, социологический, этический, религиозный, социально-психологический. Основным является социологический, ибо он раскрывает зависимость смысла жизни от общественных отношений, в которые включён социальный объект, и показывает, что именно общественные отношения дают простор или, наоборот, тормозят осуществление жизненных целей.

Смысл человеческой жизни нельзя понять и объяснить, если замыкаться в узкой сфере этических категорий, ибо смысл и назначение человека выявляются только в практической деятельности по изменению окружающего мира, лишь в общественной практике реализуются цель и знание человека.

Смысл и цель человека заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, то есть изменяет и развивает самого себя.

Цель работы: изучить позитивные и негативные влияния смысла жизни на процессе становления личности. Показать влияние возраста на процесс поиска смысла жизни. Провести сравнительный анализ смысла жизни для ранней юности, зрелости и позднего периода жизни.

1. Понимание смысла жизни, как необходимого условия нормального существования человека

Проблема смысла жизни во все времена была чрезвычайно значима. Вместе с тем, в истории человечества она выступала как предмет теоретических дискуссий ученых различных специальностей и разных направлений.

В бывшем Советском Союзе она фактически сводилась к идеологическому постулату «способствовать построению светлого будущего – коммунизма». Сложнейшие философские, социально-психологические и педагогические аспекты этой проблемы оставались за порогом сознания человека. Между тем, становилось все более ясно, что данная проблема имеет не только общетеоретическую, но и несомненную практическую значимость: становление смысложизненных ориентаций - одна из наиболее фундаментальных составляющих процесса становления личности.

Смысл жизни – это характеристика и личности, и ее бытия. Это следует из того, что центром и высшим уровнем организации бытия является человек, обладающий сознанием и конкретным ценностно-смысловым отношением к жизни. Но если личностный аспект «смысла жизни» достаточно интенсивно развивается в современной отечественной психологии, то онтологический – не заслужено обойден вниманием ученых.

Рассмотрение «смысла жизни» как онтологической проблемы предполагает, прежде всего, соотнесение смысла жизни конкретного человека со смыслом целого. В определенной степени смысл жизни как раз и является связующим звеном между индивидом и человечеством, зависит от смысла целого (по терминологии различных авторов, смысла Вселенной, смысла истории, смысла бытия и т.д.), той смысловой реальности, которая накоплена человечеством в длительном процессе своего становления. Это дало основание многим ученым говорить, что именно в свете смысла целого приобретает смысл конкретная человеческая жизнь. Например, согласно В. Франклу – это сверхсмысл, который осуществляется независимо от жизни отдельных индивидов (хотя, конечно, и они влияют на его формирование). Люди живут в мире смыслов, но смысловая реальность, как совокупность коллективных смыслов, не сводится к психологической реальности. Из коллективного смыслового поля человек «черпает» свой смысл жизни, который первичен по отношению к смыслам отдельных действий. Он определяется через совокупность основных целей. Именно наличие целей придает действиям человека осмысленность.

Как известно, смысл жизни индивидуален, уникален, но «истинность» его определяется тем, что его разделяют и другие люди. Содержательно смысл жизни чаще всего в трудах ученых предстает как творческий вклад, служение общему делу, связан с постановкой духовных и культурных целей, соответствием образа человека в культуре (Б.С. Братусь). Смысл человеческой жизни, с этой точки зрения, всегда связан с реализацией себя в обществе (транцендированием себя). Он обеспечивает нормальную и продуктивную жизнь человека, утрата его может иметь трагические последствия. Несовпадение личностного смысла с коллективными смыслами – причина отклоняющегося поведения (наркомании, алкоголизма и др.), неврозов (А. .Адлер, В. Франкл), потери душевного здоровья (К. Юнг), личностной ущербности (Б.С. Братусь). По терминологии А. Адлера, это «ложный смысл».

Центральное место в коллективных смыслах занимает «Другой» и отношения с ним. «Другой» уже на заре человеческой цивилизации составляет неотъемлемую часть окружающей действительности. Так как одному индивиду нельзя было выжить, «Другой» представляет особую значимость, как первоисточник, связанный с выживанием. Иными словами, отношение к «Другому» для человека изначально было проблемой жизни и смерти, вследствие чего стало частью его смысла жизни.

Поэтому неслучайно С.Л. Рубинштейн, А.А. Бодалев, К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь и др. в своих размышлениях о сущностных характеристиках человека и его взаимоотношениях с миром ценностному отношению к другому человеку придают такое глобальное значение. Утверждая при этом, что первейшее из условий жизни человека — это другой человек. Отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода человеческого, является условием и одновременно критерием нормального развития человека, ведущего его к обретению родовой человеческой сущности (Б.С. Братусь).

О значимости «Другого» и отношений с ним свидетельствует феномен субъектификации – идентификация с «Другим» (который может быть и объектом природы), наделение его определенными чертами. Субъектификация природных объектов плохо изучена в психологии, хотя и позволяет понять предисторию человеческого общения, его механизмы (идентификацию, эмпатию и другие). Можно полагать, что на основе идентификации, как объединения личностью себя с другим и включения в свой внутренний мир общих ценностей, норм и т.д. происходит и становление «Мы».

Субъектификация может происходить не только с природными объектами, но и со «значимыми» другими, с виртуальными лицами - литературными героями или историческими деятелями, с героями художественных фильмов и др. В целом общение с «мысленным собеседником» - следствие диалогичности внутреннего мира – интериоризованной формы личностного общения.

Таким образом, учет онтологического аспекта смысла жизни позволяет не только понять культурно-исторические корни формирования смысла жизни конкретного человека, причины его «потери», асоциальные формы поведения, но и роль других людей в самоопределении и самореализации личности, а также организовать практическую помощь, например, в тех случаях, когда потеря близкого человека ощущается как потеря смысла жизни.

2. «Смысл жизни» как психологическая реальность

В докладе В. А. Чудновского "К вопросу о структуре смысла жизни" были рассмотрены следующие основные положения: [1]

а) смысл жизни как психическое образование представляет собой не просто определенную идею, жизненную цель, ставшую для человека ценностью высокого порядка. Психологическую основу смысла жизни составляет структурная иерархия, система больших и малых смыслов;

б) функция смысла жизни как психологического механизма, существенно обусловливающего поведение человека и становление его личности, зависит не только от содержания главной идеи, основной жизненной цели, но и от структуры данного психического образования, представляющего собой иерархическую систему больших и малых смыслов;

в) существуют различные типы структурных иерархий, характеризующих различные соотношения смысловых компонентов и во многом определяющих особенности функционирования механизма смысла жизни.

Исходя из того, что в основе структуры смысла жизни лежит иерархия смыслов, соотношение "больших" и "малых" смыслов, динамика которых обусловлена социальными обстоятельствами, индивидуальными и возрастными особенностями человека, а также его субъективной активностью, докладчик выделил некоторые типы структур смысла жизни по этому показателю.

1. Первоначальный этап становления - так называемый конгломерат жизненных смыслов. Это фактически предструктура, где возможны два варианта:

а) мирное сосуществование различных жизненных смыслов,

б) противостояние жизненных смыслов, взаимодействующих между собой и противодействующих друг другу.

2. Так называемый монолит - структура смысла жизни характеризуется тем, что ведущий компонент иерархии становится самодовлеющим и как бы поглощает остальные компоненты иерархии. Смысл жизни приобретает упрощенную однонаправленную структуру и начинает играть негативную роль в становлении личности.

3. Авторитарная иерархия характеризуется тем, что ведущий компонент, оставаясь внутри иерархии, занимает преувеличенно господствующее положение в ней.

4. Разорванная структура - когда главный смысл отрывается от остальных компонентов системы, от конкретных смыслов и существует сам по себе.

5. Номинальная структура - когда в иерархии усиливаются компоненты, противоречащие главному смыслу. Последний под их влиянием теряет свою силу, свою энергетику и фактически остается лишь в качестве прикрытия.

6. Распадающаяся структура: главный смысл жизни распадается на ряд малых смыслов.

7. Иерархия гармонического взаимодействия характеризуется тем, что главный компонент, являясь ведущим, тем не менее остается элементом иерархии. Это адекватная структура смысла жизни как психического образования. [2]

3. «Биология старости»

Феномен старения интересовал человечество с незапамятных времен. О старости слагались легенды; ей посвящали многие произведения и философские трактаты различные авторы, начиная от библейских мудрецов и древних мыслителей до современных ученых, писателей и поэтов. Только с позиции старости можно глубоко понять и объяснить жизнь как целое, ее сущность и смысл, ее обязательства перед предшествующими и последующими поколениями. Социальные, демографические изменения, произошедшие в большинстве стран мира в первой половине ХХ столетия, явились импульсами к развитию геронтологии. Социальные и психологические проблемы пожилых людей, отдельные аспекты старения являются предметом изучения специальных отраслей естественных и социально-гуманитарных наук. Однако для большинства из них эти проблемы не являются основными. И лишь геронтология ставит проблемы старости и старения в центр исследований, используя при этом знания, накопленные в других сферах научного познания.[3]

Традиционно принято разделять жизненный цикл на четыре больших периода: пренатальный (внутриутробный) период, детство, отрочество и зрелость (взрослое состояние). В свою очередь каждый из этих этапов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.[4]

Зрелость несколько произвольно разделяют на три стадии.

Стадия ранней зрелости охватывает период с 20 до 40 лет. Она соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность.

Зрелый возраст, продолжающийся с 40 до 60 лет, характеризуется стабильностью и продуктивностью, особенно в профессиональном и социальном отношении.

Завершающий период зрелости начинается с 60-65 лет и чаще всего сопровождается отходом человека от активной жизни. О возрасте до 75 лет говорят как о первой старости, после 75 возраст считается преклонным.

Пределы жизни. Развитие организма начинается с первого деления оплодотворенного яйца. За этим делением следуют другие, так что на 5-й день, к моменту имплантации яйца в стенку матки, маленький организм состоит уже из 128 клеток, к моменту рождения их будет 800 миллиардов, а в расцвете зрелости, между 20-м и 30-м годом жизни, - около 50 000 миллиардов.

По мнению Хейфлика, число последовательных делений в потомстве одной клетки у человека на протяжении жизни ограничено полусотней. Учитывая ритм процессов деления, нужно полагать, что продолжительность человеческой жизни (за редкими исключениями) не может превышать 110 лет. В конце 20-го века средняя продолжительность жизни населения западных стран составляет 80 лет у женщин и 72 года у мужчин. По-видимому, если не будет сделано каких-либо сенсационных открытий, этот потолок вряд ли удастся превзойти.

Начало зрелости, приходящееся на промежуток между 20-м и 30-м годами жизни, характеризуется наивысшим уровнем таких показателей, как мышечная сила, быстрота реакции, ловкость и выносливость. Все эти показатели будут слегка понижаться вплоть до 60-летнего возраста, после которого это снижение станет более заметным.

Большинство сенсорных функций достигает своего полного развития, 20-летнему возрасту и вплоть до 40 лет ослабевает очень медленно. Например, острота слуха в промежутке между 20-м и 40-м годами уменьшается только на 10%, а зрение, вкус, обоняние и осязание до 40-летнего возраста вообще не обнаруживают заметного ухудшения. Среди людей в возрасте 65-74 лет у 13% отмечаются те или иные нарушения слуха, после 75 лет этот процент удваивается. Между тем вопреки распространенному мнению значительное ослабление слуха отмечается лишь у 10% пожилых людей, а серьезные нарушения зрения только у 2%.

В соответствии с классификацией Всемирной организации Здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет — к старому, а 90 лет и старше — к долгожителям.[5]

На практике пожилыми людьми обычно считают людей, вышедших на пенсию. Однако, это не может быть универсальным, так как пенсионный возраст в разных странах различен. Вместе с тем, женщины, как правило, уходят на пенсию раньше мужчин. Так, в нашей стране, они имеют право получать пенсию по старости с 55 лет, тогда как мужчины — с 60 лет. К тому же Законом "О пенсионном обеспечении в РФ" предусмотрены различия в пенсионном возрасте и для разных социально-профессиональных групп. Тем не менее, в подавляющем большинстве стран мира к пожилым людям относят граждан в возрасте 60 лет и старше.

4. Практическая значимость для социального работника - пенсионера понимания смысла своей жизни

Социальный интерес и его проявление у пожилого человека позволяет переживать противоречия своего возраста через создание живительных связей с окружением.

Исследователи социального интереса отмечают, что с ним связаны такие чувства:

1) чувство принадлежности к группе или группам;

2) чувство, что «ты здесь дома» - личность и комфорт во взаимодействии с людьми;

3) чувство общности с другими людьми, переживание похожести на них;

4) вера в других - чувство, что в каждом человеке есть что-то хорошее;

5) мужество быть несовершенным - это ощущение того, что ошибки делать естественно, что и не надо быть всегда «первым», «правым», «лучшим» во всех своих начинаниях;

6) ощущение себя человеком - чувство, что ты часть человечества;

7) оптимизм - чувство, что мир можно сделать лучшим местом для жизни.

Поведение человека, осуществляющего связи с окружением, проявляющем социальный интерес, выглядит следующим образом: готовность использовать свои возможности, знания или способности для оказания помощи другим людям; готовность щедро поделиться тем, что тебе принадлежит; готовность участвовать в групповой деятельности; готовность признавать чужие права, знания и опыт; стремление работать или играть вместе ради достижения общей цели или общей пользы; готовность идти на взаимные уступки для достижения взаимно приемлемых решений, проблем и конфликтов; умение показать другим, что ты понимаешь и ценишь их мысли и чувства; способность воодушевить, мотивировать других людей; улучшение социальных условий к общей пользе.

Исследования социального интереса показывают, что люди с низким уровнем его более негативно относятся к своим родителям и большое значение придают своему прошлому опыту, они преувеличивают значение прошлого опыта для своей нынешней жизни.

Выраженность социального интереса очень подвержена влиянию стрессовых факторов - ухудшению условий жизни, постоянного напряжения.

Социальный интерес для самого пожилого человека и общественное внимание к нему, обеспечивающее достойное существование, нет, достойную жизнь, позволило бы жить в ладу с собой и с миром, а не ставить на себе крест при первых признаках старения.

Создание личного отношения к бренности существования это одна из задач личностного развития человека в этом возрасте. Личное отношение к бренности своего существования может принимать разные конкретные формы: от обострения философско-религиозных исканий до приобретения экзотических увлечений (хобби).

При решении этой сложнейшей личной задачи пожилой человек сталкивается с необходимостью опираться на свои умственные способности, как бы заново их в себе рефлексируя. Оживление чувств происходит за счет их интеллектуализации, за счет обновления переживаний концепции жизни и Я-концепции. Но кровь, скудеющая в жилах, дает о себе знать.

Предпенсионный возраст и выход на пенсию бесконечно обостряют переживания человека, связанные с модальностью «Я могу» его психической реальности. Они разбиваются при встрече с реальным Я, с реальностью изменившихся свойств и качеств организма, с реальностью осуществления жизненных планов.

Напряженность этих переживаний связана с тем, что в диалоге со своим настоящим, прошлым и будущим человеку пожилого возраста трудно найти точку опоры для адекватной самооценки. Для его сознания старость всегда связана со смертью, и в ней нет никакого, даже минимального, очарования.

Содержание психологической задачи личностного развития - задача установления связей вне семьи, изменение жизненного контекста. Установление связей вне семьи переживается пожилыми людьми как потенциально существующая готовность быть полезными своими знаниями и опытом другим людям. Навыки учительства и умение дать дельный жизненный совет являются естественным следствием развития в Я-концепции диалогичности сознания, предполагающей возможность встать на точку зрения другого человека. Содержание актуальных переживаний пожилых людей способствует осуществлению внутреннего диалога, который основан на осознании концепции жизни и собственной Я-концепции. Именно они создают благоприятные условия для осуществления возможного перехода от одной педагогической позиции к другой, более обобщенной и осмысленной. За этим стоит и качественно новое перераспределение ответственности с близкими и чужими людьми за осуществление разных проявлений жизни.

Заключение

Никто и ни что не избавит человека от необходимости строить смысл своей жизни, как строят дом, как сажают деревья вокруг него.

Подлинное понимание смысла жизни является результатом высокого развития и зрелости самосознания. Здесь люди не только понимают свой субъективный мир и не только и не столько познают свою относительную самостоятельность, автономность, личность, но и познают объективные общественные отношения.

Подлинное понимание смысла жизни предполагает предвидение; предвосхищение событий жизни. Оно оказывает непосредственное влияние на весь ход жизни. В деятельности носителей подлинного понимания смысла жизни наличествует нерасторжимая связь времён. Для них прошедшее – это не прошлое, безвозвратно ушедшее в небытие, а свой собственный опыт, продолжающий воздействовать на течение всей их жизни.

Всё это говорит о том, что люди становятся носителями подлинного понимания смысла жизни в результате осмысления своего социального бытия и действительности.

Человек, преследующий высокие идеалы и цели, энергично вмешивается в жизненные процессы, ускоряя их, сознательно вносит в действительность красоту, гармонию добра, становясь, сами при этом нравственно красивыми. Научное понимание смысла жизни сохраняет непосредственную наглядность жизненных явлений, становясь, сродни чувству прекрасного.

Смысл человеческой жизни состоит в социальной деятельности, в которой происходит опредмечивание деятельной сущности человека и которая направлена не на потребление, а на преобразование. Удовлетворяя свои потребности, человек тем самым развивает их, что лежит в основе развития содержания жизни. Однако цели сами по себе не могут наполнять жизнь человека смыслом и счастьем, ибо делать – это ещё не действительность, а всего лишь возможность.

Она имеет объективную значимость, смысл лишь постольку, поскольку выражает закономерности реальной жизни, должна быть превращена в нечто реальное, материальное, т.е. воплотиться в процессе деятельности в определённый результат. До тех пор, пока цели не реализована в конкретной жизнедеятельности людей, она останется только возможностью, целью-мечтой, далеко от объективной действительности.

Вопрос смысла жизни и ценностных ориентаций не исчерпаем. Каждая наука трактует его по-своему, но неоспоримо влияние на формирование этих понятий исторических, социальных, экономических и политических процессов. Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. В современном мире трудно выжить, а ещё труднее жить достойно. И чтобы не стать расходном материалом в «машине» социальных преобразований, нужно найти своё место в жизни и обществе, определив смысл своей жизни. Ибо отсутствие этого смысла или его потеря равносильно гибели.

Список использованной литературы

1. Авульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1993.

2. Андрианова Р. Социально-педагогические условия активизации личности в период геронтогенеза. - М., 2003.

3. Анциферова А.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы?». Психологический журнал том 15 №3,1994 г. стр. 99.

4. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. М., 1993.

5. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц.-М.:Мир, 1992.

6. Комфорт А. Биология старения. - М; 1997.

7. Поноев А.И. Кризис жизненных смыслов у больных инфарктом миокарда и задачи психотерапии. //Неотложная психиатрическая помощь в зоне катастроф и кризисных состояний. Владивосток - Томск, 1996, стр. 120-122.

8. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992 глава 19, стр. 173-181.

9. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» / Психологический журнал том 16 №2, 1995 г. стр. 15-25.


[1] Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» / Психологический журнал том 16 №2, 1995 г. стр. 15-25.

[2] Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» / Психологический журнал том 16 №2, 1995 г. стр. 15-25.

[3] Андрианова Р. Социально-педагогические условия активизации личности в период геронтогенеза. - М., 2003.

[4] Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц.-М.:Мир, 1992.

[5]