Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 19

 

Поиск            

 

tris это вспомогательный проект, финансируемый из средств Европейской Комиссии, деятельность которого заключается в координации работы 25 экспериментальных проектов,

 

             

tris это вспомогательный проект, финансируемый из средств Европейской Комиссии, деятельность которого заключается в координации работы 25 экспериментальных проектов,

Новые модели доступа к культурному наследию – малые экспериментальные проекты с большими возможностями

Барбара Морганти
TRIS Accompanying Measure
Виа Джузеппе Паломбини 2
00165 Рим, Италия
Тел.: +39 3383406545
Факс: +39 06 69881351
barbara@trisweb.org

TRIS – это вспомогательный проект, финансируемый из средств Европейской Комиссии, деятельность которого заключается в координации работы 25 экспериментальных проектов, поддерживаемых Европейской Комиссией, с тем, чтобы повысить их эффективность и найти применение результатам этих экспериментов. В настоящий момент в этой инициативе участвуют более 80 европейских учреждений культуры. Большинство экспериментов и испытаний уже закончены, они внесли свой вклад в распространение новых технологий в учреждениях памяти и, таким образом, в сферу европейской культуры. В настоящем докладе после изложения целей и задач TRIS мы перейдем к описанию шести экспериментальных проектов и их результатов. Это позволит нам проиллюстрировать ряд контекстов, в которых применение новых технологий способно интенсифицировать и качественно улучшить доступ к культурному контенту. Мы также кратко рассмотрим участие TRIS в этих проектах.

Ключевые слова

Сохранение культурного контента и доступ к нему, Образование, Интерпретация, Музейные системы, Библиотечный учет, цифровой архив, глобальная сеть интернет (WWW), VRML, геоинформационные системы и технологии (GIS), оцифровка, трехмерные изображения (3D), иконизация.

Краткий контекст

В 2000 году из заявок, поданных на конкурс Отдела культуры Генеральной дирекции Европейской комиссии по вопросам информационному общества для участия в программе «Поиск новых способов доступа к культурному и научному контенту» были отобраны 25 проектов.

Особенностью этих проектов является то, что:

· В рамках этих проектов не ведется исследовательской работы, все эксперименты проводятся на основе существующих технологий. Задача – разработать нетрадиционные способы создания, представления и управления новыми типами цифровых объектов культуры, находящихся в архивах, библиотеках и музеях.

· Все проекты направлены на повышение качества пользовательского взаимодействия через новые технологии в сфере развлечений и образования.

· Все проекты ориентированы на пользователя, в особенности, на взаимодействие с пользователем и новые интерактивные модели с использованием высококачественных виртуальных моделей ценных объектов культуры, а также на создание виртуальных культурных и научных ландшафтов и обеспечение навигации по ним.

· Все эксперименты проводятся малыми учреждениями культуры или мелким и средним бизнесом местного масштаба, что показывает, как малые организации могут играть важную роль в применении новейших технологий для создания культурного контента.

· Все проекты обращены к широкому кругу пользователей, включая туристов, учителей, кураторов, малый и средний бизнес, историков, ученых, и рядовых граждан.

TRIS – это вспомогательный проект, финансируемый из средств Европейской Комиссии, деятельность которого заключается в координации работы этих 25 проектов с тем, чтобы повысить их эффективность и найти применение результатам этих экспериментов. В задачи TRIS входит помочь этим проектам достичь критической массы и значимого культурного, научного и коммерческого эффекта.

Все эти эксперименты производились в тот момент, когда дебаты о возможностях и перспективах информационного общества в Европе достигли наивысшей точки. Технологии информационного общества продолжают изменять нашу жизнь, они оказывают огромное влияние на общественную и экономическую жизнь, создают новые возможности для индивидуумов, организаций и правительств. В сфере культурного наследия цифровые и мультимедийные технологии являются идеальным средством коммуникации для удовлетворения растущего спроса на целостное представление материалов, хранящихся в учреждениях памяти, и расширенный доступ к ним. Для учреждений памяти оцифровка и создание виртуальных моделей объектов культуры являются эффективным средством расширения доступа к своим фондам, ведения образовательной работы и, в тоже время, действенным способом консервации ветхих материалов.

Несмотря на свой малый масштаб, многие их этих экспериментальных проектов являют собой хороший пример эффективного применения новых технологий в различных сферах культуры, которое дает довольно интересные результаты. Ниже мы рассмотрим шесть экспериментальных проектов в сфере музейного, библиотечного и архивного дела, истории ландшафтного дизайна, малого и среднего бизнеса. Мы расскажем об их содержании, использованных технологиях, и достигнутых результатах.

Новаторство в культуре во всех ее проявлениях

CTiC

Точки Соприкосновения: Собрания и Связи в Киберпространстве

http://www.commonthreads.org.uk

Проект CTiC посвящен применению информационных технологий в музейном деле для визуализации артефактов и расширению доступа к ним, а также для обеспечения безопасного доступа к ветхим материалам, требующим крайне бережного обращения и не приспособленным для длительной демонстрации.

Проект осуществляется в Англии консорциумом из восьми музеев под руководством Совета Региональных музеев Вест Мидландс (West Midlands Regional Museums Council) и IT компании dataVista Ltd. В задачи музеев входит обеспечение интернет-доступа к своим коллекциям исторического костюма, тканей и аксессуаров.[1]

Рис. 1 Китайский костюм, Херефордширский музей.

Проект CTiC адресован широкому кругу пользователей. Тем, кто не в состоянии лично посетить эти музеи в силу социальных барьеров, состояния здоровья или географической удаленности, работникам образования, поскольку он затрагивает вопросы дизайна и коммуникационных стандартов применительно к образовательным веб-сайтам музеев, и рядовым гражданам, желающим подробно изучить отдельные экспонаты перед личным визитом в музей.[2]

Прототип веб-интерфейса, созданного в рамках проекта, работает с реальным контентом в виде коллекции из более чем 300 предметов, предоставленных восемью музеями – участниками проекта. При создании интерфейса предпочтение было отдано иконкам и визуальным символам-клавишам, что позволяет снизить языковой барьер. Саму коллекцию можно исследовать в четырех ключах: «дизайн» ; «наизнанку», когда все ‑ от нижнего белья до аксессуаров – рассматривается как единое целое в социально-историческом контексте; «утверждение моды» ‑ я есть то, что я надеваю; «связи» с другими областями человеческой деятельности: керамикой, естествознанием и др.

В проекте CTiC задействовано несколько существующих технологий, в частности, технология создания фотореалистичных изображений трехмерных и плоских объектов, которые пользователи могут рассматривать с разных точек. Благодаря этой технологии, пользователи также могут постепенно увеличивать объект и рассмотреть его в деталях.[3] Трехмерные изображения объектов создают у пользователя впечатление физического присутствия в музее. Отдельные элементы объектов и изображений служат ссылками на текст с информативными пояснениями, хранящимися в базе данных, в которую вошла информация из существующих учетных систем музеев – участников проекта.

Обращаясь к истории костюма и текстиля, проект CTiC подчеркивает важность местных традиций, территориальной идентификации и значимости локальных ценностей в глобальной экономике знания.

Адрес проекта в интернете: http://www.commonthreads.org.uk

Координатор: West Midlands Regional Museums Council; контактное лицо: Эмма Хоуторн, hawthorne@wm-museums.co.uk

Менеджер проекта: Мэри Дюрос, mjdurose@datavista.co.uk

Валгалла

Виртуальный Доступ к Ландшафтам и Историческим Паркам через Связанные Точки

Этот проект посвящен важнейшей части культурного наследия, о которой часто забывают: истории ландшафтного дизайна в садах и парках. В отличие от всех остальных, это исследовательский проект, в рамках которого был разработан прототип веб-интерфейса, позволяющего сравнить два образца ландшафтного дизайна (исторических сада или парка) с применением видео в режиме реального времени и связанной с ландшафтами справочной информации.

Проект осуществлялся с октября 2001 по ноябрь 2002 года под руководством факультета Искусственной среды Университета Западной Англии совместно с Фондом Взаимного Обмена Опытом для Садовников и двумя «экспериментальными» садами – английским Хэтфилд Хаус (Hatfield House) и французским (Шато де-Вийандри Chateau de Villandry). Основной задачей «Валгаллы» было создание инструмента для виртуального обмена опытом между садовниками вообще и между сотрудниками садов-участников в частности, а также размещение в глобальной сети видеоматериалов в режиме реального времени, дополненных 3D информационной системой на языке VRML, для сравнительного изучения.[4]

Особенностью исторических садов и парков является то, что, в отличие от зданий, разрушение которых происходит медленно, поэтому исторические записи и компьютерные модели сохраняют свою актуальность в течение долго времени, они подвержены быстрым однодневным и сезонным переменам различного характера. Более того, эксперты зачастую не могут получить точную и надежную информацию и ее интерпретацию, основываясь только на одной фотографии с исследуемого места.

Проект «Валгалла» сочетает в себе технологии удаленного сбора информации, пространственную привязку данных, поиск цифровых изображений и другой связанной описательной информации в рамках эффективного новаторского подхода к созданию и интерпретации цифровых изображений и связанной информации и обеспечению доступа к ним через глобальную сеть. Для достижения этих целей в садах были установлены дистанционно управляемые камеры, что сделало возможным получение цифровых видеоданных в режиме реального времени. Эта информация, в свою очередь, связана с гетерогенной справочной системой на языке VRML, а весть комплекс находится под управлением геоинформационной системы.[5]

Итак, основные элементы проекта включают:

· записанную цифровым способом информацию о садах,

· видеокамеры, передающие изображение садов в режиме реального времени,

· трехмерные модели садов связанные с информационной базой данных для интерпретации видео информации,

· веб-сайт, на котором опубликована дополнительная информация о садах,

· высококачественные видеоклипы, записанные на DVD и доступные для просмотра через интернет,

· инструменты для интерактивного диалога в режиме онлайн и обмена опытом между сотрудниками обеих садов.

Ключевыми понятиями в этом проекте являются «запись» и «интерпретация», которые рассматриваются как неотъемлемая часть успешной консервации садов и ландшафтов. В самом деле, ведение точных записей (и их обновление) помогают эффективно управлять объектами культурного наследия и сохранять их, включая полный спектр работ от анализа повреждений до управления потоками посетителей.[6] В этом контексте «компьютерное моделирование» могло сыграть ключевую роль, благодаря возможности создания нескольких моделей на основе одних и тех же данных. Иными словами, одна и та же информация может быть использована и проинтерпретирована различными способами для передачи различных значений. Если сам процесс цифровой записи помогает собрать информацию об объекте культуры, то интерпретация выполняет функцию обработки этой информации и других данных и их опубликования. Интерпретация – это важный инструмент пропаганды ценности исторического наследия и необходимости его сохранения в широких слоях общества. Проект «Валгалла» посвящен интерпретации двух экспериментальных садов путем создания их трехмерных моделей, дополненных видеоклипами (рис. 2), что позволяет рассматривать их в сравнении. Обе модели и соответствующие видеоклипы связанны с базой данных, в которой хранится информация о растениях в описываемых садах (рис. 3).

Рис. 2

Благодаря интернет-доступу к аннотированным видеоматериалам в режиме реального времени и архивным видеоклипам, связанным с соответствующими трехмерными моделями, проект делает возможным сравнительное изучение сходной информации об обоих садах, что позволит широкой общественности больше узнать о малоизвестном ранее мире исторических садов. Таким образом, пользователи интернет, а также сотрудники и посетители одного из садов, в режиме реального времени могут видеть, что происходит во втором саду, и одновременно искать и просматривать сходные элементы ландшафта или растения в саду.

Рис. 3

Проект «Валгалла» – хороший пример того, как новаторство и сложные технологии могут существенно расширить восприятие той части культурного наследия, знания о которой раньше ограничивались только фактом ее существования. Новаторское сочетание интернет, VRML моделей, видео в режиме реального времени, и информационной базы данных определяет большие образовательные возможности проекта, позволяет посетителям сайта и специалистам обмениваться навыками и знаниями, способствует общественному осознанию необходимости сохранения культурного наследия.

Веб-сайт проекта: http://environment.uwe.ac.uk/valhalla/

Координатор: факультет Искусственной среды, Университета Западной Англии, Бристоль, Объединенное Королевство; Джон Каунсел, John.Counsell@uwe.ac.uk.

Виртуаль

Виртуальный Архив и Библиотека для Соборов

Экспериментальный проект «Виртуаль» также осуществляется факультетом Искусственной среды Университета Западной Англии. Проект основывается на технологии создания трехмерных моделей на языке VRML, генерируемых с помощью геоинформационной системы, и глобальной сети. Специально для этого проекта была создана база данных с функциями поиска и просмотра, в которой хранится около 170 оцифрованных записей из исторических собраний соборов.

Исторические собрания, хранящиеся в городских соборах Европы, как правило, малодоступны для общества, в силу своей ветхости. Даже, несмотря на то, что соборы могли бы принять большее количество посетителей, они часто не в состоянии предоставить адекватную информацию и интерпретацию материалов коллекции.

В рамках этого проекта были разработаны виртуальный архив и библиотека городского собора Уэллса в английском графстве Сомерсет, одного из самых выдающихся английский соборов, построенного в 1180 г., в котором хранится бесценное собрание документов и предметов XIII-XV веков. (Рис.4)

Рис. 4 городской собор Уэллса.

«Виртуаль» – это прототип исторического собрания в сети интернет, в котором исторические здания, где физически находятся архив и библиотека, метафорически представлены как вход в само собрание.

В рамках проекта была разработана и улучшена технология мультимедийной записи и издания исторических собраний соборов и или аналогичных учреждений. Он также направлен на расширение доступа к историческим собраниям и выработку стратегии выявления и оценки культурной значимости этого типа собраний.

Главные цели проекта – образовательная (интерпретация) и исследовательская. В самом деле, в процессе эксперимента была сделана попытка предложить пользователям интерактивное средство обучения, способ изучения и интерпретации их культурного наследия, одновременно пропагандируя необходимость его сохранения. С другой стороны, это проект является источником информации для археологов, специалистов по консервации документов и историков, а также инструментом обмена знаниями и опытом для профессионалов в этих и других областях.

Результаты проекта были опубликованы в глобальной сети в июле 2002 года. В настоящий момент доступны все три основные части проекта: виртуальное собрание архива и библиотеки (550 оцифрованных записей), мультимедийная база данных с возможностью поиска и трехмерная интерактивная модель собора на языке VRML. (рис. 5)

Рис. 5

В данном проекте контент организован в трехуровневую систему по глубине информации. Первый уровень рассчитан на посетителей, которые пролистывают сайт в поисках общей информации. На втором уровне расположена более подробная информация и реализована возможность просмотра содержимого исторического собрания собора. На третьем уровне находится подробная информация о собрании, включая каталоги архива и библиотеки и результаты текущих исследований.

Информация внутри архива и библиотечного собрания организована по тематическому и хронологическому принципу и снабжена инструментами поиска. Библиотечное собрание разбито на разделы «теология», «библии» и «наука», а архивные материалы – на «архив регента», «фабричные отчеты» и др. По хронологическому принципу информация по наиболее важным событиям в жизни собора была распределена по 10 векам.

В рамках проекта была разработана база данных специального назначения, в которой можно размещать мультимедийные объекты различного типа (видео, изображения, текст, флэш-анимацию и др.). Цифровые копии архивных записей были получены с помощью сканирования, фотографии и видеозаписи. Поиск в базе данных можно вести либо с помощью стандартных запросов, либо с помощью флэш-интерфейса в виде книги для библиотеки и цветного витража для архива.

Довольно интересно отметить, что сотрудники собора предпочли не фотореалистичную трехмерную модель городского собора Уэллса (рис. 5), чтобы избежать эффекта физического посещения памятника и, таким образом, поддержать приток посетителей в собор. Собственно, учреждения культуры часто сталкиваются с этой проблемой в виртуальной реальности. Лично я полагаю, что людей всегда привлекала и привлекает настоящая реальность, поэтому любые ее виртуальные модели могут способствовать только усилению интереса к объекту и подталкивают к его физическому посещению.[7]

К моменту своего окончания в ноябре 2002 года проект «Виртуаль» добился успеха, прототип «Виртуаль» может быть продублирован и перенесен на другие соборы, исторические здания и учреждения памяти в Европе и по всему миру. В рамках проекта даже возможно создание на основе глобальной сети интернет европейской сети городских соборов, в которой простые пользователи и исследователи могут искать и обмениваться информацией. Проектом недавно был выпущен CD-ROM для продажи в сувенирной лавке собора и в магазинах города, в настоящий момент разрабатывается стратегия продвижения этого продукта.

Веб-сайт проекта: http://environment.uwe.ac.uk/virtual/

Координатор: факультет Искусственной среды Университета Западной Англии, контактное лицо: Надя Бэйтс-Брклиджек, Nadezda.Brkljac@uwe.ac.uk

Книги для Вас!

Оцифровка вместо межбиблиотечного абонемента

Проект «Книги для Вас» – один из экспериментов, направленных на модернизацию библиотечного дела путем организации работы межбиблиотечного абонемента с помощью оцифровки монографий.

В то время как в предоставлении читателям журнальных статей в последние годы произошел большой прогресс, получение монографий по межбиблиотечному абонементу до сих пор происходит традиционным способом, когда читатель заказывает книгу в своей библиотеке и затем получает ее с обычной почтой. В рамках проекта «Книги для Вас!» исследуются перспективы замены этого дорогостоящего и длительного процесса предоставлением читателям цифровых копий монографий через веб-сайт цифровой библиотеки. (Рис. 6)

Рис. 6 Оцифрованная страница книги 1868 года из онлайновой базы данных ALO.

Проект «Книги для Вас!» осуществляется совместно тремя австрийскими университетами: университетскими библиотеками в Гразе и Инсбруке и отделением компьютерных технологий для слепых в университете Линца. Вместе эти тори университета составляют так называемую рабочую группу ALO (Австрийская литература онлайн, http://www.literature.at), частью которой и является проект «Книги для Вас!».[8]

Австрийская Литература Онлайн – это проект по созданию цифровой библиотеки наиболее выдающихся произведений австрийской литературы. Виртуальная библиотека ALO действует на принципах существующих проектов по оцифровке, таких как MOA и JSTOR, которые позволяют пользователям вести поиск по всему тексту книги и передвигаться по нему, перелистывать книгу постранично и загружать книгу в нескольких производных форматах: html, pdf и текстовый файл.[9]

Главной особенностью проекта «Книги для Вас!» является сочетание двух подходов: «оцифровка как культурная задача» и «оцифровка по требованию пользователя». В рамках первого подхода, как уже говорилось, проект опирается на существующие проекты оцифровки, используя их инфраструктуру и стандарты. Что касается «оцифровки по требованию пользователя», то здесь проект «Книги для Вас!» выдвигает радикально новый принцип оцифровки по запросу конкретного пользователя. Таким образом, при отсутствии правовых ограничений, заказанная книга будет оцифрована на месте и интегрирована в архив ALO. Сочетание вышеописанных подходов создает ряд преимуществ:

1. В то время как почтовая пересылка книг способна обслужить только одного пользователя, оцифрованная книга может использоваться несколькими читателями для различных целей, будучи, в принципе, вечной.

2. Печатная книга консервируется, поскольку она больше не будет пересылаться почтой, и ей не будет причинено дальнейшего ущерба.

3. Оцифрованная книга доступна любому пользователю глобальной сети.

4. Оцифрованный материал остается «сырым» и может быть использован для различных целей. Оцифровка книги с применением технологий оптического распознавания текста делает ее доступной слепым и слабовидящим.

5. Наконец, помимо прав интеллектуальной собственности, нет никаких препятствий к оцифровке книг. Книги, изданные после 1500 года, могут быть оцифрованы и доступны читателям в глобальной сети.

Следует обратить внимание на простую структуру проекта, авторы которого не стали изобретать велосипед, а просто воспользовались библиотечной системой и уже используемыми технологиями оцифровки. В соответствие с этим принципом, однажды созданная цифровая библиотека ALO может поддерживаться независимо от участвующих в ней библиотечных каталогов и систем. Пользователи смогут обращаться к ней через каталог ALEPH, в котором в Австрии участвуют 52 академические библиотеки. Нажав на соответствующую ссылку, пользователи перейдут на сайт ALO. Каталог ALEPH при этом будет выполнять функции системы распространения и учета оцифрованных книг.

Проект «Книги для Вас!» начнет осуществляться на базе университетских библиотек в Инсбруке и Гразе в конце этого года. Услуга будет запушена в тестовую эксплуатацию на 1 год, затем будет принято решение об интеграции ее в стандартный набор библиотечных услуг с соответствующими дополнениями.

Веб-сайт проекта: http://books2u.uibk.ac.at/

Координатор: Университетская библиотека в Инсбруке; контактное лицо: Гюнтер Мюленбергер, guenter.muehlberger@ uibk.ac.at

Beasts

Развитие Экономики через Помощь Малому и Среднему Туристическому Бизнесу

Как упоминалось во вступлении, эксперименты обращены к широкой аудитории и затрагивают различные сферы. Так, экспериментальный проект BEASTS занимается вопросами экономического развития, а также малого и среднего туристического бизнеса в сельских районах Уэльса и сходных контекстах в других странах Европы.

Цель проекта – способствовать развитию индустрии туризма бизнеса через внедрение в среде малого и среднего туристического бизнеса в сельских районах приложений для электронной коммерции и популяризации национальных ресурсов по культуре. В задачи проекта входило обучить некоторое число управляющих в секторе малого и среднего (часто семейного) бизнеса в сельских областях Уэльса использованию новых технологий и национальных ресурсов по культуре, в частности, архивных материалов, для расширения возможностей своего бизнеса. В процессе работы над проектом были разработаны различные инструменты и подходы к этой проблеме, которые могут быть перенесены в иные европейские контексты.

Для решения задач проекта Beasts была адаптирована уже существующая технология поиска ресурсов для государственных образовательных учреждений, позволяющая разрабатывать специализированные шаблоны со ссылками на оцифрованные материалы. Эти шаблоны и должны помочь малому и среднему туристическому бизнесу продвигать свою продукцию и услуги через глобальную сеть.

Затем, в рамках проекта был разработан простой пользовательский интерфейс, что позволило участвующим в эксперименте компаниям, большинство сотрудников которых не имеют технических знаний, создавать свои собственные веб-сайты для маркетинговых целей с привлечением текстовых материалов, аудио и видео записей из Ирландского национального архива. В рамках проекта был также разработан механизм контроля качества, позволяющий поддерживать постоянное качество информации и других услуг, предлагаемых этими малыми и средними предприятиями.

Приведенное ниже предметное исследование в рамках проекта Beasts дает хорошее представление о возможном применении результатов проекта и его эффективности.

Мистер и миссис Дэвис, из Cwm Andros, желают расширить свой бизнес, поскольку их коровья ферма больше не приносит дохода. Они сотрудничают с представителями туристической индустрии в области обеспечения высоких стандартов размещения туристов у себя на ферме, но не могут привлечь постояльцев.

Мистеру Дэвису известно, что поблизости в горах обитает редкий вид птиц, который представляет большой научный интерес. Миссис Дэвис научилась работать с проектным ПО и может быстро создавать и публиковать веб-сайты со ссылками на соответствующие цифровые ресурсы. Она оперативно собрала информацию об этом виде птиц, его истории и месте в уэльской поэзии, его современном ареале обитания и повадках. По прохождении курса обучения, миссис Дэвис получает сертификат, который позволяет ей продвигать свой веб-сайт определенными средствами, которые также позволяют ей принимать интернет-платежи. Вскоре она оказывается в состоянии привлечь постояльцев – представителей различных организаций, наблюдающих за птицами. Она также организует платную информационную службу, для сюжетов которой она задействует видеокамеру своего сына. Статистика посещений веб-сайта и обращений к информационной службе позволяет ей выявлять сильные стороны своего бизнеса и строить планы на будущее. [10]

Это только один пример того, какие возможности применения новых технологий и культурного контента в сфере малого и среднего туристического бизнеса скрыты в проекте Beasts.

Веб-сайт проекта: http://www.project.cd/beasts/

Координатор: Эйсен Сифинджедиг, Wales Digital College; контактное лицо: Элен Рис, digidol@aol.com

Seax-Damas

Архивы Эссекса онлайн

Последний проект, который мы рассмотрим в этом докладе, обращается к сфере архивного дела. SEAX – это название информационной системы, разработанной архивом графства Эссекс. В отличие о других названий проектов Европейской Комиссии, SEAX не является аббревиатурой, это – название кривого саксонского меча, а три таких меча, распложенные в ряд, являются символом графства Эссекс.

Задача проекта – адаптировать систему управления архивами SEAX для использования в других европейских архивах для полного учета коллекций и в качестве базы для предоставления интернет-доступа к архивным каталогам и оцифрованным архивным материалам. В процессе осуществления проекта был обеспечен интернет-доступ к каталогу SEAX, а сама система была внедрена в другом британском архиве в графстве Нортгемптоншир.

В задачи проекта SEAX входило:

· Оценить простоту внедрения и использования системы SEAX в архиве графства Нортгемптоншир.

· Оценить полезность системы для архивистов и ее эффективность.

· Оценить полезность интернет-доступа к архиву.

· Оценить удобство пользования различными функциями системы.

· Оценить важность и эффективность использования оцифрованных изображений из архивных коллекций.

Как и в большинстве других архивов, материалы, хранящиеся в архиве графства Эссекс, происходят из различных источников, но все отражают жизнь и историю людей, проживавших в этой местности сотни лет. Это уставы, хартии, судебные книги, акты, приходские книги Англиканской церкви и других протестантских конфессий, карты, письма, дневники, бухгалтерские книги, протоколы, завещания, фотографии и пленки. Часть архивных материалов явилась результатом работы устных историков в лице местных организаций и индивидуумов, сохраняются и записи местных радио и телевизионных передач.

В системе SEAX содержится каталог архива графства Эссекс, но не сами архивные материалы. Каталог состоит из подробных описательных карточек на все документы архива, собранные со всего графства за 60 лет с момента создания архива. Каталог архива был полностью перенесен в систему SEAX с возможностью электронного поиска, что соделало процедуру поиска много легче, а его результаты много полнее, чем это было возможно со старыми карточными индексами и каталогами на бумажной основе. В настоящий момент электронный каталог составляет около 80 000 страниц А4 и продолжает пополняться. Поиск в каталоге можно вести по персоналиям, географическому названию, названию учреждения, теме и типу документа, документы на выдачу в читальный зал можно заказать онлайн, без личного визита в архив. Сейчас создается база данных оцифрованных документов, карт и фотографий.

В рамках проекта был проведен опрос среди архивистов и посетителей архива. По его результатам, к настоящему моменту были улучшены алгоритмы поиска и навигация по системе. Интересно отметить, что интернет-доступ к каталогу увеличил посещаемость архива и привлек новый тип пользователей. Результатом проекта должно стать обеспечение простого и прозрачного местного и глобального доступа к этой части культурного наследия. Проект SEAX заканчивает свою работу в декабре 2002 года, в настоящий момент его сотрудники изучают рыночный потенциал своей системы в Европе.

Веб-сайт проекта: http://www.e ssexcc.gov.uk/heritage/ero/seax

Координатор: архив графства Эссекс, Совет графства Эссекс; контактное лицо: Кен Холл, ken.hall@essexcc.gov.uk

Заключение

Ограниченность времени не позволяет мне проанализировать все 25 экспериментальных проектов. Тем не менее, 6 проектов, представленных в этом докладе, вполне очертили весь спектр контекстов, целей и возможностей этих экспериментов. Несмотря на то, что в рамках этих проектов не разрабатывается новых технологий, примененный в них новаторский подход привел к появлению новых сфер применения культурного наследия. В этих экспериментах для расширения доступа и интерпретации культурного наследия малых учреждений были задействованы такие технологии, как интернет, виртуальная реальность и трехмерные модели, интерпретирующие и дескриптивные тексты, информационные базы данных и каталоги. Малый масштаб проектов и их ориентация на «местное» не выключают их из общеевропейского культурного ландшафта. Наоборот, их успех является отражением растущего сейчас интереса к местной истории, традициям и культуре, к тому, как эти факторы могут играть важную роль в сфере образования, охраны культурного наследия и поддержания стабильного социально-экономического развития.

Как отмечается в отчете по проекту Digicult, местная история и региональная самоидентификация стали общими темами для всех учреждений памяти. Таким образом, они могут стать основой для сотрудничества в самых различных сферах.[11]

TRIS, планы на будущее

Более чем через год успешной работы 25 экспериментальных проектов, большинство из которых уже завершились, TRIS должен будет прекратить свою деятельность в октябре 2003 года. Сейчас работа TRIS направлена на поиск практического применения результатов экспериментов. В этой связи проект сотрудничает с рядом проектов для создания профессиональных мультимедийных презентаций для опубликования в глобальной сети или на CD-ROM. Эти презентации будут в привлекательной форме демонстрировать результаты экспериментов для распространения силами TRIS и самих проектов на основных европейских мероприятиях по соответствующим вопросам. Одновременно с этим, TRIS помогает проектам исследовать рыночный потенциал своих разработок, составить предварительные бизнес-планы, которые могут быть представлены инвесторам, пользователям и другим европейским организациям.

Наконец, 13-14 февраля 2003 г. TRIS совместно с Генеральной дирекцией Европейской Комиссии по вопросам Информационного общества проведет выставку результатов прошедших экспериментов. К этому моменту большинство проектов будет завершено и готово к представлению своих результатов для тиражирования и практического использования. Информацию о готовящейся выставке можно получить на веб-сайте TRIS (www.trisweb.org), в разделе «мероприятия».

Об авторе

Барбара Морганти окончила факультет Современных языков Лестерского университета со специализацией по русскому языку, позже получила там же степень магистра Музейного дела. Проработав четыре года в Люксембурге качестве консультанта отдела Культурного наследия Генеральной дирекции Европейской Комиссии по вопросам Информационного общества, она в настоящий момент является сотрудником Вспомогательного проекта TRIS и проекта eIFL Института открытого общества. Помимо этого, Барбара работает в компании Antenna Audio, разработчике и производителе аудиогидов для крупнейших европейских и американских музеев, в ее обязанности входит управление услугой аренды аудиогидов для музея Ватикана в Риме. Опыт работы в проекте Европейской Комиссии позволил ей приобрести исключительные навыки управления проектами в сфере культурного наследия, а профессиональное образование в области музейного дела позволило ей понять все основные аспекты работы в этой сфере.


[1] Участники проекта CiTIC: музей графства Уорикшир, музей графства Вустершир, Бирмингемский музей и Художественная галерея, Гербертский музей и Художественная галерея, музей Ковентри, музей Херефорда, Стаффордширдский музей и Художественная галерея, Музей и художественная галерея Поттериз, Музей и художественная галерея Уолсолла.

[2] Mary Durose, dataVista Ltd., CTiC: Common Threads – A Tailored Solution , Proceedings of EVA London 2002.

[3] Для достижения этой цели применялся интернет-протокол высокого разрешения Internet Imaging Protocol. Там же .

[4] John Counsell, An Approach to Adding Value While Recording Historic Gardens and Landscapes , Proceedings of EVA London 2002.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Nada Bates-Brkljac, Issues in developing A Prototype for Virtual Archive and Library for Cathedrals , Proceedings of EVA London 2002.

[8] Guenter Muehlberger, Digitising instead of mailing or shipping. A new approach to interlibrary loan through customer related digitisation of monographs , (http://books2u.uibk.ac.at/).

[9] MOA - Making of America II project: http://cdl.library.cornell.edu/moa/; JSTOR: http://www.jstor.org/.

[10] http://www.project.cd/beasts/

[11] DigiCULT Report in eCulture