Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 19

 

Поиск            

 

Домашнее задание по физической культуре как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Мухамбетова С. К

 

             

Домашнее задание по физической культуре как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Мухамбетова С. К

Управление образования

администрации МО

«Икрянинский район»

Домашнее задание по физической культуре как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Мухамбетова С. К.

Учитель физической культуры

МОУ «Ново-Булгаринская СОШ».

с. Ново-Булгары

2010 год.

План а

· Введение стр.

· Основная часть

1. Теоретическая база опыта стр.

2. Технологическое решение проблемы стр.

· Результативность стр.

· Выводы.

· Список литературы стр.

· Приложения стр.

Введение

Одной из основных задач нашего государства является повышение благосостояния народа, всемирное улучшение условий жизни и на этой основе всестороннее и гармоничное развитие людей. В решении этой задачи неизмеримо возрастает роль и практическое значение физической культуры и спорта как важного фактора общественной жизни, гармоничного воспитания нового человека. Ряды приверженцев физической культуры растут в нашей стране с каждым годом. И те, кто на собственном опыте ощутил пользу от занятий физическими упражнениями, стараются приобщить к ним своих близких, особенно детей и подростков.

В этой связи в школьной системе педагогического воздействия на учащихся сейчас исключительное место занимает правильно организованный процесс физического воспитания. В период повышенных умственных и эмоциональных нагрузок учащихся целенаправленная организация физического воспитания в школе приобретает особое значение. Формирование человека начинается с самого раннего возраста. Здесь закладывается фундамент его всестороннего, а значит, и физического развития.

Нельзя преодолеть нависшую над подростком опасность гиподинамии. Поэтому одной из актуальных задач, стоящих перед учителем физической культуры, является обеспечение при поддержке всего педагогического коллектива и общественного актива ребят массовости занятий учащихся во внеурочное время. Нужны поиски в первую очередь различных эффективных и доступных путей, способствующих активизации работы по повышению физической подготовленности, двигательной активности и укреплению здоровья детей школьного возраста.

Очень актуальной является и задача значительного повышения качества уроков физической культуры, без успешного решения которой невозможно представить себе иных возможностей дальнейшего совершенствования всей общешкольной системы физического воспитания.

Важным положением, определяющим мастерство и результаты работы современного учителя физкультуры, является способность действовать, прочно опираясь на положения дидактики, достижения психолого-педагогической и спортивной науки, теории воспитания. Эта работа должна вестись обязательно с учетом конкретных условий, индивидуальных возможностей учеников и самих учителей, а также местных климатических, географических, историко-этнических, национальных особенностей и традиций.

Эта задача очень актуальна, т. к. на данном этапе она должна способствовать рациональной ориентации учителя на становление и формирование у школьников устойчивого интереса к физической культуре, как на уроке, так и во внеурочное время.

Среди других актуальных задач, требующих дальнейшего, в том числе и научно-методического, совершенствования, особую важность приобретает формирование у школьников навыков и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Здоровье молодого поколения – богатство страны. В связи с этим физическая культура и спорт в ближайшие годы должны получить среди школьников поистине громадный размах, служить живительным источником бодрости и здоровья.

Цель работы – показать важность домашнего задания по физической культуре как одной из форм самостоятельной работы школьников, способствующей укреплению здоровья, повышению уровня физического развития учащихся средней школы.

Основная часть

Теоретическая база опыта

Важным средством физического воспитания учащихся являются домашние задания. Выполнение их – одна из форм самостоятельной работы школьников, характерной особенностью которой является отсутствие непосредственной помощи и руководства со стороны учителя.

Практика подтвердила главное назначение домашних заданий - укрепление здоровья школьников, повышение уровня их физического развития и двигательной подготовленности, закрепление пройденного на уроках. Домашние задания по физической культуре вошли неотъемлемой частью в режим дня школьника, способствуют внедрению физической культуры в быт. Сегодня учащиеся знают, что к уроку здоровья нельзя подготовиться наскоком, выполнив в один присест все заданные на дом физические упражнения. Готовиться к уроку - значит регулярно делать утреннюю гимнастику, не забывать о физкультминутках и физкультурных паузах во время умственной деятельности, каждый день отводить определенные часы активному досугу, и в том числе выполнению заданий учителя физической культуры.

Домашние задания помогают учащимся овладевать программным материалом. Учителю физической культуры, внедряющему домашние задания в своей школе, надо учитывать, что без помощи их не может быть решена проблема воспитания у школьников привычки систематически заниматься физическими упражнениями.

Первый шаг на этом пути - интерес ребят. Пусть домашние задания, а значит и достижения посредством их выполнения определенных целей вызывают у школьников особую заинтересованность.

Что же конкретно следует сделать, чтобы поднять заинтересованность детей? Для этого надо давать упражнения, содействующие развитию двигательных качеств, в том числе и качеств, которые у данного ученика находятся на высоком, по сравнению с другими качествами, уровне, то в этом случае интерес ученика к физической культуре повышается, активизируется его самостоятельная деятельность. И это понятно, ведь обычно люди охотнее занимаются тем, что у них лучше получается. Таким образом, развитие ведущих двигательных качеств, способствует повышению уровня у отстающих.

Внедрять домашние задания лучше всего с 1 класса, с самого начала обучения учащихся в школе. Основным доводом в их пользу должна стать повышенная восприимчивость детей этого возраста к воздействию физических упражнений. У детей легко вырабатывается привычка к ежедневным занятиям, чему способствует естественное тяготение к движениям.

Система домашних заданий должна способствовать решению следующих задач:

• повысить двигательную активность;

• укрепить основные мышечные группы;

• формировать правильную осанку;

• содействовать комплексному развитию двигательных качеств;

• освоению правильных движений в легкой атлетике, гимнастике и спортивных играх.

Уже с младшего школьного возраста учащиеся должны получать определенные задания для самостоятельных занятий, начиная с введения в режим дня утренней гимнастики, физкультпауз и физкультминуток во время приготовления уроков. От класса к классу к учащимся должны предъявляться всевозрастающие требования в отношении умения самостоятельно выполнять, подбирать, контролировать, оценивать свои действия.

Подготовка учащихся к самостоятельным занятиям должна начинаться с четкого инструктирования школьников о цели и задачах самостоятельных занятий, постепенного вооружения знаниями о системе самотренировок. С первых же занятий нужно требовать от учащихся соблюдения дозировки времени и нагрузки. Обязательным компонентом обучения является систематическая проверка даваемых школьникам заданий и выработка у ребят простейших приемов самоконтроля за реакцией своего организма на нагрузку. Без этого невозможно эффективно заниматься самостоятельно. Как и любая другая деятельность, связанная с обучением и воспитанием, обучение навыкам и умениям самостоятельных занятий требует индивидуального подхода к учащимся в процессе организации самостоятельной работы. Она должна заключаться, прежде всего, в помощи со стороны, причем ребята послабее должны получать большую помощь. Прежде всего, у школьников надо пробудить интерес к самому процессу занятий физкультурой. Поэтому уроки следует проводить так, чтобы они оставляли в сознании подростков глубокий след, приносили удовлетворение и были эмоционально притягательными.

В соответствии с "Положением о физическом воспитании в общеобразовательной школе" одним из важных средств решения задач физического воспитания являются домашние задания. При правильной организации домашние задания являются одним из способов приобщения ребят к систематическим занятиям физическими упражнениями и внедрения физической культуры в быт учащихся.

Главная задача домашних заданий - укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и двигательной подготовленности. Упражнения, которые предназначаются для выполнения в домашних условиях, должны быть знакомы школьникам, несложны по координации. Один из важнейших принципов -индивидуализация домашних заданий, хотя задания на дом могут быть и общими для всего класса или групповыми, например: успевающим и отстающим ученикам, девочкам и мальчикам. Учителю нужно внимательно отнестись к вопросам дозировки домашних заданий. Особое внимание обращать на учащихся, перенесших заболевания. В соответствии с заключениями врача следует временно освобождать от выполнения домашних заданий.

Методика сообщения домашних заданий должна быть направлена на то, чтобы учащиеся имели четкое представление о содержании задаваемых на дом упражнений, дозировке, условиях, обеспечивающих безопасность их выполнения, знали, как контролировать и оценивать предлагаемые упражнения с точки зрения соблюдения правильной техники, в какой последовательности повторять. Для достижения этой цели учитель должен придерживаться следующих рекомендаций: если упражнения домашних заданий сравнительно несложные, можно ограничиться объяснением и показом. В том случае, когда упражнения более сложные, желательно заранее подготовить карточки с описанием на дом, а при наличии учебного пособия сослаться на соответствующую страницу и номер задания. Предлагать учащимся домашние задания можно в зависимости от сложности, конкретного содержания урока, возраста и т. п. в любой части урока. Условно домашние задания можно разбить на две группы. Первая группа - это упражнения, направленные на повышение уровня физической подготовленности школьников, для развития основных мышечных групп. Вторая группа является подводящими, подготовительными к определенному двигательному навыку. Например, комплексы утренней гимнастики целесообразнее задавать в водной части урока; упражнения связанные с развитием двигательных навыков, качеств в основной части, когда ученики работают над развитием этих качеств. Упражнения, направленные на овладение техникой двигательных навыков, можно задавать и в заключительной части, тогда это будет также способствовать и сосредоточению внимания ребят, постепенному снижению нагрузки, а также лучше запомнятся школьникам. Давая задания на дом, необходимо указывать сроки их проверки.

Проверка домашних заданий - это существенный и действующий "канал", связывающий домашнюю работу и работу на уроке, помогающий объединить их в единый учебно-воспитательный процесс. В практике встречаются различные способы проверки домашних заданий:

• фронтальная проверка, так можно проверять несложные упражнения утренней гимнастики, некоторые акробатические элементы и упражнения 1 группы домашних заданий;

• выборочная проверка, когда проверяется выполнение домашних заданий отдельными учащимися, ее можно проводить по ходу урока, не останавливая учебного процесса, или специально обратить внимание всех ребят на ошибки и положительные стороны при выполнении упражнений домашних заданий отдельными учащимися;

• проверка в парах, при этом каждый ученик оценивает выполнение упражнения у своего товарища;

• коллективная проверка - выполнение домашнего задания одним из учащихся или каждым учеником оценивает весь класс;

• проверка домашних заданий ответственным за это школьником, например физоргом или старшим в отделении.

Контрольные выполнения упражнений 1 группы домашних заданий следует проводить один раз в месяц. Результаты испытаний, отражающие сдвиги в двигательной подготовленности ребят, желательно заносить в сводную таблицу, что, несомненно, будет активизировать работу по домашним заданиям.

В 1-6-х классах для контроля за выполнением домашних заданий необходимо привлекать родителей. Для чего на родительском собрании следует познакомить их с требованиями, предъявляемыми к самостоятельной работе их детей, рассказать, чем они могут им помочь, какие санитарно- гигиенические условия и условия безопасности необходимо соблюдать при выполнении домашних заданий. Следует проинформировать о том, что домашние задания лучше всего делать в перерывах между приготовлениями уроков по другим предметам.

В нашей школе домашние задания даются всем учащимся, начиная с 1 по 11-й класс. Особенно актуальны домашние задания на каникулы, которые проверяются уже на 2-3-х уроках после начала занятий, определяя исходный уровень подготовки каждого ученика. Затем перед каждым учеником ставится задача - повысить показатели двигательной подготовленности, не допустить снижения их уровня. Домашние задания не требуют много времени и места для их выполнения, они просты и не нуждаются в специальном оборудовании и инвентаре. В то же время они дают хорошие результаты для поддержания физической формы. Наблюдения за изменением результатов, показываемых учащимися при выполнении домашних заданий, школьники осуществляют сами, следя за динамикой роста своих показателей от класса к классу, сравнивают результаты. От учителя они получают консультации и рекомендации по любому интересующему их вопросу. При проверке выявляются не только результаты труда учащихся на уроках, но и плоды самостоятельной работы школьников при выполнении домашних заданий. Во время выставления текущих оценок учитывается не количество повторений того или иного упражнения, а прирост результата в сравнении с показанным результатом в предыдущем опросе - соревнований. Это позволяет всем без исключения учащимся, даже физически слабо развитым, получить хорошую оценку. Кроме того, выставление оценки за увеличение результата стимулирует ежедневные занятия тем или иным упражнением дома. Большинство учащихся дома совершенствуется в подтягивании, упражнениях со скакалкой, сгибании и разгибании рук в упоре лежа. Результаты проверок домашних заданий показывают, что к концу учебного года уровень двигательной подготовленности учащихся значительно увеличивается. Это способствует выполнению учебных контрольных нормативов и успешной сдаче выпускных экзаменов по предмету физическая культура. Школьники творчески применяют полученные знания, умения и навыки для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья на основе применения самостоятельных занятий. Старшеклассники часто выбирают экзамен по физической культуре.

Технологические решения проблемы.

Посредством домашних задании у школьников постепенно формируется привычка к систематическим занятиям; выполне­ние домашних заданий становится потребностью на пути физического совершенствования. Такие задания должны быть умело подобраны и систе­матизированы на основе постоянной работы уче­ников в течение всего года.

Вначале надо приобщить школьников к выпол­нению домашних заданий по физической культу­ре и строго контролировать их. Впоследствии, когда подобная практика войдет в привычку, уча­щиеся уже по своей воле будут стремиться вы­полнять не только домашние задания, но и само­стоятельно заниматься другими физическими упражнениями или каким-нибудь видом спорта. На своем опыте всякий раз убеждаюсь в справед­ливости высказывания русского ученого Н. А. Умова: «Всякое знание остается мертвым, если у уча­щихся не развивается инициатива и самодеятель­ность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».

С первого года работы в школе я старался вы­работать стройную систему домашних заданий по физической культуре. Сюда входят в основном уп­ражнения на те двигательные качества, которые слабо развиты у школьника, то есть задания носят индивидуальный характер. Для самостоятельных занятий мы, учителя физической культуры, реко­мендуем детям посильные и безопасные в домаш­них условиях упражнения. Например, для учащих­ся младших классов: подтягивание из положения лежа, подтягивание на высокой перекладине, прыжки через скакалку, прыжки в длину с места, «пистолет» у опоры с помощью руки, поднимание туловища из положения лежа, поднимание прямых ног из положения лежа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа и т.д. В средних и старших классах упражнения усложняем и по форме, и по нагрузке.

Самое главное: все упражнения, которые даем для домашних заданий, мы проверяем обязатель­но на уроках, некоторые из них несколько раз за учебный год. И сразу становится ясно, как учащи­еся выполняют дома заданные упражнения. Мы обязательно поощряем хорошей оценкой даже сла­бого в физическом плане ученика, если у него ви­ден прогресс в выполнении домашнего задания.

Домашние задания по физической культуре – одна из самых эффективных форм физического воспитания, позволяющая реально охватить само­стоятельными занятиями каждого школьника. Однако при использовании домашних заданий учитель сталкивается с немалыми трудностями, и, пожалуй, главная из них – организация контроля за их выполнением.

Контроль за выполнением домашних заданий осуществляют учитель физической культуры и родители ученика.

Чтобы родители могли грамотно участвовать в контроле за выполнением домашних заданий, с ними проводят соответствующие методические занятия в школе в рамках родительских собра­ний, семинаров по здоровому образу жизни. Здесь родители знакомятся с правильностью вы­полнения наиболее сложных упражнений, обуча­ются способам контроля за состоянием ребенка во время действия физических нагрузок, своевре­менному выявлению признаков утомления и переутомления.

В процессе организации самостоятельных занятий соблюдаются следующие условия:

1. Упражнения должны быть несложными по координации и не требующие страховки.

2. Необходимо стремиться к осознанному выполнению упражнений детьми, доходчиво объясняя цель каждого.

3. Задания по физкультуре дети получают после ознакомления с учебным материалом на уроке.

4. Каждое задания должно подробно объясняться с тем, чтобы учащиеся ясно представляли содержание и технику выполнения упражнения.

5. Для самостоятельного выполнения подбирают упражнения, количественные результаты которых, при систематическом выполнении, увеличиваются через определённое время.

6. По времени выполнения задания делятся на кратковременные и долговременные. Задаются индивидуально и по группам. По данным опроса учителей индивидуальные задания по физкультуре более
эффективны, чем групповые по данным опроса учителей.

7. Контроль за их выполнением осуществляется на уроках преподавателем физической культуры, в домашних условиях взрослыми.

8. Проверка проводится текущим, фронтальным способом. Проверяется правильность выполнения упражнений, оценивается прирост количественных показателей. Поэтому важно на начальном этапе точно определить максимальные возможности учащихся в выполнении упражнения, предлагаемого для самостоятельного выполнения, чтобы быть уверенным, что увеличение результата есть результат самостоятельной деятельности. При старательном, систематическом выполнении заданий практически каждый учащийся может улучшить свой результат независимо от уровня двигательной подготовки. С учётом уровня физической подготовленности, задания со временем усложняются.

9. Для формирования позитивного отношения учащихся к самостоятельному выполнению физических упражнений необходима постоянная, положительная мотивация к физической культуре, т.к. отношение учащихся к урокам физкультуры, интерес к самостоятельному выполнению упражнений является одним из важных условий эффективности самостоятельной учебной деятельности.

10.Параллельно с формированием мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, воспитывается интерес к физической культуре:

11.Большое значение в формировании интереса к занятиям физкультуры играет занимаемая позиция семьи учащегося в этом вопросе. Интерес возникает и становится стойким, при условии, когда родители привлекают детей к занятиям физической культуры с младшего школьного возраста

Каждый ребёнок нуждается в одобрении своей деятельности, в поощрении за достижения, ставшие результатом его собственного труда.

Домашнее задание по физической культуре для моих учащихся я предлагаю не только в виде комплекса физических упражнений на дом, но и в форме тестовых заданий, распределенных по уровню сложности с учетом возрастных особенностей ребенка. В своей работе я опираюсь на теоретические знания (тесты), взятые из журналов «Физическое воспитание в школе». (см. Приложение №1).

В работе я придерживаюсь специальных нормативных таблиц с указанием дозировки упражнений по всем классам (с 1 по 11 классы) и по четвертям. (см. Приложение №2). Приятно отметить мне как учителю физического воспитания, что показатели многих учащихся превышают нормативно, это обусловлено успешным и систематическим выполнением ребятами предлагаемых мною домашних заданий.

Результативность.

Мой многолетний опыт работы по данной проблеме приносит определенные положительные результаты. Так, например, выглядит эффективность моей работы по данной теме за 2009-2010 уч. год на примере физических показателей учащегося 8 класса – Ибрагимова В.:

I

Ибрагимов Вагиф

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Норма

Прыжки в длину с места

1м 80см

1м 90см

1м 95см

2м 02см

от 1м 70 см до 1м 85 см.

Прыжки со скакалкой за 25''

65 прыжков

66 прыжков

67 прыжков

69 прыжков

от 50 прыжков до 56 прыжков

Наряду с использованием ежеурочных заданий я также применяю в своей практике домашние задания с учетом изучаемого на уроке вида спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортигры и т. д.). Результативность моей работы по легкой атлетике (метанию мяча) (8 класс)

Спортигры (баскетбол) (7 класс) бросок в кольцо за 30 сек.

Самитов Анюр (11 класс) (легкая атлетика бег на 100 м.)

Выводы

Острая необходимость в организации самостоятельной физической деятельности продиктованы тем, что в современной школе у школьников наблюдаются признаки малого по объёму двигательного режима. Причиной которого является недостаточное количество уроков физической культуры, большая наполняемость классов, отсутствие мест занятий, оборудования, инвентаря, недостаточный интерес детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, малый объём знаний о здоровом образе жизни. В настоящее время сокращаются возможности детей для занятий физической культурой и спортом т.к. спортивные секции в основном работают на коммерческой основе, уровень оплаты, в которых недоступен отдельным категориям семей, имеющих детей.

Один из способов выйти из сложившийся ситуации – это физические упражнения, выполняемые школьниками самостоятельно. Но у школьников не достаточно сформированы навыки самостоятельного использования физических упражнений, танцев, пробежек, прогулок для снятия утомления, выхода из стрессового состояния. Одним из путей решения этой проблемы, на мой взгляд, является самостоятельная работа учащихся по физической культуре.

Я считаю, что для повышения двигательной активности детей в нынешних условиях школы следует применять

самостоятельные занятия физическими упражнениями в младших классах, т.к. младший школьный возраст является одним из наиболее благоприятных для развития двигательных качеств, формирования умений и навыков здорового образа жизни. Особенно важным является изменение учебно-воспитательного процесса с таким расчётом, чтобы любой учебный предмет был уроком, способствующим не только интеллектуальному развитию ребёнка, но и сохранял физическое и соматическое здоровья. Чтобы школьные занятия не снижали, а повышали адаптивные способности детей, увеличивали резервы их здоровья. Для решения этой задачи урок физической культуры должен иметь ярко выраженную инструктивную направленность на организацию самостоятельной учебной деятельности учащихся.

Таким образом, преподаватель, реализуя инструктивную направленность уроков физической культуры, формирует навыки самостоятельной деятельности учащихся. Учитель определяет цель, задачи, содержание, принципы, методы, формы и средства, в результате этого у школьников формируются умения, навыки самостоятельного выполнения физических упражнений через приобретенную сумму знаний.

Список использованной литературы:

1. Глазырина Л. Д. «На пути к физическому совершенству» Минск: «Полымя» 1987 г. – 148 с.

2. Пастушенко Г. А. «Домашнее задание по физкультуре. -К: «Здоровье», 1986 г. – 88 с.

3. Долотина О. П. «Домашние задания должны быть интересными». Журнал «Физическая культура в школе», №6, 1989 год, стр. 23.

4. Силкина Н. П. «Домашние задания» Журнал «Физическая культура в школе» №8 1995 год стр. 25

5. Жуков О. Ф. «Еще раз о пользе домашних заданий». Журнал «Физическая культура в школе» №4 – 2003 г. стр. 25.

6. Куцаев В. В. «Как мы организуем домашние задания». Журнал «Физическая культура в школе» №5 – 2003 г. стр. 15

Приложение №1

Тесты по физической культуре для учащихся VIII-IX классов

1. Где праздновались древнегреческие Олимпийские игры? Ответы: а) у горы Олимп: б) в Олимпии; в) в Афинах.

2. Где зажигается факел олимпийского огня современных Игр? а) На олимпийском стадионе в Афинах под эгидой МОК; б) на олимпийском стадионе города-организатора Игр под эгидой МОК; в) у храма Зевса в Олимпии под эгидой МОК.

3. Что означали состязания в «долиходроме» на Играх в Древней Греции? а) Бег на «скорость (быстроту)»; б) бег «на выдержку (выносливость)»; в) бег в военных доспехах.

4. В каком году впервые Россия приняла участие в Олимпийских играх? а) В 1900 г. В Париже; б) в 1908 г. в Лондоне; в) в 1924 г. в Париже.

5. Укажите, какой город будет принимать летние Олимпийские игры в 2008 г. а) Ванкувер; б) Санкт-Петербург; в) Пекин.

6. В каком году Олимпийские игры проводились в нашей стране? а) в 1944 г.; б) в 1976 г.; в) в 1980 г.

7. Физическое развитие - это... а) процесс совершенствования физических качеств с помощью физических упражнений; б) размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания и кровообращения, физическая работоспособность; в) процесс изменения
морфофункциональных свойств организма на протяжении жизни человека.

8. Физическая подготовленность характеризуется: а) высокой устойчивостью к стрессовым ситуациям и различным заболеваниям; б) уровнем развития физических качеств; в) хорошим развитием систем дыхания и кровообращения.

9. Здоровый образ жизни - это... а) способ жизнедеятельности человека, направленный на развитие физических качеств людей; б) способ жизнедеятельности человека, направленный на поддержание высокой работоспособности людей; в) способ жизнедеятельности человека, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей.

10. Что понимается под закаливанием? а) Использование Солнца, воздуха и воды, б) приспособление организма к воздействиям внешней среды; в) сочетание воздушных и солнечных ванн с физическими упражнениями.

11. С чего следует начинать закаливающие процедуры? а) С обливания водой, имеющей температуру тела; б) с обливания прохладной водой; в) с обливания холодной водой.

12. Что называется осанкой? а) Качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие; б) пружинные характеристики позвоночника и стогн в) привычная поза человека в вертикальном положении.

13. Правильной молено считать осанку, если, стоя у стены, регистрируют касание: а) затылком, ягодицами, пятками; б) затылком, лопатками, ягодицами, пятками; в) лопатками, ягодицами, пятками.

14 Профилактика нарушения осанки осуществляется с помощью а) силовых упражнений; б) упражнений «на гибкость»; в) упражнений «на выносливость».

15. Что является основой физического воспитания? а) Обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств; б) использование гигиенических факторов и естественных сил природы; в) обеспечение общего уровня физической подготовленности.

16. Под быстротой как физическим качеством понимается' а) способность организма человека, позволяющая быстро реагировать на сигналы; б) способность организма человека выполнять работу с наибольшей частотой движения за единицу времени; в) способность человека быстро набирать скорость.

17. Для определения быстроты используют тест: а) за 6-минутный бег; б) челночный бег; в) бег 30 м.

18.Под гибкостью как физическим качеством понимают: а) свойства опорно-двигательного аппарата человека, определяющие глубину наклона; б) способность выполнять движения с большой амплитудой за счет мышечных усилий, в) комплекс физических свойств двигательного аппарата, определяющий подвижность его звеньев.

19. Под силой как физическим качеством понимается: а) возможность воздействовать на внешние силы за счет мышечных сокращений; б) способность человека поднимать тяжелые предметы; в) способность организма преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных сокращений.

20. Под выносливостью как физическим качеством понимается: а) способность организма выполнять разнообразные двигательные действия; б) способность организма человека при двигательной деятельности длительное время противостоять утомлению; в) способность организма человека сохранять заданные параметры работы.

21. Чем характеризуется утомление? а) отказом от работы: о) временным снижением работоспособности организма; в) повышенной ЧСС.

22. Под ловкостью как физическим качеством понимается: а) способность организма быстро скоординировать движения; б) способность организма овладевать новыми движениями и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; в) способность организма выполнять упражнения с большой скоростью.

23. Для определения ловкости используют тест: а) 6-минутный бег, б) челночный бег;; в) бег 30 м.

24. Какие из перечисленных в сочетании терминов относятся к фазам прыжка в длину с разбега? а) Разбег, отталкивание, движение в воздухе, приземление; б) разбег, подбег, отталкивание, полет, приземление, в) разбег, отталкивание, полет, приземление.

25. Какая группа видов спорта составляет программу современного пятиборья? а) Стрельба, плавание, шоссейная гонка, фехтование, кросс, б) фехтование, кросс, плавание, стрельба, верховая езда; в) кросс, плавание, верховая езда, стрельба, метание.

Тест по физической культуре для учащихся 10-11 классов

1. Раскройте понятие «Физическая культура». Это... а) учебный предмет в школе; б) воспитание физических качеств; в) составная часть культуры человека.

2. Какие задачи способствуют реализации общей цели физического воспитания? а) Воспитательная, оздоровительная, соревновательная;(б); оздоровительная, воспитательная, образовательная; в) гигиеническая, адаптационная, методическая.

3. Что такое физическое развитие человека? а) Уровень развития, обусловленный регулярными занятиями физической культурой; /б)) процесс изменения морфофункциональных свойств организма на протяжении индивидуальной жизни; в) совокупность антропометрических показателей и работоспособности.

4. Средство воспитания физических качеств человека: а) физический труд; б) физические упражнения; в) физическое воспитание.

5. Физические упражнения - это... а) сочетания двигательных действий; б) различные формы движений; в) движения, выполняемые на зарядке.

6. Чем характеризуется физическая нагрузка? а) Количеством повторных движений;

величиной воздействия упражнений на организм; в) самочувствием человека.

7. Дайте определение физического качества «сила». Это. а) свойства мышц наращивать большие массы б) свойства мышц создавать большое напряжение; в) преодоление внешнего сопротивления за счет мышечных усилий.

8. Назовите раздел школьной учебной программы, где сила развивается лучше, а) Легкая атлетика; б) гимнастика; в) лыжная подготовка.

9. Дайте определение физического качества «быстрота». Это... а) передвижение с быстрым набором скорости; б) двигательное действие в максимально короткий отрезок времени; в) выполнение движений с большой частотой.

10. Назовите вид спорта или раздел школьной учебной программы, где быстрота развивается лучше, а) Легкая атлетика; б) волейбол; в) гимнастика.

11. Дайте определение физического качества «выносливость». Это... а) развитие скоростно-силовых способностей; б) способность к длительному выполнению работы без снижения интенсивности; в) выработка факторов функциональной экономичности.

12. Назовите вид спорта или раздел школьной программы, где выносливость развивается лучше, а) Баскетбол; б) легкая атлетика; в) гимнастика.

13. Дайте определение физического качества «гибкость». Это... а) подвижность позвоночника; б) оптимальная амплитуда движения в суставах; в), свойство двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев, позволяющее движения с большой амплитудой.

14. Назовите вид спорта или раздел школьной программы, где гибкость развивается лучше а) гимнастика; б) баскетбол; в) легкая атлетика.

15. Дайте определение физического качества «ловкость». Это... а) способность точно дозировать величину мышечных усилий; б) способность быстро перестраивать двигательную деятельность в меняющейся обстановке с овладением новыми движениями; в) способность освоить действие и сохранять равновесие.

16. Назовите вид спорта или раздел школьной программы, где ловкость развивается лучше, а) Лыжная подготовка; б) баскетбол; в) гимнастика.

17. Раскройте понятие «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ). Это... а) способ жизнедеятельности, направленный на развитие двигательных качеств; б) способ поддержания высокой работоспособности; в) способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья человека.

18. Назовите слагаемые ЗОЖ. а) Занятия физическими упражнениями; б) организация суточного режима и рационального питания; в) комплекс мероприятий: закаливание, режим, смена труда и отдыха, движение, отказ от вредных привычек.

19. Что определяет техника безопасности? а) Навыки занятия физическими упражнениями без травм; б) комплекс мер, направленных на знание правил поведения, оказания доврачебной помощи, самостраховки; в) правильное выполнение упражнений.

20. Выберите правильную последовательность действий по оказанию доврачебной помощи при ушибах мягких тканей а) холод на место ушиба, покой ушибленной части тела, наложение транспортной шины, обильное теплое питье; б) холод на место ушиба, давящая повязка на область кровоизлияния, покой ушибленной части тела, пострадавшей конечности придают возвышенное положение; в) тепло на место ушиба, давящая повязка на область кровоизлияния, покой ушибленной части тела.

21. Дайте характеристику утомлению. Это... а) общее недомогание, повышение ЧСС; б) временное снижение работоспособности организма; в) слабость, головокружение, усталость.

22. В каком году проводились Олимпийские игры в нашей стране? а) В 1926 г.; б) в 1980 г.; а) в 1998 г.

23. Первые зимние Олимпийские игры состоялись в: а) 1920 г. в Антверпене (Бельгия); б) 1924 г. В Шамони (Франция); в) 1928 г. В Сент-Моритце (Швейцария).

24. Где зажигается факел олимпийского огня современных Игр? а) На вершине горы Олимп под эгидой МОК; б) на стадионе в Афинах под эгидой МОК; в) у храма Зевса в Олимпии под эгидой МОК.

25. Первые Олимпийские игры современности проводились в: а) 1896 г.; б) 1898 г.; в) 1900 г.

Тест по физической культуре

1. В современных Играх I Олимпиады (Греция, Афины, 1896г.) женщины участие принимали; а) да б) нет

2. Международная олимпийская академия находится в... а) Афинах: 6) Цюрихе; в) Олимпии; г) Париже.

3. Первым чемпионом Европы по футболу стала команда... а) Испании: б) Италии; в) СССР; г) Дании.

4. Первая летняя Спартакиада молодёжи России проводилась в... а) 1996 г.; б) 1998 г.; в) 2002 г.; г) 2006 г.

5. XXI Зимние Олимпийские игры пройдут в...а) Сочи (Россия); б) Саппоро (Япония); в) Осло (Норвегия) г) Ванкувере (Канада).

6. Гигиеническая гимнастика... а) проводится утром, до завтрака; б) проводится спустя 2-3 часа после начала работы; в) проводится спустя 2-3 часа после обеда г) может проводиться в любое время.

7. Скелетон является разновидностью... а) санного спорта; б)
конькобежного спорта; в) горнолыжного спорта; г) многоборий.

8. Таэквондо, так же как и самбо, не включено в программу Игр Олимпиады: а) да, не включено; б) нет, включено.

9. При длительной нагрузке высокой интенсивности рекомендуется дышать... а) через рот и нос попеременно; б) только через рот; в) через poi г нос одновременно; г) только через нос.

10. Правила баскетбола предусматривают, что на замену игрока
отводится... а) 10 сек.; б) 20 сек.; в) 25 сек.; г)30 сек.

11. Правила баскетбола при ничейном счёте в основное время
предусматривают дополнительный период продолжительностью... а) 3 мин, б) 5 мин.; в) 7 мин.; г) 10 мин.

12. Два очка в баскетболе засчитываются при броске в корзину…а) из зоны нападения; б) из зоны защиты: в) с любой точки площадки; г) с любо о места внутри трёхочковой линии.

13. Правила волейбола предусматривают, что команда в каждой партии

имеет право максимум на... а три замены; б) пять замен: в) шесть замен; г) количество замен не ограничивается.

14. Правилами волейбола каждой команде во время игры предоставлено максимум... а) 2 (два); б) 3 (три); в)4 (четыре); г) 5 (пять)... ударов (передач) для возвращения мяча на сторону соперника (не считая касания мяча на блоке).

15. Для нормальной деятельное: и нейтральной нервной системы.
регуляции обмена углеводного и аминокислот необходим... а) витамин А; б)витамин В; в) витамин С; г) витамин Д.

16. Быстрая утомляемость и сонливость, головные боли и головокружении в значительной мере обусловлены недостатком витаминов, особенно... а) витамина А; б) витамина В; в) витамина С; г) витамина Д.

1 7. Недостаток какого витамина...а) А; б) В; в)С; г)Д... ведет к ухудшению зрения и может стимулировать возникновение так называемой «куриной слепоты»?

17.Женщины впервые приняли участие в легкоатлетических соревнованиях Игр Олимпиады в...а)1896 г.; б) 1912 г.: в) 1928 г.; г) 1936 г.

Приложение №2

Домашние задания для 8 класса

Упражнения

Оценка

Мальчики

Девочки

1

II

III

IV

I

II

III

IV

Прыжки со скакалкой за 25 сек.

«3»

46

48

50

52

52

54

56

58

«4»

48

50

52

54

54

56

58

60

«5»

50

52

54

56

56

58

60

62

Подтягивание в висе

«3»

8

9

10

11

-

-

-

-

«4»

9

10

11

12

-

-

«5»

10

11

12

13

-

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа

«3»

8

9

10

11

«4»

9

10

11

12

«5«

10

11

12

13

Сгибание и разгибание рук

в упоре (на полу –мальчики; на гимнастической скамейке -девочки)

«3»

17

18

19

20

12

13

14

15

«4»

18

19

20

21

13

14

15

16

«5»

19

20

21

22

14

15

16

17

Поднимание туловища из

положения лежа на спине

«3»

15

17

19

21

13

15

17

19

«4»

17

19

21

23

15

17

19

21

«5»

19

21

23

25

17

19

21

23

Приседание на одной ноге

«3»

5

6

7

8

3

4

5

6

«4»

6

7

8

9

4

5

6

7

«5»

7

8

9

10

5

6

7

8

Прыжки в длину с места

(см)

«3»

160

165

170

175

150

155

160

165

«4»

«5»

165

170

170

175

175

180

180

185

155

160

160

165

165

170

170

175

Прыжки вверх из приседа

«3»

10

12

14

16

8

9

10

11

«4»

12

14

16

18

9

10

11

12

«5»

14

16

18

20

10

11

12

13