Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 19

 

Поиск            

 

О. И. Мартынюк, И. Н. Медведев С. В. Панькова, О. И. Соловьева

 

             

О. И. Мартынюк, И. Н. Медведев С. В. Панькова, О. И. Соловьева

О.И. Мартынюк, И.Н. Медведев
С.В. Панькова, О.И. Соловьева

Опыт формирования
компетентностной модели
выпускника педагогического вуза
как нормы качества и базы оценки
результатов образования
(на примере
физико-математического факультета)

Под научной редакцией

доктора технических наук, профессора Н.А. Селезневой

кандидата физико-математических наук, доцента И.Н. Медведева

Москва 2006

В данной работе представлены некоторые результаты по созданию модели специалиста в области образования в контексте компетентностного подхода как нормы качества и базы оценки результатов образования (на примере выпускника физико-математического факультета).

С учетом отечественного и зарубежного опыта, результатов анкетного опроса работодателей (администрации школ), академического персонала и самих студентов выделены ключевые, общепрофессиональные и специальные компетентности будущего специалиста, а также компоненты, их составляющие. Для каждой компетентности предложены уровни их сформированности: базовый и продвинутый. Проведен анализ сформированности компонент ключевых компетентностей у студентов пятого курса физико-математического факультета Псковского государственного педагогического университета.

Работа выполняется в рамках творческого сотрудничества Псковского государственного педагогического университета с Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов под научным руководством доктора технических наук, профессора Н.А. Селезневой и кандидата физико-математических наук И.Н Медведева

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................... 5

1. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ............................................. 7

1.1. Ключевые компетентности ............................................................................. 9

1.2. Общепрофессиональные компетентности .................................................. 13

1.3. Специальные компетентности ..................................................................... 16

2. УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ...................................................................... 19

3. ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПО КОМПОНЕНТАМ ......................... 23

3.1. Информационная компетентность ............................................................... 23

3.2. Коммуникативная компетентность ............................................................. 28

3.3. Социально-правовая компетентность ......................................................... 30

3.4. Компетентность деятельности ...................................................................... 35

3.5. Компетентность самосовершенствования .................................................. 38

4. ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТА .......................................... 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................................ 45

ЛИТЕРАТУРА .............................................................................................................. 46


Введение

Официальное включение российской высшей школы в процесс Болонских реформ ставит задачу обеспечения качества и управления качеством на одно из центральных мест в модернизации высшего образования.

С таким показателем как качество образования тесно связан результат обучения, который является системообразующим фактором в построении модели специалиста. «Модель специалиста – это описание того, к чему должен быть пригоден специалист, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какими качествами обладает» .[12, с. 28]

Действующие в настоящее время стандарты высшего образования построены на базе квалификационной модели специалиста. В стандартах доминирует знаниевая составляющая, в них не заложена возможность оценки качества образования на основе таких показателей как готовность выпускников к будущей педагогической деятельности, уровень профессиональной мотивации. Предметно-знаниевая ориентация искусственно разделяет процесс оценки качества подготовки специалистов на отдельные части, которые как бы заслоняют искомый целостный результат [10]. Повышение требований к уровню и качеству подготовки выпускников вузов, к их готовности успешно решать основные задачи профессиональной деятельности стимулировало поиски научно-обоснованных методов построения модели специалиста.

В последнее время широко обсуждается переход от квалификационной модели к компетентностной, то есть ориентированной на сферу профессиональной деятельности.

В компетентностной модели специалиста цели образования связываются не только с выполнением конкретных функций, но и с интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Компетентностный подход охватывает наряду с конкретными знаниями и навыками такие категории, как способность, готовность к познанию, социальные навыки и др. [12].

Учитывая, что принятие решений происходит в комплексных динамичных системах, таких, как большинство сегодняшних предприятий и организаций (в частности, школ), компетенции можно понимать в контексте современной теории самоорганизации, где они выступают важным персональным ресурсом.

Современные условия предъявляют к выпускникам новые требования, среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных, интеллектуальных, коммуникативных, рефлектирующих, самоорганизующих начал. «Знание, будучи разделенным на отдельные предметы и дисциплины, приводит к искусственному разделению отдельных подходов к знанию» [11]. Нужно учитывать «не только знание и содержание, но также и универсальные навыки и компетенции. Каждый студент должен испытать на опыте все разнообразие подходов и иметь доступ к различным типам образовательной среды» (Tuning-проект, линия 1, цит. по [1, с. 57]). Компетентностный подход позволяет перейти в педагогическом образовании от его ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания; снять диктат предмета (но не игнорировать его) [2].

Все чаще работодателям нужна не квалификация, которая слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции, а компетентность, в которой сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова и социальное поведение, способность работать в группе, инициативность [4].

Мы разделяем точку зрения, что модель специалиста должна носить системный характер, отражать преимущества квалификационного и компетентностного подходов.

В настоящей работе сделана попытка предложить модель специалиста в области образования в контексте компетентностного подхода (на примере выпускника физико-математического факультета).


1. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Вопрос об определении профессиональной компетентности педагога обсуждается в литературе с 90-х годов прошлого века. Так, Н.В. Кузьмина раскрывает профессионально-педагогическую компетентность через пять элементов или видов компетентностей:

- специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

- методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся;

- социально-педагогическая компетентность в области процессов общения;

- дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся;

- аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности [7].

Маркова А.К. выделяет в структуре профессиональной компетентности учителя следующие элементы:

- профессиональные психологические и педагогические знания;

- профессиональные педагогические умения;

- профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;

- личностные особенности обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями [8].

В последние годы все более широко обсуждаются определение и структура компетентностей специалиста вообще и педагога в частности. Наиболее распространены подходы, в рамках которых выделяют три основные группы компетентностей, например:

- социально-личностные, общепрофессиональные, специальные (по В.Д. Шадрикову, [12]);

- общие, профессиональные, академические (по В.И. Байденко, [2]);

- компетентность в общенаучной сфере, являющейся базой соответствующей профессии, компетентность в широкой (инвариантной к различным специальностям) области профессиональной деятельности, компетентность в узкой (специальной) области профессиональной деятельности, (по Ю.Г. Татуру [9]) и др.

Применительно к педагогической профессии называют следующие виды компетентностей: общекультурные, методологические, предметно-ориентированные (по Ю.В. Фролову, Д.А. Махотину [10]), ключевые, базовые, специальные [6].

В рамках проекта TUNING Education Structures in Europe [13] были выделены универсальные компетенции (Generic Competences) и предметные компетенции (Subject Specific Competences) в области педагогического образования (Education), математики, физики и др. Подробное описание результатов проекта представлено в работе В.И. Байденко [1].

По нашему мнению, для специалистов педагогического профиля удобна модель, состоящая из трех групп компетентностей:

· первую составляют компетентности, являющиеся общими для современных специалистов разных профилей (их называют ключевыми, общими, социально-личностными и т.п.);

· во вторую группу включены компетентности, базовые для всех специалистов педагогического профиля (педагогические, общепрофессиональные, базовые и т.п.);

· компетентности третьей группы обусловлены предметной областью (специальные, академические, предметные и т.п.).

Мы будем использовать следующие названия групп компетентностей: ключевые, общепрофессиональные, специальные.

Для выделения компетентностей и их компонент необходимо учитывать разные точки зрения: видение академического персонала, взгляд работодателя – администрации школ и представителей управления образования, и, наконец, точку зрения «потребителя образования» – самих выпускников.

В этой связи нами была предпринята серия опросов. В них приняли участие 28 учителей математики и физики, 45 учителей других предметов, 12 директоров и завучей школ, 75 студентов выпускного курса.

Ниже представлены результаты опроса представителей администрации школ. Участники опроса должны были продолжить предложения «Хороший учитель знает …» и «Хороший учитель может, способен…». Полученные ответы были сгруппированы и проранжированы (см. диаграмму).

Таким образом, на основании всего вышеизложенного нами были выделены ключевые, общепрофессиональные, специальные компетентности и их компоненты.

Остановимся более подробно на содержании каждой компетентности.

1.1. Ключевые компетентности

Ядро модели выпускника любого вуза составляют ключевые компетентности.

Ключевые компетентности специалиста имеют двойственную природу. С одной стороны, они не являются профессионально обусловленными. Этими компетентностями должны обладать все современные специалисты независимо от сферы их деятельности. С другой стороны, ключевые компетентности профессионально значимы, поскольку они составляют основу, базу для профессиональных компетентностей, позволяют им более полноценно реализовываться.

Важной особенностью ключевых компетентностей является то, что они дают возможность выпускникам вуза в случае необходимости быть востребованными на рынке труда, успешно реализовать себя в других профессиях (в сферах деятельности, не связанных с полученной в вузе квалификацией).

Поставив перед собой задачу, выделить ключевые компетентности специалиста в области образования, мы проанализировали и обсудили различные подходы к определению ключевых компетенций, учитывая при этом особенности, специфику педагогической профессии. Практически во всех подходах присутствуют (под теми или иными названиями) информационная, коммуникативная, социально-правовая компетенции. Отметим, что эти же компетенции указаны в документах по модернизации российского образования в качестве ключевых компетенций школьников. Считаем необходимым включить их в модель выпускника нашего вуза.

Содержание этих компетентностей мы трактуем следующим образом.

· Информационная компетентность

Способность ориентироваться в информационном потоке: умение находить и систематизировать различные источники информации по определенному критерию; использовать рациональные способы получения, преобразования, систематизации и хранения информации, актуализировать ее в необходимых ситуациях интеллектуально-познавательной деятельности.

Компьютерная грамотность, владение новыми информационными и мультимедийными технологиями (электронная почта, Интернет), способность к критическому отношению к информации.

· Коммуникативная компетентность

Готовность вступить в общение по познавательным, деловым, личностным мотивам. Знание особенностей формального и неформального общения. Понимание ценности сотруднических отношений, дружбы, доверительных отношений между людьми. Умение слушать и слышать другого, сопереживание, уважение к другим и самоуважение как основа коммуникации.

Знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета. Умение вступать в конструктивное общение и соблюдать его оптимальную продолжительность; умение вести цивилизованный диалог. Знание конструктивных способов решения конфликта и исправления нарушенных отношений. Критическое отношение к себе и своему собеседнику, умение вовремя признать свои ошибки и свою правоту.

Навыки публичного выступления и письменной речи, иноязычное общение.

Опыт взаимодействия с различными людьми (по возрасту, статусу, роду деятельности), умение строить партнерские отношения, умение работать в команде, организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения.

· Социально-правовая компетентность

Понимание значения своих социальных функций как гражданина своей страны, члена общества, устойчивое позитивное отношение к своим общественным обязанностям. Знание символов государства (герб, флаг, гимн).

Знание прав и свобод человека и гражданина, умение их реализовывать в различных жизненных ситуациях. Умение соотносить свои интересы с интересами общества. Нацеленность на совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии. Опыт общественно-полезной гражданской деятельности. Наличие определенной жизненной позиции и внутренней готовности к ее реализации. Способность брать на себя ответственность, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.

Толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, пол).

Именно эти три компетентности являются действительно базовыми, необходимыми для каждого современного человека независимо от уровня образования, от профессии, от места проживания и т.п.

Рассматривая другие ключевые компетентности, определяемые разными исследователями, и соотнося их с нашими представлениями о выпускнике, мы выделили еще две ключевые компетентности.

Одна из них – компетентность самосовершенствования – встречается, в частности, среди ключевых компетенций молодых европейцев, определенных Советом Европы: «способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни» (цит. по И.А. Зимней, [5, с. 18]). Учитывая также некоторые основные компетентности, выделенные И.А. Зимней, мы следующим образом определили содержание этой компетентности.

· Компетентность самосовершенствования

Потребность в саморазвитии. Умение выстраивать персональную жизненную стратегию. Тесное единство интеллектуального развития с формированием личности, способность справляться с противоречиями и неопределенностями своего жизненного опыта.

Способность самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот профессионального мастерства и творчества.

Структурирование знаний, ситуативно-адекватная актуализация знаний, расширение, приращение накопленных знаний. Языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка. Адекватная оценка достигнутых в саморазвитии результатов и постановка новых перспективных задач.

Знание и соблюдение норм здорового образа жизни, физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни.

Еще одной важной, ключевой, с нашей точки зрения, является компетентность деятельности . Эта компетентность в некотором смысле является базовой для всех остальных компетентностей, поскольку все они проявляются в первую очередь в процессе некоторой деятельности.

· Компетентность деятельности

Ориентация в разных видах деятельности. Знание средств и способов деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование. Опыт осуществления разных видов деятельности: познавательной, учебной, игровой, исследовательской и др.

Умение увидеть и сформулировать проблему, предложить (найти или сконструировать) веер ее решений и выбрать наиболее эффективное; готовность принять ответственность за свой выбор.

Готовность к оценочной деятельности: умение давать аргументированную оценку различных взглядов и позиций; реально оценивать свои особенности и возможности, в том числе границы собственной компетентности.

Таким образом, нами выделены следующие ключевые компетентности специалиста в области образования:

· информационная;

· коммуникативная;

· социально-правовая;

· самосовершенствования;

· деятельности.

1.2. Общепрофессиональные компетентности

Второй составляющей модели выпускника являются компетентности, которыми должен обладать специалист педагогического профиля. Мы их назвали общепрофессиональными компетентностями. Анализируя педагогическую литературу и отбирая содержание этих компетентностей, мы отвечали на вопрос «К каким видам профессиональной деятельности должен быть способен и готов современный учитель?»

Так, А.К. Маркова в рамках концепции деятельности учителя [8] выявляет и описывает группы педагогических умений. Одна группа умений связана со способностью увидеть проблему, сформулировать ее в виде педагогической задачи и найти её решение. Другая – с планированием учебно-воспитательного процесса с учетом психического здоровья школьников, с формированием у школьников учебных и социальных умений и навыков. Третья группа умений связана с проблемой педагогического общения учителя с учеником и учащихся между собой. В отдельные группы выделяются умения, связанные с реализацией и развитием педагогических способностей учителя, с созданием позитивной Я-концепции; умение оценивать результат развития личностных качеств учителя и его профессиональной деятельности, воспитанности и воспитуемости учеников; способность учителя видеть личность школьника, создавать условия для её самореализации.

В коллективной монографии под редакцией профессора В.А. Козырева и профессора Н.Ф. Радионовой [6] формирование общепрофессиональной (базовой) компетентности предполагается через решение субъектом деятельности пяти групп профессиональных задач:

- видеть ученика в образовательном процессе

- строить образовательный процесс, направленный на достижение целей школы

- устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса

- создавать и использовать образовательную среду

- проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

По мнению Ю.В. Фролова и Д.А. Махотина [10] общепедагогические компетентности (в нашей трактовке – общепрофессиональные) формируются в процессе освоения дисциплин общепрофессионального блока второго поколения государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Блок рассматриваемых компетентностей подразумевает готовность:

- к организации целостного учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;

- к проектированию учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;

- решать профессионально-педагогические и личностные проблемы в условиях неопределенности;

- к инновационной деятельности в своей предметной области;

- к выполнению научно-исследовательской деятельности,

а также:

- способность к рефлексии, самоконтролю и коррекции процесса и результата педагогической деятельности;

- позитивное отношение к педагогической деятельности в целом и к объектам (субъектам) педагогической деятельности.

Анализируя приведенные выше подходы, мы сформулировали пять общепрофессиональных компетентностей выпускника.

· Компетентность в проведении мониторинга достижений и проблем учащихся

Готовность осуществлять педагогическую диагностику развития учащегося, оценивать его индивидуальный опыт.

Владение диагностическим инструментарием изучения индивидуальных особенностей школьников. Умение отбирать показатели освоения предмета в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Способность отслеживать результативность освоения школьником образовательной программы, выявлять его достижения и проблемы, предлагать способы преодоления учебных затруднений.

· Компетентность в проектировании учебно-воспитательного процесса

Умение поставить перспективные и краткосрочные цели обучения предмету и воспитания учащихся, обоснованно выбирать учебники и учебные пособия в соответствии с конкретной образовательной программой и концепцией школы.

Способность выбирать и обосновывать технологии обучения и воспитания, адекватные учебным целям, возрастным и индивидуальным особенностям школьников, позволяющие развивать учебную самостоятельность, творческую и поисковую активность ученика.

Умение отбирать содержание учебного материала, разрабатывать варианты заданий для индивидуальной, групповой, самостоятельной, домашней работы учеников.

· Компетентность в организации учебно-воспитательного процесса

Способность эффективно использовать технологии обучения для достижения поставленных целей учебно-воспитательного процесса. Опыт организации индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся.

Готовность к организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время, исследовательской деятельности школьников по профильному предмету.

· Компетентность взаимодействия с участниками учебно-воспитательного процесса

Способность и готовность к взаимодействию с коллегами, родителями, администрацией образовательного учреждения, общественными организациями для решения профессиональных задач.

Умение организовывать сотрудничество школьников между собой, анализировать систему взаимоотношений ученика в классе.

Знание и соблюдение норм и правил педагогической этики.

· Компетентность профессионального самообразования

Позитивное отношение к педагогической профессии, понимание её личностной и социальной значимости.

Потребность в совершенствовании своей педагогической деятельности. Умение проектировать и реализовывать собственную исследовательскую деятельность.

Готовность апробировать инновационные методы и технологии в своей профессиональной деятельности, анализировать и оценивать результаты внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс.

Готовность осуществлять рефлексию педагогической деятельности, анализировать, оценивать и корректировать процесс и результат учебно-воспитательного процесса, контролировать, анализировать и корректировать свое поведение как педагога.

Способность критически анализировать профессиональный опыт коллег, педагогическую и методическую литературу и нормативную документацию.

1.3. Специальные компетентности

Модель выпускника должна содержать компетентности, характеризующие его как работника определенной сферы производства, науки, культуры. Поэтому необходимо выделить специальные компетентности, характеризующие готовность к узкой области профессиональной деятельности. В нашем случае выпускник – это будущий учитель математики и физики.

Специальные компетентности связаны со способностью специалиста привлекать для решения профессиональных задач знания, умения, навыки, формируемые в рамках конкретной предметной области.

Так, например, коллектив авторов из Санкт-Петербурга специальные компетенции рассматривает как реализацию ключевых и базовых компетентностей применительно к специфике профессиональной педагогической деятельности учителя конкретного предмета, преподавателя системы дополнительного образования и др. [6].

В статье В.И. Байденко выделены академические компетентности, которые интерпретируются как владение методологией и терминологией, свойственными отдельной области знания, понимание действующих в ней системных взаимосвязей и осознание их аксиоматических пределов [2].

В статье Ю.В. Фролова и Д.А. Махотина рассматриваемые компетентности называют предметно-ориентированными. Эти компетентности формируются в процессе освоения специальных дисциплин и дисциплин специализации. Выпускник должен иметь целостные представления о конкретной науке (области научных или технологических знаний) и быть готов к преподаванию конкретного предмета [10].

Выпускник педагогического вуза (учитель математики или физики) должен не только решать профессиональные задачи, но и должен быть компетентен в предметной области знания – математике или физике.

Учитель математики, обладающий специальными компетентностями

· демонстрирует знания основ математических дисциплин, историю их возникновения и развития, имеет представление о современных тенденциях развития математики;

· владеет профессиональным языком предметной области знания, умеет корректно выражать и аргументированно обосновывать положения предметной области знания;

· владеет системой основных математических структур и аксиоматическим методом;

· понимает роль и место математики в системе наук, ее общекультурное значение;

· владеет содержанием и методами элементарной математики;

· понимает логику развития школьного курса математики.

Учитель физики, обладающий специальными компетентностями

· демонстрирует знания основ физических дисциплин, историю их возникновения и развития, имеет представление о современных тенденциях развития физики;

· обладает целостным представлением о физической картине мира, демонстрирует знание основных закономерностей окружающего мира, физических явлений и процессов;

· владеет профессиональным языком предметной области знания, умеет корректно выражать и аргументированно обосновывать положения предметной области знания;

· владеет формами и методами научного познания, различными способами освоения окружающего мира, понимает роль науки в развитии общества;

· понимает логику развития школьного курса физики, умеет поставить, провести физический эксперимент, проанализировать и обработать полученные экспериментальные данные.


2. УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

После построения компетентностной модели специалиста нами были выделены уровни сформированности каждой компетентности: базовый и продвинутый с целью их поэтапного формирования. Под базовым уровнем компетентности мы будем понимать такой уровень, который в основном сформирован у студентов первого курса и развивается в дальнейшем процессе обучения; под продвинутым уровнем мы будем понимать уровень, который формируется, как правило, в вузе и развивается в процессе профессиональной деятельности. Мы считаем, что успешность компетентностного подхода к построению модели выпускника определяется конкретным описанием формирования компонент компетентностей в процессе профессионального становления специалиста.

Ниже представлены компоненты базового и продвинутого уровней по каждой из ключевых компетентностей.

Информационная компетентность

Базовый уровень

· Умение пользоваться каталогами, подбирать литературу по теме;

· Начальные навыки работы на ПК;

· Умение искать информацию в Интернете, пользоваться электронной почтой;

· Умение отобрать необходимую информацию, составить план сообщения, структурировать материал в соответствии с планом.

Продвинутый уровень

· Умение работать с компьютерными программами, в случае необходимости осваивать новые программы специального назначения;

· Умение подобрать информацию по некоторому вопросу, отражающую разные точки зрения, подходы, концепции и т.п., систематизировать её, проанализировать;

· Способность критически оценивать полученную информацию.

Коммуникативная компетентность

Базовый уровень

· Готовность вступить в общение по познавательным, деловым, личным мотивам;

· Готовность и умение слушать другого;

· Умение вести цивилизованный диалог;

· Умение грамотно выражать собственные мысли;

· Умение скорректировать свое поведение в процессе общения;

· Опыт публичного выступления;

· Опыт письменного общения;

· Готовность работать в команде;

· Готовность вступить в отношения взаимопомощи;

· Готовность поставить себя на место другого, увидеть ситуацию и своё поведение его глазами;

· Чувство самоуважения и уважения к другому.

Продвинутый уровень

· Наличие опыта иноязычного общения;

· Готовность к нахождению конструктивных способов разрешения конфликта;

· Способность проявить лидерские умения;

· Способность управлять процессом общения;

· Опыт взаимодействия с различными группами (разными по возрасту, статусу, роду деятельности и т.п. людьми).

Социально-правовая компетентность

Базовый уровень

· Знание государственных символов России;

· Соблюдение законов РФ;

· Соблюдение норм и правил поведения в обществе;

· Выполнение своих гражданских и общественных обязанностей;

· Готовность отстаивать свои права (гражданина, студента, потребителя и др.);

· Готовность к диалогу, сотрудничеству с людьми иной расы, национальности, религии и т.д.

Продвинутый уровень

· Знание своих прав;

· Способность брать на себя ответственность;

· Участие в деятельности общественных организаций, органов самоуправления и т.п.;

· Способность обосновывать и выражать свою позицию по вопросам ценностного отношения к реалиям социальной и политической жизни.

Компетентность деятельности

Базовый уровень

· Иметь представление о различных видах деятельности и структуре деятельности (целеполагание, планирование, осуществление, анализ результатов);

· Опыт планирования и организации собственной деятельности;

· Опыт анализа и оценивания результатов собственной деятельности;

· Опыт участия в коллективной деятельности.

Продвинутый уровень

· Способность планировать деятельность других людей;

· Готовность использовать приемы, методики, технологии организации совместной деятельности;

· Способность проводить анализ результатов совместной деятельности.

Компетентность самосовершенствования

Базовый уровень

· Понимание необходимости постоянного развития и образования в современном мире;

· Знание своих особенностей (достоинств, недостатков), уровня своего развития;

· Стремление к самосовершенствованию.

Продвинутый уровень

· Умение поставить цели (задачи) саморазвития, самообразования (ближайшей и дальней перспективы);

· Способность самостоятельно осуществлять и контролировать ход своего развития;

· Умение объективно оценить достигнутые результаты;

· Ответственность за выбор образа жизни.

3. ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПО КОМПОНЕНТАМ

Для выявления уровня достижения ключевых компетентностей у студентов выпускного курса Псковского педагогического университета был использован метод анкетирования. По каждой компетентности была разработана серия кратких утверждений, для каждого из которых студент должен был выбрать один из пяти предложенных вариантов ответов: «да», «скорее да, чем нет», «затрудняюсь ответить», «скорее нет, чем да», «нет».

Таким образом, была предпринята попытка провести диагностику на основе самооценки. При этом, исходя из соображений целесообразности, утверждения в анкете располагались не по уровням, а по смысловым блокам.

Анкетированию было подвергнуто 67 студентов пятого курса трех специальностей: физика, математика, информатика. Ниже будут представлены результаты анкетирования и сделан анализ полученных данных по компонентам выделенных уровней.

3.1. Информационная компетентность

Анкета и полученные результаты представлены в таблице 1 и диаграмме 1.1.

Таблица 1

Информационная
компетентность

Номер
показателя

Да, %

Скорее да,
чем нет

Затрудняюсь ответить

Скорее нет,
чем да, %

Нет

Нет ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Имею опыт работы с источниками
информации

учебная литература

1

59

88

8

12

0

0

0

0

0

0

0

0

научная литература

2

33

49

24

36

9

13

0

0

0

0

1

1

справочная литература, словари

3

49

73

13

19

4

6

0

0

1

1

0

0

Интернет

4

42

63

14

21

6

9

5

7

0

0

0

0

средства массовой информации

5

26

39

19

28

14

21

8

12

0

0

0

0

специалисты

6

10

15

26

39

18

27

9

13

2

3

2

3

Окончание табл. 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Готов подготовить доклад, по заданной теме

выбрать источники информации, соответствующие поставленной задаче

7

31

46

31

46

3

4

0

0

1

1

1

1

отобрать информацию с учетом поставленной задачи, предполагаемых слушателей и т.д.

8

22

33

33

49

10

15

0

0

0

0

2

3

сопоставить информацию из различных источников для определения собственной позиции

9

15

22

34

51

12

18

3

4

0

0

3

4

составить план, структурировать содержание

10

22

33

37

55

6

9

2

3

0

0

0

0

логично и аргументированно излагать информацию

11

18

27

30

45

15

22

3

4

0

0

1

1

составить список использованных источников по библиографическим правилам

12

29

43

22

33

8

12

4

6

4

6

0

0

Владею компьютером (могу работать)

текстовые редакторы

13

60

90

4

6

2

3

0

0

1

1

0

0

графические редакторы

14

39

58

18

27

8

12

0

0

2

3

0

0

редактор презентаций (Power Point)

15

53

79

9

13

4

6

0

0

0

0

1

1

электронная почта

16

30

45

15

22

7

10

10

15

5

7

0

0

Интернет

17

43

64

19

28

3

4

2

3

0

0

0

0

мультимедийные технологии

18

23

34

20

30

10

15

5

7

7

10

2

3

Умею пользоваться библиотечными каталогами

19

30

45

12

18

3

4

2

3

2

3

18

27

Умею использовать различные формы представления информации

деловые письма

20

5

7

19

28

27

40

9

13

5

7

2

3

тезисы

21

10

15

26

39

19

28

5

7

6

9

1

1

аннотации

22

13

19

20

30

18

27

8

12

6

9

2

3

отчеты

23

31

46

28

42

5

7

0

0

3

4

0

0

эссе

24

25

37

22

33

12

18

3

4

5

7

0

0

Умею оценить степень достоверности источника информации

25

5

7

30

45

21

31

3

4

2

3

6

9

Итого:

723

533

244

81

52

42

43%

32%

15%

5%

3%

3%

Анализ результатов по самооценке информационной компетентности студентами выпускного курса на базовом уровне показал следующее. Практически все студенты имеют опыт работы с различными источниками информации: с учебной литературой – 100%, с научной литературой – 85%, со справочной литературой –


Диаграмма 1.1


93% (диаграммы 1.2–1.5). Подавляющее большинство имеет начальные навыки работы на ПК: владеют текстовыми редакторами (96%),графическими редакторами (85%), освоили редактор презентаций (93%). Готовность и способность искать информацию в Интернете отметили 93% студентов (а имеют такой опыт 84%), электронной почтой могут пользоваться 67% студентов. 64% от числа опрошенных отметили, что владеют мультимедийными технологиями (диаграммы 1.6-1.9). Надежность данных результатов подтверждается доказанной готовностью выпускников к использованию информационных технологий во время презентаций ов, курсовых работ и других проектов, в период педагогической практики.

Выпускники умеют выбирать источники информации в соответствии с поставленной задачей (93%), умеют отобрать информацию с учетом конкретной ситуации (82%), сопоставить информацию из различных источников (73%), составить план, структурировать содержание (88%). 76% студентов считают, что могут составить список использованных источников по библиографическим правилам, однако 12% считают, что, скорее всего, не могут этого сделать, а 12% затруднялись ответить.

Библиотечными каталогами умеет пользоваться только 63% студентов, в то время как 27% на этот вопрос вообще не ответили. Данные результаты нельзя считать достоверными (есть точка зрения, что данная строка, неудачно расположенная в анкете просто была пропущена студентами).

Анализ результатов об умении использовать различные письменные формы представления информации показал, что наиболее понятная для студентов форма представления – это отчеты (88%), тезисы использует 54%, составлять аннотации умеет 49%, представить информацию в виде эссе могут 70%.

Продвинутый уровень информационной компетентности предполагал, в частности, способность критически оценивать полученную информацию. Результаты анкетирования показали, что только половина студентов (52%) считает, что может это сделать, причем только 7% отвечают уверенно «да», 31% студентов на этот вопрос затруднялись ответить, 7% считают, что этого делать не могут, а 9% вопрос пропустили.

Выпускники плохо представляют, что такое деловое письмо: 21% ответили отрицательно на вопрос об умении использовать эту форму представления информации, а 40% затруднялись ответить.

Суммируя полученные результаты по всем позициям, характеризующим информационную компетентность, можно сказать, что 75% студентов выбрали ответы «да» и «скорее да, чем нет». Они имеют опыт работы с источниками информации, готовы отобрать, сопоставить, представить информацию, владеют компьютерной грамотностью, умеют использовать информационные и мультимедийные технологии.

На основании полученных данных можно считать, что информационная компетентность выпускников сформирована на уровне выше базового.

3.2. Коммуникативная компетентность

Анкета и полученные результаты представлены в таблице 2 и диаграмме 2.2.

Базовый уровень коммуникативной компетентности, по нашему мнению, предполагает готовность студента вступить в общение по разным мотивам и с разными группами людей, умение лично общаться как устно, так и письменно, готовность к работе в команде, наличие опыта публичных выступлений. Большинство из этих компонент, судя по итогам анкетирования, сформировано у подавляющего большинства пятикурсников физико-математического факультета.

Таблица 2

 

 

 

Коммуникативная

компетентность

Номер
показателя

Да,

%

Скорее да,
чем нет,

%

Затрудняюсь ответить,

%

Скорее нет, чем да,

%

Нет,

%

Нет ответа,

%

Способен вступить
в диалог

со сверстником

1

57

85

9

13

0

0

1

1

0

0

0

0

с младшим по возрасту

2

56

84

9

13

2

3

0

0

0

0

0

0

со старшим по возрасту

3

43

64

19

28

2

3

2

3

1

1

0

0

Умею ставить цели и задачи общения

4

20

30

27

40

16

24

3

4

0

0

1

1

Понимаю и принимаю границы общения

5

34

51

26

39

3

4

4

6

0

0

0

0

Умею грамотно выражать собственные мысли

6

12

18

41

61

7

10

4

6

3

4

0

0

Умею слушать и слышать собеседника

7

43

64

18

27

6

9

0

0

0

0

0

0

Умею адекватно выражать свои эмоции во время общения

8

21

31

31

46

9

13

4

6

2

3

0

0

Способен корректировать свое поведение в процессе общения

9

27

40

34

51

3

4

3

4

0

0

0

0

Отсутствует страх публичных выступлений

10

8

12

22

33

7

10

17

25

12

18

1

1

Имею удачный опыт публичных выступлений

11

10

15

22

33

10

15

17

25

8

12

0

0

Владею способами привлечения и удержания внимания слушателей

12

11

16

22

33

26

39

5

7

3

4

0

0

Имею опыт письменного общения

пишу личные письма

13

29

43

9

13

4

6

7

10

18

27

0

0

веду деловую переписку

14

2

3

6

9

7

10

9

13

41

61

2

3

Умею
работать
в команде

умею сотрудничать с другими

15

37

55

26

39

3

4

1

1

0

0

0

0

способен проявить лидерские умения

16

18

27

16

24

21

31

8

12

4

6

0

0

готов принять мнение другого

17

33

49

23

34

6

9

4

6

1

1

0

0

Имею положительный опыт конструктивного общения

в студенческой группе

18

37

55

20

30

7

10

1

1

1

1

1

1

на факультете

19

20

30

18

27

19

28

5

7

2

3

3

4

в молодежной организации

20

9

13

9

13

14

21

8

12

25

37

2

3

в других коллективах, организациях и т.п.

21

17

25

17

25

13

19

4

6

15

22

1

1

Имею положительный опыт иноязычного общения

22

4

6

5

7

5

7

8

12

41

61

4

6

Готов
придти
на помощь

если меня об этом попросят

23

53

79

10

15

0

0

1

1

2

3

1

1

если увижу, что моя помощь нужна

24

46

69

13

19

5

7

2

3

1

1

0

0

Имею опыт конструктивного разрешения конфликта

25

17

25

26

39

17

25

5

7

1

1

1

1

Итого:

664

478

212

123

181

17

40%

29%

13%

7%