Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 19

 

Поиск            

 

Методика ознакомления дошкольников с архитектурой

 

             

Методика ознакомления дошкольников с архитектурой

Содержание

Введение……………………………………………………………………………

3

1

Архитектура как вид изобразительного творчества…………………………

4

1.1

Методика ознакомления дошкольников с архитектурой …………………...

4

1.2

Виды занятий по ознакомлению с архитектурой...…………………………..

10

2

Методы и приемы развития детского изобразительного творчества……….

13

Список использованных источников ……………………………………………….

18

Введение

Изобразительное искусство, в том числе и архитектура, оказывает действенное положительное влияние на личность особенно на формирование художественного вкуса, художественного восприятия. Эти качества имеют непреходящее значение: видящей и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать.

Сегодня, как никогда прежде, ощущается потребность в изучении духовного наследия своего народа, прежде всего ближайшего окружения, малой родины.

Формирование чувства «малой родины» осуществляется в процессе использования в работе с детьми регионального компонента.

В данной работе рассматривается методика ознакомления дошкольников с произведениями архитектуры и предлагаются примеры занятий по ознакомлению детей с архитектурой.

Вторым вопросом данной работы является развитие детского изобразительного творчества. В работе рассмотрены методы и приемы развития детского изобразительного творчества.

1 Архитектура как вид изобразительного творчества

1.1 Методика ознакомления дошкольников с архитектурой

Архитектура, или зодчество — это, система зданий, сооружений, и ис­кусство создавать их по законам кра­соты.

Чтобы помочь дошкольникам овла­деть азбукой архитектуры, должен быть соблюден целый ряд условий. И первое, главное, состоит в следующем: педагог сам должен хорошо знать и понимать этот вид искусства.

Используя свой запас знаний и представлений, воспитатель может по­знакомить детей с памятниками раз­ных архитектурных стилей, выбранны­ми по своему усмотрению.

Перечислим стили:

Деревянное зодчество.

В городах Древней Руси большинст­во жилых построек и укреплений строилось из бревен.

Прочные, удобные и красивые по­стройки меняли свой стиль в зависи­мости от того, для кого они создава­лись.

Царская резиденция в Коломенском состояла из множества строений, свя­занных между собой переходами и галереями, Дворец насчитывал 270 комнат с 3 тысячами окон и оконцев. По воспоминаниям очевидцев, он по­ходил на небольшой городок с чешуйчатыми башенками и крышами. К сожалению, Царское Село в Коломен­ском было полностью уничтожено по­жарами.

Сохранившиеся шедевры деревянно­го зодчества: Кижи (Карелия), Хох­ловка (Пермская область).

Красивые деревянные дома в Древ­ней Руси называли хоромами; жили­ща, возведенные из камня или кирпи­ча,— палатами, а высокие здания в виде башни или жилое помещение в верхней части дома — теремами.

В романской архитектуре (X—XII вв.) массивные, суровые и неприступ­ные, построенные из камня церкви, монастыри, замки воздвигались на возвышенных местах и господствовали над местностью.

В готике (XII—XV вв.) соборы воз­водились в центре города и могли вместить его взрослое население. В стенах прорезались огромные окна, в том числе и круглые («розы»), с многоцветными витражами. Устремле­ние собора ввысь подчеркивалось ги­гантскими ажурными башнями, высо­кими стрельчатыми арками.

Собор Нотр-Дам (Париж);

Вестминстерское аббатство

Для эпохи Возрождения (XIV- XVI вв.) характерны изящные и легкие формы, согласованность и пропорцио­нальность.

Дворец Дожей (Венеция), Воспита­тельный дом (Флоренция).

Барокко (конец XVI — середина XVIII вв.) тяготело к торжественности и пышности.Петропавловская крепость (Санкт-Петербург), арх. Д. Трезини; Никольский морской собор (Санкт-Петербург), арх. С. Чевакинский; Зимний дворец (Санкт-Петербург), арх. В. Растрелли.

Классицизм (XVII - начало XIX в.) - стиль строгих линий, уравновешен­ной композиции и четких пропорций. Дом союзов (Москва), арх. М.Казаков; здание Сената в Кремле (Москва), арх. М. Казаков; Казанский собор (Санкт-Петербург) арх. А. Воронихин; Александрийский театр, здание Се­ната и Синода, Михайловский дворец (Санкт-Петербург), арх. Росси; здание Биржи, Ансамбль Стрелки Васильевского острова (Санкт-Петер­бург), арх. Тома де Томон.

Представители стиля модерн исполь­зовали возможности новых конструк­ций, строительных и отделочных ма­териалов.Эйфелева башня (Париж), арх. Эйфель.

Конструктивизм — это современные многоэтажные дома, предназначенные для проживания большого количества людей.

Второе условие: знакомство с шедев­рами зодчества лучше проводить не один раз в неделю в специально отведенное время, а регулярно, в про­цессе свободной самостоятельной дея­тельности детей и желательно при индивидуальном общении.

Для того чтобы заинтересовать детей, обязательным компонентом предмет­но-развивающей среды группы долж­ны стать альбомы, открытки с изобра­жением памятников архитектуры.

Воспитатель в непринужденной форме привлекает детей к рассматри­ванию иллюстративного материала и просит показать наиболее понравив­шиеся здания или постройки. Свой выбор дети обычно объясняют одним словом: «Красиво!» Поэтому третье условие: демонстрация педагогом собственного восприятия красоты архи­тектурного шедевра. Например, рас­сказ о Зимнем дворце.

«Дворец огромен. Все его фасады — разные. Со стороны Невы здания вытянуты вдоль набережной. В цент­ре — трехпролетный подъезд с колон­ками. Каждый простенок между окна­ми украшен поставленными друг на а сдвоенными колоннами. Если смотреть на фасад, то стройный ряд белых двухъярусных колонн кажется бесконечным.

Фасад дворца, который обращен к Дворцовой площади, — главный. Цен­тральная его часть выступает. Тройная аркада ворот являлась главным въез­дам. Отсюда кареты попадали в большой двор к главному подъезду. Многочисленные колонны не несут никакой тяжести. Они служат только для украшения: поставлены друг на друга или собраны в пучки. Нарядный вид дворцу придают белые наличники окон, обрамленные лепными узорами и украшениями, разными на каждом этаже. Сочетания трех цветов — зеле­ного (стены), белого (колонны и на­личники окон) и золотисто-серого (лепные украшения) подчеркивают парадную и величественную красоту зданий. На кровле вдоль карниза рас­ставлены скульптуры и вазы. Украше­ний много, но все очень гармонично, без излишеств».

Четвертое условие: и педагог, и ре­бенок при рассматривании иллюстра­ций обводят называемый элемент пальцем (не указкой!). Такой способ усиливает восприятие, так как архи­тектура — искусство пространственное и ее познание возможно только в движении. (Например, воспитатель го­ворит, а ребенок показывает: «Вдоль дворца по набережной идешь... идешь, идешь... Здание такое длинное, конца его не видно...»)

Пятое условие: беседа с ребенком в форме совместного поиска ответов на вопросы, поставленные педагогом. Например, в разговоре об архитектур­ных шедеврах обязательно упомина­ются их создатели. Можно предло­жить подумать, правильно ли, говоря о постройке здания, соотносить ре­зультат труда многих с одним именем.

Воспитатель. Архитектор задумывает и создает чертеж... Так что же такое чертеж архитектора? (Задумка.) Он выбирает материал. Если здание будет строиться в лесной местности, какой материал выберет архитектор? (Дере­во.) А если леса нет, но есть мрамор, гранит? (Камень.) А может быть, это будет материал, который научились делать люди,— железобетон и стекло? Или кирпичи? Из чего делают кирпи­чи? (Из глины.) Значит, если много глины, то для строительства будут использованы кирпичи.

Архитектор знает, какие потребуют­ся инструменты для постройки. Почему? (Потому что он выбрал материал.) Значит, архитектор пригласит тех ра­бочих, которые умеют обращаться с этим материалом. Кого он позовет? (Или плотников, или каменщиков, или бетонщиков.) Людей каких профессий еще пригласит архитектор? (Резчиков по камню, художников, крановщиков, шоферов, штукатуров и др.)

Архитектор не может выполнить то, что задумал, один. Но он наблюдает за работой других, чтобы все получи­лось правильно и красиво. И тогда люди будут любоваться зданием и говорить, например: «Это построил архитектор Росси». Так почему же мы называем имя архитектора, хотя в строительстве принимали участие люди разных профессий? (Потому, что задумал это здание архитектор.)

У детей часто возникает вопрос: «Почему постройки так не похожи друг на друга?»

Воспитатель вместе с детьми рас­сматривает Теремной дворец и Дворец съездов и предлагает подумать: в каком из зданий они предпочли бы жить и почему?

Выслушав ответы детей, подводит их к пониманию того, что внешний вид и назначение построек, выбор матери­алов и техника исполнения зависят от исторической эпохи.

«Нарядный, с золотой крышей и светло-голубыми изразцовыми карни­зами, похожий на теремок, дворец более удобен для проживания. Так и хочется посидеть у маленького уютно­го окошка, наличники которого укра­шены каменной резьбой. Или на зо­лотом крылечке, главном входе во дворец. Его столбики перехвачены по­ясками, в пролетах арок висят декора­тивные гирьки. А один из проходов крыльца украшает золотая решетка — произведение русских кузнецов. В давние времена построен дворец, Москва не раз горела, но каменное здание сохранилось.

Теремной дворец предназначался для повседневной жизни царской семьи, в нем не поместится большое количество людей.

А Дворец съездов вместит многочисленных участников собраний, спек­таклей, балов. Здание выстроено срав­нительно недавно из стекла и бетона. Из больших окон посетители могут любоваться внутренним убранством Кремля».

Шестое условие: в разговоре с деть­ми не следует увлекаться называнием стилей. Гораздо важнее при рассмат­ривании иллюстраций обращать вни­мание на признаки, которые опреде­ляют данный стиль. Например, срав­нить Зимний дворец (арх. Растрелли) и Михайловский дворец (Русский музей) (арх. Росси).

Красота Зимнего дворца пышная, праздничная, нарядная, но во всем чувствуется какая-то легкость. Многочисленные колонны только ук­рашают.

Основной замысел архитектора при постройке Михайловского дворца - воспеть победу России над Наполеоном, так как здание стро­илось для брата царя Михаила, пят­надцатилетним подростком участво­вавшим в Отечественной войне 1812 года. Нет ничего лишнего, линии строгие, четкие. Между колоннами — вход во дворец.

Украшениями служат рельефы, по­священные славе отважных русских воинов. Строение отгорожено от пло­щади красивой решеткой: копья с позолоченными остриями и чугунные столбы с изображением военных тро­феев. Дворец «охраняют» мраморные львы. Красота дворца горделивая, торжественная.

«Погружению» детей в мир архитек­туры будут способствовать занятия конструированием.

При рассматривании Михайловского дворца педагог размышляет: «Если уб­рать колонны, что будет? Упадет фронтон? Значит, колонны нужны не только для украшения? Интересно, а в других постройках можно убрать колонны?»

Заинтересовавшись, ребенок может найти иллюстрацию другого здания, например Зимнего дворца, и с помо­щью воспитателя подойти к пониманию, что некоторые элементы строительства могут использоваться в раз­ных целях.

Спустя какое-то время педагог пока­зывает открытки с изображением дру­гих памятников архитектуры, постро­енных в стиле барокко и классицизма, и предлагает найти и показать сходст­во и различие зданий.

Например, ребенок рассматривает Смольный институт (арх. Г. Кварнеги) и отмечает большое количество ко­лонн, которые служат для украшения, а затем сравнивает его с выдержан­ным в строгом стиле Казанским собо­ром (арх. А. Воронихин). Когда путем совместных усилий стилевые особен­ности будут выделены, педагог делает вывод: «Стиль с большим количеством архитектурных излишеств называется барокко, а в зданиях классицизма — четкие линии, строгие пропорции, каждая деталь для чего-то предназна­чена».

В Целях закрепления полученных знаний можно предложить построить дом с колоннами.

Воспитатель. Архитектор Растрелли использовал колонны для украшения, а у Росси они держат крышу. А как задумаешь ты?

Спустя какое-то время анализирует­ся результат деятельности ребенка:

«Ты построил красивый дом. А если колонны убрать, что произойдет с домом? (Он разрушится.) Значит, кра­сота у тебя служит не для прочности, как в барокко? А можешь ты постро­ить такой дом, чтобы колонны ис­пользовались не только для красоты, но и для прочности, как в классициз­ме?»

Не следует требовать от детей зна­ния терминологии. Важно помнить: главная цель ознакомления с архитек­турой — научить детей восхищаться красотой зданий и выражать свое от­ношение к увиденному.

1.2 Виды занятий по ознакомлению с архитектурой

Тема: « Моя улица»

Цель. Учить, создавать несложную композицию (современная городская улица). Закрепить знание основных частей здания (стена, крыша, окно, дверь, балкон, лоджия). Познакомить с новыми понятаями: фасад, архитек­тура, архитектор.

Предварительная работа. Рассматри­вание иллюстраций, фотографий по теме занятия. Рисование на тему «Дом в котором я живу».

Ход занятия

Район, в котором находится, наш детский сад, не отличается своеобразием и красотой зданий: в основном это пятиэтажки, построенные по типовому проекту. Но как раз их «проетота» (четкая геометрия стен, окон, дверей и развернутость фасадом к улице) об­легчает работу детей по их изображе­нию и составлению композиции. В начале занятия воспитатель рассказы­вает о том, что с давних времен люди, начав строить, стремились определить главные качества, которым должно соответствовать любое строение: это назначение (польза), прочность, кра­сота. Наука и искусство проектиро­вать, строить называется архитекту­рой, а человек, который ею занимает­ся,— архитектором. Отвечая на вопро­сы воспитателя, дети вспоминают, как называются основные части здания, для чего они нужны. Воспитатель уточняет: ..все., здания строятся для человека, для удовлетворения различ­ных его потребностей; их величина, особенности строения, украшения оп­ределяются назначением. Вводит новое понятие - фасад. Предлагает вспомнить, какие дома есть на родной улице, как они расположены (фаса­дом, торцом), как украшены, а затем нарисовать улицу, на которой дети живут. Во время работы (на больших листах, гуашью) обращает внимание детей на величину домов, на их расположение относительно улицы, друг друга, точки изображения ближе, дальше). По окончании рабо­ты предлагает «погулять вдоль улицы», полюбоваться домами.

Индивидуальное строительство отли­чается большим разнообразием форм, украшений, зачастую более тесно связано с традиционным националь­ным зодчеством. Поэтому следующей темой занятий органично стала тема «Дачный дом».

Тема: «Дачный дом»

Цель. Учить создавать эскиз дачного дома, обращая особое внимание на архитектурные детали, придающие ему своеобразный облик (обрамление оконных и дверных проемов, перепле­ты, остекление веранд, крыльца, деко­ративные вставки и т. д.).

Предварительная работа. Рассматри­вание иллюстраций, фотографий по теме. Игры с конструктором «Строим дом». Ознакомление с такими поня­тиями, как конек — верхний стык двух скатов; причелина — доска, закрывающая наружные концы кров­ли; наличник — декоративное обрам­ление оконных проемов.

Ход занятия

Предложить детям вспомнить дачные дома, в которых они бывали, и рассказать о них. Обратить внимание на различия между ними (форма крыши, крыльца, веранды, украшения, окраска). Пред­ложить стать архитектором и выпол­нить эскиз дачного дома, самим выбрать технику исполнения (аппли­кация, рисование), определить после­довательность работы.

Выразительность и индивидуаль­ность деревянным домам придают такие архитектурные особенности, как увеличенные свесы. крыш, разные переплеты, остекление веранд и крыльца, элементы декора (пояса, рамки, простенки, вставки), выделен­ные контрастными цветами. Из рас­сказов воспитателя дети узнают, что Россия испокон веков была лесной страной. Русский человек издавна селился по берегам рек и озер, из дерева рубил избы, обносил крепости с мощными стенами и башнями, строил церкви. Дети узнают, что Кремлем называется обнесенная крепостными стенами центральная часть древнего города; что на берегу реки Москвы, на Боровицком холме, там, где пересекались водные и сухопутные пути, много веков тому назад Юрий Долгорукий повелел строить селение. С тех пор Москва стала городом. Рассматривая картины Аполлинария, Васнецова, дети видят, какой было Москва сотни лет назад: бревенчатые (сосновые) дома, похожие на деревен­ские избы, церкви, колокольни, сто­рожевые башни... Воспитатель обра­щает внимание детей на необычные кровли (шатер, бочка, луковица, глав­ка), крыльца (высокие, висячие или на столбиках).


2 Методы и приемы развития детского изобразительного творчества

Для успешного формирования художественно-творческих способностей детей следует использовать определённые методы и приёмы.

Методы – это совокупность приемов и средств, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

И. Я. Лернер, включая в содержание образования ребенка опыт творческой деятельности, определяет такие ее черты:

- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

- видение новой функции предмета (объекта);

- видение проблемы в стандартной ситуации;

- видение структуры объекта;

- способность к альтернативным решениям;

- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

И. Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить. Но этот процесс отличается от привычного обучения.

Знакомя детей с предметами и объектами окружающего мира, воспитатель обращает внимание на их форму, учит их сравнивать предметы по форме, подчеркивает, что предметы одинаковой формы изображаются сходными способами. Поэтому, овладев способом изображения одного из предметов той или иной формы (круглой, прямоугольной и др.) в рисунке, получив знания о взаимосвязи формы предмета и способа его изображения, дети свободно переносят усвоенный способ при рисовании на другие предметы сходной формы.

Разумеется, не все черты творчества могут быть развиты у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. А вот формировать у детей способность к альтернативным решениям нужно и можно.

Лернер предложил классификацию методов используемых в обучении детей рисованию:

- информационно-рецептивный;

- репродуктивный;

- исследовательский;

- эвристический.

Информационно-рецептивный метод – направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания ребенком новой готовой информации. Информация должна воздействовать на все органы чувств.

Репродуктивный метод – метод направленный на закрепление, упрочение и углубление знаний, способов оперирования знаниями; усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известны.

Эвристический, или частично-поисковый метод – направлен на поступательное обучение процедурам творческой деятельности. Педагог включает ребенка в поиск решения не целостной задачи, а отдельных ее элементов (педагог сообщает факты – дети делают выводы; педагог ставит проблему – дети предполагают, как можно ее решить, т.е., выдвигают гипотезу).

Исследовательский метод направлен на самостоятельное решение ребенком целостных задач.

Приемами обучения, он называет отдельные детали, составные части метода: в информационно-рецептивный - входят такие приёмы как наблюдение, обследование предметов, игрушек, готовых построек, рассматривание картин, иллюстраций несущих детям информацию о предметах и явлениях. В репродуктивный метод входят упражнения направленные на закрепление полученных детьми знаний. В исследовательский и эвристический входят наборы творческих заданий, игровых упражнений.

При работе с детьми на занятиях творчеством небходимо знать с каким материалом интересно работать, в основном используют такие материалы, техника работы с которыми не вызывает особого труда у детей дошкольного возраста. При подборе изобразительных материалов необходимо учитывать не только возраст детей но и цели обучения.

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры или задания, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

К практическим приёмам относятся упражнения, игры, моделирование.

Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.

Игровой приём предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам относится наблюдение, рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом. Таким образом, для формирования художественно-творческих способностей необходимо использовать комплекс методов и приёмов: наглядные методы (наблюдение, рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок), словесные методы и приёмы (рассказ, беседа, пояснение, совет, напоминание, поощрение), игровые приёмы. Только такой подход позволит эффективно формировать художественно-творческие способности детей.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества — разнообразие и вариа­тивность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для де­тей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную де­ятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредствен­ность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз вос­питатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой — искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ре­бенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидатель­но трудиться. Однако внести разнообразие во все моменты работы и в сво­бодную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, ап­пликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.). А что случится, если делать по-другому? Кто от этого постра­дает? Жесткие, «единственно верные» правила сковывают инициативу педагогов и детей, лишают их возможности проявить творческие способности.

Чтобы помочь воспитателю в поисках разнообразных решений, приве­дем примеры вариативного подхода к формулировке темы изображе­ния, к организации занятий или их отдельных моментов.

Вот, например, как по-разному можно подвести детей младшего дош­кольного возраста к созданию изображений по замыслу. В одном случае воспитатель организует игровую ситуацию, собирает детей около себя и говорит, что сейчас они будут заниматься. В это время раздается стук в дверь. Воспитатель удивляется: «Кто бы это мог быть?». Идет к двери, затем возвращается и говорит, что ребенок из старшей группы принес малышам в подарок игрушки и предложил, если игрушки им понравятся, нарисовать а старшие дети повесят эти работы в своей группе. Воспитатель достает одну игрушку за другой (мяч, погремушка, неваляшка, колечко и др.). Игрушки могут быть различными по форме, количеству составляющих их частей и т.д. Все зависит от того, когда проводится занятие и что дети уже умеют. Необходимо также учитывать возможности и интересы каждого ребенка чтобы никому не было скучно из-за чрезмерной простоты задачи или не интересной темы. Поэтому можно использовать сложные по форме игрушки, (а не только те, которые, по мнению воспитателя, могут нарисовать вылепить дети). Всегда и во всем нужно обеспечивать детям возможности выбора; учитывать, что кто-то захочет и сможет выполнить более слой изображение.

Дети рассматривают яркие, красивые игрушки, называют форму, цвет «Нравятся ли вам игрушки?» — спрашивает воспитатель. Получив утвердительный ответ, спрашивает снова: «Хотите их нарисовать?». Конечно же, дети отвечают согласием. Педагог предлагает каждому ребенку ту игрушку, которая ему нравится больше всего. На столах приготовлены бумага, краски — все необходимое (материалы для рисования могут быть другими, можно предоставить детям возможность выбора). В этом случае все должно находиться на отдельном столе, чтобы ребенок мог свободно подойти и взять то, что ему нужно. Это детям вполне по силам и приучает их самостоятельно готовить рабочее место, продумывать, что потребуется для работы.

Работа с готовыми рисунками может быть продолжена. Так, малыши все вместе относят свои шедевры в старшую группу. Старших же ребят можно попросить придумать рассказ или сказку о той игрушке, изображение которой им больше всего понравилось. Можно записать их рассказы затем прочитать малышам.

Занятие по замыслу может начаться и по-другому. Воспитатель устра­ивает в группе выставку детских рисунков, на которых изображены раз­личные предметы, сюжеты. Собрав всех около стенда, доски или стены, где развешаны рисунки, педагог обращает внимание малышей на то, ка­кие красивые картинки они научились рисовать. Каждый рисунок рас­сматривается; воспитатель спрашивает, что на нем нарисовано. Как пра­вило, такая выставка вызывает у детей чувство радостного удивления, поэтому, когда педагог спрашивает, хотят ли нарисовать еще, они с ра­достью соглашаются. Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать себе бумагу (листы разного цвета лежат у него на столе) и подумать, что он хочет нарисовать, какие краски ему понадобятся. Представленные на выставке рисунки дают толчок детскому воображению; все, как правило, ри­суют то, что хотят, и с большим интересом. Закончив работу, ребенок отда­ет ее воспитателю или сам помещает свой рисунок на стенд, и рядом с преж­ней выставкой возникает новая. Затем дети рассматривают новые рисунки, воспитатель подчеркивает, что все рисунки разные. Необходимо развивать активность детей, предоставлять им большую самостоятельность.


Список использованных источников

1. Иванова Шедевры архитектуры как средство художественного воспитания// Дошкольное воспитания . – 2001. -№6.

2. Игнатович С. Знакомим детей с искусством зодчества// Дошкольное воспитание. 2006.-№2.

3. Костарева Л. Учу детей творить // Дошкольное воспитание. 2006. - №2

4. Комарова Т Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей //Дошкольное воспитание -1998. -№ 10.

5. Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.