Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 19

 

Поиск            

 

Содержание программы «Будущий первоклассник». I

 

             

Содержание программы «Будущий первоклассник». I

Организация предшкольной подготовки детей

в Негосударственном образовательном учреждении частной средней общеобразовательной школе «Ромашка».

Составители: заместитель директора в дошкольном отделении Каляева О.Л., заместитель директора в начальной школе Антонова С.Е.,

педагог-психолог Милаева М.С.,

учитель начальных классов Абрамова Е.В.,

учитель английского языка Бондарева Н.В.

Содержание программы «Будущий первоклассник».

I.

1. Введение. Актуальность программы и её отличительные особенности.

2. Теоретические подходы к разработке программы.

3. Практическая реализация программы. Учебный план.

4. Выводы. Ожидаемые результаты.

II .

1.Конспекты занятий.

2.Диагностика.

3. Литература.

В настоящее время наблюдается острая потребность в обучении и развитии детей дошкольного возраста, однако не все дети могут посещать дошкольные учреждения. Оптимальной формой обучения и развития детей такого контингента являются группы кратковременного пребывания (ГКП), которые призваны включить в образовательный процесс детей социума, не посещающих дошкольные учреждения на постоянной основе.

Изучение потребности населения в образовательных услугах показало заинтересованность и необходимость в создании групп кратковременного пребывания на базе школы «Колледж «Ромашка» следующих видов:

группы развития для детей 4-5 лет, которые создаются с целью развития детей в группе сверстников в игровой среде, а также оказания помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей;

группы «Будущий первоклассник» для детей 5 – 6,5 лет, которые создаются с целью подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, снятия речевых нарушений, повышения родительской компетентности в русле профилактики возможных школьных трудностей начальной ступени обучения.

Актуальность программы – на современном этапе развития общества детство загружено дополнительными развивающими занятиями, что в значительной мере сокращает необходимые для детей игры и прогулки, общение с родными и сверстниками. К школе начинают готовить детей с четырёх лет, необоснованно завышая требования к малышам, без учёта их возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей.

Систематизация материала, собранного за годы совместной работы по преемственности детского сада и начальной школы, позволила нам предложить вариант подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.

Отличительные особенности программы заключаются в использовании приёмов построения комплексных занятий, использования элементов проектной деятельности, позволяющих экономить время и разнообразить виды заданий для более полного и глубокого усвоения учебного материала. Учебная задача ставится как эвристическая, решение которой дети находят при помощи педагога, а по мере усвоения навыков и самостоятельно, без заучиваний, с опорой на понимание, осмысленное восприятие и применение полученных знаний в практической деятельности. Тематическая направленность сквозной нитью прослеживается на ряде занятий, завершающим звеном которых предлагается выполнение творческого задания или проведение фестиваля, концерта, мастер - класса при активном участии родителей.

Цель программы определена с опорой на теоретические положения П.Я. Гальперина, возрастную периодизацию Д.Б.Эльконина, раскрывающую новообразования детей седьмого года жизни. Необходимость использования сензитивных периодов развития ребёнка для наиболее полной и всесторонней готовности к школьному обучению, охватывающей не только интеллектуальный блок, но и навыки коммуникативной компетентности, эмоционально-регулятивного развития.

Задачи программы

включают познавательную и социальную составляющую единой линии развития ребёнка дошкольного возраста в период подготовки его к школьному обучению. Все задачи представлены в общем плане педагогической работы и дифференцированы в соответствии со сниженной резистентностью отдельных детей с учётом индивидуального подхода к темпу усвоения предлагаемого учебного материала.

Основными задачами являются:

Овладение доступными (в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями), научно - достоверными, достаточной полноты и объёма знаниями.

Освоение различных способов получения знаний, необходимых для успешного школьного обучения.

Развитие саморегуляции в произвольных видах деятельности.

Принятие и реализация конвенциальных норм в групповом взаимодействии.

Для их осуществления предлагается следующее:

Выполнение учебной программы происходит в результате совместной познавательной деятельности, охватывающей области начальных сведений по математике, речевому развитию, чтению и письму, английскому языку, музыке под руководством педагогов, использующих элементы классно-урочной системы. Предоставляется возможность участия в занятиях родителям и лицам, их заменяющим.

В ходе занятий и в свободном общении каждый ребёнок инициативен, активен, свободен.

Поддержка и помощь в затруднительных случаях оказывается каждому ребёнку со стороны педагога, психолога и сверстников. Поощряются проявления самостоятельности и взаимопомощи.

Формируется эмоционально-регулятивный компонент деятельности детей в регламентированном и свободном общении на основе усвоенных норм и правил (общечеловеческих и внутригрупповых).

Подбираются и отрабатываются упражнения, способствующие сохранению единого темпа деятельности детей группы. Для детей с опережающим развитием предлагаются дополнительные варианты заданий, для детей с замедленным протеканием ППП (психических познавательных процессов) создаются адаптационные подгруппы.

Программа предшкольной подготовки «Будущий первоклассник» рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 4 занятия в день, продолжительностью 30 минут и предполагают возможность вариативного и гибкого подхода в расписании. В рамках программы реализуется 5 учебных курсов: «Весёлая азбука», «Введение в художественную литературу», «Занимательный английский», «Психологическая мозаика», «Занимательная математика», «Раз ступенька, два ступенька…»

Основные направления (задачи) речевого развития, обучения грамоте и письму:

· Формирование звуковой культуры речи

· Развитие фонематического восприятия

· Расширение и обогащение активного словаря

· Составление рассказов из опыта, по предложенной серии картинок по плану, драматизация

· Знакомство с речевыми единицами (звук, слог, слово, предложение), выполнение ЗБА

· Подготовка руки ребёнка к письму, овладение навыками копирования

Основные направления (задачи) математического развития:

· Владение навыками счётной деятельности: числовой ряд (счёт прямой и обратный, последовательность чисел, знание цифр), взаимно-однозначное соотнесение, сравнение множеств, состав числа

· Сложение (однородные объекты, разнородные)

· Присчитывание (количественный счёт, порядковый)

· Вычитание

· Измерение

· Выделение признаков объектов и описание объектов по совокупности признаков: Сохранение количества, объёма, площади, времени

· Сериация

· Классификация

· Задача (построение схемы, решение)

· Числовая ось (линейка)

Ожидаемые результаты :

Успешное обучение в школе и активная социальная позиция в классе.

Учебный план.

Предмет

Количество занятий в неделю

«Весёлая азбука»

3

«Введение в художественную литературу»

1

«Занимательная математика»

3

«Занимательный английский»

2

«Психологическая мозаика»

1

Логопед

1

«Раз ступенька, два ступенька…»

1

Итого:

12

***

Развитие речи.

Занятия по развитию речи \ обучению грамоте направлены на формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. Основной акцент ставится на

· развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

· развитие умений говорения и слушания

· обогащение активного и пассивного словаря

· развитие грамматического строя речи

· развитие связной речи

· развитие мелкой моторики руки путем штриховки, обведения по контуру и моделирования из различных материалов.

К завершению курса занятий по развитию речи дети должны уметь:

конструировать словосочетания и предложения

выделять звуки в слове

различать звуки и буквы

соединять звуки в слоги

составлять рассказ по картине или серии картин

подробно пересказывать текст по зрительной опоре

выполнять штриховку в заданном направлении

обводить по контуру рисунки, узоры, печатные буквы

Поэтапная работа над каждым звуком рассчитана на одно – два занятия и строится следующим образом:

· выявление артикуляторных характеристик звука

· определение положения звука в слове

· подбор слов на заданный звук или по схеме

· сравнение слогов и слов по звуковому составу

· изменение слов путем замены или перестановки звуков и слогов

· знакомство с буквой

· формирование опыта чтения слогов

Завершающим этапом при ознакомлении с новым звуком является деятельность, направленная на развитие мелкой моторики руки: либо графическая работа, либо пальчиковые игры, такие, как выкладывание букв из различных материалов, конструирование букв из пластилина или бумаги.

Конспект

занятия по развитию речи \ обучению грамоте

« По дороге к азбуке »

учителя начальных классов Абрамовой Е. В.

Тема: « Звуки [C] и [С`] »

Цели занятия:

· знакомcтво со звуками [С] и [С`]

· различение звуков [С] и [С`]

· знакомство с буквой «С»

· обогащение словаря

· развитие мелкой моторики

I. Артикуляционная разминка.

Мы подуем высоко: с –с –с

Мы подуем низко: с -с- с

Мы подуем далеко: с –с –с

Мы подуем близко: с –с –с

II. Знакомство с новым звуком.

Задания по рисунку на стр. 26 тетради « По дороге к азбуке», ч. 4

Знакомимся со звуком [С], его обозначением на сюжетной картинке и звуковой карточке, выясняем способ произнесения звука, его характеристики, выкладываем слоги с помощью звуковых обозначений.

Назовите предметы, изображенные на рисунке.

Как свистит насос? Для чего нужен насос?

Назовите слова со звуком [С] в начале, в середине, в конце слова (игра с мячом).

« Отгадай загадку»

III. Игровое упражнение « Потрудились – отдохнем»

Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять,

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

III. Продолжение работы.

Знакомство со звуком [C’].

Задания по рис. на стр. 28 тетради «По дороге к азбуке», ч. 4.

Знакомимся со звуком [C’], его обозначением на сюжетной картинке и звуковой карточке, выясняем способ его произнесения, выкладываем слоги с помощью звуковых карточек.

Назовите предметы, изображённые на рисунке.

Определите, в какой части слова слышится звук [C’].

III. Отличие и сходство звуков [ C ] и [ C ’].

Артикуляционные упражнения.

Чистоговорки.

Игра «Будь внимателен» (со звуковыми карточками для определения на слух звуков [C] и [C’])

III. Знакомство с буквой.

Посмотрите на большую и маленькую букву. Похожи ли они? В какую сторону повернулась буква?

Упражнение для развития мелкой моторики руки. Выкладывание буквы из мозаики.

Буквы из мозаики

Нравятся и заиньке,

И ежу, и мишке –

Вот они, детишки.

Пальчиковая гимнастика «Кулак – кольцо».

Печатание буквы С, с.

Развитие пространственной ориентации на листе бумаги в клетку. Графический диктант «Собачка». Шёрстку у собачки закрасим с помощью буквы с.

VII. Подведение итогов занятия.

Введение в художественную литературу

Занятия проводятся в рамках курса развития речи как самостоятельное 1 раз в неделю, ибо как фрагмент занятия интегрированно с обучением грамоте. В ходе занятий по введению в художественную литературу дети

· овладевают умением слушания и говорения

· знакомятся с основными жанрами художественной литературы (малыми фольклорными жанрами, рассказами, баснями, сказками)

· учатся эстетическому восприятию, эмоциональному сопереживанию

· развивают актёрские способности

· приобретают первичные навыки чтения

· обогащают словарный запас и т.д.

Каждый цикл занятий, направленный на формирование представлений об отдельном жанре, заканчивается совместной коллективной деятельность педагога и детей по созданию иллюстрированной книги, отражающей жанровые особенности произведения.

Занятия по введению в художественную литературу являются звеном непрерывного курса литературного чтения и направлены на личностное и речевое развитие ребёнка.

Конспект

занятия по введению в художественную литературу

учителя начальных классов Абрамовой Е.В.

Тема: «Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Цели:

· повторить содержание сказки

· систематизировать знания основных особенностей жанра

· развивать связанную речь, внутреннюю речь, умение пересказывать

· формировать эстетическое восприятие

I. Литературное слушание. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Чтение произведения учителем.

II. Беседа.

Понравилось ли произведение?

Что бы слушали?

Кто автор сказки?

Как догадались, что это волшебная сказка?

Какие герои сказки положительные?

Какие герои сказки отрицательные?

Кто в сказке герои-помощники?

Игра «Правда-вымысел» (определяем, что в сказке реально, а что вымышлено).

III. Пересказ сказки.

Составление плана сказки с посщью иллюстраций к основным фрагментам.

Игра «Ожившие картины» (дети самостоятельно определяют место доставшегося им проиллюстрированного эпизода сказки и устанавливают свою иллюстрацию в ряду других на доске).

Игра «День-ночь» (по команде «День» дети внимательно рассматриваю ряд иллюстраций на дочске, по команде «Ночь» закрывают глаза. Педагог убирает одну из иллюстраций и просит определить, что изменилось).

Пересказ сказки с опорой на ряд иллюстраций цепочкой по частям.

IV. Игровое упражнение «Гуси-гуси»

V. Коллективная работа по созданию иллюстрированной книги.

Детям предлагается выбрать наиболее эмоционально затронувший их эпизод сказки и изобразить этот эпизод, отобразив при этом своеобразие жанра «Волшебная сказка» (говорящая печка, помощница-яблоня и т.д.)

Педагог берёт на себя работу по созданию обложки к будущей книге.

VI. Подведение итогов занятия.

Какую сказку вспомнили?

Чему учит сказка?

Какие эпизоды выбрали для иллюстрирования сказки?

Введение в математику.

Занятия по математике направлены на развитие математических представлений детей, формирования познавательно активности, приобретение навыков работы в коллективе, умения слушать, стремления узнавать что-то новое.

Основными задачами курса являются:

· формирование мотивации учения

· увеличение объёма внимания и памяти

· формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения)

· формирование умений планировать свои действия, работать в соответствии с правилами и алгоритмами

· развитие образного мышления, фантазии, воображения.

К окончанию курса дети овладевают следующими умениями:

· называть последовательность чисел от 1 до 10

· сравнивать числа в пределах 10

· устанавливать пространственно-временные отношения

· продолжать заданную закономерность

· объединять группы предметов в целое, выделять части из целого

· составлять математические рассказы по рисунку и решать простейшие математические задачи

· узнавать геометрические фигуры и геометрические тела

· моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур

· обводить заданные геометрические фигуры, ориентируясь на листе бумаги в клетку

Занятия по введению в математику проводятся по пособию Л. Г. Петерсон, предназначенному для подготовки детей к школе и проходят в форме путешествия по стране «Математика».

Конспект

занятия по введению в математику.

учителя начальных классов Абрамовой Е. В.

Тема: «Тяжелее, легче. Сравнение по массе»

Цели:

· формировать представления о понятии тяжелее-легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе

· закрепить взаимосвязи целого и частей

· повторить состав числа 7

Материалы к занятию.

Демонстрационный – 2 обезьянки и 1 слонёнок, изображение воздухоплавательного аппарата, чашечные весы, раздаточный – на каждой парте 3 разные по массе кастрюльки с крупой.

I. Формирование представления о понятиях тяжелее – легче .

Игра «Воздухоплаватели». В результате игры у детей формируется представление о понятии тяжелее – легче:

· 2 обезьяны смогли взлететь на воздушном шаре, потому что они легче, чем слонёнок

· Слонёнок не смог взлететь на воздушном шаре, потому что он тяжелее, чем обезьяны.

В речи детей активируются прилагательные тяжелее – легче.

Игра «Поварята». В ходе этой игры формируется представление о практическом сравнении предметов по массе:

· Наших воздухоплавателей надо накормить. Кастрюльки с едой одинаковые, за исключением одного: в них разное количество еды. Для слонёнка надо найти самую тяжёлую кастрюльку, для большой обезьянки – полегче, а для маленькой – самую лёгкую.

· Взвешивая кастрюльку на руке, дети практическим путём определяют, какая кастрюлька для кого.

· Выстроив кастрюльки по порядку, дети рассказывают об их весе, использую слова: «самая тяжёлая», «полегче», «самая лёгкая».

II. Физкультминутка «Самолёт».

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре,

Полетел наш самолёт,

На полянку тихо сел,

Да и снова полетел.

III. Формирование представлений о сравнении предметов по массе.

Выполнение задания № 1, 2, стр, 22 пособия «Раз - ступенька, два - ступенька…», ч. 2.

При обсуждении заданий целесообразно показать детям чашечные весы с гирями, дать возможность уравновесить чаши весов.

IV. Повторение состава числа 7, смысла сложения и вычитания.

№ 3, стр. 23.

В задании повторяется смысл сложения и вычитания. Среди детей по желанию выбирается учитель, который исправляет допущенные в задании ошибки, комментирую свои действия.

Для каждого равенства называются части и целое, проговаривается смысл выполняемых действий: сложить – значит объединить части в целое; вычесть – значить взять часть и найти оставшуюся часть.

№ 4, стр. 23.

С помощью «волшебных ниточек» дети цепочкой с комментированием соединяют рисунок с костью домино, остальные проверяют правильность рассуждений и записывают равенства под диктовку.

V. Итог занятия.

Как помогли путешественникам на воздушном шаре?

Как сравнить предметы по массе?

Попробуйте дома сравнить по массе разные предметы. На следующем занятии расскажите нам об этом.

***

Культурологический курс начального изучения английского языка «Занимательный английский» направлен на расширение границ познания современного человека, что влечёт за собой необходимость общения на доступном и понятном всем коммуникантам языке. В мировой общечеловеческой культуре таким средством межэтнического общения выступает английский язык, который мы положили в основу знакомства детей дошкольного возраста с культурой и историческими традициями других народов. Стремительное развитие научных и технических знаний так же обусловливает необходимость введения раннего обучения английскому языку уже с дошкольного возраста. Взаимопроникновение культур и широкая планетарная миграция делает возможным устойчивое двуязычное положение детей в семьях (в случае смешанного брака). Социометрические данные показывают полноценное существование смешанных семей в социуме при владении всеми членами семьи несколькими языками.

Отличительные особенности раннего обучения иностранному языку базируются на возрастных особенностях развития ребёнка: сензитивный период для усвоения любого языка, пластичность природного механизма усвоения языка, имитационные способности, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие «языкового барьера».

Предлагаемый курс строится на использовании средств театрализации, музыкальной культуры и ритмо - пластики, где задействовано возможно большее количество анализаторов для полного и глубокого усвоения учебного материала.

Цели

· расширение границ общелингвистических познаний, лингвистических способностей детей

· взаимопроникновение и взаимообогащение культур

· развитие толерантности подрастающего поколения

· подготовка к дальнейшему осознанному изучению иностранного языка

· практическое применение полученных знаний в коммуникативной культуре

Задачи

· дифференциация различия лексических единиц речи

· понимание речевой контекстуальности

· адекватное реагирование на речь собеседника

· активизация собственных речевых проявлений (просьба, вопрос, пожелание, потребность)

· создание благоприятной речевой среды для инициирования общения

· формирование психических познавательных процессов посредством усвоения английского языка

Ожидаемые результаты

· Усвоение необходимого и достаточного лексического запаса для свободного тематического общения на английском языке.

· Освоение и использование речевых образцов to have, to be в Present Simple.

· Знание и использование правильного порядка слов в повелительном, повествовательном и вопросительном предложениях.

· Употребление единственного и множественного числа имён существительных.

· Знание и соблюдение интонационных особенностей английского языка.

Лексико-грамматические темы.

Месяц

Название темы

Количество занятий

Сентябрь

Животные

3

Глаголы движения, модальный гл. can.

3

Счёт 1-10

2

Октябрь

Семья

4

Цвета

4

Ноябрь

Фрукты

4

Овощи

4

Декабрь

Зима

8

Январь

Игрушки

8

Февраль

Продукты питания

4

Посуда

4

Март

Части тела

4

Одежда

4

Апрель

Мебель

4

Транспорт

4

Май

Профессии

4

Путешествие по Великобритании

4

Итого:

17

72

Конспект

открытого занятия учителя английского языка школы «Ромашка»

Бондаревой Натальи Викторовны.

Итоговое (открытое) занятие по темам «Продукты» и «Посуда».

1. Занятие проводится после изучения тем «Продукты» и «Посуда» с детьми 5-6 лет.

Здороваемся на английском языке сначала хором, а затем индивидуально с каждым ребенком. Сразу же получается диалог «Расскажи о себе».

What is your name?

My name is …

How are you?

I’m fine, thanks.

How old are you?

I’m…

Можно использовать все изученные речевые образцы.

2. Сегодня я приглашаю вас в гости к нашим игрушкам.

Come in. Sit down, please.

Расскажите, какую посуду вы видите на столе. Дети называют:

A plate, a glass, a fork, a knife, a spoon, a napkin.

Можно провести игру «Один-много» (a plate-plates).

3. На столе много угощений. Ч то вы видите?

Chicken, bread, fish, salad…

Игра «Что я люблю..» Речевой образец I like…использует каждый ребенок и называет любимые продукты.

4. Для начала я вам предлагаю разные виды супа. I’ve got fish soup (chicken soup, milk soup…)

What soup would you like? (спрашиваем каждого ребенка). Когда ребенок выбрал блюдо, он должен ответить: thank you, very tasty, или попросить добавки: some more, please… give me, please.

5. Учитель собирает приборы после первого блюда. Give me, please, your spoons and plates. Thank you.

6. Накрываем на стол второе. What would you like? Cheese, chicken, potatoes, meat, carrot… (спрашиваем каждого ребенка и раскладываем по тарелкам). Когда ребенок выбрал блюдо, он должен ответить: thank you, very tasty, или попросить добавки: some more, please… give me, please.

7. I think, you are not hungry now. Let’s play!

Дети исполняют песенку про мамочку и стихотворения по теме. Проводится игра « »

8. Теперь приглашаем всех к чаю.

Что стоит на столе? A cup, a sauser, a pot with jam, a tea-pot, tea-spoons, sweets, cookies…Повторяется игровая ситуация с угощением.

8. В итоге занятия спрашиваем, все ли понравилось Did you like you dinner? и дети благодарят: Yes, thank you, very much.

Поем прощальную песенку « Good-bye song».

Реквизиты для занятия.

1. Скатерть, салфетки.

2. Посуда: стаканы, тарелки для первого и второго, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, чайник, сахарница, кастрюли, половник…

3. Муляжи овощей и фруктов, некоторых продуктов, а также иллюстрации первых и вторых блюд, кондитерских изделий…

4. Бутылки и пачки из-под сока, минеральной воды, лимонада….

***

Занятия с детьми предшкольного возраста в рамках программы «Психологическая мозаика»

Психика – форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия человека с внешним миром и регулирующая его поведение. Современное понимание развития психики человека основано на трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна.

Развитие психики ребёнка младенческого возраста происходит под влиянием и при непосредственном участии взрослого. У ребёнка возникает потребность в общении, появляются навыки привлечения внимания к себе взрослого. В период ясельного возраста ребёнок активно манипулирует с предметами, осваивая способы использования доступных и безопасных для его здоровья, орудий и материалов. При этом у него формируется способность к универсальным движениям, решению простейших, возникающих в процессе жизнедеятельности, задач (доползти, дойти, достать что-то привлекательное, повторить интересное, вызвать ответную реакцию). В старшем дошкольном возрасте активно развивается игровая деятельность, в которой закладываются способность к воображению, целеполаганию, инициативность и самостоятельность, умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками в рамках взятой на себя игровой роли и взрослыми в реальной жизни. На всех этапах психическое развитие человека подчиняется закону, сформулированному Л.С.Выготским «Всякая высшая психическая функция в развитии ребёнка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная…второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребёнка»…

Работа с детьми предшкольного возраста позволила выявить проблемы детей и наметить пути коррекционной работы с ними. Первичная диагностика включала личностный, когнитивный, эмоциональный блоки. Выявленные трудности представляют развитие произвольности, внимания, для небольшого количества детей группы проблемой стали взаимоотношения со сверстниками – недостаточность коммуникативных знаний, желание занять определённую позицию в группе сверстников при неадекватной самооценке.

Предлагаемые занятия направлены на развитие коммуникативной компетентности всех участников и оказание помощи детям группы, имеющим проблемы. Занятия ориентированы на детей старшего дошкольного возраста. Длительность занятий не превышает 25-30 минут. Количество детей на занятии до 10 человек, все занятия проходят с использованием элементов арт-терапии, телесно ориентированной терапии и звукового сопровождения.

Конспект

Группового психологического занятия по программе

«Психологическая мозаика »

Педагога-психолога Милаевой М.С.

Тема: «Лесные обитатели»

Задачи : развитие восприятия, произвольности, самоконтроля, знаково-символической функции мышления.

Материал : оборудование комнаты для проведения занятий, музыкальное сопровождение, карточки с изображениями животных, рюкзак, карандаши, бумага, возможно использование чистой питьевой воды при наличии соответствующих проблем у участников детской группы (СДВГ, РДА…).

Проведение : ритуал приветствия. Все дети стоят полукругом, педагог предлагает совершить воображаемую прогулку в лес. Несколько детей рассказывают о том, что необходимо взять с собой на прогулку, другие дополняют, рисуют маленькие картинки с изображением необходимых предметов, складывают их в рюкзачок.

Вслед за ведущим, задающим темп и показывающим движения, все идут по кругу, змейкой, преодолевая реальные препятствия в виде мягких модулей, придумывая, что они могут изображать (ствол поваленного дерева, глубокий ручей, горную гряду…)

Утомлённым путникам ведущий предлагает отдых на поляне, где, ориентируясь на знаки направления, дети находят источник с «живой водой». Ведущий предлагает утолить жажду, поделив воду поровну на всех. Выслушиваются предложения, как это сделать.

Совместное решение проблемы способствует сплочению коллектива.

Маленькие путешественники в свободных позах ложатся на отдых.

Все получают карточки с изображением животного и рассматривают их, не показывая друг другу. Ведущий говорит, что слышит какие-то звуки, дети внимательно прислушиваются. Звучит музыка. Ведущий предлагает нескольким детям по очереди выйти и изобразить повадки своих животных. Все угадывают, называют, можно попросить кого-то из детей рассказать о своей встрече с похожим животным в реальной жизни.

Продолжая путешествие, меняется характер и темп движения, на привале встречаются другие животные. Взрослый следит за тем, чтобы каждый показал своего лесного обитателя.

В конце все занимают позицию по кругу, проводится упражнение «Помоги другу»: выбирается порядок движения (по- или против- движения часовой стрелки). Каждый предлагает свою помощь рядом стоящему ребёнку, называет его имя, принимает от него воображаемый тяжёлый груз (показывает, как можно взвалить его себе на спину, или нести в руках…)

После воображаемого путешествия, все занимают удобные места, в свободной форме делятся впечатлениями, обсуждают, как они изображали зверей, кому и что было легко, кому трудно, почему, куда можно отправиться в следующее путешествие.

Взрослый предлагает вспомнить, какие предметы ребята взяли с собой (не более 10 картинок для детей 6-7 лет). Для самопроверки на доске выкладываются вначале названные детьми изображения, а затем забытые, объясняются приёмы запоминания. Ритуал прощания.

Конспект

Группового психологического занятия по программе

«Психологическая мозаика »

Педагога-психолога Милаевой М.С.

Тема: «Друзья с другой планеты»

Задачи : развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, творческого мышления, коммуникативных навыков.

Материал и реквизит : оборудование комнаты для проведения занятий, музыкальное сопровождение, карандаши, бумага, головные уборы, платки, ленты, очки.

Проведение : ритуал приветствия. Взрослый предлагает детям разделиться на две команды. Способом может служить считалочка, свободный выбор, билетики с условными обозначениями. Все игровые действия команды выполняют по очереди. Часть детей выполняет роли жителей Земли, а другая – космических пришельцев. В каждой команде выбирается командир. Из имеющихся материалов создаются два объекта – жилище землян и космический корабль инопланетян. По предложению ведущего команда землян рассказывает о самом любимом месте на своей планете, показывает, чем они любят заниматься, во что и как играть. Команда инопланетян рассказывает о воображаемой планете и её обитателях, как они выглядят, чем питаются, показывает, придумывают возможные виды игр и занятий. Командиры советуются с членами своей команды и предлагают выполнить ряд заданий - повторить двигательные упражнения, отрывок из песни, отгадать загадки, дорисовать изображение …после выполнения заданий членами одной команды, задания выполняют члены другой команды.

Команды выстраиваются напротив друг друга и обмениваются дружескими рукопожатиями, запоминая расположение ребят, их внешний вид. По предложению ведущего одна из команд уходит в свою постройку, а оставшиеся – меняются местами и изменяют внешний вид (можно добавлять мелкие аксессуары – очки, шляпы, платки, ленты…). Вернувшаяся команда должна определить изменения и исправить их. Команды меняются местами. После исправления изменений внешнего вида другой команды, все обсуждают, высказывают своё мнение, что понравилось, как запомнить, что вызвало затруднения. Все обмениваются дружескими рукопожатиями и добрыми пожеланиями, «инопланетяне» приглашают «землян» к себе в гости. Все дети вместе танцуют, совершая произвольные движения и меняя их в соответствии с характером музыкальных отрывков.

Ведущий предлагает обменяться портретами на память. Дети рисуют, дарят друг другу свои работы. Ритуал прощания.

Конспект

Группового психологического занятия по программе

«Психологическая мозаика »

Педагога-психолога Милаевой М.С.

Тема: «Добрые дела»

Задачи : развитие мышления, воображения, коммуникативных навыков, децентрации, эмоциональной саморегуляции.

Материал : оборудование комнаты для проведения занятий, музыкальное сопровождение, мяч, мыльные пузыри, конверты с заданиями на каждого ребёнка, карандаши, бумага.

Проведение : ритуал приветствия. Все дети стоят полукругом. Взрослый, используя мяч, предлагает детям продолжить предложения. Предложения составляются с учётом индивидуальных возможностей ребёнка и в соответствии с задачей личностного развития каждого участника занятия. Предлагается выбрать самое сложное задание, среднее или лёгкое. Ведущий фиксирует выбор каждого ребёнка.

Все выбирают задания в конвертах. Задания даются в графической форме. Дети имеют возможность подойти к ведущему и шепотом попросить объяснений, если что-то непонятно. После оказания помощи ведущий предлагает удобно расположиться на свободном пространстве и подготовиться к выполнению заданий.

Ведущий предлагает тем, кто готов, встать и выполнить задание, а остальным угадать, что было задано. После выполнения задания проводится совместное обсуждение: кому легко выполнять любую работу одному, а кто нуждается в партнёре, дружеской помощи и кто сам всегда готов помочь другу.

Ведущий предлагает всем найти себе пару или объединиться втроём. Каждая диада, триада договаривается, какой вид работы будет выполнять, как это показать и сделать доступным для понимания других. Все группы начинают демонстрировать выполнение совместной работы под музыкальное сопровождение. С окончанием музыкального фрагмента все приступают к обсуждению различий индивидуального и коллективного труда, своих ощущений в процессе выполнения упражнения.

Ведущий предлагает создать коллективный рисунок: «Наши добрые дела». Можно изготовить коллаж из комбинации имеющихся журнальных вырезок.

В конце занятия все рассаживаются по кругу. Ведущий говорит, что хочет подарить сидящему рядом (называет имя ребёнка) то, что может ему понравиться, доставить радость, вручает воображаемый подарок, называет, что это может быть, и предлагает ребёнку, получившему подарок, чем-то порадовать своего соседа… Ведущий предлагает закончить занятие добрым делом и создать уют, убраться в комнате для занятий.

В заключении все пускают мыльные пузыри, делятся своими ощущениями.

Общие одобрительные, ободряющие слова. Ритуал прощания.

***

Диагностический инструментарий для предварительного и итогового контроля знаний детей.

Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике, позволяющей понять, в верном ли направлении осуществляется педагогическая деятельность. Главной функцией диагностики является выявление причин, затрудняющих продвижение ребёнка на более высокий уровень развития. Результаты диагностики – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребёнка. С помощью несложных заданий и наблюдений за ребёнком можно узнать о темпах его развития. Это позволит помочь ребёнку в преодолении трудностей и дальнейшем росте достижений. Базируясь на знании особенностей дошкольного возраста, мы используем ряд диагностических методик, позволяющих исследовать уровень сформированности основных познавательных компонентов развития дошкольников.

Исследование сформированности познавательных компонентов развития детей предшкольного возраста .

Эта методика представляет собой комплект из 7 заданий, позволяющих охарактеризсвать интеллектуальные возможности ребенка (речь, математические навыки, развитие мелкой моторики руки).

Задание 1. «Ознакомительная беседа»

Беседа состоит из вопросов – заданий. Ответы свидетельствуют о контактности ребенка, о восприятии временных понятий, пространственных понятий.

Задание 2. «Кубики – вкладыши»

По результатам анализируются восприятие величины, цвета, навык прямого и обратного счета, сформированность понятия числа.

Задание 3. «Чудесные окошки»

По результатам анализируется восприятие формы.

Задание 4. «Семена»

По результатам анализируется способность ребенка классифицировать, используя логические операции.

Задание 5. «Попугайчики»

По результатам анализируется фонематический слух, объем слуховой памяти и слухового внимания.

Задание 6. «Волшебные картинки»

По результатам анализируется умение рассказывать по одной картинке и по серии сюжетных картинок, связность речи, контекстность речи, особенности наглядно – образного и логического мышления.

Задание 7. «Зайчики»

По результатам анализируется ведущая рука, развитие общей и мелкой моторики, координация и точность движений.

***

Литература:

п/п

Наименование курсов, входящих в заявленную образовательную программу

Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы.

1

Весёлая азбука

1. В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. Москва Мозаика – Синтез 2007.

2. Сост.В.В. Гербова, Н.П.Ильчук. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет.

Москва Оникс-ХХI век 2005.

3. Истоки диалога под ред. А.Г. Арушановой.

Москва Мозаика – Синтез 2005.

4. А.Г. Арушанова. Развитие диалогического общения. Речь и речевое общение детей. Методическое пособие для воспитателей. Москва Мозаика – Синтез 2008.

5. А.Г. Арушанова Н.В. Дурова. Истоки диалога. Москва Мозаика – Синтез 2003.

6. А.Г. Арушанова. Формирование грамматического строя речи. Речь и речевое общение детей.

Москва. Мозаика – Синтез 2008.

7. О.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Москва «Сфера» 2005.

8. О.С. Ушакова Н.В. Гавриш. Знакомим дошкольников с литературой. Москва «Сфера» 2005.

9. В.Т Голубь. Графические диктанты. Москва «ВАКО» 2008.

10. З.И.Курцева. « Ты - словечко, я – словечко…».

Москва БАЛЛАСС 2007.

11. М. Аромштам. Азбучные сказки. Москва НЦ ЭНАС 2005.

12. Т.А.Шорыгина. Стихи и сказки о родной природе. ОООТЦ «Сфера» 2006.

13. Н.С. Жукова. Букварь. Москва Эксмо Литур 2003.

14. О.В.Узорова Е.А.Нефёдова. Обучение чтению.

«Планета детства» 2004.

15. О.В.Узорова Е.А.Нефёдова. Прописи для дошкольников.

АСТ Астрель 2006.

16. С.Е. Гаврина Н.Л. Кутявина. Подготовка к письму.

РОСМЕН 2005.

17. О. и С. Федины. Как научить ребёнка читать.

Москва АЙРИС ПРЕСС 2008.

18. Е. В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, Л. М. Денякина, А. А. Вахрушев и др. «Предшкольое образование (образование детей старшего дошкольного возраста)». Методические рекомендации. Москва: Балласс, 2008 г.

19. Учебно-методический комплекс по развитию речи:

Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей. Москва: Балласс, 2007 г.

20.Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке». Пособие для дошкольников. Часть 3, 4. Москва: Балласс, 2008 г.

21.Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О. В. Пронина «Наши прописи». Пособие для дошкольников. Часть 1, 2. Москва: Балласс, 2006 г.

2

Занимательная математика

1. Н.А.Арапова-Пискарёва. Формирование элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез 2006.

2. В.П.Новикова. Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. Москва Мозаика-Синтез 2008.

6. Н.Я. Семаго. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. АЙРИС ПРЕСС 2007.

9. Л.Г.Петерсон Н.П.Холина. «Раз- ступенька, два - ступенька…».

Математика для детей 5-6 лет. Часть 1.Практическое пособие.

Москва ЮВЕНТА 2008.

10. Л.Г.Петерсон Н.П.Холина. «Раз-ступенька, два - ступенька…». Математика для детей 6-7 лет. Часть 2. Практическое пособие. Москва ЮВЕНТА 2008.

11.Л.Г.Петерсон Н.П.Холина. «Раз- ступенька, два - ступенька…». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Москва ЮВЕНТА 2008. М.В.

3

Диагностический инструментарий

1. Корепанова, Е.В. Харлампова. Диагностика развития и воспитания дошкольников. Москва: Балласс, 2005.

2.М. В. Корепанова, Е. В. Харлампова. Тестовые задания по диагностике развития и воспитания дошкольников. Москва: Балласс, 2005.

4

Занимательный английский

1. Учебно – методический комплект «Английский для малышей» под редакцией Бонк Н.А. авторов Шишковой И.А., Вербовской М.Е.; Москва, «Росмэн» 2006г.

2. Учебник и книга для учителя из учебно – методического комплекта по английскому языку авторов Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А.; Москва, Просвещение 2004г.

3. Let`s read English! Негневицкая Е.И. Никитенко З.Н.; Москва, 1992г.

4. Picture Dictionary with songs and chants by Carolyn Graham;

Longman 2007.

5. Bravo! Starter by Judy West; Macmillan Heinemann 2004.

6. Carolyn Graham Picture Dictionary with songs and chants. Longman. 2007.

5

Раз – ступенька, два - ступенька

1. М.Б.Зацепина. Музыкальное воспитание в детском саду.

Мозаика – Синтез 2005.

2. Составитель С.И.Бекина. Праздники в детском саду.

Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2002.

3. М.Б.Зацепина Т.В.Антонова. Праздники и развлечения в детском саду. Москва Мозаика – Синтез 2006.

4. В.М.Петров Г.Н.Гришина. Летние праздники, игры и забавы для детей. ООО ТЦ «Сфера» 2000.

5. В.М.Петров Г.Н.Гришина Зимние праздники, игры и забавы для детей. ООО ТЦ «Сфера» 2000.

5

Психологическая мозаика

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве.М.Мозаика-Синтез, 2006.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Ребенок глазами зарубежных психологов. М.Мозаика-Синтез, 2006.

3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Питер 2007.

4. Смирнова Е.О. Детская психология. М. 2002.

5. Психодиагностика эмоциональной сферы личности. Авт. сост. Шалимова Г.А. М. АРКТИ. 2006.

6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М. 2007.

7. Хухлаева О.В. В каждом ребёнке – солнце? Генезис М. 2009.

6

Логопед

1. Жукова Н.С.,Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.Логопедия . М 2003.

2. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.,2003.

3. Туманова Т.В.Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. М.2002.

4. Филичева Т.Б., Соболева А.В.Развитие речи дошкольников М.2003.

5. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.М 2006.

6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

7. Кондратенко И.Ю.(сост.) Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. Айрис-пресс, 2005.