Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 19

 

Поиск            

 

Использование информационных технологий в исследовании истории повседневности Беларуси 1-й пол

 

             

Использование информационных технологий в исследовании истории повседневности Беларуси 1-й пол

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по
«Основам информационных технологий»

Магистрант

кафедры источниковедения

Никитенко Сергей Геннадьевич

Руководители:

Доктор исторических наук, профессор

Сидорцов Владимир Никифорович

Ассистент, руководитель практики

Позняков Андрей Михайлович

Минск – 2007 г.

Оглавление

Оглавление...................................................................................................... 2

Перечень условных обозначений................................................................... 3

по ИТ................................................................................................. 4

Введение..................................................................................................... 4-5

Глава 1 К вопросу о техническом оснащении современного исследователя истории повседневности…………………………………………….……........6-8

Глава 2Компьютеризированный анализ текста..................................... 9-11

Глава 3Разработка и использование баз данных................................ 12-14

Заключение................................................................................................. 15

Список литературы к у................................................................. 16

Предметный указатель к у............................................................... 17

Интернет ресурсы в предметной области исследования............................. 18

Личный сайт автора в Интернет................................................................... 19

Граф научных интересов......................................................................... 20-21

Презентация магистерской диссертации..................................................... 22

Список литературы к выпускной работе................................................ 22-24

Перечень условных обозначений

БД – база данных

ВАК – Высшая аттестационная комиссия

ИП – история повседневности

МЧД – машиночитаемый документ

НИТ – новые информационные технологии

Использование информационных технологий в исследовании истории повседневности Беларуси 1-й пол. XX c т.

Введение

История повседневности – отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в ее историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах. В центре внимания истории повседневности – реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного жизненного мира, комплексное исследование этой реальности (жизненного мира) людей разных социальных слоев, их поведения и эмоциональных реакций на события. Возникновение истории повседневности как самостоятельной отрасли изучения прошлого – одна из составляющих «историко-антропологического поворота», начавшегося в гуманитарных науках конце 60-х XX в.

Особенностью ИП как научного направления является сознательное ограничение масштаба наблюдения в пространстве и времени. Традицией становится изучение меньших в пространстве и времени ареалов, повседневной жизни их населения, в которой коренятся все проявления человеческой активности и которая предстает наиболее глубинным измерением исторических процессов.

Для историка, который специализируется на изучении вопросов истории повседневности, наибольший интерес представляет восприятие «маленьким человеком» глобальных процессов, степень влияния мероприятий власти на его повседневный жизненный уклад, семейные отношения и мировоззрение.

Современная историческая наука тесно связана с информационными технологиями. Историки не только используют применимые в различных областях жизнедеятельности продукты их развития, но и создают специально ориентированные на собственные исследования программные продукты (TACT, ARRAS, TextPack, SYREX, SATO).

Перечисленные выше особенности истории повседневности как научного направления обуславливают наличие особенностей использования информационных технологий в деле исследования истории повседневности наших соотечественников в начале прошлого столетия.

Автор работы попытался выявить эти особенности, и, основываясь как на собственном, так и на опыте старших коллег, предложить наиболее продуктивные пути использования информационных технологий в деле изучения вопросов повседневности. Вместе с тем, автор счёл необходимым указать на некоторые общие тенденции развития информационных технологий, которые, несомненно, оказывают влияние на методологические подходы, стиль работы и даже мировоззрение современных историков.

Работа оформлена согласно требованиям ВАК.

Автор позволил себе некоторые «вольности» относительно названия и содержания глав а. Такой подход обусловлен полным отсутствием литературы по ИТ, посвящённой проблемам их использования в изучении истории повседневности. «Притягивание за уши» «подходящих» изданий представляется автору делом недостойным. Посему, просим строго не судить.

Глава 1

К вопросу о техническом оснащении современного исследователя истории повседневности

Автор не случайно решил начать анализ условий работы современного исследователя истории повседневности именно с вопроса о его технической оснащенности. Двухлетний опыт работы на этом поприще убедительно доказал важность этой составляющей исторического исследования.

Прежде всего, современному историку необходим персональный компьютер. Ведь вся информация, прежде компьютерной обработки, должна быть «загнана» в этот самый компьютер. Более того, наличие современного ПК может выступать одним из составляющих нормального рабочего настроения исследователя. Ваш покорный слуга в данный момент (во время написания работы) испытывает величайшее эстетическое наслаждение от работы с Microsoft Word – 2007. Как следствие, процесс написания работы из необходимого и рутинного ремесла превращается в приятное препровождение времени с ощущением своей значимости и полезности для общества.

Одним из методов, используемых в ИП, является интервью – «непосредственный опрос участников и очевидцев исследуемых исторических событий»[13, с. 251]. В современной историографии даже сформировалось целое научное направление – устная история. И если в 1980-х годах устную историю можно было определить как «запись устных свидетельств участников и очевидцев событий на магнитной ленте»[7, c. 73], то сегодня правомернее говорить о фиксировании устных свидетельств на звуковой носитель.

Наиболее удобным способом записи воспоминаний очевидцев исследуемых исторических событий на звуковой носитель является запись исторического интервью с помощью цифрового звукозаписывающего устройства (диктофона). Большинство «устных» историков устраивает использование обычных MP-3 плееров оснащённых функцией записи звука.

После записи следует транскрибирование интервью – перевод содержания зафиксированной на звуковой носитель беседы в читаемый вид. И здесь продукты развития современных информационных технологий оказываются незаменимыми помощниками историков. На собственном опыте убедившись в неудобстве использования кассетной аудиотехники, обусловленном частой перемоткой кассеты «взад-вперёд», автор со всей ответственностью готов заявить: виртуальные цифровые проигрыватели значительно удобнее. Они не только избавляют исследователя от траты времени на перемотку плёнки, но и позволяют легко избавиться от лишних шумов, мешающих порой адекватно транскрибировать целые фразы респондента.

Большое значение для современного историка имеет наличие доступа к сети Internet. Благодаря «глобальной паутине» в распоряжении исследователя оказываются огромнейшие пласты информации. Введя в любом поисковике запрос «Воспоминания о советском быте», получаем не менее десяти ссылок на страницы с соответствующей информацией. Так что, историк сталкивается не столько с проблемой поиска исторического источника, сколько с проблемой выбора наиболее подходящего для исследования из имеющихся. Это обстоятельство обуславливает наличие ряда вопросов и трудностей, связанных с работой историков в сети Internet.

Впервые вопрос о роли и значении Интернета для историка был серьезно заявлен на V конференции АИК в Москве в 1996 г.. Справедливости ради надо сказать, что большого резонанса этот доклад не имел в силу недоступности Сети для большинства историков и непонимания в этой связи роли и значения Интернета для исторических исследований.

Обсуждение проблем Интернет продолжилось на секционных заседаниях конференций в Полоцке (октябрь 1997г.) и в Звенигороде (март 1998), а уже в мае 1998 г. в Барнауле прошла международная конференция «Интернет — новая информационная среда исторической науки», имевшая большое значение для осмысления новой парадигмы. За барнаульской конференцией последовал целый ряд круглых столов, телеконференций, дискуссий путем специально для этих целей созданного списка рассылки e-mail и, как следствие, выделение специальной секции «Историк, источник и Интернет» на ежегодных заседаниях АИК.

В настоящее время разработка проблемы идет по нескольким направлениям:

1. Вопрос «источник и Интернет» или является ли Интернет историческим источником.

2. Интернет и историческое образование.

3. Создание глобальных информационных систем.

4. Интернет и архивы.[9]

Для исследователей, занимающихся разработкой проблем истории повседневности, наиболее актуальным является первый вопрос. Пока каждый историки решает его для себя сам. Можно отметить, что основная масса учёных если и не поддерживают использование исторических источников, размещённых в Сети, то и не выступают с резкой критикой такого подхода. Так что сегодня мало что мешает историку дополнять полученные в архивах сведения материалами из Интернета. В нашем случае наибольший интерес представляют содержащиеся в Сети воспоминания очевидцев и участников событий, имевших место в истории Беларуси в первой половине прошлого столетия. Убедиться, что такая информация в Интернете действительно есть можно с помощью следующих ссылок:

http://www.iremember.ru/index.php?lang=ru

http://www.lib.ru/MEMUARY/GERM/guderian.txt

http://www.nn.by/index.php?c=ar&i=10534

http://news.akavita.by/belarus/216238.html

Электронная почта сегодня – незаменимый инструмент в работе любого историка. Она позволяет, не отходя от компьютера, связаться в считанные минуты с любым из своих коллег в любой точке земного шара (если он тоже пользуется услугами е-mail, конечно). Отсюда перспектива совместных исследований, обмена опытом, материалами и идеями.

Большой интерес вызывают и разнообразные форумы, где можно в системе off-line выдвинуть к обсуждению интересующую вас проблему, а через некоторое время ознакомиться с широким спектром откликов.

При всех очевидных недостатках Сети коммуникативные возможности Интернет, без сомнения, остаются одной из её наиболее полезных (и приятных) услуг, которые она нам предоставляет. При всем том информационная мощь Интернет не может заменить мыслительных процессов исследователя, она построена и функционирует лишь для того, чтобы создать качественно новую информационную среду для исследователя.

С каждым годом Интернет все в большей степени становится непременным фактом существования современного информационного общества. Интернет – ценный источник информации об этом новом обществе. Но до сих пор не решены (да и не все поставлены) многие вопросы, без ответа на которые сложно говорить об Интернет как о «новой информационной среде исторической науки». Решение этих вопросов — одна из наиболее важных задач для современных исследователей исторической науки.[9]

Глава 2

Компьютеризированный анализ текста

Основа исследования любого историка – это работа с текстом, попытка взять из источника всю информацию, которая может содержаться в нем в явном или неявном виде. Однако зачастую бывает довольно трудно снять «неявную» информацию, выявить неочевидные при обычном рассмотрении связи. В современном информационном обществе возможности ученого-гуманитария значительно расширились в связи с появлением новых информационных технологий (НИТ). Компьютерный анализ исторических текстов представляет собой одну из наиболее перспективных областей применения математических методов и НИТ в гуманитарном исследовании. Именно здесь существует большой спрос на современные программные средства компьютеризированного анализа текстовых структур и их компьютерной визуализации.

В настоящее время можно выделить ряд основных методик, лежащих в основе практически всех программ по компьютеризованному текстовому анализу.

1.2 Контент – анализ.

А. Н. Петров выделяет в понятии «контент-анализ» два различных метода: «метод для автоматической классификации документов по содержанию и метод для раскрытия значения слов и идей».[10, c. 260] В качестве исходного материала исследователь должен иметь оцифрованный (машиночитаемый) текст в распознанном виде. Для осуществления «контент-анализа» изучаемый текст сводится к набору ограниченного количества лексических элементов, которые затем подвергаются счету и анализу. Метод применяется уже с 50-х гг. На использовании контент-анализа построены программы TACT, ARRAS, TextPack, SYREX, SATO. [10, c. 263]

2.2 Кластерный анализ (анализ текста).

Выявление и подсчет частот встречаемости лексических единиц (слов, словосочетаний), определение их связей между собой. Обычно используется как дальнейший этап работы с текстом после осуществления контент-анализа. [10, c. 263]; [12, c.]

3.2 Анализ стиля.

Предполагает выявление характерных грамматических и синтаксических конструкций, определение лексического запаса автора текста. Позволяет классифицировать текст по авторству. История современной статистической стилистики восходит к 1851 году, когда де- Морган высказал мнение, что длина слов может быть доказательством различия стилей писателя.

Одним из следствий применения методов компьютеризированного анализа текста могла бы стать даже классификация (с определенной долей условности, конечно) основных ментальных установок автора, из которых он исходит, создавая тот или иной текст. Эта возможность появляется благодаря изучению распределенности слов по частоте, косвенным образом выявляющей отражение в сознании индивида социокультурных норм.

Хотелось бы поподробнее остановиться на кратком описании трех основных программ, осуществляющих компьютеризованный анализ исторического текста. Это программы TACT, FuzzyClass и Historical Text Analyzer (HTA).

1.2.3 TACT

Программа была разработана для лингвистического анализа текста, схема работы предполагает осуществление трех последовательных процедур.

В ходе первого этапа в тексте документа выявляется ряд терминов, характеризующих тематику исследуемого документа. На их основе формируются обобщенные понятия (смысловые категории), наиболее точно и полно описывающие основные смысловые блоки текста. Итог первого этапа – составление (одной или нескольких) исследовательских баз данных. На втором этапе происходит подсчет частот встречаемости категорий в тексте, анализ связей, выявление контекстов употребления в документе. Строятся таблицы и графики смысловых взаимосвязей. На заключительном этапе полученные данные интерпретируются исследователем. [1, с. 213]

2.2.3 FuzzyClass

FuzzyClass – программа нечеткой классификации. Она была разработана в Лаборатории исторической информатики МГУ Л. И. Бородкиным и И. М. Гарсковой в начале 1990-х годов. Позволяет осуществлять разбиение данных на нечеткие классы, выявлять сходные и различные группы в исследуемом материале, определять, какой набор признаков характерен для каждого класса. Выбор числа классов и показателя нечеткости задается произвольно и зависит от исследователя. Программа была использована, например, в работе Ю. А. Лихтера «Классификация древних материалов с использованием программы нечеткой классификации FuzzyClass»[8,c. 76-82]

3.2.3 Historical Text Analyzer (HTA)

Historical Text Analyzer (HTA) – это универсальная программа анализа статистических особенностей текстов. В программе реализованы методы анализа контекста, метод частотных распределений и метод парных частот встречаемости последовательных частей речи.[9]

Общим местом критики работ, выполненных с использованием математических методов являются сомнения в объективности полученных результатов, прямая зависимость их от того, что именно в тексте исследователь считает возможным подвергнуть формализации и подсчету, какие категории и характеристики выделяет.

Думается, что большинство неточностей в работах подобного рода можно свести к минимуму при соблюдении трех основных требований:

1)случайность выборки;

2)однородность данных;

3)достаточный их объем;

Надо заметить, что просчеты, связанные с их нарушением, характерны не только для компьютеризованного, но и для традиционного анализа массовых источников.

Для развития методологической базы ИП важно то обстоятельство, что указанные программы «работают» не только с массовыми источниками (периодическая печать, данные переписей, анкет и т.п.), но и с отдельными историческими текстами. В первую очередь речь идёт о письмах, дневниках, мемуарах, исторических интервью и воспоминаниях свидетелей и участников исследуемых событий.

Глава 3

Разработка и использование баз данных

Одним из наиболее разработанных направлений в исторической информатике сегодня можно назвать создание исторических баз данных (БД). По замечанию И. М. Гарсковой, историки начинают знакомство с компьютером, как правило, с создания персональных архивов машиночитаемых данных.[4, c. 55] Действительно, любое историческое исследование базируется на использовании информации, содержащейся в исторических источниках, и у каждого исследователя существует свой, персональный «архив» источниковедческой и справочной информации, который хранится обычно в виде картотеки из различных вырезок, заметок или публикаций. Естественно, что первым бросающимся в глаза преимуществом при знакомстве с компьютером, предстает возможность систематизации своих материалов в базу данных, электронный вариант которой будет намного более удобным (хотя бы с точки зрения скорости поиска необходимой информации и экономичности – всю информацию вполне возможно уместить на пару дискет). Кроме того, здесь есть и другое преимущество – возможность использовать чужую БД в качестве вторичного источника и сэкономить, таким образом, массу времени и усилий, которые были бы потрачены на дублирование, по сути, одной и той же работы. Систематизированный и проанализированный разработчиком БД материал (в случае, если эта работа была проведена достаточно качественно), система ссылок и поиска информации позволяют, минуя трудоемкий этап чисто механической работы, сосредоточиться непосредственно на решении поставленных задач.

Однако БД в классическом понимании термина и историческая БД, очевидно, должны сильно отличаться. Цели создания БД и исторического источника не совпадают: БД обеспечивает динамическое отображение информации (данных) о состоянии системы и проверку её по определенным критериям в автоматизированной системе управления и не преследует цели «откладывания информации на всякий случай и заготовки её впрок»[5, c. 17] (в отличие от исторического источника). В связи с этим встает вопрос о том, что же собой представляет историческая база данных, в чем её отличие от БД традиционной и какие методы работы с историческими БД должны быть выработаны.

Вообще технология баз данных как самостоятельная ветвь развития информатики появилась сравнительно недавно: начало исследований в этой области связывают с эпохой больших ЭВМ – шестидесятыми годами XX в. Тогда же сформировался теоретический аппарат технологии, началась разработка программного обеспечения. Термин «база данных» впервые появился в 1962г. С тех пор несколько изменилось его содержательное наполнение (в связи с развитием области), и в самом общем виде он может быть сформулирован так: база данных – это совокупность взаимосвязанных данных при такой минимальной избыточности, которая допускает их использование оптимальным образом для одного или нескольких приложений в определенной предметной области человеческой деятельности.[6, c. 7]

На самом деле сегодня существует множество различных определений термина БД, что обусловлено наличием «возможности преобразования информационных массивов иных форматов в базы данных в строгом смысле этого понятия (и наоборот)».[2, c. 12] Практически любую коллекцию машиночитаемых данных можно при незначительной доработке перевести в базу данных, что позволяет максимально эффективно проводить информационный поиск с помощью соответствующей системы управления (СУБД).

В СНГ работа по созданию БД началась, как всегда, несколько позже, чем на Западе, с привлечением зарубежного опыта. Первые публикации о машиночитаемых источниках и массивах МЧД появились лишь в н. 1980-х гг. С началом микрокомпьютерной революции и распространением у нас персональных компьютеров связано появление первых современных баз данных на основе исторических источников. Наиболее активно в разработку данной проблемы включилась Лаборатория исторической информатики МГУ, на сайте которой сейчас представлено две полнотекстовые базы данных, выполненные Т. Изместьевой и Ю. Валетовым.[14] Много исследований посвятила базам данных и И. М. Гарскова.[3] Почти каждый «клиометрик» создал хотя бы одну базу данных в целях личного пользования, вопрос сейчас в том, чтобы по возможности сделать их доступными большему числу исследователей.

Создание базы данных предполагает решение целого комплекса проблем, в т.ч. разработку программных, языковых, организационных и технических средств, предназначенных для централизованного хранения и коллективного использования информации. Однако предварительно следует осуществить отбор этой самой информации (которая и составит фонд БД), структурировать ее. Здесь и начинаются основные сложности. При создании массива МЧД необходимо не только адекватно перевести информацию с бумажного носителя (хотя и эта проблема актуальна), но и сохранить саму возможность оперирования этой информацией не в меньшей степени, чем ранее. Фактически база данных должна представлять собой информационную модель исторического источника, либо проблемы, которая решается с помощью БД. Определение объекта базы данных принципиально важно, поскольку влияет как на отбор источников, так и на способы хранения.

Сегодня можно сформулировать основные требования к формированию исторической базы данных так:

точное воспроизведение содержания источника;

кодирование качественных признаков;

возможность агрегирования данных с определенной корректировкой;

возможности по поиску и анализу данных; [11, c. 203]

Реализация последнего пункта представляется особенно важной, поскольку зачастую объем данных бывает настолько велик, что чрезвычайно актуальным становится организовать информацию «второго уровня» –различные библиографические и аналитические каталоги, облегчающие работу с данными.

На данный момент можно констатировать значительную роль БД в исследовании любого историка, использующего в своей работе компьютер. Важным является то обстоятельство, что БД могут давать представление об исторических процессах как на макро-, так и на микро-уровне. Это, в свою очередь, убеждает в необходимости внедрения практики использования БД в исследовательскую деятельность историков, работающих в последнем направлении.

Заключение

Как видим, благодаря развитию информационных технологий исследование повседневной жизни белорусов в начале XX ст. может и должно проводиться на качественно новом уровне.

Чтобы достичь этого уровня, историк должен быть оснащён современной компьютерной техникой (современный ПК, цифровая звукозаписывающая техника, доступ в Интернет, программная обеспеченность).

Для адекватного прочтения письменных источников необходимо использование компьютерного анализа текста с помощью таких программ как «TACT», « FuzzyClass», «Historical Text Analyzer».

Использование компьютерных БД позволяет историку систематизировать имеющиеся в наличии исторические источники, что значительно облегчает работу с ними. Специальные «исторические» БД позволяют также анализировать процессы исследуемого периода, характеризуя качественные признаки посредствам количественных методов.

Проникновение плодов активного развития информационных технологий в исторические исследования неизбежно. Оно, в сущности, уже произошло и продолжает происходить. Остаётся надеяться, что историки сумеют адекватно воспользоваться «дарами» современной цивилизации, применив их не для упрощения собственной работы, обесценив тем самым историю как науку в глазах представителей других областей знаний, но значительно обогатив и ускорив её развитие.

Оформляя работу согласно требованиям ВАК, автор основательно изучил Инструкцию по оформлению диссертации, автоа и публикаций по теме диссертации утверждённую Постановлением президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь 24.12.1997 № 178 (в редакции постановления Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь 22.02.2006 № 2).

Список литературы к у

  1. Блинова О. Н. Опыт изучения экономических программ политических партий России 1990-х гг.: методика применения контент-анализа // Круг идей: историческая информатика в информационном обществе. М., 2001. С. 213-214.

2. Л.И.Бородкин, И.М. Гарскова. Историческая информатика. М., 1994.

3. См. напр.: Гарскова И. М. Исследовательские базы данных: специфика создания, архивирования и каталогизирования // http://kleio.asu.ru/aik/bullet/17/32-36.pdf

  1. Гарскова И.М. Базы и банки данных в исторических исследованиях. М.,1994.
  2. Дмитриева В.А., Святец Ю.А. Технологии баз данных в историческом исследовании: творчество без расчета на будущее? // Круг идей: традиции и тенденции исторической информатики. М.,1997.

6. Змитрович А.И. Базы данных. Минск, 1991.

  1. Кузнецова Н. П., Суринов В. М. «Устная история» в практике работы зарубежных архивов и научных учреждений // Советские архивы, 1980, № 1.

8. Лихтер Ю.А. "Классификация древних материалов с использованием программы нечеткой классификации FuzzyClass" // ИБ АИК N26/27, ноябрь 2000.

  1. Лукиных Т.Н. Историография клиометрики. (Учебное пособие). Томск, 2003.// http://www.edu.tsu.ru/historynet/informatika/posobia/istgf_kleo/magazine.html
  2. Петров А.Н. Компьютерный анализ текста: историография метода // Круг идей: модели и технологии исторической информатики. М.,1996.

11. Разников С.В. База данных “Советские немцы — трудармейцы Тагиллага”: принципы создания, источники и методы обработки // Круг идей: историческая информатика в информационном обществе. М., 2001.

12. Сидорцов В. Н. Методология истории: количественные методы и информационные технологии. – Мн.:БГУ, 2003.

13. Методологические проблемы истории: учеб. пособие для студентов, магистрантов и аспирантов ист. и филос. Специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Под ред. В. Н. Сидорцова. – Мн.: ТетраСистемс, 2006.

14. http://top.msu.ru

Предметный указатель к у

1. История повседневности. См. с. 4

2. Техническое оснащение историка. См. с. 6

3. Анализ текста. См. с. 9

4. Историческая база данных. См. с. 12

Интернет ресурсы в предметной области исследования

1. http://www.krugosvet.ru/articles/105/1010512/1010512a1.htm

2. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/113468.html

3. http://demoscope.ru/weekly/knigi/konfer/konfer_020.html

4. http://anthropology.ru/ru/texts/gataeva/russia_09.html

5. http://www.strana-oz.ru/?numid=31&article=1325

6. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/odiss/22.php

7. http://paradigma.narod.ru/03/gatayeva.html

8. http://www.newlocalhistory.com/inetconf/2006/?tezis=ic06buligina

9. http://analiculturolog.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=154

10. http://oralhist.karelia.ru/

11. http://www.newlocalhistory.com/ustnaya/

13. http://www.historyvoice.ru/

14. http://www.erinnerungsort.de/-_206.html

15. http://old.russ.ru/columns/monday/20050422.html

16. http://ru.wikisource.org/wiki/Устная_история._Интервью_2001-2006

17. http://www.memo.ru/library/books/korni/Chapter16.htm

18. http://rckk.ru/win/inter-events/crimea2004/disk/doc/131.pdf

19. http://wmw.gender-ehu.org/links.htm

20. http://vn.belinter.net/istdem.html

21. http://top.msu.ru

Личный сайт

http://sergnikit-o.narod.ru

Граф научных интересов

Магистранта исторического факультета

Никитенко Сергея Геннадьевича

Специальность «Историография, источниковедение и методы исторического исследования»

Смежные специальности

07.00.02 – отечественная история

1. Социально-экономическое развитие общества на территории Беларуси: общественный строй, сельское хозяйство, промышленность, пути сообщения и транспорт, торговля, средства связи, урбанизация, формирование и положение сословий, классов.

2. Государственные образования на территории Беларуси, их внутренняя и внешняя политика, местное управление, классовая борьба, политические и иные партии, организации.

3. Религия и церковь, положение и роль отдельных конфессий в государственной и общественной жизни, культурном развитии, конфессиональные взаимоотношения.

4. Материальная и духовная культура, просвещение и наука.

5. Формирование этносов и наций на территории Беларуси, их ментальность, этнические взаимоотношения, национальная культура и национальные движения.

07.00.07 – этнография, этнология и антропология

1. Этногенез и этническая история.

2. История духовной (народные знания, мировоззрение, верования) и социальной (этническое самосознание, стереотипы поведения и психологии, обычаи, обряды) культуры.

3. Ареальная этнология (этногеография) и историко-этнографические атласы.

4. Социальная, материальная и духовная культура этнических групп.

5. Этноконфессиональная история и современные отношения

Основная специальность

07.00.09 – историография, источниковедение и методы исторического исследования

1. История исторической науки. Развитие исторической мысли, школы и направления, организация и функции науки. Антропологизация и “лингвистический поворот” в историографии. Интеллектуальная история. Теоретико-методологические проблемы исторического познания.

2. Основы моделирования исторической науки. Модели концептуальных подходов. Структура исторического исследования. Категории исторической науки.

3. Источниковедение. Классификация и систематизация источников. История источниковедения. Источники по истории Беларуси и зарубежных стран. Компаративное источниковедение. Новая информационная среда и новые типы исторических источников. Нарратология.

4.Принципы и методы исторического исследования. Способы построения и обоснование исторического знания. Вербально-логические и знаково-символьные формы представления. Общелогические, общенаучные и специальные исторические методы. Нетрадиционные методы и информационные технологии.

5. Междисциплинарный синтез методов исторического исследования и других наук (философии, педагогики, психологии, лингвистики, социологии, экономики, политологии, математики, информатики).

Сопутствующие

специальности

22.00.01 – теория, методология и история социологии

1. Теоретические основы структурной организации общества, выделение и анализ основных элементов социальной структуры, выражаемых такими категориями, как: роль, статус, группа, общность, институт, организация и т.д.

2. Структура отдельных элементов социальной системы на макро- и микро- уровнях.

3. Социальное поведение и общественное мнение.

4. Личность и ее роль в формировании как отдельных элементов социальной структуры, так и общества в целом.

5. Природа, структура и развитие социологической мысли, институционализация социологии как науки.

Презентация магистерской диссертации

http://www.sergnikit-o.narod.ru/prezenta.pptx

Список литературы к выпускной работе

1. Блинова О. Н. Опыт изучения экономических программ политических партий России 1990-х гг.: методика применения контент-анализа // Круг идей: историческая информатика в информационном обществе. М., 2001. С. 213-214.

2. Л.И.Бородкин, И.М. Гарскова. Историческая информатика. М., 1994.

3. См. напр.: Гарскова И. М. Исследовательские базы данных: специфика создания, архивирования и каталогизирования // http://kleio.asu.ru/aik/bullet/17/32-36.pdf

  1. Гарскова И.М. Базы и банки данных в исторических исследованиях. М.,1994.
  2. Дмитриева В.А., Святец Ю.А. Технологии баз данных в историческом исследовании: творчество без расчета на будущее? // Круг идей: традиции и тенденции исторической информатики. М.,1997.

6. Змитрович А.И. Базы данных. Минск, 1991.

7. Каймин В. А. Информатика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 232 с.

  1. Кузнецова Н. П., Суринов В. М. «Устная история» в практике работы зарубежных архивов и научных учреждений // Советские архивы, 1980, № 1.

9. Лихтер Ю.А. "Классификация древних материалов с использованием программы нечеткой классификации FuzzyClass" // ИБ АИК N26/27, ноябрь 2000.

  1. Лукиных Т.Н. Историография клиометрики. (Учебное пособие). Томск, 2003.// http://www.edu.tsu.ru/historynet/informatika/posobia/istgf_kleo/magazine.html
  2. Носевич В. Л. На пути к модели общества как самоорганизующейся системы // Математическое моделирование исторических процессов. Москва, 1996. С. 202 – 223
  3. Носевич В. Л. Мікрагісторыя: мінулае ў чалавечым вымярэнні // Беларускі гістарычны агляд. Т. 6. Сш. 1-2 (10-11). Снежань 1999. С. 133-151
  4. Петров А.Н. Компьютерный анализ текста: историография метода // Круг идей: модели и технологии исторической информатики. М.,1996.

14. Разников С.В. База данных “Советские немцы — трудармейцы Тагиллага”: принципы создания, источники и методы обработки // Круг идей: историческая информатика в информационном обществе. М., 2001.

15. Сидорцов В. Н. Методология истории: количественные методы и информационные технологии. – Мн.:БГУ, 2003.

16. Методологические проблемы истории: учеб. пособие для студентов, магистрантов и аспирантов ист. и филос. Специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Под ред. В. Н. Сидорцова. – Мн.: ТетраСистемс, 2006.