Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 19
Творческая лаборатория СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Средняя общеобразовательная школа №2 Руководитель: Чеботарева Ф.М. 2005-2006 учебный год Средняя общеобразовательная школа №2 Руководитель: Чеботарева Ф.М. 2005-2006 учебный год
Цели лаборатории: Задачи лаборатории: - выявить наиболее существенные черты современных трактовок понятия "педтехнология";
- определить принципмальные различия между понятиями "методика" и "технология" в педагогическом контексте;
- ознакомить участников лаборатории с некоторыми основными группами педтехнологий;
- проанализировать наиболее общие особенности технологий обучения;
- проанализировать технологический подход к построению обучения, выяснить его реальные возможности и сферу адекватного применения;
- оказать методическую помощь учителям в их самостоятельной научно-методической работе.
Введение В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство
. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным
средствам
обучения,
использованию телекоммуникационных
сетей
глобального
масштаба
. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика
. Особую роль отводят духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. В основу образовательной системы в качестве генеральной идеи положено гуманистическое мировоззрение
, предусматривающее формирование таких качеств личности, как осознание природы и человека в их единстве, отказ от авторитарного, мифологического стиля мышления, терпимость, склонность к компромиссу, уважительное отношение к чужому мнению, иным культурам, ценностям и верованиям. Решение этой задачи тесно связано с проблемой технологизации образования. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Вводится новое понимание "педагогической технологии" как не просто исследования в сфере использования ТСО (технических средств обучения или компьютеров), а исследования с целью выявить принципы и разработать
приемы
оптимизации
образовательного
процесса
путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов. Речь, таким образом, идет об управляемости педагогического процесса и создании инструментария для работы учителя – о педагогической технологии в педагогическом процессе. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ. - Календарный план (2005 – 2006) - - - - - основные формы работы
Дополнительно...
- Виды самостоятельной работы на выбор; вопросы для педагогического самооценивания; рефлексия своей деятельности; микроисследования; обмен мнениями. - Цель: Познакомиться с различными точками зрения на понятие "педагогическая технология" и его аспектами; изучить причины использования технологий в образовательном процессе.
- Вопросы для обсуждения.
1. Источники педагогических технологий. 2. Эволюция понятия «педагогическая технология». 3. Различные подходы к определению педтехнологии. 4. Составные элементы, основные идеи педтехнологий. 5. Критерии и признаки технологичности. - Тема микроисследования.
- Выполнение сравнительного анализа понятия " педагогическая технология" и подходов к нему. - Рефлексия своей деятельности.
Тест «Самооценка» (программа на дискете) ПРИЛОЖЕНИЯ К ТЕМЕ 1 Как учить результативно? - Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии .
- Педагогические технологии имеют два источника. - Первый источник
-
производственные процессы и конструкторские дисциплины, связывающие тем или иным способом технику и человека, составляющие систему "человек - техника - цель". В этом смысле технология определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойства, формы сырья, материала в процессе производства продукции. Можно привести и другие определения этого понятия, но, в сущности, все они отражают основные характерные признаки технологии: технология - категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта; технология направлена на проектирование и использование эффективных экономических процессов. - Второй источник
-
сама педагогика. Еще А. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным "педагогическим производством", ставил проблемы разработки "педагогической техники". Он отмечал: "Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди ... Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка". Дополнительно...
Массовую разработку и внедрение педагогических технологий исследователи этой проблемы относят к середине 50-х годов и связывают с возникновением технологического подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской школе. Эволюция понятия «педагогическая технология» - 1 период (40-е - сер. 50-х г.) -
термин «технология в образовании» означал применение аудиовизуальных средств в учебном процессе. - 2 период (сер. 50-х - 60-е г.) -
под «технологией образования» стали подразумевать программированное обучение. - 3 период (70-е г.)
- появился термин «педагогическая технология», который стал обозначать заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей. - 4 период (с начала 80-х г.) -
создание компьютерных и информационных технологий обучения. Определение «педагогической технологии» Ключевое слово "ТЕХНОЛОГИЯ" греческого происхождения: techne -
искусство, мастерство + logos
- понятие, учение, знание, наука. Совокупно оно отражает наивысший уровень знаний в конкретных видах человеческой деятельности. Развитие конкретной творческой личности настолько индивидуально и настолько зависит от стечения жизненных обстоятельств, что трудно представить себе формализованное описание конкретных педагогических технологий, с помощью которых идет преобразование личности. Тем не менее, в науке непрерывно предпринимаются попытки подобного определения "педагогической технологии" - ЮНЕСКО трактует "педагогические технологии
как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, а также их взаимодействие, ставящее своей задачей оптимизацию форм образования". - Во многих зарубежных изданиях, посвященных педагогическим технологиям, можно обнаружить такое определение: "педагогическая технология
- это не просто использование технических средств обучения или компьютеров; это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов" . - По характеристике японского ученого-педагога Т. Сакамото, педагогическая технология
представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать "систематизацией образования". - М.И. Махмутов таким образом раскрывает смысл понятия педагогической технологии
: "Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели". Развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в различных определениях этого понятия известными педагогами и методистами (например, акад. В. Монахов приводит 10 определений, проф. В. Башарин - 8 и т.д.). Рассмотрим другие определения педагогических технологий: - ПТ - это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату (И.П. Волков). - ПТ - это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций (Пальчевский, Фридман). - ПТ - это описание, проект процесса формирования личности (А.П. Беспалько). - ПТ - это научно обоснованное предписание эффективного осуществления педагогического процесса (Цветков). - ПТ - есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний (Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологии США). - ПТ - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько). Дополнительно...
Исходя из приведенных выше определений, мы получаем что, педагогическая технология
есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом. Понятие «педагогической технологии» в трех аспектах: - Научном (часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание обучения); - Процессуально-описательном (описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения результатов обучения); - Процессуально-действенном (осуществление педагогического процесса). Понятие «педагогической технологии» на трех уровнях: - Общепедагогическом (целостный образовательный процесс в данном регионе на определенной ступени обучения) - Частно-методическом ( совокупность методов/средств для реализации определенного содержания обучения в рамках 1-го предмета, класса) - Локальном (модульном) (технология отдельных частей учебного процесса) Источники и составные элементы педтехнологий: Источниками и составными элементами современной педагогической системы являются: - социальные преобразования и новое педагогическое мышление; - наука - педагогическая, психологическая, общественные науки; - передовой педагогический опыт; - опыт прошлого, отечественный и зарубежный; - народная педагогика (этнопедагогика). Основные идеи. Анализируя результативные исследования в области образовательных технологий
, В. Гузеев, доктор педагогических наук, выделяет четыре основные идеи, вокруг которых они концентрируются: - укрупнение дидактических единиц ; - планирование результатов обучения и дифференциация образования ; - психологизация образовательного процесса ; - компьютеризация. В структуру педтехнологий входят: - Концептуальная основа - Содержательная часть обучения (содержание учебного процесса) - Процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы, учебная деятельность учителей, диагностика учебного процесса) Признаки технологически организованного учебного процесса. 1. Постановка диагностичных целей. 2. Планирование обучения на основе точного определения желаемого эталона в виде наблюдаемых действий учащихся. 3. Предварительное тестирование учащихся и конкретизация учебных целей с учетом реальных возможностей школьников. 4. Последовательная ориентация всего хода обучения на цели, которая обеспечивается наличием оперативной обратной связи и сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения. 5. Разбивка обучения на отдельные воспроизводимые обучающие циклы. 6. Полная управляемость процессом обучения. 7. Гарантированность конечного результата. Задание:
опираясь на вышеуказанные признаки, выделите достоинства и недостатки технологического подхода к процессу обучения
.
Существует мнение о том, что технологии носят более универсальный характер, они воспроизводимы. Методика же - более индивидуализированная совокупность приемов и способов обучения. Она зависит от личности учителя, его темперамента и умения. В соответствии с этим ученые выделяют следующие критерии технологичности образовательной модели. Критерии технологичности : 1. Концептуальность (опора на определенную научную концепцию). 2. Системность (логика процесса, взаимосвязь всех частей). 3. Управляемость (диагностическое целеполагание, проектирование процесса обучения, поэтапная диагностика, коррекция учебного процесса). 4. Эффективность (эффективность по результатам; оптимальность по затратам; гарантированность достижения определенного стандарта обучения). 5. Воспроизводимость (возможность применения другими). Задание
: выберите любую образовательную модель и оцените ее с учетом предложенных Вам критериев.
Различие между технологией и методикой образования
(Вялых В.А., 1995) Методика
Технология
1. Совокупность приемов, способов и форм обучения. 1. Система приемов, способов и форм обучения. 2. Ориентация в основном на результат обучения. 2. Ориентация в основном на процесс обучения. 3. Индивидуализированная совокупность приемов и способов обучения (передача профессионального опыта затруднена). 3. Менее индивидуализированная система способов и форм обучения (с возможностью передачи и расширения профессионального опыта преподавателя). 4. Доминирование специфики предмета, акцент на качественное своеобразие учебной информации. 4. Доминирование универсальных связей предметов, акцент на целостно-мировоззренческие структуры образовательной системы. 5. Преобладание образовательно-дидактического измерения учебной информации. 5. Реализация движения знания от его научно-исследовательского генезиса к образовательной экспликации (истолкованию). Задание.
Есть мнения и вопросы. Постарайтесь выразить отношение к ним.
- Технология – "украденный у Сократа эвристический метод" (Прохорова А.М.) - "… технология – это набор операций, которые отдельны от личности педагога" (Короковский В.А.) - Без цели и ценности всякие технологии становятся самоцелью и в результате ничего не дают в развитии детей. Разве что вредят? Если в обучении технологии – это то, что воспроизводимо при определённых конкретных условиях, проверяемых любым преподавателем, то в воспитании такое репродуцирование невозможно. Если подходить к воспитанию с гуманистических позиций, то, при чём здесь "технология" (Селиванова Н.Л.) - Возможно, ли выйти за пределы репродуктивной ориентации, сохраняя важное достоинство педагогической технологии – её инструментальность и воспроизводимость? (Клорин М.В.) Задание.
Ответьте на вопросы:
- Как изменилось понятие "технология" в педагогике? - Каковы причины технологического подхода к организации образовательного процесса? - Что понимают под педагогической технологией? - Выделите в тексте определения образовательной технологии и укажите, чем данные определения дополняют друг друга. - Какое определение технологии ближе, понятнее Вам? Почему? Ответ аргументируйте. Задание:
познакомьтесь с перечнем образовательных моделей (помните, что он не исчерпывает все многообразие моделей образования) и расширьте предложенный Вам перечень за счет введения в него методических систем преподавания Вашего учебного предмета. Тема 2.
- Цель: Познакомиться с научными основами педагогических технологий и их классификацией, раскрыть их содержание.
- Вопросы для обсуждения:
1. Научные основы педагогических технологий. 2. Классификация педагогических технологий (по Селевко Г.К.) 3.
Философские основания различных педагогических систем. - Вопрос для педагогического оценивания
Возможна ли, на Ваш взгляд, объективная оценка эффективности различных технологий? - Темы для микроисследований:
- Традиционные и инновационные формы организации учебного процесса. - Основные качества педагогических технологий. - Описание и анализ педагогической технологии. - Рефлексия своей деятельности.
1. Каков Ваш творческий потенциал? 2. Умеете ли Вы работать в коллективе? Тема 3.
- Цель:
- изучить конкретные образовательные технологии;
- усвоить их особенности, положительные и отрицательные характеристики;
- сформировать (скорректировать) свои подходы к организации образовательного процесса.
- Вопросы для обсуждения:
1.
Основные позиции, характеризующие современные педтехнологии.
2.
Описание некоторых педтехнологий.
3.
Основные личностно-ориентированные технологии и их характеристика.
4.
Технологии развивающего обучения.
5.
Концепция программированного обучения.
6.
Бихевиористские теории научения.
- Тема для микроисследований:
- традиционные и инновационные формы организации учебного процесса; - описание и анализ педагогической технологии. - Рефлексия своей деятельности.
«Занковский ли я учитель?» Тест для самопроверки педагогического уровня учителя, преподающего по системе Занкова. Библиографический список 1. Белова Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску //Частная школа. 1997. № 1. 2. Беспалько В.П. Программированное обучение М., 1971. Новые педагогические и информационные технологии в средней школе /Под ред. Е.С. Полат. М, 1999. 224с. 3. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. ї 9. С. 5-10. 4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: Учебное пособие. Белгород: БГПИ, 1992. 52 с. 5. Левина М.М. Технология обучения, роль в структуре педагогического знания (Разработка и внедрение гибких технологий обучения педагогическим дисциплинам). М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1991. С. 6. 6. Макаренко А.С. Из опыта работы / Пед. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 4. С. 368-369. 7. Педагогическое образование для XXI века: материалы международной научно-практической конференции 13-16 апреля 1994 г. М., 1994. 187 с. 8. Лобок А. Вероятностное образование - екатеринбургский вариант //Школьные технологии 1997 № 3 9. Гейдебрандт К.Ф. Учебный план свободной вальдорфской школы Частная школа 1997 № 2 10. Штейнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. М, Парсифаль. 1994. 80 с. 11. Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. Новосибирск, 1999 288с 12. Загуменнов Ю.Л. и др. Личностно-ориентированная технология Дальтон. Мн.: АСАР, 1998. 174с. 13. Шамова Т.И. Дальтон-технология // Завуч. 2001 №1. 14. Школа диалога культур. /Под ред. B.C. Библера. Кемерово, 1993. 15. Селеменов С.В. Ткаченко А.А. Школа диалога культур: это что? //Школьные технологии. 1996. № 3. 16. Гузеев В. В. Интегральная образовательная технология. М., 1999. 224 с. 17. Запрудский Н.И. Технологический подход к учебному процессу // Фізіка: праблемы выкладання. 1998. № 1,2. 18. Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. М. 1991. 175 с. 19. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М , 1990. 192 с. 20. Левитес Д. Г. Современные образовательные технологии. Новосибирск, 1999, 288 с. 21. Дьяченко В. К. Новая дидактика. М., 2000. 496 с. 22. Новые педагогические и информационные технологии в средней школе / Под ред. Е.С. Полат. М., 1999. 224 с. 23. Ибрагимов Г.И. К вопросу о технологии концентрированного обучения //Специалист.1995 № 1. 24. Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. Новосибирск, 1999.288 с. Новые педагогические и информационные технологии в средней школе / Под ред. Е.С. Полат. М., 1999. 224 с. 25. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом В адаптивной школе. М., 2000. 384 с. 26. Телегина Н.М., Байкова Т.Н., Шель Н.В. Технология критического мышления // Физика 1999 № 48; 2000, №№ 7, 23, 31, 45. 27. Юцявичене П. Я. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989. 271 с. 28. Киселева А.В., Слесарь Н.Э. Модульная технология обучения //Фізіка: праблемы выкладання. 1998. № 1 29. Окунев А.А. Как учить не уча. СПб, 1996.448с. 30. Запрудский Н.И. Технология пед. мастерских. Мн. Мозырь, 2002. 98с. 31. Пед мастерские: Франция- Россия / Сост. Э.С.Соколова. М.Новая школа, 1997,118 с. 32. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. 286 с. 33. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996. 160с. 34. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.,1996, 112с. 35. Новые педагогические и информационные технологии/Под ред. Е.С. По-лат. М., 1999. 224 с. 36. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения М.: ИНТОР 1996. 544 с. 37. Цукерман ГА. Виды обобщения в обучении Томск: Пеленг 1993 268 с. 38. Школа самоопределения: первый шаг. Часть I и II. / Под ред. А.Н. Тубельского. М. 1991; Шаг второй. М.: Политекст, 1994. 480 с. 39. Селевко Г. К. Саморазвивающее обучение. Ярославль: ИПК, 1996. 164 с. 40. Корнетов Г. Метод Монтессори // Частная школа. 1995. № 4. 41. Степихова В. Педагогика Френе в Швейцарии // Частная школа. 1995. №3. 42. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995. 176 с. 43. Унт И. Индивидуализация -дифференциация обучения М/ Педагогика 1990. 192с. 44. Уолш Кейт. Создание классов ориентации на ребенка: Практическое пособие. Мн: «Мет», 2001. 300с 45. Уолш Кейт Создание классов для 8 — 10-летних детей: Практическое пособие. Мн.: «Мет», 2002. 316с. 46. Образовательная система «Школа-2100». Педагогика здравого смысла. М.: «Баласс», 2003. 368
|