Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 19

 

Поиск            

 

«последствия использование информационных технологий в дизайне»

 

             

«последствия использование информационных технологий в дизайне»

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по
«Основам информационных технологий»

Магистрант

Государственного института управления и социальных технологий

Новицкая Екатерина Александровна

Руководители:

кандидат архитектуры, доцент,

зав. кафедрой искусств ГИУСТ БГУ

Духан Игорь Николаевич,

ст.преподаватель

Шешко Сергей Михайлович

Минск – 2007 г.

ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ИСТОРИИ НА ТЕМУ:

«ПОСЛЕДСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДИЗАЙНЕ»

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5

ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 7

ГЛАВА 3 ПРИМЕНЕНИЕ ИТ В ДИЗАЙНЕ 8

3.1 Переход от ручного производства к машинному 8

3.2. Возможности применения ИТ в дизайне 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 13

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 14

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ 17

ВВЕДЕНИЕ

Дизайн (англ.design – проектировать, конструировать, чертить) – в широком смысле слова любое проектирование, то есть процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирования предметной среды. В узком смысле – новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в начале XX века. Его цель – организация целостной эстетической среды жизни человека. Проектирование предметов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна, красива. Научная основа дизайна – техническая эстетика. Особенность дизайна заключается в том, что каждая вещь рассматривается не только с точки зрения пользы и красоты, но и во всем многообразии ее связей в процессе функционирования. Смысл дизайна – комплексный системный подход к проектированию каждой вещи. Объекты дизайна несут на себе печать времени, уровень технического прогресса и социально-политического устройства общества.

Понятие «дизайн» сегодня ассоциируется с самыми прогрессивными явлениями и современными техническими достижениями. Во многом благодаря поискам дизайнеров уже сегодня можно заглянуть в будущее в реально существующих промышленных образцах.

Центральной проблемой дизайна является создание культурно- и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный. Отсюда особая важность для дизайна – это наряду с знаниями средств гуманитарных дисциплин: философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики и др., использование ИТ и естественнонаучными. Все эти знания интегрируются в акте проектно художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление.

Революционные изменения в сфере электронно-вычислительной техники, а именно появление персональных компьютеров привели к активному внедрению новых информационных технологий в сферу дизайна, современные рыночные отношения подталкивают к постоянному совершенствованию производственного процесса, поиску новых эффективных технологий, внедрению в производство научных разработок и технических новшеств, использованию новых материалов. Все это не только расширяет границы творчества дизайнера, но и предъявляет особые требования к его профессиональным знаниям и умениям.

Дизайн – летопись развития техники и технологий. Понятия «прогресс» и «новые технологии» являются сегодня практически синонимами. Крупные открытия и научно-технические достижения сразу же находят свое отражение в дизайне, в виде новых художественных форм и новой типологии промышленных изделий, а зачастую и новой философии формообразования.

В связи с этим в данной работе будут рассмотрены общие вопросы нового научного направления дизайна – роли информатики в дизайне, а также применения ИТ в дизайне.

Сегодня, когда поток информации возрастает в геометрической прогрессии и способы обработки, хранения и представления информации постоянно совершенствуются, дизайнер не может состояться как профессионал, не используя в своей научной и учебной практике компьютерные технологии. Владение дизайнером новыми информационными технологиями позволяет ему выходить на иной уровень самосознания.

ГЛАВА 1 . ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Среди литературы, посвящённой рассмотрению темы использования информационных технологий в дизайне интерьера, следует выделить книги по овладению навыками программ трехмерного моделирования. Это прежде всего такие программы как, 3ds max, Coreldraw, AutoCAD, photoshop.

На сегодняшний день 3ds max — является одним из наиболее популярных трёхмерных пакетов и занимает стабильное положение в группе лидеров на рынке производства разнообразной трёхмерной графики и спецэффектов полнофункциональная профессиональная программная система для работы с трёхмерной графикой, разработанная компанией Autodesk Media & Entertainment. Работает в операционной системе Windows (как в 32-битной, так и в 64-битной). [http://ru.wikipedia.org/wiki/3ds_Max].

Например книга Михаила Марова “Энциклопедия 3ds max 6”. Книга одинаково полезна и новичкам, и профессионалам трехмерной графики, так как в ней можно найти справку практически по всем вопросам, возникающим в ходе повседневной работы с 3ds max 6. Новички найдут в ней подробные описания процедур установки и авторизации программы, а также основных средств и приемов создания геометрических моделей, систем частиц и источников объемных деформаций, редактирования объектов с применением модификаторов, создания и настройки источников света, подготовки материалов и назначения их объектам, и применения к ним графических эффектов.

Программа AutoCAD разработана для создания чертежей проектов различных предметов интерьера (предметы мебели) или проектов различных механизмов.
Навыки использования этой программы позволяют самостоятельно разрабатывать различного вида чертежи и проекты дизайн – макетов для производства кухонной мебели, мебели для дома и офиса, а также других предметов интерьера и многое другое. Например книга Чекаткова А.А. “Трехмерное моделирование в AutoCAD. Руководство дизайнера” В книге рассказывается об инструментах трехмерного моделирования в системе AutoCAD, причем основное внимание уделено вопросам твердотельного моделирования, которое позволяет получить полноценную и интуитивно понятную модель реального объекта с минимальными затратами. В книге рассмотрены все популярные версии AutoCAD, начиная с AutoCAD 2002 и заканчивая AutoCAD 2006.Материал книги основан на примере учебного проекта, в точности имитирующего реальный объект. При этом читателю предлагается пройти через все этапы построения полноценной трехмерной модели сложного объекта: от создания базового параллелепипеда до выполнения фотореалистичного рендеринга сложной сцены.

ГЛАВА 2 . МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

При написании выпускной работы был использован комплекс логических методов, в первую очередь методы анализа и синтеза – фактическое и мысленное разложение целого на составные части и воссоздание целого из частей. Анализ позволяет выявить строение исследуемого объекта, отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому. В тоже время синтез дополняет анализ, неразрывно с ним связан, ведёт от существенного к его многообразию, к объединению в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных до этого с помощью анализа.

Ещё два взаимодополняющих метода – индукция и дедукция. Если индукция обеспечивает возможность перехода от единичных фактов к общим положениям, то дедукция помогает систематизировать собранный материал и вывести из него следствия, призвана помочь построить научную теорию.

Кроме того, в процессе подготовки а использовались общенаучные методы, в частности, приемы теоретического исследования. Среди них следует особо выделить исторический и логический методы, а также метод восхождения от абстрактного к конкретному, который позволяет перейти от ограниченного знания, полученного посредством восхождения от конкретного к абстрактному, к более полному, конкретному теоретическому знанию.

В методологическом плане работа основана на принципах объективности, историзма и комплексного подхода. Первый из них обеспечивается единством и взаимосвязью использованных методов, второй – последовательностью рассмотрения проблемы, третий – основан на всестороннем изучении и анализе объекта исследования.

ГЛАВА 3 ПРИМЕНЕНИЕ ИТ В ДИЗАЙНЕ

3.1 Переход от ручного производства к машинному

Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.

Предпосылками дизайнерского искусства являются:

прежде всего, естественное человеческое стремление к прекрасному, а также желание воплощения новых и все более совершенных образов;

экономическая выгода, являющаяся огромным мотивом для развития дизайна.

Новый этап его развития возник при переходе от ручного производства к машинному. Для того, чтобы пользоваться только что изобретенными изделиями, им нужно было придать определенную форму, которая привлекла бы своим видом покупателей, чем успешно и занимается современный дизайн. Сейчас не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна.

Разумеется, что для решения творческих графических задач необходимо развитие пространственного мышления. Реализация творческого замысла происходит поэтапно, от двумерного изображения к пространственной модели и, наконец, к фотореалистической визуализации. Выполнение геометрическо-композиционных задач требует глубинного постижения пространственного мышления, т.к. дизайнер лишен возможности пощупать рукой созданную им модель. Для этого ему необходимы глубинные знания методов аналитической и прикладной геометрии и их применение. Наилучшим средством развития и углубления пространственного мышления являются такие информационные компьютерные технологии (ИКТ), которые во время пространственного геометрического моделирования, в процессе построения фигуры путем визуального контроля над моделью, на основе изменения параметров дают возможность достижения наилучшего результата и из множества вариантов выбора оптимального.

Аналоговое моделирование давно играет существенную роль в целом ряде сфер науки и техники, исходя из чего накоплен большой опыт моделирования сложных систем. В последние годы доминирующим методом исследования стало цифровое моделирование. Средствами современных ИКТ возможно решать проблемы моделирования таких сложных геометрических задач, как заметание (sweeping) движущимся твердым телом, являющейся одной из давних и трудных проблем в твердотельном моделировании. Компьютерные системы геометрического моделирования дают возможность построения кривых и поверхностей произвольной формы или как их иначе называют “скульптурных поверхностей”. Если раньше дизайн определялся “удобством, прочностью и красотой”, то теперь добавилась еще одна категория – стоимость, которая не менее важна, чем первые три. На сегодняшний день серъезный проект, как правило, создается не одной группой людей или даже организаций, а целым рядом организаций или фирм. Современные ИКТ предоставляют возможность одновременной работы над одним файл-проектом специалистов смежных областей, что обеспечивает быструю разработку проекта. Внесенные в него изменения на любом этапе проектирования сразу становятся доступными специалистам смежных областей и не требует заново исполнения проекта[11c. 33]

3.2. Возможности применения ИТ в дизайне

Дизайнер может выполнять аналитическую, проектную, экспериментально-исследовательскую, производственно-управленческую, педагогическую и другие виды профессиональной деятельности.

Одна из движущих сил графического дизайна, находящегося в авангарде проектной культуры. Предъявляемые к нему требования острого чувства времени, способности отображать день сегодняшний и заглядывать в завтрашний, предопределяют его быструю реакцию на появление новых технологических возможностей [6, c. 3 ].

Для дизайнера, работа с различными ИТ- это помощь при разработке проектов интерьера в редакторе трехмерной графики 3ds max 7, начиная с моделирования предметов интерьера и мебели, заканчивая визуализацией качественных эскизов и созданием небольшого презентационного ролика будущего помещения. Работа с трехмерными графическими программами дают возможность дизайнеру производить расчеты, разрабатывать проекты, подбирать соответствующие отделочные материалы, оформлять интерьер жилых и общественных помещений, создавая иллюзию материалов на основе различных карт текстур, имитируя эффекты окружающей среды, применяя фильтры формирования оптических эффектов, работая с кривыми и поверхностями типа NURBS, используя многочисленных модификаторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном обществе, учитывая уровень развития науки и прогресс информационных технологий, внедрение их во все сферы жизнедеятельности, дизайнеру необходимо использовать инновационные технологии и достижения в своей работе. Для этого надо, – на первом этапе овладеть навыками работы на компьютере, продуктивно использовать в своей деятельности уже созданные электронные ресурсы, создавать электронные ресурсы, особенно нужные в дизайнерской работе электронные библиотеки по узловым вопросам. Овладение дизайнером на первом этапе компьютерными технологиями позволит ему автоматизировать свою работу. Так как дизайнер, работающий над определенным проектом в процессе работы естественным образом накапливает источниковую базу, что сопровождается разрозненностью и несистематизированностью, в этом плане преимущество компьютерных технологий состоит в том, что дизайнеру представляется возможность систематизировать информацию для упрощения и автоматизации работы.

В условиях информационного взрыва дизайнер уже сегодня не в состоянии овладеть всей необходимой информацией. Поэтому существует необходимость создания специализированных Интернет ресурсов для дизайнеров, а также необходимо для создания образовательных и «культурно-просветительских» сайтов привлекать профессиональных дизайнеров, так как сегодня уровень информации размещаемой на сайтах и информационных порталах такой направленности не достаточно высок, чтобы считать его полноценным инструментом в деятельности дизайнера.

Сегодняшний уровень развития техники позволяет, смело говорить о компьютерном моделировании, но на сегодняшний день его использует далеко не каждый дизайнер.

Таким образом, сегодня, когда поток информации возрастает в геометрической прогрессии и способы обработки, хранения и представления информации постоянно совершенствуются, дизайнер не может состояться как профессионал, не используя в своей научной и учебной практике компьютерные технологии. Владение дизайнером новыми информационными технологиями позволяет ему выходить на иной уровень самосознания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бородаев Д. Веб-сайт как объект графического дизайна: Дис. канд. искусст-воведения / Д. Бородаев; ХГАДИ. - Харьков, 2004. - 232 с. /Подробнее - в анонсе монографии "Веб-сайт как объект графического дизайна"/

2. Верстак В.А., 3ds Max 8. Секреты мастерства;"Питер", 2006 C.266

3. Гогуева В.П. Дизайн как социокультурный феномен, 2004 С.175

4. Даниэль С. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок, о воспитании зрителя / С. Даниэль. - Л.: Искусство, 1990. - 223 с.

5. Клонингер К. Свежие стили Web-дизайна. Как сделать из вашего сайта "конфетку"/ К. Клонингер; Пер. с англ. - М.: ДМК Пресс, 2002. - 224 с.

6. Сбитнева Н. Графический дизайн постсоветского пространства 1990-х годов / Н. Сбитнева //Вісн. Харк. держ. акад. дизайну і мистец. - 2004. - N 1. - С. 121-1126.

7. Серов С. Стилевые процессы в советском графическом дизайне 1960-х - 80-х годов: Автореф. дис. … канд. искусствоведения / С. Серов; ВНИИТЭ. - М., 1990. - 16 с.

8. Серов С. Гармония классической типографики / С. Серов; М.: Линия График, 2004. - 32 с.

9. Серов С. Типографика виртуальной среды / С. Серов; М.: Линия График, 2004. - 32 с.

10. Web Design Index. - Amsterdam and Singapore: The Pepin Press / Agile Rabbit Editions, 2001. - 344 p.

11. Каймин В.А. Информатика: Учебник. (Серия "Высшее образование"). – М.: ИНФРА-М, 2001, 2-е изд., перераб. и доп.

12. Маров М.,Эциклопедия 3ds max 6, "Питер", 2006

13. Чекатков А.А.Трехмерное моделирование в AutoCAD. Руководство дизайнера, "ЭКСМО", 2006

14. Вестник СевКавГТУ, Серия «Гуманитарные науки», №2 (12), 2004, ISBN5–9296–0200–х

Интернет ресурсы в предметной области исследования

http://www.rudesign.ru/ - все о дизайне и дизайнерах

http://designcollector.ru/- журнал для дизайнера

http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/paragraphs/40/ - Цветовые теории

http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/paragraphs/117/ - Правила и руководства по использованию фирменного стиля

http://www.rosdesign.com/ - дизайн как стиль жизни. История, теория, практика, Статьи о дизайне. Электронные книги о дизайне. Обучение дизайну

http://www.intellsketch.com/ - современные технологии в дизайне

http://www.ndn.su/text/text.htm - 100 статей
о дизайне , виды дизайна

http://art-side-design.ru/teory-1.html - теория и история дизайна

http://blender3d.org.ua/cgi-bin/def.pl?33 – использование ИТ в проектировании мультфильмов и компьютерных игр

http://www.internetburo.ru/articles/?subid=11 – использование программы 3D в дизайн – проектах.

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


дизайн, 2, 5, 7, 8, 12

Дизайн, 2, 3, 7, 12

ИКТ, 7, 8

интерьер, 9

моделирование, 5, 8, 12

проект, 8


ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ

http://novickus.narod.ru/