Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 19

 

Поиск            

 

Татьяна Германовна «Экологическое воспитание»

 

             

Татьяна Германовна «Экологическое воспитание»

Макарова Татьяна Германовна

«Экологическое воспитание»

Содержание

Введение.

Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников.

1.1. Содержание экологического воспитания младших школьников.

1.2. Сущность и задачи экологического воспитания младших школьников. Критерии уровня экологической воспитанности.

1.3. Психолого-педагогические основы экологического воспитания младших школьников.

Глава 2. Система работы по экологическому воспитанию.

2.1.Организация эколого-предметной среды.

2.2. Расширение «экологического пространства».

2.3. Межпредметные связи в экологическом воспитании.

2.4. Роль экскурсий в экологическом воспитании.

2.5 Внеклассная работа по экологическому воспитанию.

Вывод.

Список литературы.

Приложение.

Введение.

В настоящее время учёные всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Всё беднее становится растительность планеты; полностью истреблены некоторые виды животных; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы.

Поиски путей и средств решения этой глобальной проблемы человечества объединяют сегодня представителей различных областей фундаментальных наук многих стран мира.

Сегодня от экологического невежества людей до преступления перед человечеством – один шаг. А формируются эти экологические невежды в семье, в детском саду, школе, институте. Вот почему современные учёные исследуют проблему экологии комплексно, изучают разные её аспекты, в том числе и педагогический.

Основная задача педагогики – воспитание у детей экологической культуры, фундамент к которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы.

Встречаются дети, которые бережно относятся к какому-либо ограниченному кругу предметов и явлений природы ближайшего окружения. Иногда дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомлённости. Некоторые дети потребительски относятся к природе, особенно дикой: собирая чернику, затаптывают её кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы и т. д. Наконец, встречаются дети, способные жестоко относиться к животным: они могут бить собак, мучить кошек, голубей и т. д.

Наиболее распространённая причина негативного отношения к природе у детей – отсутствие знаний о растениях, животных, их потребностях и особенностях их развития. Здесь сказывается и ограниченность непосредственного общения с природой, особенно в условиях города, недооценка некоторыми педагогами проблемы воспитания у детей познавательных интересов к окружающему миру, в том числе и природе.

По выше изложенным причинам мною была выбрана следующая тема исследования: «Экологическое воспитание младших школьников в ходе урочной и внеклассной деятельности».

Цели и задачи исследования: разработка программы экологического воспитания младших школьников с целью повышения уровня их экологической культуры.

Объект исследования: методы экологического воспитания младших школьников.

Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания

младших школьников

1.1. Содержание экологического воспитания младших школьников

Экология – это наука об отношениях организмов и образуемых ими

Сообществ между собой и с окружающей средой. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом. С середины 20 века в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов, а сам термин «Экология»- более широкий смысл.

Экологи выделяют 3 группы факторов, определяющих особенности жизни живых существ: абиотические (климат, почва, прочие), биотические (растения, животные, микроорганизмы, которые оказывают влияние на существование организма) и антропогенные (воздействие человека на природу).

В сложной замкнутой экологической системе, основные компоненты ( абиотические факторы, растения, животные, микроорганизмы) тесно связаны между собой. Их жизнедеятельность создаёт кругооборот энергии, необходимой для поддержания равновесия внутри экосистемы. Выпадение или нарушение одного из звеньев цепи может привести к гибели всю экосистему.

Взаимодействие в системе возникает на основе питания. Их называют пищевыми связями или цепями питания. В каждом биоценозе существует большое количество невидимых для глаза цепей питания.

Эти связи очень важны, так как через них происходит передача энергии от одного звена к другому. При нарушении связей страдает не только определённое звено, но и вся экосистема.

Одним из глобальных факторов, влияющих на среду обитания животных и растений, является деятельность человека.

Деятельность человека в природе имеет двустороннее значение: она влияет на условия жизни растений и животных, изменяет состояние экологической обстановки, в которой живут люди. Зависимость прямая: чем больше разрушается биоценозов, тем хуже становится физическая среда для человека.

С 70-х годов 20 века складывается экология человека, или социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы её охраны.

Таким образом, стержнем экологической науки являются различного типа связи и зависимости, существующие в едином комплексе « природа-общество».Этот стержень становится отправным в нахождении специфики и содержания экологического воспитания детей.

Чрезвычайно сложные связи, характеризующие сообщества в целом, делают это явление труднодоступным для ознакомления школьников, тем более что связи, существующие внутри экосистемы, не только многообразны, но и скрыты от непосредственного наблюдения. Р. Дажо указывает, что « практическом отношении изучение всех компонентов биоценоза почти невозможно и никогда не предпринималось, поскольку оно связано с почти неразрешимыми задачами определения всех входящих в него видов».

Это же можно сказать и об антропогенном факторе изменения состояния природы: дети школьного возраста не могут понять и осмыслить сведения о грандиозном масштабе деятельности человека в природе.

В этом хорошо должны быть осведомлены взрослые, их обучающие.

Таким образом, стержнем экологического воспитания является процесс формирования у школьников отношения к природе через представления о различных взаимосвязях в ней: зависимости жизни растений и животных от факторов внешней среды, от трудовых усилий.

Важным содержательным элементом экологического воспитания школьников является формирование у них первоначального понимания специфики живого организма.

Знакомясь с разнообразием растений и животных, школьники в первую очередь замечают их внешние параметры: характерные черты строения, размер, форму, окраску и другие признаки, по которым они в дальнейшем могут узнавать знакомые объекты и сравнивать их с новым. Знакомство с целым рядом растений и животных проводит их к суммированию и обобщению сходных признаков (например, у всех растений есть листья зелёного цвета) .

Второй признак – это обмен веществ в живом организме. Как биохимический процесс в целом обмен веществ не доступен наблюдению школьников. Однако начальные и конечные акты дети могут видеть всякий раз, когда участвуют в труде по уходу за обитателями уголка (кормят животных, поливают растения и прочее). Такое неполное представление об обмене как особенности живого является достаточно убедительным для детей школьного возраста, т. к. оно воспринимается на основе их опыта поглощения пищи Знакомясь с условиями жизни живых существ, дети должны будут на первое место поставить пищу как основной фактор их существования.

Третья особенность живых организмов – это их особенность к движению. Подвижность большинства животных совершенно очевидна, они ползают, плавают, бегают или летают. У растений движения гораздо более медленны и не так заметны, но они всё же происходят. Признак движения для детей школьного возраста является очень сильным. Он воздействует на эмоции ребёнка, движущие объекты оставляют яркие впечатления. В определении живого у школьников этот признак является доминирующим. Именно поэтому дети без колебаний относят к живому животных и сомневаются в случае с растениями. Такое свойство живых организмов, как раздражимость, хорошо представлена у животных, у которых имеются специальные органы-рецепторы восприятия, обеспечивающие возможность видеть, слышать, ощущать и прочее. Раздражимость животных легко обнаруживается и может быть понятна школьникам.

Последний значимый признак живого – это приспособленность организма. Способность растения или животного приспособлятся к окружающим условиям позволяет ему выжить в мире. В этом случае в качестве признака живого выступает связь животного и растения со средой их обитания.

Таким образом, в заключении можно сказать, что экологическое воспитание школьников по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа. Она строится на понимании детьми:

1) связи между растениями , животными и неживой природой;

2) сущности живого;

3) многообразия растений и животных, и выделении общего в определённых группах;

4) явления приспособленности.

1.2. Сущность и задачи экологического воспитания младших школьников.

Критерии уровня экологической воспитанности

Экологическое воспитание (в широком смысле слова) – это

многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности

с окружающей природно - социальной средой, в процессе которого они

созревают как личности – представители особой экосистемы человек –

природа – общество, приспосабливаются к условиям не только социальной

жизни, но и к новым экологическим условиям природной и социальной среды.

Экологическое воспитание (в узком смысле слова) –

целенаправленное воздействие на развитее экологической культуры личности.

Экологическое воспитание – познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Экологическая культура – результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.

Экологическая культура включает в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах её сохранения; эстетические и этические чувства; интерес к природе и проблемам её охраны; деятельность по сохранению и улучшению природной среды; навыки культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе.

Экологическая культура – осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в данный момент жизни.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры.

Задачи: экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей.

Экологическая культура – качественное новообразование личности, часть её общей культуры. Следовательно, показатели её сформированности необходимо исследовать на двух, условно говоря, уровнях: внутреннем и внешнем – качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии человека с окружающим миром.

На первом (внутреннем) уровне мы оперируем такими категориями, как: потребности, способности, интересы, ценности, мотивы, привычки, чувства, эмоции, знания, умения, навыки, субъективная позиция и прочее. На втором (внешнем) уровне мы пользуемся такими категориями, как: отношение, поведение, поступок, деятельность, взаимодействие и прочее.

В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно выделить три этапа, совпадающих с переходом ребенка из класса в класс. В качестве основных критериев роста следует называть приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром (обеспечивает необходимую базу в развитии экологической культуры личности) и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:

- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребенка;

- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;

- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;

- проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;

- проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Названные показатели сформированности нравственно-экологической позиции личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различны и содержание каждого показателей, и формы их проявления.

Младший школьный возраст – этап формирования основ нравственно-экологической позиции личности, проявления которой имеют свою специфику и на трех условно выделенных «ступенях роста» данного возрастного периода.

Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретенный им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребенка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счет: наблюдения различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо); выполнения предложенных учителем правил поведения; общения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т. д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

Показатели сформированности экологической культуры ребенка на первой ступени начальной школы:

- ребенок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиций хорошо – плохо;

- с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

- эмоционально регулирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. п.);

- старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулки в сад, лес и др.;

- проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;

- пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среды.

Качественно новая ступень, на которую поднимается в развитии своей экологической культуры второклассник, связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения – к наблюдению анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянием их на природу; собственные открытия – поиск и удовлетворения потребности в значениях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.

Показатели сформированности экологической культуры у младших школьников на втором этапе дополняются:

- интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребенка их анализировать;

- участием в той или иной деятельности вместе с взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;

- общением с представителями животного и растительного мира, вызванным в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;

- выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.

На третьем этапе, завершающем период младшего возраста, личный опыт ребенка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение ее состояния; осознанным соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

О показателях сформированности экологической культуры ребенка на третьей ступени начальной школы можно судить по следующим проявлениям:

- соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку;

ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

-выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

- ребенок способен самостоятельно выбирать объект своей экологической деятельности;

- доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе)

сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

1.3. Психолого-педагогические основы экологического воспитания младших

школьников.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры т.к. в этот период развития ребёнка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношения ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливает глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребёнком. Отсюда преимущественно умозрительно, без предметной раздробленности истолкование мира, рассматриваемого в его целостности. Ребёнок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить своё место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.

В основе общения младших школьников с живой природой лежит отношение старшего к младшему.

Процесс взаимодействия ребёнка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может появиться у ребёнка, как в нравственном, так и безнравственном поступке. Это связано с незнанием младшими школьниками правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей представления о природе и формах отношения к ней.

Важными условиями возникновения у детей сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер психического развития младших школьников.

Проявление нравственных эмоций тесно связано с моральным выбором, когда ребёнок оказывается перед одинаково возможными, но разными по своей нравственной сути решениями. При взаимодействии ребёнка с растениями и животными нравственный выбор облегчается тем, что состояние объектов природы определяется конкретным практическим действием ребёнка и может изменено только им. Например, дежурный забыл полить растения: листья поникли, стали опадать, нераспустившийся бутон засох. Вид растения заставляет дежурного оценить своё поведение и изменить его. Последствия неправильного взаимодействия с объектами живой природы часто отсрочены, поэтому у младших школьников должно быть развито умение предвидеть возможные последствия своих поступков.

Младшему школьнику легче установить сходства, чем найти различия. Именно они ведут к идентификации с собой (животному, растению больно, как мне). Ребёнок легче понимает то, что связано с ним, его чувствами, жизненными проявлениями и потребностями.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, т. к. в этот период развития ребёнка интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем.

Глава 2. Система работы по экологическому воспитанию

младших школьников.

2.1. Организация эколого- предметной среды.

Основываясь на актуальности проблемы и учитывая психолого-возрастные особенности учащихся, я постаралась привести всю работу, проводимую в этом направлении, в определённую систему.

Во-первых, я организовала эколого-предметную среду в своём классе. Говоря о специфике методики экологического воспитания школьников, следует отметить, что характерной чертой её является непосредственное живое общение детей с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

Значимый объект в классе – это растения. Дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, узнают их названия, характерные особенности, определённые условия их выращивания, строения и т. д. В 2006-2007году наш класс занял 1 место в конкурсе «Самый зелёный класс» (см. приложение)

В различное время в классе содержались аквариумные рыбки, канарейка, попугайчик, черепаха. Ребята наблюдали за разными сферами их жизни: питанием, передвижением и др.

Продуманная организация зоны природы в классе обеспечивает возможность осуществление экологического воспитания детей соответствующими методами:

· проводить наблюдения;

· фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами;

· обсуждать увиденное;

осуществлять различные виды деятельности.

Итак, экологически правильное оборудование зоны природы в классе – чрезвычайно важное условие для успешной работы по экологическому воспитанию.

2.2 . Расширение «экологического пространства».

«Экологические пространства» - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания младших школьников. Существует несколько видов «экологических пространств» : комнаты природы, огород, зимний сад, экологическая тропа, фитобар, фитоогород, музей природы.

У нас в школе имеется хороший огород и цветник. Ребята участвуют в выращивании овощей для школьной столовой. Сажают и ухаживают за цветниками. Цветущие растения создают прекрасную визуальную среду.

2.3. Межпредметные связи в экологическом воспитании.

Важную роль в формировании таких свойств личности, как готовность и способность активно действовать по защите, уходу и улучшению окружающей среды, играют межпредметные связи. При минимальных затратах учебного времени можно повысить ёмкость учебного содержания, обогатить знания, развивать умения и достигать единого результата в воспитании экологической культуры детей.

Проанализировав учебные программы, я пришла к выводу, что в содержании каждого предмета заложены возможности для осуществления экологического воспитания учащихся.

Так, например, в содержании предметов гуманитарного цикла раскрываются экологические знания о природе как источнике красоты, вдохновения, эстетического наслаждения, о том, что жизнь, здоровье, душевное состояние человека зависят от окружающей природной среды.

На уроках русского языка, практически на всех этапах, имеют место элементы экологического воспитания:

· словарная работа – многие словарные слова обозначают названия растений и животных (ворона, пшеница, медведь…)

· развитие речи - пословицы, поговорки о природе. (Много снега – много хлеба. Лес и вода – брат и сестра.) Сочинения ребят (см. приложение)

· Работа с текстами учебника (Т. Г. Рамзаева «Русский язык» с.30 Липа., с.113 Раки., с.50 У кого гнездо лучше? и др.)

На уроках чтения мы знакомимся с произведениями С. Есенина, А. С. Пушкина, В. Бианки, М. Пришвина и др. Анализ произведений этих авторов позволяет развивать у детей умение сравнивать состояния природы в различное время года, «открывать» для себя многоцветие мира, многообразие форм и «настроений» природы, эмоционально отзываться на её красоту.

На уроках математики использую задачи, содержащие экологическую информацию (см. приложение).

Большую нагрузку по экологическому воспитанию несут в себе уроки окружающего мира. Сам учебник О. В. Поглазовой построен таким образом, что в каждой теме имеет место материал по экологии.

В 1999году я участвовала в районном конкурсе методических материалов по экологии. Работа называлась «Земля тревоги нашей». В ней я описала свой опыт работы по теме «Природные зоны России» на уроках природоведения и художественного труда с элементами экологии. За эту работу я получила благодарность РОНО (см. приложение)

Такая работа вызывает и стимулирует у детей интерес к наблюдениям за природными объектами и явлениями, желания сравнивать свои впечатления с впечатлениями литераторов, способствует более глубокому и тонкому пониманию явлений природы, формированию образной картины мира, бережному отношению к его неповторимой красоте и разнообразию.

2.4. Роль экскурсии в экологическом воспитании младших

школьников.

Экскурсии позволяют решать многие образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Особенно полезны они для ознакомления детей с природой. Я провожу экскурсии в разное время года в лес, на луг, водоём. В ходе экскурсий у ребят формируются конкретные представления об окружающем мире.

На экскурсии использую основной метод ознакомления детей с природой – наблюдение. Эффективными приёмами воспитания и обучения детей на экскурсиях считаю выполнение ими несложных самостоятельных заданий, проведение повторных наблюдений, составление описательных рассказов об увиденном, отражение своих впечатлений в рисунках.

Главное – содержание экскурсии должно быть интересным каждому ребёнку.

Например, осенняя экскурсия.

Цели: Понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе, расширить и углубить знания об объектах природы, воспитывать у учащихся эстетические чувства и бережное отношение к природе.

Сначала провожу целенаправленную предварительную подготовку на уроках и во внеурочное время.

На уроках чтения читаем произведения про осень. На уроках русского языка составляем и записываем предложения о берёзе, муравьях и охране муравейников, о листопаде, золотой осени; пишем сочинения-миниатюры, записываем пословицы, поговорки по данной теме. На уроках математики составляем и решаем задачи про собранные грибы, осенние листья, посаженные деревья, выращенные овощи.

На экскурсии дети повторяют, закрепляют ранее изученное и получают новые более глубокие знания.

После экскурсии стараюсь создать условия для отражения полученных впечатлений. Это и оформление гербариев, рисунков, аппликаций и др.

2.5. Внеклассная работа по экологическому воспитанию.

Хорошо помогает решать задачи экологического воспитания внеклассная работа. Это и классные часы, проведённые в виде КВНов, брейн-рингов. Организация выставок, походов. Проведение экологических акций: «Охраняй муравейник», «Сбережём первоцветы!» и др., выпуск экологических бюллетений. Традиционные школьные праздники «Осенний бал», «Мисс-Кис», «Карнавал цветов».

Вывод:

Система работы по экологическому воспитанию младших школьников привела к следующим выводам:

1. экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы – должно осуществляться с учётом возрастных особенностей;

2. экологическое воспитание по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа. Оно строится на понимании детьми: - связей между растениями и животными с неживой природой, - сущности живого, - многообразие растений и животных и выделение общего в определённых группах, - явления приспособленности;

3. для эффективного осуществления экологического воспитания необходимо иметь определённые условия, использовать наиболее эффективные формы и методы;

4. при проведении работы по экологическому воспитанию у школьников не только повышается уровень экологических знаний, но и в значительной степени меняется мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся;

5. работа по экологическому воспитанию способствует значительному повышению экологической культуры учащихся.

Список литературы

2. Биологический энциклопедический словарь/ Гл. ред. М. С. Гиляров;

Редкол . : А. А. Баев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. – М.: Сов.

энциклопедия, 1986.

2. Буковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической

культуры младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 2002.

3.Виноградова Н.Ф., Куликова Т.П. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.:

Просвещение, 1993.

4. Дажо Р. Основы экологии. – М.: Прогресс, 1975.

6. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – М.: Мозаика-синтез, 1999.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Учпедгиз, 1940.

8. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. – Ярославль: «Академия развития», 1997.