Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 19

 

Поиск            

 

Корреляция личного социально политического опыта старше­классников с политологическим содержанием обществоведческого курса

 

             

Корреляция личного социально политического опыта старше­классников с политологическим содержанием обществоведческого курса

На правах рукописи.

Коваль Татьяна Викторовна

Корреляция личного социально - политического опыта старше­классников с политологическим содержанием обществоведческого курса

Специальность 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (история и обществоведение)

Авто

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва - 2007

Работа выполнена в Государственном научном учреждении

Институте содержания и методов обучения

Российской академии образования

Научный руководитель: доктор педагогических наук,

академик РАО

Боголюбов Леонид Наумович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук

Колосков Анатолий Глебович

кандидат политических наук

Соловьев Эдуард Геннадьевич

Ведущая организация: Московский педагогический

государственный университет

Защита состоится «____»_______________2007 г. в ____ часов на за­седании диссертационного совета Д 008.008.02 в Институте содержания и методов обучения Российской академии образования по адресу: 119121 Москва, ул. Погодинская, д. 8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института и на сайтах http://ismo.ioso.ru и http://mediaeducation.ru.

разослан «____»_________________ 2007 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

кандидат философских наук Ю.И. Аверьянов

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. В условиях преобразования общества и государства в 90-е гг. ХХ в. изменилась культурно - образова­тельная ситуация в нашей стране. Курс обществознания - учебного пред­мета, одной из задач которого является социализация подрастающего по­коления, был создан и начал функционировать как ответ на вызов новой образовательной ситуации, когда стихийно действующие факторы социа­лизации оказывают возрастающее воздействие на формирование личного (субъектного, индивидуального) опыта старшеклассников. Выступая в ка­честве основы личностного развития, субъектный опыт учащихся опреде­ляет мотивацию усвоения учебного материала, обуславливает не только понимание, но и содержание усвоенного, придавая (или не придавая) ему личностный смысл и ценностную окрашенность. Появление тенденции, выражающей преобладание стихийно происходящей социализации над целенаправленно организованным образовательным процессом, вызвало необходимость рассматривать личный опыт обучающихся, сформирован­ный вне учебного процесса, как один из факторов, определяющих не только результаты изучения обществознания, но и цели среднего образо­вания. Обретение психосоциальной идентичности как центральный психо­логический процесс в раннем юношеском возрасте (10 - 11 классы обще­образовательной школы), совпадающий с переходом ко второму этапу по­литической социализации, придает особую значимость учету и использо­ванию социального опыта старшеклассников именно на этом этапе обуче­ния, когда учебная деятельность учащихся приобретает характер теорети­ческого познания. Введение обязательного общего образования повышает требования к обучению общественным наукам в старших классах средней школы.

Обучение основам политологии в рамках курса обществознания при­звано целенаправленно решать проблемы политической социализации личности в непосредственном взаимодействии с социально - политическим аспектом субъектного опыта старшеклассников. Одной из особенностей политологического компонента школьного обществоведческого курса яв­ляется зависимость его изучения от постоянно происходящих политиче­ских изменений, которые находят индивидуальное отражение в субъект­ном опыте учащихся при сохранении ценностного ядра и стабильности теоретических знаний. Исследования Л.Н. Боголюбова, Е.И. Жильцовой, В.А. Кузьмина в области содержания и методов обучения политологиче­ским знаниям в общеобразовательной школе заложили основу для реали­зации личностно ориентированного подхода к обучению на базе специфи­ческих возможностей политологического компонента. На современном этапе возрос интерес к проблеме учета в обучении обществознанию соб­ственного опыта старшеклассников (исследование О.Б. Соболевой).

Вместе с тем, в современной теории и методике обучения общест­вознанию сложилось про­тиворечие между признанием значительной роли субъектного опыта старшеклассников и реальным учетом и использова­нием его в образовательном процессе. Остаются недостаточно исследован­ными пути его выявления, включения в образовательный процесс, дальнейшего наращивания, корректировки. Ос­мысление этого противоречия выдвинуло проблему исследования : что и как необходимо изменить в преподавании для того, чтобы обеспечить по­ложительную корреляцию личного социально - политического опыта старшеклассников с политологическим содержанием обществоведческого курса?

Таким образом, актуальность темы исследования определяется:

- значимостью политологического компонента школьного общест­вознания для формирова­ния личности старшеклассника, становления его гражданских качеств и гражданской компетенции;

- значением актуализации и трансформации личного социально - политического опыта в самоопределении и самореализации личности, осо­бенно в раннем юношеском возрасте;

- возрастающей общественной значимостью проблемы воздействия личного социально - политического опыта старшеклассников на реализа­цию образовательных программ базового уровня обучения;

- необходимостью учета особенностей социализации в современной образовательной ситуации;

- отсутствием научно - методического исследования по проблеме корреляции личного соци­ального опыта старшеклассников с политологическим содержанием обществоведческого курса при реализации лично­стно-ориентированного подхода к обучению обществознанию.

Объект исследования : процесс обучения политологическому ком­поненту обществознания в старших классах общеобразовательной школы.

Предмет исследования : устойчивые связи между личностно-ориен­тированным обучением политологическому содержанию обществоведче­ского курса, личным социально – политическим опы­том обучающихся и результатами обу­чения.

Цель исследования : выявить и научно обосновать методические ус­ловия положительной корреляции личного социально – политического опыта учащихся с политологическим содержанием курса обществознания.

Гипотеза исследования состоит в том, что положительная корреля­ция между личным социально - политическим опытом ученика и политологическим содержанием обществоведческого курса может быть достигнута при личностно-ориентированном подходе к преподаванию обществозна­ния, который предполагает моделирование личностно ориентированной ситуации с учетом а) особенностей сформированного вне целенаправленно организованного процесса обучения личного социально - политического опыта старшеклассников и б) специфики восприятия старшеклассниками по­литологического компонента обществознания.

Под методическими условиями в настоящем исследовании по­нима­ется совокупность требований к организации личностно-ориентирован­ного обучения политологическому содержанию обществоведческого курса.

Понятие «корреляция» в данном исследовании трактуется как «соот­ношение», «взаимная связь», которая складывается в результате взаимодействия личного опыта обучающегося и политологического содержания, представленного в политологическом компоненте обществоведческого курса.. Термин «положительная корреляция» раскры­вается через понятия «позитивная трансформация», «развитие», «преобра­зование», «реорганизация», «обогащение». В деятельности учителя этот процесс проявляется как выявление, учет личного опыта учеников и соз­дание методических условий для его переосмысления. В деятельности обучающихся этот процесс связан с накоплением, осознанием, рационализацией, рефлексией личного опыта.

Понятие «личный социальный опыт, сформированный вне целенаправленно организованного процесса обучения» в исследовании рассматривается как теоретическая модель субъектного мира личности, объединяющая полу­ченные вне процесса обучения и знания и представления о явлениях и процессах (когнитивный ком­понент); представления об операциях, приемах, правилах деятельности, включая мыслительные операции (когнитивно - операциональный компо­нент); личностные смыслы, ценности, установки (эмоционально - аксиоло­гический компонент), а также опыт участия в социально - политической деятельности (практический компонент). Социально - политический опыт обучающихся выступает как аспект субъектного социального опыта, связанный с политической жизнью обще­ства.

Понятие «моделирование» в диссертационном исследовании озна­чает динамическое единство педагогического замысла и непосредствен­ного развертывания личностно ориентированной ситуации в ходе урока; позволяет рассматривать личностно-ориентированный образовательный процесс, имеющий, в значительной степени, вероятностный характер, в связи с условиями его непосредственного протекания.

Задачи исследования :

1. Определить сущность и значение понятия «личный социальный опыт» в педагогической теории.

2. Определить степень разработки проблемы включения личного социально – поли­тического опыта старшеклассников в процесс обучения в научно - методической лите­ратуре по обществознанию.

3. Выявить подходы к использованию сформированного вне целе­направленно организованного процесса обучения личного социально - по­литиче­ского опыта старшеклассников, сложившиеся в массовой практике преподавания политологи­и как компонента обществознания.

4. Выявить особенности сформированного вне целенаправленно ор­ганизованного процесса обучения обществознанию личного социально - политического опыта старшеклассников.

5. Проанализировать специфику отношения старшеклассников к изучению политологических знаний в связи с особенностями их личного социально - политического опыта.

6. Определить, теоретически обосновать и экспериментально прове­рить методические условия положительной корреляции личного социально - политического опыта старшеклассников с политологическим содержанием об­ществоведческого курса при реализации личностно-ориентированного подхода к обучению.

Методологической основой исследования являются концепция личностно-ориентированного образования; выводы педагогической тео­рии, определяющие значение субъектного опыта в обра­зовательном про­цессе; общая концепция гражданского образования; концепция обучения обще­ствознанию в современной российской школе; социологические под­ходы к исследованию обыденного политического сознания.

Методы исследования : анализ педагогической и психологической литературы; критический анализ методической литературы; изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта; педагогиче­ское наблюдение, анкетирование, бе­седа; анализ, систематизация и клас­сификация анкет, вопросов и суждений учителей и учащихся; анализ лич­ного опыта преподавания; педагогическое моделирование, констатирую­щий и лабораторный эксперименты; использование методов смежных наук (социология).

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1996 г. по 2007 г. и включало следующие этапы:

o Первый этап (1996 – 2002 гг.) – определение проблемы исследова­ния; формулировка рабочей гипотезы; накопле­ние фактического материала; изучение философской, педагогической, полито­логической ли­тературы; определение теоретико-методологических и кон­цептуальных основ исследования; осмысление личного опыта преподавания, создание факультативного политологического курса, разработка методики препода­вания политологического курса на основе личностно-ориен­тированного подхода.

o Второй этап (2002 – 2005 гг.) – анализ практики преподавания по­литологии как компонента обществознания, накопление фактического материала в ходе изучения передового и массового опыта преподавания; изуче­ние возможностей УМК по обществознанию для реализации лично­стно-ориен­тированного подхода к обучению обществознанию; разработка программы экспериментальных исследований. Полученные материалы явились осно­вой для уточнения гипотезы и задач исследования.

o Третий этап (2006 – 2007 гг.) – уточнение темы исследования, концептуаль­ных подходов; систематизация и обобщение полученного материала для определения и обоснования разработанных методических условий корреляции личного опыта старшеклассников с политологическим содержанием обществоведческого курса; экспериментальная проверка

полученных результатов исследования; формулирование заключений и выводов; оформление диссертации.

На защиту выносятся методические условия положительной корреляции личного со­циально - политического опыта старшеклассников с политологическим содержанием обществоведческого курса, которые реализуются при организации личностно-ориентированного обучения:

1. Учет таких особенностей личного внеучебного социально - политического опыта старшеклассников, как доминирование стереотипов, характерных для микросоциума (когнитивный компонент) и представленных на неот­рефлексированном уровне обыденного сознания (когнитивно - операцио­нальнй компонент), при значительной эмоциональной окрашенности (эмоционально - аксиологический компонент) и неразвитости практиче­ской составляющей.

2. Учет специфики отношения старшеклассников к изучению поли­тологических знаний, а именно: интерес к текущим политическим событиям при снижении интереса к политике в целом; восприятие теоретического поли­тологического знания как нормативного, оторванного от реальной жизни, сложного для понимания и требующего значительных интеллектуальных усилий для освоения.

3. Моделирование личностно - ориентированной ситуации:

- выявление личного социально - политического опыта старшеклассни­ков как целенаправленный процесс, охватывающий а) сбор и анализ ин­формации на основании данных внешних источников, б) сбор информации в ходе организации урочной и внеурочной деятельности учащихся, в) ана­лиз характера и результатов предметной деятельности учащихся;

- субъективация цели урока через двухкомпонентное моделирование, включающее педагогический замысел учителя и специально организован­ную деятельность учеников;

- целенаправленная организация рефлексивной деятельности уча­щихся через а) осознание учащимися сущности рефлексии и ее значения в образовательном процессе, б) выбор учителем соответствующего аспекта рефлексивной деятельности с учетом цели урока, этапа урока, характера предметной деятельности учащихся, в) организацию целостного процесса рефлексии как итога изучения содержательной линии;

- оценивание учителем результатов трансформации субъектного опыта учащихся на основе целей школьного обществоведческого образования и с учетом отражения в процессе обучения личностных качеств через исполь­зование системы таких ориентиров, как характер участия старшеклассника в определении личностно значимой цели урока и в рефлексивной деятель­ности на уроке обществознания, степень его успешности в предметной деятельности, мнение старшеклассника о личном продвижении в изучении предмета (самооценка достижений).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заклю­чается

- в определении и на­учном обосновании комплекса методических усло­вий положительной корреляции личного социально - политического опыта старшеклассников с политологическим содержанием обществоведческого курса, которая обеспечивается при личностно-ориентированном подходе к обучению;

- в раскрытии особенностей личного социально - политического опыта старшеклассников;

- в выявлении особенностей отношения старшеклассников к изучению политологических знаний;

- в трактовке моделирования личностно ориентированной ситуации как единства педагогического замысла и непосредственного развертывания си­туации в процессе преподавания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут найти применение при разработке учебников и методи­ческих материалов по обществознанию для пол­ной средней школы, в про­цессе подготовки и повышения квалификации пре­подавателей обществоз­нания, в практике учителей при разработке уроков в условиях реализации личностно-ориентированной образовательной парадигмы.

Достоверность полученных результатов определяется применением методов, адекватных предмету и задачам исследования; систематическим изучением практики преподавания; дли­тельным характером работы; экс­периментальной проверкой выявленных методических условий; соотнесе­нием полученных результатов с данными других исследовате­лей.

Апробация и внедрение . Ход и результаты исследования на всех этапах обсуждались и получили положительную оценку в Академии по­вышения квалификации и переподготовки работников образования (АПК и ПРО), лаборатории обществознания Института содержания и методов обучения Российской академии образования (ИСМО РАО). Материалы диссертации нашли отражение в лекциях для слушателей АПК и ПРО и Московского института открытого образования (МИОО); использовались в проведении лекций, семинаров, конференций и мастер – классов на базе Северного и Северо – Восточного округов г. Москвы, в ходе учительских конференций в гг. Дмитров, Калуга, Малоярославец, Обнинск. Положения и выводы исследования были опубликованы в журналах и сборниках ста­тей АПК и ПРО, МИОО.

Структура диссертационного исследования. Диссертация со­стоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Основное содержание диссертации.

Во «Введении» дано обоснование актуальности исследования, опре­делены проблема, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, сформулирована гипотеза, характеризуются основные этапы работы над исследованием, его новизна, достоверность и значимость, представлены положения, выносимые на защиту.

В первой главе « Проблема включения личного социально – поли­тического опыта старшеклассников в процесс обучения обществознанию» пред­ставлен анализ психолого - педагогической, научно - методической и учебно - методической литературы по проблеме исследования и с ее пози­ций исследовано состояние современной практики преподавания полито­логии как компонента обществознания.

В § 1 «Сущность и значение личного социального опыта учащихся в педагогической теории» на основе анализа работ отечественных и зару­бежных психологов и педагогов, развивающих личностный подход к обра­зовательному процессу (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В. В.Давыдова, Л. В. Занкова, Е.Н. Кабановой - Меллер, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, А.Н. Леонтьева, И.Т. Огородникова, Ю.А. Самарина, В.А. Сластенина, М.Н. Скаткина, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, М. Мид, К. Роджерса); трудов ученых - создателей современной теории социализации личности (Г.М. Андреевой, Б.М. Бим – Бада, А.А. Бодалева, Б.С. Гершунского, В.А. Караковского, О.Н. Козловой, В.В. Краевского, Ю.И. Кривова, А.В. Муд­рика, А.В. Петровского) раскрыто понятие «личный социальный опыт» как процесс активного взаимодействия человека с миром и как результат этого взаимодействия в виде ценностных установок, знаний и умений.

Категория «социальный опыт» была выделена в качестве элемента содержания образования в концепции И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина. Ра­боты И.Т. Огородникова показали, что познавательная деятельность уча­щихся тесно связана с формированием жизненного опыта школьника, при­чем последний выступает и как результат обучения, и как предпосылка организации образовательного процесса.

Понимание субъектного опыта как исходного условия образователь­ного процесса, «вектора» в его построении и составной части содержания образования было реализовано в теориях индивидуализации и дифферен­циации обучения (И.Э.Унт), эвристического обучения (А.В. Хуторской), витагенного обучения (А.С. Белкин), в концепции личностно-ориентиро­ванного образования. Личностно-ориентированный подход как субъекто­динамическая теория построения педагогического процесса, ориентиро­ванного на развитие и саморазвитие субъектности личности (Н.А. Алек­сеев, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Сери­ков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская) расширил представление о личном опыте до понимания его личностной природы, вывел личный опыт за рамки непосредственного чувственно - эмпирического восприятия дейст­вительности, позволил научно обосновать привлечение индивидуального опыта старшеклассников не только в качестве учебного ресурса, но как субъектного достояния, которое придает личностный смысл образователь­ному процессу и выступает в качестве основы самоактуализации и само­развития личности.

Результаты проведенного анализа: определение сущности и значения личного социального опыта обучающегося в личностно-ориентированном образовании; раскрытие путей преобразования субъектного опыта в обра­зовательном процессе (И.С. Якиманская), выявление общедидактических подходов к созданию личностно-ориентированной ситуации как методиче­ской формы организации личностно ориентированного образовательного процесса (В.В. Сериков), характеристика особенностей рефлексивной дея­тельности учащихся на уроке (А.В. Хуторской) составили теоретическую базу диссертационного исследования.

В § 2 «Проблема включения личного социально – поли­тического опыта старшеклассников в процесс обучения в теоре­тических исследованиях и учебно - методической литературе по общест­вознанию» определена степень разработки исследуемой проблемы. С по­зиций личностно ориентированного подхода к образовательному процессу проведен анализ становления и сущности современного курса обществоз­нания, включая политологический компонент. На основании ретроспек­тивного анализа сделан вывод о том, что, несмотря на акцентуацию идеи использования жизненного опыта учащихся через его выявление (описа­ние) и учет (опору) при изучении обществоведения (В.И. Загвязинский); введение понятия внеучебного опыта познавательной деятельности - зна­ний, умений и навыков, приобретенных учащимися вне целенаправленно организованного процесса обучения; исследования влияния данного вида опыта на усвоение учебного материала на примере изучения истории (Л.Н. Боголюбов), связь содержания и методов преподавания курса обществове­дения с личным социально - политическим опытом старшеклассников к середине 80-х гг. ХХ в. в массовой практике была слабой или негативной, так как в реализуемой образовательной парадигме личный («жизненный») опыт учащихся рассматривался как важный, но «вторичный» по отноше­нию к образовательному процессу феномен, а содержание субъектного со­циально – политического опыта старших школьников, сформированного вне процесса обучения, вступало в противоречие или опровергало содер­жание изучаемого предмета.

Во второй половине ХХ в. проблема трансформации личного соци­ального опыта старшеклассников затрагивалась в работах современных ученых - специалистов по методике преподавания обществознания, созда­телей нового курса обществознания (Л.Н. Боголюбов, Е.И. Жильцова, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.Ю. Лазебнико­ва), в диссертационных иссле­дованиях в качестве одного из условий повышения эффективности про­цесса формирования знаний, умений, мотивации учащихся (Л.Ф. Иванова, Е.И. Жильцова, В.А. Кузьмин, Юсеф Асеф). С позиций компетентностного подхода использование личного социального опыта учащихся в препода­вании обществознания было исследовано О.Б. Соболевой (содержание личного опыта, использование личного опыта как способа повышения эф­фективности обучения обществознанию, педагогические риски использо­вания личного опыта). Тем не менее, возможности реализации личностно-ориентированного подхода в целях положительной корреляции субъектного опыта старше­классников и политологического содержания обществоведческого курса не были акцентированы или оставались нераскрытыми.

Анализ источников, отражающих процесс становления современ­ного обществознания как учебного предмета (вторая половина 80-х - пер­вая половина 90-х гг. ХХ в.); содержательной линии «Политика» в дейст­вующих учебниках (УМК) по обществознанию для средней общеобразо­вательной школы выявил личностно-ориентированный потенциал курса современного обществознания и ряда учебников (УМК), позволяющих в целом решать проблему обогащения личного внеучебного (полученного вне целенаправленно организованного процесса обучения обществозна­нию) социально - политического опыта старшеклассников при организа­ции обучения как личностно-ориентированного.

В § 3 «Проблема использования личного социально – поли­тического опыта старшеклассников в практике преподавания политологии как компонента обществознания» выявлено отношение учителей к исследуе­мой проблеме, сложившееся в массовой практике преподавания. Проанализированы массовая практика преподавания политологической со­ставляющей курса обществознания; факторы, влияющие на при­влечение социально - политического опыта учащихся в преподавании об­ществознания; представления учителей о сущности социально - политиче­ского опыта учащихся. Анализ данных, полученных в результате анкети­рования учителей обществознания и учащихся 10 - 11 классов общеобра­зовательных школ г. Москвы свидетельствует, что учителя обращаются к субъектному социально - политическому опыту старшеклассников, в том числе и при изучении политологического раздела предмета. Вместе с тем, анализ эмпирического материала, отражающего массовую практику пре­подавания, привел к выводу, что лишь незначительное число учителей (по нашим исследованиям - не более 20 %) реализует на эмпирическом уровне личностно-ориентированный подход и именно с этих позиций рас­сматривает проблему актуализации субъектного опыта (рис. 1).

Как видно из рис. 1, подавляющее большинство респондентов - учи­телей считает необходимым при изучении обществознания учитывать личный социально - политический опыт старшеклассников, сформирован­ный вне целенаправленно организованного процесса обучения (93,7 %); три четверти респондентов (74 % ответов) полагают, что в изучении обще­ствознания данный опыт играет положительную роль; около 55 % считает, что его использование позволяет достигать цели урока, поставленной учи­телем, только 33,3 % указали, что целенаправленно создают педагогиче­скую ситуацию, актуализирующую личный социально - политический опыт старшеклассников, еще меньшее количество респондентов (от 27,9 % до 22,5 %) ставит в качестве цели своей деятельности корректировку дан­ного вида опыта.

Исследование показало, что большинство учителей обществознания не рассматривает субъектный социально - политический опыт учащихся как специфический компонент образовательного процесса, а трансформа­цию его в позитивном направлении - как одну из важнейших задач поли­тической социализации личности. Значительное число учителей при обра­щении к субъектному социально – политическому опыту, сформирован­ному вне целенаправленно организованного процесса обучения, видит в нем только средство повышения эффективности передачи предметной информации.

Исследование выявило противоречия, характерные для практики преподавания обществознания, включая политологический компонент, между а) общей научно - методической культурой учителей - и их пред­ставлениями о сути личностно-ориентированного подхода к образователь­ному процессу; б) формальным признанием учителями значительной роли субъектного опыта, констатацией необходимости использовать личный социально - политический опыт старшеклассников - и практикой его ис­пользования в образовательном процессе с позиций личностно-ориентиро­ванного подхода; в) представлениями учителей о стихийных факторах со­циализации, о специфике социально - политического опыта старшекласс­ников - и действительностью; г) возможностями личностно- ориентированного подхода, которые представляет потенциал ряда учебни­ков (УМК) по обществознанию, - и реализацией этих возможностей в практической деятельности учителей; д) эмпирическими попытками использовать личностно-ориентированный подход в преподавании общест­вознания как условие позитивного воздействия на субъектный опыт стар­шеклассников - и подготовленностью учителей к этой деятельности с уче­том научно обоснованной методики.

Во второй главе «Методические условия позитивной корреляции личного социально - политического опыта старшеклассников с содержанием об­ществоведческого курса (политологический компонент )» охарактеризован сформированный вне целенаправленно организованного процесса обучения обществознанию личный соци­ально - политический опыт старшеклассников, на основе которого с уче­том особенностей предметного политологического знания определена специфика отношения старшеклассников к изучению политологических знаний; определены и научно обоснованы методи­ческие условия корреляции личного социально - политического опыта старшеклассников с политологическим содержанием курса; описана и проанализирована экспериментальная про­верка предложенных условий.

В § 1 «Особенности личного социально - политического опыта старшеклассников, сформированного вне целенаправленно организован­ного процесса обучения обществознанию » проведен анализ эмпирических данных - результатов анкетирования учащихся 10 - 11 классов общеобра­зовательных школ г. Москвы (всего 213 респондентов), выводы которого были обоснованы с учетом идей и результатов исследований педагогов и психологов (А.С. Белкин, М.Н. Григорьева, А.В. Зеленцова, К.К. Платонов, Е.П. Попова, О.Б. Соболева); представителей политологической науки и социологии (Л.Я. Гозман, Е.В. Прямикова, В.С. Собкин, Е.Б. Шестопал). Особенности субъектного внеучебного социально - политического опыта старшеклассников определялись на основе выявления факторов формиро­вания опыта (семья, общение со сверстниками, средства массовой инфор­мации), выявления его структуры и содержания. Для характеристики осо­бенностей был проведен сравнительный анализ результатов анкетирования и данных социологических опросов ВЦИОМ и аналитического центра «Левада - центр» в 2006 - 2007, что позволило определить взаимосвязь общественного мнения и содержания личного внеучебного социально - политического опыта старшеклассников.

Сформированный вне целенаправленно организованного процесса обучения личный социально - политический опыт старшеклассников был определен в исследовании как субъектный мир личности, объединяющий полученные вне процесса обучения знания и представления о политиче­ских явлениях и процессах; представления об операциях, приемах, прави­лах деятельности, включая мыслительные операции; личностные смыслы, ценности, установки; практика участия в социально - политической дея­тельности.

Для личного социально - политического опыта старшеклассников, изучающих обществознание на базовом уровне, типичными оказались сле­дующие особенности:

1) преобладание идей демократии и рыночных отношений (полити­ческая направленность);

2) доминирование стереотипов, характерных для микросоциума (когнитивный компонент) и представленных на неотрефлексированном уровне обыденного сознания (когнитивно - операциональнй компонент), при значительной эмоциональной окрашенности (эмоционально - аксио­логический компонент) и неразвитости практической составляющей. В силу этого для старшеклассника типична упрощенная, односторонняя, не­самостоятельная оценка явлений, связанных с миром политики, интерес к которой, в значительной степени, ситуативен. Старшеклассники некри­тично относятся к своим политическим оценкам и ценностям, абсолютизи­руя их, считая их единственно правильными, тем самым придавая им уни­версальный характер.

3) формирование личного внеучебного социально - политического опыта происходит под воздействием в первую очередь такого субъекта со­циализации, как семья, что отличает его от социального опыта в целом.

В § 2 «Специфика отношения старшеклассников к изучению полито­логических знаний» на основании изучения теоретических исследований, рефлексии личной практики преподавания политологического компонента обществознания были определены предметные особенности политологи­ческого компонента обществознания, на формирование которых оказывает влияние ряд факторов: цели обучения; специфика отбора политологиче­ских знаний; характер изложения в учебниках (УМК) по обществознанию; наиболее тесная связь (в рамках учебного предмета «обществознание») данной образовательной линии с текущими событиями (политической ре­альностью); значение политической социализации в воспитании подрас­тающего поколения. Это влияние выражается в таких особенностях пред­метного политологического знания, как:

а) непосредственная связь с политической реальностью, ситуацией в мире, стране, субъекте федерации, в месте проживания учащегося;

б) теоретический характер;

в) недостаточный учет деятельностно - практической стороны в про­цессе обучения;

г) связь с другими компонентами курса обществознания через сис­тему ценностей, которые опосредуют жизнь общества в целом.

Для выявления специфики отношения старшеклассников к изучению политологических знаний было проведено анкетирование учащихся. Ана­лиз полученных данных показал интерес старшеклассников к текущим политическим собы­тиям при общем снижении интереса к политике в це­лом; восприятие теоретиче­ского политологического знания как нор­мативного, оторванного от реаль­ной жизни, сложного для понимания и, вследствие этого, требующего значительных интел­лектуальных усилий для освоения.

Организация процесса обучения обществознанию как личностно-ориентированного требует учитывать особенности субъектного опыта старше­классников, сформированного вне целенаправленно организован­ного про­цесса обучения обществознанию, и специфику отношения обу­чающихся к изучению политологических знаний.

В § 3 «Моделирование личностно - ориентированной ситуации: тео­ретическое обоснование и экспериментальная проверка» разработаны тре­бования к моделирова­нию личностно - ориентированной ситуации при изучении политологического содержания обществоведческого курса.

По­нятие «моделиро­вание» личностно - ориентированной ситуации в отличие от традиционного понятия «планирование» предполагает динами­ческое единство педагоги­ческого замысла и его непосредственного раз­вертыва­ния в ходе урока, причем последнее имеет вероятностный характер по от­ношению к педагогическому замыслу учителя. Представлено теоре­тиче­ское обоснование общих условий созда­ния личностно-ориентирован­ной ситуации на уроках обществознания (политологический компонент); приемы выявления субъектного социально - политиче­ского опыта старше­класс­ников, сформированного вне процесса обучения; методика включе­ния учеников в самостоятельное определение личностно зна­чимых целей урока; способы организации рефлексии; ориентиры оце­нивания ре­зульта­тов трансформации личного опыта учащихся.

1) Выявление личного социально - политического опыта рас­смат­ривается как целенаправленно организованный учителем процесс сбора и анализа информации из «внешних» источников, из взаимодейст­вия с обучающимися, а также ана­лиз результатов их деятельности. Включе­ние в число приемов наряду с традиционными (педагогическое на­блюде­ние,

анкетирование, беседа) такого приема, как анализ результатов урочной и внеурочной деятельности старшеклассников предоставляет практическую возможность обновлять и корректировать информацию о субъектном опыте, уточнять цели урока, связанные с трансформацией субъектного опыта учащихся; влияет на организацию деятельности учащихся на уроке; определяет выявление личного опыта старшеклассников не только как предпосылку моделирования, но и как элемент личностно ориентирован­ной ситуации.

2) Участие старшеклассников в определении личностно значимой цели урока (субъективация цели), которое вносит изменения в процесс це­леполагания, осуществляемый учителем. Первый компонент определения цели урока соотносится с педагогическим замыслом учителя, включает оп­ределение предметной задачи урока, предлагаемого учащимся вида (видов) деятельности по решению этой задачи и предварительное определение личностной значимости урока для актуализации субъектного опыта стар­шеклассников. Второй компонент - организация деятельности по субъективации цели для присвоения ее в качестве личностно значимой. При­давая изучаемому материалу личностную значимость, этот элемент лично­стно ориентированной ситуации выступает как системообразующий, влияет на мотивацию обучения, повышая познавательную активность и самостоятельность учеников в предметной деятельности.

3) Организация процесса рефлексии, в которой выделяются такие ас­пекты, как практический (что сделано, что является главным результатом, соответствует ли результат поставленным целям), технологический (каким способом осуществлялась деятельность), духовный (соразмерность обра­зовательной и иной деятельности своей совести, принятие ответственности за результаты своей деятельности). Они соответствуют структурным эле­ментам опыта, что создает условия для осмысления субъектного опыта. Организация рефлексивной деятельности как элемент личностно ориенти­рованной ситуации ведет к преодолению эклектичности и противоречиво­сти содержания субъектного опыта, созданию целостной картины мира, формированию теоретического мышления и личностной позиции уче­ника.

4) Оценивание результатов трансформации субъектного опыта уча­щихся на основе целей школьного обществоведческого образования и от­ражения в процессе обучения личностных качеств проводится через использование таких ориентиров, как участие старшеклассника в целеполагании и в рефлексивной деятельности на уроке обществознания, успешность в предметной деятельности, мнение старшеклассника о личном продвиже­нии в изучении предмета (самооценка достижений). Отличие ориентиров от критериев оценивания связано с тем, что процесс обучения, организо­ванный как личностно-ориентированный, не может быть формализован, так как он а) отражает понимание учителем внутренних процессов развития личности, что, скорее, лежит в области ведения психологов, чем учителей обществознания; б) является вероятностным по сути; в) не фиксирован во вре­мени (осмысление и переосмысление личного социально - политического опыта, инициированное в образовательном процессе, не может ограничи­ваться рамками отдельного занятия); г) требует осмысления изменений, про­исходящих в уникальном субъектном мире каждого ученика; д) выступает как субъективный не только в связи с объектом оценивания, но и в связи с субъектом оценивания (оценка изменений субъектного мира личности не может проходить безотносительно субъектности учителя).

Разработанные методические условия положительной корреляции личного внеучеб­ного социально - политического опыта старшеклассников и политологического содержания курса обществознания были опробованы в ходе лабора­торного эксперимента с экспериментальной и контрольной группами уча­щихся (первый этап) и проверены в массовой общеобразовательной школе (второй этап). Выбор экспериментальной базы был определен следую­щими условиями:

1) По времени изучения политологической составляющей общест­вознания - 10 класс. Это начальный этап теоретического изучения полито­логических знаний, для которого характерна минимальная «вовлечен­ность» школьной программы в формирование субъектного социально - по­литического опыта (в 8 - 9 классах предусматривается формирование об­щих представлений о процессах, происходящих в современном обществе). С другой стороны, желательно как можно раньше начать реализацию воз­можностей, которые открывает использование предложенной методики. Именно в этом возрасте начинается переход ко второму этапу политиче­ской социализации, в рамках которого через короткий промежуток вре­мени нынешним учащимся предстоит выполнять социальную роль избира­теля.

2) По содержанию - сравнительно небольшая тема: «Политическая деятельность», так как изучение значительного количества дидактических единиц оказывает влияние на сформированный вне целенаправленно ор­ганизованного процесса обучения социально - политический опыт уча­щихся и затрудняет процесс фиксации его возможных изменений.

Результаты, полученные на первом этапе эксперимента (ННОУ МОШ «Интеграция XXI век»), подтвердили гипотезу исследования. На втором этапе экспериментальной деятельности в соответствии с опреде­ленными в исследовании методическими условиями тема «Политическая деятельность» изучалась в ГОУ СОШ № 1223 (10а, 10б, 10в классы) и ГОУ СОШ № 1251 (10а, 10б классы). В ГОУ СОШ № 1251 после предваритель­ных консультаций и на основе разработанного плана эксперимента эту деятельность проводили учителя школы.

В задачи второго этапа входило: а) выявление элементов трансфор­мации субъективного социально - политического опыта в массовой школе; б) проверка достоверности выводов, сделанных на основании лаборатор­ного эксперимента. В качестве показателя трансформации субъектного опыта учащихся анализировались суждения учащихся о политике, полити­ческой деятельности и роли учебника обществознания в изучении полити­ческих знаний, полученные в результате анкетирования, которое проводи­лось дважды - перед началом и в результате изучения темы.

Экспериментальная проверка комплекса методических условий на уроках обществознания показала, что мо­делирование личностно ориентированной ситуации в соответствии с раз­работанными в исследовании методическими условиями позволяет транс­формировать компоненты субъектного опыта (когнитивный, когнитивно - процессуальный, эмоционально - оценочный), о чем свидетельствовали итоги рефлексивной деятельности десятиклассников, анализ изменений их оценочных суждений (рис. 2, 3). Проведение рефлексии было оценено старшеклассниками как возможность а) осмыслить свои действия, б) оценить приемы и средства, с помощью которых они выпол­няли учебную задачу, в) дать себе отчет в изменениях, которые происходят в индивидуальном опыте. Полученные результаты отражают положительную корреляцию между субъектным социально - политическим опытом старше­классников и политологическим содержанием курса.

Изменение оценочных суждений старшеклассников.

Экспериментальная проверка предложенных методических условий показала возможности воздействия на субъектный социально - политиче­ский опыт старшеклассников при реализации личностно-ориентирован­ного подхода в практике преподавания обществознания в массовой школе.

В Заключении сделаны общие выводы по результатам исследования.

Выполнение задач исследования позволило реализовать его цель - выявить и научно обосновать методические условия положительной корреляции личного социально – политического опыта учащихся с политологическим содержанием курса обществознания.

Экспериментальные данные подтвердили, что положительная корреля­ция между личным социально - политическим опытом ученика и политологическим содержанием обществоведческого курса может быть достигнута при личностно-ориентированном подходе к преподаванию обществозна­ния, который создает условия для переосмысления и позитивной трансформации субъектного опыта старше­классников.

Основные положения гипотезы были уточнены в ходе исследования и подтверждены в результате. Полученные в процессе исследования ре­зультаты позволяют утверждать, что внедрение в массовую практику раз­работанных методических условий, обеспечивающих по­ложительную корреляцию личного социального опыта старшеклассников с политологическим содержанием обществоведческого курса, будет способствовать позитивной трансформации субъектного социально - политического опыта старшеклассников. Можно предположить, что это положительно скажется на эффективности обуче­ния другим компонентам курса обществознания.

Проведенное исследование не исчерпало проблем, связанных с реа­лизацией личностно-ориентированного подхода как общего условия обо­гащения личного опыта старшеклассников, сформированного вне целена­правленно организованного процесса обучения. Значительный интерес представляет проведение исследований в рамках других компонентов об­ществоведческого курса. Важным направлением исследования является разработка методики развития практического компонента социально - по­литического опыта старшеклассников. Специального исследования тре­буют проблемы, связанные с организацией самооценивания предметной успешности старшеклассниками.

Список литературы содержит 351 позицию.

Приложения (1 - 8) содержат данные об инструментарии проведен­ных исследований, результаты анкетирований, примеры письменных работ учащихся.

Основные положения исследования отражены в следующих пуб­ликациях:

1. Коваль Т.В. Исследование проблемы психологической готовности стар­шеклассников к изучению политологии // Опытно – эксперименталь­ная работа как одно из условий реализации программы «Столичное обра­зование». - М., 1996. – С. 43 – 52.

2. Коваль Т.В. Экспериментальная программа модуля «Истоки современ­ной политической мысли» // Авторские курсы, программы и учебники. Образовательные стандарты. - М., 1997. – С. 25 – 29.

3. Коваль Т.В. Америка. Политические идеалы в школьном пространстве // Лицейское и гимназическое образование. – 1999. № 6. – С. 64 – 66.

4. Коваль Т.В. К вопросу о становлении социально – ориентированных целей преподавания политологии в российской школе 1990-х гг. // Образо­вание и культура. - М.: АПК и ПРО, 2002. – С. 29 – 32.

5. Коваль Т.В. Формирование политической культуры как составная часть воспитания гражданина (из опыта американской школы 1990-х гг.) // Образование и культура. - М.: АПК и ПРО, 2002. – С. 152 - 155.

6. Коваль Т.В. Политологическое образование: к методологии исследова­ния // Историческое образование в современной российской школе: во­просы теории и практики: Сборник научных трудов / Научный редактор Е.Е. Вяземский. - М.: АПК и ПРО, 2003. – С. 25 – 29.

7. Коваль Т.В. Политологическое образование в России 90-х гг. ХХ в.: к вопросу о соотношении целей и ценностей // Научное исследование и рос­сийское образование: идеи и ценности ХХI века. - М.: АПК и ПРО. Ч. 1, 2003. – С. 138 – 141.

8. Коваль Т.В. Становление политологического образования в россий­ской школе: начальный этап // Социально - гуманитарное образование мо­сковских школьников: Сборник научных трудов / Под ред. С.И. Козленко, M.Ю. Брандта. – M. Московский институт открытого образования, 2004. – С. 101 – 110.

9. Коваль Т.В. История современных политических идей в лицах: про­грамма элективного курса // Изучение истории на профильном уровне в современной школе. Сборник учебно - методических материалов / Под ре­дакцией Е.Е. Вяземского. – М. Русское слово, 2006. – С. 238 – 245.

10. Коваль Т.В. Трансформация личного опыта старшеклассника на уроках обществознания // Преподавание истории в школе. 2007. - № 6. С. 44 50.