Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 19

 

Поиск            

 

Исполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций и Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения Distr.: General

 

             

Исполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций и Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения Distr.: General

[Start1]


Ежегодная сессия 2006 года

12–23 июня 2006 года, Женева

Пункт 16 предварительной повестки дня

ЮНФПА — Внутренняя ревизия и надзор

Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения

Деятельность ЮНФПА в области внутренней ревизии и надзора в 2005 году

Доклад Директора-исполнителя

Содержание

Стр.

I. Введение..................................................................

2

II. Деятельность в области внутренней ревизии и обзора

2

III. Управление рисками в ЮНФПА...............................................

11

IV. Анализ и тенденции по категориям рисков.......................................

15

V. Заключение...............................................................

20

VI. Рекомендация..............................................................

22

Приложения...............................................................

23

I. Введение

1. Во исполнение решений 2004/17 и 2004/39 о рамках для решения вопросов, поднятых в докладах о внутренней ревизии, а также просьбы, высказанной Исполнительным советом на его второй очередной сессии в 1996 году, Директор-исполнитель с удовлетворением представляет Совету краткий обзор деятельности ЮНФПА в области внутренней ревизии и надзора в 2005 году.

2. В ходе своей ежегодной сессии 2005 года Исполнительный совет настоятельно призвал ЮНФПА положить в основу своей деятельности по обеспечению надзора и подотчетности корпоративную модель оценки факторов риска и создать в своих ревизорских службах подразделения оценки риска. В решении 2005/19 Совет также призвал ЮНФПА укрепить систему анализа результатов ревизий; национального исполнения проектов; и последующих мер, принимаемых руководством проектов с учетом замечаний и рекомендаций ревизоров.

3. В ответ на данную просьбу Исполнительного совета в настоящем докладе о деятельности в области внутренней ревизии и надзора излагается новая структура, позволяющая проводить перспективный анализ совокупности рисков, с которыми сталкивается ЮНФПА. В этом докладе определяется переход от традиционного перечисления выводов ревизий к определению рисков и анализу тенденций. Цель данного нового формата заключается в предоставлении Исполнительному совету инструмента, способствующего выявлению рисков и мер, принятых организацией с целью их минимизации, а также последующему осуществлению рекомендаций. Данный переход сопряжен с двумя трудностями: являясь первым в серии перспективных анализов, настоящий доклад не может охватывать полностью временнÏе ряды, поскольку многие переменные величины не измерялись в прошлом; во‑вторых, данный доклад основывается на управлении рисками, т.е. методе, который, будучи недавно внедренным в ЮНФПА, потребует определенного процесса познания и адаптации к культуре, сложившейся в рамках всей организации.

II. Деятельность в области внутренней ревизии и обзора

A. Деятельность в 2005 году

4. С 2003 года ЮНФПА неуклонно увеличивал число проведенных ревизий и изданных докладов о ревизиях (см. диаграмму 1). В 2005 году Отдел служб надзора ЮНФПА (ОСН) провел 32 внутренние ревизии.


Диаграмма 1

Число ревизий, проводимых ежегодно


5. В 2005 году согласно решению 2005/19 Исполнительного совета ОСН провел две ревизии в штаб-квартире. В ходе одной ревизии был проведен обзор процесса перехода от предыдущей финансовой системы, называвшей Комплексной системой управленческой информации (ИМИС), к новой системе, именуемой системой «Атлас». Другая ревизия касалась Сектора гуманитарной помощи Фонда.

6. Деятельность в области внутренней ревизии и обзора, осуществлявшаяся в течение 2005 года, включала следующее:

a) управленческие ревизии в 17 отделениях (12 — в Африканском регионе, одна — в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна, две — в регионе арабских государств и Европы и две — в Азиатско-Тихоокеанском регионе);

b) обзор выборки, состоящей из 211 докладов о ревизиях и охватывающей деятельность в 2004 году в отношении проектов, осуществляемых правительствами и неправительственными организациями при содействии со стороны Сектора ревизионных служб ЮНФПА и помощи со стороны консультанта;

c) ревизии по контрактам в шести страновых отделениях в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в семи страновых отделениях в регионе арабских государств, Европы и Центральной Азии.

7. В 2005 году было вынесено 1380 рекомендаций. В таблице 1 ниже приводится информация о числе этих рекомендаций с разбивкой по категории риска и уровня воздействия (высокий, средний или низкий).

Таблица 1

Рекомендации по уровню риска

Категория риска

Высокий

Средний

Низкий

Итого

Процесс

463

556

63

1 082 (78%)

Технология и системы

41

68

0

109 (8%)

Люди

49

52

4

105 (8%)

Взаимоотношения

23

27

1

51 (4%)

Внешние факторы

12

20

1

33 (2%)

Итого

588 (43%)

723 (52%)

69 (5%)

1 380 (100%)

B. Ревизии в страновых отделениях

8. Тенденции в отношении рекомендаций по итогам ревизий, вынесенных в 2003, 2004 и 2005 годах, а также разбивка по категории излагаются в диаграмме 2.

Диаграмма 2

Рекомендации по итогам ревизий в разбивке по категории


9. Диаграмма 2 показывает, что в распределении рекомендаций по итогам ревизий в разбивке по категории в течение последних трех лет не произошло какого-либо существенного изменения.

10. Из 26 докладов, изданных в 2005 году, уровень внутреннего контроля и соблюдение финансовых, административных и программных требований были признаны удовлетворительным в трех отделениях, частично удовлетворительным — в 19 отделениях и неудовлетворительным — в четырех отделениях. В диаграмме 3 приводится разбивка рейтингов ревизий по региону и году. Она показывает, что два региона подвергаются бόльшим рискам. Такая бόльшая уязвимость обусловливается главным образом исполнением программ партнерами и вариантами перевода наличных средств. Эта периодически возникающая проблема вызывает озабоченность, поскольку она способствует возникновению финансовых рисков, а также низкому рейтингу внутренних ревизий в страновых отделениях. В некоторых случаях руководители должны учитывать возможные расходы на осуществление программ посредством прямого исполнения и платежа и при этом сотрудничать с другими органами Организации Объединенных Наций в целях наращивания местного управленческого потенциала. В нижеследующем разделе о национальном исполнении (НИ) для рассмотрения предлагаются некоторые перспективы.


Диаграмма 3

Разбивка рейтингов ревизий по географическим отделам[1]


C. Ревизии проектов, исполняемых на национальном уровне

11. В 2005 году ЮНФПА получил доклады о ревизиях проектов НИ в отношении расходов на сумму 86 875 334 долл. США, составляющих 77 процентов от общего размера расходов, понесенных в связи с проектами, осуществляемыми правительствами и неправительственными организациями. ОСН провел обзор докладов о ревизиях только в отношении года, закончившегося 31 декабря 2004 года, поскольку доклады за год, закончившийся 31 декабря 2005 года стали представляться в марте 2006 года. Основная трудность заключается в том, что надежность текущих процессов национального исполнения не улучшается с течением времени. В 2004 году 32,7 процента всех полученных докладов об НИ были надлежащими по сравнению с 29,6 процента в 2003 году. Существуют две категории рисков при НИ: одна категория относится к внешним рискам, а другая категория — к процессу ревизий НИ, причем обе категории являются взаимосвязанными: первая категория сопряжена с функцией качества управления со стороны участвующих партнеров, т.е. параметр, в отношении которого система Организации Объединенных Наций мало что может сделать; вторая категория касается способности и возможности страновых отделений ЮНФПА обеспечивать проведение ревизий в отношении качества НИ.

12. В диаграмме 4 приводится обзор ревизий качества НИ. Страновые группы ЮНФПА не всегда обладают потенциалом для управления процессом проведения ревизий НИ или не могут полагаться на качество ревизий, проведенных с привлечением местных специалистов. Из 211 докладов о ревизиях за 2004 год, в отношении которых были проведены обзоры и оценка и которые охватывают 44 страны, отмечались лишь незначительные улучшения по сравнению с 2003 годом (см. диаграмму 5) с точки зрения адекватности плана и охвата ревизий, адекватности оценки страновыми отделениями докладов о ревизиях, а также планов действий.

13. Не следует игнорировать воздействие рисков, связанных с НИ. Согласно оценкам, в отношении приблизительно 4 процентов общей суммы расходов на НИ не может быть представлена какая-либо отчетность. Основные причины этого, которые были выявлены ревизорами процесса НИ, связаны с проблемами в национальном исполнении, такими, как чрезмерные расходы или недостаточная документация, отсутствие согласованности отчетов, занижение или завышение затрат или неправильная таблица расчетов. Именно по этой причине организация планирует расширить управление рисками и провести обзор эффективности новых способов перевода наличных средств, принятых органами Исполнительного комитета Группы Организации Объединенных Наций по вопросам развития (ГООНВР).

Диаграмма 4

Оценки НИ за 2004 год


Диаграмма 5

Оценки НИ за 2003 год


D. Предложение частным сектором услуг на безвозмездной основе

14. В марте 2005 года Организация Объединенных Наций, включая ее фонды, программы и специализированные учреждения, подписала с компанией «ПрайсуотерхаусКуперс» соглашение об использовании на безвозмездной основе услуг специалистов в объеме 8000 часов. Такие услуги специалистов были предложены для оказания содействия усилиям по усилению отчетности и транспарентности использования взносов, полученных по линии чрезвычайного призыва о ликвидации последствий цунами. Это соглашение является первым крупным соглашением о предоставлении на безвозмездной основе услуг между Организацией Объединенных Наций и частным сектором, преследующим прямо выраженную цель улучшения транспарентности и отчетности.

15. ЮНФПА было выделено 1000 часов услуг специалистов, и Фонд задействовал компанию «ПрайсуотерхаусКуперс» для предоставления двух услуг: управление рисками и анализ данных ревизионно-бухгалтерских экспертиз.

Управление рисками

16. Это мероприятие было сопряжено с оценкой уязвимых мест ЮНФПА с финансовой, репутационной и оперативной точек зрения и принятием мер, необходимых для их устранения. ЮНФПА сделал первый шаг, который был сопряжен с составлением матрицы, выделяющей основные риски, с которыми сталкивается организация. В этом процессе приняли участие старшие сотрудники ЮНФПА из всех департаментов.

17. В ближайшее время ЮНФПА предпримет второй шаг, который сопряжен с тестированием мер контроля, принимаемых для смягчения выявленных рисков; определением степени адекватности таких мер контроля; и вынесением рекомендаций в отношении их дальнейшего усиления.

Анализ данных ревизионно-бухгалтерских экспертиз

18. Компания «ПрайсуотерхаусКуперс» использует принадлежащее ей программное обеспечение для анализа данных, полученных в рамках системы «Атлас» ЮНФПА (в пострадавших от цунами странах), с целью выявления возможных случаев мошенничества, неправильных действий и других нарушений. ЮНФПА осуществляет этот процесс совместно с ПРООН в целях экономии человеко-часов, а также по той причине, что система «Атлас» используется совместно с этим учреждением. С учетом объема информации и времени, потраченного компанией «ПрайсуотерхаусКуперс» на то, чтобы понять системы ЮНФПА, первый этап этого процесса был завершен лишь недавно.

E. Межучрежденческое сотрудничество и согласование

19. ЮНФПА участвовал в деятельности рабочих групп, занимающихся механизмами надзора в отношении согласованных способов перевода денежных средств, целевых фондов с участием многих доноров, а также сотрудничества и финансирования с участием таких международных организаций, как Европейский союз и Всемирный банк. По просьбе Исполнительного совета ПРООН, ЮНФПА, ЮНИСЕФ и ВПП продолжали изучать общие способы стандартизации рейтингов ревизий на основе управления рисками.

F. Комитет по надзору

20. Директор-исполнитель принял решение о дальнейшем усилении процедур надзора ЮНФПА посредством назначения комитета по надзору в составе пяти независимых членов с кругом ведения, соответствующим стандартам промышленности и указаниям Генерального секретаря. Комитет по надзору будет выносить Директору-исполнителю рекомендации в отношении:

a) стратегических процессов осуществления контроля над рисками и управления, а также механизма внутреннего контроля, включая защиту информационных технологий и контроль над ними;

b) политики в области отчетности, финансовых ведомостей и годового доклада о работе организации, включая процесс обзора финансовых ведомостей до их представления Комиссии ревизоров Организации Объединенных Наций, масштабность выявленных ошибок и письмо руководства, препровождающее такие финансовые ведомости Комиссии ревизоров Организации Объединенных Наций;

c) планируемой деятельности и результатов работы органов внутреннего и внешнего надзора;

d) любых значительных недостатков в структуре или действии мер внутреннего контроля или существенных слабых мест в них, а также любых случаев мошенничества, к которому причастны руководители или другие сотрудники;

e) адекватности реагирования руководителей на проблемы, выявленные в результате ревизионной деятельности, включая замечания и рекомендации Комиссии ревизоров Организации Объединенных Наций;

f) гарантий, касающихся требований корпоративного управления в интересах организации;

g) предложений, касающихся конкурсной закупки либо услуг в области внутренней ревизии, либо услуг, не связанных с проведением ревизии, у подрядчиков, которые предоставляют услуги по проведению ревизий.

21. В этих целях Комитет по надзору управомочен:

a) выносить рекомендации в случае разногласий между руководителями и надзорными органами;

b) предварительно одобрять все услуги по проведению ревизий;

c) с согласия Директора-исполнителя сохранять в своей структуре внешнего консультанта или лиц, обладающих специальной компетентностью, в случае необходимости;

d) запрашивать любую необходимую ему информацию у сотрудников, всем из которых предписано выполнять просьбы Комитета, или внешних сторон;

e) предлагать любому должностному лицу организации оказывать Комитету содействие в обсуждении им любого конкретного вопроса;

f) проводить, по мере необходимости, встречи с сотрудниками ЮНФПА, членами Комиссии ревизоров Организации Объединенных Наций или внешним консультантом.

22. Методы работы Комитета по надзору будут рассмотрены вновь после завершения всеобъемлющего обзора мероприятий в области управления в рамках Организации Объединенных Наций и ее фондов, программ и специализированных учреждений.

G. Деятельность по выявлению случаев мошенничества и борьбе с ним

23. В 2005 году ЮНФПА предпринял ряд инициатив в области деятельности по выявлению случаев мошенничества и борьбы с ним. Эти инициативы включают следующее:

a) была разработана политика, предполагающая информирование сотрудников организации о необходимости абсолютно нетерпимого отношения к случаям мошенничества и другим серьезным нарушениям этических норм. Кроме того, руководством было распространено циркулярное письмо, касающееся мошенничества и содержащее описание финансовой ответственности и обязанностей всех сотрудников;

b) на веб‑сайте ЮНФПА (www.unfpa.org) была установлена онлайновая линия доверия для информаторов. Эта услуга позволяет и сотрудникам, и представителям общественности анонимно сообщать о любых правонарушениях, касающихся ЮНФПА, для проведения последующего расследования;

c) с участием представителей международных частных аудиторских компаний было проведено обсуждение вопросов осуществления эффективной с точки зрения затрат программы борьбы с мошенничеством и методологии такой борьбы в рамках ЮНФПА, что соответствует оптимальным видам практики Комитета спонсорских организаций Комиссии Трэдуэя. Просьба внести свои предложения будет направлена этим компаниям в середине 2006 года.

H. Укомплектование штатов

24. ОСН состоит из двух секторов: a) Сектора по надзору и оценке и b) Сектора ревизионных служб. Степень укомплектования штатов отражена в таблице 2 ниже. В число утвержденных должностей в Секторе по надзору и оценке входят одна должность начальника, четыре должности консультантов по оценке и две должности вспомогательных сотрудников, а в Секторе ревизионных служб имеются одна должность начальника, пять должностей специалистов по ревизии в штаб-квартире и две должности таких специалистов в страновых отделениях в Африке, а также две должности вспомогательных сотрудников.

Таблица 2

Укомплектование штатов по состоянию на 31 декабря 2005 года

Функциональное название должности

Утверждено

Занято

Вакантно

Директор и руководители

3

2

1

Специалисты по ревизии в штаб-квартире

5

4

1

Специалисты по ревизии на местах

2

2

0

Консультанты по оценке

4

3

1

Вспомогательные сотрудники

5

5

0

Итого

19

16

3

25. В течение первого квартала 2005 года к работе в ОСН приступили два специалиста по ревизии, тогда как другой специалист уволился в третьем квартале. В настоящее время осуществляется процесс найма на работу начальника Сектора по надзору и оценке/заместителя Директора и консультанта по оценке, который должен быть завершен к четвертому кварталу 2006 года. Для обеспечения большей эффективности своей деятельности отделу потребуются один дополнительный специалист по ревизии и один специалист по расследованиям.

I. Развитие потенциала в области управления рисками

26. В качестве части мер по непрерывному развитию профессиональных навыков сотрудников Сектор ревизионных служб обеспечил для своих сотрудников подготовку по вопросам использования программного обеспечения для проведения ревизий с целью повышения эффективности процесса ревизий, а также по вопросам управления рисками, с которыми сталкивается организация. Кроме того, сотрудники в течение двух дней посещали учебные занятия, посвященные основам мер борьбы с мошенничеством и проведенные с участием компании «ПрайсуотерхаусКуперс» в сентябре 2005 года, и прошли дополнительную подготовку без отрыва от работы по вопросам, касающимся программного обеспечения системы «Атлас». Два специалиста по ревизии, которые приступили к работе в 2005 году, также участвовали в учебных занятиях для руководителей операций, организованных в августе 2005 года. Все специалисты по ревизии прошли подготовку по вопросам использования программного обеспечения ACLTM .

27. Используя упреждающий и превентивный подход, ОСН способствовал проведению занятий во время учебной подготовки руководителей операций и представителей ЮНФПА, организованной Сектором обучения и профессиональной подготовки Фонда; обеспечивал консультирование страновых отделений и подразделений штаб-квартиры по вопросам принятия последующих мер по итогам ревизий и требованиям ревизий в отношении проектов НИ; и организовывал брифинги для представителей ЮНФПА. Отдел также оказывал содействие разработке политики и процедур и проводил регулярные консультации в ходе обзора систем и процедур мер внутреннего контроля. Кроме того, сотрудники принимали активное участие в этой деятельности в качестве членов нескольких межучрежденческих рабочих групп, продвигающих инициативы ГООНВР в области упрощения и согласования. Эти рабочие группы обеспечили возможности для межучрежденческого обмена информацией, а также совершенствования мер внутреннего контроля.

III. Управление рисками в ЮНФПА

A. Классификация рисков

28. Цель управления рисками в ЮНФПА заключается в обеспечении оптимального баланса между максимизацией воздействия организации (как это определено в заявлении о целях и предназначении ЮНФПА) и смежными рисками. Максимизация воздействия требует, чтобы организация шла на риск, поскольку она является ведущей в своей области специализации и в работе в неблагоприятных или нестабильных условиях. Этот подход требует, чтобы ЮНФПА признавал риски в качестве части своих операций и минимизировал свое потенциальное негативное воздействие, сопряженное, например, с потерей репутации или способности предоставлять пользователям соответствующие услуги в результате, например, неадекватных или неудачных внутренних процедур или внешних событий.

29. Для целей настоящего и последующих докладов весьма важно, чтобы классификация рисков была структурирована таким образом, чтобы позволять проведение анализа и обеспечивать сопоставимые результаты с течением времени. Категоризация должна осуществляться последовательно и иметь логичный характер. Для большего соответствия своему мандату и оперативным основам ЮНФПА придерживался модели, предложенной Цюрихской группой по стратегическим рискам[2] , которая является измененной моделью Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН)[3] .

30. Пятью категориями рисков являются:

a) люди : случаи потерь в результате действия или бездействия какого-либо лица, которое работает в подразделениях ЮНФПА (штаб-квартира, регионы, страновые отделения);

b) процесс деловых операций : случаи потерь, возникающих в результате проведения ЮНФПА деловых операций;

c) взаимоотношения : случаи потерь, причиненных в результате взаимодействия с пользователями, управленцами или третьими сторонами. Например, эта категория будет охватывать риски, относящиеся к исполнению страновых программ;

d) технология : случаи потерь, возникающих вследствие нарушения авторского права, хищения, сбоя, срыва или иного нарушения в области технологии, данных или информации. Эта категория также включает технологию, которая не удовлетворяет установленным деловым потребностям;

e) внешние факторы : случаи потерь, причиняемых людьми или подразделениями за пределами ЮНФПА (организация не может контролировать их действия).

31. Эта классификация будет принята для осуществления деятельности по управлению всеми рисками посредством использования системного подхода, включая деятельность по надзору, выявление рисков, совершенствование мер контроля над рисками и представление докладов руководящим органам.

B. Модель рисков

32. Цель данной модели рисков заключается в a) проведении анализа форм рисков, с которыми сталкиваются подразделения ЮНФПА, и принятии в связи с этим решения относительно приоритетных задач ревизионных миссий, которые должны быть предприняты в этом году Отделом служб надзора; и b) слежении за всей совокупностью рисков, с которыми сталкивается Фонд. Данная модель рисков, разработанная для отбора мест проведения ревизий в 2006 году, сохраняет свое значение для более частых ревизий более крупных (с точки зрения финансовых расходов) и сталкивающихся с большими рисками подразделений. Эта модель также включает соображения, связанные с финансовым управлением и результатами исполнения программ для укрепления тех подразделений, которые, как представляется, обеспечивают недостаточные результаты исполнения. Количественные аспекты этой модели служат в качестве основы для проведения дальнейшего анализа и дальнейшего обсуждения с участием Комитета по надзору.

33. Модель рисков, использовавшаяся в прошлом году, была рассмотрена и улучшена, с тем чтобы она включала дополнительные показатели таких внешних рисков, как управление и процессы ревизий НИ. Эти показатели предоставляют руководителям возможность для более четкого сосредоточения ограниченных ресурсов на осуществлении надзора в тех органах, которые требуют укрепления. Эта модель будет и далее улучшаться посредством повторяющегося процесса, основывающегося на сборе совокупности данных, и более точной оценки переменных величин. Эта модель будет также и далее расширяться для охвата других органов (отделов и подразделений в штаб-квартире и региональных органов). Перечень переменных величин содержится в приложении 2.

C. Результаты использования модели рисков

34. Использование модели рисков позволяет получить результаты двух видов: a) оценка рисков, присущих какому‑либо органу, на основе 14 отдельных переменных величин, перечисленных в приложении 2; и b) общая оценка на основе обобщения переменных величин в отношении каждой категории рисков.

35. В диаграмме 6 приводится совокупность рисков, с которыми сталкиваются страновые отделения ЮНФПА. Этот инструмент обновляется каждый год для отслеживания изменений в совокупности рисков, с которыми сталкивается ЮНФПА, и планирования ревизионных мероприятий, а также оптимизации использования ресурсов.


Диаграмма 6
Модель рисков — уязвимость страновых отделений

36. Обобщение переменных величин по категориям рисков позволяет данной модели придать каждому риску степень вероятности (т.е. вероятность наступления), степень воздействия (денежный эффект), а также произвести исчисления в отношении обоих параметров для оценки степени уязвимости. Результаты использования этой методологии излагаются в диаграмме 7, т.е. в матрице, показывающей два измерения, а именно воздействие и вероятность.


Диаграмма 7
Совокупность рисков ЮНФПА

37. Каждый круг в диаграмме 7 выше представляет собой категорию рисков, как указывается в приложении 1. Размер каждого круга является пропорциональным «степени уязвимости», т.е. общности всех проявлений данной вероятности по оценочному воздействию в долларах в отношении каждой категории рисков.

38. В диаграмме 7 показаны три круга, отражающие высокие предполагаемые величины: процесс, внешние факторы и взаимоотношения. Для минимизации остаточного риска руководство должно сосредоточиваться на «процессе» и «взаимоотношениях», поскольку ЮНФПА располагает незначительными возможностями воздействия на внешние риски. В отношении и «процесса», и «взаимоотношений» минимизация риска может быть достигнута посредством более тщательного соблюдения правил, положений и процедур ЮНФПА и посредством более тщательного мониторинга авансовых платежей партнерам, а также принятия более надежных мер контроля в управленческих процедурах партнеров. Это получит дополнительное подтверждение в результате анализа данных в разделе ниже.

39. Как отмечается во введении к настоящему докладу, эта модель будет и далее улучшаться по мере продолжения ОСН сбора данных в течение определенного числа лет (сбор стандартных данных) и завершения разработки системного подхода, начатой в 2006 году. Предполагается, что примерно через два-три года ЮНФПА будет в состоянии более точно оценивать вероятность возникновения рисков.

IV. Анализ и тенденции по категориям рисков

40. Распределение замечаний, сделанных в ходе ревизий в 2005 году, по категориям рисков, излагается в диаграмме 8.


Диаграмма 8
Замечания, сделанные в ходе ревизий в 2005 году, по категориям рисков

A. Риски, связанные с процессом

41. Риски, связанные с процессом, определяются как риски, относящиеся к исполнению сделок и к различным аспектам осуществления деловых процессов ЮНФПА, включая программы, продукцию и услуги. Риски, связанные с процессом, в разбивке по областям (см. диаграмму 9) включают следующее:

a) управление программами : риски, относящиеся к мониторингу мобилизации ресурсов, взносов партнеров, бюджетов по проектам, расходов по проектам и авансовых платежей по проектам; процессу разработки и утверждения проектов; подготовке и проведению мониторинга и осуществлению планов оценки; планированию и осуществлению ЮНФПА, партнерами и ревизорами процесса проведения ревизий НИ; процессу завершения проектов; подготовке финансовых отчетов партнерами;

b) общая административная деятельность : риски, относящиеся к процедурам закупок, включая конкурсный отбор и утверждение; оценке поставщиков; поддержанию базы данных, касающихся продавцов; рациональному использованию инвентарных запасов; рациональному использованию транспортного парка; оптимальной организации поездок;

c) кадры и организационная структура : риски, относящиеся к процессу заключения контрактов; оценке деятельности персонала и развитию их навыков; общей организационной структуре; получению указаний от штаб-квар-
тиры;

d) финансы : риски, относящиеся к управлению авансовыми платежами наличных средств; процессам распределения финансовых средств и финансового мониторинга;

e) информационная технология : риски, относящиеся к правам на доступ пользователей к системе «Атлас»; планам принятия мер поддержки и мер в случае стихийных бедствий, а также в целях восстановления.


Диаграмма 9
Разбивка рисков, связанных с процессом, по причинам возникновения

B. Другие риски

Риски, связанные с технологиями и системами

42. Основные области возникновения рисков, связанных с технологиями, в 2005 году перечислены ниже:

Области возникновения рисков, связанных с технологиями

Процентная доля от общего числа
(риски, связанные с технологиями)

Безопасность и обслуживание компьютерных сетей

48

План восстановительных работ после стихийных бедствий и поддержка данных

35

Коммуникационные системы — электронная почта; связь с Интернетом

9

Аппаратная часть информационных технологий

5

Другое

3

Итого

100

43. В мае 2005 года внешними консультантами был подготовлен доклад, содержащий оценку использования системы PeopleSoft («Атлас»), при финансировании со стороны ПРООН, ЮНФПА и ЮНОПС. Особое место в этом докладе было уделено улучшениям деловых процессов. Система «Атлас» позволяет обеспечивать более оптимальный финансовый мониторинг, включая авансовые платежи наличных средств участвующим партнерам, и способствует мониторингу активов ЮНФПА. Вместе с тем в этом докладе также определяются ряд областей, в которых существует, например, необходимость организации дополнительной учебной подготовки для сотрудников, а также некоторые технические вопросы.

Риски, связанные с людьми

44. Основные области возникновения рисков, связанных с людьми, в 2005 году приводятся ниже:

Области возникновения рисков, связанных с людьми

Процентная доля от общего числа
(риски, связанные с людьми)

Процесс своевременного назначения и конкурсного найма персонала

19

Подготовка сотрудников

19

Отчеты об отпусках и посещаемости

10

Специальное соглашение об услугах (ССУ)/Варианты контрактов на предоставление услуг, конкурсный отбор и оценка

10

Описание должностных обязанностей и вопросы, касающиеся организационной структуры

7

Система служебной аттестации и профессионального развития (ПАД)

5

Другое

30

Итого

100

Риски, связанные со взаимоотношениями

45. Основные области возникновения рисков, связанных со взаимоотношениями, в 2005 году перечислены ниже:

Области возникновения рисков, связанных со взаимоотношениями

Процентная доля от общего числа
(риски, связанные со взаимоотношениями)

Соблюдение требований и завершение разработки проектной документации и писем о взаимопонимании

59

Финансовое завершение проектов

8

Общие службы ПРООН

6

Другое

27

Итого

100

Риски, связанные с внешними факторами

46. Основные области возникновения рисков, связанных с внешними факторами, в 2005 году перечислены ниже:

Области возникновения рисков, связанных с внешними факторами

Процентная доля от общего числа
(риски, связанные с внешними факторами)

Коррективы и поправки, связанные с неадекватной отчетностью партнеров

39

Учет и регистрация — например, открытие банковских счетов; подписание планов работы

29

Удостоверение подписей партнеров

14

Обеспечение сохранности и учет активов, подвергающихся риску хищения

14

Другое

4

Итого

100

C. Меры реагирования в связи с рисками

Программа

47. Пересмотренное Руководство по программам и процедурам ЮНФПА обеспечивает, среди прочего, расширенные ориентиры для страновых отделений, касающиеся разработки и мониторинга осуществления планов мобилизации ресурсов. Страновые отделения организуют учебную подготовку для участвующих партнеров по вопросам, касающимся финансовых и административных требований ЮНФПА. Кроме того, во время посещения в целях мониторинга сотрудники страновых отделений проводят обзор финансовых и административных процессов на местах в отношении проектов для обеспечения того, чтобы они отвечали требованиям в целях принятия надлежащих мер внутреннего контроля. Кроме того, ОСН проводит обзор планов действий по осуществлению рекомендаций, вынесенных в ходе ревизий, подготовленных участвующими партнерами с помощью страновых отделений, и представляет замечания в отношении укрепления мер внутреннего контроля, когда это необходимо.

48. Система «Атлас» обеспечивает руководителям страновых отделений дополнительные инструменты для усиления их надзора над бюджетами и расходами по проектам. Уделение большего внимания процессам мониторинга и оценки в Руководстве по программам и процедурам ЮНФПА и наличие в нем более широких рекомендаций в отношении этого процесса, как предполага­ется, позволят уменьшить риски и масштабы недостатков. Новые процессы НИ, начатые органами Исполнительного комитета ГООНВР, осуществляются с начала 2006 года и, как предполагается, позволят уменьшать риски и потенциальное воздействие недостатков ревизий НИ на программу. Для устранения рисков, связанных с завершением проектов, руководителям направляются напоминания об их обязанностях соблюдать процедуры завершения проектов, а система «Атлас» позволяет руководителям осуществлять мониторинг финансовой информации более своевременно. Для повышения качества финансовых отчетов, подготовленных партнерами, страновые отделения обеспечивают непрерывную подготовку для партнеров, однако высокие показатели текучести кадров и большое число вакансий в штате партнеров препятствуют усилиям в этой области.

Людские ресурсы и организационная структура

49. План управления рисками предусматривает в отношении людских ресурсов и организационной структуры следующее:

a) страновые отделения должны пересматривать свои организационные структуры для того, чтобы отразить новую типологию;

b) использование системы служебной аттестации и профессионального развития для обеспечения выполнения требований подтверждается неизменным принятием последующих мер координаторами из Отдела людских ресурсов;

c) подготовка сотрудников страновых отделений включается в стадию планирования системы служебной аттестации и профессионального развития. Отделения должны разрабатывать учебный план в начале каждого года и контролировать его выполнение;

d) отделения должны осуществлять процесс конкурсного найма, подготавливать оценки итогов работы лиц, заключивших контракты на предоставление услуг и специальные соглашения об услугах, а также выполнять требования в отношении представления докладов.

Финансы

50. Финансовые правила и положения Фонда были обновлены в 2005 году. ЮНФПА также разработал основы осуществления внутреннего контроля. Этот документ направлен на оказание страновым отделениям содействия в принятии эффективных мер внутреннего контроля. В нем излагаются многие меры внутреннего контроля, которые считаются полезными для обеспечения сохранности активов организации и которые охватывают широкую совокупность многих компонентов мер внутреннего контроля, включая планирование, мониторинг, связь, разделение обязанностей, индивидуальные полномочия и подотчетность. Этот документ будет издан в 2006 году.

51. Кроме того, руководители операций, которые пришли на работу в 2005 году, прошли двухнедельную подготовку в штаб-квартире и, как предполагается, укрепят управленческий потенциал страновых отделений, а также будут содействовать более последовательному принятию мер контроля на местах.

Технология и системы

52. Исполнительный комитет по проекту «Атлас» в полной мере привержен и участвует в обеспечении поддержки стратегий и видов деятельности, необходимых для выявления и решения текущих проблем, а также обеспечения значительного совершенствования системы «Атлас». Выявленные вопросы классифицируются как: a) вопросы низкой приоритетности, которые не требуют принятия мер в настоящее время; b) вопросы средней или высокой приоритетности (но с низким уровнем сложности), в отношении которых ЮНФПА может принять меры, причем большинство этих вопросов уже были решены; и c) вопросы средней или высокой приоритетности, имеющие высокий уровень сложности и требующие совместных действий ПРООН и ЮНФПА. Были приняты решения и предприняты действия в отношении того, каким образом продолжать процесс урегулирования этих вопросов. Некоторые меры были завершены, однако другие меры потребуют дополнительного времени для их завершения.

V. Заключение

53. Настоящий доклад является «промежуточным» документом, поскольку в нем предпринимается попытка определить характерные черты совокупности рисков, с которыми сталкивается ЮНФПА, с использованием данных, которые были первоначально отформатированы для проведения более традиционного анализа вопросов, касающихся ревизий. Поскольку этот доклад основывается на использовании нового подхода, то для обобщения и увязывания различных совокупностей данных надежным образом требуется проведение тщательного обзора и анализа. Новый подход, обозначенный в настоящем докладе, является первым шагом в повторяющемся последовательном процессе сбора данных и мониторинга, который должен позволить более точно определить вероятность возникновения и воздействие рисков. Через два-три года, когда эта модель сможет полагаться на дополнительные временнÏе ряды, она позволит создать «пульт управления рисками» для всей организации. Такая панель управления явится средством более оптимальной оценки областей уязвимости, совершенствования мер внутреннего контроля и в конечном счете минимизации остаточных рисков. Хотя на первый взгляд этот подход кажется прямолинейным, он сопряжен со сложными последствиями, касающимися того, каким образом организации следует разрабатывать основы своего внутреннего контроля и укреплять свою культуру отчетности.

54. Способом минимизации остаточных рисков является укрепление основ внутреннего контроля, т.е. «процесс, осуществляемый руководителями и призванный обеспечить разумную гарантию в отношении целей a) повышения эффективности и действенности операций, b) повышения достоверности финансовой отчетности и c) более строгого соблюдения применимых норм и положений»[4] . В 2005 году ЮНФПА начал разработку основ внутреннего контроля и будет продолжать их разработку на непрерывной основе для обеспечения их, по возможности, полного соответствия требованиям КСО. Путем оценки всеобъемлющей совокупности рисков и увязывания ее с мерами реагирования в связи с такими рисками (основы внутреннего контроля) ЮНФПА фактически принимает концепцию управления рисками, с которыми сталкивается организация, являющуюся намного более широкой концепцией, которая касается потенциального воздействия рисков на выполнение мандата организации. Путь, которого придерживается организация, носит постепенный характер и начинается оценкой рисков, принятием мер контроля и в конечном счете преобразованием их в меры управления рисками, направленные на определение приемлемого уровня рисков, т.е. тех рисков, на которые ЮНФПА будет готов пойти при выполнении своих задач, по‑прежнему играя при этом ведущую роль в своей области специализации. Этот постепенный подход является практическим и доступным способом обеспечения управления рисками в ЮНФПА и содействия требуемым изменениям в культуре организации.

55. Хотя понятие «подотчетности» достаточно хорошо внедрено в культуру организации, его материализация в повседневных операциях оставляет поле для улучшения. Понятие «риска» может быть сопряжено с интересной возможностью углубления осведомленности относительно пробелов и отслеживания последствий мер по исправлению положения. Ответственность за управление рисками несет каждый сотрудник, и оно должно стать прямой частью описания служебных обязанностей каждого сотрудника. Вместе с тем, для того чтобы создать возможность внесения этого изменения в культуру организации, ЮНФПА придется вскоре предпринять шаги по ознакомлению всех сотрудников организации с проблематикой управления рисками. Это потребует дополнительных ресурсов.

56. Хотя руководители несут прямую ответственность за операции, включая управление рисками, они нуждаются в поддержке в форме надзора, который простирается за пределы традиционного соблюдения и играет роль катализатора при оценке эффективности и действенности и вынесении рекомендаций в отношении улучшений. С этой целью Директор-исполнитель просил Отдел служб надзора ЮНФПА предпринять ряд инициатив. Первым шагом в этом процессе является пересмотр программы проведения ревизий, с тем чтобы предоставить руководителям и ревизорам возможность изучить замечания, определить риски, вновь оценить степень терпимости к рискам и определить надлежащие меры контроля и мониторинга. Программа проведения ревизий была структурирована таким образом, чтобы она имела отношение к классификации рисков с целью ввода в модель рисков замечаний, сделанных в ходе ревизий, включая их финансовое воздействие. Второй шаг в этом процессе заключается в обеспечении большего взаимодействия между функциями ревизии и оценки в рамках Отдела для оценки эффективности и действенности в более широком и более комплексном контексте. Третий шаг будет связан с решением вопроса о целостности и последовательности данных, которые были генерированы и собраны в ходе надзорной деятельности для эффективного определения контрольных показателей и показателей мониторинга деятельности органов ЮНФПА. Для выполнения своего мандата организация должна идти на риски: технические риски, например тогда, когда она экспериментирует с новаторскими путями оказания поддержки женщинам, особенно в наиболее обездоленных общинах; финансовые риски, например тогда, когда она полагается на партнеров в осуществлении программ; и политические риски, например тогда, когда она ставит под сомнение пагубную традиционную практику. Для повышения своей надежности, действенности, эффективности и конкурентного преимущества ЮНФПА будет стремиться к минимизации уровня остаточных рисков посредством использования системного подхода. В этом заключается сущность управления рисками, т.е. сложного и многообещающего процесса, который потребует оказания поддержки со стороны не только всех руководителей организации, но и членов Исполнительного совета.

VI. Рекомендация

57. Исполнительный совет, возможно, пожелает принять к сведению настоящий доклад (DP/FPA/2006/4) и замечание в отношении формата этого доклада.

Приложение 1

Группы и описание рисков

Категории рисков

Описание

Примеры причин возникновения

Риски, связанные с внешними факторами

Риск потерь вследствие причинения ущерба материальному имуществу или активам по естественным или техногенным причинам. Эта категория также включает риск, создаваемый в результате действий внешних сторон, таких, как совершение мошенничества или, в случае управленцев, внедрение изменений, которые изменили бы способность ЮНФПА продолжать свои операции в определенных странах.

• Ненадлежащее поведение внешних сторон: внешнее мошенничество, внешнее отмывание денежных средств, неадекватная отчетность партнеров, коррупция и т.п.

• Стихийные бедствия: стихийные бедствия, вызванные естественными или техногенными причинами, и т.п.

• Судебные тяжбы/регулирование: регуляционные изменения, правовые изменения и т.п.

Риски, связанные с людьми

Случаи потерь в результате действия или бездействия какого-либо лица, которое работает в ЮНФПА. Риск потерь, умышленно или неумышленно причиненных сотрудникам, — т.е. ошибка сотрудника, проступки сотрудника — или связанных с сотрудниками, например в области трудовых споров. Эта категория рисков охватывает внутренние организационные проблемы и потери.

• Проблемы, касающиеся людских ресурсов: это будет охватывать существующие в течение длительного времени вакансии на важных управленческих должностях, отсутствие сотрудников, наем на работу/увольне­ние, недостаточный потенциал и т.п.

• Личный вред — материальный ущерб: это будет включать физическое воздействие, телесные повреждения, здоровье и безопасность и т.п.

• Личный вред — нематериальный ущерб: клевета/диффамация/оскорбление, угрозы, дискриминация/преследование и т.п.

• Противоправные деяния: мошенничество, торговые проступки, нарушения стандартов поведения Организации Объединенных Наций.

• Ошибки сотрудников: общие ошибки в отношении операций, неправильная направленность операций, ошибки в денежных оправдательных документах, разрешение на финансирование и свидетельство о расходах, персонал, отчетность и т.п.

Риски, связанные с процессом

Риски, связанные с осуществлением и обслуживанием операций, и различные аспекты текущих деловых процессов ЮНФПА, включая продукцию и услуги.

• Деловой процесс: отсутствие надлежащей осмотрительности, неадекватное/пробле­матичное согласование счетов, невозвращенные авансовые платежи, некорректные процедуры закупок и т.п.

• Неадекватная оценка деловых рисков: риски, связанные с совместным программированием, осуществление новых программ, исследовательская деятельность в отношении операций.

• Ошибки и упущения: неадекватная/про­блематичная безопасность (защита информационных технологий и персонала), неадекватный/проблематичный контроль качества, неадекватное разделение обязанностей, злоупотребление паролями.

• Игнорирование конкретных обязанностей: льготы сотрудников, работодатель, руководители и должностные лица и т.п.

Риски, связанные со взаимоотношениями

Потери, возникающие в результате взаимоотношений или контактов, которые ЮНФПА поддерживает со своими пользователями, участниками, исполняющими или участвующими третьими сторонами, правительственными органами, донорами.

• Дискриминация с точки зрения финансирования и поддержки: дискриминация в отношении участников и партнеров и т.п.

• Небрежность: грубая небрежность, общая небрежность, ненадлежащее поведение в отношении партнеров, неадекватные политические заявления или выборы и т.п.

• Конкретные упущения: неуплата надлежащих сборов, непредставление надлежащей отчетности и т.п.

• Нарушения юридических и договорных обязательств: существенные отклонения от документации страновой программы, плана действий в рамках страновой программы и ежегодного плана действий в отношении стратегии и осуществления программы, представление неадекватной отчетности донорам, нарушение правила о конфиденциальности и т.п.

Риски, связанные с технологиями и системами

Риск потерь, вызванных нарушениями авторского права, хищением, сбоем, срывом или другим нарушением в области технологии, данных и информации; это также включает технологию, которая не отвечает деловым нуждам.

• Общие проблемы, касающиеся технологий: операционная ошибка в отношении технологии, несанкционированное использование/злоупотребление технологией и т.п.

• Аппаратные средства: сбои в работе оборудования, неадекватные/отсутствующие аппаратные средства и т.п.

• Защита: хакерство, сбой в средстве сетевой защиты, сбой, обусловленный внешними причинами, отсутствие резервных копий.

• Программное обеспечение: использование нелицензированного программного обеспечения, компьютерный вирус, ошибки в программном обеспечении и т.п.

• Системы: сбои в системе, текущее обслуживание системы, телекоммуникации и т.п.

Приложение 2

Модель рисков — перечень переменных величин

Категория рисков

Переменные величины

Риски, связанные с внешними факторами

1. Отчетность относительно НИ: процентная доля расходов на НИ, проверенных в ходе ревизии, и оценки, касающиеся докладов о ревизиях НИ

2. Оценка управления со стороны Всемирного банка

Риски, связанные с людьми

3. Вакансии на должностях представителя, заместителя представителя или странового директора

Риски, связанные с процессом

4. Результаты финансовой деятельности, другие ресурсы и регулярные ресурсы

5. Динамика местных расходов (в отношении к структурам ассигнований)

6. Деятельность по мониторингу и оценке инвестиций в течение двух предыдущих лет

7. Оценка предыдущих ревизий

8. Оценка программного цикла, страны, начинающие осуществление новых страновых программ, подвергаются большему риску

9. Динамика закупок и динамика закупочных заказов (временной фактор)

10. Время, прошедшее после проведения последней ревизии

11. Вакансии на должностях представителя, заместителя представителя или странового директора

Риски, связанные со взаимоотношениями

12. Управление операционными счетами Фонда

13. Результаты деятельности по мобилизации ресурсов

Риски, связанные с технологиями и системами

14. Качество результатов использования системы «Атлас»


[1] ОАТО — Отдел Азии и Тихого океана; ОА — Отдел Африки; ОАГЕЦА — Отдел арабских государств, Европы и Центральной Азии; ОЛАКБ — Отдел Латинской Америки и Карибского бассейна.

[2] Gene Álvarez, “Operational Risk Event Classification”, Zurich IC Squared, www.ic2.zurich.com.

[3] Bank for International Settlements, “Basel II: International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards: a Revised Framework, November 2005.

[4] The Committee of Sponsoring Organizations of the Tradway Commission (COSO), Enterprise risk management — Integrated framework, September 2004.

[Start1] <<ODS JOB NO>>N0633126R<<ODS JOB NO>>

<<ODS DOC SYMBOL1>>DP/FPA/2006/4<<ODS DOC SYMBOL1>>

<<ODS DOC SYMBOL2>><<ODS DOC SYMBOL2>>