Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 19

 

Поиск            

 

Теоретические основы проблемы агрессивного поведения в дошкольном возрасте 5

 

             

Теоретические основы проблемы агрессивного поведения в дошкольном возрасте 5

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы агрессивного поведения в дошкольном возрасте. 5

1.1. Психологические особенности дошкольного возраста. 5

1.2. Агрессивность и агрессивное поведение. 11

1.3. Агрессивное поведение дошкольника и его причины.. 26

1.4. Методы диагностики и коррекции агрессивного поведения дошкольников 30

Глава 2. Диагностика и коррекция агрессивности детей дошкольного возраста 36

2.1. Диагностика агрессии. 36

2.2. Коррекция агрессии. 50

2.3. Результаты коррекционной работы.. 59

Заключение. 63

Список литературы.. 66

Приложения. 68

Введение

Актуальность исследования. Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. На­растающая волна детской преступно­сти и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, вы­двигают на первый план задачу изуче­ния психологических условий, вызываю­щих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности явля­ется в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего станов­ления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Те или иные формы агрессии ха­рактерны для большинства детей. Од­нако известно, что у определенной ка­тегории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняет­ся, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ре­бенка, сужаются возможности полно­ценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности су­щественно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тема­тике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, ос­таются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные под­ходы к определению сущности агрес­сивного поведения, его психологичес­ких механизмов. При всем многообра­зии трактовок этого явления, агрессив­ность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

Цель исследования – изучение агрессивного поведения детей дошкольного возраста и разработка направлений его коррекции.

Объект исследования – агрессивность дошкольников.

Предмет исследования – методы диагностики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. Организация и проведение диагностического эксперимента;

3. Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста;

4. Оценка и анализ эмпирического исследования;

Гипотеза: Своевременная диагностика агрессивного поведения детей и опора на её результаты в коррекционной работе, а так же систематичность коррекционного воздействия способствует снижению уровня агрессивности детей дошкольного возраста.

База исследования: ДОУ №1429 г.Москвы.

Методы исследования:

Теоретические:

- анализ литературы.

Эмпирические:

- педагогическое наблюдение;

- анкетирование;

- тестирование:

- методы математической статистики.

Глава 1. Теоретические основы проблемы агрессивного поведения в дошкольном возрасте

1.1. Психологические особенности дошкольного возраста

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.

С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

вырезано

В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.

У детей, начиная примерно с трехлетнего возраста, отчетливо проявляется стремление к самостоятельности. Будучи не в состоянии реализовать его в условиях сложной, недоступной жизни взрослых, дети обычно довольствуются тем, что отстаивают свою самостоятельность в игре. По гипотезе, которая была предложена Д.Б.Элькониным [30], детская игра возникает именно благодаря существованию у ребенка такой потребности. В отдаленные от нас времена истории, а также у детей из современного общества, воспитывавшихся в условиях, когда сама жизнь побуждала их с раннего детства быть самостоятельными, детские игры возникали гораздо реже, чем в условиях новейшей европейской цивилизации. К появлению и дальнейшему развитию игр привело выделение детства как особого подготовительного периода жизни. Современные игрушки – это заместители тех предметов, с которыми ребенок должен будет встретиться в реальной жизни по мере своего взросления.

К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде и общении.

Особую роль в планировании и прогнозировании результатов личностного развития ребенка играет представление о том, как дети разного возраста воспринимают и оценивают своих родителей. Те из родителей, кто является хорошим объектом для подражания и одновременно вызывает к себе положительное отношение ребенка, способны оказывать на его психологию и поведение наиболее сильное влияние. В некоторых исследованиях (Запорожец А.В. [7], Непомнящая Н.И. [15], Подластый И.П. [8] и др.) установлено, что самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от трех до восьми лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Этот период времени охватывает годы от трех до восьми лет. Что касается мальчиков, то они значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от пяти до семи лет, т.е. на три года меньше.

1.2. Агрессивность и агрессивное поведение

Западные психологи под термином «агрессия» понимают поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Это определение включает частные положения: 1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; 3) жертвы должны обладать мотивацией избежания подобного с собой обращения.

вырезано

Еще одно общее теоретическое направление в изучении агрессии включает в себя многие процессы, о которых уже говорилось выше. Это теория социального научения , предложенная Бандурой. Агрессия рассматривается им как и любое другое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается так же, как и многие другие формы социального поведения. В соответствии с теорией Бандуры, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания на: 1) способы усвоения агрессивной модели поведения; 2) факторы, провоцирующие ее появление; 3) условия, способствующие закреплению данной модели поведения [22].

Теория социального научения рассматривает как агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения». Бандура учитывает роль биологического фактора в приобретении агрессии. Любая активность зависит от нейрофизиологических механизмов. Однако в случае человеческого поведения его детерминантами скорее являются социальные факторы.

Одним из важных способов усвоения человеком агрессивных реакций является прямое поощрение такого поведения. Получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность повторения в дальнейшем подобных действий. Характерная особенность человека в том, что разнообразие видов подкрепления огромно. Это могут быть улучшение материального положения, социальное одобрение и более высокий статус, более приемлемое отношение со стороны других людей.

Бандура высказывает предположение, что самую большую роль в усвоении агрессивных реакций служит непосредственное наблюдение. В этом случае индивид получает возможность проследить то, как оно выстраивается, какие бывают последствия. А затем усвоенная модель может стать «руководством к действию». Не случайно, что правонарушители с агрессивным поведением выходят из семей, где подобное поведение является «нормой»: отец бьет мать, мать бьет ребенка, дети дерутся между собой при безразличном к этому отношении родителей. Источником научения могут оказаться герои кинофильмов, телепередач или прессы, особенно если подобное поведение встречает одобрение или, по крайней мере, безразличие [22].

После усвоения агрессивных моделей поведения, выступают факторы отвечающие за их регуляцию – сохранение, усиление и контроль. Регуляторами могут быть внешние поощрения и наказания (материальные, общественная похвала или порицание, ослабление или усиление негативного отношения со стороны других людей), викарное подкрепление (наблюдение за тем как поощряют или наказывают других) и, наконец, механизмы саморегуляции.

Рассмотрев теории агрессии, стоит остановиться на вопросе мотивации агрессии. Следует сразу развести агрессивное поведение как комплексного психологического феномена и склонность к нему (агрессивностью как интегральным свойством личности). Кроме того, для понимания мотива агрессии, следует отсечь другие характеристики личности (например, конфликтность).

С точки зрения Ильина Е.П. мотив агрессивного поведения может быть описан следующим образом. Все начинается с возникновения конфликтной (при общении) или фрустрирующей (при деятельности) ситуации, играющей роль внешнего стимула. Для возникновения конфликта необходимо, чтобы столкновение мнений, интересов, целей, желаний между общающимися было 1) осознано субъектами как таковое, 2) необходимо, чтобы субъекты общения не захотели пойти на компромисс, 3) чтобы между ними возникли взаимные неприязненные отношения – враждебность (или, хотя бы у одного из участников спора) [1; 2; 5].

вырезано

Мы рассмотрели общие принципы и направления коррекции агрессивных проявлений в поведении детей и подростков выделенные Р.В. Овчаровой.

Представляется целесообразным строить психологическую коррекционную работу при различных формах агрессивного поведения с учетом уровней агрессии.

Глава 2. Диагностика и коррекция агрессивности детей дошкольного возраста

2.1. Диагностика агрессии

Цель опытно-экспериментальной работы – изучение агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

1. Организация и проведение диагностического эксперимента;

2. Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;

3. Оценка и анализ эмпирического исследования;

Гипотеза: Своевременная диагностика агрессивного поведения детей и опора на её результаты в коррекционной работе, а так же систематичность коррекционного воздействия способствует снижению уровня агрессивности детей дошкольного возраста.

Эмпирическое исследование проходило в четыре этапа.

Предварительная работа по отбору и совершенствованию диагностических средств позволила составить схему диагностики агрессивности у дошкольников, которая включает в себя работу с воспитателями, детьми и их родителями.

На втором этапе по результатам беседы с воспитателями была выделена подгруппа агрессивных детей, а также намечены ориентиры для создания коррекционной программы. В ходе исследования были выделены степень проявления агрессивности в поведении детей с помощью специальной анкеты для воспитателей и проективного теста для детей.

На третьем этапе, основываясь на проведенном анализе основных новообразований дошкольного возраста, теоретическом и эмпирическом изучение проблемы детской агрессивности мы разработали и реализовали систему мероприятий по коррекции и профилактики агрессивности у дошкольников.

На четвертом этапе мы провели анализ опытно-экспериментальной работы и сделали выводы.

Рассмотрим основные методики, использованные нами в эмпирическом исследовании.

Рисуночный тест «Несуществующее животное»

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- «Всякая мысль заканчивается движением»).

вырезано

Можно заключить, что в общении с детьми у которых присутствуют отклонения в поведении следует быть очень аккуратными, поскольку любое замечание в адрес ребенка, он воспринимает его как сугубо личное. Поскольку наименее употребляемым типом реакции является реакция на препятствие и ее преодоление, то ребенок предпочтет отступить, чем преодолеть. Именно это и объясняет преимущество самозащитного типа реакции. Следовательно, при проведении коррекционной и профилактической работы необходимо строить задания таким образом, чтобы она не была прямо направлена на личность ребенка и была мотивационно-ориентирована на удовлетворение его потребностей.

Таким образом, согласно результатам первичной диагностики агрессивности в коррекционную группу вошли следующие дети: Валентин К., Вера П., Вова П., Зульфия А., Костя Г., Мальвина Ш., Марат А., Маша Д., Настя Ш.

Выборочное среднее данной группы детей по методике Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М. - 15.4, по тесту «Несуществующее животное» - 0.67.

2.2. Коррекция агрессии

Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей мы проводили в трех направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Работа с гневом

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой.

Один способов помочь детям легально выразить вербальную агрессию — поиграть с ними в игру «Обзывалки». Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения педагога негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу — беспрепятственно провести занятие может так называемый «Мешочек для криков» (в других случаях — «Стаканчик для криков», «Волшебная труба “Крик”» и др.). Перед началом урока каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом он «избавляется» от своего крика на время занятия. После занятия дети могут «забрать» свой крик обратно. Обычно в конце урока дети с шутками и смехом оставляют содержимое «Мешочка» учителю на
память.

В арсенале каждого педагога, безусловно, есть множество способов работы с вербальными проявлениями гнева. Мы привели лишь те, которые оказались эффективными в нашей практике. Однако далеко не всегда дети ограничиваются вербальной (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией.

Воспитатель или учитель, видя, что дети «распетушились» и уже готовы вступить в «бой», может мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Причем обидчики могут быть включены в одну команду или находиться в командах-соперницах. Это зависит от ситуации и от глубины конфликта. По завершении соревнований лучше всего провести групповое обсуждение, во время которого каждый ребенок сможет выразить чувства, сопутствующие ему при выполнении задания.

вырезано

Диагностика и коррекция агрессивности в поведении у дошкольников в данном исследовании проводилась с учетом ее опосредованности социальной ситуацией развития.

Делается вывод, что проявление агрессивности у дошкольника является следствием множества причин, наиболее значимыми из которых являются:

1) неудовлетворенность ребенка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками;

2) низкий социальный статус ребенка в группе;

3) неуспех в совместной со сверстниками деятельности, обусловленный как трудностями операционального характера, так и изменением мотивационной стороны деятельности;

4) неудовлетворенность потребности в признании.

Одной из главных причин возникновения агрессивного поведения у дошкольника являются дефекты семейного воспитания.

Предварительная работа по отбору и совершенствованию диагностических средств позволила составить схему диагностики агрессивности у дошкольников, которая включает в себя работу с воспитателями, детьми и их родителями.

По результатам беседы с воспитателями была выделена подгруппа агрессивных детей, а также намечены ориентиры для коррекционной работы. В ходе исследования были выделены уровни проявления агрессивности в поведении детей с помощью специальной анкеты для воспитателей и теста для детей. Результаты показали, что большинство детей нуждаются в коррекции агрессивности.

Проведенный анализ основных новообразований дошкольного возраста, теоретическое и эмпирическое изучение проблемы детской агрессивности позволили определить коррекционной работы с детьми, которой являлась оптимизация общения ребенка с близкими взрослыми и сверстниками в значимой для него деятельности.

В исследовании обосновано проведение коррекционно-профилактической работы именно в группе дошкольного учреждения (в данном случае - детского сада) для преодоления трудностей в общении у агрессивного ребенка путем развития его коммуникативных способностей. Однако следует учитывать более глубокие возможные причины агрессивности у ребенка, уходящие своими корнями в недра семейной обстановки, являющую собой основу социальной ситуации развития дошкольника.

Таким образом, коррекционная часть исследования сочетает в себе как симптоматическую (работа в группе детского сада), так и каузальную (работа с родителями) формы коррекционной работы.

Основываясь на том, что базовыми видами деятельности в дошкольном возрасте являются игра, мы применили комплекс игровых методов коррекции агрессивного поведения.

Работа, проведенная с родителями агрессивных детей, ставила своей целью обеспечение переноса того позитивного опыта, который был получен ребенком на занятиях, в его реальные жизненные ситуации.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы.

1. Проведенное исследование показало открытый характер агрессивного поведения у дошкольников, возникающего как реакция психологической защиты в трудных ситуациях.

2. Проведенная коррекционная работа с агрессивными детьми позволила уменьшить частоту агрессивных проявлений в поведении, а также сформировать у многих детей умение конструктивно выходить из конфликтных ситуаций собственными силами.

3. Эффективность проведенной коррекционно-профилактической работы обусловлена направленностью психологических воздействий на социальную ситуацию развития и деятельность ребенка, комплексное использование методов коррекции, перенос сформированных положительных установок в общении со сверстниками в ходе занятий на повседневную жизнь дошкольников. Этому способствовало привлечение близкого окружения ребенка (семьи) по реализации предложенных коррекционных мероприятий.

4. В ходе исследования была подтверждена гипотеза о том, что своевременная диагностика агрессивного поведения детей и опора на её результаты в коррекционной работе, а так же систематичность коррекционного воздействия способствует снижению уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

1. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - №6.

2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М., 2001.

3. Божович Л.А. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности – М., Воронеж, Филинъ, 1995

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 2000.

5. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – 1993. - №3.

6. Габрунер М., Соколовская В. Эмоционально-личностный тест «Сказка» // Обруч. – 2003. №2. – с. 14-19.

7. Запорожец А.В. Избранные произведения – М., Психология и педагогика, 1986

8. Подластый И.П. Педагогика – М., ВЛАДОС, 1999

9. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб., 1996.

10. Кукса В. Агрессивный ребенок. http://baby.com.ua

11. Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – СПб., 1997.

12. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995. -№6.

13. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М., 1991.

14. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М., 1994.

15. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.

16. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка – М,, ИНФРА-М, 1992

17. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов ВУЗов и практических работников. – М., 2001.

18. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997.

19. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. – М., 1997.

20. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999.

21. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2.

22. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 1999.

23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. псообие: В 2 кн. - М., 2003. – Кн.1.

24. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. - №5/6.

25. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. – 2002. - №1.

26. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

27. Фромм Э. Детская агрессивность. – Минск, 1996.

28. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.

29. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

30. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1997.

31. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка в дошкольном возрасте (от рождения до семи лет) – СПб., Питер, 1998

Приложения

вырезано