Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 19

 

Поиск            

 

Задачи лаборатории: выявить наиболее существенные черты современных трактовок понятия "педтехнология"; определить принципмальные различия между понятиями "методика" и "технология" в педагогическом контексте

 

             

Задачи лаборатории: выявить наиболее существенные черты современных трактовок понятия "педтехнология"; определить принципмальные различия между понятиями "методика" и "технология" в педагогическом контексте

Творческая лаборатория


СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Средняя общеобразовательная школа №2

Руководитель: Чеботарева Ф.М.

2005-2006 учебный год


Средняя общеобразовательная школа №2

Руководитель: Чеботарева Ф.М.

2005-2006 учебный год

Цели лаборатории:


Познакомиться с различными точками зрения на понятие "педагогическая технология" и его аспектами.

Познакомиться с научными основами педагогических технологий и их классификацией, раскрыть их содержание.

Сформировать представление о современных педагогических технологиях.

Создать среду, способствующую профессиональному росту педагогов.

Задачи лаборатории:


- выявить наиболее существенные черты современных трактовок понятия "педтехнология";

- определить принципмальные различия между понятиями "методика" и "технология" в педагогическом контексте;

- ознакомить участников лаборатории с некоторыми основными группами педтехнологий;

- проанализировать наиболее общие особенности технологий обучения;

- проанализировать технологический подход к построению обучения, выяснить его реальные возможности и сферу адекватного применения;

- оказать методическую помощь учителям в их самостоятельной научно-методической работе.

Введение


В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство . Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба . Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика . Особую роль отводят духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. В основу образовательной системы в качестве генеральной идеи положено гуманистическое мировоззрение , предусматривающее формирование таких качеств личности, как осознание природы и человека в их единстве, отказ от авторитарного, мифологического стиля мышления, терпимость, склонность к компромиссу, уважительное отношение к чужому мнению, иным культурам, ценностям и верованиям. Решение этой задачи тесно связано с проблемой технологизации образования. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Вводится новое понимание "педагогической технологии" как не просто исследования в сфере использования ТСО (технических средств обучения или компьютеров), а исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов. Речь, таким образом, идет об управляемости педагогического процесса и создании инструментария для работы учителя – о педагогической технологии в педагогическом процессе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ.

-

Календарный план (2005 – 2006)

-

-

-

-

- основные формы работы


Дополнительно...

- Виды самостоятельной работы на выбор; вопросы для педагогического самооценивания; рефлексия своей деятельности; микроисследования; обмен мнениями.


Тема 1.

Понятие «педагогическая технология» его источники, составные элементы, аспекты.

- Цель: Познакомиться с различными точками зрения на понятие "педагогическая технология" и его аспектами; изучить причины использования технологий в образовательном процессе.

- Вопросы для обсуждения.

1. Источники педагогических технологий.

2. Эволюция понятия «педагогическая технология».

3. Различные подходы к определению педтехнологии.

4. Составные элементы, основные идеи педтехнологий.

5. Критерии и признаки технологичности.

- Тема микроисследования.

- Выполнение сравнительного анализа понятия " педагогическая технология" и подходов к нему.

- Рефлексия своей деятельности. Тест «Самооценка» (программа на дискете)

ПРИЛОЖЕНИЯ

К ТЕМЕ 1

Как учить результативно?

- Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии .

- Педагогические технологии имеют два источника.

- Первый источник - производственные процессы и конструкторские дисциплины, связывающие тем или иным способом технику и человека, составляющие систему "человек - техника - цель". В этом смысле технология определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойства, формы сырья, материала в процессе производства продукции. Можно привести и другие определения этого понятия, но, в сущности, все они отражают основные характерные признаки технологии: технология - категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта; технология направлена на проектирование и использование эффективных экономических процессов.

- Второй источник - сама педагогика. Еще А. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным "педагогическим производством", ставил проблемы разработки "педагогической техники". Он отмечал: "Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди ... Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка".

Дополнительно...

Массовую разработку и внедрение педагогических технологий исследователи этой проблемы относят к середине 50-х годов и связывают с возникновением технологического подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской школе.

Эволюция понятия

«педагогическая технология»

- 1 период (40-е - сер. 50-х г.) - термин «технология в образовании» означал применение аудиовизуальных средств в учебном процессе.

- 2 период (сер. 50-х - 60-е г.) - под «технологией образования» стали подразумевать программированное обучение.

- 3 период (70-е г.) - появился термин «педагогическая технология», который стал обозначать заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей.

- 4 период (с начала 80-х г.) - создание компьютерных и информационных технологий обучения.

Определение

«педагогической технологии»

Ключевое слово "ТЕХНОЛОГИЯ" греческого происхождения: techne - искусство, мастерство + logos - понятие, учение, знание, наука. Совокупно оно отражает наивысший уровень знаний в конкретных видах человеческой деятельности.

Развитие конкретной творческой личности настолько индивидуально и настолько зависит от стечения жизненных обстоятельств, что трудно представить себе формализованное описание конкретных педагогических технологий, с помощью которых идет преобразование личности. Тем не менее, в науке непрерывно предпринимаются попытки подобного определения "педагогической технологии"

- ЮНЕСКО трактует "педагогические технологии как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, а также их взаимодействие, ставящее своей задачей оптимизацию форм образования".

- Во многих зарубежных изданиях, посвященных педагогическим технологиям, можно обнаружить такое определение: "педагогическая технология - это не просто использование технических средств обучения или компьютеров; это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов" .

- По характеристике японского ученого-педагога Т. Сакамото, педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать "систематизацией образования".

- М.И. Махмутов таким образом раскрывает смысл понятия педагогической технологии : "Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели".

Развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в различных определениях этого понятия известными педагогами и методистами (например, акад. В. Монахов приводит 10 определений, проф. В. Башарин - 8 и т.д.).

Рассмотрим другие определения педагогических технологий:

- ПТ - это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату (И.П. Волков).

- ПТ - это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций (Пальчевский, Фридман).

- ПТ - это описание, проект процесса формирования личности (А.П. Беспалько).

- ПТ - это научно обоснованное предписание эффективного осуществления педагогического процесса (Цветков).

- ПТ - есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний (Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологии США).

- ПТ - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

Дополнительно...

Исходя из приведенных выше определений, мы получаем что, педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

Понятие «педагогической технологии» в трех аспектах:

- Научном (часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание обучения);

- Процессуально-описательном (описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения результатов обучения);

- Процессуально-действенном (осуществление педагогического процесса).

Понятие «педагогической технологии» на трех уровнях:

- Общепедагогическом (целостный образовательный процесс в данном регионе на определенной ступени обучения)

- Частно-методическом ( совокупность методов/средств для реализации определенного содержания обучения в рамках 1-го предмета, класса)

- Локальном (модульном) (технология отдельных частей учебного процесса)

Источники и составные элементы педтехнологий:

Источниками и составными элементами современной педагогической системы являются:

- социальные преобразования и новое педагогическое мышление;

- наука - педагогическая, психологическая, общественные науки;

- передовой педагогический опыт;

- опыт прошлого, отечественный и зарубежный;

- народная педагогика (этнопедагогика).

Основные идеи.

Анализируя результативные исследования в области образовательных технологий , В. Гузеев, доктор педагогических наук, выделяет четыре основные идеи, вокруг которых они концентрируются:

- укрупнение дидактических единиц ;

- планирование результатов обучения и дифференциация образования ;

- психологизация образовательного процесса ;

- компьютеризация.

В структуру педтехнологий входят:

- Концептуальная основа

- Содержательная часть обучения (содержание учебного процесса)

- Процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы, учебная деятельность учителей, диагностика учебного процесса)

Признаки технологически организованного учебного процесса.

1. Постановка диагностичных целей.

2. Планирование обучения на основе точного определения желаемого эталона в виде наблюдаемых действий учащихся.

3. Предварительное тестирование учащихся и конкретизация учебных целей с учетом реальных возможностей школьников.

4. Последовательная ориентация всего хода обучения на цели, которая обеспечивается наличием оперативной обратной связи и сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения.

5. Разбивка обучения на отдельные воспроизводимые обучающие циклы.

6. Полная управляемость процессом обучения.

7. Гарантированность конечного результата.

Задание: опираясь на вышеуказанные признаки, выделите достоинства и недостатки технологического подхода к процессу обучения .

Существует мнение о том, что технологии носят более универсальный характер, они воспроизводимы. Методика же - более индивидуализированная совокупность приемов и способов обучения. Она зависит от личности учителя, его темперамента и умения. В соответствии с этим ученые выделяют следующие критерии технологичности образовательной модели.

Критерии технологичности :

1. Концептуальность (опора на определенную научную концепцию).

2. Системность (логика процесса, взаимосвязь всех частей).

3. Управляемость (диагностическое целеполагание, проектирование процесса обучения, поэтапная диагностика, коррекция учебного процесса).

4. Эффективность (эффективность по результатам; оптимальность по затратам; гарантированность достижения определенного стандарта обучения).

5. Воспроизводимость (возможность применения другими).

Задание : выберите любую образовательную модель и оцените ее с учетом предложенных Вам критериев.

Различие между технологией и методикой образования (Вялых В.А., 1995)

Методика

Технология

1. Совокупность приемов, способов и форм обучения.

1. Система приемов, способов и форм обучения.

2. Ориентация в основном на результат обучения.

2. Ориентация в основном на процесс обучения.

3. Индивидуализированная совокупность приемов и способов обучения (передача профессионального опыта затруднена).

3. Менее индивидуализированная система способов и форм обучения (с возможностью передачи и расширения профессионального опыта преподавателя).

4. Доминирование специфики предмета, акцент на качественное своеобразие учебной информации.

4. Доминирование универсальных связей предметов, акцент на целостно-мировоззренческие структуры образовательной системы.

5. Преобладание образовательно-дидактического измерения учебной информации.

5. Реализация движения знания от его научно-исследовательского генезиса к образовательной экспликации (истолкованию).

Задание. Есть мнения и вопросы. Постарайтесь выразить отношение к ним.

- Технология – "украденный у Сократа эвристический метод" (Прохорова А.М.)

- "… технология – это набор операций, которые отдельны от личности педагога" (Короковский В.А.)

- Без цели и ценности всякие технологии становятся самоцелью и в результате ничего не дают в развитии детей. Разве что вредят? Если в обучении технологии – это то, что воспроизводимо при определённых конкретных условиях, проверяемых любым преподавателем, то в воспитании такое репродуцирование невозможно. Если подходить к воспитанию с гуманистических позиций, то, при чём здесь "технология" (Селиванова Н.Л.)

- Возможно, ли выйти за пределы репродуктивной ориентации, сохраняя важное достоинство педагогической технологии – её инструментальность и воспроизводимость? (Клорин М.В.)

Задание. Ответьте на вопросы:

- Как изменилось понятие "технология" в педагогике?

- Каковы причины технологического подхода к организации образовательного процесса?

- Что понимают под педагогической технологией?

- Выделите в тексте определения образовательной технологии и укажите, чем данные определения дополняют друг друга.

- Какое определение технологии ближе, понятнее Вам? Почему? Ответ аргументируйте.

Задание: познакомьтесь с перечнем образовательных моделей (помните, что он не исчерпывает все многообразие моделей образования) и расширьте предложенный Вам перечень за счет введения в него методических систем преподавания Вашего учебного предмета.
Образовательные модели (системы, теории, концепции, технологии).

  1. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.
  2. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова.
  3. Теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, И.Я . Лернер, М.И. Махмутов).
  4. Теория содержательного обобщения (В.В.Давыдов)
  5. Программированное обучение (Н.Ф. Талызина, Т.А. Ильина и др.).
  6. Концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).
  7. Теория развития познавательного интереса (Г.И. Щукина).
  8. Теория оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник).
  9. Теория активизации учебной деятельности (А.К.Маркова, Т.Н. Шамова, И.Ф. Харламова и др.).
  10. Адаптивная система обучения (А.С. Границкая).
  11. Система Л.В.Тарасова “Экология и диалектика”.
  12. Теория решения изобретательских задач.
  13. Система, основанная на гуманно-личностном подходе (Ш.А. Амонашвили).
  14. Методическая система интенсивного обучения (В.Ф. Шаталов).
  15. Технология “погружения” (М.П. Щетинин).
  16. Методические системы педагогов-новаторов: С.Н. Лысенковой, Н.П. Гузика, Е.Н. Ильина, И.П. Волкова и др.
  17. Новые информационные технологии: КТО, ИТО и др.
  18. Предметно-классно-урочная система обучения.
  19. Коллективный способ обучения (В.К. Дьяченко).
  20. Методика коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов).
  21. Модель начального образования “Развивающая Среда” (И.И. Ильясов).
  22. Система, созданная на деятельностно-коммуникативной основе (Л.Ф. Климанова).
  23. Технология воспитания (Н.Е. Щуркова).
  24. Дифференцированное обучение.
  25. Бригадно-лабораторное обучение.
  26. Организационно-деятельностная игра.
  27. Теория укрупненных дидактических единиц (П.Б. Эрдниев).
  28. Система С.Френе.
  29. Система М. Монтессори.
  30. “Вальдорфская педагогика” (Р. Штайнер).
  31. Система Л. Рона Хаббарда.
  32. Гуманистическая педагогика (К.Роджерс).
  33. Технология полного усвоения (Б. Блум, Дж .Кэрролл).
  34. Модель “Структура интеллекта” (Дж. Гилфорд).
  35. Когнитивно-аффективная модель (Ф Уильямс).
  36. Модель “Три вида обогащения учебной программы” (Дж. Рензулли).
  37. Система С. Пейперта “Использование компьютеров в учебном процессе”.
  38. Современные технологии образования: “Система учебной информации”, “Система творческих заданий”, “Моделирование”, “Учебное исследование”, “Научное исследование”, “Проектирование среды”, “Конструирование” (В.А. Бухвалов).
  39. Метод Case Study ("разбор конкретных ситуаций")

Тема 2.
Научно – методические основы педагогических технологий.

- Цель: Познакомиться с научными основами педагогических технологий и их классификацией, раскрыть их содержание.

- Вопросы для обсуждения:

1. Научные основы педагогических технологий.

2. Классификация педагогических технологий (по Селевко Г.К.)

3. Философские основания различных педагогических систем.

- Вопрос для педагогического оценивания

Возможна ли, на Ваш взгляд, объективная оценка эффективности различных

технологий?

- Темы для микроисследований:

- Традиционные и инновационные формы организации учебного процесса.

- Основные качества педагогических технологий.

- Описание и анализ педагогической технологии.

- Рефлексия своей деятельности.

1. Каков Ваш творческий потенциал?

2. Умеете ли Вы работать в коллективе?

Тема 3.
Современные педагогические технологии.

- Цель:

- изучить конкретные образовательные технологии;

- усвоить их особенности, положительные и отрицательные характеристики;

- сформировать (скорректировать) свои подходы к организации образовательного процесса.

- Вопросы для обсуждения:

1. Основные позиции, характеризующие современные педтехнологии.

2. Описание некоторых педтехнологий.

3. Основные личностно-ориентированные технологии и их характеристика.

4. Технологии развивающего обучения.

5. Концепция программированного обучения.

6. Бихевиористские теории научения.

- Тема для микроисследований:

- традиционные и инновационные формы

организации учебного процесса;

- описание и анализ педагогической технологии.

- Рефлексия своей деятельности.

«Занковский ли я учитель?»

Тест для самопроверки педагогического уровня учителя, преподающего по системе Занкова.

Библиографический список

1. Белова Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску //Частная школа. 1997. № 1.

2. Беспалько В.П. Программированное обучение М., 1971. Новые педагогические и информационные технологии в средней школе /Под ред. Е.С. Полат. М, 1999. 224с.

3. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. ї 9. С. 5-10.

4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: Учебное пособие. Белгород: БГПИ, 1992. 52 с.

5. Левина М.М. Технология обучения, роль в структуре педагогического знания (Разработка и внедрение гибких технологий обучения педагогическим дисциплинам). М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1991. С. 6.

6. Макаренко А.С. Из опыта работы / Пед. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 4. С. 368-369.

7. Педагогическое образование для XXI века: материалы международной научно-практической конференции 13-16 апреля 1994 г. М., 1994. 187 с.

8. Лобок А. Вероятностное образование - екатеринбургский вариант //Школьные технологии 1997 № 3

9. Гейдебрандт К.Ф. Учебный план свободной вальдорфской школы Частная школа 1997 № 2

10. Штейнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. М, Парсифаль. 1994. 80 с.

11. Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. Новосибирск, 1999 288с

12. Загуменнов Ю.Л. и др. Личностно-ориентированная технология Дальтон. Мн.: АСАР, 1998. 174с.

13. Шамова Т.И. Дальтон-технология // Завуч. 2001 №1.

14. Школа диалога культур. /Под ред. B.C. Библера. Кемерово, 1993.

15. Селеменов С.В. Ткаченко А.А. Школа диалога культур: это что? //Школьные технологии. 1996. № 3.

16. Гузеев В. В. Интегральная образовательная технология. М., 1999. 224 с.

17. Запрудский Н.И. Технологический подход к учебному процессу // Фізіка: праблемы выкладання. 1998. № 1,2.

18. Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. М. 1991. 175 с.

19. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М , 1990. 192 с.

20. Левитес Д. Г. Современные образовательные технологии. Новосибирск, 1999, 288 с.

21. Дьяченко В. К. Новая дидактика. М., 2000. 496 с.

22. Новые педагогические и информационные технологии в средней школе / Под ред. Е.С. Полат. М., 1999. 224 с.

23. Ибрагимов Г.И. К вопросу о технологии концентрированного обучения //Специалист.1995 № 1.

24. Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. Новосибирск, 1999.288 с. Новые педагогические и информационные технологии в средней школе / Под ред. Е.С. Полат. М., 1999. 224 с.

25. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом В адаптивной школе. М., 2000. 384 с.

26. Телегина Н.М., Байкова Т.Н., Шель Н.В. Технология критического мышления // Физика 1999 № 48; 2000, №№ 7, 23, 31, 45.

27. Юцявичене П. Я. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989. 271 с.

28. Киселева А.В., Слесарь Н.Э. Модульная технология обучения //Фізіка: праблемы выкладання. 1998. № 1

29. Окунев А.А. Как учить не уча. СПб, 1996.448с.

30. Запрудский Н.И. Технология пед. мастерских. Мн. Мозырь, 2002. 98с.

31. Пед мастерские: Франция- Россия / Сост. Э.С.Соколова. М.Новая школа, 1997,118 с.

32. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. 286 с.

33. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996. 160с.

34. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.,1996, 112с.

35. Новые педагогические и информационные технологии/Под ред. Е.С. По-лат. М., 1999. 224 с.

36. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения М.: ИНТОР 1996. 544 с.

37. Цукерман ГА. Виды обобщения в обучении Томск: Пеленг 1993 268 с.

38. Школа самоопределения: первый шаг. Часть I и II. / Под ред. А.Н. Тубельского. М. 1991; Шаг второй. М.: Политекст, 1994. 480 с.

39. Селевко Г. К. Саморазвивающее обучение. Ярославль: ИПК, 1996. 164 с.

40. Корнетов Г. Метод Монтессори // Частная школа. 1995. № 4.

41. Степихова В. Педагогика Френе в Швейцарии // Частная школа. 1995. №3.

42. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995. 176 с.

43. Унт И. Индивидуализация -дифференциация обучения М/ Педагогика 1990. 192с.

44. Уолш Кейт. Создание классов ориентации на ребенка: Практическое пособие. Мн: «Мет», 2001. 300с

45. Уолш Кейт Создание классов для 8 — 10-летних детей: Практическое пособие. Мн.: «Мет», 2002. 316с.

46. Образовательная система «Школа-2100». Педагогика здравого смысла. М.: «Баласс», 2003. 368