Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 19

 

Поиск            

 

Концепция социально-экономического развития муниципального образования «город свирск» до 2021

 

             

Концепция социально-экономического развития муниципального образования «город свирск» до 2021

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕН TСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

(БГУЭП)

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРОД СВИРСК»

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД СВИРСК» ДО 2021

ГОДА

Научный руководитель

д-р экон. наук, проф.,

акад. МАН ВШ В.И. Самаруха

Иркутск 2006

Содержание

Введение

4

I. Анализ текущего состояния

7

1.Экономический потенциал

8

2.Трудовой потенциал

14

3.Социально – демографические процессы

16

4.Строительство

18

5.Потребительский рынок

19

6.Состояние бюджета

20

7.Образование

22

8.Здравоохранение

24

9.Культура и спорт

25

10.Экология

28

11.Жилищно – коммунальное хозяйство

30

12.Архитектура

33

II.Анализ динамики основных показателей социально – экономического развития МО «город Свирск»

34

III.Проблемы развития МО «город Свирск»

37

IV.Возможные сценарии развития МО «город Свирск»

43

V.Перспективное видение г.Свирска

45

VI.Цели и приоритеты развития г.Свирска

46

1."Свирск – территория эффективной экономики"

51

Приоритет 1: Повышение экономического потенциала и конкурентоспособности г.Свирска

51

Цель 1.1.: Развитие экономического потенциала существующих предприятий

51

Цель 1.2.: Формирование новых экономик, ориентированных на спрос со стороны потребителей Иркутской области

52

Цель 1.3.: Развитие инфраструктуры

54

Цель 1.4. Создание благоприятного инвестиционного климата

55

Цель 1.5. Развитие предпринимательства, партнерских отношений власти с немуниципальными предприятиями и бизнес-сообществом

56

Цель 1.6. Развитие потребительского рынка

57

Цель 1.7. Развитие градостроительного комплекса

59

Цель 1.8.: Развитие среднего и малого предпринимательства

61

2."Свирск – территория удобная для жизни"

64

Приоритет 2: Улучшение качества муниципальной среды

64

Цель 2.1.: Повышение уровня и качества благоустройства, санитарного состояния территории

64

Цель 2.2.: Улучшение жилищных условий, развитие системы ЖКХ и обслуживания населения

66

Цель 2.3.: Реконструкция материальной базы социальной и инженерной инфраструктуры

68

3."Свирск – для тебя и для каждого"

69

Приоритет 3: Создание системы формирования здоровой, образовательной и культурно – развитой личности через совершенствование управления социальным развитием города

69

Цель 3.1.: Развитие сферы здравоохранения с целью сохранения и укрепления физического здоровья населения, обеспечение роста продолжительности жизни

70

Цель 3.2.: Развитие сферы образования с целью роста образовательного потенциала территории

73

Цель 3.3.: Повышение культурного потенциала территории

75

Цель 3.4.: Проведение молодежной политики

78

Цель 3.5. Демографическая политика

81

Цель 3.6. Уровень жизни населения

81

Цель 3.7. Физическая культура и спорт

82

4."Свирск – территория эффективного управления"

83

Приоритет 4: Внедрение эффективных технологий в практику управления развитием города

83

Цель 4.1.: Создание и внедрение системы стратегического планирования в практику муниципального управления развитием города с целью повышения эффективности бюджетных расходов и результативности муниципальных программ

83

Цель 4.2.: Создание и внедрение системы муниципального маркетинга в управление развитием г.Свирска с целью повышения инвестиционной привлекательности через формирование местной идентичности и брендинг территории

85

Цель 4.3.: Развитие местного сообщества и общественных инициатив

86

Цель 4.4. Охрана общественного порядка

88

Цель 4.5. Управление муниципальной собственностью

89

Цель 4.6. Финансово-бюджетная политика г. Свирска

89

Цель 4.7. Проведение административной реформы

91

VII.Механизм реализации

91

VIII.Мониторинг

92

Заключение

93

ВВЕДЕНИЕ

В ходе реформы местного самоуправления упразднено Черемховское городское муниципальное образование. С 1 января 2006 года вновь образованное муниципальное образование «город Свирск» в полном объеме приступило к решению вопросов местного значения.

Административное выделение муниципалитета с одной стороны, не должно привести к разрушению экономических, организационных, инфраструктурных и человеческих связей, сложившихся в данном регионе, с другой, влечет за собой автоматическое образование социально-экономической автономии данного муниципалитета, которая должна стать основой для самостоятельного определения перспективы своего развития. Перспективы муниципального образования по-прежнему будут зависеть от того, насколько горожанам, органам местного самоуправления, предприятиям и организациям, осуществляющих свою деятельность на данной территории, удастся скоординировать свои усилия для достижения общих целей по развитию экономики города, повышению устойчивости его экономической базы, стабилизации уровня занятости населения, решению социальных вопросов. Решение вопросов местного значения, закрепленное законом за органами местного самоуправления, может быть эффективным, если станет результатом согласованных действий по реализации общей политики социально-экономического развития.

Первым шагом к построению механизма стратегического партнерства станет формирование концепции социально–экономического развития муниципального образования «город Свирск» на 10-15 лет.

Этот подход предполагает определение стратегических направлений развития муниципалитета, обеспечивает поиск новых эффективных моделей муниципального развития.

Концепция развития города Свирска определяется на основе следующих принципов:

Гражданское согласие. Предусматривает широкое предоставление объективной информации горожанам о содержании Концепции и ходе работ по ее реализации, обсуждение и общественная экспертиза.

Стратегическое партнерство . Нацеливает на согласование позиций и действий стратегических партнеров и участников процессов, определяющих развитие города (включая социальные группы, общественные объединения, различные уровни управления и т.д.).

Ответственность. Предполагает создание процедуры распределения ответственности за исполнение положений документа между органами местного самоуправления, стратегическими партнерами и конкретными исполнителями.

Целенаправленность. Все положения Концепции увязываются с целями, задачами и направлены на их реализацию.

Комплексность. Учитываются принципы и механизмы, по которым важнейшие функции и структурные элементы города связаны между собой.

Минимизация рисков . Учет возможности изменения внутренней и внешней среды.

Мониторинг. Постоянный контроль реализации и корректировка разработанных в Концепции положений.

Интеграция развития . В Концепцию закладываются механизмы привлечения внутренних и внешних по отношению к городу ресурсов, их концентрация на решении приоритетных задач (партнерство, инновационный и коммуникативный потенциал и т.п.).

Мотивация и стимулирование . Применяются виды деятельности, обеспечивающие формирование и использование в качестве ресурса различных проявлений инициативы физических, юридических лиц и органов управления.

Ориентация на человека и семью . Точкой приложения ряда проектов стратегического развития города должна выступить семья как базовая ячейка общества, выполняющая многочисленные функции. При этом следует учитывать демографические факторы и социологическую информацию.

Концепция нацелена на создание качественной среды в муниципалитете , понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов. Благоприятные условия для жизни населения - это возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких стандартов жизни. Благоприятная предпринимательская среда рассматривается как комплекс юридических, налоговых, организационных и прочих условий, стимулирующих сохранение и развитие хозяйственной деятельности в различных формах.

Концепция основана на реалистичном анализе условий и ресурсов развития г. Свирска. Рациональное использование ресурсов позволит придать дополнительный импульс развитию. Благоприятное географическое положение города в непосредственной близости от Восточно – Сибирской железной дороги, автомагистрали г.Иркутск – г.Красноярск и р. Ангара, относительная близость к областному центру и к Усть-ордынскому Бурятскому автономному округу, наличие речного порта, свободных производственных площадей, земельных участков, в совокупности со сформированным гражданским сообществом и богатые трудовые традиции населения в области производства промышленной продукции обуславливают широкие возможности для развития города, как центра муниципального образования и как связующего звена единого субъекта Российской Федерации на базе объединения Иркутской области и Усть-ордынского Бурятского автономного округа.

Свирск разрабатывает и реализует социально-экономическую политику в едином экономическом и правовом пространстве нашей страны, в соответствии с законодательными полномочиями и Уставами Иркутской области и города Свирска.

Данный документ разработан в соответствии с Концепцией социально-экономического развития Иркутской области до 2010 г., Основными положениями стратегии развития Иркутской области, одобренными Министерством регионального развития Российской Федерации

Принятый на федеральном уровне принцип поляризованного (или сфокусированного) развития, заменяющий политику выравнивания уровня регионального развития, предполагает сосредоточение финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «опорных регионах» («полюсах», «локомотивах» роста), а также последующее распространение инновационной активности в другие регионы.

Цели и приоритеты Концепции сформулированы с учетом Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина, приоритетных национальных проектов развития образования, здравоохранения, строительства доступного жилья.

Сложившаяся за годы реформирования структура экономики не в полной мере обеспечивает воспроизводство и капитализацию ключевого актива города – человеческих ресурсов.

Органы муниципальной власти обязаны создать в Свирске благоприятные условия для творчества и работы трудоспособных граждан и гарантировать достойную жизнь населению, включая социально незащищенные слои.



I. Анализ текущего состояния

Муниципальное образование «город Свирск» - это город Свирск и микрорайон Березовый.

Общая площадь муниципального образования - всего

га

2244

в том числе:

земли жилой застройки

га

675

из них: многоэтажной

га

235

индивидуальной и одноэтажной

га

440

земли общественной застройки

га

103

из них: бытовые и административные объекты

га

47

образования, науки и здравоохранения

га

45

культуры и искусства

11

земли общего пользования

га

286

площади, дороги

га

82

парки

га

6

водоемы, пляжи

га

2

иные земли общего пользования, предназначенные для удовлетворения общественных нужд граждан

га

196

земли промышленной и коммунально - складской застройки

га

587

земли транспорта, связи, инженерных коммуникаций

га

179

из них: железнодорожного

га

50

автомобильного

га

3

речного

га

9

земли связи, инженерных коммуникаций, радиовещания

га

117

земли сельскохозяйственного назначения

га

414

из них: коллективные и индивидуальные сады

га

149

огороды

га

33

личные подсобные хозяйства

га

23

пашни

га

104

выпасы

га

105

Земли в черте поселений, входящих в состав муниципального образования

га

2244

Площадь, занимаемая объектами, предназначенными для сноса, перепланировки

га

0,2

Земли муниципального образования за чертой поселений, входящих в состав муниципального образования

га

0

Численность населения – 14,712 тыс. человек.

Административным центром муниципального образования является город Свирск.

На сегодня Свирск - один из самых живописных небольших городов Иркутской области. Он находится в 150 км от Иркутска, на левом берегу реки Ангара.

В первой половине XIX века на берегу Ангары находилось небольшое поселение с названием Свирская. Постепенно поселение росло и преображалось. После гражданской войны, вслед за коллективизацией, разрушившей традиционный жизненный уклад сибирской деревенской общины, пришла индустриализация. Был введен в действие Ангарский металлургический завод (мышьяковый), началось строительство железнодорожной ветки г.Черемхово – г.Свирск, сыгравшей важную роль в становлении города, начинается ввод объектов и строительство собственной ТЭЦ. Строятся школы и детские сады. 20 сентября 1940 года вступил в строй действующих предприятий страны завод химических источников тока № 389. Каждый третий житель Свирска становится работником завода.

В августе 1941 года на Свирский завод источников тока № 389 был эвакуирован Ленинградский аккумуляторный завод. Через три месяца его первая продукция отправилась на фронт. В последствие на его базе был создан градообразующий завод «Востсибэлемент».

Новый этап развития Свирск получил после Великой Отечественной войны. К этому времени Свирск перерос рамки рабочего поселка и 16 ноября 1949 года ему присваивается статус города. Сочетание водной глади Ангары, крутых, поросших лесом берегов правого берега и прибрежной террасы придает живописность окружающему рельефу и в целом облику Свирска. Визитной карточкой города стали рощи корабельных сосен на берегу и краны Свирского речного порта. Послевоенные годы характеризовались динамичным развитием ведущих заводов. Появляются новые предприятия («Автоспецоборудование», «Ремонтно- механический», «Бархатовская лесоперевалочная база»), развивается социально - культурная сфера, спорт, здравоохранение, вводится в строй жилье.

В тяжелые годы перестройки город Свирск выстоял и выжил. Город стал возрождаться, ресурсы Свирска начинают вовлекаться в эффективный хозяйственный оборот, начинают вновь работать на жителей города.

1. Экономический потенциал .

Сегодня Свирск – это 262 хозяйствующих субъекта различных видов деятельности и форм собственности (82 крупных, средних и малых предприятий, 180 ИПБОЮЛ).

Основу экономики города составляют предприятия:

1. Совместное российско-японское предприятие ООО «ТМ Байкал». Основная деятельность компании «ТМ Байкал» - лесопиление и деревообработка, производство высококачественных сухих и антисептированных строганных пиломатериалов широкого ассортимента для японского деревянного домостроения.

Предприятие создано в мае 1991 года. Учредители - Мингосимущество РФ и две японские формы: «Таджима Ламбер Ко., ЛТД» и «Мицуи и Ко., ЛТД». Уже в марте 1994г. первый вагон с пиломатериалами отправлен в Японию.

В общем объеме выручки крупных и средних предприятий муниципального образования удельный вес ООО «ТМ Байкал» составляет 76%.

ООО «ТМ Байкал» занимается не только деревообработкой. Предприятие само обеспечивает автотранспортные перевозки (на его балансе – более 80 единиц автотранспорта), ведет капитальное строительство.

На предприятии развита социальная сфера: бесплатная доставка рабочих на предприятие собственным транспортом; оплата более 70% стоимости питания в заводской столовой; ежегодная организация отдыха детей работников в летних детских лагерях и санаториях.

2. ЗАО «Актех-Байкал» - единственное предприятие в Иркутской области по производству свинцово-кислотных стартерных аккумуляторных батарей для всех типов легковых и грузовых автомобилей.

Компания «Актех - Байкал» была создана в 1999 году. К началу 2000 года было стабилизировано производство, создана торговая марка «АкТех» и стали выстраиваться основные блоки системы качества. С 2000 года осуществляется поставка аккумуляторов на сборочный конвейер «АвтоВАЗ». Немного позже начались поставки и на другие крупнейшие автозаводы: сначала на «ИжМаш» и «РосЛаду», затем на «ГАЗ» и «УАЗ». В 2001 году аккумуляторы, выпускаемые компанией, стали победителями конкурса «100 лучших товаров России».

Повышение уровня качества производства сделало возможным выпуск в 2002 году новой торговой марки с улучшенными техническими характеристиками. На сегодняшний день аккумуляторные батареи ТМ «Зверь» - это единственные отечественные батареи, гарантия на которые составляет 3 года.

В общем объеме выручки крупных и средних предприятий муниципального образования удельный вес ЗАО «Актех-Байкал» составляет 4,8%. За 1 полугодие 2006 года наблюдается снижение темпа роста производства -50,7%, что связано с периодическими простоями из-за отсутствия свинцового сырья.

3. МУП «Теплоцентраль». Основной вид деятельности: производство, передача и распределение пара и горячей воды. Введена в действие в 1989 году. В 2006 году МУП «ТЦ» заняло 1 место в областном конкурсе на лучший коммунальный теплоисточник. Рост выпуска теплоэнергии за 6 месяцев 2006г. составил 117% за счет снабжения города горячим водоснабжением в летний период. %. В общем объеме выручки крупных и средних предприятий муниципального образования удельный вес МУП «ТЦ» составляет5,8%.

4. ООО фирма «Автоспецдеталь» - не имеющее аналогов предприятие, специализирующееся на производстве коммунальной техники: вакуум-машины, подъемное гидрооборудование; специального оборудования для автомобилей ЗИЛ, ГАЗ, «Газель», УАЗ: изотермические автофургоны и автофургоны для перевозки пищевых продуктов. В настоящее время на базе предприятия размещен государственный заказ на производство средних автодорожных разборных мостов, что позволило значительно улучшить финансовое положение. Темп роста составил 711,6%. В общем объеме выручки крупных и средних предприятий муниципального образования удельный вес ООО «Автоспецдеталь» составляет 3,9%.

5. ООО «Свирский РМЗ». Вид деятельности: изготовление запасных частей к экскаваторам ЭКГ -4,6, 5А., 8И., ЭШ-6/45, 10/70, 15/90, 20/90; ремонт и изготовление горно-шахтного, нестандартного оборудования, резинотехнических изделий.

Свирский Ремонтно – механический завод производственного объединения «Востсибуголь» был пущен в эксплуатацию 28 апреля 1958 года.

Выпускаемая продукция отгружается в г.г. Ростов – на Дону, Владивосток, Магадан, Челябинск, Якутск. Продолжается плодотворная работа с Монголией. В настоящее время завод является структурным подразделением Иркутского филиала ОАО «СУЭК». В общем объеме выручки крупных и средних предприятий муниципального образования удельный вес ООО «СРМЗ» составляет 9,5%. За счет улучшения финансового положения и проделанной работе с заказчиками, рост объема производства в 1 полугодии 2006г. составил 125,2%.

6. ОАО ВСРП «Свирский речной порт» - доставка и перевалка грузов, паромная переправа.

Свирский речной порт был принят в эксплуатацию в 1967 году. Акватория, которую обслуживает порт, растянулась на 310 км – от поселка Кулаково до Подволочного. Основное назначение порта – перевозка угля, песчано-гравийной смеси, леса. Ежегодный объем перевозок составляет около 400 тыс.тонн общего груза. Речной порт – это неразрывное звено производственного процесса ООО «ТМ Байкал», на которое приходится до 30% доходов порта. В настоящее время возобновились поставки леса на БЛПК – до 100 тыс.куб.м в год. Изучаются возможности организации туристических перевозок на теплые заливы Осинского «моря», на «Золотые пески» в Мельхитуе.

7. ЗАО «Эколидер» - переработка аккумуляторного лома и производство свинца и сплавов. Собственный свинец – это стратегическое сырье для Российской Федерации.

От Владивостока до Урала завод, аналогичный проекту «Эколидер», расположен только в г. Тюмень, где используется устаревшее оборудование. Аналогов оборудования, которое работает на ЗАО « Эколидер» в России нет. В 1 полугодии 2006г.на ЗАО «Эколидер» введена в действие 1 очередь по переработке аккумуляторного лома. Помимо экономической цели строительства завода, есть еще экологическая – утилизация отходов и их повторное использование. Итальянская технология предусматривает разделение отработанных аккумуляторов на 5 фракций. Работа данной установки заключается в предварительном механизированной разделении ОАБ и в мокром просеивании. Газоочистное оборудование Шведской компании «Плимовент» позволит очистить отходящие газы на 99,6%, что даст возможность их повторного использования в обогреве производственных площадей. Использование современного оборудования и новейших технологий позволит до минимума свести выбросы вредных веществ в атмосферу, воду и почву.

Объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) по итогам 9 месяцев 2006г. снизился относительно аналогичного показателя 2005г. на 12,2% и составил в текущих ценах 1227,7 млн. руб.

Выручка от реализации продукции, работ, услуг по крупным и средним предприятиям за 9 м-цев 2006 года составила 758,7 млн. руб. или 98,8 % к уровню 9 м-цев 2005г. (751,0 млн. руб.)

Прибыль работающих предприятий за отчетный период составила 99,8 млн. руб. или 98,3 % к соответствующему показателю прошлого года.

Прирост по отгрузке товаров собственного производства к уровню 2005г. по видам экономической деятельности составил:

По производству машин и оборудования -128,4 %;

По производству автомобилей, прицепов и полуприцепов – 711,6%;

Производство, передача и распределение пара и горячей воды – 131,0%,

Причина роста объемов отгрузки:

1.ООО «Свирский РМЗ» - улучшение финансового положения.

2. ООО «Автоспецдеталь» - размещение госзаказа на изготовление автодорожных средних мостов.

3. МУП « Теплоцентраль» - горячее водоснабжение в летний период.

Темп развития производства по важнейшим видам промышленной продукции за 9 месяцев 2006г. составил:

№ п/п

Наименование предприятия

ЕИ

9м-цев 2006г

9м-цев 2005г.

%

1.

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели

Лесоматериалы круглые

тыс.м3

190,1

195,3

97,3

Щепа технологическая

тыс.м3

61,2

60

102

Пиломатериалы

тыс.м3

89

95

97,3

2.

Производство машин и оборудования

Сталь

тн

880

902

97,6

3.

Производство электрических машин и электрооборудования

Аккумуляторы и аккумуляторные батареи

тн

5785

8208

70,5

4.

Аккумуляторы и аккумуляторные батареи

шт.

357688

564978

63,3

5.

Производство и передача теплоэнергии и воды

Тепловая энергия

Тыс.Гкал

84,2

64,5

130,5

Удельный вес по отраслям промышленности:

- обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки (кроме мебели) -76 %;

- производство машин и оборудования – 9,5 %;

- производство автомобилей, прицепов и полуприцепов – 3,9 %;

- производство, передача и распределение пара и горячей воды – 5,8 %,

- производство аккумуляторов – 4,8 %.

По итогам 9 месяцев 2006г. объем инвестиций составил 10,1 млн. руб. руб. (рост в 5,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

В инвестиционном процессе принимали участие ООО «ТМ Байкал» - 36,6% (покупка оборудования), ЗАО «Актех-Байкал» - 63,4% (покупка оборудования). Источником финансирования в основной капитал являются амортизационные отчисления и привлеченные средства.

№ п/п

Наименование предприятий

ЕИ

На 01.10.06.

1.

ООО «ТМ Байкал»

млн.руб.

3,7

2.

ЗАО « Актех-Байкал»

млн.руб.

6,4

На 01.10.2006 года в муниципальном образовании функционирует 30 предприятий малого предпринимательства различных форм собственности.

По видам деятельности малый бизнес охватывает практически все отрасли экономики. Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса на протяжении ряда лет практически не меняется. Доля предприятий в структуре малых предприятий такова:

- торговля, общественное питание, бытовое обслуживание 46,2 %;

- промышленность 22,6%;

- прочие 31,2%.

Из общего количества предприятий малого бизнеса наибольшую долю составляют предприятия торговли и общественного питания, так как в условиях инвестиционного голода способен развиваться именно минимально капиталоемкий малый и средний торговый бизнес.

Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях за 9 месяцев 2006 года составила 837 человек.

Удельный вес работников малых предприятий составляет 21,8 % от общей численности занятого населения.

Одной из особенностей малого предпринимательства является распространение вторичной занятости, что подчеркивает социальную направленность малого бизнеса, представляющего населению дополнительные источники доходов, наряду с основным местом работы.

В общем объеме выручки от реализации предприятий всех форм собственности городского муниципального образования доля малых предприятий составляет 38,2%. Выручка от реализации товаров и услуг за 9 месяцев 2006 года составила 469 млн. руб.

Среднемесячная заработная плата по отраслям малого бизнеса составила 3892 руб. или 91,4 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

На 01.10.06г. реально осуществляют свою деятельность 180 индивидуальных предпринимателей.

Проводится работа по вовлечению индивидуальных предпринимателей в общественную жизнь муниципального образования. В городе уже второй год работает Совет предпринимателей, который помогает администрации в решении вопросов, касающихся малого предпринимательства. Принята программа поддержки и развития малого бизнеса на 2007-2009г.г.

2. Трудовой потенциал

Трудовые ресурсы населения г.Свирска составляют 8829 чел., в том числе:

3833 человек - занято в экономике,

607 человек учащихся,

4210 человек - не занято в экономике

Распределение населения по сферам занятости представлено:

Обрабатывающие производства – 1782 чел.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 244 чел.

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 120 чел.

Транспорт и связь – 194 чел.

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение – 46 чел.

Образование -559чел.

Здравоохранение и предоставление социальных услуг – 229чел.

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 199чел.

Прочие – 262чел.

Индивидуальные предприниматели – 180 чел.

Количество безработных на 01.10.2006г. - 481 чел. или 7,4% (9 м-цев 2005г. – 500 чел. или 8,0 %).

Среднесписочная численность работающих в организациях всех форм собственности муниципального образования за 9 месяцев 2006 года составила 3653 чел. или 107,4% к показателю на 01.01.2006, из них в материальном производстве – 2035 чел. (88,5%), в непроизводственной сфере -1618 чел. (147,1%), в т.ч. в бюджетной сфере – 1014 чел. (112,7%).

За 9 м-цев 2006г. фонд оплаты труда работающих в экономике муниципального образования составил 156,3 млн. руб., в т.ч. в материальном производстве – 93,6 млн. руб. или 96,4% к 2005г., в непроизводственной сфере 62,7 млн. руб. или 79,3% к 2005г., в т.ч. в бюджетной сфере – 37,9 млн.руб. или 148,6% к 2005г.

Среднемесячная заработная плата одного работающего за 9 м-цев 2006 года составила 4753 руб. или 108,7 % к аналогичному показателю 2005г.

Средняя заработная плата по сферам занятости представлена:

Обрабатывающие производства – 5208,8 руб.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 4531,3 руб.

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 3638,9 руб.

Транспорт и связь – 5434,7руб.

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение –11987,9 руб.

Образование -3452,2 руб.

Здравоохранение и предоставление социальных услуг – 4004,4руб.

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 2677,8 руб.

Прочие – 5691,3 руб.

3. Социально-демографические процессы

Социально-демографические процессы характеризуются сокращением численности населения за счет естественной убыли. На 01.01.2006 года в целом по муниципальному образованию численность составила 14,712 тыс. чел. и уменьшилась на 305 человек к аналогичному показателю прошлого года.

Численность постоянного населения

чел.

14712

в том числе в возрасте:

моложе трудоспособного

чел.

2958

трудоспособного

чел.

8650

старше трудоспособного

чел.

3105

Мужчины

чел.

6690

в том числе в возрасте:

0

моложе трудоспособного

чел.

1567

трудоспособного

чел.

4310

старше трудоспособного

чел.

814

Женщины

чел.

8022

в том числе в возрасте:

0

моложе трудоспособного

чел.

1391

трудоспособного

чел.

4340

старше трудоспособного

чел.

2291

Источники средств существования постоянного населения

в том числе:

личное хозяйство

%

26,0

стипендии

%

1,8

пенсии ( кроме инвалидных)

%

22,8

пенсии инвалидов

%

2,7

пособия( кроме безработных)

%

16,1

пособия по безработице

%

2,0

другой вид гособеспечения

%

0,6

сбережения

%

0,0

доход от сдачи в наем

%

0,0

на иждевении отдельных лиц

%

26,3

иной

%

1,7

Мужчины

в том числе:

личное хозяйство

%

27,3

стипендии

%

2,2

пенсии ( кроме инвалидных)

%

16,6

пенсии инвалидов

%

3,5

пособия( кроме безработных)

%

17,2

пособия по безработице

%

1,5

другой вид гособеспечения

%

0,5

сбережения

%

0,0

доход от сдачи в наем

%

0,0

на иждевении отдельных лиц

%

29,1

иной

%

2,1

Женщины

в том числе:

личное хозяйство

%

25,1

стипендии

%

1,4

пенсии ( кроме инвалидных)

%

27,7

пенсии инвалидов

%

2,0

пособия( кроме безработных)

%

15,2

пособия по безработице

%

2,5

другой вид гособеспечения

%

0,7

сбережения

%

0,1

доход от сдачи в наем

%

0,0

на иждевении отдельных лиц

%

24,0

иной

%

1,4

Число родившихся за год на 1000 человек

чел.

12,6

Число умерших за год на 1000 человек

чел.

27,9

Естественный прирост населения на 1000 человек

чел.

-15,3

Уровень образования населения в возрасте 15 лет и более

чел.

12479

в том числе:

послевузовское профессиональное

чел.

7

высшее профессиональное

чел.

754

неполное высшее профессиональное

чел.

141

среднее профессиональное

чел.

4048

начальное профессиональное

чел.

1621

среднее общее

чел.

1715

основное общее

чел.

2372

начальное общее

чел.

1659

не имеет начального общего

чел.

158

из них неграмотные

чел.

82

прочее

4

Национальный состав населения: численность населения наиболее многочисленных национальностей

в том числе: русские

%

94,01

украинцы

%

2,24

татары

%

1,2

прочие

%

2,55

Число домохозяйств

ед.

6040

Средний размер домохозяйств

чел.

1

Численность вынужденных переселенцев, зарегистрированных

0

семей

ед.

0

в них человек

чел.

0

Численность беженцев, зарегистрированных:

чел.

0

семей

ед.

0

в них человек

чел.

0

Численность прибывших за год

чел.

123

Численность выбывших за год

чел.

202

Миграционный прирост населения

чел.

-79

Уровень жизни населения

Численность пенсионеров, всего

чел.

3302

в том числе получающих пенсии:

по старости

чел.

3227

по инвалидности

чел.

75

Численность населения, имеющих право на субсидии по платежам за жилищно - коммунальные услуги

чел.

5586

Численность семей, получивших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг

чел.

2545

Численность граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным и региональным законодательством

чел.

2985

Объем средств, израсходованных на реализацию мер социальной поддержки населения муниципального образования

тыс.руб.

13749,6

Среднедушевой доход населения

руб.

1843

4. Строительство

Последние девять лет строительство и ввод новых объектов жилья не производилось. В городе существует только вторичный рынок жилья. Коммерческий наем муниципального жилья не получил развития, на рынке присутствуют только частные наймодатели. Практически все сделки совершаются стихийно, что затрудняет анализ данного рынка. Вследствие стихийности данного рынка нет возможности получения бюджетом г.Свирска дополнительных доходов.

5. Потребительский рынок

За 9 месяцев 2006г. оптово-розничный товарооборот в муниципальном образовании составил 272,0 млн. руб. или 161,9 % к аналогичному показателю предыдущего года (168,0 млн. руб.).

Товаропроводящая сеть торговли, общественного питания представлена следующими предприятиями:

- 57 магазинов,

- 3 торговых дома на 40 торговых мест (ТД «Звездочка», ТД «Река», ТД «Космос»),

- 10 павильонов,

- 4 киоска,

- 18 предприятий общественного питания (на 1239 посадочных мест),

- 1 рынок (на 42 торговых места),

- 4 предприятия оптовой торговли.

Анализ дислокации розничной торговой сети, общественного питания и обеспеченности торговыми площадями населения показывает неравномерность размещения предприятий по районам муниципального образования. Индивидуальные предприниматели, устанавливая торговые точки, отдают предпочтение районам, прилегающим к центральной части города.

В целом обеспеченность торговыми площадями населения муниципального образования за 9 месяцев 2006 года составила 127,7 % к нормативу, в том числе:

-136,5 % по продаже продовольственных товаров;

-121,0 % по продаже непроизводственных товаров.

В муниципальном образовании по состоянию на 01.10.2006г. всего работают 74 предприятия розничной торговли, 18 предприятий общественного питания, 4 предприятия оптовой торговли, 1 рынок. Наиболее динамично развиваются магазины, реализующие продовольственные товары. Получила развитие оптовая торговля.

Обеспеченность населения торговыми площадями по состоянию на 01.10.2006г. увеличилась на 5,4% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года. Увеличение процента обеспеченности торговыми площадями связано с тем, что дополнительно открылось 5 предприятий торговли.

Оборот общественного питания за 9 месяцев 2006 года в муниципальном образовании составил 10,4 млн. руб. или 127,0 % к аналогичному показателю предыдущего года (8,2 млн. руб.).

Обеспеченность населения посадочными местами в предприятиях общественного питания на 01.10.2006г.

Наименование

9 месяцев 2006год

1.Численность населения (тыс. руб.)

14,7

2.Требуется по норме посадочных мест

412

3.Фактически имеется

310

4.Процент обеспеченности

75,2

Существующая сеть предприятий общественного питания по сравнению с нормативом составляет 75,2%.

В летний период на территории муниципального образования функционировало дополнительно 2 временных объектов общественного питания (летние кафе) с количеством посадочных мест -70.

Предприятия общественного питания функционируют на производственных предприятиях, в учебных заведениях и учреждениях, а также как независимые предприятия. Общественное питание является одним из приоритетных направлений в развитии малого предпринимательства в муниципальном образовании «город Свирск».

Муниципальное образование входит в сеть городов области, являющихся одним из рынков сбыта потребительских товаров, завозимых из областного центра и других регионов России.

На территории муниципального образования осуществляют свою деятельность предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, промышленные предприятия, мини- пекарни.

По состоянию на 01.10.2006г. на территории муниципального образования функционирует:

- 3 мини- пекарни индивидуальных предпринимателей;

- 2 кондитерских цеха (ИП А.А. Карпухина и МПТ и ОП « Река»)

- 1 цех по производству безалкогольных напитков ООО « Саяны»

- 1 цех по выработке полуфабрикатов.

За 9 месяцев 2006 года населению муниципального образования оказано платных услуг на сумму 7490,4 тыс. руб., что составляет 115,6 % к аналогичному показателю прошлого года (6480 тыс. руб.)

Бытовых услуг населению муниципального образования оказано за 9 месяцев 2006 года на сумму 130 тыс. руб., что составляет 203% к соответствующему показателю прошлого года (64 тыс. руб.).

Объем реализации бытовых услуг в расчете на одного жителя муниципального образования составляет 8,84 руб. в месяц.

По состоянию на 01.10.2006г. на территории муниципального образования действует 23 предприятия службы быта.

За 9 месяцев 2006 года сеть предприятий бытового обслуживания населения муниципального образования увеличилась на 1 единицу. Наиболее динамично развиваются предприятия по предоставлению населению парикмахерских услуг, услуг по ремонту и пошиву одежды.

Частное предпринимательство продолжает играть ведущую роль в сфере бытовых услуг муниципального образования.

6. Состояние бюджета

За 9 месяцев 2006 года доходы местного бюджета составили 73648 тыс.руб. при плане 77308 тыс.руб. или 95,3 % к плану, в т.ч.:

-собственных доходов получено 15184 тыс. руб., при плане 18905 тыс.руб. (80,3%)

-дотации 30477 тыс. руб., при плане 30477 тыс. руб. (100%)

- субвенции 24471 тыс. руб., при плане 24133 тыс. руб. (101,4%)

- субсидии 1235 тыс.руб., при плане 1235 тыс.руб. (100%),

- безвозмездные поступления от гос. организаций 1186 тыс.руб., при плане 1000,0 тыс. руб. Данный доход поступил от ОАО СУЭК (1000 тыс. руб. ).

В структуре собственных доходов наибольший удельный вес занимает: налог на доходы физических лиц - 71,8%, налог на совокупный доход – 13,2%, доходы от использования имущества - 5,7%.

Расходная часть местного бюджета за 9 месяцев 2006г. фактически исполнена на 67,7%, при плане 126768 тыс. руб.

Плановые и фактические расходы за 9 м-цев 2006г.

тыс.руб.

Наименование статей

9 м-цев 2006 г.

план

факт (кассовые)

%

Общегосударственные вопросы

30108

20096

66,7

Жилищно- коммунальное хозяйство

23004

16731

72,7

Образование

51788

37399

72,2

Культура и СМИ

5772

3099

53,7

Здравоохранение и ФК

13540

8248

60,9

Социальная политика

375

79

21,1

Охрана окружающей среды

231

36

15,6

Национальная оборона

90

0

0

Национальная безопасность

112

25

22,3

Национальная экономика

1748

153

8,7

Общая сумма

126768

85866

67,7

Наибольший процент исполнения сложился по жилищно–коммунальному хозяйству и образованию.

В структуре расходов за 9 месяцев 2006г. наибольший удельный вес занимают расходы по образованию 43,55%, далее удельный вес распределяется следующим образом:

- Общегосударственные вопросы – 23,4%

- Жилищно- коммунальное хозяйство – 19,5%

- Образование – 43,55%

- Культура и СМИ -3,6%

- Здравоохранение и ФК – 9,6%

- Социальная политика – 0,1%

- Охрана окружающей среды – 0,04%

- Национальная оборона – 0%

- Национальная безопасность – 0,03%

- Национальная экономика – 0,18%

Приоритетным направлением в финансировании расходов за 9 месяцев 2006г. являлись: выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, приобретение горюче–смазочных материалов, услуги связи, коммунальные услуги.

Дефицит бюджета составил 12218 тыс.руб. Кредиторская задолженность по заработной плате по состоянию на 01.10.2006г. отсутствует.

В целях экономии бюджетных средств, все расходы бюджетных средств на сумму свыше 60 тыс. руб. производятся через реализацию Федерального закона 94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» путем проведения запроса котировок и проведения конкурсов.

С начала 2006г администрацией города проведено одиннадцать открытых конкурсов, семь запросов котировок, в результате которых заключены муниципальные контракты на сумму 26,3 млн. руб. Это - конкурсы на поставки горюче-смазочных материалов, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, медицинского оборудования; организация горячего питания на пришкольных площадках в период летнего оздоровительного сезона 2006г; постановку земель, занимаемых муниципальными объектами, на кадастровый учет; проведение капитальных ремонтов дорог, кровли дома культуры «Русь», объектов городской котельной; разработку градостроительной документации; реконструкцию нежилого здания под размещение аппарата управления по ул. Молодежная 6; котировки на поставку продуктов питания, лакокрасочной продукции, мягкого инвентаря. При запланированном финансировании этих расходов в 28 млн. руб., экономия бюджетных средств в результате размещения муниципального заказа путем проведения открытых конкурсов и запросов котировок составила 1,7 млн. руб.

7. Образование

На начало 2006/2007 учебного года система образования представлена всеми типами и видами учреждений общего, дошкольного и дополнительного образования. Сеть образовательных учреждений составляет 15 единиц. Обеспечено обучением и воспитанием 2281 человек, из них учащихся 1928, дошкольников 353 ребенка.

Сеть образовательных учреждений

Сеть образовательных учреждений

2006/2007 уч. год

1. Кол-во ДОУ

- в них количество детей

5

353

2. Кол-во школ

- в них учащихся

6

2200

3. Вечерние (сменные) школы

- в них учащихся

1

81

4. Кол-во учреждений дополнительного образования

- в них учащихся

3

1935

Количество школьников уменьшилось на 150 человек. Это происходит в связи с показателями динамики численности населения, сокращением доли детей школьного возраста относительно общей численности населения.

Эффективность организации учебно-воспитательного процесса оценена следующими результатами: успеваемость за 2005/2006 учебный год составила 99,7%, повысилась по сравнению с прошлым годом на 0,6%. Качество обученности составило 37,7%, что на 1% выше прошлого учебного года. В первую смену обучается 92,3% учащихся.

Образовательными учреждениями используются разные формы обучения. Экстернат, индивидуальное обучение, обучение на дому.

Увеличился охват детей 9-11 классов профильным предметным обучением.

Во всех образовательных учреждениях организовано горячее питание учащихся. Организовано бесплатное питание для 128 детей начального звена.

В г. Свирске функционируют 5 учреждений дошкольного образования:

ДОУ №17 – общеразвивающего назначения с приоритетным осуществлением нескольких направлений в развитии ребенка;

ДОУ №1, №33 – компенсирующего вида;

ДОУ №13, №22 – детский сад.

Сеть ДОУ в 2006/2007 учебном году составляет 15 групп, по сравнению с 2004/2005 учебным годом увеличилась на 4 группы (56 детей), в том числе 2 – ясельных (25 детей), 1 – логопедическая (15 детей), 1 – подготовительная (16 детей). Охват детей на 1 сентября 2006г составил 353 ребенка (43,7%).

ДОУ реализует программы различной направленности, что соответствует развитию рынка образовательных услуг, возможности выбора и удовлетворения образовательных потребностей населения. Активизировалась работа по взаимодействию с семьей, созданию условий для здоровьесберегающего образовательного процесса.

За истекший период 2006 года из местного бюджета выделены деньги для приобретения игрового материала, плакатов об основах безопасности детей дошкольного возраста на сумму 56 тысяч рублей.

Оздоровление воспитанников детских садов в летний период осуществлялось за счет выделения из муниципального бюджета финансирования на питание детей. Решен вопрос централизованной поставки продуктов питания через муниципальный заказ, что значительно улучшило питание детей.

На территории МО «город Свирск» в течение летнего периода работали 13 лагерей дневного пребывания детей. Всего в лагерях дневного пребывания отдохнули 805 детей и подростков (41,4%), из них 233 (29%) – дети работников бюджетной сферы, 149 детей (18,5%) из малообеспеченных семей, 236 (29%) – дети педагогических работников.

В лагерях дневного пребывания проводились интересные мероприятия. Ребята совершали однодневные походы, участвовали в городских спартакиадах, играли, соревновались.

На территории муниципального образования «город Свирск» функционируют три учреждения дополнительного образования:

- дом детского творчества – охват 972 учащихся по 5 направлениям реализации программ;

- станция юных техников – охват 310 учащихся по 5 направлениям реализации программ;

- детско-юношеская спортивная школа – охват 653 учащихся по 8 направлениям реализации программ.

Всего в системе дополнительного образования занимается 1935 учащихся от начальной до старшей школы.

Учреждения дополнительного образования детей реализуют образовательные программы по 7 направлениям: физкультурно-спортивное, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, художественно- эстетическое, спортивно-техническое, социально-педагогическое, культурологическое.

На базе Молодежного центра работают секции армейского рукопашного боя, бокса, вокальная студия, студия эстрадного танца, клуб «Защитник Отечества», вокально-инструментальный ансамбль. Общее количество подростков и молодежи, посещающих Центр – 140 чел.

Структурными подразделениями администрации, ответственными за социальную политику, разработано 3 программы: «Пожарная безопасность образовательных учреждений на 2006-2010г.», «Антитеррористическая защита образовательных учреждений 2006-2010г», «Профилактика правонарушений на территории муниципального образования «город Свирск».

8. Здравоохранение

На территории МО «город Свирск» организовано оказание:

- скорой медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданам или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;

- амбулаторно-поликлинической помощи;

- стационарной помощи;

- медицинской помощи, оказываемой в дневных стационарах всех типов (включая стационары на дому).

Для оказания медицинской помощи МО «город Свирск» располагает:

1. Стационаром:

· терапевтическое отделение с 30 койками круглосуточного стационара и 25 койками дневного стационара;

· гинекологическое отделение 10 коек круглосуточного стационара и 5 коек дневного стационара;

· детское отделение 10 коек круглосуточного стационара и 10 коек дневного стационара;

· инфекционное отделение 10 коек круглосуточного стационара, 5 коек дневного стационара.

2. Амбулаторно-поликлиническая помощь осуществляется:

· поликлиникой для детского населения на 150 посещений в смену;

· поликлиникой для взрослого населения на 350 посещений в смену.

При поликлинике функционирует терапевтический дневной стационар на 20 коек, а также оказывается стационаро-замещающая помощь на дому взрослому и детскому населению.

На территории МО г.Свирск в 2006г. работают 2 муниципальные программы

- «Индустрия детского питания»;

- «Сахарный диабет».

Подготовлены проекты программ на 2007г.:

- «Бронхиальная астма»;

- «Анти / ВИЧ СПИД».

Численность работающих в учреждении здравоохранения 229 чел. (101% к показателю на 01.01.2006г.), из них врачей -23 чел. (121%), среднего медицинского персонала – 117 чел. (133%).

МЛУ «Больница г.Свирска» нуждается в обновлении материально-технической базы и пополнении диагностическим оборудованием, улучшении оснащения мягким и твердым инвентарем, капитальном ремонте зданий.

Путем участия МЛУ «Больница г.Свирск» в национальном проекте «Здоровье» в 2006г. планировалось получить:

- аппарат УЗД (получен в августе и введен в эксплуатацию);

- кардиограф «Шиллер» (получен в июле и введен в эксплуатацию);

- аппарат ФГДС (получен в августе и введен в эксплуатацию);

- 2 санитарных автомобиля (1 получен в сентябре);

- комплект лабораторного оборудования;

- рентген аппарат «CLINOMAT» (получен в августе и введен в эксплуатацию);

В целом проект «Здоровье» привлек на территорию около 6-6,5 млн.руб., как в виде оборудования, так и виде других выплат.

За счет средств муниципального образования в 2006 году будут приобретены автоклав ВК -75 - 238 тыс.руб., холтер для ЭКГ – 597 тыс.руб., анализатор эталона АКП – 96 тыс.руб.

За счет средств ОМС приобретен аппарат хирургический высокочастотный -148тыс. руб.

9. Культура и спорт

В муниципальном образовании 4 учреждения культуры: Городской центр культуры, городская библиотека, детская художественная школа и детская музыкальная школа.