Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 19

 

Поиск            

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №4» ()

 

             

Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №4» ()

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»


()

Выполнил:

Старчиков Артём,

учащийся 3 в класса.

Руководитель:

Павлюк Елена Викторовна,

учитель начальных классов.

г. Мегион

2009

Обратив своё пристальное внимание к окинавскому кобудо (слайд – Кобудо — традиционное японское боевое искусство работы с холодным оружием. Наиболее характерными видами используемого оружия являются Бо (шест), Нунчаку, Кама (серп), Тонфа (деревянная дубинка с поперечной рукоятью), Сай (металлический трезубец), Кува (аналог тяпки), Эку (деревянное весло) и Тимбей (тесак в паре с круглым щитом). мы тут же заметим, что история этого воинского искусства есть причудливая смесь реальных фактов, легенд и преувеличений. Большинство историков считают, что окинавское кобудо появилось в результате лишения местных "самураев" оружия, и что это произошло дважды в истории государства. Однако пересмотр тех событий показывает, что такой взгляд, возможно, является ошибочным.

Опять же документально подтверждается, что в 1613 году власти издали указ, согласно которому "самураи" имели возможность ездить к кузнецам и ювелирам со своим оружием для починки. Отсюда вывод: местным "самураям" не было запрещено носить своё вооружение на публике, и тем более, это оружие не было конфисковано.

Хочу представить вашему вниманию информацию о таком виде оружия, как «сай».

Сай колющее клинковое холодное оружие, традиционное для жителей Окинава (Япония). слайд

Аналоги сай были найдены в Индии, Китае, Индокитае, Малайзии и Индонезии. Появление сай на Окинаве связано с одним или несколькими из этих источников. Прототипами сай могли служить трезубцы древних времён - священный символ тантризма - трезубец Ваджра. Древние индонезийские цивилизации на Суматре и Яве, которые имели контакт с Окинавой, использовали это оружие в своих боевых искусствах.

От других видов оружия железный трезубец сай отличается, прежде всего, своим "туманным" происхождением. На роль его прародителей претендует сразу несколько предметов начиная от дзиттэ - холодного оружия, находившегося на вооружении полицейских сил в феодальной Японии, до примитивного приспособления для посадки риса.

Сай является, прежде всего, защитным оружием и эффективен против врага, вооружённого мечом, шестом или палкой. Длина сай, как правило, изменяется от 35 до 50 см. Обычно его делают из железа или стали, и весит сай от 0,3 до 1кг. Он состоит из двух частей - моноучи и йоку. Моноучи всегда является гораздо более длинным, чем два боковых зубца, которые называются йоку (yoku). В зависимости от предпочтения пользователя, концы йоку могут быть как абсолютно прямыми, так и направленными в разные стороны, подобно крыльям. Конец саи, известный как саки (saki), является тупым или острым в зависимости от намерения владельца, и может использоваться как для нанесения удара, так и для удара с целью проникновения. Однако, вопреки распространённой вере, моноучи не заострён как лезвие или меч. Саи не предназначен для использования с целью рассечения или расщепления. Саи, как известно, были изменены, чтобы удовлетворять потребности использующего их, хотя и полагается, что специалисты по боевому оружию заостряли их в зависимости от ситуации, в которой необходимо было оружие.

Современный сай не имеет острых лезвий, хотя его наиболее ранние формы получены из оружия с лезвиями. Сай может использоваться для отклонения, блокирования или парирования рубящих или колющих ударов мечом или палкой.

Сай обычно носили по одному в каждой руке и один затыкали за пояс. Третий сай за поясом был заменой потерянному в бою или брошенному в противника. Зубцы сай были сделаны так, что позволяли мастеру ловить и захватывать оружие врага. Далее мастер использовал сай для нанесения быстрых ударов по рукам вооружённого противника и, таким образом, выводил его из строя или обезоруживал его, а уже потом применял завершающие техники.

Версии происхождения сай

Многие ныне считают, что окинавские воины обратились к сельскохозяйственным предметам для того, чтобы "модифицировать" их в оружие для самозащиты и тренировок. Но если мы взглянем на сай, то правдоподобность этого мифа тут же окажется под большим вопросом (как только не "приспосабливали" для ведения сельского хозяйства современные адепты кобудо сай! То утверждали, что их использовали в качестве маленьких вил, то представляли, что ими якобы взрыхляли почву...).

Сэнсэй Осиро Тосихиро, один из старейших специалистов Яманни-Тинэн-рю бо-бзюцу и шеф-инструктор "Рюкю Будзюцу Кэнкю Доюкай США", говорит, что не смог найти ни одного существенного доказательства в поддержку теории о том, что сай использовался в качестве сельскохозяйственного инструмента. Не говорили ему об этом и его учителя. Он утверждает, что сай всегда был оружием. Что ж, если это правда, тогда как и когда возник столь интересный вид вооружений?

Согласно одной из версий, сай проник в королевство Рюкю вместе с буддизмом, который тогда только начал распространяться. Форма сай предназначена была отображать очертания человеческого тела; этим мы обязаны монахам, которые носили их для самозащиты. Так как установить правдивость этой истории довольно сложно, она остается интересным предположением. Другая, более современная история, которую часто слышат любители воинских искусств, - это предположение о том, что сай обязан своим возникновением окинавским полицейским, которые носили их как "вспомогательное приспособление" для сдерживания толпы и обезоруживания преступников. Эта версия подтверждается тем, что, например, один из ведущих специалистов сай-дзюцу Окинавы Канагусуку (Киндзё) Уфутику, живший в период с 1841 по 1926, был высоким полицейским чином. Однако сэнсэй Осиро считает, что если бы сай был оружием полиции, это было бы зафиксировано в законах или инструкциях позапрошлого столетия. Осиро говорит, что он не мог найти ни одного доказательства в подтверждение этого предположения. Он считает, что сай использовался на Окинаве значительно более широкой массой последователей воинских искусств.

Но независимо от своего происхождения, это оружие дало толчок для развития сложного боевого метода, который в Японии стал известен как дзиттэ-дзюцу (сай-дзюцу). Его технические приемы варьировались от ловких отражений атаки меча до крайне эффективных ударов, направленных в любую незащищенную точку на теле противника.

Кончик сай использовался для прямых выпадов, направленных в глаза, горло или нижнюю часть живота противника - части тела, которые становились крайне уязвимыми, после того как клинок воина был захвачен или отражен. Рукоятка сай также могла использоваться для нанесения сокрушительных обратных ударов, способных покалечить или даже убить застигнутого врасплох противника. При случае сай использовали и как метательное оружие.

Мастерство в дзиттэ-дзюцу (сай-дзюцу), вполне естественно, зависело от навыков в искусстве перемещений (тай-сабаки), которое позволяло эксперту с поразительной скоростью менять свое местоположение, скользящими или круговыми движениями сближаясь с противником или выходя за пределы досягаемости его оружия, обычно простиравшиеся до кончика длинного меча. Уклонение готовило путь для защиты, а защита подготавливала контратаку, которая часто завершала поединок. Поскольку технический арсенал кэндзюцу был практически неисчерпаемым, приемы сай-дзюцу по необходимости должны были быть такими же многочисленными и достаточно эффективными, чтобы противник не имел возможности отразить контратаку и атаковать снова.

Наверное, отчасти этой туманностью происхождения и объясняются те существенные различия, которые сразу бросаются в глаза в используемых сегодня вариантах саи. Но это далеко не все отличительные особенности, присущие этому оружию. По одной из классификаций саи относится к парным предметам, но в прошлом воины использовали не два, а три трезубца. Два из них использовались в схватке, а один, в случае необходимости, мог применяться для метания. Это не так просто сделать с классическим вариантом, но ведь существуют и другие, более пригодные для этого трезубцы.

Саи с успехом использовался как низшим сословием, так и самураями, а также полицейскими. Причем, последними - чаще всего. Трезубец - очень удобное оружие самозащиты и просто идеальное в том случае, если необходимо не просто отбить атаку, но еще и задержать нападавшего. Вилкообразные "усы" позволяют не только защититься от удара копьем, алебардой, палкой и даже мечом, но и зажать оружие, и вслед за этим выбить его из рук противника. Конечно, это требовало очень хорошо развитых кистей рук и определенной ловкости и сноровки, но ведь известно, что ничто не дается без труда.

Строение конкретного вида саи во многом определяет технические приемы работы с ними. Чаще всего используется, конечно, классический вариант. Так же как и в кама-дзютсу, технический арсенал сай-дзютсу не слишком разнообразен. Даже поверхностное знакомство сразу выявляет ее схожесть с техникой каратэ. В особенности, в разделе блоков, выполняемых в положении гьякутэ-мочи. И точно так же как в технике тонфа-дзютсу активно используется поворот оружия вокруг оси. Правда, трезубец поворачивается не вокруг рукоятки, а вокруг одного из "усов", защищающих кисть, но принцип сложения скоростей руки и оружия для увеличения силы удара, остается прежним. Вполне понятно, что очень быстро добиваются успехов в освоении сай-дзютсу именно каратэки.

И снова возникает путаница. К какой категории относить технику работы с трезубцем при классификации по "социальному" признаку? С точки зрения схожести с каратэ - это вроде бы как крестьянское оружие. С другой стороны, наиболее близким по внешнему сходству является текко, оружие полицейских.

Сай или трезубец в РЮКЮ продолжал своё дальнейшее совершенствование. Во времена Королевства РЮКЮ сай первоначально использовался для защиты короля и высоких министров, для задержания головорезов и преступников, а также в реальных боевых ситуациях.

Сай имеет множество разновидностей:

- Сакин - малазийское подражание сай;

- Мадзи-но сай - сай в виде свастики;

- Манджи-сай - сай, гарда которого развернута одним концом в сторону клинка, а другим в сторону черена;

- Бицзяча китайский аналог сай, Общая длина 450 мм, длина черена 150 мм, вес 1300 - 2000 г.

Саи держат двумя способами: прямым хватом за рукоятку («фехтовальный» вариант), где лезвие раскрыто вперед и является как бы продолжением большого пальца, и обратным хватом, при котором лезвие прижато к предплечью, а вперед повернута рукоятка с наложенным вдоль нее указательным пальцем — здесь один из «рогов» зажат между основанием большого и указательного пальцев, а три других пальца прихватывают другой «рог» снаружи.

"Спрятанное оружие"

Поскольку мы упомянули, что оккупационные власти не конфисковали личное оружие окинавского сословия самураев, на право ношения оружия всё же существовали определённые запреты и ограничения.

Окинавцы опирались на практику "какуси буки", то есть "скрытное, спрятанное оружие", чтобы не быть привлеченными к ответственности за применение тех или иных приспособлений, пусть даже в ситуациях самозащиты и охраны собственности.

Саи было одним из самых распространённых видов оружия. Классически саи используются парой и удерживаются в положении вдоль предплечий. Раньше (и это имеет своё отражение в некоторых ката) сражающийся имел третий саи, заткнутый за пояс или закреплённый за спиной. Эти саи были намного короче нынешних и с почти прямыми "усами" для того, чтобы они не цеплялись случайно за одежду. Его он мог метнуть в противника или заменить им сломанный или потерянный в поединке саи. Существует также ещё один забавный вариант саи: заострённый с двух концов, без рукоятки, с гардой в виде буквы “S“ - это Манджи-саи. Его можно также удерживать вдоль предплечья как нормальный Саи (используя оба “лезвия”, как например в ката ДЖИГЕН-НО-САИ) или, воткнув в черенок, использовать как наконечник копья, очень, к стати, эффективного (это стиль НЮНТЕ).

Когда окинавец чувствовал, что находится в опасности, он мог тут же нанести удар или бросить своё оружие. Поскольку метание сай было распространённой практикой, окинавцы обычно носили с собой не одно, а сразу несколько саи.

Суть концепции "скрытого ношения оружия" заключается в том, чтобы саи не было видно за руками, телом и под одеждой. В этом случае противник не может визуально оценить размер и форму оружия. Суть остаётся неизменной: противник не должен догадываться и видеть удара максимально долгое время.

Удар должен наноситься из положения, которое на первый взгляд не предвещает готовности к бою. Приём выполняется эффективно только в том случае, если вы ничем не выдаете свои намерения.

Способ укола "спрятанным" саи в ближнем бою - этот приём, конечно же, будет работать только в том случае, если клинок саи достаточно длинный, и кончик выступает за локоть.

Таким предстал нам необычайный кинжал из Окинавы.

Хотя история сай до сих пор недостаточно изучена, и мы пока не знаем доподлинно, как развивалось кобудо, сай-дзюцу - прекрасный способ для современного бойца улучшить свои способности, а также почувствовать ту "старинную обстановку" в которой занимались окинавские мастера прошлого...