Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 19

 

Поиск            

 

1. Экономическая характеристика чрезвычайных доходов и расходов и особенности их учета 5

 

             

1. Экономическая характеристика чрезвычайных доходов и расходов и особенности их учета 5

Содержание

Введение. 2

1. Экономическая характеристика чрезвычайных доходов и расходов и особенности их учета. 5

1.1 Доходы и расходоы от чрезвычайной деятельности. 5

1.2 Теоретические основы учета доходов и расходов от чрезвычайной деятельности. 7

2. Учет доходов и расходов от чрезвычайной деятельности в ООО «Аграрий». 14

3. Оптимизация системы бухгалтерского учета доходов и расходов от чрезвычайной деятельности. 27

4. Аудит доходов и расходов от чрезвычайной деятельности. 32

Заключение. 38

Список использованной литературы.. 41

Введение

Актуальность темы. Эффективное развитие и экономический рост предприятий Украины в значительной мере связаны с совершенствованием форм и методов бухгалтерского учета и аудита. В системе управленческого и финансового учета деятельности хозяйничающих субъектов важное место занимает учет и аудит чрезвычайных доходов и расходов. Данные категории являются новыми для хозяйственной практики Украины, а потому не до конца разработанными в теоретическом аспекте.

Содержание чрезвычайных доходов и расходов не раскрывается достаточно в действующих документах, которые регламентируют порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в Украине, в связи с чем возникают проблемы, связанные с их учетом, отображением в отчетности и аудитом. Сегодня принципы и методика учета и аудита чрезвычайных событий приобретают все большую значимость в экономической науке и практике в связи с явными тенденциями к их росту как во всем мире, так и в Украине, в частности. В экономической литературе теоретическим и практическим проблемам учета и аудита чрезвычайных доходов и расходов уделяется внимание в работах Н.Алпатевой, Л.Алексеюка, Ф.Бутинца, В.Батищева, М.Белухи, С.Голова, Р.Грачевой, Н.Горицкой, С.Зубилевич, В.Задорожного, Л.Киндрацкой, М.Кужельного, І.Лазаришиной, Є.Мниха, Г.Нашкерской, М.Пушкаря, В.Рудницкого, В.Сопко, І.Солодченко и др.

Вместе с тем, глубокие и всесторонние теоретические исследования в данной области учета и аудита отсутствуют. Изучение научных трудов и практика хозяйственной деятельности свидетельствуют о том, что и до сих пор остаются дискуссионными множество теоретических положений, а целый ряд принципиально важных вопросов, связанных с учетом и аудитом чрезвычайных доходов и расходов предприятий нуждаются в существенном совершенствовании. На данное время в бухгалтерском учете и аудите чрезвычайных доходов и расходов существуют такие ключевые проблемы:

– отсутствие четкого деления сфер обычной и чрезвычайной деятельности предопределяет сложность применения положений бухгалтерского учета относительно чрезвычайных событий;

– отсутствие классификации чрезвычайных событий, чрезвычайных доходов и чрезвычайных расходов для потребностей бухгалтерского учета и аудита;

– несогласованность критериев определения чрезвычайных доходов и чрезвычайных расходов, а также других категорий, связанных с чрезвычайной деятельностью предприятия, в действующих нормативных документах из бухгалтерского учета, который приводит к разной трактовке их состава и сущности;

– несовершенство Плана счетов в части отображения чрезвычайных доходов и чрезвычайных расходов, которая проявляется в недостаточной аналитической соответствующих субсчетов;

– не проработаны подходы к организации и методике аудита чрезвычайной деятельности; отсутствует единственная комплексная методика анализа чрезвычайных доходов и чрезвычайных расходов, что осложняет использование аналитических процедур при аудите чрезвычайной деятельности.

Вышеприведенные проблемы и их актуальность обусловили выбор темы диссертации, ее цель, задание и направления диссертационного исследования.

Цель и задание работы. Цель работы заключается в развитии теории и усовершенствовании практики учета чрезвычайных доходов и расходов предприятия в условиях рыночного механизма регуляции экономики, для определения оптимальных управленческих решений с целью минимизации потерь и убытков от чрезвычайных событий. Реализация цели курсовой работы предусматривает необходимость решения таких заданий:

– обобщить и систематизировать теоретические положения в определении экономических категорий “чрезвычайная ситуация”, “чрезвычайное событие” „надзвичайна деятельность”, “чрезвычайные расходы”, “чрезвычайные доходы”;

– исследовать критерии признания чрезвычайных событий, чрезвычайных доходов и расходов в бухгалтерском учете;

– предложить классификацию чрезвычайных событий, чрезвычайных доходов и расходов для потребностей бухгалтерского учета;

– разработать предложения относительно совершенствования организации и методики бухгалтерского учета чрезвычайных доходов и расходов.

Обектом исследования является чрезвычайными доходами и расходами предприятий Украины.

Предметом исследования являются теоретические принципы и действующая практика бухгалтерского учета чрезвычайных доходов и расходов.

1. Экономическая характеристика чрезвычайных доходов и расходов и особенности их учета

1.1 Доходы и расходоы от чрезвычайной деятельности

Для совершенствования теоретических положений понятийного аппарата относительно чрезвычайных доходов и расходов, построена модель взаимосвязи чрезвычайной ситуации и события, что позволяет определить отличие между обычной и чрезвычайной деятельностью, которое заключается в том, что целью обычной деятельности является прибыль, а целью чрезвычайной деятельности – возобновление обычной деятельности предприятий в объемах, не более малых тех, которые были до чрезвычайного события, или недопущение или минимизация влияния чрезвычайных событий на обычную деятельность. Чрезвычайная деятельность предприятия может быть достаточная или недостаточная для возобновления обычной деятельности.

Имеется взаимосвязь событий после даты баланса, непредвиденных событий и чрезвычайных событий. Чрезвычайные события могут классифицироваться как непредвиденные или как события после даты баланса. Относительно событий после даты баланса и непредвиденных событий, то они не обязательно являются чрезвычайными.

В результате проведенных исследований можно разработать классификацию чрезвычайных событий, чрезвычайных доходов и расходов с точки зрения учета и аудита.

вырезано

Движение запасов во время чрезвычайной деятельности предприятия происходит с целью предотвращения чрезвычайного события, при ликвидации ее последствий а также во время действия силы непреодолимых обстоятельств. При этом возможно поступление запасов (приобретение, бесплатное получение) и их выбытие (бесплатная передача, порча, уничтожение) .Документування операций, связанных с запасами, осуществляется с использованием соответствующих форм первичных документов, установленных приказом Министерства статистики Украины от 21.06.1996р. №193 “Об утверждении типичных форм первичных учетных документов из учета сырья и материалов”

Документирование кассовых операций, которые возникают при чрезвычайной деятельности (выдача под отчет на хозяйственные потребности, связанные с чрезвычайной деятельностью, выдача заработной платы работникам, которые заняты на работах по ликвидации последствий чрезвычайного события, предотвращению чрезвычайных событий, выдача материальной помощи работникам, которые заняты на работах по ликвидации последствий чрезвычайного события, предотвращению чрезвычайных событий) происходит с помощью расходного кассового ордеру, расчетно-платежной ведомости.

Чрезвычайная деятельность может нуждаться в осуществлении любых операций, которые будут отображаться в журналах, сведениях и других регистрах бухгалтерского учета. Да, чрезвычайные операции с основными средствами, другими необратимыми материальными активами, невещественными активами отображают в Журнале № 4 и соответствующих сведениях. Синтетический учет чрезвычайных операций из поступления или получения денежных средств ведется в Журнале № 1 и сведениях 1.1, 1.2, 1.3. Синтетический учет чрезвычайных операций из расчетов и обязательств ведется в Журнале № 3 и соответствующих сведениях. Аналитический учет чрезвычайных доходов и расходов может осуществляться в комбинированном регистре. Синтетический учет ведется в Журнале 5 или 5А (расходы), в Журнале 6 (доходы). Все расходы относительно чрезвычайных операций из журналов 1, 3, 4 переносят в Журнал 5.

вырезано

2. Учет доходов и расходов от чрезвычайной деятельности в ООО «Аграрий»

Сельское хозяйство Украины есть одном из самых старых, традиционно важнейших и, одновременно, достаточно рисковых отраслей экономики. Звище возникает необхіднисть рассматривать привлечение инвестиций на развитие его производства в прямой зависимости от решения прблем уменьшения и деления риска сельскохозяйственных предприятий.

Исходя из сказанного, действующими Методическими рекомендациями из планирования, учета и калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) сельскохозяйственных предприятий от 18.05.2001 г. №132, а также П(С)БО 16 “Расходы”, нормы которого применяются аграрными предприятиями, независимо от форм собственности; инструкцией к Плану счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций от 30.11.99 г. № 291 предусмотрено в организации и ведении бухгалтерского учета учесть чрезвычайные события. В сельском хозяйстве под чрезвычайными событиями понимают стихийные явления или операции, которые отличаются от обычной деятельности предприятия, и не ожидается, что они будут повторяться периодически, или в каждом следующем отчетном периоде (пожары, наводнения, суховеи, пристальные бури, морозы, и тому подобное).

вырезано

К расходам от чрезвычайных событий относятся как прямые потери в следствие этих событий, так и расходы на осуществление мероприятий, связанных с предотвращением и ликвидацией таких последствий (возмещение, уплата посторонним организациям, заработная плата работников, занятых на восстанавливаемых работах, стоимость использованных сырья и материалов, и тому подобное). При возникновении таких потерь и расходов дебетируется счет 99 “Чрезвычайные расходы” и кредитуются счета: 10, 11, 12, 13, 15, 16, 20, 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28, 30, 31, 33, 50, 60, 63, 65, 66, 68 и др.

В сельскохозяйственных предприятиях наиболее часто возникают чрезвычайные доходы и потери от вымерзания посевов, засухи, града, ливня, урагана, наводнения, пожара, инфекционных заболеваний скота и птицы, и тому подобное.

Возмещение убытков, нанесенных названными событиями стихийного бедствия, и сами убытки учитываются соответственно на субсчете 751 “Возмещение убытков от чрезвычайных событий” и субсчета 991 “Потери от стихийного бедствия”.

вырезано

Рассмотрим данные ООО «Аграрий». Расходы хозяйства на посев озимого ячменя составляют:

– пахота под занял озимых зерновых культур 4600 грн.

– внесение удобрений 1750 грн.

– стоимость внесенных удобрений 8000 грн.

– предпосевное возделывание почвы и посев 6450 грн.

– стоимость семян 6500 грн.

В результате гибели посева озимого ячменя поле пересеяли кукурузой на зеленую массу. В бухгалтерском учете все эти операции будут отображены таким образом (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Бухгалтерский учет пересевания озимого ячменя кукурузой на зеленую массу

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

дебет

кредит

1.

Списано на чрезвычайные расходы, расходы из посева озимого ячменя (6450 + 6500)

вырезано

вырезано

вырезано

2.

Списаны неповторяемые расходы на пересеянную кукурузу на зеленую массу (4600 + 1750 + 8000)

вырезано

вырезано

вырезано

3.

В конце отчетного периода списаны чрезвычайные расходы на финансовые результаты

вырезано

вырезано

вырезано

Отображение расходов из посева кукурузы на зеленую массу (новой культуры)

1.

Начислена заработная плата рабочим, занятым на посеве кукурузы

вырезано

вырезано

вырезано

2.

Начислен сбор в пенсионный фонд 19,5%

вырезано

вырезано

вырезано

3.

Начислен сбор в фонд социального страхования 2,9%

вырезано

вырезано

вырезано

4.

Начислен сбор в фонд страхования на случай безработицы 2,1%

вырезано

вырезано

вырезано

5.

Начислен сбор в фонд социального страхования от несчастного случая на производстве 0,2%

вырезано

вырезано

вырезано

6.

Списана стоимость горюче-смазочных материалов, использованных тракторами

вырезано

вырезано

вырезано

7.

Списаны услуги машинно-тракторного парка на посевные работы

вырезано

вырезано

вырезано

8.

Списана стоимость семян кукурузы

вырезано

вырезано

вырезано

9.

Списаны работы и услуги собственных вспомогательных производств (автотранспор ту, гужевого транспорта и тому подобное)

вырезано

вырезано

вырезано

Согласно с пунктом 8.2 Методических рекомендаций затраты на выращивание культур, которые частично погибли, или по которых произошел недобор продукции в результате стихийного бедствия, списываются на расходы от стихийного бедствия или от техногенных катастроф и аварий и тому подобное.

Осень и зима 2003 года, зима и весна 2004 года, а также лето, в зоне выращивания зерновых культур показались неблагоприятными для выращивания сельскохозяйственных культур: большие морозы, ледовая пробки, длилась засуха, заморозки, смерчи, градобитие и тому подобное помешали получению ожидаемых урожаев, а в ряде случаев привели к гибели сельскохозяйственных культур. В результате чрезвычайных событий затраты на выращивание сельскохозяйственных культур оказались не обеспеченными будущими доходами.

Расходы, понесенные на производство продукции, которые обернулись для предприятия расходами в результате чрезвычайных событий, как было сказано выше и подтверждено приведенными примерами, не относятся на себестоимость выращенной и реализованной продукции и покрываются за счет других источников (п.2.22 Методических рекомендаций № 132).

вырезано

– до ходатайства добавляются акты обследования посевных площадей, которые подтверждают уничтожение посевов с.-г культур на площади, которая превышает 20% с.-г. угодий;

– рассмотрены Минагрополитики и согласованы с Минфином Украины протоколы передаются к органам государственной налоговой службы за местом регистрации налогоплательщика для предоставления отсрочки из уплаты ФСП согласно решению соответствующего совета.

3. Оптимизация системы бухгалтерского учета доходов и расходов от чрезвычайной деятельности

вырезано

Состав субсчетов счета ”Чрезвычайные доходы” предлагается сгруппировать по источникам возмещения чрезвычайных расходов (возмещение из бюджета, страховка, возмещение винными лицами, благотворительные взносы), которое позволит определять по данным учета источники и размеры денежных поступлений от чрезвычайной деятельности, упростит заполнение Отчета о финансовых результатах.

Необходими определить последовательность учетных процедур на предприятии, которое потерпело от чрезвычайного события. Следует ввести таблицы проведений хозяйственных операций, которые касаются ликвидации последствий и предотвращения чрезвычайных событий, отдельно для разных видов чрезвычайных расходов и чрезвычайных доходов, в соответствии с источниками финансирования, согласно с предложенными изменениями в плане счетов из учета чрезвычайных доходов и расходов.

Во время исследования синтетического учета чрезвычайных доходов и расходов замечено, что в журналах 5 и 5-А отводится одна строка для отображения чрезвычайных расходов, а в журнале 6 место для доходов от чрезвычайных событий не предусмотрено. В связи с этим существует потребность в дополнительной информации относительно состава чрезвычайных доходов и расходов. Считается необходимым открытия вспомогательных сведений к названным регистрам.

Определение категории пользователей бухгалтерской и аналитической информации относительно чрезвычайных доходов и расходов, указывает, какие направления их влияния на хозяйственную деятельность предприятия являются наиболее весомыми при изучении данной информации для каждой категории пользователей.

Проведение исследования финансовой отчетности позволяет обнаружить, что чрезвычайные статьи в Отчете о финансовых результатах подаются отдельно от обычной деятельности, тогда как в Отчете о движении денежных средств их рассматривают в контексте операционной, инвестиционной, финансовой деятельности предприятия. Четкого разграничения чрезвычайных событий за видами деятельности в Положении бухгалтерского учета 4 не предоставляется. Поскольку освещение в компонентах финансовой отчетности информации о чрезвычайных событиях не в полной мере отвечает потребностям пользователей, содержит определенные противоречия, которые осложняют процесс их заполнения, предложено внести изменения в Положения бухгалтерского учета: „Звіт о финансовых результатах” и „Звіт о движении денежных средств” с целью улучшения структуры указанных отчетов. Рассматривались такие пути решения проблемы: включение к Положениям бухгалтерского учета классификации чрезвычайных поступлений и расходов за видами деятельности, и изменения в формировании статей что касаются чрезвычайных событий в Отчете о финансовых результатах. Разработана классификация поступлений и расходов денежных средств от чрезвычайной деятельности предприятия, а также сформированный, усовершенствованный в части чрезвычайных статей, Отчет о финансовых результатах. Будь – который из предложенных вариантов позволит устранить недостатки формирования указанных отчетов.

вырезано

4. Аудит доходов и расходов от чрезвычайной деятельности

Целью аудита чрезвычайной деятельности мы считаем установление достоверности показателей отчетности субъектов хозяйственной деятельности, которые находились под воздействием чрезвычайного события. Аудит чрезвычайной деятельности может проводиться для определения возможности возобновления обычной деятельности.

Аудит чрезвычайных доходов сосредоточивается на целевом использовании полученных из разных источников средств для работ из предупреждения чрезвычайных событий или ликвидации их последствий. При аудите чрезвычайных расходов исследуется: правильность определения элементов чрезвычайных расходов, фактическое наличие необратимых и оборотных активов после чрезвычайного события, расходование запасов и денежных средств во время работ из предупреждения или ликвидации последствий чрезвычайного события, списания необратимых и оборотных активов через повреждение или потери, списания запасов в соответствии с нормами их расходования во время работ из предупреждения или ликвидации последствий чрезвычайного события.

вырезано

Проработана система показателей и методика анализа чрезвычайных событий для оценки влияния их последствий на последующую деятельность предприятия. Главным заданиям анализу в данном случае есть определения оптимальных мероприятий и управленческих решений для быстрого возобновления обычной деятельности предприятия, минимизации чрезвычайных расходов и убытков от чрезвычайного события.

Исследуется влияние чрезвычайных событий и операций, связанных с чрезвычайной деятельностью на финансовое состояние предприятия, и другие показатели деятельности, которые определяются в системе аналитического процесса аудита. Разработаны финансовые коэффициенты, которые целесообразно использовать при проведении параметрического анализа чрезвычайных доходов и расходов предприятия.

Особенное внимание уделяется структуре источников покрытия чрезвычайных расходов. Разработана экономико математическая модель влияния чрезвычайных событий на финансовое состояние и финансовые результаты деятельности предприятия.

На основе проведенных расчетов, с применением статистических данных, определены коэффициенты риска чрезвычайных событий для регионов страны. Результаты расчета представлены в виде матрицы. Учет коэффициента риска чрезвычайных событий, присущего конкретному региону, позволит реальнее оценить ожидаемую ценность возможных выгод.

Заключительный этап аудита предприятия, которое находилось под воздействием чрезвычайного события, включает анализ его финансового состояния. Для комплексной оценки результатов чрезвычайной деятельности и формирования стратегии развития предприятия, с учетом влияния чрезвычайного события, предложено внести в программное обеспечение предприятия определены процедуры, которые позволят сформировать исходный документ в виде аналитических обобщений проведенных расчетов и рекомендаций для руководства предприятия, которое пострадало от чрезвычайного события.

Заключение

Отсутствие единственного подхода при определении сущности чрезвычайной ситуации и чрезвычайного события указывает на необходимость, учитывая смысловую характеристику, построения модели взаимосвязи чрезвычайной ситуации и события. Это позволяет установить отличие между обычной и чрезвычайной деятельностью, которое заключается в том, что целью обычной деятельности является прибыль, а целью чрезвычайной деятельности – возобновление обычной деятельности предприятий в объемах, не меньше тех, которые были до чрезвычайного события, или недопущение или минимизация влияния чрезвычайных событий на обычную деятельность. Чрезвычайная деятельность предприятия может быть достаточная или недостаточная для возобновления обычной деятельности.

Отмеченные теоретические разработки позволяют согласовать нормативные документы разных органов государственной власти, способствуют гармонизации бухгалтерского учета и международных стандартов, увеличивают релевантность информации, необходимой для принятия управленческих решений, связанных с чрезвычайной деятельностью предприятия.

Классифицируя чрезвычайные события, уместно использовать признаки: время возникновения, состав, масштаб, влияние на виды деятельности предприятия, элементы финансовой отчетности.

Источники финансирования чрезвычайных расходов предлагаем разделять на собственные средства предприятия, ссуды и чрезвычайные доходы. Определены особенности использования резервов для ликвидации последствий чрезвычайных событий влияют на формирование чрезвычайных доходов, которые могут включать возмещение страховыми организациями (если предприятие застраховано от чрезвычайного события), возмещение из бюджета (если чрезвычайное событие классифицировано как событие общегосударственного уровня, местного или регионального), благотворительные взносы (полученные для покрытия чрезвычайных расходов предприятия), возмещения, оплаченные лицами, виновными в пожаре, техногенной аварии и тому подобное.

Рекомендуется предусмотреть в учетной политике предприятий функции бухгалтерии во время чрезвычайной деятельности из возобновления потерянных данных, коррекции учетных показателей в связи с изменениями, которые состоялись в стоимости активов, обеспечения текущего учетного процесса в период ликвидации последствий чрезвычайного события; включить в должностные инструкции основные положения относительно работы работников бухгалтерии в условиях чрезвычайной деятельности предприятия, которое предоставит возможность упорядочить работу бухгалтерии, повысить уровень организации и методологии учета чрезвычайных доходов и расходов, обеспечить соответствие работы бухгалтерии установленным нормам и правилам в экстремальных условиях и предусмотреть рациональные методы учетного процесса относительно чрезвычайных событий.

Недостатком субсчетов счета „Чрезвычайные расходы” являются группированием за видами чрезвычайных событий, а не чрезвычайных расходов, потому уместно их откорректировать, положив в основу группирования направление осуществления: потери активов от чрезвычайного события, которое уже состоялось, затраты на ликвидацию последствий чрезвычайных событий, затраты на предупреждение чрезвычайных событий.

Недостатком субсчетов счета „Чрезвычайные доходы” являются неопределенностью разницы между ними. Предлагаем сгруппировать их по источникам возмещения чрезвычайных расходов: возмещение страховых организаций, из бюджета, другие возмещения, что позволит определять по данным учета направления и размеры денежных поступлений от чрезвычайной деятельности, упростит заполнение Отчета о финансовых результатах.

В связи с потребностью в дополнительной информации относительно состава чрезвычайных доходов и расходов предприятия, предложенные специальные формы сведений для их аналитического учета.

Отсутствие методических рекомендаций из аудиторской проверки предприятий, которые потерпели от чрезвычайных событий, предопределяет необходимость их проработки. Обнаружено, что аудит чрезвычайных доходов сосредоточивается на целевом использовании полученных из разных источников средств для работ из предупреждения чрезвычайных событий или ликвидации их последствий, при аудите чрезвычайных расходов исследуется: правильность определения элементов чрезвычайных расходов, фактическое наличие необратимых и оборотных активов после чрезвычайного события, расходование запасов и денежных средств во время работ из предупреждения или ликвидации последствий чрезвычайного события, списания необратимых и оборотных активов через повреждение или потери, списания запасов в соответствии с нормами их расходования во время работ из предупреждения или ликвидации последствий чрезвычайного события.

Разработана структура методической модели аудита чрезвычайных доходов и расходов, освещены вопросы его организации, типичные процедуры, программа аудита чрезвычайной деятельности, предложены тесты внутреннего контроля для оценки степени влияния чрезвычайного события на деятельность предприятия.

На вид аудиторского вывода при аудите чрезвычайной деятельности влияет возможность возобновить потерянные учетные документы, уверенность аудитора в достоверности возобновленных документов.

Список использованной литературы

1. Про бухгалтерський облік і фінансову звітність в Україні: Закону України від 16.07.99 р. № 996-XIV // Бухгалтерський облік: нормативна база / Укладач О. Піроженко. – Х.: Фактор, 2002 р. – с. 5-17.

2. Iнструкція про застосування Плану рахунків бухгалтерського обліку активів, капіталу, зобов'язань і господарських операцій підприємств і організацій, затверджена наказом Мінфіну України від 30.11.99 р. № 291 // [Электрон. ресурс]. – Режим доступу: ЛІГА:Закон Професіонал 7.4.2 Copyricht: ІАЦ „ЛІГА”1994-2002.

3. Положення (стандарт) бухгалтерського обліку 16 «Витрати», затверджене наказом Міністерства фінансів України від 31.12.1999 року №318, зі змінами й доповненнями.

4. Методичні рекомендації із застосування регістрів бухгалтерського обліку, доведені наказ Міністерства фінансів України від 29.12.2000 р. № 356 // [Электрон. ресурс]. – Режим доступу: ЛІГА:Закон Професіонал 7.4.2 Copyricht: ІАЦ „ЛІГА”1994-2002.

5. Бутинець Ф.Ф., Давидюк Т.В., Малюга Н.М., Чижевська Л.В. Бухгалтерський управлінський облік: Підручник для студентів спеціальності «Облік і аудит» вищих навчальних закладів.За ред. проф. Ф.Ф.Бутинця; 2-е вид., перероб.і доп. – Житомир: ПП «Рута», 2002. – 480 с.

6. Войтенко Т., Вороная Н. Усе про бухгалтерський облік витрат на виробничому підприємстві. – Х.: Фактор, 2005. – 266 с.

7. Годовая финансвая отчетность. Спецвипуск, 2005, № 12 (газета „Налоги и бухгалтерський учет”), 104 с.

8. Завгородний, В.П., Савченко, В.Я. Бухгалтерский учет, контроль и аудит в условиях рынка.-К.: Блиц-Информ, 2005.-832 с.

9. Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский учет в схемах и рисунках: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 429 с.

10. Коблянська О.І. Фінансовий облік. – К: ”Знання”, 2004.- 354 с.

11. Лишиленко О.В. Бухгалтерський фінансовий облік. – К: центр навчальної літератури, 2004.

12. Нашкерська В.Г. Фінансовий облік. – К: - Кондор, 2005.- 387 с.

13. Панасюк В.М. Витрати виробництва: Управлінський аспект. – Тернопіль: Астон, 2005. – 389 с.

14. Справжній бух облік. — Х.: Фактор, 2005. — 1072 с.

15. Усач Б.Ф. Аудит. – К.: Знання-Прес, 2002.

16. Чернелевський Л. М., Беренда Н. І. Аудит: Навч. посіб. – К.: Міленіум, 2002.