Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 19

 

Поиск            

 

предмету

 

             

предмету

предмету

Мировая художественная культура

Чужов Кирилл 9 ”Б”

Минск 2006 г.

Тициан

Тициано Вечеллио, известный как Тициан (около 1476/77или1489/90-1576), прожил очень долгую жизнь. Подобно Микеланджело, он был свидетелем расцвета искусства Возрождения и его преображения в маньеризм. Однако поиск и смена стиля у этого великого живописца не были сопряжены с мучительными сомнениями. Поступив в мастерскую Джованни Беллини, Тициан вскоре попал под сильное влияние своего соучастника Джорджоне и даже учавствовал в создании нескольких его работ. Так, например, часть или даже вся работа над “Сельским концертом” и “Спящей Венерой” приписывается молодому Тициану. В картине “Любовь земная и небесная”(1510-е гг.) . Тициан использует философский сюжет о двух Венерах- “небесной” и земной, “народной”. Обнаженная женская фигура олицетворяет возвышенную небесную любовь, а одетая в пышный венецианский наряд- любовь земную. Художник растворяет объем и пространство в стихии красок, мазки как бы ласкают поверхность холста... ,“Венера Урбинская” созданная в 1530-х гг., как будто спорит с “Венерой Джорджоне”. У Тициана это земная женщина, лежащая на кровати в богатом патрицианском доме. Богиня спокойна, ее задумчивый взгляд устремлен на зрителя. В 1540-е гг. -в период позднего Возрождения- искусство Тициана переживает перелом. Рисунок мастера становится более прихотливым, формы таят в огненных красках, на лицах героев часто заметны горечь и усталость. “Портрет ПавлаIII с Алессанро и Оттавио Форнезе” (1545-1546гг.) изображает престарелого папу согнувшимся и настороженным. Он словно прислушивается к происходящему, а один из его внуков буквально подкрадывается к нему. Картина вызвала у заказчика, ПавлаIII, не только восторг, но одновременно и испуг. В 1548г. Тициан побывал в Аугсбурге при дворе германского императора КарлаV. Художник написал его устало сидящим в кресле. В лице властителя подчеркнуты воля, внутренние спокойствия и вместе с тем – задумчивость с оттенком скорби. Отход Тициана от классического стиля наглядно показывает знаменитая картина “Венера перед зеркалом” (1550-е гг.). Строение фигуры почти невозможно угадать - перед зрителем широкий красочный контур, золотистое сияние которого заставляет забыть о достоверности рисунка. Картина лишена героического пафоса, который так явно чувствуется в “Любви земной и небесной”: это просто красивая сцена, напоенная солнечными и пурпурными тонами. В 1550-х гг. начинается последний период творчества Тициана. Он чувствует, что новое поколение художников теснит его и его эпоху. Мастер встречает непонимание у тех, кто прежде восхищался его произведениями. В мастерскую Тициана поступает молодой Тинторетто – и буквально через несколько дней стареющий гений возненавидел талантливого художника. Он прогнал Тинторетто и решил сразиться за свой стиль с кистью в руках, несмотря на 80- летний возраст. Так называемая «последняя манера» Тициана исполнена бурлящих чувств и презрения к вкусам толпы. Он доводит красочную стихию до кипения даже в религиозных сценах. Герой картины «Святой Себастьян» (около 1570 г.) как грозное ведение кристаллизуется из жемчужно – серой вибрирующей мглы. «Кающаяся Магдалина» (1560-е гг.)не старается скрыть опухшие от слез глаза и покрасневший нос. «Коронование терновым венцом» (около 1570 г.) освещено призрачным пыланием люстры, висящей под потолком. Фигуры палачей сплетаются в могучий водоворот, а их палки неумолимо сходятся на голове Христа.