Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 19

 

Поиск            

 

«Жизнь и жизнь после жизни А. А. Зиновьева»

 

             

«Жизнь и жизнь после жизни А. А. Зиновьева»

«Жизнь и жизнь после жизни А.А.Зиновьева»

Автор: Соколова Евгения Викторовна

Муниципальное образовательное учреждение

Чухломская средняя общеобразовательная школа имени А. А. Яковлева, 11 класс

Содержание работы.

1. Введение. Человек с мировым именем__________________________________1-2стр.

2. Основная часть. «Русская судьба». ___________________________________ 2-9стр.

2.1 «В Медвежьем углу»._______________________ ________________________2-3стр.

2.2. Жизнь вне России.__ _______________________________________________ 3-5стр.

2.3. Возвращение. «Есть Родина-сказка. Есть Родина-быль».__________________4-6стр.

2.4. Произведения А.А.Зиновьева.________________________________________6-9стр.

3. Выводы . «Жизнь после жизни» Прах развеян. Память - никогда._________ 9-10стр.

4.Список литературы_______________________________________________10стр.

1.Введение. Человек с мировым именем.

Настоящий писатель. Какая великость и необъятность заключается в рамки этого емкого словосочетания! Уже одно понятие «писатель» заставляет по-иному смотреть на человека, удостоившегося такого звания. Вдруг из небытия возникают вопросы: « О чем думает настоящий писатель? К чему он стремиться? Что может отрицать и любить такой великий человек? Какое, наверное, у него мужественное сердце, способное противостоять общественным мнениям, отдаваться лишь собственным эмоциям и впечатлениям. Настоящего писателя все должны уважать и гордиться тем, что такой человек живет с ними на одной планете, в стране, в городе».

Наверное, это и есть идеальное представление о сущности человека, превратившего себя в частичку, складывающую огромный мир литературы. Действительно, сердце любого творца своего книжного мира особо чувствительно к проблемам общества, переживаниям и невзгодам. Но что делать, если обстоятельства складываются не так, как задумывалось ранее, если родная земля буквально «уходит из под ног»? [1][2]

Ученый, создавший первую логическую школу, социолог, единственный русский лауреат премии Алексия де Толвиля, академик европейских и российских академий, почетный гражданин городов Равенна, Авиньон, Оранж и Кострома, автор эпохального романа «Зияющие высоты», ставшего нарицательным именем Советского Союза, поэт и художник, таксист, кавалерист, летчик-штурмовик, участник ВОВ и гражданин мира – все это об Александре Зиновьеве, которым гордится костромская земля, потому что он родился здесь – под Чухломой, в маленькой деревеньке, которой сегодня нет даже на карте.[3]

Александр Зиновьев... … Это имя широко замелькало в прессе в начале девяностых. Что знаем мы, чухломичи, об одном из самых выдающихся своих земляков? Очень мало. Человек с мировым именем, труды которого, главным образом, были изданы на Западе, остается для нас загадкой и по сей день.

Цель работы: исследовать жизненный и творческий путь А.А.Зиновьева, я думаю, очень актуальна

Задачи :

- проанализировать архивные, литературные и газетные материалы, рассказывающие о жизни и творчестве великого учёного, философа,

- показать сложность творческого пути нашего земляка;

- составить определённые выводы после исследования жизни и деятельности.

Исследование проводилось с сентября 2007 года по декабрь 2008 года. Исследовательская работа включает весь жизненный путь А.А.Зиновьева, его творчество, краеведческий материал. При исследовании работала с архивными документами, анализировала события 20 – 21 веков, которые изменили судьбу А.А.Зиновьева.

2.Основная часть. «Русская судьба».

2.1 «В Медвежьем углу».

Александр Александрович родился 29 октября 1922 года в большой, крепкой и дружной крестьянской семье в деревне Пахтино Чухломского района. Отец, Александр Яковлевич, работал в Москве маляром, отходничал, и все заботы по хозяйству ложились на плечи матери Апполинарии Васильевны и бабушки Прасковьи Прокофьевны.

«Наша Костромская область считалась самой глухой в России. Наш Чухломской район считался самым глухим в области. А наша деревушка Пахтино считалась самой глухой в районе. В самую цветущую пору её существования в ней было не более десяти домов. Представьте себе: проходили столетия, а в деревушке не прибавилось ни одного дома! Люди рождались, совершали привычный жизненный цикл и исчезали бесследно. Как будто их вообще никогда не было. Такие деревушки назывались «медвежьими углами». Так что можно сказать, что я родился в самой что ни на есть дремучей русской глуши – в «медвежьем углу».

У тех, кто не знает фактического положения вещей, слова «глушь» и «медвежий угол» вызывают в воображении образ оборванных и грязных людей в лаптях, не умеющих читать и писать, живущих в тесных, тёмных и грязных клетках вроде медвежьих берлог. Мне в жизни много раз приходилось убеждаться в том, что общепринятые мнения часто являются совершенно ложными, а в прочих случаях содержат большую долю лжи. Таким ложным было и широко распространённое мнение о наших чухломских краях. Хотя земля там была неурожайной, хотя её было немного, хотя хозяйство было довольно примитивным и непродуктивным, наш район был одним из самых культурных и зажиточных в России. Причём это явилось следствием его бедности. Дело в том, что в наших краях было невозможно прокормиться за счёт земледельческого труда и мужчины испокон веков уходили на заработки в города – в Москву, Кострому, Ярославль, Иваново, Вологду. Там они становились мастеровыми – плотниками, столярами, малярами, портными, сапожниками. Становились не заводскими рабочими, а именно мастеровыми.[2] Деревенские дома строились под влиянием городских квартир, красились снаружи и внутри, обставлялись городского типа мебелью. Я бывал во многих районах России, но нигде не видал таких больших и красивых домов, как в нашем районе», - так пишет о малой родине А.Зиновьев в главе «В медвежьем углу» книги «Исповедь отщепенца».[4]

У отца с матерью было одиннадцать детей, узнала я, изучая архивные документы. Двое умерли в младенчестве, последняя дочь Тоня умерла в возрасте 20 лет в Москве. Старшие дети, подрастая, уезжали к отцу в Москву, в крошечную полуподвальную комнатушку, чтобы продолжить образование. После пятого класса деревенской школы уехал к отцу и Саша, отличавшийся уже тогда большими способностями. Школьный учитель настаивал на том, чтобы Александра отправили в Москву, уверял Апполинарию Васильевну, что её сын будет новым Ломоносовым.[4] После окончания средней школы поступил на философский факультет МИФЛИ. В разгар культа личности, перед войной, совсем еще «зеленый», семнадцатилетний Зиновьев пишет книгу о тиране Сталине, называя в ней все своими именами, за что попадает под негласный надзор органов безопасности. В итоге – исключение из комсомола и из института.

Находясь в камеру на Лубянке, выработал для себя такие принципы: «идеальных обществ не бывает, главное не в том, что представляло из себя общество, в котором ты появился на миг для жизни, а что ты сам представляешь в любом данном тебе обществе.[5] Высший судья наблюдает каждый шаг твой, и не только каждый твой поступок, но и каждую твою мысль и дает им оценку; и живи так, чтобы тебе не было стыдно за свое поведение, за свои мысли. И второй принцип - главным в жизни должно стать познание. Истина, только истина, вся истина, истина любой ценой, истина, не считаясь ни с чем».[5]

2.2. Жизнь вне России. Эмигрант во внутреннюю жизнь. « Я так и остался советским…»

Во время Великой Отечественной войны Зиновьев добровольцем уходит на фронт.[6]

В 1946 году Александр Зиновьев последний раз был на Родине. Уехал в Москву. А вслед за ним и мать, раздав все свое хозяйство, с трудом достав справку из с/совета, где значилось, что ничего колхозу не должна, и что она едет на постоянное место жительства»[6]. Уезжают в Москву все Зиновьевы. На этом связь с Чухломой у многих прерывается.

Мне интересно было проследить судьбу А.Зиновьева и после войны. А он учился на философском факультете МГУ, потом в аспирантуре, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Много и плодотворно работал в области логики, заведовал кафедрой логики МГУ, был членом редколлегии журнала «Вопросы философии». Выдвигался в члены-корреспонденты Академии наук СССР и на Государственную премию. В области социологии первым создал научную теорию коммунистического общества – не научную идеологию, а науку.

Острый природный ум и независимый характер не позволили Зиновьеву стать «придворным» ученым, готовым по воле правительственной верхушки выражать коммунистическую идеологию. Суслов предлагал ему целый институт в обмен на пару статей в журнале «Коммунист». Но строптивый профессор отказался.

В 1976 году на Западе вышла его книга «Зияющие высоты»[4]. В результате автор оказался без работы и учеников, без званий и наград. Через два года опять же за границей выходит другая книга – «Светлое будущее», в которой показан Брежнев в сатирическом виде[7].

Терпение властей лопнуло. В течение пяти суток Зиновьеву было предложено покинуть страну. До последней секунды своего пребывания на Родине он надеялся, что это решение отменят, но этого не произошло.

На Западе семья Зиновьевых остановилась сначала во Франкфурте, потом в Мюнхене.

Ему было тогда 56лет. Трудно представить, что значит в таком возрасте оказаться вне своей среды и вне своего мира? Казалось, он был просто там не нужен. Работать приходилось много. Вместе с женой Ольгой и дочерьми Полиной и Ксенией (младшая дочь родилась за границей), Александр Зиновьев много ездит по свету, дает лекции, но в России с тех пор не бывал. Было, конечно, и признание, и громкие престижные премии. Они давали только престиж, а не материальный достаток, прожить на них было нельзя. Ольга Миронова стала правой рукой мужа. Она закончила философский факультет московского университет, а в Германии- Гетте- институт и академию менеджмента. Ольга Миронова всегда была главным помощником мужа- его ассистентом, секретарем, защитником, редактором. Причем всегда все делала высококачественно, серьезно, профессионально. Она – организатор его выставок. Ее заботами к 80-летнему юбилею А.А. Зиновьева вышла книга воспоминаний о нем. Когда за границей вышла первая книга философа и публициста Александра Зиновьева, его жена редактировала это издание, впрочем, как и все последующие, а вышло их более сорока.

На первой конференции в 1978 А.Зиновьев сказал: «Я не считаю Запад царством свободы, я не считаю СССР царством рабства. Я не считаю себя жертвой режима. Я считаю режим своей жертвой. Режиму от меня досталось больше, чем мне от него». После этого пошло в газетах: «Зиновьев без маски», «Зиновьев – агент КГБ»[8].

Являясь русским человеком и русским писателем, Зиновьев писал, прежде всего, для России. Он тяжело переносил то, что на Родине его книги по-прежнему оставались невостребованными. Его идеи, мысли, как и раньше, не доходили до России, и, прежде всего, до провинциальной глубинки[9]. Единственное, на что можно рассчитывать – это редкие отрывочные публикации в литературных журналах или газетное интервью.

В одном из интервью в 1993 году в Мюнхене корреспондент газеты «Труд» Р.Колчанов называет А Зиновьева сердитым собеседником.[8] Взгляды и суждения Александра Александровича в оценках той социальной системы, с которой он столь резко конфликтовал, так и западной модели развития, неожиданные и парадоксальные. Можно найти немало поводов для споров.

А Зиновьев не считал западную экономику и политическую систему абсолютным благом, земным раем. Пороков здесь более чем достаточно. Но это лучшее на данном отрезке истории. Возможно ли применить подобную систему в России? Абсолютно невозможно, по мнению А Зиновьева. Сейчас я понимаю, что дело здесь не в таланте и трудолюбии, оказывается.

«Причин много, - утверждает философ. – Главные из них – человеческий материал, исторические традиции, геополитическая ситуация в мире, та роль, которая отводится ныне Западом России. Западным людям не нужно царя, полиции, жандармских отделений. Всё это они имеют в самих себе. Западное общество создавали люди с высокой способностью к самоорганизации, самодисциплине. Способность к самоорганизации народов, населяющих Россию, крайне низкая.[9] Для западных народов характерна организация снизу, для российских – сверху. Российская история – это в основном история государственности, установления форм организации сверху.»[10]

Тогда, пятнадцать лет назад, писатель не видел в России сил, способных привести её к нормальной жизни. По его мнению, в стране нет чувства гражданской ответственности за будущие поколения. Некогда гордость русской нации – интеллигенция выглядит просто неспособной к протесту и сопротивлению. Запад не удовольствуется сбором дани, как когда-то наши поработители-татары, его целью было и остаётся обессилить, колонизировать Россию, держать её на исторических задворках.

2.3. Возвращение. «Есть Родина –сказка. Есть Родина – быль».

Бесконечная череда-

Поезда, самолеты, отели.

Промелькнули, прошли, пролетели

Города, города, города.

Убеждаемся скоро мы,

Что тоскливо в них так, хоть вой.

Что хватило бы нам с лихвой

Костромы, Костромы, Костромы.

В последние годы перед возвращением домой (декабрь 1999год) он часто говорил, что познал Запад, как облупленное яйцо, что интереснее в данный момент изучать посткоммунистические процессы в России. С тем и вернулся.[8][11]

«Мы покинули Россию 6 августа 1978 года и вернулись обратно 30 июля 1999года, прожив, таким образом, вне Родины 21 год (без одной недели).[12] Интересно, что сразу после того, как мы покинули Россию, я стал страдать приступами депрессии. И страдал ими все годы жизни в эмиграции, порою в очень сильной форме. Как только наш самолет, на котором мы вернулись в Россию, приземлился на московском аэродроме ,на русской земле, депрессия полностью исчезла. И хотя в нашей жизни в России за годы после возвращения было немало огорчений, состояние депрессии у меня не возникало ни разу[8]

Первый вопрос, который мне задали журналисты в Москве, был о том, почему я вернулся. Я ответил: «Мой народ оказался в страшной беде. Я вернулся, чтобы разделить с ним его историческую судьбу»[13].

В интервью, которое дал философ А.Зиновьев в 2004 году , он считал, что Запад отыгрывается на поверженной России. События сегодняшних дней подтверждают его слова.

«В правящих кругах западного мира – и в политических, и в идеологических – выработана долговременная программа, в которую входило, во-первых, разрушение советского социалистического строя, ликвидация коммунизма. Но на этом не останавливались[14]. Ставилась задача довести Россию – уже вне зависимости, коммунистическая она или нет – до такого состояния, чтобы она никогда уже не могла подняться на свой прежний уровень – на уровень великой державы». Так смело утверждает писатель. Далее Александр Александрович размышляет о том, что русские во многих отношениях, во многих сферах творчества очень одарённый народ. За кратчайший период – всего за 70 лет – внесли в мировую культуру столько, сколько не смог ни один народ никогда. И в таких трудных условиях. Россия может выжить только за счёт того, что мы переумним Запад. Сейчас интеллект – именно государственный, общественный интеллект – играет решающую роль. Гораздо более важную, чем ядерные бомбы и ракеты»[11]

Я уверена, а этой уверенностью заразил меня А.А.Зиновьев, что для русского народа нет предела в адаптации к техническому прогрессу и что будущее России – великая держава со свежим взглядом на реальность.

2.4. Произведения А.А.Зиновьева.

Как писатель А. Зиновьев в 1990-х годах только - только открывается отечественному читателю.

За время вынужденной эмиграции Александр Александрович написал 35 книг, которые переведены на 22 языка. Его читают Франция, Германия, Италия, Америка. Книгу «Зияющие высоты», которую сам Александр Зиновьев считал «открытием», а все последующие: «Светлое будущее», «Гомо- советикус», « Иди на Голгофу», «Пара- беллус», «Катастройка 1987»- развитием идеи романа. Лучший в этой чреде, пожалуй, роман «Желтый дом», изданный в Лозанне в 1980 году. Стоит упомянуть и о «Смуте» - романе, посвященном времени правления М. Горбачева.[15]

«Зияющие высоты»... Неслучайно Леонид Греков, готовивший книгу к изданию, назвал ее «зияющими высотами западнизма». Книга о том, что складывается уже сегодня и что имеет шансы сталь феноменом будущего столетия. Герои этого романа жили в придуманном городе, прототипом которого был Ульяновск (ныне Симбирск), в этом городе жил и живет его сын- Владимир Александрович - исполняющий обязанности начальника отдела ведомственной охраны Засвияжского РОВД, у которого на подходе было капитанское звание. Но он был вынужден уйти из милиции. Сейчас он работает на автозаводе. Пострадал сын. А отец тем более. Автор «Зияющих высот» остался без работы, без учеников, без званий и наград. [15].

Две книги: «Гомо- советикус» и «Пара- беллум», объединённые под одной обложкой, повествуют о положении нашего общества, подталкиваемого тогдашним институтом власти к пропасти. Эти произведения учат высокой гражданственности, дышат любовью к Родине[17]. Хотя в этих произведениях много сатирического и юмористического, доминирующей является всё же душевная драма человека, вырванного из его естественной среды.

«Исповедь отщепенца»[18] - не только увлекательный рассказ об удивительной судьбе человека, жизнь которого была полна драматических, порой невероятных событий и приключений, - это ещё и увлекательно изложенный философский и социологический анализ нескольких десятилетий советской истории.

А.Зиновьева называли «отщепенцем» в СССР, но «отщепенцем» он был и на Западе. Похоже, и в среде тех, кто называет себя «новой российской элитой», ему не избавиться от этого ярлыка.[18]

Одно дело – совершить отдельный кратковременный поступок, требующий мужества, и пережить кратковременную трудность[16]. И другое дело – прожить жизнь так, как будто она и есть твой единственный поступок, требующий мужества и терпения. Свою жизнь А.Зиновьев воспринимал как один поступок, растянувшийся на несколько десятков лет.

Философ не боится в своих суждениях идти вразрез с устоявшимся общественным мнением и пристрастно отстаивать свою точку зрения.

Интересны и правдивы, по-моему, его слова из «Исповеди».

«Произошло слияние государственных, хозяйственных и уголовных структур в одну, получившую название мафии. Это есть новая социально-политическая система, какую в малых масштабах можно было видеть в уголовно-диктаторских режимах вроде режимов Маркоса, Дювалье и т.п. в России это называют черным пределом или беспределом[17]. Россия вернулась к тому, от чего ушла в 1917 году, - к резкому разделению общества на богатых и бедных, на господ и слуг. Правда, с одним существенным различием: раньше господами была наиболее грамотная часть общества, наиболее культурная, наиболее развитая интеллектуально и нравственно, а теперь в господах прямая их противоположность, располагающая баснословными суммами денег, награбленных у общества. Такого ущемления национального достоинства русского народа, как теперь, не было со времен татаро-монгольского ига.[17]

Труд перестал быть делом чести.

Разрушается система образования.[18]

Вместе со страной нищает школа. Здания годами не ремонтируются.!»[18]

К великому сожалению, читающая Россия мало знакома с творчеством нашего земляка.

3. Выводы. «Жизнь после жизни» Прах развеян. Память - никогда.

Итак, Александр Александрович - великий человек, самобытный...

«Когда потеплеет», постараюсь приехать»,[7][8] - когда-то так ответил учёный на пожелание писателя Костромы Е. Зайцева увидеть его на родине. Что хотел сказать он этой фразой? О каком тепле идет речь - о природном или политическом? Стоит только догадываться. Но он приехал.

Исследовательский центр, созданный в1999 году, руководителем которого был А.А.Зиновьев до мая 2006 года, работает. Одно из главных направлений центра, по словам Ольги Мироновны Зиновьевой, теперь она стала директором центра имени А.А.Зиновьева, - ежегодная подготовка к Зиновьевским чтениям. В 2007 году они проходили на территории Московского гуманитарного университета. В 2008 году, по приглашению ректора МГУ, международные чтения состоялись в Московском государственном университете. Политики, дипломаты и журналисты со всего мира съехались на это мероприятие.

Отрадно и то, что представители Исследовательского центра имени А.А.Зиновьева в 2008 году посетили нашу область, с губернатором И.Слюняевым обсудили возможность проведения Зиновьевских чтений на костромской земле. На встрече также было решено, что в 2009 году в нашем Чухломском районе, на родине А.А.Зиновьева, будет возложен памятный камень. А на месте деревушки Пахтино, которой уже нет на карте, возведут часовню и создадут заповедной центр.

Теперь я точно знаю, что мысли учёного, дела учёного живы. Обозначены перспективы дальнейшего сотрудничества центра с нашей областью. 31 октября 2008 года на территории КГУ им. Некрасова был заложен первый камень в основание памятника А.А.Зиновьева. Через год на этом месте состоится открытие самого памятника.

Этот материал интересен учащимся 7, 8 классов на уроках региональной литературы.????????

4. Список литературы

1. «Наш земляк», г-та «Вперед», г. Чухлома, 14. 04. 1992 г.

2. Тихомирова Е. П., «Трудная счастливая семья», «Наш календарь»/ к 70-летию со дня рождения А.А. Зиновьева/ г-та «Вперед», 29.10.92

3. Базанков М.Ф., «судьба русского зарубежья» с публикацией стихотворения А.А. Зиновьева «Родина», г-та «Литературная Кострома», № 9 за 1991 г., стр. 9-10

4. Зайцев Е.С., «Таланту русскому везде трудно», г-та «Костромской край», 04.02.95 г.

5. Медведев Ф., «Падение с зияющих высот», ж-л «Родина», № 8 за 1990 г., стр. 21-25

6. Ионин Л., «Ответ Александру Зиновьеву», ж-л «Новое время», № 4, 19.01.1990 г., стр. 43

7. Зайцев Е.С., «В Мюнхен к земляку», г-та «Костромской край», 28.01.95 г.

8. Зайцев Е.С., «В Мюнхен к земляку», г-та «Вперед», г. Чухлома, 09.02.95 г. / перепечатка из газеты «Костромской край»/ 1995. – 28 янв.

9. Большаков В., «Доза горького лекарства», г-та «Правда», 06.06.1990 г., стр.8

10. Данилин Ю., «Моя жизнь как эксперимент», «Литературная газета», № 51, 16.12.1992 г., стр. 11

11. Зиновьев А.А., «Я хочу рассказать вам о западе», Москва.1999 г.

12. Захаров М., «Возвращайся, браток», г-та «Комсомольская правда», 09.04.90 г. /первый отклик на статью в «КП» от 15.09.90 г./

13. «Мы хотим рассказать вам о СССР», г-та «Комсомольская правда», 24.10.90г. /отклики на статью в «КП» от 15.09.90 г./

14. « Как нам жить в СССР» г-та «Комсомольская правда», 08.11.90 г., /отклики на статью в «КП» от 15.09.90 г./

15. Кучкина О., «Мы одни и жизнь одна», г-та «Комсомольская правда», 05.03.91 г., стр. 4 /отклики на статью в «КП» от 15.09.90 г./

16. Вирабов И. «Сын «антисоветчика» в тылу перестройки», г-та «Комсомольская правда», 09.04.91 г.

17. А. Зиновьев, «Гомо-советикус» и «Пара беллум» Московский рабочий, 1991 г.

18. А. Зиновьев, «Исповедь отщепенца», Москва, «Вагриус», 2005 г.

Приложение

Международные премииЛауреат Премии Медичи (1978 г.)

  • Единственный русский лауреат премии Alexis de Tocqueville Prize (Премия в области социологических исследований, 1982 г.)
  • Лауреат Премии Tevere (г. Рим, 1992 г.)

Членство в академиях

  • Иностранный член Финской академии наук (1974 г.)
  • Иностранный Член Римской академии наук
  • Иностранный Член Баварской академии изящных искусств (1984)
  • Член Российской академии социальных наук
  • Вице-президент Академии российской словесности
  • Член Международной академии наук Евразии

Почетные звания

  • Почетный гражданин города Авиньон (Avignon, 1986 г.)
  • Почетный гражданин Костромской области (2008 г., посмертно)
  • Почетный гражданин города Равенна (Ravenna, 1984 г.)
  • Почетный гражданин города Оранж (Orange, 1986 г.)
  • Почетный профессор Университета Сантьяго де Чили
  • Почетный профессор Московского гуманитарного университета
  • «Человек года — 2001» («За выдающуюся просветительскую деятельность» в номинации «Культура», Русский биографический институт)

Научные звания и должности

  • Доктор философских наук (1960 г.)
  • Профессор философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
  • Профессор Мюнхенского университета
  • Профессор Литературного института им. М. Горького

Государственные награды

  • Орден «Красной Звезды»
  • Орден «Октябрьской Революции»

Общественные награды

  • «Звезда Московского Университета» («За служение Истине», 2005 г.)
  • Медаль «250 лет МГУ» (2005 г.)
  • Медаль «Никиты Моисеева» (Московский гуманитарный университет, 2002 г.)
  • Медаль «Пушкина» («Ревнителю Просвещения», Академия российской словесности)
  • Медаль «Виктора Розова» («За вклад в отечественную культуру», 2001 г.)
  • Медали «65 лет обороны Москвы»
  • Медали «65 разгрома немецко-фашистских войск под Москвой» (ЦК КПРФ)
  • Медали «60 лет взятия Берлина» (Межрегионального общественного фонда «Памяти народа»)
  • Медаль «50-летия „За нашу Советскую Родину“»
  • Орден Академии безопасности и правопорядка
  • Медаль «850 лет Костромы»

Основные работы

Научные труды

  • Зиновьев А. А. Логическое строение знаний о связях // Логические исследования . — М.: 1959.
  • Зиновьев А. А. Следование как свойство высказываний о связях // Научные доклады высшей школы. Философские науки . — 1959. — № 3.
  • Зиновьев А. А. Об одной программе исследования мышления // Доклады АПН РСФСР . — 1959. — № 2.
  • Зиновьев А. А. О логической природе восхождения от абстрактного к конкретному // Философская энциклопедия . — 1960. — Т. 1.
  • Зиновьев А. А. К вопросу о методе исследования знаний (высказывания о связях) // Доклады АПН РСФСР . — 1960. — № 3.
  • Зиновьев А. А., Ревзин И. И. К определению понятия связи // Вопросы философии . — 1960. — № 1.
  • Зиновьев А. А. К определению понятия связи // Вопросы философии . — 1960. — № 8.
  • Зиновьев А. А. Об основных понятиях и принципах логики науки // Логическая структура научного знания . — М.: 1965.
  • Зиновьев А. А. Философские проблемы многозначной логики. — М.: 1960.
  • Зиновьев А. А. Логика высказываний и теория вывода. — М.: 1962.
  • Зиновьев А. А. Основы логической теории научных знаний. — М.: 1967.
  • Зиновьев А. А. Очерк многозначной логики. — М.: 1968.
  • Зиновьев А. А. Логическое следование. — М.: 1970.
  • Зиновьев А. А. Комплексная логика. — М.: 1970.
  • Зиновьев А. А. Логика науки. — М.: 1971.
  • Зиновьев А. А. Логическая физика. — М.: 1972.
  • Зиновьев А. А. Нетрадиционная теория кванторов. — М.: 1973.
  • Зиновьев А. А. Логика классов (множеств). — М.: 1973.
  • Зиновьев А. А. Очерк эмпирической геометрии. — М.: 1975.
  • Зиновьев А. А. Полная индукция и Последняя теорема Ферма. — 1979.
  • Зиновьев А. А. Очерки комплексной логики. — М.: 2000. — 560 с. — ISBN 5-8360-0125-1
  • Зиновьев А. А. Восхождение от абстрактного к конкретному (на материале Капитала К. Маркса). — М.: 2002. — 312 с. — ISBN 5-201-02089-5
  • Зиновьев А. А. Логическая социология. — М.: Социум, 2006. — 260 с.

Социологические романы и повести

  • Зияющие высоты (1976)
  • Светлое будущее (1978)
  • В преддверии рая (1979)
  • Без иллюзий (1979)
  • Коммунизм как реальность (1980)
  • Мы и Запад (1981)
  • Гомо советикус (1982)
  • Пара беллум (1982)
  • Ни свободы, ни равенства, ни братства (1983)
  • Нашей юности полёт (1983)
  • Запад (1995)
  • Горбачевизм (1988)
  • Смута (1994)
  • Русский эксперимент (1994)
  • Русская трагедия (гибель утопии) (2002)