Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 19

 

Поиск            

 

как форма устной итоговой аттестации

 

             

как форма устной итоговой аттестации

как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 классов

Сущность школьного а.

1. Школьный экзаменационный “” должен представлять собой с точки зрения жанра именно в строгом, научном смысле этого слова, а именно “вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста”.

2. отличается от конспекта следующими признаками:

а) не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитико-синтетической переработки.

б) Будучи вторичным текстом, составляется в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связному высказыванию. Так, у, в отличие от конспекта, должны быть присущи следующие категории:

- целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая),

- связность (логическая и формально-языковая),

- структурная упорядоченность (наличие введения, основной части и заключения, их оптимальное соотношение),

- завершенность (смысловая и жанрово-композиционная)

в) Для а отбирается информация, объективно-ценная для всех читающих, а не только для одного автора.

г) Автор а не может пользоваться только ему понятными значками, пометами, сокращениями, что допускается делать в конспекте.

3. Что касается вопроса об обязательности или необязательности в школьном е исследовательской части, следует отметить, что исходя из требований жанра и научного определения а, он не должен включать в себя самостоятельных исследований ученика. Конечно, если сам реферируемый первоисточник содержит в себе описание научного эксперимента или исследования, проведенного каким-либо ученым, то ученик должен достаточно подробно его раскрыть. Требование же учителей обязательно включать в реферат самостоятельное мини-исследование, осуществляемое на материале художественных текстов . Это можно обосновать тем, что организация и описание исследования представляет собой очень сложный вид интеллектуальной деятельности,требующий культуры научного мышления, знания методики проведения исследования, навыков оформления научного труда и т. д..

4. В зависимости от количества реферируемых источников выделяют следующие виды ов: монографические (написанные на основе одного источника) и обзорные (созданные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования). В школе могут использоваться оба эти вида, однако в качестве экзаменационной формы лучше предложить обзорные ы, основанные на более сложных интеллектуальных и коммуникативно-речевых навыках.

5. По виду представленной информации и способу ее изложения ы делятся на а) информативные, или ы – конспекты, достаточно полно излагающие все основные положения, доказательства и выводы исходного текста, и б) индикативные, или рефераты – резюме, которые перечисляют лишь главные положения и выводы по ним без изложения доказательств.

Школьный экзаменационный , на наш взгляд, должен быть полным, информативным, т. е. относиться к первой разновидности ов.

6. как жанр научной литературы обладает следующими признаками:

1) семантическая адекватность первоисточнику;

2) максимальная полнота и точность изложения содержания при небольшом объеме полученного вторичного текста;

3) объективность в передаче содержания первоисточника. не должен отражать субъективных взглядов референта, а также оценки освещаемой им информации;

4) авторизованность в передаче информации. Реферирующий раскрывает содержание первоисточников со своей точки зрения на последовательность действий автора (авторов).

Например:

Автор обращает внимание на …

Автор отмечает тот факт ..

Наконец, автор приходит к выводу …

5) Постоянная, устойчивая структура. В любом е можно выделить 3 части: введение, основную часть и заключение.

Во введении, как правило, называется тема, которой посвящен реферируемый источник (источники), дается краткая характеристика первоисточников (что они собой представляют – исследование, монографию, учебник,критический обзор); раскрываются цель и задачи автора (авторов) реферируемого текста; выделяется проблема или круг проблем, рассматриваемых авторами.

В основной части кратко, но полно передается содержание исходных текстов. Материал излагается по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Указываются пути и методы ее решения, а также достигнутые результаты (успехи). Обязательно отмечается наличие разных точек зрения на проблему.

Материал основной части структурируется в смысловые блоки (главы, параграфы, абзацы). Каждый крупный блок должен быть озаглавлен.

Все термины, употребленные в е, обязательно разъясняются в специальных сносках или в самом тексте.

В заключении референт делает собственные выводы об актуальности поднятой проблемы, научной ценности данного произведения (произведений), о перспективах развития исследования, своем согласии или несогласии с позицией автора работы. Возможны указания на форму и стиль изложения материала, язык произведения, а также на то, кому могут быть интересны эти книги или статьи.

Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части.

Если работа представляет монографический , то построение его основной части зависит от строения исходного текста, подчиняется законам его внутренней организации, поэтому предложенную нами схему построения а нельзя считать универсальной.

7. Школьный экзаменационный имеет следующую структуру: титульный лист, план работы (оглавление), введение, основную часть, заключение и список реферируемой литературы.

8. Объем а жестко не регламентируется, поскольку он зависит как от содержания анализируемых книг, так и от их количества. Однако, на наш взгляд, он не должен быть более 20 машинописных листов. По рекомендациям Министерства образования РФ, объем а “ не должен превышать объема обычной ученической тетради в 12 листов”.

9. должен быть выдержан в научном стиле, ведущими чертами которого являются точность, логичность, доказательность, беспристрастное изложение материала, минимум образно-экспрессивных средств, а также особые клише, то есть лексико-синтаксические конструкции, регулярно встречающиеся в научных текстах.

10. Языковые клише, характерные для а, лучше вводить в словарный запас учащихся сгруппированными в смысловые блоки, отражающие структуру а. Например:

Структура а

Опорное понятие

Языковые клише

Введение

Тема текста

  1. Книга (монография) посвящена теме, проблеме, вопросу…
  2. В книге… рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?) и т. д.

Заключение

Выводы, обобщение

1. Автор приходит к выводу, заключению о том…

2. В заключение можно сказать…

3. Обобщая сказанное…
и т. д .

11. Критерии оценки а , на наш взгляд, могут быть как общие, так и частные.

К общим критериям можно отнести следующие:

- соответствие а теме,

- глубина и полнота раскрытия темы,

- адекватность передачи первоисточника,

- логичность, связность,

- доказательность,

- структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение),

- оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);

- языковая правильность.

Частные критерии относятся к конкретным структурным частям а: введению, основной части, заключению.

1) Критерии оценки введения:

- наличие обоснования выбора темы, ее актуальности;

- наличие сформулированных целей и задач работы,

- наличие краткой характеристики первоисточников.

2) Критерии оценки основной части:

- структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;

- наличие заголовков к частям текста и их удачность;

- проблемность и разносторонность в изложении материала,

- выделение в тексте основных понятий и терминов их толкование,

- наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения,

3) Критерии оценки заключения:

- наличие выводов по результатам анализа,

- выражение своего мнения по проблеме.

12. Общая оценка за выставляется следующим образом: если ученик выполнил от 65 % до 80 % указанных выше требований, ему ставится оценка “3”, если 80 % - 90 % требований, то “4”, а когда 90 % - 100 % - отметка “5”.