Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 19
Российская федерация
Краснодарский край Каневской район
муниципальное учреждение управление образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
cт. Каневская, ул. Вокзальная, 35, тел. (86164)7-32-24, 7-28-11, факс (86164)7-28-11 e-mail: gimnaz@kubannet.ru Проект
Совершенствование проектной компетентности педагогов в условиях модернизации образования как инструмента достижения нового качества образования
Автор: Маркина Ольга Николаевна, директор МОУ «Гимназия» Каневского района Краснодарского края Ст. Каневская 2008-2009 год План-график реализации проекта
.. 7
Рекомендации по написанию эссе. 8
Критерии оценки проектной деятельности. 9
Шкала готовности к творческо–инновационной деятельности. 10
Диагностика реализации потребностей в саморазвитии. 13
Диагностика продуктивности инновационной деятельности. 15
Анализ продуктов деятельности
учителей муниципального общеобразовательного учреждения.
15
Рефлексия включения педагога в инновационную деятельность. 16
Критерии готовности педагога к экспериментальной
деятельности. 17
Библиографический список
.. 19
В качестве одной из главных задач, направленных на социально-экономическое развитие страны средствами системы образования, выступает задача приведения содержания образования в соответствие с требованиями граждан, общества и рынка труда, что предполагает совершенствование содержания и технологий обучения. Поскольку основным субъектом инновационной деятельности, осуществляемой образовательным учреждением, является педагог, важно предложить ему различные варианты системы непрерывного самообразования. Такой системой может быть курсовая переподготовка учителей в ОУ, которую можно рассматривать как элемент организационно-педагогического сопровождения педагога в инновационной деятельности. Предлагаемая система непрерывного самообразования педагогов способствует тому, что: - создается особый настрой всех членов педагогического коллектива на инновационную деятельность; - принимаемые управленческие решения, обеспечивающие режим развития ОУ, становятся коллективными; - проектная деятельность становится основным инструментом педагога. Исследования, проведенные в коллективе МОУ «Гимназия», показали, что в целом весь педагогический коллектив вовлечен в инновационный процесс. Вместе с тем педагоги испытывают определенные трудности в разработке, описании и внедрении инновационных проектов. Это позволило нам определить проблему
: невозможность добиться нового качества образования традиционными методами обучения. Объект исследования
: курсовая переподготовка учителя в ОУ с применением проектных технологий. Предмет исследования
: проектная деятельность педагога. Цель данной работы
состоит в разработке системы повышения квалификации педагогических кадров внутри ОУ, предполагающей использование деятельностных технологий обучения. 1. Разработка системы семинаров-практикумов, направленных на глубокое изучение основ проектной деятельности. 2. Представление деятельности предметных МО в виде инновационных проектов. 3. Создание системы контрольно-диагностических мероприятий по определению результативности проектной деятельности педагогов, способствующей достижению нового качества образования. Гипотеза исследования
: можно предположить, что: 1. разработанная система повышения квалификации педагогических кадров внутри ОУ, предполагающая использование деятельностных технологий обучения, поможет педагогам преодолеть внутренние препятствия в восприимчивости педагогической инновации и трудности в разработке, описании и внедрении инновационных проектов; 2. совершенствование проектной компетентности педагогов станет инструментом достижения нового качества образования. Совершенствование проектной компетентности педагогических кадров. Повышение квалификации
Содержание программы Компетентностный подход в повышении квалификации.
Понятия: компетенция, компетентность, инновация. Виды компетенций: исследовательские и методологические; профессиональные, надпрофессиональные и ключевые; социальные и личностные. Общие основы современных психолого-педагогических знаний. Проект: разработка, оформление, экспертиза. Педагогическое исследование: методология, диагностика. Конструирование и тьюториальное сопровождение индивидуальной образовательной траектории педагогов и управленцев.
Понятие и принципы построения образовательной траектории. Содержание тьюториального сопровождения Непрерывное образование.
Личностный рост и профессиональное саморазвитие. Оптимальное сочетание дополнительного (неформального - курсы, тренинги, короткие программы и т.д.) и информального (спонтанного) образования. формы и Содержание промежуточного и итогового контроля Формы промежуточного контроля: - Педагогическое эссе «Компетентный учитель – это…» - Зачет - Диагностическое исследование педколлектива - План тьюториальной поддержки - Мини-проект - Личная образовательная траектория Форма итогового контроля: Защита и экспертиза проекта Учебно-тематический план Совершенствование проектной компетентности педагогических кадров. Цель –
формирование компетентностного подхода в повышении квалификации субъектов образования и их мотивации на непрерывное образование Категория слушателей –
педагогические кадры Срок обучения
48 часов Режим занятий
6 часов в день № Наименование разделов и тем Всего В том числе Форма контроля лекции семинары практические занятия 1. Компетенции и компетентостный подход в современном образовании 2 2 Педагогическое эссе «Компетентный учитель – это…» 2. Общие основы современных психолого-педагогических знаний 2 3. Основы инновационной и проектной деятельности учителя 2 2 Зачет 4. Основы методологии педагогического исследования 2 2 5. Психолого-педагогическая и педагогическая диагностика 2 2 Диагностическое исследование педколлектива 6. Психолого-педагогическая и методическая (тьюториальная) поддержка инновационной деятельности учителя 4 2 План тьюториальной поддержки 7. Практикум по разработке, оформлению и экспертизе проекта. 2 4 Мини-проект 8. Практикум по развитию рефлексивных способностей педагога 4 9. Практикум личностного роста и профессионального саморазвития. Конструирование личной образовательной траектории 2 6 Личная образовательная траектория 10. Мотивационный тренинг 4 11. Коммуникативный тренинг профессионального общения - 2 Защита и экспертиза проектов Итого 10 12 26 План-график реализации проекта
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственные Разработка проекта «Совершенствование проектной компетентности педагогов в условиях модернизации образования как инструмента достижения нового качества образования» Сентябрь – ноябрь 2008 года Школьная стратегическая команда: директор О.Н. Маркина зам. по НМР Козырева Л.И. Е.П.Кардашина, член стратегической команды Разработка сметы расходов на реализацию проекта декабрь 2008 – январь 2009 года Директор О.Н. Маркина Экономист О.А. Нелюба Разработка Положения об организации и проведении курсовой переподготовки в ОУ Разработка и утверждение формы документа о прохождении курсовой переподготовки. Разработка дидактических, контрольно-диагностических материалов для слушателей. февраль – апрель 2009 года Директор О.Н. Маркина Зам. по НМР Козырева Л.И. Е.П.Кардашина, член стратегической команды Общественная экспертиза проекта Анализ и диагностика промежуточных результатов. май – сентябрь 2009 года Управляющий совет Директор О.Н. Маркина Зам. по НМР Козырева Л.И. Апробация методик проекта в ОУ. Публикации методических материалов. сентябрь 2009 – май 2010 года Школьная стратегическая команда: директор О.Н. Маркина зам. по НМР Козырева Л.И. Е.П.Кардашина, член стратегической команды Рекомендации по написанию эссе
Эссе включает в себя: - Введение: тема, актуальность, проблемность. - Основная часть: суждения (аргументы), основные понятия, доказательства и поддержки (факты и примеры); контраргументы или противоположные суждения (необходимо показать, почему они слабы, а утверждение автора остается в силе). - Заключение: повторяется основное суждение, резюмируются аргументы, дается общее заключение. В эссе важно отразить вашу профессиональную позицию, исходя из опыта работы, а не общую точку зрения. 1. Компетентностный подход в образовании: что это? 2. Ключевые компетенции выпускника школы. 3. Ключевые компетенции учителя. 4. Приемы и методы формирования ключевых компетенций. 5. Тема по собственному выбору, связанная с компетентностным подходом к образованию. 1. Использование современных образовательных технологий как ресурс экономии времени учителя 2. Иностранный язык: учебный предмет или средство общения? 3. Исследовательская компетенция ученика – основа его успешной социализации. 4. Способность учиться на протяжении жизни и карьерный рост. Критерии оценки проектной деятельности
1. Соблюдение требований к оформлению проектной работы. 2. Полнота раскрытия темы. 3. Новизна, научное и практическое значение результатов работы. 4. Объем использованной литературы. 5. Логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления, четкость структурирования работы. 6. Доступность, логичность и свобода публичного изложения содержания и результатов исследования. 7. Понимание сути заданных вопросов, аргументированность, лаконичность и понятность ответов. Шкала готовности к творческо–инновационной деятельности
Автор С.Ю Степанов
Ф.И.О.___________________________________________________________
Инструкция
Данный опросник предназначен для исследования степени готовности Вашего коллектива к изменениям в организации. При заполнении опросника постарайтесь отразить собственную точку зрения. Опросник состоит из 20 пунктов, каждый из которых представлен двумя утверждениями. Под ними изображена шкала от 1 до 10. Балл 1 означает Ваше полное согласие с утверждением слева, балл 10 означает, что Вы полностью согласны с утверждением справа, баллы между крайними оценками соответствуют различным степеням Вашего согласия с утверждениями слева или справа. На данном Вам листке обведите кружком выбранные цифры шкалы, которые больше всего соответствуют Вашему мнению. Спасибо за работу! № утверждения 1 Вам не понятно, зачем нужно развивать творческий потенциал. Вам ясно, почему необходимо развитие Вашего творческого потенциала. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 Вам не ясно, зачем нужен инновационный поиск в Вашей профессиональной деятельности Вам ясно, зачем нужен инновационный поиск в Вашей профессиональной деятельности. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 3 Вы наблюдаете за инновационным процессом «со стороны». Вы являетесь инициатором инновационных поисков в Вашем коллективе. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 4 Вы считаете, что если творческий поиск в коллективе окончится неудачей, то будет крайне трудно избавиться от последствий. Вы считаете, что если творческий поиск в коллективе окончится неудачей, то будет легко исправить последствия и двигаться дальше. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 5 Вы считаете, что развитие Ваших инновационных умений потребует больших усилий. Вы не считаете, что развитие Ваших инновационных умений потребует больших усилий. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6 Вы не уверены, что затраченные на инновации усилия окупятся. Вы уверены, что затраченные на инновации усилия окупятся. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7 Вы считаете, что инновации не соответствует ценностям коллектива, в котором Вы работаете Вы считаете, что инновации соответствуют ценностям коллектива, в котором Вы работаете 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 8 Вы видите слабую поддержку Вашим творческим начинаниям со стороны значимых в коллективе людей Вы видите сильную поддержку Вашим творческим начинаниям со стороны значимых в коллективе людей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 9 Вы верите, что в результате инновации значимые для Вас отношения в коллективе ухудшатся или останутся плохими. Вы верите, что в результате инновации значимые для Вас отношения в коллективе улучшатся или останутся хорошими. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10 Вы уверены, что необходимой организационной поддержки в творческих начинаниях не будет Вы уверены, что необходимая организационная поддержка в творческих начинаниях будет оказана 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Вы ожидаете, что творческая деятельность Вашего коллектива отрицательно повлияет на бюджет школы. Вы ожидаете, что творческая деятельность Вашего коллектива положительно повлияет на бюджет школы. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12 Вы считаете, что нынешние темпы распространения инноваций в Вашем коллективе ниже или выше необходимого. Вы считаете, что нынешние темпы распространения инноваций в Вашем коллективе оптимальны. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 13 Вы считаете, что свойственный Вам стиль и опыт работы несовместимы с творческой деятельностью в коллективе. Вы считаете, что свойственный Вам стиль и опыт работы совместим с творческой деятельностью в коллективе. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 14 Вы считаете, что в результате распространения инноваций в коллективе независимость, возможность инициативы, обратная связь и значимость Вашей работы уменьшатся. Вы считаете, что в результате распространения инноваций в коллективе независимость, возможность инициативы, обратная связь и значимость Вашей работы увеличатся. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 15 Вы относитесь к творческому поиску в коллективе, как к «событию ради события», которое стоит игнорировать или перетерпеть Вы относитесь к творческому поиску в коллективе, как к событию, которое заслуживает внимания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 16 Вы боитесь любой неудачи, связанной с творческими преобразованиями. Вы не боитесь любой неудачи, связанной с творческими преобразованиями. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 17 Вы считаете, что если в процессе распространения инноваций не все будет получаться, то надо вернуться к старым надежным методам работы. Вы считаете, что если в процессе распространения инноваций не все будет получаться, то это естественно, и нужно продолжать поиск. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 18 У Вас мало уверенности в своей способности участвовать в совместном творческом поиске в коллективе. Вы уверены в своей способности участвовать в совместном творческом поиске в коллективе. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 19 Вы считаете, что творческий поиск в коллективе угрожает Вашим законным интересам Высчитаете, что творческий поиск в коллективе не угрожает Вашим законным интересам 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 20 Вы не видите, что цели творческой деятельности и Ваши личные цели согласуются. Вы видите, что цели творческой деятельности и Ваши личные цели хорошо согласуются. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Диагностика реализации потребностей в саморазвитии
Ф.И.О.____________________________________________________________
Вашему вниманию предлагается ряд показателей. Оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю. Один балл – это минимальная выраженность показателя, 9 баллов – максимальная. В клеточке выбранного для ответа балла поставьте крестик. Спасибо за работу! 1. Осознание личной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 2. Наличие познавательных интересов в области педагогики и психологии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 3. Чувство долга и ответственности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 4. Любознательность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 6. Потребность в психолого-педагогическом самообразовании 1 2 3 4 5 6 7 8 9 7. Потребность в самопознании 1 2 3 4 5 6 7 8 9 8. Ранговое место самообразования среди других видов деятельности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 9. Уверенность в своих силах 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10. Уровень общеобразовательных знаний 1 2 3 4 5 6 7 8 9 11. Уровень общеобразовательных умений 1 2 3 4 5 6 7 8 9 12. Уровень педагогических знаний и умений 1 2 3 4 5 6 7 8 9 13. Уровень психологических знаний и умений 1 2 3 4 5 6 7 8 9 14. Уровень методических знаний и умений 1 2 3 4 5 6 7 8 9 15. Уровень специальных знаний 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Ключ к методике №1.
«Шкала готовности к творческо–инновационной деятельности» (С.Ю Степанов). Опросник предназначен для исследования готовности педагога к изменениям в образовательном учреждении, в собственной деятельности. При обработке необходимо суммировать отмеченные испытуемым баллы по всем пунктам методики. Об уровне готовности к творческо-инновационной деятельности свидетельствуют следующие количественные показатели: от 0 до 80 баллов – низкий уровень, от 81 до 140 баллов – средний уровень, от 141 до 200 баллов – высокий уровень. Ключ к методике №2.
«Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» (Н.П. Фетискин). Методика позволяет определить мотивационный и когнитивный компоненты профессионально-педагогического саморазвития. Для определения мотивационного компонента необходимо подсчитать общее количество баллов по 1 – 9 пунктам опросника. Об уровне сформированности мотивационной готовности к педагогическому саморазвитию свидетельствуют следующие количественные показатели: 55 и более баллов – низкий уровень, 36-54 балла – средний уровень, 35 и менее баллов – высокий уровень. Для определения когнитивного компонента необходимо подсчитать общее количество баллов по 10 – 15 пунктам опросника. Об уровне сформированности когнитивной готовности к педагогическому саморазвитию свидетельствуют следующие количественные показатели: 37 и более баллов – низкий уровень, 24-36 баллов – средний уровень, 23 и менее баллов – высокий уровень. Диагностика продуктивности инновационной деятельности
. Анализ продуктов деятельности педагогического коллектива проводится по следующим параметрам: повышение квалификации, участие в профессиональных конкурсах, участие в семинарах, конференциях, мастер - классах, разработка программно-методических материалов, применение современных педагогических технологий (согласно классификации Г.К. Селевко), применение цифровых образовательных ресурсов, участие воспитанников в олимпиадах, конкурсах. Если параметр присутствует – выставляется 1 балл, нет – 0 баллов. Продуктивность инновационной деятельности определяется подсчетом среднего балла по шкале: низкий уровень – до 0,25, средний – от 0,26 до 0,65, высокий – свыше 0,66
учителей муниципального общеобразовательного учреждения
_________________________________ Адрес школы _________________________________________________________________________________________
Распространение своего пед. Опыта Номер п/п Фамилия, имя, отчество Занимаемая должность Преподаваемый предмет Число полных лет Стаж пед. Раб. (число лет, месяцев,дней) Разряд, категория, год прохождения посл. Аттест. Повышение квалификации (более 1 раза в 5 лет) Участие в профессиональных конкурсах публикации Участие в семинарах, конференциях, мастер-классах Разработка программно-методических материалов Применение современных пед. Технологий Применение цифровых образовательных ресурсов Участие воспитанников в олимпиадах, конкурсах Продуктивность инновационной деятельности 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Примечание: низкий уровень – до 0,25, средний – от 0,26 до 0,65, высокий – свыше 0,66.
Рефлексия включения педагога в инновационную деятельность
№ п/п Вопрос Варианты ответов, предложенных педагогами % выбора 1. Какие факторы способствуют успешной реализации новшества? Возможность осуществления личных целей Осознание общественной значимости инноватики Творческая коллективная деятельность 2. Какие ресурсы необходимо использовать? Восприимчивость к передовому педагогическому опыту Желание следовать положительному опыту коллег Навыки исследовательско-экспериментальной деятельности 3. От чего следует отказаться? Полная удовлетворенность учебно-воспитательным процессом Негативный опыт прошлых нововведений Поспешных выводов Позиция «пассивного наблюдателя» Стремление «объять необъятное» 4. Что необходимо учесть, чтобы ошибки «прошлой» деятельности не переносились в «будущую»? Психологическое сопровождение экспериментальной деятельности Формирование команды единомышленников Четкое целеполагание Комплекс мотивационных условий
Критерии готовности педагога к экспериментальной
Компоненты готовности Критерии Показатели Мотивационная готовность Наличие исследовательской позиции в заданном экспериментальном поле Положительные практические состояния, вызванные отношением к экспериментальной деятельности Технологическая (операционная) готовность Выполнение действий, предусмотренных технологией экспериментальной деятельности Соответствие экспериментальных действий и их результатов методологическим предписаниям и заданным исходным установкам заказчика Креативная готовность Интеллектуальная инициатива в тактике реализации заданных исходных установок Получение креативного (оригинального, не имевшегося ранее и т.п.) и обоснованного продукта Рефлексивная готовность Осмысленность экспериментальных действий Адекватность самооценки собственных идей, предложений, опыта и т.д., обоснованное принятие или непринятие идей, опыта, предложений и т.д. других участников экспериментальной деятельности 1. Алексанина И.С. Инновационная деятельность: всё начинается с анализа обстановки. // Практический журнал для учителя и администрации школы. / под ред. Котов С. – М., 2006. – с. 11-16. 2. Аминов Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания // Вопросы психологии. 1994. №2. С.88-98. 3. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика,1991.- С.326-335. 4. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. - Краснодар, 2001 – 220 с. 5. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. – Краснодар, 2000. 6. Бондарев П.Б., Курочкина В.Е. Проектная деятельность учителя. - Краснодар, 2002. 7.
Голицын Г.А. Рефлексия как фактор развития// Проблемы рефлексии/ отв. ред. Ладенко И. С. - Новосибирск: Наука,1987.-С.54-60. 8. Давыдов В.В. , Неверкович С.Д., Самоукина Н.В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей.// Вопросы психологии,-1990-№3.-С.14-21. 9. Иванова Е.М. Технология психологической оценки профессионала //Вопросы психологии.1991. № 4. С.56-57. 10. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. – СПб., 2000. 11. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.:Флинта: МПС Соц. Ин-т, 1998. - 216 с. 12. Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. - М., 2002, с. 236-241. 13. Сериков В.В. Образование и личность: проектирование личностно-ориентированных педагогических систем. - М., 1999. 14. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М., 1997. - 224 с. 15. Проектирование и реализация тьюториальной модели психолого-педагогической и методической поддержки инновационной деятельности учителя (образовательный проект) под руководством П.Б. Бондарева
|