Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 19

 

Поиск            

 

Отчет 679 с., 7 ч., 2 табл., 2 рис., 43 источника, 7 прил

 

             

Отчет 679 с., 7 ч., 2 табл., 2 рис., 43 источника, 7 прил


Отчет 679 с., 7 ч., 2 табл., 2 рис., 43 источника, 7 прил.

СИСТЕМА КАЧЕСТВА, СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ, СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

Объектом исследования являются образовательные учреждения высшего профессионального образования.

Цель работы – внедрение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования типовой модели системы качеством образовательного учреждения.

При внедрении типовой модели системы качества в СибГТУ переработаны политика, миссия и видение в области качества; организационная структура системы качества; проведена самооценка системы менеджмента качества университета; разработан реестр процессов системы качества и схема их взаимодействия; разработаны информационные карты процессов, документированные процедуры процессов; представлены предложения по совершенствованию типовой модели, ее документации и комплекта методических материалов по разработке и внедрению системы качества образовательного учреждения.

4

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...

9

1 Описание состояния системы качества СибГТУ до начала работы над проектом……

14

2 Описание процесса самооценки СибГТУ на основе модели оценки, входящей в состав типовой модели системы качества образовательного учреждения….…………………

21

3 Анализ результатов самооценки СибГТУ………………………………………………..

22

4 План адаптации системы качества СибГТУ в соответствии с типовой моделью системы качества образовательного учреждения и перечень фактически выполненных мероприятий………………………………………………………..................................................

23

5 Описание результатов, достигнутых в ходе адаптации системы качества СибГТУ в соответствии с типовой моделью ……………...............................................................................

24

6 Перечень всех разработанных в СибГТУ документов системы качества……………..

25

7 Предложения по совершенствованию типовой модели, ее документации и комплекта методических материалов по разработке и внедрению системы качества образовательного учреждения……………………………………………….……………………

27

Заключение…………………………………………………………………………………...

35

Список использованных источников……………………………………………………….

37

Приложение А. Организационная структура системы качества СибГТУ………………

41

Приложение Б. План адаптации системы качества СибГТУ в соответствии с типовой моделью системы качества образовательного учреждения …………………………….............

43

Приложение В. Политика в области качества СибГТУ…………………………………...

45

Приложение Г. Реестр процессов и видов деятельности в рамках системы качества СибГТУ……………………………………………………………………………………………..

47

Приложение Д. Информационные карты процессов системы качества СибГТУ............

50

Приложение Ж. Документированные процедуры системы качества СибГТУ.................

401

Приложение К. Руководство по качеству СибГТУ...……………………………………...

574


Нормативные ссылки

В настоящем отчете о НИР использованы ссылки на следующие нормативные документы:

Стандарты и директивы гарантии качества высшего образования на территории Европы «Стандарты и директивы ENQA»);

ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»;

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования»;

ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

6



Определения, обозначения и сокращения

В настоящем отчете о НИР применяют следующие термины с соответствующими определениями:

1 Высшее руководство образовательного учреждения – лицо или группа работников образовательного учреждения, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне.

2 Деятельность образовательного учреждения – совокупность образовательной и научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности образовательного учреждения.

3 Документированная процедура – документ, устанавливающий единый для всего образовательного учреждения порядок описания процессов, полномочия и ответственность должностных лиц, информационные потоки, включая регистрацию данных и записей по качеству.

4 Информационная карта процесса – документ, содержащий информацию об основных атрибутах процесса, а именно о входах и выходах процесса, включая цели процесса, измерение и анализ процесса, мероприятия по достижению целей процесса, взаимодействие процесса, ресурсы процесса, документы управления процессом.

5 Качество – степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям.

6 Несоответствие – невыполнение установленного требования.

7 Образовательное учреждение – учреждение, являющееся юридическим лицом, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (либо) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

8 Политика в области качества – общие намерения и направления деятельности образовательного учреждения в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

9 Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности и ресурсов, преобразующая входы в выходы.

10 Система менеджмента качества – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

11 Система качества (система менеджмента качества) образовательного учреждения – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, т.е. совокупность организационной структуры вуза, документации (внутренних положений, порядков документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

В отчете используются следующие сокращения:

СК – система качества;

СМК – система менеджмента качества;

ОУ – образовательное учреждение;

СК ОУ система качества образовательного учреждения;

СибГТУ – Сибирский государственный технологический университет;

ИДПОПКиПС – Институт дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов;

ООК – отдел обеспечения качества;

ОМ – отдел мониторинга;

УМУ – учебно-методическое управление;

ЦМК – Центр менеджмента качества;

РК – руководство по качеству;

ГОС ВПО – государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;

ИК – информационная карта процесса.


Введение

Качество жизни современного социума и любого человека во многом определяет качество системы профессионального образования. В России профессиональное образование является одной из крупнейших социально-экономических отраслей [1-3]. На современном этапе развития мировой экономики глобальной задачей системы образования становится формирование человека, качество которого может обеспечить не только свое конструктивное развитие, но и социума как среды его существования. Ключевой задачей образования становится задача созидания человека и культуры. В этом плане образование и его качество играют роль приоритетного средства социализации, а точнее – формирования качества его личности, ценностей и способностей. Образовательные учреждения во многом определяют развитие интеллектуального потенциала, науки и техники, и, таким образом, влияют на состояние экономики в целом. Поэтому, безусловно, повышение качества образования – это нравственный императив и условие обеспечения достойного и безопасного будущего России и каждого ее гражданина [4, 5].

В соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года главная задача российской образовательной политики – обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [5-10]. Успешная реализация образовательными учреждениями этой задачи зависит от ряда факторов, важнейшим из которых является эффективный менеджмент [5, 11-14].

В настоящее время в России разворачиваются следующие тесно взаимосвязанные между собой процессы:

· переход к комплексной оценке деятельности вузов, совмещающей процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации (Приказ Минобразования РФ от 12.11.99 N 864 «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения») на базе утвержденного перечня показателей деятельности вузов, включающего, в частности, и показатель 1.2.3, отражающий наличие и эффективность внутривузовской системы контроля качества образования. По существу, оценка показателя 1.2.3 будет базироваться на анализе наличия СМК в вузе, что напрямую обязывает вузы приступить к созданию СМК. Однако сами критерии наличия и эффективности системы в настоящее время отсутствуют, что затрудняет проведение внешней экспертизы при аттестации и государственной аккредитации вузов [6, 15];

·

9

широкое распространение в вузах страны работ по созданию, внедрению и сертификации внутривузовских систем управления качеством в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества серии ИСО 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) [16-18] и других моделей менеджмента качества;

· регулярное проведение с 2000 г. конкурса Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», участие в котором заставило многие вузы задуматься о создании и совершенствовании собственных СМК. С 2000 по 2006 гг. в этом конкурсе приняли участие 244 образовательных организации Российской Федерации, из которых 2 образовательных организации объявлены Признанным совершенством этого конкурса [19], 26 образовательных организаций – Лауреатами [20] и 25 образовательных организаций – Дипломантами [21];

· интернационализация образования и необходимость гармонизации российского образования, в том числе и по критериям его качества, с другими системами образования (в рамках Болонской декларации) с целью привлечения дополнительных внутренних потребителей и выхода на международные рынки образовательных услуг [6, 15];

· коммерциализация образования, усиление конкуренции между вузами на рынке образовательных услуг и рабочей силы [22, 23]. Конкурентоспособность является интегральной характеристикой образовательной услуги, обуславливающей возможность ее сбыта [23].

Гарантией качества во всем мире является наличие СМК в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2000. На декабрь 2005 г. сертифицировано 776 608 СМК по стандарту ИСО 9001:2000 в 161 стране мира. В первую пятерку стран, по наличию действующих сертификатов соответствия требованиям стандарту ИСО 9001:2000, входят Китай – 143 823 сертификатов, Италия – 98 028, Япония – 53 771, Испания – 47 445, Великобритания – 45 612. Россия, на этом фоне, значительно отстаёт от мировых тенденций по внедрению СМК. Всего 4 883 российских предприятий имеют сертификаты по ИСО 9001:2000 [24]. В мире в 2001 г. было сертифицировано около 5 000 СМК образовательных учреждений, в том числе 600 из них по ИСО 9001:2000 [25]. В России разработка, внедрение и сертификация СМК образовательных учреждений только набирает свои обороты. Согласно нашему анализу литературных сведений, в России в настоящее время лишь около 100 из 1500 образовательных организаций имеют сертификаты соответствия СМК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000). Процесс сертификации СМК также активно идет в Казахстане, на Украине и Белоруссии. В странах СНГ уже сертифицировано более 70 систем менеджмента качества вузов.

Образовательные учреждения, занимающиеся разработкой, внедрением и совершенствованием системы качества в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000, подразделяются на следующие группы [26]:

· образовательные учреждения, не сертифицировавшие свою СМК, но находящиеся на стадии совершенствования имеющейся системы качества и доведения ее до требований стандартов ИСО 9001 с получением соответствующего сертификата;

· образовательные учреждения, имеющие сертифицированную СМК и работающие на поддержание ее соответствия требованиям стандартов ИСО 9001 и совершенствующие функционирующую систему качества.

К российским вузам, которые имеют сертифицированные СМК, относятся: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Томский политехнический университет, Снежинская государственная физико-техническая академия, Алтайская академия экономики и права, Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова, Сибирский государственный технологический университет, Красноярский государственный технический университет, Красноярский государственный торгово-экономический институт, Томский государственный архитектурно-строительный университет, Иркутский государственный университет путей сообщения, Ульяновский государственный технический университет (Институт дистанционного образования) и др. [27-33]. Небольшое количество сертификатов на СМК образовательных учреждений объясняется тем, что, во-первых, стандарты ИСО серии 9000 изначально были разработаны для производственных отраслей промышленности, а во-вторых, терминология этих стандартов явно не соответствует сфере образования, а применяемые подходы, на первый взгляд, слабо связаны с процессами обучения. Однако, основные принципы, которые концентрируются на потребностях заказчика, полностью применимы для образовательных структур.

Следует отметить, что в настоящее время Министерство образования и науки РФ определило единые требования и критерии к созданию и оценке системы качества в образовании. До настоящего момента каждое образовательное учреждение в своей деятельности использовало наиболее для него приемлемую модель системы качества [34]. Российские образовательные учреждения строят свои системы качества в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов ИСО серии 9000; принципами Всеобщего менеджмента качества (TQM); рекомендациями Типовой модели системы управления качеством образовательного учреждения; требованиями и рекомендациями конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». Согласно статистике, около 60 % вузов отдают предпочтения системам менеджмента качества, основанным на ИСО серии 9000. Остальные 40 % строят свои системы качества на соответствие требованиям моделей: Премии Правительства РФ в области качества, конкурса Минобразования РФ, EFQM и другим [35-39]. В основу Типовой и внутривузовской моделей системы качества заложены критерии Европейской премии по качеству «Совершенство в бизнесе» (Европейский фонд по менеджменту качества – EFQM) и требования стандартов Европейской Ассоциации Гарантии Качества высшего образования – ENQA. Все эти четыре подхода имеют в качестве основы процессно-ориентированный подход, не противоречат друг другу, взаимно дополняют друг друга и отличаются только полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов образовательных учреждений и степенью перекрытия системы качества с общей системой менеджмента образовательного учреждения.

Обследования, проводимые западными специалистами, свидетельствуют, что, на сегодняшний день, в мире в целом сохраняется ситуация, когда занять устойчивые позиции на рынке могут только организации, выпускающие высококачественную продукцию и оказывающие высококачественные услуги. Именно качество является главным условием конкурентоспособности современной организации. И, как свидетельствуют результаты исследований международных экономических институтов, для мирового рынка в XXI веке качество будет продолжать оставаться приоритетным фактором в конкурентоспособности продукции и услуги [40].

Качество оказываемой услуги по праву относится к важнейшим критериям деятельности любой организации. Именно повышение качества услуги определяет степень выживаемости организации в условиях рынка. В настоящее время ни одна организация, неработающая в области управления качеством, не может рассчитывать на успех в бизнесе и какое-либо общественное признание. Гарантом такой стабильности является наличие у организации системы качества, соответствующей стандарту ИСО 9001:2000.

Перевод экономики на интенсивный путь развития выдвигает проблему качества на передний край, делает ее основным источником дальнейшего экономического роста. Качество – как сложная категория, определяемая многими параметрами, перестало ассоциироваться только с качеством продукции. В последние годы акцент переносится на всеобщий менеджмент качества. Менеджмент качества - это подход к руководству организации, нацеленный на качество, основанный на участии всех работников и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества в целом.

Применительно к сфере образования качество результатов образовательной деятельности определяется качеством знаний и навыков выпускников, их активной гражданской позицией, уровнем культуры и нравственности. Понятно, что хорошее качество результатов может быть достигнуто только при хорошем качестве образовательного процесса, которое определяется с одной стороны его содержанием, а с другой - его обеспеченностью ресурсами, материально-техническими, информационными и кадровыми. В то же время высокое качество образовательного процесса может быть обеспечено только при качественном функционировании всей системы образовательного учреждения, включая качество менеджмента на всех уровнях управления и качество организации вспомогательных процессов [34].

Переход экономики России на рыночные отношения выявил некоторые проблемы, которые можно отнести к общему состоянию российской системы образования [41-43]:

· неустойчивый спрос на специалистов со стороны потребителей;

· ликвидация государственного регулирования рынка труда и распределение выпускников;

· усиление конкуренции вследствие увеличения числа негосударственных вузов и расширения платного образования в государственных вузах;

· низкая эффективность образовательных процессов вследствие использования устаревших методик обучения.

· дефицит специалистов, способных работать в условиях рыночной экономики, и избыточность традиционных специалистов;

· снижение мотивации к овладению техническими знаниями и приобретению инженерной профессии;

· сокращение госбюджетного финансирования образовательной и научной деятельности;

· признание автономности вузов.

Все эти и многие другие проблемы заставляют серьёзно задуматься о коренном пересмотре подхода к обеспечению качества образования. Наиболее эффективным и комплексным будет системный подход к обеспечению качества, основанный на создании системы качества в соответствии с требованиями типовой модели СК ОУ, использующей современную методологию менеджмента качества, в частности стандарты ИСО серии 9000 [41-43].

1 Описание состояния системы качества СибГТУ до начала работы над проектом

В феврале 2000 г., согласно приказу № 111-0 от 07.02.2000 г., СибГТУ приступил к разработке СМК. В январе 2003 г. СибГТУ получил сертификат соответствия на СМК, выданный Органом по сертификации систем качества «Техцентр-Регистр» (г. Москва, Госстандарт России) применительно к деятельности в области высшего профессионального образования в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (№ РОСС RU.ИС20.К00140 от 15.01.2003 г.). В течение 2003-2005 гг. в СМК СибГТУ проводились внутренние аудиты, самооценка и инспекционные проверки со стороны Органа по сертификации систем качества «Техцентр-Регистр», в результате чего совершенствовалась деятельность университета. В этот период также осуществлялось развитие СМК и расширение области ее применения.

В 2005 г. сертификат соответствия применительно к деятельности в области дополнительного профессионального образования (№ РОСС RU.ИС20.К00221 от 16.05.2005 г.) выдан также ИДПОПКиПС СибГТУ и в области высшего профессионального образования - Лесосибирскому филиалу СибГТУ (№ РОСС RU.ИС20.К00222 от 15.05.2005 г.).

В 2006 г. СибГТУ успешно прошёл процедуру ресертификации и получил сертификат соответствия на СМК применительно к деятельности в области высшего профессионального образования, научных исследований и разработок, сертификации систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента, систем менеджмента профессиональной безопасности и здоровья, интегрированных систем менеджмента (сертификат РОСС RU.ФК01.К00001 от 31.07.2006 г.)

Основной продукцией бизнес-процессов высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования является образовательная услуга. К основной продукции бизнес-процессов научных исследований и разработок относятся научные статьи и монографии, научные отчеты, объекты интеллектуальной собственности, технологии, открытия, проекты, конструкторские разработки, наукоемкая продукция. Учебно-методическая продукция и интегрированная продукция на базе научно-технической продукции и образовательных услуг отождествляется с вспомогательной продукцией, обеспечивающие требуемый уровень качества образовательной услуги.

В настоящее время в университете действует вторая версия документации СМК в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001, включающая Руководство по качеству СибГТУ, Руководство по качеству ИДПОПКиПС СибГТУ, 5 обязательных и 13 дополнительных документированных процедур. В корпоративную сеть университета разработан и внедрен электронный web-вариант СМК. Информационно-справочная модель включает документацию СМК СибГТУ пяти уровней, а так же схематическое представление процессов с наглядной структурой связей и ссылками на различные уровни документации. Информационно-справочная модель создана с помощью следующих средств разработки: Hyper Text Markup Language (HTML), JAVA Script, а также язык программирования Delphi.

В 2000 г. создан отдел обеспечения качества (ООК), в 2002 г. - Центр менеджмента качества (ЦМК), сформирована группа внутренних аудиторов и назначены уполномоченные по качеству в каждом структурном подразделении, в 2005 г. создан отдел мониторинга (ОМ). Для внутреннего аудита подготовлено 15 внутренних аудиторов. В СибГТУ сложилась следующая организационная структура подразделений, ответственных за формирование СМК и обеспечивающих ее функционирование (рисунок 1, Приложение А). В университете представителем руководства – ответственный за СМК назначен – первый проректор. ООК решает задачи по актуализации и совершенствованию документации СМК первого и второго уровней; осуществляет анализ состояния этой системы, а также организует, проводит, документирует результаты и осуществляет анализ внутренних аудитов; оценку соответствия СМК СибГТУ, в том числе СМК ИДПОПКиПС или отдельных ее процессов требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001 с точки зрения достижения целей, определенных в области качества, поддерживает и актуализирует информационно-справочную модель СМК вуза, проводит обучение руководителей и персонала основам менеджмента качества и организационно-методическим подходам к внедрению и совершенствованию СМК СибГТУ. Коллегиальный орган – Совет по качеству взаимодействует с ответственным за СМК. Функции Совета по качеству заключаются в координации работы по разработке и внедрению СМК в вузе и определении основных направлений для улучшения деятельности СМК университета. Группа внутренних аудиторов состоит из числа сотрудников УМУ, ООК и ОМ.

Функциями ОМ являются: измерение сбор и анализ сведений для оценки деятельности университета в целом, ИДПОПКиПС, отдельных процессов университета и института, включая оценку их качества, эффективности и результативности, работы конкретных их подразделений, работы преподавателей, удовлетворенности сотрудников подразделений СибГТУ; анализ результатов образовательного процесса (знаний, умений, навыков) по дисциплинам, курсам, специальностям, факультетам; проведение социологических опросов студентов; сбор и анализ сведений для лицензирования, аттестации, аккредитации и комплексной проверки вуза и его отдельных направлений подготовки (специальностей); участие во внутренних аудитах СМК университета.

В структурных подразделениях, на факультетах и кафедрах, ИДПОПКиПС, входящих в область применения СМК, назначены уполномоченные по качеству из числа заместителей руководителей структурных подразделений, заместителей зав. кафедрами, заместителей деканов и другие. Взаимоотношения уполномоченных по качеству включают обмен информацией с ООК, с внутренними и внешними аудиторами, а также с другими структурными подразделениями вуза. В обязанности уполномоченных по качеству входит: внедрение СМК в своем подразделении путем выполнения требований документов этой системы, обеспечение своевременной актуализации и хранения документации СМК, сбор информации и анализ выполнения плановых мероприятий, составленных по результатам внешних и внутренних аудитов СМК, информирование руководителя своего структурного подразделения о нарушении принципов и требований настоящей системы; сбор информации для оценки качества процессов и образовательной услуги.


Рисунок 1 – Структурные подразделения, ответственные за формирование и функционирование СМК СибГТУ

Основными функциями ЦМК являются: выполнение научно-исследовательских и научно-методических работ в области менеджмента качества образования и консультационная поддержка, разработка и совершенствование организационно-методических подходов к формированию СМК университета, освоение новых форм, методов и средств обучения, внедрение интенсивных технологий обучения в области всеобщего менеджмента качества, разработка образовательных программ для обучения различных групп руководителей и сотрудников университета, подготовка, повышение квалификации и переподготовка руководителей и сотрудников образовательных учреждений по программе «Управление качеством», в том числе в рамках ассоциации «Сибирский технологический университет». ЦМК активно занимается научно-методической и образовательной деятельностью. С июня 2002 г. по настоящий момент было проведено 56 обучающих семинаров по формированию СМК образовательных учреждений (в том числе 20 выездных семинаров в городах Барнаул, Иркутск, Кемерово, Омск, Челябинск, Улан-Удэ, Ачинск, Канск, Абакан, Рубцовск, Бийск, Братск, Томск), в которых приняли участие представители 102 вузов, 165 ссузов, 5 школ и около 10 учебных центров (около 1600 слушателей) от Урала до Дальнего Востока. А также проведены обучающие семинары по темам «Применение стандартов ИСО серии 14000», «Методы внедрения и оценки систем менеджмента качества, экологического менеджмента, менеджмента промбезопасности на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9000, 14000 и OHSAS 18000», «Внутренний аудит СМК организации (предприятия)», «Формирование СМК организаций строительного комплекса» на восьмми предприятиях: ОАО «Ачинский НПЗ ВНК», ФГУП «Горно-химический комбинат», ОАО «Новосибирский оловянный комбинат», ЗАО «Сибирская губерния», ООО «Сибпласт», ООО «СибИн», ООО «Европласт», ОАО «Красноярский шинный завод». В 2003 г. проведен обучающий семинар по производственному контролю как составная часть системы промышленной безопасности, в котором участвовали 90 сотрудников промышленных предприятий г. Красноярска, Красноярского края, республик Хакасии и Тывы, Эвенкийского автономного округа.

Для сотрудников и руководителей ассоциации «Сибирский технологический университет» ЦМК СибГТУ с 2003 г. были организованы два обучающих семинара по формированию системы менеджмента качества ссузов, в которых приняли участие 34 человека (из них 8 директоров). В дальнейшем их обучение осуществлялось в рамках факультета повышения квалификации преподавателей. На заседании ассоциации в 2004 г. было принято решение о разработке систем менеджмента качества ссузов, входящих в ассоциацию, и с этого времени осуществляется мониторинг этого процесса со стороны СибГТУ, а также консультирование разработчиков и руководителей. Наиболее успешно разработка системы менеджмента качества проводится в Бурятском лесопромышленном колледже, профессиональном лицее № 22 (п. Селенгинск).

В СибГТУ ежегодно проводятся внутренние аудиты СМК и СМК ИДПОПКиПС с целью:

· оцени соответствия всей СМК или отдельных ее процессов требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001;

· оценки результативности и эффективности функционирования СМК или отдельных ее процессов с точки зрения достижения Политики и целей в области качества;

· определения возможностей и путей улучшения СМК, процессов и образовательной услуги;

· определения несоответствий в СМК или отдельных ее процессах в сравнении с требованиями, установленными документацией СМК;

· проверки эффективности корректирующих действий по результатам предыдущих аудитов.

Систематически проводимые внутренние аудиты предназначены для обеспечения руководства университета объективной и своевременной информацией о степени соответствия деятельности в СМК и ее результатов установленным требованиям. Для этого проверяется:

· соответствие описанной в СМК деятельности требованиям нормативных документов, регламентирующих вопросы управления качеством в образовательном учреждении (стандарты и директивы ENQA, стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2000 и иные стандарты и нормативные акты);

· соответствие описанной в СМК деятельности подразделения – фактической.

Проведение внутреннего аудита СМК обуславливается необходимостью:

· мониторинга и измерения состояния СМК вуза и ее процессов;

· совершенствования предоставляемой университетом образовательной услуги;

· совершенствования документации СМК;

· реинжиниринга процессов СМК;

· подготовки к комплексной проверке университета.

Периодичность внутренних аудитов определяется руководством университета, но не реже одной проверки в год каждого структурного подразделения, и зависит от:

· появления (увеличения количества) несоответствий в процессах и их результатах;

· изменений в процессе предоставления образовательной услуги;

· требований заинтересованных сторон;

· реорганизации организационной структуры вуза и изменения в системе управления;

· внесения изменений в документацию СМК;

· изменения рыночной стратегии университета;

· изменения экономических или социальных условий;

· числа и степени серьёзности жалоб от заинтересованных сторон в деятельности университета.

Результатами внутреннего аудита являются: отчеты о результатах внутренних аудитов, планы предупреждающих и корректирующих действий, ежегодный отчет по результатам внутреннего аудита СМК.

Анализ результатов аудита осуществляется на двух уровнях: на уровне структурного подразделения и на уровне университета.

Анализ результатов аудита на уровне структурного подразделения осуществляет руководитель проверяемого подразделения, который:

· анализирует отчет, принимает решения и определяет корректирующие и предупреждающие действия, необходимые для устранения несоответствий и их причин;

· составляет план корректирующих и предупреждающих действий, включающий этапы и порядок их осуществления, ответственных и сроки проведения;

· несет ответственность за выполнение данного плана и уведомляет ответственного за СМК и начальника ООК о выполнении корректирующих и предупреждающих действий;

· после выполнения плана корректирующих и предупреждающих действий составляется протокол выполнения корректирующих действий (СК ДП 8.5.0-01-2006 «Корректирующие и предупреждающие действия»).

Зам. начальника ООК, при выявлении особо серьезных несоответствий, разрабатывает план контроля за выполнением корректирующих и предупреждающих действий, который утверждается ответственным за СМК и осуществляет контроль хода работ по устранению и предупреждению выявленных несоответствий.

Анализ результатов внутренних аудитов СМК на уровне университета проводится раз в полгода. Его целью является оценка результативности СМК, определение основных и повторяющихся несоответствий в СМК требуемых решения на уровне руководства университета, разработка программы работ по совершенствованию СМК университета, ее процессов и документации, совершенствование процедуры внутреннего аудита.

Первым этапом анализа является составление зам. начальника ООК аналитической записки по результатам проведения внутренних аудитов СМК. Для анализа используются:

· отчеты о результатах аудитов;

· планы корректирующих и предупреждающих действий;

· устные и письменные отзывы и пожелания, поступившие от структурных подразделений и внутренних аудиторов.

Аналитическая записка содержит:

· общую информацию о проведенных аудитах;

· обобщенный анализ состояния СМК по процессам (процессный подход) и по структурным подразделениям (объектно-функциональный подход);

· анализ причин возникновения основных несоответствий;

· предложения по корректирующим и предупреждающим мероприятиям на уровне университета;

· предложения о внесении изменений в документацию СМК и другую информацию.

Аналитическая записка рассматривается и корректируется на совещании внутренних аудиторов, после чего визируется начальником ООК, ответственным за СМК и передается на рассмотрение ректору.

Результаты аудитов и их анализа доводятся до сотрудников университета в форме распоряжения, издаваемого на основе аналитической записки.

Планы корректирующих и предупреждающих действий по результатам отдельных аудитов и отчеты о результатах являются основой программы работ по совершенствованию СМК, которая разрабатывается ООК и утверждается ректором.

Критериями оценки результативности процесса внутреннего аудита являются совокупность достижения политики, целей, определенных в области качества и выполнения процедур или требований. Показателями результативности процесса внутреннего аудита являются выполнение программы и сроков внутренних аудитов, отсутствие повторяющихся несоответствий, а также отсутствие жалоб на процедуру проведение внутреннего аудита.

Анализ внутренних аудитов проводился по следующим элементам: планирование, методическая деятельность, учебная деятельность, средства измерения (экзаменационные билеты, тесты), управление документацией и записями, охрана труда. Анализ результатов внутренних аудитов за период функционирования СМК показал, что количество выявляемых замечаний постепенно снижается и СМК продолжает соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Ежегодно Орган по сертификации систем качества «Техцентр-Регистр» проводит инспекционный (внешний) аудит СМК СибГТУ и СМК ИДПОПКиПС СибГТУ, по результатам которого составляется акт о результатах проверки, содержащий выявленные несоответствия. Руководство СибГТУ, на основании акта о результатах аудита, разрабатывает и предоставляет в установленные сроки Органу по сертификации план корректирующих и предупреждающих действий с указанием в нем сроков выполнения и ответственных. Орган по сертификации, после реализации плана корректирующих и предупреждающих действий СибГТУ подтверждает действие сертификата соответствия СМК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Таким образом, результаты внутреннего и внешнего аудитов свидетельствуют, что СМК СибГТУ соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.


2 Описание процесса самооценки СибГТУ на основе модели оценки, входящей в состав типовой модели системы качества образовательного учреждения

21

В связи с реорганизацией руководства университета в 2007 году, а также успешном прохождении комплексной оценки деятельности вуза, самооценка системы качества в 2007 г. не проводилась. Самооценка системы качества СибГТУ была проведена в конце 2006 г. по Методическим рекомендациям для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности. Цель самооценки – выявление областей для улучшения и постоянного совершенствования СМК СибГТУ и его деятельности в целом. Для организации и проведения самооценки была сформирована рабочая группа, в следующем составе: Харин В.Ф., первый проректор – ответственный за систему менеджмента качества; Карлов Г.П., проректор по учебной работе, эксперт по сертификации СМК в Системе сертификации ГОСТ Р; Корнев В.М., директор института дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и подготовки специалистов, эксперт по сертификации СМК в Системе сертификации ГОСТ Р; Зиненко В.К., начальник учебно-методического управления; Левшина В.В., зав. кафедрой «Управление качеством и математические методы экономики», начальник отдела обеспечения качества, эксперт по сертификации СМК в Системе сертификации ГОСТ Р; Катанаева М.А., доцент кафедры «Управление качеством и математические методы экономики», заместитель начальника отдела обеспечения качеством, эксперт по сертификации СМК в Системе сертификации ГОСТ Р. Технический секретарь: Шимохина В.В. – методист отдела обеспечения качества. На инструктивном совещании члены рабочей группы были ознакомлены с Методикой самооценки вуза (ссуза) на основе модели совершенствования деятельности. Техническим секретарем рабочей группы были проведены все необходимые подготовительные мероприятия для проведения самооценки. Эксперты рабочей группы индивидуально оценивали СМК СибГТУ по всем критериям и их составляющим Модели совершенствования на данный момент (конец 2006 г.), а также на момент принятия решения руководства СибГТУ о разработке и внедрении СМК (2000 г.). Согласование результатов самооценки членов рабочей группы осуществлялось на заключительном совещании и включало анализ оценок, обсуждение различий между индивидуальными оценками и достижение оценки всех составляющих критериев на основе консенсуса и силы приводимых аргументов в пользу той или иной оценки. После формирования итоговых форм самооценки был проведен расчет значений «уровней совершенства» критериев Модели совершенствования с учетом весовых коэффициентов подкритериев и критериев. При обработке результатов самооценки использовалась методика и рекомендуемые значения весовых коэффициентов, представленных в приложении 2 вышеуказанных Методических рекомендаций.

3 Анализ результатов самооценки СибГТУ

Результаты самооценки СМК СибГТУ представлены в виде лепестковой диаграммы на рисунке 2. По значениям «уровней совершенства» критериев Модели совершенствования были рассчитаны интегральные показатели оценки совершенства СМК СибГТУ в 2000 и конец 2006 гг. с учетом весов различных критериев, соотношение которых было принято аналогичным соотношению в модели конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов», которые составили соответственно 4,4 и 6,7 баллов.

Таким образом, по результатам проведенной самооценки СибГТУ определен уровень зрелости СМК на момент принятия решения о разработке и внедрении СМК (2000 г.) - «способность» (более 4 балов - средние по отрасли) и на момент совершенствования СМК (конец 2006 г.) – «эффективность» (более 6 баллов - лучшие практики в своем классе). По результатам самооценки определены сильные и слабые стороны, идентифицированы процессы (виды деятельности), нуждающиеся в улучшении и разработан соответствующий план мероприятий по совершенствованию СМК и деятельности СибГТУ в целом. План по улучшению СМК и деятельности СибГТУ позволит повысить оценку до 7,3 балла, закрепиться на данном «уровне совершенства» и немного продвинутся к следующему уровню - «гибкость» (более 8 баллов).

22

Рисунок 2 – Результаты самооценки деятельности СибГТУ в 2002 г. и конце 2006 г.

4 План адаптации системы качества СибГТУ в соответствии с типовой моделью системы качества образовательного учреждения и перечень фактически выполненных мероприятий

Для апробации типовой модели СК ОУ в СибГТУ разработан план апробации (таблица 1, Приложение Б), учитывающий фактическое состояние работ в вузе в области качества, опыт и задел вуза в области создания и внедрения систем качества. План подробно раскрывает содержание всех планируемых в СибГТУ мероприятий по апробации типовой модели СК ОУ.

Таблица 1 - План адаптации СК СибГТУ в соответствии с типовой моделью СК ОУ

№ п/п

Этапы и мероприятия

Отметка о выполнении

1

Принятие решения высшим руководством об адаптации СК СибГТУ в соответствии с типовой моделью СК ОУ

Выполнено

2

Проведение начальной самооценки СибГТУ

Выполнено

пп. 3 и 4 итогового отчета

3

Актуализация стратегической программы развития СибГТУ

выполнено

4

Переработка миссии, видения, политики и целей в области качества СибГТУ

Выполнено

Приложение В

5

Актуализация организационной структуры управления системы качества СибГТУ, распределения обязанностей и полномочий в рамках СК ОУ

Выполнено

Приложение А

6

Разработка реестра процессов СК и схемы их взаимодействия

Выполнено

Приложение Г

7

Разработка информационных карт выделенных процессов и их приложений

Выполнено

Приложение Д

8

Переработка документированных процедур: Управление записями, Управление документацией, Внутренний аудит, Корректирующие и предупреждающие действия

Выполнено

Приложение Ж

9

Разработка документированных процедур: Управление несоответствиями, Информирование общественности

Выполнено

Приложение Ж

10

Переработка Руководства по качеству

Выполнено

Приложение К

11

Согласование и утверждение документации СК СибГТУ

выполнено

12

Переподготовка и обучение персонала СибГТУ по вопросам менеджмента качества в соответствии с типовой моделью СК

выполнено

13

Внедрение документации СК СибГТУ, проведение внутреннего аудита

выполнено

14

Проведение корректирующих и предупреждающих действий по результатам внутреннего аудита

выполнено

23



5 Описание результатов, достигнутых в ходе адаптации системы качества СибГТУ в соответствии с типовой моделью

В ходе адаптации системы качества СибГТУ в соответствии с типовой моделью системы качества образовательного учреждения достигнуты следующие результаты:

· активно внедряется методика самооценки по модели совершенствования деятельности, что позволило оценить динамику зрелости СК СибГТУ и наметить области по её улучшению и разработать планы по их реализации;

· переработана миссия, видение, политика и цели в области качества СибГТУ (Приложение В);

· актуализирована организационная структура управления системы качества СибГТУ, перераспределены обязанности и полномочия в рамках СК (Приложение А);

· разработан полный реестр процессов СК СибГТУ и схема их взаимодействия (Приложение Г);

· разработаны информационные карты процессов СК СибГТУ (Приложение Д);

· переработаны документированные процедуры: Управление записями, Управление документацией, Внутренний аудит, Корректирующие и предупреждающие действия (Приложение Ж);

· разработаны документированные процедуры: Управление несоответствиями, Информирование общественности (Приложение Ж);

· переработано Руководства по качеству (Приложение К).

24

Таким образом, обогащение, имеющихся в СибГТУ разработок по формированию СК ОУ, рекомендациями по типовой модели позволило вывести СК СибГТУ на качественно новый уровень.

6 Перечень всех разработанных в СибГТУ документов системы качества

В соответствии с типовой моделью СК ОУ, при адаптации СК СибГТУ переработаны и разработаны:

· переработана миссия, видение, политика и цели в области качества СибГТУ (Приложение В);

· актуализирована организационная структура управления системы качества СибГТУ, перераспределены обязанности и полномочия в рамках СК (Приложение А);

· разработан полный реестр процессов СК СибГТУ и схема их взаимодействия (Приложение Г);

· разработаны информационные карты процессов СК СибГТУ (Приложение Д):

СК ИК 2.1-1-2007 «Маркетинг. Оценка требований и удовлетворенности внутренних потребителей»;

СК ИК 2.1-2-2007 «Маркетинг. Оценка требований и удовлетворенности»;

СК ИК 2.2-2007 «Проектирование и разработка образовательных программ»;

СК ИК 2.3-2007 «Довузовская подготовка»;

СК ИК 2.4-2007 «Прием студентов»;

СК ИК 2.5-2007 «Реализация основных образовательных программ»;

СК ИК 2.6-2007 «Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми»;

СК ИК 2.7-2007 «Проектирование программ дополнительного образования»;

СК ИК 2.8-2007 «Реализация программ дополнительного образования»;

СК ИК 2.9-2007 «Подготовка кадров высшей квалификации;

СК ИК 2.10-2007 «Научные исследования и разработки»;

СК ИК 2.11-2007 «Инновационная деятельность»;

СК ИК 2.12-2007 «Международная деятельность»;

СК ИК 2.13-2007 «Содействие трудоустройству выпускников»;

СК ИК 3.1-2007 «Управление персоналом»;

СК ИК 3.2-2007 «Управление образовательной средой»;

СК ИК 3.3-2007 «Редакционно-издательская деятельность»;

СК ИК 3.4-2007 «Библиотечное и информационное обслуживание»;

СК ИК 3.5-2007 «Управление информационной средой»;

СК ИК 3.6-2007 «Управление закупками»;

СК ИК 3.7-2007 «Управление инфраструктурой»;

СК ИК 3.8-2007 «Управление производственной средой»;

25

СК ИК 3.9-2007 «Обеспечение безопасности жизнедеятельности»;

СК ИК 3.10-2007 «Социальная поддержка студентов и сотрудников ОУ»;

СК ИК 3.11-2007 «Управление устройствами для мониторинга и измерений»;

· переработаны документированные процедур СК СибГТУ (Приложение Ж):

ДП 4.4.2-2007 «Управление документацией»;

ДП 4.4.3-2007 «Управление записями и данными о качестве»;

ДП 8.1.2-2007 «Внутренние аудиты»;

ДП 8.3.2-2007 «Корректирующие и предупреждающие действия»;

· разработаны документированные процедуры СК СибГТУ (Приложение Ж):

ДП 8.2.0-2007 «Управление несоответствиями»;

ДП 9-01-2007 «Информирование общества»;

· переработано Руководства по качеству (Приложение К);

· ранее разработаны и внедрены следующие документированные процедуры СК СибГТУ: «Управление кадрами», «Управление подготовкой и повышением квалификации научно-педагогических и научных работников», «Управление процессом повышения квалификации преподавателей», «Управление аудиторным фондом», «Управление материально-техническим обеспечением», «Управление планово-финансовой деятельностью», «Управление информационными ресурсами библиотеки», «Управление информационными и техническими ресурсами», «Управление производственной средой», «Управление проектированием и разработкой», «Управление отбором абитуриентов», «Управление учебно-организационной деятельностью», «Управление методической деятельностью»; «Управление несоответствующей продукцией»;

· ранее разработаны и внедрены таблицы «Мониторинг процессов», «Документация СМК», а также Табель и Альбом форм.


7 Предложения по совершенствованию типовой модели, ее документации и комплекта методических материалов по разработке и внедрению системы качества образовательного учреждения

Актуальность и практическая значимость разработанных материалов несомненна, так как вузы уже давно ждут четких методических рекомендаций в данной области и определения понятийного аппарата по формированию СК ОУ.

Разработанную авторами типовую модель считаем удачной.

Своевременно и достаточно успешно сформирован «Терминологический словарь». Наибольшие проблемы, на наш взгляд, будут связаны с термином «система качества образовательного учреждения», так как вузы, по собственной инициативе прошедшие сертификацию или готовившиеся к ней, должны будут готовить два пакета документов для сертификации и для аттестации (термин «система качества образовательного учреждения» вступает в противоречие с термином «система менеджмента качества» в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2001).

Практические и методические рекомендации представляют собой объемный труд, выполненный на современном научном уровне. Но по данным материалам имеются следующие замечания и предложения.

Руководство по качеству

1) На стр. 2 РК -«Содержание» сделана опечатка - два раза повторяется п.6.2.6.

2) п.6.1.1, стр. 21, «Процессы, связанные с потребителями ОУ» лучше бы было назвать по аналогии с п. 8.1.1, стр. 29, «Измерение и анализ удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон» .

3) В п. 2, стр. 7, «Область распространения системы качества» следует указывать виды деятельность согласно классификатору видов экономической деятельности, в котором есть вид деятельности «Образование» и его подразделы: «Высшее профессиональное образование», «Дополнительное профессиональное образование» и другие. «Научная деятельность» в классификаторе отсутствует. Кроме того, в п. 2 указывается область распространения «Научная деятельность», а в п. 4.1 (реестр процессов процесс 2.10 назван «Научная деятельность и разработки», что, нам кажется более правильным.

4) В п.3, стр. 7, «Нормативные ссылки» рекомендуем добавить:

ГОСТ Р ИСО 19011-2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента;

27

ГОСТ Р 15.011-96 Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения;

ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления;

ГОСТ 15.101-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ;

ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство;

ГОСТ 15.005-86 Система разработки и постановки продукции на производство. Создание изделий единичного и мелкосерийного производства, собираемых на месте эксплуатации;

государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования;

государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительных квалификаций;

требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.

5) В таблице 4.1, стр. 10, «Реестр процессов и видов деятельности в рамках СК ОУ» процесс 1.1 «Стратегия, политика и цели в области качества» следовало бы добавить отглаголенное существительное: разработка, реализация. Иначе это не название вида деятельности.

6) В таблице 4.1, стр. 10, «Реестр процессов и видов деятельности в рамках СК ОУ» процессы 1.4 «Подготовка к лицензированию, аттестации и аккредитации» и 1.7 «Финансирование СК ОУ» обозначены, но далее в РК они отсутствуют.

7) Процессы 2.7 «Проектирование программ дополнительного образования» и 2.8 «Реализация программ дополнительного образования» правильнее было бы назвать «Проектирование программ дополнительного профессионального образования», тем самым разделив два отдельных основных процессов; довузовская подготовка , где происходит предоставление услуг дополнительного образования, и дополнительное профессиональное образование (параллельная подготовка по второй специальности, профессиональная переподготовка, повышение квалификации). Разделение этих двух основных образовательных процессов обусловлено тем, что их реализация происходит, как правило во многих вузах, в различных структурных подразделениях ОУ, имеющих свои процедуры, научно-методические советы и прочее.

8) В содержании РК, стр.2, и в п.6.2.6, стр. 24, процесс 2.6 «Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми» обозначен вне инвариантного ядра (без «звездочки»), а в таблице 4.1, стр. 10, – он в инвариантном ядре.

9) Предлагаем ввести в реестр процессов: процесс 2.13 «Содействие трудоустройству выпускников» и процесс 3.11 «Управление средствами для мониторинга и измерения».

10) В таблице 4.1, стр. 10, «Реестр процессов и видов деятельности в рамках СК ОУ» процесс 4.1 правильнее было бы назвать не «Мониторинг, измерение и анализ процессов », а «Мониторинг, измерение и анализ», также как п.8.1 РК, стр. 29.

11) Процесс 2.2 «Проектирование и разработка образовательных программ», правильнее было бы назвать «Проектирование и разработка основных образовательных программ», по аналогии с процессом 2.5 «Реализация основных образовательных программ».

12) П. 5.5.1, стр. 18, «Распределение прав, ответственности и обязанностей» рассматривается, в большей степени, с точки зрения управления СК ОУ. Нет ссылки на организационную структуру управления ОУ и определение в ней области распространения СК ОУ.

13) П. 5.5.1.3, стр. 19, «Внутреннее информирование» в большей степени рассматривается с точки зрения результативности СК ОУ, в то время как каналы внутреннего информирования по всем вопросам деятельности ОУ не отражены.

14) В п.6.1.2.1, стр. 22, процесс 2.2 «Проектирование и разработка образовательных программ» фразу «Результатом процесса является создание комплекса учебно-методических материалов, обеспечивающих подготовку специалистов (бакалавров, магистров) по определенным специальностям (направлениям)» следовало бы заменить на «Результатом процесса является создание основной образовательной программы, включающей рабочий учебный план и программы учебных дисциплин, а также комплекса учебно-методических материалов, обеспечивающих подготовку специалистов (бакалавров, магистров) по определенным специальностям (направлениям)».

15) В п.6.1.2.2, стр. 22, процесс 2.7 «Проектирование программ дополнительного образования» фразу «Результатом процесса является создание комплекса учебно-мето­дических материалов, обеспечивающих подготовку по всем видам программ дополнительного образования, реализуемых в ОУ» следовало бы заменить на «Результатом процесса является создание образовательной программы, включающей рабочий учебный план и программы учебных дисциплин, или учебного плана, учебно-тематического плана, учебной программы; а также комплекса учебно-методических материалов, обеспечивающих подготовку по всем видам программ дополнительного образования, реализуемых в ОУ». Так как это соответствует нормативным документам ДПО (таблица 2).

16) В п. 6.2.3, стр. 23, процесс 2.5 «Реализация основных образовательных программ» к фразе «Деятельность по формированию у студентов компетенций, в интересах человека, общества и государства, сопровождающаяся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней» добавить «.. а также планирование, подготовка и разработка учебно-организационной документации, необходимой для организации учебного процесса; и обеспечение качества его организации».

Таблица 2 – Виды услуг дополнительного профессионального образования

Вид дополнительного профессиональ-ного образования

Объем (нормативный срок реализа-ции образова-тельной программы)

Нормативные требования

Основания для реализации образовательной программы

Выдаваемый документ

Высшее (параллельное) образование по второй специальности

3,5-4,0 года

ГОС ВПО

лицензия

Диплом о высшем образовании

Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации

свыше 1000 часов

государственные требо-вания к минимуму содержания и уровню требований к специа-листам для получения дополнительной квалификации

лицензия

Диплом о дополнительном

(к высшему) образовании

Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности

свыше 500 аудиторных часов

ГОС ВПО, требования к содержанию дополни-тельных образователь-ных программ, содержа-щие квалификационные требования к конкрет-ным профессиям или должностям, учебный план, учебно-тематический план, учебная программа

лицензия

Диплом о профессиональ-ной переподго-товке

Повышение квалификации

трудоемкость свыше 100 часов

учебный план, учебно-тематический план, учебная программа

лицензия

Свидетельство о повышении квалификации

Краткосрочное повышение квалификации

трудоемкость от 72 до 100 часов

учебный план, учебно-тематический план, учебная программа

лицензия

Удостоверение о краткосроч-ном повышении квалификации

Повышение квалификации

трудоемкость до 72 часов

учебный план, учебно-тематический план, учебная программа

приказ, лицензии (разрешения) соответствую-щих разреши-тельных органов

Удостоверения (свидетельства) установленного образца

Подготовка по рабочим специальностям

трудоемкость в соответствии с образователь-ной программой

квалификационные требования к профессиям, учебный план, учебно-тематический план, учебная программа

лицензия

Удостоверение установленного образца

17) П.6.2.4, стр. 24. процесс 2.8 «Реализация программ дополнительного образования» фразу «Деятельность по формированию у студентов дополнительных профессиональных компетенций, в интересах человека, общества и государства, сопровождающаяся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней» следует добавить «Деятельность по формированию у студентов и слушателей дополнительных профессиональных компетенций, в интересах человека, общества и государства, сопровождающаяся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней, а также планирование, подготовка и разработка учебно-организационной документации, необходимой для организации учебного процесса; обеспечение качества его организации», так как данный пункт вновь посвящен только процессу обучения по программам и не включает процесс организации учебного процесса дополнительного профессионального образования. Кроме того, данная фраза говорит о том, что этот пункт распространяется на дополнительное профессиональное образование, и это противоречит пункту «Проектирование программ дополнительного образования», который связан как с дополнительным профессиональным образованием, так и дополнительным образованием – довузовской подготовкой. В российском законодательстве нет специального закона о дополнительном профессиональном образовании, что затрудняет определение данного понятия, которое зачастую используется в контексте непрерывного или послевузовского видов образования. В последние годы появляются исследования в данной области. Так, Трошкиной Д.В. уточнено понятие «дополнительное профессиональное образование», которое определяется в узком смысле как совокупность дополнительных профессиональных программ, реализуемых вузом (или самостоятельным учреждением дополнительного профессионального образования) с целью повышения квалификации, стажировки, переподготовки специалистов или получения ими второго высшего (в том числе параллельного) образования или дополнительно к нему; в широком смысле – как непосредственно или косвенно организованный и социально обусловленный процесс профессионального обучения (преподавания и учения), воспитания и развития человека, способствующий усвоению им научных достижений, а также культурно-исторических и духовно-нравственных ценностей общества посредством освоения дополнительных профессиональных программ в соответствующем учебном заведении (или его структурном подразделении) в процессе профессионального становления.

18) В п. 6.2.6, стр. 24, процесс 2.6 «Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми» фразу «Деятельность по организации воспитательной работы и внеучебной деятельности с обучаемыми (студентами, аспирантами ) с целью формирования у них культурных и нравственных ценностей, выработки активной гражданской позиции» следует заменить на «Деятельность по организации воспитательной работы и внеучебной деятельности со студентами с целью формирования у них культурных и нравственных ценностей, выработки активной гражданской позиции», так как в настоящее время процесс воспитания студентов осуществляется и документирован во многих вузах, а процесс воспитания аспирантов, конечно, проводится их руководителями, но формализовать его достаточно сложно.

19) П. 7.2, стр. 26, процесс 3.2 «Управление образовательной средой». Представленные требования к содержанию и описанию данного процесса носят собирательный характер и приводит к дублированию отдельных ИК по следующим процессам: процесс 3.7 «Управление инфраструктурой»; процесс 3.4 «Библиотечное и информационное обслуживание; процесс 3.5 «Управление информационной средой». Таким образом, при описании процесса 3.2 «Управление образовательной средой» происходит дублирование информации, что приводит к увеличению объема документов, а не к их информативности. Поэтому мы предлагаем процесс 3.2 «Управление образовательной средой» объединить с процессом 3.8 «Управление образовательной средой».

20) В п. 7.8, стр. 28, процесс 3.7*«Управление инфраструктурой» отмечается, что это «Деятельность, направленная на формирование, поддержание и развитие инфраструктуры ОУ с целью создание условий деятельности его студентов и сотрудников, позволяющих наиболее полно и эффективно реализовать основные виды деятельности ОУ: образовательную, научную и инновационную деятельность ». Это несколько противоречит с п. 2, стр. 7, «Область распространения», где указано, что «Система качества ОУ распространяется: на образовательную деятельность, научную деятельность и иные виды деятельности».

21) П. 7.8, стр. 28, процесс 3.7*«Управление инфраструктурой». Требования к описанию данного процесса носят противоречивый характер: с одной стороны к инфраструктуре (согласно методических рекомендаций по Типовой модели) отнесены общежития, столовые, центры отдыха, вспомогательные подразделения и т.п. , с другой стороны создание условий с помощью вышеуказанной инфраструктуры должно позволить «…наиболее полно и эффективно реализовать основные виды деятельности ОУ: образовательную, научную и инновационную деятельность».

Как известно, рабочим местом ОУ в процессе предоставления образовательной услуги (или при реализации основных видов деятельности) является аудиторный фонд. Аудиторный фонд формируется из: лекционных залов, аудиторий, лабораторий, читальных залов, чертежных залов, деканатов, кафедр, филиалов кафедр, кабинетов отделов, спортивных залов. Поэтому, при описании процесса управления инфраструктурой необходимо уделить значительное внимание процессам, связанным с аудиторным фондом.

22) П. 7.9, стр. 28, процесс «Управления производственной средой». Разделение данного процесса, охватывающего аспекты охраны труда для всех сотрудников вуза и процесса управления образовательной средой, охватывающего аспекты охраны труда в образовательном процессе (для студентов и преподавателей) проведено не обосновано, так как в этих процессах задействованы идентичные структурные подразделения и осуществляемые мероприятия.

23) П. 7.10, стр. 28, процесс 3.9 «Обеспечение безопасности жизнедеятельности». При формулировании требований к описанию данного процесса не затронут вопрос обеспечения безопасных условий жизнедеятельности сотрудников и обучаемых, а сказано только о комфортных условиях жизнедеятельности (что не соответствует названию самого процесса).

24) В названии п. 8.1.3, стр. 30, «Измерение и анализ характеристик процессов системы качества образовательного учреждения» пропущено слово «качество » (согласно «Содержание документа», стр. 3).

25) В пп. 5.2, 6.1, 8.1.1 в число заинтересованных сторон следовало бы включить предприятия поставщики – средние учебные и средние профессиональные учебные заведения.

26) Нумерация разделов (требований) Типовой модели не соответствует нумерации разделов стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001, что влечет за собой дополнительные неудобства, связанные с формированием таблицы соответствия этих требований.

Информационные карты процессов

1) Структура ИК не позволяет описать процесс таким образом, чтобы его описание могло стать руководством к действию (корпоративная память) для новых владельцев и участников процесса. Поэтому мы рекомендуем все процессы СК ОУ представлять в виде документированной процедуры, добавив к ней содержание разделов 2 «Результаты процесса и их потребители», 3 «Внешние поставщики и входы процесса» и Приложение А «Планирование процесса».

2) В ИК повторяется указание руководителя процесса на титульном листе и в п. 1.

3) В п. 3 «Внешние поставщики и входы процесса». Из названия данного пункта следовало бы исключить слово «Внешние», так как оно вводить в заблуждение, что источниками входа могут быть только внешние поставщики. Согласно Методических рекомендаций по внедрению типовой модели СК ОУ, в данном разделе указываются процессы, подразделения ОУ или иные организации, являющиеся поставщиком процесса.

4) Название п. 4 «Виды деятельности в рамках процесса …» рекомендуем заменить на «Подпроцессы или этапы процесса …», что отразило бы суть содержание данного раздела.

5) В ИК не продумано назначение Приложения А «Планирование процесса». Согласно данного приложения, цели процесса должны выставляться на определенный период, то есть данная информация будет дублировать планы соответствующих структурных подразделений, которые также разрабатываются на этот же определенный период. Также при указании только тех показателей, которые в данный период актуальны (критичны), в любой момент времени актуальным может стать другой показатель, который не указан в данном приложении на планируемый период, следовательно для него не будут определены и соответствующие его характеристики. Поэтому мы рекомендуем в данном приложении убрать указание периода планирования и представлять (перечислять) все показатели процесса и его характеристики, что позволит избежать переделки приложения А ИК в связи с окончанием срока планирования.

6) Приложения Б всех ИК предлагается объединить в общий документ для всех процессов СК ОУ с целью обеспечения для более простого отслеживания выполнения мероприятий по улучшению.

7) Приложение В убрать, так как оно дублирует СК ДП 8.1.2 «Внутренний аудит».


Заключение

Актуальность и практическая значимость разработанных материалов несомненна, так как вузы уже давно ждут четких методических рекомендаций по разработке и внедрению СК ОУ.

В ходе апробации типовой модели СК ОУ в СибГТУ достигнуты следующие результаты:

· определены миссия и видение, переработана политика и цели в области качества СибГТУ;

· актуализирована организационная структура управления системы качества СибГТУ, перераспределены обязанности и полномочия в рамках СК;

· разработан полный реестр процессов СК СибГТУ и схема их взаимодействия;

· разработаны информационные карты процессов СК СибГТУ: СК ИК 2.1-1-2007 «Маркетинг. Оценка требований и удовлетворенности внутренних потребителей»; СК ИК 2.1-2-2007 «Маркетинг. Оценка требований и удовлетворенности»; СК ИК 2.2-2007 «Проектирование и разработка образовательных программ»; СК ИК 2.3-2007 «Довузовская подготовка»; СК ИК 2.4-2007 «Прием студентов»; СК ИК 2.5-2007 «Реализация основных образовательных программ»; СК ИК 2.6-2007 «Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми»; СК ИК 2.7-2007 «Проектирование программ дополнительного образования»; СК ИК 2.8-2007 «Реализация программ дополнительного образования»; СК ИК 2.9-2007 «Подготовка кадров высшей квалификации; СК ИК 2.10-2007 «Научные исследования и разработки»; СК ИК 2.11-2007 «Инновационная деятельность»; СК ИК 2.12-2007 «Международная деятельность»; СК ИК 2.13-2007 «Содействие трудоустройству выпускников»; СК ИК 3.1-2007 «Управление персоналом»; СК ИК 3.2-2007 «Управление образовательной средой»; СК ИК 3.3-2007 «Редакционно-издательская деятельность»; СК ИК 3.4-2007 «Библиотечное и информационное обслуживание»; СК ИК 3.5-2007 «Управление информационной средой»; СК ИК 3.6-2007 «Управление закупками»; СК ИК 3.7-2007 «Управление инфраструктурой»; СК ИК 3.8-2007 «Управление производственной средой»; СК ИК 3.9-2007 «Обеспечение безопасности жизнедеятельности»; СК ИК 3.10-2007 «Социальная поддержка студентов и сотрудников ОУ»; СК ИК 3.11-2007 «Управление устройствами для мониторинга и измерений»;

· переработаны документированные процедур СК СибГТУ: ДП 4.4.2-2007 «Управление документацией»; ДП 4.4.3-2007 «Управление записями и данными о качестве»; ДП 8.1.2-2007 «Внутренние аудиты»; ДП 8.3.2-2007 «Корректирующие и предупреждающие действия»;

· разработаны документированные процедуры СК СибГТУ: ДП 8.2.0-2007 «Управление несоответствиями»; ДП 9-01-2007 «Информирование общества»;

· переработано Руководства по качеству;

·

35

активно внедряется методика самооценки по модели совершенствования деятельности, что позволило оценить динамику зрелости СК СибГТУ и наметить области по её улучшению и разработать планы по их реализации.

Таким образом, обогащение, имеющихся в СибГТУ разработок по формированию СК ОУ, рекомендациями по типовой модели позволило вывести СК СибГТУ на качественно новый уровень.

По результатам внедрения типовой модели СК ОУ в СибГТУ были высказаны замечания и предложения по совершенствованию типовой модели, ее документации и комплекта методических материалов по разработке и внедрению СК ОУ, реализация которых позволит улучшить и усовершенствовать типовую модель СК ОУ.


Список использованных источников

1 Щурин, К.В. Оптимизация структуры непрерывного профессионального образования / К.В. Щурин // Стандарты и качество. – 2006. – № 1. – С. 68-74.

2 Всеобщее управление качеством: учеб. для вузов / О.П. Глудкин [и др.]; под ред. О.П. Глудкина. – М. : Радио и связь, 1999. – 600 с.

3 Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2001 в области образования и обучения: пер с англ. А.Л. Раскина. – М. : РИА «Стандарты и качество», 2002. – 126 с.

4 Разорина, Л.М. Специфические особенности проблемы / Л.М. Разорина // Стандарты и качество. - 2003. - № 8. – С. 76-82.

5 Степанов, С.А. Совершенствование системы управления университетом на базе принципов менеджмента качества / С.А. Степанов // Качество. Инновации. Образование: материалы первой научной конференции - М. : Европейский центр по качеству. – 2003. - С. 13-14.

6 Степанов, С.А. Модель и критерии эффективности внутривузовской системы качества / С.А. Степанов // Качество. Инновации. Образование. – 2004. - № 1. – С. 30-37.

7 Эпова, Е. В. Системы управления качеством образования: некоторые аспекты построения концепции развития вуза / Е. В. Эпова // Перспективные технологии оценки и мониторинга качества в образовании : cб. науч. тр. / Дальневост. ун-т. – Владивосток, 2003. – С. 69-71.

8 Сильченко, Т. В. Система менеджмента качества КГТУ / Т. В. Сильченко // Перспективные технологии оценки и мониторинга качества в образовании : cб. науч. тр. / Дальневост. ун-т. – Владивосток, 2003. – С. 82-83.

9 Проблемы внедрения систем управления качеством в вузе / С. Г. Емельянов [и др.]. // Качество. Инновации. Образование : материалы первой научной конференции - М. : Европейский центр по качеству. – 2003. - С. 45-47.

10 Востриков, А.С. Менеджмент качества в техническом вузе / А.С. Востриков, Н. В. Пустовой, Ю. А. Афанасьев // Университетское управление: практика и анализ. – 2003. - № 2 (25). – С. 78-85.

11 Левшина, В.В. Формирование системы менеджмента качества вуза / В.В. Левшина, Э.С, Бука. – Красноярск : СибГТУ, 2004. – 328 с.

12 Безъязычный, В.Ф. Направления совершенствования системы управления государственным вузом в современных условиях / В.Ф. Безъязычный, Э.В. Киселев, В.А. Кононов // Качество. Инновации. Образование: материалы первой научной конференции - М. : Европейский центр по качеству. – 2003. - С. 56-57.

13

37

Гребнев, Л. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения / Л. Гребнев // Высшее образование в России. - 2004. - № 1. - С. 36-43.

14 Похолков, Ю.П. Управление качеством инженерного образования / Ю. П. Похолков, А.И. Чучалин // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. – № 5-6(33). - С. 121-125.

15 Соболев, В.С. Концепция, модель и критерии эффективности внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования / В.С. Соболев, С.А. Степанов // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - № 2(31). - С. 102-110.

16 ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – Введ. 15.08.2001. – М. : Изд-во стандартов, 2001. – 26 с.

17 ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. – Введ. 15.08.2001. – М. : Изд-во стандартов, 2001. – 21 с.

18 ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. – Введ. 15.08.2001. – М. : Изд-во стандартов, 2001. – 61 с.

19 http://www.usr.msisa.ru/perfection.html?nv=perfection.

20 http://www.usr.msisa.ru/laureates.html.

21 http://www.usr.msisa.ru/diplomaed.html.

22 Коротков, С. В. Стратегическое планирование и менеджмент качества в вузе / Качество. Инновации. Образование : материалы второй научной конференции. - М.: Фонд «Качество». - 2004. – С. 40-42

23 Заика, И.Т. Реализация процессного подхода при документировании системы менеджмента качества / И.Т. Заика, В.Н. Данилин // Стандарты и качество. – 2004. - № 2. – С. 82-85.

24 The ISO Survey – 2005 [электронный ресурс] // http://www.iso.org/iso/en/iso9000-14000/certification/isosurvey.html.

25 Похолков, Ю.П. Управление качеством инженерного образования / Ю.П. Похолков, А.И Чучалин // Университетское управление: практика и анализ. – 2004. - № 5-6 (33). - С. 121-125.

26 Качалов, В.А. Проблемы управления качеством в вузах: часть 6 / В.А. Качалов // Стандарты и качество. - 2000. - № 11. – С. 82-91.

27 Чучалин, А.И. Корпоративный менеджмент в Томском политехническом университете / А.И.Чучалин // Качество образования: менеджмент, достижения проблемы : материалы VI Международной научно-методической конференции. – Новосибирск : Изд-во НГТУ. - 2005. - С. 13-16.

28 Тихомирова, Н.В. Управлять качеством системно / Н.В.Тихомирова, А.Г.Гриценко, А.А.Зайцев // Стандарты и качество. - 2005.- № 9. - С.82-84.

29 Трошкина, Д.В. Система менеджмента качества вуза как фактор оптимизации дополнительного профессионального образования : авто дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук: защищена 28.12.2004: утв. 18.03.2005 / Д.В.Трошкина. – Красноярск : СибГТУ, 2004. - 24 с.

30 Сазонова, Л.И. Практика реализации принципов Системы менеджмента качества / Л.И.Сазонова // Качество образования: менеджмент, достижения проблемы : материалы VI Международной научно-методической конференции. – Новосибирск : Изд-во НГТУ. - 2005. – С. 211-213.

31 Темных, В.И. Внедрение системы менеджмента качества в послевузовское образование КГТУ / В.И. Темных, О.А. Григорьева // Повышение качества непрерывного профессионального образования : материалы Всероссийской научно-методической конференции : в 2 ч. Ч.2. – Красноярск : ИПЦ КГТУ. - 2005. - С. 33-35.

32 Гаврилова, О.А. Особенности системы менеджмента качества факультета / О.А. Гаврилова, В.С. Секацкий // Повышение качества непрерывного профессионального образования: материалы Всероссийской научно-методической конференции : в 2 ч. Ч. 2. – Красноярск : ИПЦ КГТУ. - 2005. - С. 51-53.

33 Ефимов, В.В. Спираль качества / В.В. Ефимов, В.М. Князев.- Ульяновск : УлГТУ, 2002. - 232 с.

34 Плетнева Н.П. Хорошо, лучше, еще лучше… / Н.П. Плетнева // Стандарты и качество. - 2002. - № 7. – С. 95.

35 Смелая, О.В. От создания систем менеджмента качества к качеству менеджмента вуза / О.В.Смелая, В.Б.Ковальчук, Е.В.Смелая // Повышение качества непрерывного профессионального образования : материалы Всероссийской научно-методической конференции: в 2 ч. Ч. 2. – Красноярск : ИПЦ КГТУ. - 2005. - С. 38-43.

36 Соловьев, В.П. Самооценка образовательной деятельности вуза по критериям конкурса Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» / В.П.Соловьев, А.И.Кочетов, О.В.Богданова, Е.Ю.Тишина // Качество образования : системы управления, достижения, проблемы : материалы V Международной научно-методической конференции. – Новосибирск : Изд-во НГТУ. - 2003. – С. 39-41.

37 Степанов, С.А. Модель и критерии эффективности внутривузовской системы менеджмента качества дополнительного профессионального образования / С.А. Степанов // Национальная система качества и оценка эффективности дополнительного профессионального образования с учетом международных требований : материалы Всероссийской конференции. - М. : Фонд «Европейский центр по качеству». - 2003. – С. 70.

38 Галлеев, В.И. Самооценка – метод совершенствования системы менеджмента качества / В.И. Галлеев, Т.Ю. Дворук // Сертификация. – 2002. – №1. – С. 20-22.

39 Альперин, Л.Н. Самооценка организаций – инструмент их саморазвития / Л.Н. Альперин // Стандарты и качество. – 2000. – №1. – С.58-61.

40 Разработка методов комплексной оценки системы менеджмента качества предприятия [электронный ресурс] // www.mirrabot.com/work/work_6025.html.

41 Кунстман, Е. П. Проблемы измерения и оценивания качества образования и некоторые пути их решения / Е.П. Кунстман // Качество, инновации, образование. – 2003. – С. 29 – 31.

42 Соловьев, В.П. Стимул и инструмент повышения качества деятельности вузов // В.П. Соловьев [и др.]. // Стандарты и качество. - 2002. - № 4. – С. 52-56.