Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 19

 

Поиск            

 

Организация военно-патриотического воспитания учащихся через внеклассную деятельность работу

 

             

Организация военно-патриотического воспитания учащихся через внеклассную деятельность работу

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования»

Кафедра охраны здоровья детей и подростков

ОРГАНИЗАЦИЯ

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Работу выполнил Садков Александр Петрович,

преподаватель-организатор ОБЖ муниципального

образовательного учреждения «Калиновская

средняя общеобразовательная школа»

Чернушинского района Пермского края,

высшая квалификационная категория

Чернушка, 2010


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………..3

Глава 1.Сущность военно-патриотического воспитания………….7

1.1 Цель и задачи военно-патриотического

воспитания…………………………………………………….7

1.2 Содержание военно-патриотического воспитания…..…8

Глава 2. Система военно-патриотического воспитания

в школе……………………………………….……..……..10

2.1 Использование современных технологий при

преподавании ОБЖ в средней школе………....……..10

2.2.Школьная программа «Отечество». …………………...12

2.3.Работа военно-спортивного клуба «Патриот»…………14

Заключение……………………………………………………….....28

Библиографический список………………………………….….....30

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины. Выпускники школы, будущие защитники Родины должны быть высокообразованными, физически развитыми молодыми людьми, обладающими высокими моральными принципами. На это нацеливает нас национальная доктрина образования в РФ, утверждённая федеральным законом, которая является основополагающим государственным документом. Она определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. [ 4 ]

Наши задачи по подготовке молодёжи к службе в армии и военно-патриотическому воспитанию чётко определены в законе РФ «О воинской обязанности и военной службе» в редакции 1998 года. В своё время в Чернушинском районе вопросам подготовки молодёжи к службе в армии и организации военно-патриотического воспитания уделялось большое внимание, что позволило к моменту отмены НВП, в образовательных учреждениях района создать одну из лучших учебно-материальных баз НВП. Но, к сожалению, как и везде, на волне псевдодемократии и дешёвого популизма отдельных политиков и общественных деятелей, институт подготовки молодёжи к службе в армии и военно-патриотического воспитания, в районе был разрушен. Под лозунгом борьбы за демилитаризацию школы, НВП практически была упразднена. Но, как показало время, наша школа ровным счётом ничего от этого не выиграла, а страна потеряла только в первую чеченскую войну погибшими больше, чем за 10 лет афганской войны.

Нередко в наших “демократических” СМИ сравнивали армию с тюрьмой, сделали её предметом насмешек, нагнетали нездоровые эмоции среди молодёжи, особенно призывного возраста. Получается, что мы с усердием, достойным лучшего применения, рубим сук, на котором сидим.

Наше время отмечено такими событиями как экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей. Это оказало негативное влияние на общественное сознание большинства возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. [ 7 ]

Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Появилась устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

И вот достойный итог:

-усилилась тенденция уклонения граждан от призыва на воинскую службу,

-среди призывной молодёжи наблюдается рост наркомании, алкоголизма, венерических заболеваний и других болезней, обусловленных социальными причинами. Так, например, если в 1985 году только каждый двадцатый призывник получал на законных правах отсрочку от призыва, то сегодня едва ли не каждый второй.

Мы привыкли по каждому случаю кивать на “цивилизованные” страны, восхищаться существующими там порядками. Так вот в Германии призывают в армию не менее 50% от общего числа состоящих на учёте, во Франции – до 85%, в миролюбивой Швеции – 95%, в России – 17%.
А, между тем, важно заметить, в США, например, за последние годы, резко увеличилось финансирование допризывной подготовки молодёжи в образовательных заведениях, в которой они в значительной мере используют наш опыт. [ 7 ]

Нельзя забыть, что ещё в недавнем прошлом стремление молодёжи в армию было характерно для России не только в военное время. Редко кто в юные годы не мечтал стать лётчиком, артиллеристом, моряком, а позднее десантником, ракетчиком. Не все становились профессиональными военными, но от службы в армии никто не отказывался. Это считалось позорным в молодёжной среде.

Исходя их всего этого, я считаю вопросы патриотического воспитания злободневными, актуальными на сегодняшний день.

Учитывая сложившуюся ситуацию, руководство страны принимает кардинальные меры по улучшению положения дел.
В марте 1998 года была принята новая редакция Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», которая вводит в стране обязательную и добровольную систему подготовки молодёжи к военной службе, военно-патриотическое воспитание, а также лечебно-оздоровительную работу, без чего невозможно воспитание здорового поколения России.
Принято Постановление Правительства РФ№1441 от 31 декабря 1999 года, подписанное В.В.Путиным. Оно носит название «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе».

Школа не должна ставить вопрос: готовить или не готовить молодёжь к военной службе в учреждениях общего и профессионального образования. Совершенно очевидно, что чем короче срок службы, сложнее сама служба, тем лучшую доармейскую подготовленность к ней должен иметь допризывник.

Самое недостойное – посылать совсем не подготовленных юношей для выполнения воинского долга, давать им в руки сложную технику и смертоносное оружие, заведомо делать их пушечным мясом. Я глубоко убеждён в том, что военно-патриотическое воспитание, подготовка граждан к выполнению их конституционного долга это самое важное направление воспитания. Оно традиционно ближе и понятнее современной молодежи, потому что их деды, отцы, близкие являлись и являются непосредственными участниками событий, связанных с войнами. [ 3 ]

Считаю, что военно-патриотическое воспитание - это одна из высших форм патриотического воспитания, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и приумножение славных воинских традиций.

Целью своей работы считаю организацию военно-патриотического воспитания в школе через внеклассную работу.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ВОЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Цели и задачи военно-патриотического воспитания

Военно-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательного учреждения, по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. [ 6 ]

Цель работы по военно-патриотическому воспитанию – развитие у учащихся школы гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

¨ утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям;

¨ создание системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей условия развития у учащихся верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству;

¨ создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания.

1.2 Содержание военно-патриотического воспитания

Содержание военно-патриотического воспитания, определяемое его целью и задачами, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса.

Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.

Специфический компонент военно-патриотического воспитания характеризуется конкретной и деятельностной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка. [ 7 ]

Система этих ценностей может быть условно разделена на три сферы:

1.Общественно-государственную – защита социально-экономических, духовных, геополитических интересов России, ее независимости.

2.Патриотическую – любовь к Родине, своему народу, национальное самосознание, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к достойному служению Отечеству.

3.Военно-профессиональную – добросовестное отношение к военной службе, сохранение и развитие лучших воинских традиций, уважение к старшим. [ 5 ]

Среди ценностей, наиболее полно представляющих эти сферы, выделяется патриотизм, который является стержнем содержания военно-патриотического воспитания.

Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству. [1]

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

2.1 Использование современных технологий при преподавании и внеклассной работе по ОБЖ в средней школе

Работаю по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений 1-11 классы. Авторы В.Б.Волошинов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов, М.П.Фролов. М.:Просвещение,1997 г. В 10-11 классах - «Основы безопасности жизнедеятельности» общеобразовательных учреждений» для 10-11 классов под редакцией Смирнова А.Т. Предмет изучается на базовом уровне в 10-11классах по 1 часу в неделю, а в 3-9 классах по БУП-2004 используется региональный компонент - 1 час в неделю

На уроках ОБЖ использую различные технологии в зависимости от возрастных особенностей учащихся. В начальной школе наиболее оправдано применение игровой технологии , которая помогает наилучшим способом формировать навыки безопасности жизнедеятельности. Герои из сказок, попадая в различные ситуации, учат малышей запоминать правила дорожного движения, правила поведения на улице и в быту. Организую ролевые игры, которые позволяют детям попадать в те или иные ситуации и искать возможный выход из них.

В среднем звене апробировал проектную методику обучения по темам «Возможности выживания человека в условиях автономного существования в природной среде» в 6 классе, «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера» в 7-8 классе.

В старших классах с успехом использую информационно-коммуникационные технологии. Разработал ряд тем с использованием компьютера («Боевое оружие Российской Армии», «Растём патриотами», «Дни Воинской Славы России», «Государственные награды России»), пользуюсь презентациями при объяснении новой темы урока, широко использую видеоматериалы, полученные из Интернета.

Использование современных образовательных технологий, большая внеклассная работа по предмету влияют на формирование положительной мотивации к изучению предмета и дают высокий результат уровня обученности и качества обучения, которые за последние годы составляют: (76-90%)

Рис.1

Качество знаний по предмету ОБЖ

Средняя оценка по предмету составляет 4,2 балла за 4 последних учебных года.

В рамках курса ОБЖ в 10-11 классах веду «Основы военной службы». На занятиях уделяю большое внимание формированию ответственности за исполнение конституционного, долга перед Родиной и её народом, воспитанию патриота – интернационалиста, человека духовно богатого, умеющего думать, чувствовать и сочувствовать.

В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:

1. Безусловного уважения личности ребенка, внимания к его индивидуальным и возрастным особенностям, принятия его неповторимого своеобразия;

2. Ориентации в выборе содержания форм и методов воспитания на традициях школы, села;

3. Вариативности форм организации внеклассной работы в воспитании.

Любовь к Родине, патриотизм начинается с любви к близким, к дому, к школе. Вот почему патриотическое воспитание в школе имеет четко обозначенную линию: школа – родной город – родная страна. Эта стратегическая идея воспитательной системы нашей школы.

Работаю в этом направлении по разработанной мною программе «Отечество» (Приложение 1).

2.2 Школьная программа «Отечество»

Целью программы «Отечество» является развитие системы патриотического воспитания и обучения школьников, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по упрочению единства и дружбы народов РФ.

Основная идея программы патриотического воспитания и обучения школьников заключается в формировании готовности их служения Отечеству с учётом опыта и достижений прошлых поколений, современных реалий и проблем, тенденций развития нашего общества.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

1) создание механизма, обесп6чивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания,

2) формирование патриотических чувств и сознания школьников на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, роли с.Калиновка в судьбах России, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свое село, свою школу,

3) воспитание личности гражданина-патриота России, с. Калиновка, способного встать на защиту интересов страны,

4) формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач.

Реализация программы будет осуществляться в течение 2004 – 2010годов в два этапа:

1-й – 2004 – 2005 г.

2-й – 2006 – 2010 г.

На первом этапе предусматривается:

· проработка организационных основ реализации программы;

· создание и совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания;

· разработка классными руководителями, учителями-предметниками подпрограмм, планов;

· проведение классных и школьных мероприятий, а также активное участие в районных мероприятиях патриотической направленности.

На втором этапе предполагается реализация основных мероприятий.

Предполагаемые результаты

· создание системы патриотического воспитания в школе ;

· внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания;

· сохранение и развитие у учащихся чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе;

· активизация творческого потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения;

формирование у школьников готовности к вооружённой защите Родины;

· активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества;

· повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств;

· расширения участия школьников в военно-прикладных видах спорта;

· воспитание у школьников уважения к подвигу отцов;

· увековечение памяти Героя Советского Союза А.П.Бушмакина;

· формирование готовности учащихся к действиям в экстремальных ситуациях;

· привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников;

· расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в школе;

· оценка эффективности мер по охране здоровья учащихся;

· оценка эффективности воспитательной программы в системе образования, сохранение физического и духовного здоровья учащихся;

· активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания.

2.3. Работа военно-спортивного клуба «Патриот»

В рамках реализации программы «Отечество» работает организованный мною военно-спортивный клуб «Патриот» , (далее ВСК) (Приложение 2), в котором занимаются в 2007 году уже 54% учащихся 4-11 классов школы. ( рис.2)

Рис.2

Охват учащихся 4-11классов участием в ВСК

Растёт заинтересованность учащихся в занятиях клуба. Повысилось стремление девушек заниматься военно-прикладными видами спорта.

Ставлю перед собой разные задачи в зависимости от возраста учащихся:

¨ Для детей начального звена обучения -это изучение славной истории Отечества, знаменательных дат в истории Российской армии, сбор материалов о своих прадедах, погибших на фронтах ВОВ, знакомство с оружием ВС РФ и с различными видами военно-спортивного многоборья, а также укрепление здоровья.

¨ Для ребят среднего и старшего возраста – готовность к исполнению конституционного долга по служению и защите Отечества, развитие навыков обращения с оружием (автомат Калашникова), физическое и духовное здоровье.

Члены клуба (юноши и девушки) занимаются по утвержденной программе военно-прикладными видами спорта: стрельбой, разборкой – сборкой автомата, армрестлингом, биатлоном, силовой подготовкой, изучают Уставы ВС, Основы военной службы.

Ребята из ВСК принимают самое активное участие в школьных, районных, областных и всероссийских соревнованиях : (таблица 1)

Активность членов ВСК Таблица 1

Год

Члены ВСК

«Патриот

Количество учащихся принимающих участие в соревнованиях

Уровень ОУ

Муниципальный

Региональный

Федеральный

2004/05

45%

49%

31,4%

4%

2,2%

2005/06

48%

51%

33,1%

7,5%

3,3%

2006/07

54%

52%

34,8%

11,6%

3,3%

2007/08

50%

50%

28%

10,2%

--

2008\09

35%

48%

30%

--

--

В 2005 году в муниципальном конкурсе «Мои достижения» в номинации «Спортсмен года» учащиеся школы заняли 2 и 3 места, а в в 2006 – первое место. Призёрами муниципального конкурса «Мои достижения» стали:

2005 г .- Баринов Александр (2 место)

Армянинов Александр (3 место)

2006 г. – Жуланов Дмитрий (1 место)

В 2007 г. - Ташкинов Владимир и Шемекеев Николай стали лауреатами премии главы администрации Чернушинского муниципального района для одарённых учащихся образовательных учреждений в номинации «Спорт» (Приложение 3).

За 2004-2005 учебный год на районных соревнованиях по многоборью среди допризывной молодежи учащиеся школы завоевали 5 первых, 3 вторых места, 2 третьих (таблица 2).

Трое участников Баринов Александр, Краснов Владислав и Жуланов Дмитрий в составе сборной команды «Надёжа» (руководитель Булатов А.Н.) на областном финале военно-спортивной игры «Зарница» заняли первое место , 4 раза стали победителями областных соревнований по военно-спортивному многоборью.

В июле 2005 года приняли участие во Всероссийской спартакиаде по военно-прикладным видам «Сыны Отечества» в г. Москва и заняли призовое 3 место.

В 2005-2006 учебном году учащиеся школы 18 раз становились победителями и призёрами районных соревнований по военно спортивному многоборью (таблица 2).

Жуланов Дмитрий – учащийся 10 класса -победитель областного финала военно-спортивной игры «Зарница» (май,2005 год, май 2006 год) и призёр областного военно-спортивного многоборья.

Лиханова Ирина (8 класс)– победитель областных соревнований по военно-спортивному многоборью(декабрь, 2005 год).

Ташкинов Владимир (9 класс) и Шемекеев Николай (9 класс) – призёры Всероссийского финала военно-спортивной игры «Победа» ( г. Казань, июль- август, 2006 год.)

В 2006\2007 учебном году учащиеся школы 19 раз были победителями и призёрами районных соревнований по полиатлону и военно-спортивному многоборью (таблица 2).

Шемекеев Николай и Ташкинов Владимир (10 класс) стали победителями краевых соревнований по военно-спортивному многоборью «Кубок Победы» и «Кубок Памяти» (г. Пермь, май, декабрь, 2006 год), призёры в командном зачёте соревнований Всероссийского слёта «Юные патриоты России» ( г.Пермь, февраль,2007г.) Ташкинов Владимир занял II место в личном зачете.

В 2007\08 учебном году , количество учащихся, занимающихся в военно-спортивном клубе «Патриот» и стрелковом кружке составило 48 человек (4-11 классы). Преподавателем организатором ОБЖ Садковым А.П. разработаны обновлённая программа ВСК «Патриот», элективный курс «Оружие Российской армии. Автомат Калашникова», который посещают 60%учащитхся 10 класса. По прежнему высокий процент учащихся в школе выбирают для экзамена предмет ОБЖ.

Так, 9 класс-2006/07г -87%, 2007/08- 84%.

11 класс – 2006/07 г – 87%, 2007/08 – 83%.

Качество знаний 9 класс-90%, 11класс—100%.

Количество учащихся, принявших участие в общешкольных соревнованиях и мероприятиях:

· Осенний турслёт – 84%

· Военно-спортивная игра «Зарница» -68%

· Соревнования по стрельбе – 47%

· Военно-спортивное многоборье – 42%

· Конкурс на знания ОВС - 81 % (10-11 классы)

· Месячник Воинской Славы - 73% (мальчики и юноши

· 4-11 классов)

В 2007/08 учебном году в районных соревнованиях по военно-спортивному многоборью среди допризывной молодежи Чернушинского района приняло участие 42 учащихся (10 команд). Занято призовых мест первых -2, вторых -3, третьих – 4 (в общем зачёте среди всех школ района)

Учащиеся школы Углев А., Шемекеев Н., Краснов А., Ташкинов В. заняли призовые места в общем личном зачёте и 8 учащихся заняли призовые места в отдельных видах соревнований. 5 учащихся стали призёрами краевых соревнований, 3 учащихся призерами Всероссийских соревнований. Краснов А., Ташкинов В., Шемекеев Н. стали победителями конкурса, учрежденного Главой администрации Чернушинского муниципального района «Победитель военно-патриотического многоборья по итогам 2007 года». Команда юношей (16-17 лет) стала победителем военно-спортивного многоборья района за 2007 год в командном зачёте Команда юношей (14-15 лет) по итогам 2007 года заняла 3 место.

На базе школы были организованы и проведены районные соревнования по военно-спортивному многоборью среди допризывной молодёжи Чернушинского района. (26 апреля 2008года) В соревнованиях приняли участие учащиеся Деменевской и Рябковской СОШ.

Школьная команда учащихся 6-7 классов заняла 1 место в районном смотре конкурсе «Безопасное колесо-2008».

В 2008/09 учебном году в районных соревнованиях по военно-спортивному многоборью среди допризывной молодежи Чернушинского района приняло участие 30 учащихся (7 команд). Занято призовых мест первых -1, вторых -3, третьих – 2 (в общем зачёте среди всех школ района)

Учащиеся школы Углев А. Шергин А. Харитонов с. Глухов М. Андреев с. заняли призовые места в личном зачёте и призовые места в отдельных видах соревнований. 3 учащихся стали призёрами краевых соревнований. На базе школы были организованы и проведены районные соревнования по военно-спортивному многоборью среди допризывной молодёжи Чернушинского района (25 апреля 2009 года). В соревнованиях приняли участие учащиеся 11 команд из 8 школ района. Переходящий «Кубок Победы» учрежденный Администрацией района завоевала команда Калиновской СОШ.

Таблица №2

Результаты командных районных конкурсов и соревнований

Мероприятия

2005-2006

2006-2007

2007/08

возраст

место

возраст

место

возраст

Место

Осенний турслёт

12-15

3

12-15

3

12-15

3

Осеннее военно-спортивное многоборье

12-14

15-16

17-18

1

2

3

12-13

14-15

16-18

ж15-17

3

1

3

2

14-15

16-18

2

2

Зимнее военно-спортивное многоборье

12-14

15-16

17-18

ж15-17

3

1

2

3

14-15

16-18

16-18

3

1

2

16-18

2

Биатлон

15-16

17-18

2

2

15-16

17-18

1

2

15-16

17-17

3

3

Безопасное колесо

12-14

3

12-14

3

12-14

1

Творческие конкурсы по ОВС, истории Отечества

12-14

15-16

17-18

3

2

2

12-14

15-16

17-18

2

1

1

15-6

17-18

3

1

Конкурс патриотической песни

15-17

3

__

__

Весеннее военно-спортивное многоборье

12-13

14-15

14-15

16-18

2

1

3

2

12-13

14-15

16-18

16-18

1

2

1

3

14-15

16-18

3

1

По просьбе ребят 10 кл. ведётся элективный курс «Оружие Российской Армии. Автомат Калашникова. Материальная часть автомата.» по предмету ОБЖ, который посещают 60% от числа 10- классников

(Приложение 4).

Рис. 3

Количество учащихся, выбирающих предмет ОБЖ для сдачи экзамена за курс основной и средней школы,

Увеличивается процент учащихся в школе, испытывающих интерес к изучению предмета и демонстрации своих умений на соревнованиях:

Принимают участие в соревнованиях, турнирах различного уровня:

Уровень ОУ Муниципальный

уровень

¨ Осенний турслёт 86% 9%

¨ Военно-спортивная игра

«Зарница» 82 % -

¨ Стрельба из пневматической

винтовки 55% 26%

¨ Разборка и сборка автомата 51% 26%

¨ Конкурс на знания ОВС 51% 26%

¨ Интеллектуальные игры 48% 11%

¨ Биатлон (8-11кл, юноши) 62% 21%

¨ Осеннее многоборье 47% 26%

¨ Зимнее военно-спортивное

многоборье 53% 19%

¨ Весеннее многоборье 44% 24%

¨ А ну-ка, парни! 23% -

¨ Конкурс патриотической песни 84% 12%

Только за последние три года за победы и достижения в районных военно – спортивных соревнованиях и конкурсах наши ученики завоевали 10 кубков и более 300 почётных грамот и дипломов в личном и командном зачёте. Так, по итогам рейтинга среди учащихся школ Чернушинского района за 2007 год учащиеся Шемекеев Николай, Ташкинов Владимир и Краснов Алексей стали обладателями кубка «Победитель военно-патриотического многоборья», учрежденного главой администрации Чернушинского муниципального района. Все участники соревнований - самые активные члены ВСК (Приложение 5).

Занятия в клубе – это не только подготовка и участие в различного рода соревнованиях. Клуб работает по разным направлениям: краеведение (подпрограмма «Малая Родина»), изучение истории Отечества, занятия военно-прикладными видами спорта, физическая подготовка учащихся и сохранение их здоровья.

При планировании нагрузок на занятиях и тренировках я обязательно исхожу из возрастных и индивидуальных особенностей подростка, не допускаю неоправданного роста достижений.

В школе мы часто говорим о здоровьесберегающих технологиях . Это понятно, ведь обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на физическое и психическое здоровье школьников.

В работе создаю все условия для выполнения таких технологий как:

¨ Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности - это соблюдение правил техники безопасности на полевых занятиях, на тренировках, подготовке к соревнованиям, предупреждение травматизма.

¨ Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств;

¨ Медико-гигиенические технологии , которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов;

¨ Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней. Данная технология реализуется при проведении турслётов, «экологической тропы», военно-спортивной игры «Зарница», в спортивном ориентировании, в турпоходах по родному краю.

Все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим физическое и духовно нравственное здоровье учащихся.

Уже стало хорошей традицией, полученные знания, приобретенные навыки демонстрировать на различных массовых оборонно – патриотических мероприятиях. В честь Дня ракетных войск и артиллерии (19ноября) проводится любимая ребятами военно-спортивная игра «Зарница», которая состоит из двух этапов: игры на местности и военно-спортивной эстафеты (Приложение 6).

В школе регулярно проходят соревнования по военно – прикладным видам спорта – стрельба из пневматической винтовки, разборка и сборка автомата, снаряжение магазина, армрестлинг, силовая подготовка, биатлон, поднятие гири и т.д.

Очень популярен в нашей школе «Месячник Воинской славы», посвященный Дню Защитника Отечества, который ежегодно проводится с 23 января по 23 февраля (Приложение 7). В эти дни проходят следующие мероприятия:

¨ Соревнования по военно – спортивному многоборью

(Приложение 8)

¨ Встречи с воинами запаса

¨ Уроки мужества

¨ Конкурсы чтецов и рисунков «О Родине, о подвигах»

¨ Конкурс патриотической песни

¨ Конкурс «А ну-ка, парни!»

¨ Районные соревнования на приз Героя

Советского Союза А.П.Бушмакина

¨ Интеллектуальные игры (Приложение 9).

Самым важным в этих мероприятиях считаю то, что в них участвует родители учащихся. На соревнования приходит взрослое население села не только посмотреть, но и поучаствовать. Родители с удовольствием участвуют в соревнованиях по поднятию гири, разборке-сборке автомата, стрельбе из пневматической винтовки.

В конкурсной программе «А ну-ка, парни» наряду с командами школьников участвуют команды воинов запаса, участников локальных войн (Приложение 10).

Я уверен, что такие мероприятия воспитывают юношей и девушек больше, чем словесные методы воспитания. Могу с уверенностью сказать, что школа является центром патриотического и военно-патриотического воспитания на селе, поэтому так необходимо воспитывать чувство гордости и уважения к Российской Армии, к традициям и истории школы, села, страны.

О работе Калиновской школы по военно-патриотическому воспитанию неоднократно печатались материалы на муниципальном уровне : в районной газете «Маяк Приуралья»:

¨ «Бери винтовку – вставай на лыжи» - «МП» № 21 от18.03, 2005

¨ «Надёжа» снова лучшая» -«МП»№43 от 3.06,2005

¨ «Растим патриотов» - «МП»№ 15 от22.02,2006(Приложение 11)

¨ «Юные многоборцы» - «МП» № 42 от 1.06, 2006

¨ «Гордость наша выпускники»- «МП» №10,08.02.2007

¨ «Кубок Победы» - «МП» №39, 24.05.2007

¨ «Самые лучшие» - «МП» №2, 11.01.2008

¨ «Лидеры – «Цвет нации» и «Надёжа» -«МП» № 17.01.2008

транслировались передачи по местному телеканалу «ВеЧер» ( .,02.2005г., 06.2005 г.,12.2005г, 02.2006, 05. 2006 г., 06.2006 г., 10.2006 г.,

12.2006г.,02.2007 г., 03.2007г., 05.2007г., 07.2007г., 10.22007 г., 12.2007 г.)

на региональном уровне : по областному телеканалу «Т7»: ( 2006 г,

2007 г.), «Надёжа» - путь к победе» - журнал «Наш общий край Прикамье»,№ 1, декабрь,2006.

на федеральном уровне: рассказ о работе учителей района по военно-патриотическому воспитанию в летний период, в том числе, и о наших учениках, был представлен в телепередаче А.Сладкова «Военная программа» на телеканале «Россия» в 2005 году.

Мои методические разработки по организации и проведению турслёта, конкурса «А ну-ка, парни!», «Месячник Воинской Славы», военно-спортивной игры «Зарница», Военно-спортивного многоборья, планирование работы клуба «Патриот» и другие, выложены на школьном сайте по адресу www .59311 s 011. edusite . ru .

Получив в школе хорошую подготовку, наши выпускники проявляют себя и в других местах. Так, призёр муниципального конкурса «Мои достижения» 2005 года Александр Армянинов стал победителем Пермской краевой эстафеты в группе ВУЗов края, о чём написала газета «Звезда» №68, от 4.05 2007 года.

Глубоко убеждён, что патриотическое воспитание - это важное государственное дело: мы оберегаем своих учеников от цинизма, нравственного распада, забвения отечественных исторических ценностей, помогаем им сохранить веру в добро, справедливость, совесть и честь.

В школе сложилась хорошая система патриотического воспитания, в которой нашлось достойное место памяти Героя Советского Союза Алексея Петровича Бушмакина .

В феврале, в день рождения А. П Бушмакина, в школе проводятся открытые районные соревнования по волейболу и стрельбе из пневматической винтовки на приз Героя - земляка, среди допризывной молодёжи Чернушинского района и встречи с военнослужащими Российской Армии (Приложение 12).

Как программа предмета ОБЖ, так и программа патриотического воспитания «Отечество» предусматривает выполнение практической части основ военной службы в полевых условиях. Ежегодно в качестве начальника штаба, командира взвода принимаю участие в организации и проведении учебно-полевых сборов с юношами 10 классов всего Чернушинского района на базе загородного лагеря «Чайка».

Уверен, что проведение таких сборов необходимо.

Во-первых , все занятия проходят по утверждённому распорядку дня.

Во-вторых, все занятия практические, вырабатываются навыки и умения, необходимые в военной службе:

-огневой подготовке - приёмы и правила стрельбы из автомата с -выполнением учебного норматива по стрельбе;

-по тактической подготовке – нормативы по передвижению на поле боя (отделение в обороне);

-по строевой подготовке – учащиеся изучают обязанности солдата перед построением и в строю, строевые приёмы и движение без оружия;

-по Уставам Вооружённых сил – размещение, жизнь и быт военнослужащих, воинская дисциплина, её сущность и значение, караульная служба.

Старшеклассники учатся оказывать первую медицинскую помощь, изучают средства защиты от оружия массового поражения, отрабатывают нормативы по физической подготовке: бег на короткие и длинные дистанции, силовая подготовка, приёмы рукопашного боя, спортивные игры. На учебно-полевых сборах проходят встречи с участниками локальных войн и вооружённых конфликтов, офицерами запаса и военного комиссариата.

В третьих, вся обстановка жизни в полевых условиях способствует формированию многих качеств будущего воина: чувства товарищества, воли, выдержки, терпения.

И в четвёртых, юноши учатся общению со сверстниками, так лагерь собирает всех десятиклассников района.

Юноши на сборах участвуют в различных соревнованиях как в личном, так и в командном зачёте. Завершением военно-тактической и практической подготовки на сборах являются стрельбы из боевого автомата. Всё это позволяет юношам почувствовать себя настоящими мужчинами.

Пройдя хорошую школу учебно-полевых сборов, юноши 10 классов принимают активное участие в работе краевого военно-спортивного лагеря в качестве командиров отделений и взводов в течение двух-трёх смен.

Для пропаганды идеи служения Отечеству в рядах Вооруженных сил России, мы постоянно обновляем существующий в школе уголок «Отчизны верные сыны». Каждый наш выпускник, уходя в армию, знает - в школе о нём помнят, и его фотография в военной форме размещена на самом почётном месте в школе - в зале Боевой Славы, где расположены фотоматериалы о нашем земляке - Герое Советского Союза Алексея Петровича Бушмакина. Все в школе видят, каким он стал, наш бывший ученик, воин Российской армии, и гордятся им. Ребята пишут из армии письма друзьям, учителям, родителям. И никто никогда не пожаловался на трудные условия службы или на конфликты с товарищами, с которыми он служит.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результатом планомерности и системности этой работы является то, что наши ребята не боятся служить, не боятся быть подвергнутыми армейской дедовщине. Они уверены в своих силах, в своих умениях и навыках. Матери спокойны за своих сыновей. В адрес школы и родителей о наших выпускниках приходят самые хорошие отзывы от командиров частей и подразделений, где проходят службу наши ребята. Командиры благодарят за хорошее воспитание. Ребята бдительно несут службу, с достоинством и честью выполняют свой воинский долг.

Судя по откликам наших ребят-выпускников, юношам, которые прошли в школе курс “Основы военной службы и ОБЖ”, активно участвовали в школьных мероприятиях военно-патриотического характера, намного легче, чем другим, органично, без долгой “притирки” входить в воинские коллективы. Ведь они уже многое знают и умеют практически – стрелять, нести внутреннюю службу, выполнять строевые приёмы, жить в полевых условиях, участвовать в тактических учениях. Проводя подготовительную работу с допризывниками, в педагогическом коллективе школы, в беседах с родителями, подчёркиваю и убеждаю, что военную службу отменить нельзя и в обозримом будущем службу будут нести не столько по контракту, сколько по призыву, поэтому и надо решать вопрос, как обеспечить безопасность наших ребят на военной службе.

Мы гордимся нашими воинами срочной службы и воинами запаса, офицерами, проходящими службу в рядах Вооружённых Сил России, такими как Печенцев Михаил, Поварницын Василий, Тетерлев Владимир, Мандрыгин Сергей, Мотыгин Александр, Ракин Владимир, Кудрин Евгений и другими.

Учащиеся интересуются военной службой. Ученики нашей школы поступают в военные училища , выбирают профессии военных и сотрудников МВД.

Только за последние три года пятеро выпускников ( Тетерлев Владимир, Бирюков Владимир, Жуланов Дмитрий, Мотыгин Александр, Краснов Владислав, Краснов Вячеслав) связали свою жизнь и карьеру с военной службой.

Считаю, что работа школы, по военно-патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник школы - патриот, надёжный будущий защитник Родины! Нельзя забывать, что XXI век по многим военно-политическим прогнозам учёных и специалистов, не обещает быть спокойным из-за уменьшающихся сырьевых ресурсов планеты. За более чем тысячелетнюю историю России, заполненную трагедиями и триумфами, менялись названия государства, переименовывались улицы, города и посёлки, но всегда было, есть и будет для всех нас святым и неизменным, родным и близким, трепетным понятие Отечество, Родина, Отчизна.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Большой энциклопедический словарь.- М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»; Спб.: Норинт, 1997.

2. Васнев В.А., Чинённый С.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя. – М. Просвещение, 2002.

3. Латчук В.Н., Лукьянова В.Р., Миронов С.К.. ОБЖ: Дидактические материалы. !0-11 кл.- М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001 – 160 с.

4. Мазыкина Н.В., Мишин Б.И. Сборник нормативных правовых документов и материалов по военно-патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. – М.: Мнемозина, 2000 – 199 с.

5. Вестник военной информации. – Агентство «Военинформ» Министерства обороны РФ и Российское информационное агентство «Новости». – 2005 - №1-12.

6. Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. – 2004. - №5.

7. Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Под общ.ред. генерал-полковника В.Ф.Кулакова. – М.:Совершенство, 1998.

8. Военный энциклопедический словарь.- М.: Военное издательство, 2003.

9. Информационно-методическое издание для преподавателей “Основы безопасности жизнедеятельности”, № 1-4, 2001,№2-3,2005.