Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 19

 

Поиск            

 

Ббк 88

 

             

Ббк 88

ББК 88

УДК 159.9.072

Здоровый образ жизни. Учебное пособие для учащихся 9-х классов. / ……..

Авторский коллектив :

Михайлина М.Ю., к.с.н., Лысогорская М.В., к.пс.н., Павлова М.А.

Рецензенты:

доктор психологических наук, зав.кафедрой социальной психологии и педагогики института социального образования МГСУ

Шамионов Р.М .,

кандидат педагогических наук, чл.-корр. Международной академии наук педагогического образования, зав.кафедрой психологии образования Педагогического института СГУ

Тарасова Л.Е .,

Что стоит за привычным сочетанием слов «Здоровый образ жизни»? Какое бывает здоровье? И что каждый из нас может сделать, чтобы прожить жизнь здоровым человеком? всегда ли здоровьем должен заниматься врач? На эти и многие другие вопросы отвечает эта книга. Надеемся, она будет интересна вам, юные читатели, а также вашим родителям и учителям, - всем, кому небезразлично свое здоровье и здоровье подрастающего поколения.

ББК

ISBN

СОДЕРЖАНИЕ

Введение: о чем эта книга ……………………………………………4

Глава 1. Физическое здоровье…………………………………………5

Глава 2. Социальное здоровье………………………………………..24

Глава 3. Психологическое здоровье…………………………………34

Глава 4. Духовное здоровье………………………………………….46

Глава 5. Моральное здоровье……………………………………….53

Введение: о чем эта книга

Современное определение понятия «здоровье» впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Было признано, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия, которое возможно лишь при гармоничном сочетании социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни.

Как же добиться такого сочетания? Как сформировать умения и привычки к здоровому образу жизни? Ответы на эти вопросы можно найти в этом пособии, предназначенного для учащихся 8-х классов, обучающихся по программе «Основы здорового образа жизни».

Феномен здоровья можно рассматривать на телесном, психологическом, духовном и социальном уровнях. Из здоровья отдельных людей складывается нравственное и физическое здоровье поколения, нации, человеческого общества в целом, что, в конечном счете, является воплощением законов существования Земли и Вселенной. Поэтому проблема здоровья не может рассматриваться как личное дело одного человека. Современный уровень знаний позволяет осознать гармоничную связь всех событий и явлений окружающего мира, ощутить себя частью Вселенной.

Здоровый образ жизни предполагает формирование навыков зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков, умением приводить в полное равновесие свои мысли и чувства, способностью максимально реализовать себя в современном мире. Необходимо научиться творчески относиться к возникающим проблемам, овладеть навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Эта книга поможет разобраться в таких сложных вопросах, как гигиена школьника, профилактика болезней; правовые вопросы жизни подростка; поведение в конфликтных ситуациях без ущерба для здоровья; социальные ориентиры здорового образа жизни. Все разделы и темы снабжены обширным практическим материалом, который направлен на формирование конкретных навыков самоанализа, самонаблюдения и саморазвития.

ГЛАВА 1. Физическое здоровье

Поговорим о здоровье

Сегодня существует целый ряд определе­ний здоровья, которые, как правило, содержат пять критериев, характеризующих здоровье че­ловека:

· отсутствие болезни;

· нормальное функционирование организма в системе «человек - окружающая среда»;

· полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

· способность приспосабливаться к посто­янно меняющимся условиям существования в ок­ружающей среде;

· способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

В Уставе Всемирной организации здравоох­ранения (ВОЗ) определено, что здоровье - это «состояние полного физического, душевного и со­циального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Духовное и физическое здоровье - это две неотъемлемые части человеческого здоровья, которые должны находиться постоянно в гармо­ничном единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья. Физическое здоровье воздей­ствует на духовную жизнь, и духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья.

Достигается духовное здоровье уме­нием жить в согласии с собой, с родными, друзь­ями и обществом, умением прогнозировать и мо­делировать события и составлять программу своих действий.

Физическое здоровье обеспечивается двига­тельной активностью, рациональным питанием, закаливанием организма, очищением организма, рациональным сочетанием умственного и физи­ческого труда, временем и умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков.

Факторы влияющие на здоровье че­ловека

ЭТО ИНТЕРЕСНО:

Среди физических факторов наиболее важны­ми являются наследственность и состояние ок­ружающей среды.

Исследования свидетельствуют о существен­ном влиянии биологических факторов (наслед­ственности) практически на все аспекты наше­го физического здоровья. Это предрасположен­ность к определенным заболеваниям, стиль поведения и др. Степень влияния их на здоровье может составлять до 20%.

Состояние окружающей среды прямо влияет на здоровье, и даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействие загрязненного воздуха или воды. Степень влияния окружающей среды на здоро­вье человека может составить до 20%.

Духовный фактор является важным компонен­том здоровья и благополучия. Это понимание здо­ровья как способности к созиданию добра, са­мосовершенствованию, милосердию и бескоры­стной взаимопомощи, создание установки на здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жиз­ни - трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, - это одно, а вести его - совсем другое. Выбор в пользу здорового обра­за жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор во многом зависит от индивидуальности образа жизни, степень его влияния на здоровье составляет 50%.

Социальные факторы также значительно вли­яют на наше здоровье и благополучие. Уровень благополучия, а, следовательно, и здоровья в этом случае может быть высоким тогда, когда чело­век имеет возможности для самореализации, ког­да ему гарантированы хорошие жизненные усло­вия, образование и медицинское обслуживание. Считается, что влияние медицинского обслужи­вания на здоровье составляет 10%.

Необходимо подчеркнуть, что каждый человек ответствен за свое здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здо­ровья и благополучия - это непрерывный процесс, который подразумевает определенную жизнен­ную позицию и поведение.

Здоровье и образ жизни

Попробуем вместе ответить на вопрос о том, что же такое здоровый образ жизни. Современные ученые выделили базовые компоненты, на основе которых и строится ведение здорового образа жизни. К ним относятся:

· Рациональное питание.

Данный компонент рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни. Питание выполняет одну из главнейших функций в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма. Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает нормальное развитие организма. Оно служит, предупреждая многие болезни, мощным профилактическим средством.

· Физическая активность.

Это второй базовый компонент здорового образа жизни. Физические упражнения по праву входят в систему здорового образа жизни, так как без физической активности состояние человека значительно ухудшается, и не только физическое, но и психическое, снижаются интеллектуальные возможности человека (врачи утверждают, что умственная работа должна в полной мере компенсироваться физической).

· Общая гигиена организма.

Гигиена организма связана, прежде всего, с поддержанием чистоты кожного покрова. Проблема чистоты кожного покрова весьма актуальна для человека, так как примерно 2,5 млн. потовых и сальных желез выделяют около 0,5 л пота и около 20г сала в сутки, в поверхностных слоях кожи идет непрерывное обновление клеток, на грязной коже могут иметься вредные для здоровья человека микроорганизмы. При загрязнении кожи засоряются выводные протоки потовых желез, и нарушается способность организма к терморегуляции. На грязной коже легко развиваются грибковые заболевания, лечение которых требует много времени. Естественно, что все эти факты убеждают нас в необходимости поддержания чистоты тела.

· Закаливание.

Это достаточно широкое понятие также входит в общую концепцию здорового образа жизни. 50 лет назад под закаливанием понимали, прежде всего, или даже исключительно привыкание организма к холоду. Сейчас это понятие истолковывают более широко - закаливание означает «укрепление сопротивляемости организма к любым факторам внешней среды, вызывающим состояние стресса, т.е. напряжение». К таким факторам относятся низкая и высокая температура воздуха, чрезмерно пониженная или повышенная влажность, резкие изменения атмосферного давления и т.д.

· Отказ от вредных привычек.

Необходимо отметить, что в идеальном случае здоровый образ жизни предполагает не отказ от вредных привычек, но изначальное их отсутствие. Если же по каким-то причинам они уже имеются у человека, то необходимо принять все меры, чтобы освободить данного индивида от столь пагубных для него самого пристрастий.

К вредным привычкам чаще всего относят употребление алкоголя и табакокурение, ученые обозначают курение как более распространенную привычку, а, следовательно, и как большее зло для человека.

Физическое здоровье и возраст.

Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.

Антуан де Сент-Экзюпери

Чтобы понять, как сохранить здоровье, чтобы его хватило на долгую и активную жизнь, нужно знать, из каких этапов складывается жизнь человека. Вслед за антропологами и физиологами попытаемся разобраться в особенностях жизни каждой возрастной ступени.

В МИРЕ СЛОВ И ПОНЯТИЙ:

Детство

Юность

Социальная зрелость

Старость

- этап онтогенетического развития человека, включающий период от его рождения до появления возможности его включения во взрослую жизнь. Обычно в детстве выделяют периоды: младенчества, раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста.

- период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. В юности формируется нравственное сознание, вырабатываются ценностные ориентации и идеалы, устойчивое мировоззрение и гражданские качества личности. К концу юношеского периода завершаются процессы физического и психического созревания человека. Различают:
- раннюю юность: 15-18 лет; и
- позднюю юность: 18-23 года.

- определенный уровень личностного развития индивида, являющийся результатом социализации, в ходе которой индивид интернализует общественные ценности и образцы поведения и адекватно исполняет роли взрослого члена общества.

- период возрастного развития организма, заключительный этап онтогенеза, характеризующийся необратимыми существенными изменениями в обмене веществ, структуре и функционировании организма.

Жизненный путь каждого человека от рождения до смерти чрезвычайно сложен. По мере роста и развития в организме происходят глубочайшие изменения. В начале жизни в детстве и юности идет бурный рост организма, развитие физиологических и интеллектуальных качеств, все жизненные проявления организма активны. В зрелости все физиологические и духовные процессы уравновешиваются и стабилизируются. В этот период человек активно трудится, познает себя и окружающий мир, развивается и совершенствуется его интеллектуальная деятельность. В конце жизни происходит постепенное затухание всех функций организма, ограниченность подвижности организма, его старение. Старение – закономерный физиологический процесс, присущий всем живым организмам на Земле.

Жизненный путь каждого человека можно условно разделить на определенные возрастные периоды. Условность разделения определяется социальной и природной средой, в которой растет, формируется и живет организм человека. Так, например, возрастные периоды народов Севера отличаются от возрастных периодов южан. Возрастные периоды жизни человека определяются также периодами биологической и социальной зрелости организма. Условно можно разделить детский, подростковый и юношеский возраст. Он охватывает период от рождения человека, до окончания школы, т.е. до 17-18 лет. Молодость от 18 до 30 лет, зрелость от 30 до 60 лет, старость от 60 лет до смерти. Каждый возрастной период жизни человека сопровождается определенными физиологическими и духовными изменениями. Характер этих изменений непосредственно определяется тем образом жизни, который ведет человек, той социальной сферой, в которой он формируется, растет и развивается.

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ:

В процессе жизнедеятельности организма человека наступают периоды биологической и социальной зрелости. Социальная зрелость предполагает такой уровень развития организма, когда молодой человек способен принимать активное участие в жизни общества. В нашей стране социальная зрелость наступает с получением паспорта, документа подтверждающего принадлежность данного человека к социальной среде, a которой он живет и формируется. Это происходит в 14 лет. Однако это еще не полная социальная зрелость, а именно ее первый этап. Полная социальная зрелость наступает в 18 лет, т.е. в тот период, когда каждый человек данной социальной системы может принимать активное участие в ее строительстве, развитии и жизнеобеспечении. Этот период связан с совершеннолетием молодого человека. Причем каждая социальная система сама определяет период социального созревания своих членов. Так, во многих государствах период совершеннолетия молодого человека связан с 20-21 годами, когда юноша или девушка могут самостоятельно принимать решения, подчиняясь законодательной системе данной социальной среды.

Биологическая зрелость организма связана с половым созреванием и способностью к продолжению рода. Весь процесс роста заканчивается у юношей к 18-19 годам, у девушек к 16-17 годам. Темпы роста у девочек и мальчиков отличны, поскольку половое созревание начинается у девочек на два года раньше. В этот период происходит не только интенсивный рост организма, но и формирование вторичных половых признаков.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕБЯ:

Подумай и ответь:

1. В какие возрастные периоды жизни человека идет интенсивный рост и развитие организма?

2. Что такое социальная зрелость человека?

Выполни индивидуально:

· Найди среди своих знакомых и родных людей, относящихся к различным возрастным категориям. Пронаблюдай за их поведением и образом жизни. Найди не менее пяти признаков, которые отличают их друг от друга и являются характерными для каждой возрастной группы.

· Обоснуй свои предположения о причинах различия биологического созревания людей, живущих в районах высокогорья и равнин.

ЭТО ИНТЕРЕСНО :

· Низкий рост народов тропических стран – это не особая расовая черта, а следствие недостатков белков в пище.

· В тех районах земного шара, где нарастает потребление белка, жизнь человека стала более продолжительной.

· Избыточная масса тела значительно сокращает продолжительность человеческой жизни.

· Насчитывается более 200 теорий старения человека. И.И.Мечников, например, сравнивал старость с болезнью и говорил о необходимости ее лечения. Причиной старости он считал замену «благородных» клеток организма соединительной тканью в результате внутриклеточных процессов. Он впервые создал стройную научную теорию старения организма.

· У детей подростков высокогорья процессы роста и полового созревания сильно замедленны по сравнению с жителями равнинных и низкогорных районов. Например, средние размеры школьников высокогорья Киргизии меньше, чем у низкогорных групп: разница в длине тела составляет 2 см., а в окружности груди 1, 5 см.

· Для жителей высокогорья Памира характерен сравнительно низкий уровень основного обмена веществ, а ведь он находится в прямой зависимости от функций щитовидной железы. Гормоны щитовидной железы не только регулируют основной обмен веществ, но и играют важную роль в процессе роста и развития организма.

Школа и здоровье

«Несовершеннолетние имеют право на получение необходимой информации ос состоянии здоровья в доступной для них форме».

Ст.19, 24 –«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.»

В МИРЕ СЛОВ И ПОНЯТИЙ:

Хронический

Лекарства

Профилактика

- длительный, непрекращающийся, затяжной процесс, протекающий либо постоянно, либо с периодическими улучшениями состояния.

- вещества естественного происхождения или искусственно созданные и предназначенные для излечения различных заболеваний. Выделяют следующие лекарственные формы: жидкие (растворы, настои и др.), мягкие (мази, линименты и др.), твердые (порошки, таблетки), аэрозоли.

- (греч. prophylaktikos предохранительный) в медицине - совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья

Еще в 1904 году съезд врачей России обратил особое внимание «на заботу об охране здоровья подрастающего поколения и особенности детей, обучающихся в учеб­ных заведениях...» и предложил ряд мероприятий «в целях устранения» вред­ных влияний со стороны школы на здоровье и физическое развитие учащихся. Влияние школы и учебной нагрузки столь велико именно потому, что оно дей­ствует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того, годы обучения для каждого ребенка — период интенсивного развития, формирова­ния организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наи­большее воздействие.

За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков — в 2,1 раза. За время обучения 70% функциональ­ных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к оконча­нию школы, в 4—5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения, в 2 раза — число нервно-психических расстройств.

Наиболее значительный прирост всех нарушений состояния здоровья отме­чен в 7, 10 лет и в период от 12 до 17 лет. При этом считается, что отрицательное влияние внутришкольной среды и, прежде всего, перегрузок в начальной школе составляет 12%, а в старшей — 21%. Физиологическая цена школьных перегру­зок хорошо известна — развитие астенических состояний, ухудшение зрения, обострение хронических заболеваний.

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ:

Как сохранить здоровье и остаться хорошим учеником?

Школьная программа обширна и сложна. Каждому подростку приходится значительное время проводить за учебниками и тетрадками. При этом глаза выполняют значительную зрительную работу. После уроков, вопреки рекомендации врачей, большинство твоих сверстников не гуляют на свежем воздухе, а проводят все свое свободное время у телевизора или компьютера. В результате все больше ребят вынуждены одевать очки.

Ученые связывают нарушение зрения и с общим состоянием организма, поэтому занятия физической культурой крайне необходимы всем нам. Дети со слабым зрением могут сдавать нормы ГТО, посещать уроки физкультуры, заниматься в спортивных секциях, участвовать в соревнованиях, что имеет не только оздоровительное, но и психологическое значение. Разумеется, физические нагрузки должны дозироваться с учетом возраста и подготовленности каждого ученика

Существует и специальная гимнастика для глаз. Вот два несложных упражнения, которые помогут тебе снять зрительное напряжение :

при исходной позиции ноги на ширине плеч, руки в стороны, круговые движения руками вперед и назад. В это время следить за кончиком большого пальца. Повторить 3-4 раза. Второе упражнение такое. Исходная позиция: сидя на стуле, скамейке, зажмурить и открыть глаза. Выполняется в среднем темпе, повторить 3-4 раза.

Каждый учащийся еще с начальной школы должен овладеть рядом важных навыков. Из них самый трудный для усвоения: соблюдение необходимого расстояния от глаз до рабочей поверхности (тетради, книги, дисплея компьютера). Овладение правилами самоконтроля и применение их. Каждый учащийся должен знать, что надо:

· заниматься при достаточном и правильном освещении;
· соблюдать ритм зрительной работы, гигиену просмотра телевизионных передач и работы на компьютере;
· выполнять гимнастику для глаз и уметь давать глазам отдых.

Гигиенические исследования показывают, что некоторые школьники просиживают перед телевизором или дисплеем до 14 и даже до 30 и более часов в неделю. Проведенный опрос в одной из Московских школ ошеломил своим результатом – самый популярный ответ на вопрос «когда и сколько вы гуляете?» был - «гуляю по дороге в школу и из школы».

Учеными замечено, что у жителей сельской местности зрение лучше, чем у горожан, это связано с тем, что в сельской местности больше простора для глаз, а глаз горожанина постоянно «натыкается» на стены. К тому же для глаз вредны геометрически правильные формы и полезны всевозможные «завитушки», на них глаз отдыхает.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕБЯ:

1. Какие факторы школьной жизни, по твоему мнению, могут положительно влиять на здоровье школьников, а какие отрицательно.

2. Пользуясь дополнительной литературой, составь несколько комплексов упражнений для физминуток, направленных на коррекцию зрения и осанки.

ЭТО ИНТЕРЕСНО :

Определение «Школа, содействующая здоровью» становится достаточно популярным. Обычно так называют себя школы, в которых проводятся те или иные мероприятия, ориентированные на здоровье школьников.

Идея создания школ, содействующих здоровью, появилась в 1990 году и после апробации в нескольких европейских странах (Чехии, Польше, Венгрии) в 1992 году была принята Всемирной организацией здравоохранения, Советом Европы и Европейской комиссией как самостоятельный проект для Европейского континента в целом. В настоящее время в этом проекте принимают участие более 500 школ из 40 стран. Более 2000 школ связаны с сетью через национальные и региональные организационные структуры.

Опыт, накопленный школами за несколько лет существования проекта, показал, что идея содействия здоровью успешно проникает во все аспекты рутинной школьной жизни. Кроме того, школа, будучи частью социума, постепенно распространяет идею здоровья вокруг себя, вовлекая другие элементы социума. Целостный подход к пониманию здоровья в школе ведет к серьезным изменениям в школьной жизни, захватывая все уровни - от управления школой до отношений в классе и связей с внешним сообществом.

ТЕМАТИКА ОВ:

1. Охрана зрения школьников.

2. Поговорим о правильной осанке.

3. Рациональный режим дня.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. –М.: Медицина, 2001.-335с.

2. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания. Красноярск, Здоровье, 1992.-178с.

Умей не уставать

Желающего судьба ведет, нежелающего – тащит.

Латинская пословица

В МИРЕ СЛОВ И ПОНЯТИЙ:

Рациональный

Режим дня детей и подростков

- разумно обоснованный, целесообразный.

- порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток, способствующий нормальному развитию ребёнка и укреплению здоровья. Составляется с учётом возрастных анатомо-физиологических и индивидуальных особенностей ребёнка.

Режим - основа гигиенического образа жизни. Он создает оптимальные условия для укрепления здоровья и повышения работоспособности. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается определенный ритм деятельности всего организма. Это улучшает его функциональные возможности и позволяет наиболее эффективно выполнять различные виды работ. Кроме того, воспитываются организованность, воля, дисциплинированность.

Чтобы чувствовать себя здоровым и бодрым, ты должен приучить себя в определенное время просыпаться и ложиться спать, выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику и закаливающие процедуры, завтракать, обедать и ужинать, заниматься спортом, готовить уроки, отдыхать. При этом режимы дня могут отличаться и зависеть от твоих индивидуальных особенностей, конкретных условий учебы (какая смена?),условий жизни и т.д.

Основные гигиенические положения, на основе которых разрабатывается режим дня: правильное чередование различных видов деятельности (учеба, отдых, тренировки и т. д.) в течение дня (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультпаузы, тренировочные занятия, туристские походы, прогулки).

Режим дня здорового школьника в общих чертах можно представить таким образом: вставать следует не позднее 7 ч, затем в течение 7-10 мин делать гимнастику, обтираться влажным полотенцем или принимать душ.

Необходимо установить определенное время для питания и строго его придерживаться, чтобы пища лучше усваивалась. Есть следует за 1,5-2 ч до занятий физическими упражнениями и спустя 40 мин после их окончания. Ужинают за 2-2,5 ч до сна.

Домашние учебные занятия также следует выполнять в одни и те же часы. Через каждые 45 мин устраивайте 10-минутные перерывы, во время которых рекомендуется встать, походить, выполнить несколько физических упражнений.

Каждый день школьник должен выполнять различные виды домашних работ: убирать помещение, мыть посуду и т. п. В свободное время можно почитать, погулять на улице, заняться любимым делом. Нельзя в ущерб учебным занятиям или сну слишком много времени проводить перед телевизором.

Многие системы организма человека на протяжении суток функционируют неодинаково. Полагают, что около 50 физиологических процессов тесно связаны с временем суток. Так, ночью уменьшается интенсивность обменных процессов, снижаются температура тела, функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В дневное же время интенсивность обмена веществ, двигательная активность возрастают, в связи с этим усиливается работа сердца и дыхательных органов. Ритмы деятельности различных систем организма, по продолжительности, приближающиеся к суткам, называют циркадными.

В режиме дня должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться с одного состояния на другое. Так, например, если человек ложится спать в одно и то же время, то он быстрее засыпает и спит глубоким, спокойным сном; регулярное питание, как было уже сказано, вызывает в определенное время аппетит и т. д. Очень важно как можно больше бывать на воздухе, гулять, играть в подвижные игры, ходить на лыжах, совершать туристские походы. Ведь длительное пребывание в помещении, особенно в классе, где физические свойства и химический состав воздуха даже при хорошей вентиляции изменяются с каждым часом в неблагоприятную сторону, вызывает кислородное голодание.

А когда воздух богат кислородом, не содержит вредных примесей, он благотворно влияет на организм: улучшается состав крови, повышается обмен веществ, появляется хороший аппетит. В выходные дни и в каникулярное время необходимо как можно больше гулять.

Не менее важен и сон. Продолжительность сна уменьшается с возрастом: для 7—8 лет она составляет 11,5—II ч, 9—10 лет—10,5—10 ч, II—1; лет — 10 ч, 13—15 лет—9,5 ч и 16—18 — 8,5—8 ч Полноценный отдых во время сна наступает толь ко в том случае, если сон достаточно глубок. А дл; того чтобы крепко спать, надо ложиться в одно 1 то же время, перед сном избегать шумных игр, никого света, хорошо проветривать комнату, оставлять открытой форточку на ночь.

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ:

Гигиеническая оценка режима дня школьника.

Правильный режим дня - это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха. Рационально построенный и организованный режим создает предпосылки для оптимальной работоспособности, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма.

Примерный режим дня для учащегося средней школы.

Режимные моменты

Возраст учащихся (лет) и класс.

7 - 9

10

11 - 12

13 - 15

16 - 17

I - III

IV

V - VI

VII - VIII

IX - XI

Подъем, гимнастика, туалет.

7:00

7:00

7:00

7:00

7:00

Завтрак.

7:30

7:30

7:30

7:30

7:30

Дорога в школу.

7:50

7:50

7:50

7:50

7:50

Занятия в школе

8:20

8:20

8:20

8:20

8:20

Дорога из школы

12:30

13:30

14:00

14:30

14:30

Обед

13:00

14:00

14:30

15:00

15:00

Послеобедний отдых

13:30

-

-

-

-

Прогулка, спорт

14:30

14:30

15:00

15:30

15:30

Уроки

16:00

17:00

17:00

17:00

17:00

Прогулка

17:30

-

-

-

-

Ужин и свободное время

19:00

19:30

19:30

19:30

19:30

Приготовление ко сну

20:00

20:30

20:30

21:00

21:00

Сон

20:30

21:00

21:00

21:30

22:00

При составлении режима особое внимание следует обращать на следующие параметры: время для сна, прием пищи (3-4раза в день), время для прогулки и спорта (с 15:00 до 18:00) и другие параметры которые необходимы для каждого человека индивидуально.

Основные принципы режима:

1- строгое его выполнение;

2- недопустимость частых изменений;

3- постепенность перехода к новому режиму;

4- учет возрастных особенностей организма

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕБЯ:

1. Составь свой режим дня и оцени его с позиции рациональности.

2. Предложи способы снятия утомления при длительной учебной работе.

3. Нарисуй комикс на тему «Один день из моей жизни».

Оцени свое расписание уроков с позиции рациональности на основе предложенного материала.

ЭТО ИНТЕРЕСНО :

Физиолого-гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. Рационально составленное школьное расписание должно учитывать сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности (Сивков , 1988).

Учебный предмет

Балл

Математика, русский язык (для национальных школ)

11

Иностранный язык

10

Физика, химия

9

История

8

Родной язык, литература

7

Естествознание, география

6

Физкультура

5

Труд

4

Черчение

3

Рисование

2

Пение

1

При этом школьное расписание оценивается положительно, если образуется кривая с одним подъемом – в среду и в пятницу (по данным Сердюковской с соавторами, 1986) или во вторник и среду (как в дни самой высокой продуктивности). Школьное расписание считается нерациональным при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при неравномерном распределении нагрузок в недельном цикле.

При организации 5-дневной недели нагрузка учащихся в течение каждого учебного дня не должна быть выше, чем при 6-дневной учебной неделе – не должно увеличиваться количество занятий, а также суммарный балл нагрузки. Это связано с изменением работоспособности во время учебной деятельности.

или учебной недели

В начале она повышается (период врабатывания), затем устанавливается на высоком уровне (период снижения работоспособности и развития утомления).

В период снижения работоспособности выделяют 3 зоны: неполной компенсации, конечного порыва и прогрессирующего утомления. Исходя из этого, начало урока, учебной недели, четверти, года должно быть облегченным , т.к. продуктивность в это время снижена. По завершении периода врабатывания к учащимся можно предъявить более высокие требования. В это время рекомендуется проводить изложение нового и сложного материала, давать контрольные работы и др. В это время рекомендуется проводить изложение нового и сложного материала, давать контрольные работы и др. В середине учебной недели (вторник, среда), четверти и года следует планировать наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковую работу и др. По окончании периода высокой работоспособности, т.е. появлением начальных признаков утомления, если речь идет об учебном дне, рекомендуется проведение уроков труда, физкультуры или других предметов, обеспечивающих смену деятельности

В зоне прогрессивного падения работоспособности нельзя требовать выполнения интенсивных нагрузок: при этом происходит истощение организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников.

ТЕМАТИКА ОВ:

1. Особенности режима дня подростков.

2. Режим дня школьника при подготовке к экзаменам.

3. Место физической культуры и спорта в режие дня.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Безруких М.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях. И.: Инноватор 2004,-198 с.

2. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М., Мозг, Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1969,-240 с.

3. Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов, 2003, 40 с.

Чтобы быть здоровым

«Чтобы тело и душа были молоды…».

В МИРЕ СЛОВ И ПОНЯТИЙ:

Болезнь

Закаливание

- нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или(и) морфологическими изменениями.

- система мероприятий, позволяющих, используя естественные силы природы - солнце, воздух и воду, повышать сопротивляемость организма неблагоприятным внешним воздействиям.

Болезни — бич человечества. Сколько сотен и тысяч жизней они уносят безвременно. У скольких людей отнимают радость созидательного труда.

Борьбу с болезнями ведет медицина — одна из самых гуманных наук. Она возникла на заре человеческой культуры и достигла больших успехов. Но далеко еще не все недуги побеждены ею.

На протяжении многих веков главной и единственной задачей врачей было лечить больных. Но вот в медицине появилась новая точка зрения: надо не только лечить, но и предупреждать болезни. Выдающиеся русские врачи еще в прошлом веке считали, что будущее принадлежит предупредительной (профилактической) медицине.

Есть два рода болезней. Одни происходят от заражения микробами и вирусами, проникающими в организм извне. Это инфекционные заболевания. А другие возникают большей частью от нарушения режима труда и отдыха, неправильного питания, от охлаждения, перегрева, плохого освещения, неправильной осанки, вредных привычек.

Если человек крепок, закален, то его организм может активно сопротивляться и тем и другим болезням. У ослабленных же людей сопротивляемость снижена, и они часто болеют.

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ:

Итак, самое верное средство борьбы с любыми болезнями — укрепление здоровья. Как же его укрепить? Для этого есть немало средств: физкультура и спорт, закаливание, соблюдение правил гигиены, хорошее питание.

Установлено, что школьники, систематически занимающиеся спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом. Они выше ростом, имеют больший вес и окружность грудной клетки, мышечная сила и жизненная емкость легких у них выше. (Жизненная емкость легких — наибольший объем выдохнутого воздуха после наиболее глубокого вдоха.) Рост юношей 16 лет, занимающихся спортом, в среднем 170,4 см, а у остальных он равен 163,6 см, вес соответственно — 62,3 и 52,8 кг. Занятия физкультурой и спортом тренируют сердечно-сосудистую систему, делают ее выносливой к большим нагрузкам. Физическая нагрузка способствует развитию костно-мышечной системы.

Утренняя гимнастика, уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, подвижные игры и спортивные развлечения, туризм — все это укрепляет здоровье и предохраняет организм от заболеваний. Есть еще одна очень важная сторона физического воспитания — закаливание. Специальными исследованиями доказано, что закаленные дети значительно реже болеют гриппом, ангиной, катарами верхних дыхательных путей, чем незакаленные. Воздушные и солнечные ванны и водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание) предохраняют организм от различных заболеваний, особенно простудных. Но прежде всего нужно посоветоваться с врачом.

Утренняя гигиеническая гимнастика - физические упражнения, выполняемые утром после сна и способствующие ускоренному переходу организма к бодрому работоспособному состоянию. Во время сна центральная нервная система человека находится в состоянии своеобразного отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. После побуждения возбудимость центральной нервной системы и функциональная активность различных органов постепенно повышается, но процесс этот может быть довольно длительным, что сказывается на работоспособности, которая остаётся сниженной по сравнению с обычной и на самочувствии: человек ощущает сонливость, вялость, порой проявляет беспричинную раздражительность.

Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется и работа внутренних органов, обеспечивая человеку высокую работоспособность, давая ему ощутимый прилив бодрости.

Не следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой - получение более или менее значительной нагрузки, а также развитие необходимых человеку физических качеств.

Для занятий утренней зарядкой удобно пользоваться комплексами упражнений передаваемых по радио и телевидению.

Некоторые упражнения способствуют профилактике и лечению хронических расстройств внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. При занятиях физической культурой необходимо учитывать отклонения в физическом развитии человека, так при плоскостопии большое значение умеют регулярные занятия спортом: рекомендуется плавание, а упражнения связанные с усиленной нагрузкой на ноги (например, тяжелая атлетика, бег, конькобежный спорт и др.), исключаются.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕБЯ:

1. Составь комплекс упражнений для утренней гимнастики.

2. Проведи опрос среди учащихся твоей школы и определи процент школьников делающих утреннюю гимнастику.

3. Объясни значение выражения «В здоровом теле - здоровый дух!»

ЭТО ИНТЕРЕСНО :

Правильная поза при письме .

В систему управления позой входит ЦНС (соответствующие сегменты спинного мозга) и периферические рецепторы в мышцах; управление позой осуществляется через мышечный аппарат, благодаря тремору - незначительное дрожание мышц. Позы с небольшим наклоном более выгодны с точки зрения статики и биомеханики - меньшее колебание центра тяжести. При больших наклонах в работу вовлекаются дополнительные двигательные единицы, учащается пульс, снижается амплитуда дыхания, возможны нарушения зрения, возникают застойные явления в кровеносном русле ног и малого таза, происходит сдавливание позвоночных дисков.

Установлено, что степень наклона корпуса увеличивается с возрастом школьников: в начальных классах между наклоном головы и горизонтальной плоскостью составляет 45 градусов, грудной отдел позвоночника - 55 градусов. У школьников средних и старших классов соответственно - 39-33 и 53-48 градусов. Возрастные особенности сидячего положения связаны с анатомо-физиологическими параметрами организма. Менее совершенное устройство нервно-мышечного аппарата в младшем школьном возрасте, объясняет трудности преодоления статических нагрузок, несмотря даже на более вертикальное положение тела.

Критерии оценки позы

Для оценки позы учащегося используют различные критерии, учитывающие особенности физиологии и патологии детей.

1. Физиологические критерии: степень активности мышечной системы, устойчивость позы, минимальное отклонение центра тяжести от точки равновесия, что делает сидячее положение тела более выгодным по сравнению со стоячим. Положение тела считается правильным, если сохраняется устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов. При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х - ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, спина прямая, плечевой пояс - в горизонтальной плоскости - все это существенно снижает мышечное напряжение и предупреждает ранее утомление. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. По степени сгибания корпуса выделяют позы с малым, средним и большим наклоном. К позам с малым наклонам относятся: сгибание грудной части позвоночника по отношению к поясничной под углом 170 градусов и наклоне головы в 50 градусов. Со средним наклоном позы эти значения приближаются соответственно 160 и 40 градусов. В пользах с большим наклоном - меньше 150 и 30 градусов соответственно. В школьных мастерских поза должна быть рациональной с учетом техники безопасности.

2. Патофизиологические критерии: асимметрия позы и соответствующая асимметрия мышечного тонуса, а также чрезмерные наклоны корпуса, которые возникают из-за продолжительных статических нагрузок и неправильного устройства мебели, что может приводить к ряду осложнений - таких как, близорукость, сколиоз, кифоз, остеохондроз.

3. Психофизиологические критерии: субъективное чувство удобства позы - отсутствие давления в седалищной области и задней поверхности бедер, зрительный комфорт (особенно в компьютерных классах).

Правильная поза При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х - ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и разогнутой ладони до листа тетради, спина прямая, плечевой пояс - в горизонтальной плоскости, туловище отодвинуто на 3 - 5 см от парты.

При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед.

При работе в мастерской - прямое или слегка наклоненное положение корпуса с небольшим наклоном головы, равномерное распределение веса тела на правую и левую половины тела, недопущение сдавливания грудной и брюшной полостей, утомления зрения.

ТЕМАТИКА ОВ:

1. История олимпийского движения.

2. Мастера спорта на карте России.

3. Выдающиеся спортсмены моей школы.

ЛИТЕРАТУРА:

Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. –М.: Медицина, 2001.-335с.

Маскалов М.Г. Подростку о здоровье. М.: Просвещение 2003, -142с.

Глава 2. Социальное здоровье.

Быть здоровым — естественное желание каждого человека. Здоровье — понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье — это радостное восприятие жизни, высокая трудоспособность. Для сохранения и поддержания здоровья людей важное значение имеют условия труда, прожиточный минимум, образ жизни, состояние здравоохранения. Все эти условия жизни людей определяются социальными возможностями общества. В конечном итоге социальные возможности определяют уровень рождаемости, заболеваемости, смертности, продолжительности жизни населения. Эти факторы в свою очередь оказывают положительное или отрицательное влияние на социально-экономический прогресс в целом.

Право на здоровье

Здоровый образ жизни – это не только психическое и физическое благополучие человека. Это еще и безопасное пространство жизнедеятельности. А оно – увы! – далеко не всегда такое. И во многом благодаря тому, что не все люди могут ужиться мирно друг с другом. Как часто ты испытывал дискомфорт, проходя по темному переулку, заглядывая в пустующую подворотню и ожидая увидеть подвыпившую компанию подростков, возможно, твоих сверстников? Уверенные в своей безнаказанности, такие «стаи» могут держать в страхе целые микрорайоны и даже вызывать восхищение у своих одноклассников рассказами о своих «подвигах». «А что, мы же ничего такого не делаем…» - типичное заявление после драки. Посмотрим, что предусматривает законодательство в отношении несовершеннолетних и обратимся к юристу – специалисту по правовым вопросам.

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ:

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает правовую ответственность несовершеннолетних за совершенные проступки и преступления. Подростка могут исключить из образовательного учреждения за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава общеобразовательного учреждения. В каждой школе существует устав, в котором оговариваются правила поведения в школе, правила посещения занятий. Если ученик, достигший возраста 14 лет, неоднократно нарушал устав, его исключают из школы. Но не думайте, что после исключения можно ничего не делать, отдыхать, гулять. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении.

В случаях причинения материального ущерба несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет обязан его возместить. Если у него нет доходов, то ущерб возмещают его родители или опекуны. Причинением ущерба считается не только лишение человека какой-либо вещи или денег, а также те случаи, когда ему приходится тратить средства на лечение из-за нанесенного вреда здоровью.

Но несовершеннолетние подлежат и уголовной ответственности за совершенные преступления. Преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации

В МИРЕ СЛОВ И ПОНЯТИЙ:

Несовершеннолетние

– лица, которым уже исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцати

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

· Штраф;

· Лишение права заниматься определенной деятельностью;

· Обязательные работы;

· Исправительные работы;

· Арест;

· Лишение свободы на определенный срок

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста

Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста , подлежат уголовной ответственности за:

· Убийство;

· Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;

· Похищение человека;

· Насильственные действия сексуального характера;

· Кражу;

· Грабеж;

· Хулиганство;

· Вымогательство;

· Неправомерное завладение автомобилем;

· Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

· Вандализм;

· Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Юридический словарь

Убийство – лишение человека жизни;

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – нанесение травмы, опасной для жизни человека;

Насильственные действия сексуального характера (изнасилование) – половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего

Вымогательство – требование передачи чужого имущества или права на имущество под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких.

Грабеж – открытое хищение имущества.

Кража – тайное овладение чужим имуществом.

Терроризм – совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма – сообщение в милицию или иные правоохранительные организации информации, зная о том, что она ложная.

Хулиганство – грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия

Вандализм – осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах

Действия, направленные на возбуждение ненависти, вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенное публично или с использованием средств массовой информации, рассматриваются в уголовном кодексе как преступления

Ответственность за причинение вреда здоровью

Здоровье - это очень большая ценность, которую каждый человек обязан беречь и сохранять. Посягательство на здоровье человека карается законом. В Уголовном кодексе есть «особая часть», в которую входят разделы «Преступления против личности» и «Преступление против жизни и здоровья». Различают:

· Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;

· Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью;

· Умышленное причинение легкого вреда здоровью;

· Побои;

· Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица.

Каждое из перечисленных преступлений карается законом, и очень строго. Об этом необходимо помнить. Безобидная, на ваш взгляд, драка при конфликтной ситуации может привести к печальным последствиям и отравить жизнь вам и вашим близким надолго.

При этом, если возникает опасность вашей жизни и здоровью, вы можете защищать себя, при условии, что ваши действия не являются умышленными. Статья 37 Уголовного кодекса гласит: «Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, т.е при защите личности и ее прав». Если случится, что в своей защите вы причинили вред другому человеку, то «предел необходимой обороны» устанавливается следственными органами и судом.

Лучше избегать ситуаций, когда вы сами подвергаете себя опасности или провоцируете нападение на себя. Как это сделать, как избежать конфликтного взаимодействия, мы выясним в следующей главе.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕБЯ

1. Тебе необходимо представить себя в некоторых рискованных жизненных ситуациях. Представь, как бы ты вел себя в них. В рабочей тетради проставь баллы своей оценки следующим образом:

5 – Да;

4 – Скорее да, чем нет;

3 – Трудно сказать, как бы поступил;

2 – Скорее, нет, чем да;

1 – Нет.

1.

Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы скорее оказать помощь тяжелобольному человеку?

2.

Стали бы Вы на пути убегающего опасного преступника?

3.

Могли бы Вы ехать на подножке товарного вагона при скорости 100 км/час?

4.

Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку (например, во время турпохода)?

5.

Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?

6.

Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?

7.

Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?

8.

Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?

9.

Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?

10

Могли бы Вы прыгнуть с 10-метровой высоты на тент пожарной команды?

11

Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?

12

Могли бы Вы в виде исключения вместе с другими семью людьми подняться на лифте, рассчитанном на шесть человек?

13

Могли бы Вы по указанию взрослого взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?

14

Могли бы Вы, после некоторых предварительных объяснений, управлять вертолетом?

Итак, ты оценил свою склонность к риску. Те, кто набирает при ответах 60 и более очков, обладают повышенной склонностью к риску, 25 и менее – являются весьма осторожными, от 25 до 60 – средние показатели.

2. Как ты думаешь, склонность к риску увеличивает вероятность попадания в конфликтные и опасные жизненные ситуации? Приведи примеры опасно рискованного поведения, описанного в литературе или представленного в кинофильмах. Обсуди с ребятами, когда риск может быть оправдан, а когда – нет. Литература

1. Боголюбов Л.Н. и др. Человек и общество. М., Просвещение, 1997

2. Королькова Е.С. Граждановедение. Путешествие юного гражданина (Средние века). М., "Дрофа", 1997

3. Кишенкова О.В. Граждановедение. Путешествие юного гражданина (Античный мир). М., "Дрофа", 1997

4. Мушинский В.О. Азбука гражданина. М., "Международные отношения", 1996

5. Никитин А.Ф. Право и политика. М., Просвещение, 1997

6. Никитин А.Ф. Граждановедение. Учебное пособие для 8 класса. М., АСТ, 1997

Здоровье и конфликты.

Понимание – начало согласия.

Спиноза

В МИРЕ СЛОВ И ПОНЯТИЙ:

Конфликт

столкновение двух или несколько равных по силе разнонаправленных сторон.

Семейный конфликт

состояние дисгармонии во взаимоотношениях членов семьи, основанное на различии мнений, идей, установок по поводу каких – то сторон семейной жизни.

Конструктивный конфликт

противоборство сторон, в результате которого происходит изменение, развитие личности или коллектива.

Деструктивный конфликт

– противостояние мнений или позиций, в результате которого происходит разрушение взаимоотношений.

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ:

Конфликт – это состояние противоборства двух или нескольких сторон. В противоборство могут вступать два человека, группы, государства. В конфликтных ситуациях присутствуют оппоненты (участники) и предмет конфликта (то, из-за чего стороны пришли к разногласию). Конфликты могут быть конструктивными и деструктивными. В конструктивных конфликтах возникают новые связи, взаимодействия, в деструктивных – разрушаются отношения.

Стратегии поведения в конфликтной ситуации:

· Сотрудничество , направленное на поиск решения, полностью удовлетворяющее интересам сторон. При этом каждая из конфликтующих сторон берет на себя равную долю ответственности за разрешение конфликта.

· Компромисс - урегулирование разногласий через взаимные уступки. Как правило, компромисс позволяет поддерживать дружеские отношения. При этом, предмет спора делится поровну, спорящие при таком разрешении ситуации могут чувствовать некоторое разочарование, ведь они достигли того, чего хотели не в полной мере.

· Избегание , заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем. При этом участник конфликта испытывает затаенный гнев, депрессию; обидчика игнорируют, отпускают ехидные замечания за спиной, отказываются от дальнейших отношений

· Приспособление - тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами. При этом человек подавляет свои негативные эмоции, делает вид, что все в порядке, что ничего не произошло, ругает себя за свою раздражительность, вынашивает план мести.

· Соревнование, соперничество - стремление добиться своего в ущерб интересов другого; открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции, стремление доказать, что другой не прав, попытки перекричать его, применить физическое насилие, требования беспрекословного подчинения. При этом участники конфликта проявляют озлобленность, агрессивность, ощущают недовольство собой и оппонентом.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕБЯ

1. Проанализируй, как типы поведения в конфликте используются тобой в реальной жизни. Для этого заполни следующую табличку в рабочей тетради:

Типы поведения

Пример ситуации

Завершение конфликта

Мои чувства

Сотрудничество

(«Мы – команда!»)

Соперничество

(«Сам дурак!»)

Компромисс

(«Фифти-фифти»)

Избегание

(«Не прогрняйте, сам уйду»)

Приспособление

(«Моя хата с краю»)

2. Рассмотри внимательно приведенную ниже таблицу. Опиши проявление конфликта во всех перечисленных сферах. С какими из них тебе приходилось иметь дело.

Сферы проявления конфликтов

Причины их возникновения

Конфликты в семье

Ссоры с родителями, братьями и сестрами

Конфликты в учебной деятельности

Затруднения в учебе; предэкзаменационная ситуация; неудачи на контрольных, экзаменах.

Конфликт внутри моего «Я»

Ситуация обмана, предательства, краха идеалов, переоценки прежних ценностей, отношения к себе и другим.

Конфликт взаимоотношений со сверстниками или со взрослыми

Не принимают в компанию. Не доверяют секреты и т.д.

Конфликт в связи с состоянием здоровья

Болезни, травмы

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Время от времени возникающие конфликты - это естественные процессы. Люди не могут совсем прожить без каких – либо конфликтов, так как у них периодически проявляются разные точки зрения по каким – либо жизненным вопросам.

Важно правильно и вовремя разрешать возникающие конфликты, любой неразрешенный конфликт ведет к осложнению и даже к разрушению взаимоотношений.

Конфликт считается разрешенным, если:

А). Устранена причина, его вызвавшая

Б). Выработано единое решение, приемлемое для обеих сторон

В). Восстанавливаются добрые отношения

Нужно хорошо представлять, кто вовлечен в конфликт (стороны конфликта), условия его протекания, возможные действия участников конфликта

Стороны конфликта :

· Внутриличностный конфликт - сторонами конфликта выступают две или более составляющих одной и той же личности, например. Отдельные черты, особенности характера и поведения человека.

· Межличностный конфликт - стороны конфликта - двое и более личностей, вступающих в конфронтацию по поводу мотивов, целей, ценностей.

· Внутригрупповой , или личностно-групповой конфликт - возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

· Межгрупповой конфликт - столкновение стереотипов поведения, норм, целей и /или ценностей различных групп.

Условия протекания конфликта :

· Пространственно-временные (место осуществления противоречия и время, в течение которого оно должно быть разрешено).

· Социально-психологические (климат в конфликтующей группе, тип и уровень взаимодействия (общения), степень конфронтации и состояние участников конфликта).

· Социальные (вовлеченность в противоречие различных социальных групп: половых, семейных, профессиональных, этнических и национальных).

Возможные действия участников конфликта :

· Характер действий (наступательное, оборонительное, нейтральное)

· Степень активности в их осуществлении (активные - пассивные, инициирующие - ответные).

· Направленность этих действий ( на оппонента, к третьим лицам, на самого себя).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕБЯ

Ты сможешь оценить свое умение разрешать возникающие конфликты, если ответишь на следующие вопросы:

1. Легко ли ты выходишь из терпения?

Да. Нет.

2. Уверен ли ты в превосходстве силы над логикой?

Да. Нет.

3. Трудно ли тебе удержаться от ссоры, если ты с кем-то категорически не согласны?

Да. Нет.

4. Считаете ли ты у что окружающие завидуют тебе по тому или иному поводу?

Да. Нет.

5. Любишь ли ты иногда делать что-то назло другим?

Да. Нет.

6. Бываете ли ты грубым в тех или иных ситуациях?

Да. Нет.

7. Любите ли ты читать детективы и смотреть боевики и фильмы ужасов?

Да. Нет.

8. Нравится ли тебе высмеивать других, быть критичным и саркастичным?

Да. Нет.

9. Есть ли в твоей жизни кто-либо, кого ты по-настоящему ненавидишь?

Да. Нет.

10. Бываешь ли ты неприятен для окружающих?

Да. Нет.

11. Часто ли ты наказываешь младших (брата, сестру и других детей), считая, что они этого заслуживают?

Да. Нет.

12. Считаешь ли ты, что применение смертной казни в определенных случаях оправдано?

Да. Нет.

13. Впадал ли ты когда-нибудь в такую ярость, что разбивал какой-нибудь предмет?

Да. Нет.

Теперь подсчитай баллы. Каждый ответ «да» — 5 баллов, «нет» - О баллов.

От 65 до 25 баллов. Ты явно склонен к агрессивным импульсам в отношении окружающих и потере контроля над собой. Содержание твоихх высказываний, а также их форма и элементы, им сопутствующие, нередко свидетельствуют о намерении навредить другим, душевно ранить их. Ты можете даже сами не подозревать, что так называемое «высказывание правды в глаза» часто означает лишь проявление твоей агрессивности. Так же как и то, что ты подчас не скупишься на негативные оценки знакомых и близких, повышаешь голос и используешь чрезмерно острые аргументы, оспаривая отличную от твоей точку зрения. Подумай, так ли уж конструктивно твое поведение и так ли обязательна резко наступательная позиция? Может быть, тебе выбрать другие, более эффективные способы поведения в конфликтной ситуации!?

От 20 до 0 баллов . Ты относишься к людям, которые добродушны к окружающим, полагая, что это наилучший способ взаимоотношений. Ты склонен верить в душевное богатство человека, в доброту, справедливость и любовь как факторы, которые определяют нашу цивилизацию. Правда, тебе не дано легко привлекать других к реализации собственных целей. И твое умение владеть собственными чувствами нередко соединяется с недостатком уверенности в себе и достаточно легким подчинением мнению окружающих. Поэтому ты можешь становиться объектом агрессивности других. Попробуй более настойчиво предлагать и отстаивать свою точку зрения.

Литература.

1. Гришина Н.В. «Психология конфликта», Санкт - Петербург, 2000 г.

  1. Сатир В. “Как строить себя и свою семью”, М., 1992 г.

Глава 3. Психологическое здоровье

Мои эмоции и чувства

Наши страсти – это мы

А.Франс

Очень часто нашему здоровью наносят вред…наши же чувства и переживания. Попытаемся разобраться, что это такое – наши чувства.

Слово чувство - многозначно. Мы говорим органы чувств , имея в виду орган слуха и орган зрения. В словосочетаниях чувство любви или чувство радости слово чувство приобретает другое значение. В выражении чувство юмора и чувство красоты присутствует еще один смысловой оттенок, обозначающий сложные переживания человека. В психологии обычно для описания состояния человека используют понятие эмоции

В МИРЕ СЛОВ И ПОНЯТИЙ

Эмоции

– отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Эмоциональная культура

воспитанность эмоций; уровень развития эмоций, который предполагает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживания перед собой и окружающими.

Чувства

– переживание человеком своего отношения к удовлетворению или неудовлетворению высших, духовных, культурных потребностей.

Настроение

– общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью.

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ

Эмоции и чувства – очень важная составляющая психического здоровья личности. Они делают нашу жизнь яркой, насыщенной, но могут и доставлять множество неприятностей.

Возникновение эмоций и чувств – это результат работы головного мозга. Так, ученые обнаружили, что в коре головного мозга существуют центры удовольствия и центры страдания. В результате экспериментов выяснилось, что левое полушарие в большей степени связано с возникновением положительных , а правое – отрицательных эмоций.

Часто понятия «эмоция» и «чувство» употребляют как синонимы. Однако, это не совсем так. В более узком значении эмоции - это временное переживание какого-либо более постоянного чувства .

Эмоции бывают стеническими (действенными) – когда человек под воздействием эмоций готов горы свернуть, и астенические(пассивные) – когда человек остается пассивным созерцателем. Астенические эмоции расслабляют человека. У него от страха могут «ноги подкоситься».

Эмоции и чувства могут быть положительными и отрицательными. А иногда они бывают двойственными. Например, человек может и любить, и ненавидеть одновременно.

Положительные чувства вселяют в нас уверенность, придают силы, энергии, позволяют справляться со всяческими неприятностями.

Отрицательные чувства нас «съедают». И чем сильнее этот процесс, тем хуже состояние нашего психического здоровья. Человек теряет сон, аппетит, утрачивает работоспособность.

Давайте попытаемся расклассифицировать эмоции и чувства:

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕБЯ

1. В рабочей тетради составь «Словарь эмоций». Напиши 20 названий известных тебе эмоций, предварительно разделив их на положительные и отрицательные.

2. Те эмоции, которые ты испытывал хотя бы один раз в жизни, подчеркни одной чертой, те, которые ты испытываешь часто – двумя. Затем перечеркни крестом те эмоции, которые ты бы не хотел испытывать никогда. Скорее всего, именно они ничего, кроме вреда не приносят.

3. Обозначь цветом все эмоции, которые ты вспомнил и опиши их кратко в таблице:

Цвет

Эмоция

Словесное описание ощущений

Эмоции «полезные» и «вредные» для здоровья

«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности он начинает ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли.»

Эрих Фромм

Поговорим о тех эмоциях, которые доставляют нам множество неприятных минут. Вина и зависть, тревога и страх, злость и агрессия. Откуда они берутся? И почему иногда управляют нами? Насколько вредны они для здоровья и можем ли мы ими управлять?

Вина и стыд

Бывают ли люди, которым никогда не бывает стыдно, которые никогда не чувствуют себя виноватыми? Скорее всего – нет. Даже самый бравый хулиган, наедине с самим собой, иногда испытывает неудобство из-за того, что он натворил.

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ

Внешне чувство вины не имеет особых признаков. Попытаемся рассмотреть его изнутри. Наша нервная система очень чувствительна к любым рассогласованиям в нашем «Я». Какой я есть и каким хочу быть? Каким меня хотят видеть другие? Все несовпадения такого рода и ведут к чувству вины перед значимым другим – другом, учителем, компанией сверстников. Перечислять вред, наносимый человеку чувством вины, можно очень долго. Человек с чувством вины неуверен в себе, может впасть в депрессию, легко пугается, пессимистично смотрит на жизнь, им легко манипулировать и он становится жертвой обстоятельств.

Переживая свою вину, человек чувствует внутренний разлад, сниженное настроение, тревогу, его сон нарушается или сопровождается кошмарными сновидениями.

Психологи утверждают, что вина бывает нескольких видов:

Вина – это страдание, которое невозможно переносить длительное время. Признание вины заставляет нас просить прощение, а это ослабляет страдание.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕБЯ

1.В рабочей тетради напиши сказку о том, что было бы, если бы в один прекрасный момент все люди потеряли чувство вины и стыда. Не забудь, что в сказках волшебство всегда позволяет вернуть людям то, что было утрачено. Что нужно сделать, чтобы наладить жизнь? Конечно, попросить прощение.

2. Если есть такие люди, у которых тебе есть за что просить прощение, что бы ты им сказал?

Тревога и страх

В МИРЕ СЛОВ И ПОНЯТИЙ

Тревога – это неосознанное переживание беспокойства, не направленное на какой-то определенный предмет или явление.

Страх - осознанное переживание беспокойства, направленное на реальный или воображаемый предмет или явление.

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ

Страх и тревогу рано или поздно испытывают все люди. Связанные с ними переживания легко воспроизводятся и могут прорываться к нам во время сна. Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Интенсивный страх приводит даже к смерти: животные, а также человек иногда могут быть испуганы буквально до смерти.

Но страх не является только злом. Он может служить предупреждающим сигналом и изменять направление мыслей и поведение человека. Когда возникают тревога и страхи?

· Когда есть опасность для физического, психологического, социального благополучия человека;

· Когда нет уверенности в своей компетентности;

· Когда есть угроза целостности нашего «Я»;

· Когда возникает ситуация оценки;

· В ситуации неопределенности

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕБЯ

Приведи примеры ситуаций, когда ты испытывал чувство тревоги и страха и запиши их в таблицу в рабочей тетради:

Причина тревоги и страха

Ситуация

Опасность физического, психологического, общественного благополучия

Некомпетентность

Угроза моим ценностям

Когда меня оценивают

Ситуация неопределенности

Чувство тревоги и страха мы стараемся избегать. Есть три типичных способа:

1) придумать мир, где нет тревожащих событий или сделать вид, что реальные события нас совсем не тревожат;

2) стать агрессивным, унижать других, демонстрировать самоуверенность, чтобы никто не подумал, что мне страшно и тревожно;

3) смириться с ситуацией, стать «незаметным», вялым и …бояться и тревожиться всю оставшуюся жизнь.

Все эти пути неэффективны и очень похожи на ловушки Страха и Тревоги.

Человек не должен бежать от тревоги. Он должен обращать не нее внимание, приближаться к ней, считать своей. Искать причины недовольства собой, стремиться что-то изменить, быть готовым к саморазвитию, познанию самого себя.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕБЯ

Оцени свое обычное состояние. Прочти внимательно каждое из приведенных ниже суждений и отметь справа в графах цифры, соответствующие твоему выбору из четырех альтернатив. Над ответами на предложенные суждения долго думать не следует. Выбери тот ответ, который более всего соответствует твоему мнению.

№ п/п

Суждение

Выбираемые ответы

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

1.

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

2.

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

3.

Я легко могу расстроиться

1

2

3

4

4.

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

5.

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

6.

Я чувствую прилив сил, желание работать

1

2

3

4

7.

Я спокоен, холоднокровен и собран

1

2

3

4

8.

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

9.

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

10.

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

11.

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

12.

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

13.

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

14.

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

15.

У меня бывает хандра

1

2

3

4

16.

Я бываю доволен

1

2

3

4

17.

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

18.

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

19

Я уверенный человек

1

2

3

4

20.

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

А теперь в рабочей тетради сравни с ключом полученные тобой ответы:

Номер суждения (ответ)

Личностная тревожность

I

II

III

IV

1.

4

3

2

1

2.

1

2

3

4

3.

1

2

3

4

4.

1

2

3

4

5.

1

2

3

4

6.

4

3

2

1

7.

4

3

2

1

8.

1

2

3

4

9.

1

2

3

4

10.

4

3

2

1

11.

1

2

3

4

12

1

2

3

4

13.

1

2

3

4

14.

1

2

3

4

15.

1

2

3

4

16.

4

3

2

1

17.

1

2

3

4

18.

1

2

3

4

19.

4

3

2

1

20.

1

2

3

4

Посчитай полученную сумму и раздели на 20. Сравни свой результат со шкалой :

· 3,5 - 4,0 балла – очень высокая тревожность;

· 3,0 – 3,4 балла – высокая тревожность;

· 2,0 -2,9 балла – средняя тревожность;

· 1,5 – 1,9 балла – низкая тревожность;

· 0,0 – 1,4 балла – очень низкая тревожность.

Обсуди в классе с ребятами, какие плюсы и какие минусы есть у людей с высокой тревожностью, с низкой тревожностью. Что нужно сделать, чтобы тревожность помогала, а не мешала тебе?

Злость и агрессия.

В МИРЕ СЛОВ И ПОНЯТИЙ

Агрессия

поведение , ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы, оно может выступать в качестве средства достижения какой–либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ

Чрезмерная агрессивность определяет весь облик личности, делая ее конфликтной, неспособной к сотрудничеству. Это проявляется в неоправданной враждебности, злобности, жестокости. Именно такие свойства агрессивности ведут к ухудшению психического здоровья .Однако агрессивности свойственны не только деструктивные параметры,; она может содержать и позитивные моменты. Наличие агрессивности еще не делает личность социально опасной. Более того, существуют одобряемые обществом формы агрессивности. Например, одного человека можно осудить за хулиганство, а другому; вручить медаль за первенство по боксу за один и тот же "набор" агрессивных действий.

Агрессивность может проявляться в двух формах :

1) в форме настойчивости, упрямства (не деструктивная ),

2) в форме враждебности и ненависти (деструктивная ).

И та, и другая форма влияет на эмоциональное развитие, на формирование личности, на психическое здоровье. Способность справляться с агрессией определяет развитие индивидуальных и социальных качеств человека.

Вся эмоциональная жизнь человека находится под влиянием этих двух форм агрессии. Они беспокоят в наибольшей степени, так как формируют опыт человека, особенно проявляясь в межличностных взаимоотношениях. Первый тип агрессивности, безусловно, желателен, необходим для выживания и достижения успеха. Второй тип приносит биологический вред и социальное разрушение.

Существуют различные виды проявления агрессии.

Физическая агрессия (нападение) использование физической силы против другого лица.

Вербальная агрессия выражение негативных чувств как через форму (ссоры, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

Косвенная агрессия под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена – взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

Склонность к раздражению (коротко – раздражение) готовность к раздражению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм - поведение, обычно направленное против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Обида зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕБЯ

1. Приведи примеры различных видов проявления агрессии, с которыми тебе приходилось иметь дело:

Физическая агрессия

Вербальная агрессия

Косвенная агрессия

Негативизм

Раздражение

Обида

Подозрительность

2..В рабочей тетради напиши ответы на вопросы в форме эссе:

1) чем полезна и чем вредна злость?

2) в каких ситуациях люди чаще всего злятся?

3) в чем это проявляется?

3. Опиши возможные способы справиться со своей злостью так, чтобы, с одной стороны не испортить отношения с окружающими, но и, с другой стороны, не «лопнуть», как кипящий чайник.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Ряд исследователей, таких как В.Р. Гесс, Д. Олдс, Р.Р. Хит, Х.М.Р. Дельгадо, утверждают, что импульсы агрессии «контролируются» разными участками мозга. Так, например, экспериментально установлено, что, стимулируя определенные участки мозга, можно усилить аффект гнева (и соответствующую модель поведения), а можно и затормозить. Подобные исследования демонстрируют тот факт, что в одних зонах реакция активизируется, а в других сдерживается. Важен вопрос, какие факторы нарушают равновесие и провоцируют открытую ярость и соответствующее разрушительное (агрессивное) поведение. Эксперименты показывают, что нарушения подобного рода могут произойти, с одной стороны, от электрического раздражителя, а с другой стороны - наступить вследствие выведения из строя тормозящих центров; они могут быть вызваны еще и разного рода мозговыми заболеваниями.

Здоровье и стресс

Жизнь требует от человека умения приспосабливаться к постоянно меняющейся обста­новке и регулировать в соответ­ствии с ней свое поведение. Каждый день ставит перед че­ловеком новые проблемы, кото­рые необходимо решать, и эмо­ционально устойчивые люди с интересом воспринимают боль­шинство изменений, происходя­щих с ними. Такие люди успеш­но справляются с любыми переменами, и не только к лучшему, но и к худшему (несчастные случаи, болезни и др.). Эта способность человека объясняется его пси­хологической уравновешеннос­тью, которая зависит от возмож­ностей его организма приспо­сабливаться к различным жиз­ненным ситуациям. Состояние напряжения, возникающее у че­ловека под влиянием сильных воздействии, получило название «стресс». Концепцию стресса сформулировал канадский пато­лог Ганс Селье (1907 - 1982).

Действие стрессоров сумми­руется и накапливается. Чем больше их в жизни человека в данный период, тем выше уровень стресса. Совокупность защитных реакций организма при стрессе Селье назвал «Общим адаптаци­онным синдромом». Все стрессоры приводят к одному и тому же ответу, общий адаптационный син­дром представляет собой ответ на любой стрессор.

АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ

1стадия - мобилизации (реак­ция тревоги)

2стадия - сопротивления

3 стадия - истощения

В ответ на действие стрессора в организме возникает тре­вога. Эта реакция мобилизует организм, готовит его к срочным действиям. Увеличивается час­тота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. В результате улучшаются крат­ковременные возможности и деятельность организма.

На этой стадии стресс снижается до более низ­кого, но более устойчивого уров­ня. В этот период организм об­ладает повышенной и длитель­но сохраняющейся способнос­тью переносить действие стрес­соров.

Если уровень стресса слишком долго остается очень высоким, наступает следующая стадия при которой способ­ность организма сопротивлять­ся стрессорам уменьшается. Человек в состоянии истощения страдает от полного упадка фи­зического и духовного здоровья.

Стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функцио­нируют наиболее эффективно и делают организм готовым к оп­тимальному режиму работы. Высокий уровень стресса может оставаться положительным фак­тором только очень короткое время (состояние спортсмена перед соревнованием). Каждому человеку присущ свой «оптимальный» уровень стресса. В этих пределах стресс психически благоприятен. Когда же стресс переходит границы опти­мального уровня, он истощает психологическую энергию, нару­шает деятельность человека и часто приводит к болезни.

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ :

Разные люди отвечают на стресс по-разному, но есть об­щие принципы борьбы со стрес­сом, чтобы обеспечить психоло­гическую уравновешенность, т.е. поддерживать стресс на оп­тимальном уровне.

Приведем некоторые из них.

Борьба со стрессом начина­ется с выработки в себе убеждения, что только вы сами отвечаете за свое ду­шевное и физическое благо­получие.

Будьте оптимистом. Источ­ником стресса являются не события сами по себе, а ваше восприятие этих событий.

Регулярно занимайтесь физической культурой и спортом. Физические упражне­ния оказывают положительное влияние не только на физичес­кое состояние, но и на психику. Постоянная двигательная актив­ность способствует психологи­ческой уравновешенности и уве­ренности в себе. Физические упражнения один из лучших спо­собов выхода из состояния силь­ного стресса.

Ставьте себе посильные задачи. Реально смотрите на вещи, не ждите от себя слиш­ком многого. Уясните себе гра­ницы ваших возможностей, не берите на себя в жизни слишком много. Учитесь говорить твер­до «нет», если у вас нет возмож­ности выполнить какое-то зада­ние.

Учитесь радоваться жиз­ни, получайте удовольствие от самой работы, от того, как хорошо вы с ней справляетесь, а не только от того, что она вам дает.

Питайтесь правильно.