Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 19

 

Поиск            

 

«Субъективизм и рационализм философской системы Рене Декарта»

 

             

«Субъективизм и рационализм философской системы Рене Декарта»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВОЛЖСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

(филиал)

государственного образовательного учреждения высшего

профессионального образования

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет экономики

Кафедра философии

«Субъективизм и рационализм философской системы

Рене Декарта».

Содержание:

Введение стр. 2-3

Основной текст а стр. 4-12

Биография стр. 4-6

Рационализм и субъективизм стр. 7-11

Дуалистическая теория стр. 11-12

Вывод стр. 13-14

Список литературы стр. 14-15

Введение.

Рене Декарта (1596—1650), как и Фрэнсиса Бэкона, считают основателем современной философии. В истории философии творчество Рене Декарта - одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Основной задачей философии он считал увеличение человеческого могущества путем познания окружающего мира и господство над природой. И так же, как Бэкон, Декарт полагал, необходимым пересмотреть всю прежнюю философию и построить принципиально иную.

Однако неправильно было бы думать, что в своей критике традиционной философии и теологии Декарт и в самом деле начинает строить абсолютно с нуля. В действительности его собственное мышление оказывается глубоко укорененным в традиции, в рамках которой Декарт получил свое философское образование; отбрасывая одни аспекты средневекового мышления, Декарт, однако, опирается на другие. Как свидетельствует история философии, искусства, науки, никакое творчество невозможно на пустом месте; и каким бы революционером ни сознавал себя философ или ученый, он, тем не менее, обнаруживает внутреннюю связь с предшествующей традицией - чаще всего недостаточно осознаваемую им самим. И это - не говоря уже о том, что отрицательная зависимость критика от критикуемого им содержания - это тоже форма связи с традицией.

Подход Декарта к философской проблематике несколько иной, чем у Бэкона. Декарт очень силен в математике, не в последнюю очередь именно отсюда, надо полагать, развивается у него склонность к обобщениям максимально универсального философского характера. Он сравнивает философию с корневой системой древа науки, стволом которой является физика, а ветвями – прикладные науки. Так же если Ф.Бэкон разрабатывал в основном метод эмпирического, опытного исследования природы, а Т.Гоббс несколько расширил эмпиризм Бэкона за счет математики, то Декарт, напротив, поставил на первое место разум, сведя роль эксперимента (опыта) к простой практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный метод для всех наук, исходя из теории рационализма*, предполагавшего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания.

Рене Декарт - первый человек больших философских способностей, на чьи взгляды глубокое влияние оказали новая физика и астрономия. Хотя в его теориях сохраняется многое от схоластики, однако он не придерживается основ, заложенных его предшественниками, а пытается создать заново «построенное философское здание». Подобного ещё не случалось со времени Аристотеля, и это являлось признаком возродившейся веры в свои силы, вытекавшей из прогресса науки. От его работ веет свежестью, которую после Платона нельзя было найти ни у одного знаменитого предшествующего ему философа. Все средневековые философы были учителями, обладавшими профессиональным чувством превосходства, присущим этому роду деятельности. Декарт же пишет не как учитель, а как исследователь и ученый, и стремится передать то, что он открыл. Его стиль, легкий и непедантичный, обращен больше к интеллигентным людям мира, чем к ученикам. Его последователи сохранили непрофессионалистский характер его философии. Философское наследие Декарта не менее значимо в наше время, чем его естественнонаучные труды. Его основные заслуги в философии заключаются в создании совокупности основных принципов рационализма и в исследовании философской обособленности разума. Так же Декарт обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанции, её атрибутах и модусах, стал автором теории дуализма, чем пытался примирить материалистов и идеалистами, выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».

*Рационализм – (от лат. ratio - разум) философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.

Биография. Рене Декарт родился в Лаэ (городок в провинции Турень) 31 марта 1596г. Его отец владел небольшим участком земли. Когда Декарт получил наследство, он продал землю, а деньги положил в банк, получая доход в размере шести или семи тысяч франков в год. С 1604 по 1612 год он воспитывался в иезуитском колледже Ла Флеш, что, по-видимому, дало ему более основательные познания в современной математике, чем он мог бы получить их в большинстве университетов того времени. В 1612 году он переехал в Париж, но, устав от светской жизни, поселился в уединении в предместье Сен-Жермен и здесь занялся геометрией. Однако друзья нашли его и там, поэтому, чтобы обеспечить себе надежное спокойствие, он записался в голландскую армию (1617). А так как в Голландии временно наступил мир, он, по-видимому, мог спокойно предаваться размышлениям в течение почти двух лет. Однако начало тридцатилетней войны побудило его вступить в баварскую армию (1619). Здесь, в Баварии, зимой 1619/20 года с ним произошло то, что он описывает в “Рассуждении о методе". Поскольку погода была холодной, утром он залез в печь и, размышляя, просидел там весь день. Декарт говорит, что это была именно печь (poele), но большинство комментаторов считает это невозможным. Однако те, которые знают старомодные баварские дома, уверяют, что это вполне вероятно. По его собственному мнению, его философия была наполовину закончена, когда он оттуда вылез, но понимать это слишком буквально нельзя. Сократ обычно размышлял целый день на снегу, но мозг Декарта успешно работал только тогда, когда Декарт находился в тепле.

В 1621 году он ушел из армии, и после посещения Италии обосновался в Париже в 1625 году. Но друзья снова посещают его, обычно в то время, когда он ещё спит (а он редко вставал раньше полудня), так что в 1628 году он присоединился к армии, которая осаждала Ла Рошель — крепость гугенотов. Когда же это событие закончилось, он решил поселиться в Голландии, вероятно для того, чтобы избежать опасности преследования. Он был робким человеком, исполнительным католиком, но разделял еретические взгляды Галилея. Некоторые считали, что он слышал о первом (секретном) осуждении Галилея, которое состоялось в 1616 году. Возможно, это и могло быть, так как он решил не публиковать свою большую книгу “Трактат о свете", над которой работал. Причиной было то, что она содержала две еретические доктрины: о вращении Земли и о бесконечности Вселенной. (Эта книга никогда не была опубликована полностью, а фрагменты из нее были опубликованы после его смерти.)

Даже в Голландии он был объектом досадных нападок, и не только со стороны римской церкви, но и со стороны протестантских фанатиков. Говорили, что его взгляды приводят к атеизму, и его преследовали бы, если бы не вмешательство французского посла и принца Оранского. Это выступление против него окончилось неудачно; другое выступление, менее существенное, было сделано несколько лет спустя администрацией Лейденского университета, запретившей всякое упоминание о нем, благоприятное или неблагоприятное. Но опять вмешался принц Оранский и посоветовал университету не делать глупостей. Это показывает, что выиграли протестантские страны от подчинения церкви государству и от сравнительной слабости церквей, которые не были международными.

Через Шаню, французского посла в Стокгольме, Декарт вступил в переписку с королевой Христиной Шведской, пылкой и ученой дамой, которая думала, что она, как королева, имеет право отнимать время у великого человека. Он послал ей трактат о любви, о предмете, которым он до сих пор как-то пренебрегал. Он послал ей также работу о страстях души, которую первоначально сочинил для принцессы Елизаветы, дочери курфюрста Пфальцграфского. Эти рукописи побудили её пригласить его к своему двору; наконец он согласился, и она послала за ним военный корабль (сентябрь 1649 года). Далее выяснилось, что она хотела брать у него ежедневные уроки, но не могла выбрать свободного времени, за исключением 5 часов утра. Этот непривычный для него ранний подъем в холодную скандинавскую зиму был отнюдь не приятным занятием для изнеженного человека. Кроме того, Шаню опасно заболел, и Декарт ухаживал за ним. Посол поправился, но Декарт заболел и умер в феврале 1650 года.

Декарт никогда не был женат, но у него была внебрачная дочь, которая умерла в возрасте пяти лет; это было, говорил он, величайшим огорчением его жизни. Декарт всегда был хорошо одет и носил шпагу. Он не был трудолюбивым, работал он всего в течение нескольких часов в день, читал мало. Когда он уехал в Голландию, то взял с собой немного книг, но среди них Библию и сочинения Фомы Аквинского. Его труды, по-видимому, были написаны с большим напряжением сил, в течение коротких периодов, но, возможно, он делал вид, что работает меньше, чем работал в действительности, чтобы казаться аристократом-любителем, иначе его успехи едва ли были бы возможны.

Книга, в которой он излагает большинство своих научных теорий, называется “Начала философии"; она опубликована в 1644 году. Но есть у него и другие важные книги: “Философские опыты" (1637), имеющая отношение к оптике, так же как и к геометрии; одна из его книг называется “О формировании детеныша". Он приветствовал открытие кровообращения Гарвеем и всегда надеялся (хотя и тщетно) сделать какое-либо значительное открытие в медицине. Он рассматривал тела людей и животных как машины; животных он рассматривал как автоматы, полностью подчиняющиеся законам физики и лишенные чувств или сознания. Люди отличаются от животных: у них есть душа, которая помещается в шишковидной железе. Там душа вступает в контакт с “жизненными духами" и посредством этого контакта осуществляется взаимодействие между душой и телом. Общее количество движения во Вселенной постоянно, и поэтому душа не может повлиять на него, но она может изменить направление движения жизненных духов, а отсюда косвенно и других частей тела.

Рационализм и субъективизм. Так же, как и Бэкон, Декарт пытался убрать препятствия на пути объективно достоверного познания. У Декарта была своя классификация идолов – основных источников заблуждений: первая и самая основная причина заблуждений – предубеждения нашего детства; вторая – неспособность в зрелом возрасте освободиться от привычных мнений; третья причина – трудность и утомительность интеллектуального напряжения и сосредоточения; четвертая – дезориентирующая сила слов, часто не столько обозначающих, сколько затемняющих наши понятия.

Философская проницательность Декарта требует от него прежде всего обоснования достоверности знания. Ему известны доводы скептиков на этот счет. Сам Декарт стремиться использовать сильные стороны скептицизма, поэтому он считает, что методическое сомнение является эффективным приемом в научных исследованиях. Впрочем, он не останавливается на методическом сомнении и ищет основания достоверности знания. Утверждение Бэкона о достоверной силе эксперимента Декарту – в силу указывавшихся сомнений - не подходит. Искать надо не в области эксперимента, а где-то в другом месте. Декарт находит его: это область человеческого интеллекта, то есть ум человека, человеческий разум. Но прежде чем обратиться к интеллекту существует настоятельная философская необходимость обратиться к человеку, носителю этого интеллекта. Отсюда знаменитое картезианское*: «Я мыслю, следовательно, существую». Основание всякой достоверности суждений – наличие размышляющего субъекта. Центр и одновременно исходная точка философии Нового времени – размышляющий субъект . Таким образом, философия Нового времени от принципа абсолютной личности средних веков и принципа чувственно-материальной личности Ренессанса пришла к концепции человека разумеющего.

*Картезианское – от латинизированного имени Декарта – Картезий .

Итак, началом картезианской философии является данная новая концепция. Даже скептик должен признать факт бытия себя как человека разумеющего. В самом субъекте объектом достоверности является ум. Но ум должен быть ясный, отчетливый и внимательный, умеющий проходить все ступени непрерывной дедукции. Особое внимание у субъекта должно быть уделено исходному пункту дедукции – интеллектуальной интуиции. Это понятие стало важнейшим в методологии и гносеологии Декарта, а так же и главным принципом рационализма. Конечно же, в правомерности такой интуиции приходится сомневаться, но содержательность интуиции, её достоверность выясняется в процессе успешно осуществляемой дедукции (движения человеческого мышления от общего к частному) и использования соответствующего знания на практике и в эксперименте. Метод Декарта (рационалистический метод) включает в себя 4 основных правила:

1. Самое важное, требующее считать истинным только то, что познается с очевидностью и отчетливостью. Это правило требует избегать «опрометчивости и предвзятости».

2. Мысленно делить любое из «исследуемых мною затруднений» на предельно простые элементы, чтобы, основываясь на них, разобрать все трудности.

3. Придерживаться «определенного порядка мышления», отправляясь от предметов наиболее простых и постепенно приближаясь к «познанию наиболее сложного».

4. Пользоваться всегда полными перечнями, общими обзорами, в которых ничего не было упущено.

Абсолютизировав роль дедукции, Декарт полагал, что с помощью дедуктивного метода можно логически вывести все знания о мире. Он исходил из факта существования мысли и приходил к признанию существования человека, его телесности, а затем и реальности всего физического мира. Не отрицая полностью значения данных чувств и опыта в познании, он усматривал в них лишь дополнительный способ подтверждения знаний, полученных главным образом путем знания и дедукции.

Следует отметить, что принцип сомнения применялся в философии и до Декарта в античном скептицизме, в учении Августина, в учении Ш.Монтеня и др. Уже Августин на осно­ве сомнения утверждал достоверность существования мыс­лящего существа. Следовательно, в этих вопросах Декарт не оригинален и находится в русле философской традиции. 3а пределы этой традиции его выводит крайне рационалисти­ческое положение, что только мышление обладает абсолютной и непосредственной достоверностью. Оригинальность Декарта состоит в том, что он приписывает несомненный ха­рактер самому сомнению, мышлению и бытию субъекта мы­шления: обратившись к самому себе, сомнение, по Декарту, исчезает. Сомнению противостоит непосредственная ясность самого факта мышления, мышления, не зависящего от своего предмета, от предмета сомнения. Таким образом, «я мыслю» у Декарта есть как бы та абсолютно достоверная ак­сиома, из которой должно вырасти все здание науки, подобно тому, как из небольшого числа аксиом и постулатов выво­дятся все положения Евклидовой геометрии.

Рационалистический постулат "Cogito ergo sum" является основой единого научного метода. Этот метод, по мнению Декарта, должен превратить познание в организационную де­ятельность, освободив его от случайности, от таких субъек­тивных факторов, как наблюдательность и острый ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств - с другой. Метод позволяет науке не ориентироваться на отдельные открытия, а планомерно и целенаправленно разви­вается, включая в свою орбиту все более широкие области неизвестного, иначе говоря, превратить науку в важнейшую сферу человеческой жизнедеятельности.

Декарт был сыном своего времени, и его философская система, как и система Бэкона, не была лишена внутренних противоречий. Выдвигая на первый план проблемы познания, Бэкон и Декарт заложили основы для построения философских систем Нового времени. Если в средневековой философии центральное место отводилась учению о бытии - онтологии, то со времени Бэкона и Декарта на передний план в философских системах выходит учение о познании – гносеология.

Бэкон и Декарт положили начало раскола всей дейст­вительности на субъект и объект. Субъект - это носитель познавательного действия, объект - это то, на что направ­лено это действие. Субъектом в системе Декарта является мыслящая субстанция - мыслящее «я». Однако Декарт со­знавал, что «Я» как особой мыслящей субстанции надо найти выход к объективному миру. Иначе говоря, гносеология должна опираться на учение о бытии - онтологию. Декарт решает эту проблему на основе введения в свою метафизику идеи Бога. Бог является творцом объективного мира. Он же - создатель человека. Истинность исходного принципа как знания ясного и отчетливого гарантирована у Декарта суще­ствованием Бога - совершенного и всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума. Таким образом, самосознание субъекта у Декарта не замкнуто на себе; а ра­зомкнуто, открыто Богу, выступающему источником объек­тивной значимости человеческом мышления. С признанием бога в качестве источника и гаранта человеческого самосо­знания, разума связано учение Декарта о врожденных идея х . Вообще же, в познавательной деятельности Декарт рассматривал три класса идей , неодинаковых по своей роли:

1. Идеи, которые каждый человек получает извне. Например, идея солнца.

2. Образуемая на основе идей первого рода разновидность идей внутри человека. Например, идея солнца, но уже образованная астрономом.

3. Наиболее важная разновидность идей , называемая врожденными . Они считались совершенно независимыми от внешних предметов, действующих на чувства. Их отличали ясность отчетливость и простота.

К последней разновидности Декарт относил идею Бога как существа всесовер­шенного, идеи чисел и фигур, а также некоторые наиболее общие понятия, как например, «из ничего ничего не происхо­дит». В учении о врожденных идеях по-новому было развито платоновское положение об истинном знании как припоми­нании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей.

Таким образом, Ф. Бэкон и Р. Декарт заложили основы новой методологии научного познания и дали этой методоло­гии глубокое философское обоснование.

Так же на основании принципа "мыслю, следовательно, существую" Декарт развивает учение о субстанциях, без которого невозможным было бы применение его метода к познанию природы.

Дуалистическая философия . В истории философии Нового времени Декарту принадлежит особое место как творцу дуалистической философии. Выделив ум человека, и обособив его от всего телесного, Декарт постулирует наличие двух субстанций: материальной (телесной) и духовной. Представляя мир как творение Бога, Декарт отрицает единство мира и утверждает, что он состоит из двух самостоятельных начал. Таким образом, единый мир Декарт расчленил на две независимые друг от друга части, определив каждую из них как самостоятельную субстанцию. Неотъемлемым свойством, или атрибутом, материальной, телесной субстанции он считал протяженность, атрибутом духовной – мышление.

Согласно учению Декарта, человек представляет собой лишь механическое соединение духовной и материальной субстанций, души и тела. Движения человеческого зависят от его тела, а мысли связаны лишь с душой. Существующие две независимые друг от друга самостоятельные субстанции в понимании Декарта не выступают в качестве совершенных субстанций. В «Началах философии» он определяет субстанцию, как такую вещь, которая в своем существовании нуждается только в самой себе. Поэтому совершенной субстанцией выступает лишь Бог, он существует «сам из себя», он есть причина «самого себя». Мир же сотворенный Богом, Декарт разделил на два рода самостоятельных субстанций, не связанных друг с другом. Дуализм, пронизывающий все учения Декарта, получил свое проявление в отделении физики от метафизики (т.е. от философии).

В физике Декарт, рассматривая проблемы материи и движения, пытается с механических позиций представить общую систему природы. Под материей он понимает все, что имеет объем, занимает определенную часть пространства. Материю Декарт наделяет механическими и геометрическими свойствами. Она состоит из бесконечно делимых отдельных частиц, отличающихся величиной, фигурой, направлением механического движения. Декарт лишил материю качественного многообразия, сведя все многообразие движения материи лишь к механическому движению. А такие качества, как запах, цвет, теплота и т.п. он считал не качествами предметов, а только человеческими ощущениями. Декарт не признавал качественного различия между неорганическими и органическими явлениями. Животные в его понимании – это своего рода машины.

Человека Декарт также представлял в качестве своеобразного механизма. Разница заключалась лишь в том, что в человеке выступают две субстанции – телесная и духовная, и еще в том, что у человека имеются врожденные идеи, а у животного они отсутствуют.

Вывод.

Итак, приведем основные черты философии Декарта:

1. Постулирование исходным пунктом философии реальности мыслящего субъекта.

2. Принцип методического сомнения; интеллектуальная интуиция и следующая за ней дедукция.

3. Деление изучаемого явления на составные, мельчайшие части.

4. Восхождение от простого к сложному.

5. Поиск рационального порядка во всем.

6. Развитие концепции врожденных идей.

Декарт был одним из тех, кто создавал в XVII в. новую философию и науку - науку, которую без преувеличения можно назвать универсальной механикой и под знаком которой жил не только XVII век, но и добрая часть XVIII столетия.

Философия Декарта пользовалась большим влиянием среди естествоиспытателей второй половины XVII в. Расцвет картезианства приходится на 80-е гг., когда на континенте еще не получила распространения ньютоновская физика, впоследствии сильно потеснившая картезианскую. Не только физики и математики, но и физиологи, медики и фармакологи испытали на себе влияние Декарта и работали в рамках созданной им программы. Даже за пределами Франции, где, естественно, было больше всего последователей Декарта, его учение пользовалось немалым влиянием.

Громадным вкладом Декарта в геометрию явилось создание аналитической геометрии, хотя и не совсем в законченной форме. Он использовал аналитический метод, в основе которого лежит предположение, что проблема разрешена, а затем рассматриваются следствия, вытекающие из этого предположения; он применил алгебру к геометрии. В обоих этих случаях у него - были предшественники, а что касается первых из них, то были предшественники даже среди древних. Что было у него оригинально, так это употребление координат, то есть определение положения точки на плоскости при помощи её расстояния от двух неподвижных линий. Сам он не раскрыл всю силу этого метода, но он сделал достаточно, чтобы облегчить дальнейший прогресс. Это было ни в коей мере не единственным его вкладом в математику, но наиболее важным.

Хотя Декарт жил в эпоху сложных нравов Средневековья, жестокости и инквизиции, но некоторые строки и советы Декарта так свежи и замечательно сформулированы, что хочется привести их ниже:

· «Недостаточно иметь хороший ум, главное – хорошо применять его»

· «Кто берется давать наставления другим, должен считать себя искуснее тех, кого наставляет, и если он хоть в малейшем окажется несостоятельным, то подлежит порицанию».

· «Полезно в известной мере познакомиться с нравами разных народов, чтобы более здраво судить о наших (но: кто тратит слишком много времени на путешествия, может, в конце концов, стать чужим своей стране, а кто слишком интересуется делами прошлых веков, обыкновенно сам становится несведущим в том, что происходит в его время)».

· «Моим правилом было всегда стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу, изменять свои желания, а не порядок, мира и вообще привыкнуть к мысли, что в полной нашей власти находятся только наши мысли».

Список литературы:

1. Спиркин А.Г. Философия . 2 изд. М.: Гардарики, 2003.

2. Философия. Канке В.А. 2 изд. М.: ВЛАДОС, 1997.

3. Философия. История философии. Под ред.: В.И.Кириллова, С.И.Попова, А.Н. Чумакова. М.: Юристъ, 1998.

4. Философия. Под ред. Л.А.Никитич. М.:Юнити-ДАНА, 2000.

5. Введение в философию. Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003. – 623с.

6. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова - 4-е изд. – М.: Издательство политической литературы, 1981.

7. Философия. Радугин А.А. М.: Центр, 1996.