Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 19

 

Поиск            

 

Лекция по предмету окружающий мир на тему «Золотое правило рук»»

 

             

Лекция по предмету окружающий мир на тему «Золотое правило рук»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов эстетического цикла №21 (МОУ СОШ №21)

по предмету окружающий мир

на тему «Золотое правило рук»»

Работу выполнила: ученица 4 «Б» класса

Куприец Дарья Сергеевна

Научный руководитель: учитель начальных классов

Трегулова Виктория Сергеевна

2011

Содержание

1. Введение …………………………………………………………………3

2. Основная часть…………………………………………………………..4

2.1. У истоков борьбы с болезнями……………………………………...4

2.2. Гигиена кожи…………………………………………………………5

2.3. Исследование…………………………………………………………6

2.4. Изготовление мыла…………………………………………………..7

3. Заключение………………………………………………………………8

4. Список литературы……………………………………………………...9

5. Приложение……………………………………………………………..9

1. Введение

Актуальность моей темы состоит в том, что многие школьники не выполняют правил гигиены и не задумываются над вопросом «Чем это может грозить?» А с самого раннего детства нас учат взрослые: «Мойте руки! Мойте руки чище! Мойте руки чаще!» А зачем их нужно мыть? Что случится, если руки совсем не мыть или мыть их просто так, без мыла? Таким образом, я задумалась над вопросом чистоты рук и поставила перед собой цель исследования: узнать, правда ли так важно мыть руки в течение дня и особенно перед едой.

При этом я поставила перед собой задачи:

- изучить литературу по интересующим меня вопросам;

- узнать, какие микроорганизмы могут находиться на руках;

- провести анкетирование учащихся;

- провести исследование смывов с рук;

- вырастить в чашках Петри «грязь»;

- изготовить мыло в домашних условиях.

2. Основная часть

2.1. У истоков борьбы с болезнями

Учитывая, что на Земле проживает около 6 млрд. человек, то, если не принимать профилактические меры по борьбе с инфекционными заболеваниями, планета опустеет через 22 дня. Значит, еще много столетий тому назад ученые пытались создать вакцины от болезней и добились успехов. Кто же стоял у истоков борьбы с болезнями? В эпоху Возрождения европейцы достигли больших успехов в изучении человеческого тела. Но врачи по-прежнему не умели лечить многие болезни, в том числе оспу и чуму, уносившие миллионы жизней во всём мире. Существовала и другая проблема: несмотря на прогресс в хирургии, больные часто умирали от инфекций во время операций. В 1796 году Эдвард Дженнер сделал прививку коровьей оспы больному мальчику, а через два месяца привил ему обычную оспу. Эксперимент прошел успешно: мальчик не заболел оспой, т.к. у него к ней выработался иммунитет. Дженнер назвал этот процесс вакцинацией. Луи Пастер (1822-1895) установил, что прокисание вина и пива связано с обитающими в них бактериями и, что нагревание жидкости убивает их. Этот процесс получил название пастеризации . Его применяют, в частности, для обработки молока. Пастер доказал, что бактерии, вызывающие скисание молока и порчу мяса, распространены всюду. Джеймс Листер (1827-1912) утверждал, что болезни часто вызваны бактериями, а бактерии, находящиеся в воздухе, вызывают брожение и гниение. При очередной операции он продезинфицировал все свои инструменты. Это была первая операция обеззараживания – так назвали этот метод , ибо он убивает и подавляет микробов. Александр Флемминг (1881-1955), исследуя бактерий, вызывающих заражение крови, заметил, что они гибнут под воздействием особого грибка. Бактерии, на которые попадал грибок, погибали. Препарат из этого грибка назвали «пенициллином» . Это был первый антибиотик, подавляющий бактерии.

С развитием производства антибиотиков в XX веке инфекционные заболевания перестали угрожать жизни больных. Оспу и другие болезни победить удалось, однако многие другие недуги все ещё остаются неизлечимы. Ученые упорно ищут лекарства против вирусных заболеваний. Самые страшные из них сегодня – рак и СПИД, а всем, без исключения, необходимо соблюдать гигиену своего тела, а именно – рук.

2.2. Гигиена кожи

Гигиена кожи - это основа личной гигиены. Чтобы кожа была молодой и красивой, нужно правильно и регулярно ухаживать за ней. Для профилактики кожных заболеваний очень важно неукоснительно соблюдать правила гигиены кожи. Нормальная работа пищеварительной системы и полноценное питание способствуют поддержанию хорошего состояния кожи. Очень важную роль играют витамины А, B, D, C, PP. Их недостаток может привести к появлению или обострению многих кожных заболеваний, включая псориаз и экзему. Для очистки от загрязнений, кожного сала, пота, микроорганизмов и чешуек требуется регулярное соблюдение правил гигиены кожи. Ванны продолжительностью до 15 минут следует принимать как минимум раз в неделю, а душ без мыла с водой комнатной температуры желательно принимать ежедневно. Ногти следует мыть щеточкой, каждую неделю подрезать их, подногтевое пространство очищать специальной ногтечисткой, полезно периодически делать маникюр и педикюр. Важно защищать кожу от травм, которые являются воротами для гноеродной инфекции. Для этого, при необходимости, следует использовать спецодежду, защитную пасту и специальные моющие средства. Главным защитником человеческого организма является сам человек, вернее его гигиенические навыки, самодисциплина, отношение к физкультуре. Обязательно соблюдение личной гигиены. Особо следует содержать в чистоте руки. Мыть руки надо после прихода домой, перед едой, после посещения туалета.

Все правила чистоты необходимо соблюдать не только, чтобы быть красивыми, сильными, выносливыми, но и не подвергаться целому ряду инфекционных заболеваний. Грязными руками можно занести в рот бактерию брюшного тифа, дизентерии или сальмонелл. Можно назвать много инфекционных и глинистых заболеваний, которые получили название «болезни грязных рук», среди них энтеробиоз.

2.3. Исследование

Из энциклопедии «Человек и его здоровье» я узнала, что в мире насчитывается более 100 млн. различных бактерий. Часть из них неопасна для жизни и здоровья человека. Но большинство может вызвать не только отравление, но и серьезное заболевание.

Я решила опросить моих одноклассников и провести наблюдение в столовой. Вот что у меня получилось.

На вопрос «Знаете ли вы, что необходимо мыть руки?», все опрошенные дали положительный ответ – да, знают – 100%.

На вопрос «Всегда ли вы моете руки перед едой?», положительно ответили 90% опрошенных, а 10% человек ответили – «нет».

А вот на вопрос: «В каких еще случаях нужно мыть руки?» - мнения ребят разделились. По моим наблюдениям в столовой картина получилась совершенно другая. В день исследования мимо умывальника в столовой прошли почти все ученики, а помыли руки лишь 12 человек из более, чем ста!

Я провела простой эксперимент: попросила одного ученика помыть руки после первого урока, а другого – после пятого. Смывы сравнила. У меня получилось, что вода смыва с рук после пятого урока стала очень грязной. А это значит, что микробов в ней в несколько раз больше, чем даже в смыве с рук после первого урока.

Также я решили проверить, верно ли то, что после мыла микробов на руках не остается. Поставила опыт:

1. Приготовила 2 стерильных чашки Петри со средой

2. После 5-ого урока дважды взяла смыв с рук: с грязных и с чисто вымытых.

3. Поставила чашки в тёмное место

Через 6 дней в чашках появилась плесень. Плесень была во всех двух чашках, однако больше всего её было во второй чашке (смыв с грязных рук).

Я выявила, что, пользуясь водой и мылом, мы только лишь смываем с рук грязь, пыль, и руки становятся чище. Однако убить всех микробов со своих рук мы не можем, да это и не нужно. Природа наделила организм человека иммунитетом, но это состояние не беспредельно и зависит от общего состояния, отношения к своему здоровью, уровня самодисциплины.

2.4. Изготовление мыла

Если бы мы мылись без мыла, мы всегда ходили бы грязными. Мыло – самый сильный враг грязи. Сейчас невозможно представить жизнь человека без этого важного средства гигиены.

Принцип действия мыла: частицы мыла обладают обволакивающими свойствами. Мыльной пеной захватываются частички грязи любого происхождения, и обмытое затем чистой водой тело начинает дышать через кожу более свободно, так как часть кислорода (и не такая уж малая) проникает в организм через тонкие кровеносные капилляры, пронизывающие поры кожи.

В России мыло начали делать во времена Петра Первого, но вплоть до середины 19 века им пользовалась только знать. Крестьяне стирались и мылись щёлоком – древесную золу заливали кипятком и распаривали в печке. Я заинтересовалась. А можно ли получить мыло в домашних условиях? Из источников Интернета узнала технологию изготовления мыла и адаптировала ее для себя. Получился следующий алгоритм:

1. Натереть мыло-основу на тёрке.

2. В ёмкость влить 1-2 ст. ложки растительного масла, ½ стакана воды.

3. Засыпать мыльную стружку, хорошенько перемешивать и ждать, когда масса станет равномерной, похожей на густую сметану.

4. Добавить немного любого наполнителя для цвета. Снять с огня, добавить эфиры, тщательно перемешать, залить в ёмкость так, чтобы слой был толщиной около 2 – 3см.

5. Поставить в морозилку на 1 – 2 часа.

3. Заключение

Таким образом, выводами моей работы будет следующее:

o с середины XVIII века ученые активно начали искать средство борьбы со всеми недугами;

o Э. Дженнер первым провел эксперимент вакцинации, Л. Пастер, Р. Кох – прививки от бешенства и туберкулеза; Д. Листер ввел метод обеззараживания при операциях; А. Флеминг открыл антибиотик;

o в настоящее время ученые упорно продолжают искать лекарства против вирусных болезней;

o инфекционная заболеваемость высока, значит каждый человек должен соблюдать личную гигиену, хорошо питаться, не иметь вредных привычек;

o даже на чисто вымытых руках есть бактерии, но противостоит им наш иммунитет;

o руки необходимо мыть всегда перед едой, после прихода с улицы, после посещения туалета, после общения с домашними животными;

o в домашних условиях можно приготовить мыло на свой вкус (по цвету, запаху, форме).

4. Список литературы

1. Голубев Д. Размышления и споры о вирусах- М., «Молодая гвардия»,1992

2. Затула Д. Вирус- друг или враг?- М. «Педагогика», 1991

3. Петерсон Л.Г. Математика: 4 класс: в 3-х ч.- М.: ООО «С-Инфо», ООО «Баласс», 2009

4. Энциклопедия «История открытий»- М.«Росмэн», 1999

5. Энциклопедия «Человек и здоровье»; Москва «РОСМЭН», 2006

6. Энциклопедия для девочек – СПб, ТОО «РЕСПЕКС», 1998

7. http://all-gigiena.ru/gigiena-kozhi

8. http://www.pravda.ru/society/fashion/couture/01-08-2009/319140-mylo

9. http://www.birmama.ru/master-klassy/80-master-klass-mylovarenie-doma.html

10. http://open.home-media.ru/posts/1938

5. Приложение №1

Анкета

1. Знаете ли вы, что в течение дня необходимо мыть руки?

2. Всегда ли вы моете руки перед едой?

3. Всегда ли вы моете руки перед едой в столовой?

4. В каких еще случаях вы моете руки?

5. Вы знаете, чем могут быть опасны грязные руки?