Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 19

 

Поиск            

 

тема: «Командир первых «катюш»

 

             

тема: «Командир первых «катюш»

Тема: «Командир первых «катюш» Иван Андреевич Флёров»

(по материалам музея Центра «Долг»)

Работу выполнил : Борисов Василий Андреевич,

ученик 7 г класса

СШ № 5 имени Героя РФ М.Г. Ефремова

г. Вязьма, ул. Заслонова, 8

Научный руководитель : Салявина Ольга Еркешевна,

учитель истории СШ № 5 им. Героя РФ М.Г. Ефремова.

2005 год

Содержание.

Введение. Судьба «катюши» на смоленской земле.

Глава 1.Чудо-оружие русских.

  • Пороховые ракеты нового типа.
  • Рождение БМ-13.
  • Формирование первой батареи реактивной артиллерии

Глава 2.Боевой путь батареи «катюш» БМ-13.

  • Первый залп под Оршей.
  • Успешные бои под Рудней.
  • Операции на других направлениях Смоленщины.
  • У деревни Богатырь Вяземского района в октябре 1941г.

Глава 3. Засекреченный комбат батареи БМ-13 Иван Флёров

  • Судьба капитана Флёрова на фоне его семьи
  • Как было обнаружено тело капитана Флёрова вяземскими поисковиками (по документам эксгумации тела).
  • Внучка И.А.Флёрова – в музее школы, которая носит имя её деда – легендарного ракетчика.

Заключение. Звёздныё час ракетного оружия.

Литература.

Приложение.

Введение. Судьба «катюши» на смоленской земле.

И на море, и на суше,

По дорогам фронтовым -

Ходит русская «катюша»,

Ходит шагом боевым…

М. Исаковсий

Эти строки из гимна ракетных войск – «Песни про «катюшу» - хорошо знакомы людям старшего поколения – фронтовикам и труженикам тыла, спасшим от фашистского порабощения в грозные годы Великой Отечественной войны нашу великую Родину. То, что её слова написал автор всемирно известной песни о Катюше, выходившей «на высокий берег на крутой», тоже известно многим. Но не многие знают о том, как удивительно переплелись на древней смоленской земле судьбы знаменитой песни и грозного оружия. Так сложилось, что автором «Катюши» и «Песни про «катюшу» бы наш земляк М.В. Исаковский, а одним из авторов «катюши» - миномёта – другой смолянин, уроженец города Велижа, И.И. Гвай. Знаменательно, что свой последний бой первая батарея «катюш» приняла на родине песенной Катюши, на берегах реки Угры у деревни Богатырь ныне Угранского района. Конечно, это печальный факт судьбы реактивных установок. Но ведь и героический одновременно. Артиллеристы совершили настоящий подвиг, о котором долгие годы не говорилось. А многие и сейчас не знают толком ничего.

Мне захотелось открыть для себя эту страницу нашей истории, выяснить как и почему под Вязьмой в 1941 году оказалась батарея Флёрова, при каких обстоятельствах погибла и какой был этот человек – командир первой ракетной батареи. Ведь именно он был назначен командиром батареи БМ-13. Что это была случайность или он обладал особенными качествами. К тому же в 2005 году исполняется 100-лет со дня рождения И.А. Флёрова, а также ровно десять лет, как он был удостоен звания Герой России. Десять лет назад были обнаружены и останки командира первых ракетчиков вяземскими поисковиками. В такой юбилейный год эти совпадения ко многому обязывают.

Я не однократно с нашей учительницей по истории О.Е.Селявиной бывал в музее Центра «Долг», который создала и руководит уже много лет выпускница нашей школы 1978 года Нина Германовна Куликовских. В центре «Долг» работают выпускники нашей школы. К тому же зародилось поисковое движение в 1989 году в стенах нашей школы №5 г.Вязьмы. В школьном музее хранится дневник похода учеников школы к месту гибели его батареи. В музее Центра «Долг» прекрасная экспозиция с фотографиями и документами, посвящённая И.А.Флёрову. Я с радостью согласился написать работу в год 60 – летия Великой Победы, используя материалы школьного музея, и особенно документы Смоленского областного центра героико-патриотического воспитания молодёжи «Долг».

Работу свою я хотел сначала назвать «Боевой путь первой батареи «катюш», но потом решил иначе, потому что главная моя цель представить человека-героя на войне, показать его самоотверждение служение Родине и верность долгу.

Глава 1. Чудо-оружие русских.

Накануне Великой Отечественной войны в Научно-исследовательском реактивном институте в Москве было изготовлено 7 пусковых установок и около трех тысяч ракет для проведения полигонных и войсковых испытаний нового вида оружия: реактивной артиллерии. Этого, конечно, было чрезвычайно мало. Понимание того, что упущены возможности, произойдет сразу же в первый день войны. Но почему установок было только семь?

Первое боевое применение Красной армией пороховых ракет нового типа относиться к войне за Халкин-Гол. 28 мая 1939 года японские войска, оккупировавшие Маньчжурию, в районе реки Халкин-Гол перешли в наступление в Монголию, с которой Советский Союз был связан договором о взаимопомощи. Началась локальная, но от того не менее кровопролитная война. И вот здесь в августе 1939 года группа истребителей И-16 под командированием лётчика-испытателя Николая Звонарёва впервые применила ракетные снаряды РС-82. Японцы сначала решили, что их самолёты атакованы хорошо замаскированной зенитной установкой. Только через несколько дней один из офицеров, принимавших участие в воздушном бою, доложил: «Под крыльями русских самолётов я видел яркие вспышки пламени!»

Из Токио прилетели эксперты, осмотрели подбитые самолёты и сошлись на том, что подобные разрушение может причинить только снаряд диаметром не менее 76 мм. Но ведь расчёты показывали, что самолёт, способный выдержать отдачу пушки такого калибра, существовать просто на мог! Лишь на экспериментах истребителях опробовались пушки калибра 20 мм. Чтобы выяснить секрет, за самолётами капитана Звонарёва и его боевых товарищей лётчиков Пименова, Федорова, Михайленко и Ткаченко была объявлена самая настоящая охота. Но сбить или посадить хотя бы одну машину японцам не удалось.

Результаты же первого применения ракет, запускаемых с самолётов, превзошли все ожидания. Меньше чем за месяц боёв (15 сентября было подписано перемирие), лётчики группы Звонарёва совершили 85 боевых вылетов и в 14 воздушных боях сбили 13 самолётов противника!

Ракеты, столь успешно показавшие себя на поле боя, разрабатывались с начала 30-х годов в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ), которым руководил химик Борис Сонимер. Он мало что понимал в ракетной технике, но, по крайней мере, старался не мешать настоящим специалистам. Непосредственно же над ракетами работал Юрий Победоносцев, которому ныне принадлежит честь называться их автором.

Присутствующий на первом запуске заместитель командующего Западным фронтом генерал-лейтенант А.И. Ерменко высоко оценил боевые действия артиллеристов. Он направил подробный доклад в Ставку Верховного Главнокомандования, предложил незамедлительно организовать его массовое производство.

Успех нового оружия подстегнул работы над первым вариантом многозарядной установки, которая превратилось потом в катюшу. В НИИ Наркомата боеприпасов, как перед войной именовался РНИИ, этой работой в качестве главного инженера руководил Андрей Костиков. Современные историки довольно непочтительно отзываются о Костикове. И эо справедливо, ведь в архивах обнаружились его доносы на сослуживцев (на того же Победоносцева). Мы не забудем этого, однако таковы были нравы того времени. А работу он довёл до логического конца и новое оружие для Красной армии все-таки создал.

Первый вариант будущей катюши заряжался 134-мм снарядами, похожими на те, которыми стрелял на Халкин-Голе капитан Звонарёв. Вся установка с 24 направляющими монтировались на грузовике ЗИС-5. Тут авторство принадлежит Ивану Гваю, который сделал перед тем «Флейту» - установку для реактивных снарядов на истребителях И-15 и И-16. Уроженец города Велижа Смоленской области И.И. Гвай в 1942 году был удостоен сразу же двух Государственных премий: одной – за изобретение реактивного снаряда, другой – за пусковую установку.

Первые полигонные испытания под Москвой, проведённые в начале 1939 года, выявили многие недоработки. Военные специалисты, подходившие к оценке реактивной артиллерии с позиций ствольной артиллерии, видели в этих странных машинах технический курьёз. Но, несмотря на насмешки артиллеристов, коллектив института продолжал упорную работу над вторым вариантом пусковой установки. Её установили на более мощный грузовик ЗИС-6. Однако 24 направляющие, смонтировали, как и в первом варианте, поперёк машины, не обеспечивали устойчивость машины при ведении огня.

Полигонные испытания второго варианта производились в присутствии маршала Клима Ворошилова. Вот как об этом вспоминает начальник артиллерии РККА: «В присутствии наркома обороны мы на подмосковном полигоне испытали опытные образцы реактивной артиллерии. Новое залповое оружие произвело сильное впечатление, но бросились в глаза и его недостатки: значительное рассеивание снарядов, трудность маскировки огневой позиции во время стрельбы. Не смотря на это, опытный образец получил положительную оценку. Нам указали держать новое оружие в строгом секрете, быстро совершенствовать его, на массовое производство поставить только в предвидении войны… Как сожалели мы потом, что не преступили тогда к производству этих грозных установок, не подготовили для них необходимые кадры…»

Благодаря благожелательной оценке Ворошилова коллектив разработчиков получил поддержку командного состава. Тогда же конструктор Галковский предложил совершенно новый вариант: оставить 16 направляющих и монтировать их на машине продольно. В августе 1939 года опытная установка была изготовлена. К тому времени группа под руководством Леонида Щварца сконструировала и опробовала образцы новых132-мм ракет. Осенью 1939 года на Ленинградском артиллерийском полигоне провели очередную серию испытаний. На этот раз пусковые установки и снаряды к ним были одобрены. С этого момента реактивная установка стала официально именоваться БМ-13, что означало «боевая машина», а 13 сокращение от калибра 132-мм реактивного снаряда.

В конце 1939 года главное артиллерийское управление Красной армии дало заказ НИИ-3 на изготовление шести БМ-13. К ноябрю 1940 года этот заказ был выполнен. 17 июня 1941 года машины продемонстрировали на смотре образцов вооружения Красной армии, проходившем под Москвой. БМ-13 осматривали маршал Тимошенко, нарком вооружения Устинов, нарком боеприпасов Ванников и начальник Генерального штаба Жуков. 21 июня по итогам смотра командование приняло решение о развёртывании производства ракет М-13 и установок БМ-13. До войны оставались считанные часы…

22 июня 1941 года сотрудники НИИ-3 собрались в стенах своего института. Было ясно: новое оружие никаких войсковых испытаний проходить уже не будет – сейчас важно собрать все установки, отправить их в бой. Семь машин БМ-13 составили костяк первой батареи реактивной артиллерии, решение о формировании которой было принято 28 июня 1941 года. БМ-13 были переданы на вооружение Первой отдельной экспериментальной батареи Резерва Верховного Главнокомандования, направленной на Западный фронт для испытаний непосредственно в боевой обстановке.

Первая батарея состояла из:

· Взвода управления

· Пристрелочного взвода

· Трёх огневых взводов

· Взвода боевого питания

· Хозяйственного отделения

· Отделение горюче-смазочных материалов

· Санитарной части.

Кроме семи пусковых установок БМ-13 и 122-мм гаубицы образца 1930 года, служившей для пристрелки, в батарее были 44 грузовые машины для перевозки 600 реактивных снарядов М-13, 100 снарядов для гаубицы, шанцевого инструмента, трёх заправок горюче-смазочных материалов, семи суточных норм продовольствия и другого имущества.

Командный состав батареи был укомплектован в основном слушателями Артиллерийской академии имени Дзержинского капитан Иван Андреевич Флёров – офицер-артиллерист, имевший за плечами опыт советско-финской войны. За боевые действия на Карельском перешейке Флеров был награждён орденом Красной Звезды. Солдат и сержантов подобрали из опытных артиллеристов. Почти все они было коммунистами и комсомольцами. Политруком батареи утвердили Ивана Фёдоровича Журавлёва, в недавнем прошлом слушателя Промакадемии.

Никакой специальной подготовки ни офицеры, ни номера боевых расчетов первой батареи не имели. Большинство из них вообще слабо представляли себе природу реактивного движения. За период формирования удалось провести лишь три занятия, главным образом по устройству материальной части и боеприпасов и общим приемам обращения с ними. Занятиями руководили разработчики ракетного оружия: инженер-конструктор Попов и военный инженер 2-го ранга Шитов. Перед самым концом занятий Попов указал на небольшой деревянный ящик, укреплённый на подножке боевой машины. «Вы, вероятно, думаете, - что этот предназначен для инструмента водителя или для каких-либо аналогичных целей? Ничего подобного. При отправке вас на фронт мы набьем этот ящик толовыми шашками и поставим пиропатрон, чтобы при малейшей угрозе захвата реактивного оружия врагом можно было подорвать и установку, и снаряды».

Хотя никакими данными об эффективности БМ-13 на поле боя командование пока не располагало, тайну нового оружия нужно было сохранить во что бы то ни стало. Потому в ходе занятий никаких письменных инструкций и наставлений не выдавалось, запрещалось делать какие-либо записи.

Глава 2. Боевой путь батареи «катюш».

Соблюдая все предосторожности, правила безопасности и маскировки, колонна в составе 80 с лишним автомобилей, спецмашин направилась на Западный фронт в район непосредственных боевых действий. Через два дня после выступления из Москвы батарея стала частью 20-й армии Западного фронта, дравшейся за Смоленск.

Тем временем обстановка на фронте резко обострилась. 13 июля 1941 года фашистские войска захватили Оршу, важный железнодорожный узел на западном стратегическом направлении. Уже на следующий день станцию заполнили вражеские эшелоны с войсками, боевой техникой, горючим и оружием. Еще в ночь 12 на 13 июля батарею подняли по тревоге и направили к Орше. Флеров приказал развернуть батарею в пяти километрах от станции, за горкой. Двигатели машин не заглушали, что бы после залпа моментально покинуть позицию.

14 июля 1941 года в 15 часов 15 минут прогрохотал первый в истории войн залп ракетного оружия. На железнодорожный узел за 15-20 секунд полетели сотни боевых ракет 132-мм калибра. Это был огненный смерч, он сжигал всё. Взрывы вагонов с боеприпасами и цистерн с горючим завершили разгром.

Вот текст донесения в немецкий генеральный штаб: « Русские применил батарею с небывалым числом орудий. Снаряды фугасно – зажигательные, но необычного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют: огневой полёт подобен урагану. Снаряды разыгрываются одновременно. Потери в людях значительные». В небе сразу же появился самолёт-разведчик, но батарея уже находилась далеко от того места, откуда был дан залп.

В тот же день батарея капитана Флёрова обстреляла переправу через речку Оршица, где так же скопилось немало живой силы и техники гитлеровцев. Результат был аналогичный.

Так была вписана в историю Вооружённых сил СССР первая страница об использовании реактивной артиллерии в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. И открыла боевой путь новому мощному оружию, получившему позднее название гвардейских минометов, батарея под командованием капитана И.А. Флёрова.

На следующий день, 15 июля, батарея направилась по просёлочной дороге к Рудне. На этот раз реактивные миномёты было решено использовать для поддержки атаки стрелковых частей.

Тем временем в районе Рудни создалось угрожающее положение. После вынужденного отхода войск 19-й армии от Витебска правый фланг 20-й армии, сражавшейся у Орши и севернее шоссе Москва-Минск, остался открытым. Командующий 20-й армии генерал Курочкин направил для ликвидации этой бреши 144-ю и 233-ю стрелковые дивизии, усилив их артиллерийскими частями и батареей капитана Флёрова. Случилось так, что пехотной дивизии противника остались без горючего. Получив сведения о приближении наших частей, они перешли к обороне. Фашисты вкопали в землю танки, превратив их в своего рода доты, которые и стали основными узлами сопротивления.

Артиллеристы накрыли массированным огнём весь район обороны противника. Особенно эффективными были действия реактивных миномётов. По команде Флёрова из каждой из семи установок было выпущено по 16 мин. Затем второй залп, третий. Фашисты в панике бросились бежать, оставив на поле боя свыше 400 трупов. Угроза окружения 20-й армии была снята.

В Рудне в 1967 году, у развилки дорог, ведущих на Витебск, Смоленск и к железнодорожному вокзалу, сооружён монумент. Его автор – архитектор А.А. Васильева. На постаменте высотой четыре с половиной метра установлена боевая машина – легендарная «катюша». На мраморных досках высечены слова: «Слава вам, храбрым, бесстрашным, Родину грудью закрывшим, смерть сокрушившим», «15июля 1941 года с этого рубежа батарея произвела мощные залпы по немецко-фашистским войскам». Впереди постамента размещена наклонная железобетонная плита высотой в полтора метра, на ней укреплена еще одна мраморная плита с надписью: «Храбрым воинам первой в мире, реактивной батареи капитана И.А.Флёрова от благодарных трудящихся Руднянского района». Кстати, следует заметить, что все местные жители этот монумент называют не иначе, как памятник «Катюше». Хотелось бы напомнить, что машина БМ-13 получила такое название, можно сказать, случайно. На каждой установке был заводской номер, своей конфигурацией похожий на букву «К». Фронтовики сразу же дали свою «расшифровку» - это Катюша, героиня одноимённой песни знаменитого поэта М.В.Исаковского, очень популярной в предвоенные годы.

В последующие дни батарея использовалась для различных направлений действий 20-й армии в качестве огневого резерва начальника артиллерии армии.

Три месяца сражались на Смоленщине с врагами нашей Родины артиллеристы экспериментальной реактивной батареи БМ-13 во главе с капитаном И.А.Флёровым. Батарейцы наносили сокрушительные удары по немецко-фашистским захватчикам у села Верховья Смоленского района, под Ельней, на днепропетровских переправах близ Ярцева, под Рославлем, в районе Духовщины. Эффект превзошёл все ожидания. С фронта неслись победные реляции.

Немецкое командование пыталось заполучить образцы чудо – оружия русских. За батареей капитана Флёрова, как когда-то за истребителями Звонорёва, началась охота.

В октябре 1941 года немецко-фашистское командование начало наступательную операцию под кодовым названием «Тайфун». Цель операции: окружить и уничтожить силами группы армии «Центр» советские войска под Москвой и овладеть столицей Советского Союза в 1941 году.

Противнику удалось ударами с севера и юга сомкнуть кольцо окружения под Вязьмой. Советские войска мужественно и стойко оборонялись, предпринимали контратаки. Но перевес сил оказался на стороне врага. Оказавшись в самом начале наступательной операции «Тайфун» в окружении, батарея И.А.Флёрова Проша по тылам более двух сот километров, продолжая наносить удары по немецко-фашистским захватчикам.

В ночь на 17 октября 1941 года засада крупных сил вражеской пехоты и танков встретила батарею у деревни Богатырь Вяземского района Смоленской области.

Между деревнями Гряда и Богатырь, в небольшом лесу, ракетчики попали в засаду. Здесь в ночь на 7 октября 1941 года и провела свой последний бой первая батарея грозных «катюш». Враг атаковал её внезапно, на марше, обстреливая с разных сторон. Силы были неравными, но расчёты бились отчаянно. Флёров израсходовал последние боеприпасы, а затем взорвал пусковые установки. Поведя людей на прорыв, он геройски погиб… В этом же лесу оборвалась жизнь славного командира. Ценой своей жизни Иван Андреевич Флёров спас секрет доверенного ему оружия, секрет, который фашистам так и не удалось узнать за все четыре года войны.

Одна взорванной «Катюши» застряла в молодой сосне. На высоте протянутой руки, словно сук, ушедший глубоко в ствол дерева, торчит ржавый, почти трёхметровый кусок покорёженного взрывом метала. Сидит крепко и даже не прогибается под тяжестью человека. Когда снимок искалеченной осины был опубликован в газетах, суда приехали сотрудники музея Советской Армии. Дерево спилили, и часть его вместе с вросшей железной рамой отвезли в Москву как музейный экспонат.

Из 164 гвардейцев в живых осталось чуть больше сорока человек. Сорока трем батарейцам удалось вырваться из вражеского кольца и скрыться в лесу. Через неделю они пробились к нашим войскам и продолжали сражаться с немецко-фашистскими захватчиками. Один из них, прошел всю войну, Иван Конов, впоследствии рассказал, что только одной катюше удалось прорваться к своим.

Батарея капитана И.А.Флёрова открыла боевой путь новому мощному оружию, обладающему великолепными боевыми качествами, сыгравшему большую роль в достижении победы над врагом. В начале 145 года в Советской Армии было уже 7 дивизий, 40 отдельных бригад, 105 отдельных поисков и 40 отдельных дивизионов реактивной артиллерии.

Благодарные смоляне свято чтят память о боевых подвигах, мужестве и героизме воинов экспериментальной батареи реактивной артиллерии капитана И.А.Флёрова.

Мощный шквал смертельного огня, обрушившийся на головы новоявленных «покорителей» России нашей страны напрямую связывался в сознании бойцов, командиров с образцом советской девушки Катюши, мстившей врагу за поруганную любовь, за то, что принесли немецко-фашистские захватчики на нашу землю, за их злодеяния. БМ-13, легендарная «катюша», вселяла уверенность советским воинам в неизбежность победы над врагом, придавала им новые силы.

Недалеко от того памятного места в лесу, у деревни Богатырь, стоит гранитный обелиск, окружённый пышными елями, на котором выбиты слова: «Доблестным воинам первой в Советской Армии батареи реактивной артиллерии и её командиру, капитану Флёрову Ивану Андреевичу, - погиб в боях за родину в 1941 году»

Глава 3. Засекреченный комбат батареи БМ-13 Иван Флёров.

В подмосковной Балашихе есть улица Флёрова, на одно из домов – мемориальная доска: «Здесь жил командир первых «катюш» Иван Андреевич Флёров…»

О капитане Флёрове открыто заговорили лишь спустя двадцать лет после Победы. Да ведь и само легендарное оружие Великой Отечественной войны с первых дней войны было овеяно тайной.

Родился Иван Андреевич 24 марта (5 апреля) 1905 года в селе Двуречки Липецкой (тогда Воронежской) области в крестьянской семье. Получил среднее образование. В 1927 году призван на действительную службу в Красную Армию. Через год окончил командирские курсы одногодичников и был демобилизован из армии. Однако в 1932 году его вновь призвали в армию. Командовал огневым взводом, артиллерийской батареи. Поступил в Артиллерийскую академию им. Ф.Э. Дзержинского. Во время советско - финляндской войны 1939-1940 годов командовал гаубичной батареей. За мужество и отвагу, проявленные в боях у озера Сауноярви, он награждён орденом Красной Звезды. После окончания боевых действий возвратился в академию для продолжения учебы.

В июне 1941 года его жизнь стала засекреченной, как и оружие, которым он начал командовать. А межу тем у него была семья: жена Валентина Трофимовна и сын Юрий, которые прожив почти пятьдесят лет после войны так и не узнали, где могила близкого им человека. В 1993 году умер сын капитана Флёрова Юрий Иванович: скончался от инфаркта на другой день после своего шестидесятилетия. Спустя год вслед за сыном ушла и Валентина Трофимовна, так и не узнав, чо её мужу присвоено звание Героя России.

Более двадцати лет жена и сын комбата ничего не знали о военной судьбе капитана. Они только перечитывали его письмо с фронта: «Только что я приехал в местечко N. Вылез из машины, отошел несколько метров, в машину ударил снаряд. Борта в щепки, чемоданы и их содержимое на куски, а я и шофер остались абсолютно невредимы. После этого приходится еще раз заявить, что проживу я не менее ста лет». А прожил всего тридцать шесть лет.

С октября 1941 года капитан Флёров значился в списке пропавших без вести. Только в 1963 году он был исключен из списков и посмертно награждён орденом Отечественной войны 1 степени. Но останки гвардейцев так и не были найдены.

Прошло еще больше двадцати лет, прежде чем осенью 1995 года группа вяземских поисковиков Владимира Георгиевича Горшкова нашла на бескрайнем смоленском поле погибших вместе с катюшами артиллеристов. Были найдены останки 17 ракетчиков, погибших вместе с капитаном Флёровым.

Музей Центра «Долг» предоставил документы эксгумации тела капитана Флёрова и отчет о работе поисковой группы за день 4 октября 1995 года. Из документов следует, что в двухстах пятидесяти метрах западнее деревни Богатырь Знаменского сельсовета Угранского района вскрыто захоронение: «После нахождения и шурфовки, был обозначен прямоугольник 4 на 5 метров, который был вскрыт до уровня нахождения останков. Останки располагались по направлению восток-запад двумя рядами (ноги к головам), кроме капитана, находившегося крайним с южной стороны. Голова его покрыта сложенной противогазной маской… В общей сложности эксгумировано 17 останков. Эксгумация начата в 12.20, закончена в 17.50».

Из карты эксгумации останков человека ясно видно, что на останках капитана Флёрова обнаружены две петлички со «шпалой» командира, а их признаки принадлежность к роду войск артиллерия.

Останки были перезахоронены 6 октября 1995 года рядом с обелиском у деревни Богатырь, установленного в память о подвиге ракетчиков. Часть останков и вещи, изъятые из захоронения, были отправлены в Москву на экспертизу.

В экспозиции музея Центр «Долг» очень интересно отражено все то, что связано с капитаном Флёровом на вяземской земле, имеются многочисленные отклики в прессе, вызванные нахождением останков ракетчиков в октябре 1995 года поисковиками «Дога».

21 июня 1995 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов капитану Флёрову Ивану Андреевичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Кроме того, Флёров навечно зачислен в списки Военной Академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (бывшая Военная академия имени Ф.Э.Дзержинского).

Средняя школа № 3 города Балашихи носит имя И.А.Флёрова и свято хранит память о далёком октябрьском бое 1941года у деревни Богатырь. В 1965 году в школе был создан музей боевой силы, с которым тесно сотрудничает сегодня внучка капитана Флёрова Марина Юрьевна. Она рассказывает о том, насколько трагичны оказались жизнь и смерть Ивана Флёрова. Всегда подтянутый, широкоплечий офицер, с собственным лицом и светло-серыми глазами – таким он запомнился близким людям.

Заключение. Звёздный час ракетного оружия.

Батарея Флёрова погибла, но оружие существовало и продолжало наносить урон наступающему врагу. Батарея капитана И.А.Флёрова открыла боевой путь новому мощному оружию, обладавшему великолепными боевыми качествами, сыгравшую большую роль в достижении победы над врагом.

В первые дни войны наши конструкторы работали сутками, чтобы подготовиться к серийному производству. Женщины и подростки не выходили из цехов по 12-16 часов. Прямо на московском заводе «Компрессор» формировались первые экипажи ракетных подразделений.

И в начале 1945 года в Советской Армии было уже 7 дивизий,11 отдельных бригад, 114 отдельных полков и 38 отдельных дивизионов реактивной артиллерии. Конечно, были и трудности, прежде всего связанные с нехваткой пороха. Но к началу 1942 года дефицит удалось ликвидировать .

Сразу после войны специалисты ракетной техники продолжали разработку грозного оружия, они быстро её совершенствовали. К работе был привлечены Сергей Королёв и Валентин Глушко. Малая ракетная техника становилась большой. Перед ней открывался небывалый путь – к звёздам.

Но мы не имеем права забыть, что в 1941 году были люди, которые своим трудом, ценой своей жизни заложили фундамент наших будущих побед. И среди них особое место занимает командир первой в мире батареи реактивных установок, Герой Росси капитан Иван Андреевич Флёров .

Литература.

1. Афанасьев Н.М. Первые залпы. Москва: Воениздат. – 1982.

2. Беляев И.Н. Золотые звёзды родного края. Смоленск. – 1999.

3. Беляев И.Н. Память огненных лет. Смоленск: Смядынь. – 1999.

4. Великая Отечественная война 1941 – 1945 . Энциклопедия для школьников. Москва: Олма-Пресс. – 2001.

5. Воробьёв М.В., Усов В.В. Подвигам жить в веках. Смоленск: Московский рабочий. – 1985.

6. Живёт в веках твой подвиг благородный: героические страницы истории Смоленского края. Москва. – 1967.

7. Комаров Д.Е. Вяземская земля в годы Великой Отечественной войны. Смоленск: Смядын. – 2004.

8. Олифирова С. Проживу я не менее ста лет…// Московский комсомолец. – 1999.

9. Первушин А. Чудо-оружие русских. // Секретные материалы. Специальный выпуск. №3. 2005.

10. По дорогам боевой славы. Сборник. Смоленск. – 1995.

11. Стукалов А.А. Край мой Смоленский. Смоленск. – 1967.

12. Музей Смоленского областного центра героико-патриотического воспитания молодёжи «Долг». Д.34. Отчёты работы поисковой группы от 04.11.95.

13. Военно-исторический музей МОУ сш№5 имени Героя РФ М.Г. Ефремова г.Вязьмы. Ф.1. П.18. Дневник похода на место последнего боя батареи Флёрова.

14. Багданов В. День памяти героем – флеровцам. // Вяземский вестник. №199. 12 октября 1995.