Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 19

 

Поиск            

 

Методика организации управленческого учета на предприятии 16 Организация управленческого учета на предприятии 23

 

             

Методика организации управленческого учета на предприятии 16 Организация управленческого учета на предприятии 23

Содержание:

Введение. 2

1.Методологические основы организации управленческого учета на предприятии 4

1.1.Сущность и объекты управленческого учета. 4

1.2.Взаимосвязь финансового (бухгалтерского) и управленческого учета на предприятиях. 8

1.3.Методика организации управленческого учета на предприятии. 15

2.Организация управленческого учета на предприятии. 22

2.1.Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Автосервис» 22

2.2.Организация бухгалтерского учета затрат в ОАО «Автосервис». 28

2.3.Возможности применения учета по центрам прибыли. 31

Заключение. 37

Список литературы.. 38

Приложения. 40

Введение

В процессе повседневной хозяйственной деятельности предприятия возникает значительное количество оперативной информации, которая представляет собой “исходный материал” для принятия соответствующих управленческих решений.

Наибольшее значение для управления имеет экономическая информация, базирующаяся в основном на учетных данных. Расчеты показывают, что на долю бухгалтерской информации приходится свыше 70 % общего объема экономической информации. Именно системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества предприятия и источниках его образования, хозяйственных процессах, конечных результатах финансовой и производственно-хозяйственной деятельности.

Бухгалтерская информация широко используется в оперативно-техническом и статистическом учете, а также в планировании, прогнозировании, выработке тактики и стратегии деятельности предприятия.

На всех этапах деятельности предприятия к бухгалтерской информации предъявляются такие требования, как объективность, достоверность, своевременность и оперативность. Однако на современном этапе совершенствования управления, становления рыночной экономики к бухгалтерской информации предъявляются повышенные требования. Она должна быть высокого качества и эффективной, должна удовлетворять потребности внешних и внутренних пользователей информации. Это означает, что бухгалтерская информация должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальное число ее пользователей на разных уровнях управления. Информация должна быть необходимой и целесообразной, исключающей лишние показатели. Кроме того, необходимо, чтобы бухгалтерская информация формировалась с наименьшими затратами труда и времени. Очевидно, что для удовлетворения всех перечисленных выше требований необходимо использовать различные методы сбора, обработки и учета информации. В экономически развитых странах эта проблема решена благодаря делению всей системы бухгалтерского учета на финансовый и управленческий.

Цель данной работы – ознакомится с организацией управленческого учета на реально существующем предприятии, и рассмотреть дальнейшее внедрение его элементов в организационную структуру бухгалтерского учета.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1) ознакомится с сущностью и объектами управленческого учета;

2) рассмотреть взаимосвязь финансового (бухгалтерского) и управленческого учета предприятия;

3) ознакомится с одной из методик внедрения управленческого учета;

4) изучить с организацией управленческого учета на реально существующем предприятии;

5) рассмотреть возможности дальнейшего внедрение элементов управленческого учета.

Объектом практического исследования является ОАО «Автосервис», основной вид деятельности которого грузовые и пассажирские перевозки.

1.Методологические основы организации управленческого учета на предприятии

1.1.Сущность и объекты управленческого учета

Управленческий учет - составная часть информационной системы предприятия. Эффективность управления производст­венной деятельностью обеспечивается информацией о деятель­ности структурных подразделений, служб, отделов предпри­ятия. Эту информацию управленческий учет формирует для ру­ководителей разных уровней управления внутри предприятия в целях принятия ими правильных управленческих решений.

Содержание управленческого учета определяется целями управления: оно может быть изменено по решению администрации в зависимости от интересов и целей, поставленных перед руководителями внутренних подразделений.

Становление управленческого учета произошло на базе калькуляционного учета, поэтому основное его содержание составляет учет затрат на производство будущих и прошлых периодов в раз­личных классификационных аспектах. Этот момент присутству­ет в определении понятия "управленческий учет", появившемся в последнее время в переводной и отечественной экономической литературе, а также и в работах по бухгалтерскому учету и исполь­зованию его информации в управленческой деятельности.

Другим важнейшим моментом, который отмечается всеми авторами при определении сущности управленческого учета, является аналитичность информации. В составе управленческого учета информация собирается, группируется, идентифицируется, изучается в целях наиболее четкого и достоверного отраже­ния результатов деятельности структурных подразделений и определения доли участия в получении прибыли предприятия. Эффективность производственной деятельности представлена в учете как процесс сопоставления фактических и стандартных затрат и результатов от произведенных расходов.

Установлению сущности управленческого учета способствует рассмотрение совокупности признаков, характеризующих его как целостную информационно-контрольную систему предприятия: непрерывность, целенаправленность, полнота информационного обеспечения, практическое отражение использования объективных экономических законов общества, воздействие на объекты управ­ления при изменяющихся внешних и внутренних условиях.

Многие авторы высказывают различные положения о сущ­ности управленческого учета. Наиболее часто встречающиеся определение следующие:

Сущность управленческого учета — интегрированная систе­ма учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, систематизирующая информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия.

Предложенное определение дано исходя из объектов, при­знаков, задач и целей управленческого учета.

Характеризуя сущность управленческого учета, следует отметить его важнейшую особенность: управленческий учет связывает процесс управления с учетным процессом.

Предметом управления является процесс воздействия на объект или процесс управления в целях организации и координирования деятельности людей для достижения максимальной эффективности производства. Управление воздействует на предмет управления с помощью планирования, организации, координи­рования, стимулирования и контроля. Именно эти функции выполняет управленческий учет, образуя свою систему, которая отвечает целям и задачам управления.

В настоящее время нет четких определений предмета управленческого учета. Авторы пока ограничиваются изложе­нием понимания сущности бухгалтерского учета вообще и управленческого в частности. Между тем, изменяются система и методы управления деятельностью предприятия, соответст­венно меняются процедуры и содержание управленческого уче­та. Особенно это касается моделирования учета затрат и доходов на предприятиях с разной организационной структурой, влиянием изменяющихся внешних факторов (инфляции, струк­турной перестройки промышленности и т.п.). Отсюда изменя­ется перечень объектов и субъектов управления.

Наука об управлении формирует концепцию и о предмете управленческого учета.

Предметом управленческого учета в общем виде выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления произ­водством. Содержание предмета раскрывают его многочислен­ные объекты, которые можно объединить в две группы:

- производственные ресурсы, обеспечивающие целесооб­разный труд людей в процессе хозяйственной деятельно­сти предприятия;

- хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность предпри­ятия.

В состав производственных ресурсов входят:

1. основные фонды — это средства труда (машины, обору­дование, производственные здания и т.д.), их состояние и использование;

2. нематериальные активы — объекты долгосрочного вложе­ния (право пользования землей, стандарты, лицензии, то­варные знаки и т.д.), их состояние и использование;

3. материальные ресурсы — предметы труда, предназначен­ные для обработки в процессе производства при помощи средств труда. Эти ресурсы в управленческом учете представлены производственными запасами на складах предприятия, в кладовых цехов и на участках, складах производственного отдела и в процессе их движения по стадиям производственного цикла до склада готовой продукции. Они включают сырье как продукт добывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства; материалы, подвергшиеся предварительной обработке как на данном предприятии, так и на других (полуфабрикаты — заго­товки, паковки, отливки, детали, узлы и т.п.); трудовые ресур­сы, которыми располагает предприятие в данный момент, ис­пользование трудовых ресурсов в процессе целесообразной дея­тельности и результат труда.

Ко второй группе объектов управленческого учета относят следующие виды деятельности:

1. снабженческо-заготовительную — приобретение, хранение, обеспечение производства сырьевыми ресурсами, вспомогательными материалами и производственным оборудованием с запасными частями, предназначенными для его содержания и ремонта, а также маркетинговую дея­тельность, связанную со снабженческими процессами;

2. производственную - процессы, обусловленные техноло­гией производства продукции и состоящие из основных и вспомогательных операций; операции по совершенство­ванию выпускаемых продуктов и разработке новых;

3. финансово-сбытовую — маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукции; непосредственно сбытовые операции, включая упаков­ку, транспортировку и другие виды работ; операции, содействующие росту объема продаж, начиная от рек­ламы продукта и заканчивая установлением прямых связей с потребителями; контроль качества выпускае­мой продукции;

4. организационную - создание организационной структу­ры предприятия, вычленение из системы предприятия функциональных отделов, служб, цехов, участков; органи­зация информационной системы на предприятии с пря­мой и обратной связью, отвечающей требованиям внут­ренних коммуникационных связей между структурными подразделениями, разными уровнями управления, соот­ветствующей функциям планирования, контроля, оценки выполнения плана, стимулирования; операции координи­рования действий внутренних исполнителей, направлен­ных на выполнение основной цели предприятия.

1.2.Взаимосвязь финансового (бухгалтерского) и управленческого учета на предприятиях

Управленческий учет, являясь продолжением финансового учета, имеет с ним подлинную взаимосвязь и определенные различия.

Взаимодействие управленческого и бухгалтерского учета достигается на основе преемственности и комплексного ис­пользования первичной информации, единства норм и норма­тивов, а также единства нормативно-справочной информации в целом, дополнения информации одного вида учета данными другого, однократной фиксации всей исходной переменой информации в первичном учете, взаимопроникновения мето­дов или их элементов, приближения учетной информации к местам принятия решений, единого подхода к разработке задач управленческого и финансового учета производства при проек­тировании или совершенствовании систем автоматизирован­ного управления производством.

На рисунке 1 представлены методологические основы взаимосвязи финансового и управленческого учета, ко­торые рассмотрены на примере учета производства.

Несмотря на то, что в каждом из видов учета присутствуют свои особенности, они имеют общие характеристики в прин­ципах построения, применяемых методах и, что самое главное, в управленческом и финансовом учете в процессе текущего управления производством в качестве единых объектов высту­пают средства труда и сам труд, т. е. материальные и трудовые ресурсы.

Рис. 1. Методологические основы взаимосвязи финансового и управленческого учета.

Оба вида учета играли и играют регулирующую роль и несут в себе элементы такой системы, которая предусматривает пря­мые и обратные связи при выполнении функций наблюдения, измерения различных характеристик производства или его от­дельных частей, обработки информации по данным первичной документации. Подтверждением тому служит движение отчет­ной документации между подразделениями и службами пред­приятия и бухгалтерией.

Управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах деятельности в разрезе необходимых для управления объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия. Международный институт дипломированных бухгалтеров управления (CIMA) определяет управленческий учет как предоставление информации, необходимой руководству для таких целей, как:

1. выработка политики;

2. планирование и контроль деятельности предприятия;

3. принятие альтернативных решений;

4. раскрытие данных лицам, находящимся вне экономической единицы (акционеры и другие);

5. раскрытие данных служащим;

6. обеспечение сохранности активов.

Тремя основными целями управленческого учета являются:

1. планирование и контроль;

2. информационное обеспечение принятия решения;

3. определение затрат.

Финансовый учет охватывает информацию, которая не только используется для внутреннего управления, но и сообщается контрагентам (сторонним пользователям).

Можно сказать, что управленческий и финансовый учет находятся в одном информационном поле, а их взаимосвязь может быть различной:

- финансовый и управленческий учет полностью независимы друг от друга;

- часть данных в финансовом и управленческом учете совпадают, однако, в целом это разные системы;

- управленческий учет представляет собой комплексную систему, включающую, в том числе и финансовый учет.

Последний вариант редко встречается в российских компаниях.

Рассмотрим примерную схему взаимодействия финансового и управленческого учета (см. рисунок 2.).

Рис.2. Взаимодействие финансового и управленческого учета.

Финансовый бухгалтерский учет – сложная информационная система учета и отчетности, требующая специальных знаний для профессионального суждения об оценках, признании, раскрытии информации. Главный бухгалтер как специалист по финансовому учету представляет собой самостоятельное подразделение любой организации. Активным субъектом управленческого учета выступает бухгалтер-менеджер, бухгалтер-управленец. От него требуются несколько иные знания, чем от бухгалтера, ведущего финансовый учет.

Управленческий учет – новая комплексная отрасль знания. Он объединяет несколько прикладных экономических наук: планирование, организацию и управление производством, нормирование, бухгалтерский и операционный учет, управленческий анализ, ряд других. В этом его большое преимущество, т.к. именно на стыке наук, при использовании разных научных методов, происходят существенные прорывы к новым знаниям и технологиям.

С учетной точки зрения финансовый и управленческий учет основаны на одном и том же массиве первичных данных, но представляет их различную интерпретацию и воплощение в различной итоговой информации (см. рисунок 3.)

Рис.3.Взаимосвязь документации в финансовом и управленческом учете.

Существующая система документооборота сложна и гро­моздка вследствие наличия значительного числа различных форм документов, многоэтапности документооборота, различий в построении аналогичных по содержанию форм, повторений отдельных показателей в разных документах.

Одной из основных причин такого положения является ав­тономность сбора информации для каждого вида учета в зави­симости от их задач и оперативности информации и автоном­ность обработки экономической информации в подразделениях предприятия. К тому же каждый отдельный документ, отра­жающий какую-либо одну сторону хозяйственного явления, имеет связь с другими формами документов. Это проявляется в том, что на основе первичного документа формируются данные в накопительных, группировочных и сводных документах. При этом документы бухгалтерской отчетности выполняют инфор­мационную и контролирующую роль по отношению к тому или иному экономическому показателю.

Движение отчетной информации по уровням управления показывает наличие между ними прямых и обратных связей, комплексность информации, содержащейся в первичной доку­ментации о ресурсах предприятия и их преобразовании в процессе производства, движение по технологическим стадиям производст­ва, комбинированный характер информации, так как сгруппиро­ванная отчетная информация в большинстве случаев содержит сведения планового (лимитного) характера.

Учитывая закономерности формирования и движения пла­новой, нормативно-справочной и отчетной информации и ос­новываясь на отдельных схемах документооборота каждой группы информационной системы, покажем общую схему в уп­рощенном виде на рисунке 4.

Рис.4. Общая схема документооборота.

В связи с этим возникают два аспекта проблемы построения учетной информационной системы производства. Первый ас­пект — интегрированная система должна обеспечить информа­цией управление производством внутри предприятия, соответ­ствовать построению внутрихозяйственного механизма. Эти по­зиции определяют развитие методологии интегрированного учета в направлении расширения не столько информационной, сколько регулирующей функции учета

Разработка новой системы учетно-отчетной информации должна предусматривать в своем составе элементы нормирова­ния и планирования Они создают возможность решить второй аспект проблемы — расширить регулирующую функцию учета, обеспечить необходимую связь между производственными, тех­нологическими и экономическими службами предприятия, вы­полняющими планирование, контроль, диспетчеризацию и другие подобные работы. Включая в систему учета плановые и норма­тивные данные, в ходе обработки информации можно проводить анализ экономических показателей, оценку и характеристику результатов деятельности отдельных коллективов, прогнозиро­вание тенденций этих показателей и направлений развития производства

Построение интегрированной системы и ее конкретной модели должно повторять технологические процессы производства, их последовательность, очередность, целенаправленность связи. Исходя из специфики предприятия при создании интегрированной системы за базу должны быть взяты объекты учета производства, что позволит не только интегрировать плановую, нормативную и учетную информацию о движении ресурсов по ходу изготовления продукции, но и провести алгоритмизацию операции учета и контроля с выявлением отклонении от запла­нированного как по натурально-вещественной форме продук­ции, так и по затратам на производство этой же продукции

Данные, не относящиеся непосредственно к учету, привлеченные в состав информационной модели, расширяют границы сбора, обработки и использования информации для принятия соответствующих управленческих решений. Тем самым увели­чивается зона охвата всеми видами учета производственных операций и хозрасчетных взаимоотношений структурных под­разделений. В настоящее время сферы воздействия управленче­ского и финансового учета разграничены и определяются объ­ектами и методологией планирования объема и номенклатуры производства и затрат на производство товарной продукции

Расширение зоны обслуживания информацией разных служб предприятия и, в первую очередь технологических, требует из­менения методологии учета, его содержания и согласованности с механизмом внутреннего взаимодействия подразделений

1.3.Методика организации управленческого учета на предприятии

Рассмотрим одну из методик организации управленческого учета на предприятии, предложенную компанией «Эксклюзив-консалтинг».

Успешная реализация любого управленческого решения достигается при наличии информационного и организационного обеспечения, создаваемого в системе управленческого учета. Каждому из уровней управления соответствуют определенные виды (типы) принимаемых управленческих решений, как следствие, определенный тип и уровень информации, необходимый для разработки решения.

Управление - информационный процесс.

Основой управления являются управленческие решения, принимаемые на разных уровнях управления: высшем, среднем и низшем (см. рисунок 5).

Основной функцией управленческого учета является обеспечение всех уровней организационной структуры предприятия релевантной информацией для разработки и принятия управленческих решений, а также обеспечение их информацией для эффективного выполнения ими функций процесса управления.

По методам подготовки информации управленческие решения можно сгруппировать:

по целеполаганию (тактические, стратегические и оперативные)

по временным интервалам, в течение которых достигаются поставленные цели и задачи:

- долгосрочные - интервал 3-5 и более лет, достигаются стратегические цели;

- текущие - интервал 1-12 месяцев, достигаются тактические цели и задачи;

- краткосрочные или оперативные - интервал час, смена, сутки, неделя, декада и др.);

по периодичности специализации (решения об объеме производства и продаж, выбор производственной программы, ценообразование, расформирование сегмента и др.

Рис.5.Уровни управления промышленным предприятием.

Приведем пример классификации видов управленческих решений (см. таблицу 1).

Стратегические управленческие решения являются основополагающими решениями, имеют особое значение для развития организации, направлены на ее перспективу и сопряжены со значительной неопределенностью из-за влияния неконтролируемой внешней среды. Они принимаются высшим уровнем управления (см. рисунок 6), требуют особой ответственности, так как связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь серьезные долгосрочные последствия для организации.

Рис.6.Методика организации системы управленческого учета.

Виды управленческих решений.

Методика организации управленческого учета на предприятии, рассматриваемая в данном разделе, уже содержит в себе систему управления рисками в виде жесткой организационной и информационной регламентации всех функций каждого звена бизнес-процесса. Такой подход к управленческому учету может использоваться как инструмент эффективной хозяйственной деятельности предприятия и как средство оценки качества управления.

Результат стратегического управленческого решения чаще всего зависит больше от качества решения, нежели от быстроты его принятия. Они действуют в долгосрочной перспективе и принимаются относительно редко. Являются основой для принятия тактических и оперативных решений.

Для подготовки информации для стратегических решений должен использоваться стратегический управленческий учет.

Тактические и оперативные решения отличаются от стратегических тем, что принимаются в более определенной среде, направлены на задачи настоящего, а не на перспективу (хотя могут оказать влияние и на будущее предприятия). Они принимаются менеджерами среднего и низшего уровня управления организацией, носят ситуационный характер, действуют в краткосрочной перспективе, зависят от принятой в результате стратегического планирования ассортиментной политики, структуры управления организацией, структуры производственных мощностей и т.п.

Для разработки и принятия оперативных и тактических управленческих решений необходима организация первичного учета и оперативного анализа исполнения производственных программ, планов по снабжению и продажам, данные по отклонениям в разрезе центров ответственности и т.п.

Информационное содержание управленческого учета для целей тактического и оперативного управления делится на функциональные составляющие:

1. управленческий учет снабженческо-заготовительной деятельности;

2. управленческий учет производственной деятельности;

3. управленческий учет финансово-сбытовой деятельности;

4. управленческий учет организационной деятельности.

В большей части для принятия оперативных и тактических решений необходима информация настоящего и прошлого периода деятельности организации.

Методики управленческого учета.

При постановке (организации) управленческого учета на предприятии необходимо учитывать влияние существенных характеристик управления: функции, процессы, уровни управления и т.д. Уровень управления - стратегический, тактический или оперативный определяет цели и соответственно выбор инструментария управленческого учета.

Рассматриваемая нами методика организации системы управленческого учета 2-уровневая:

1-й уровень: методика организации стратегического управленческого учета;

2-й уровень: методика организации системы регулярного управленческого учета.

Данные методики различны в организационном, методологическом и техническом аспектах.

При организации стратегического управленческого учета:

- информационное обеспечение формируется для разработки стратегических управленческих решений;

- целью организации является снижение опасности принятия ошибочных

- стратегических управленческих решений и уменьшение возможных негативных последствий нежелательного развития событий в ходе их реализации;

- используется больше прогнозной информации, чем информации о

- прошлом и настоящем в хозяйственной деятельности экономического субъекта;

- используется больше внешней, чем внутренней информации, относительно предприятия;

- используются методы экономико-математического моделирования,

- математической статистики, функционального анализа, методы экспертных оценок.

При организации системы регулярного управленческого учета:

- формируемое информационное обеспечение ориентировано на разработку и принятие оперативных и тактических решений, а также для эффективного выполнения функций управлений: контроль, организация, мотивация и др.;

- используется больше информации о прошлом и настоящем деятельности экономического субъекта;

- используется больше внутренней, чем внешней информации относительно предприятия;

- используются элементы метода бухгалтерского учета, методы планирования (бюджетирования), методы экономического и финансового анализа.

При использовании данной методики в компании следует руководствоваться принципами ответственности, управляемости, достоверности, взаимозависимости, релевантности.

Таблица 1

Уровень управления

Низший

Средний

Высший

УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Оперативный

Тактический

Стратегический

Виды управленческих решений

Оперативные решения по выполнению текущих производственных задач: контроль за точным выполнением планов и программ, конкретных производственных задач.

Примеры решений:

остановка станка на ремонт,

в случае возникновения неполадок;

переместить рабочих с одного места на другое.

Управленческие решения, вытекающие из функциональной специфики:

1. выбор оптимального метода закупок (величина партий и периодичность поставок, в т.ч.с учетом временной ценности денег, альтернативных вариантов вложения оборотных средств);

2. выбор поставщиков;

3. выбор альтернативы: покупать комплектующие изделия или производить собственными силами;

4. выбор между приобретением нового оборудования или модернизацией старого;

5. выбор между заменой находящегося в эксплуатации оборудования новым;

6. расширение оптовых закупок;

7. уровень запасов;

8. решения об объеме и структуре выпуска (ассортимент продукции, товаров, работ, услуг);

9. установление цен на продукцию, товары, работы, услуги;

10. решения, связанные с упаковкой;

11. рекламный бюджет, медиа-план;

12. решения, связанные с необходимостью изменения производственного плана в ответ на изменение окружающей среды (н-р, спроса);

13. решения производства заказа по ценам, не превышающим себестоимость при наличии свободной мощности;

14. решения, связанные с мотивацией сотрудников;

15. оценка эффективности организационной структуры.

Управленческие решения в области инвестиционной, инновационной, учетной политик:

1. стратегия предприятия;

2. реконструкция, техническое перевооружение предприятия;

3. внедрение новой продукции;

4. внедрение или изменение технологии;

5. изменение структуры предприятия;

6. выход на новые рынки сбыта;

7. слияние или разделение предприятия;

8. инвестиции в новое строительство;

9. инвестиции в расширение;

10. развитие нового вида деятельности.

УРОВЕНЬ РИСКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

низкий

Средний

высокий


2.Организация управленческого учета на предприятии

2.1.Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Автосервис»

Открытое акционерное общество «Автосервис» создано на основании приказа Волгоградского городского комитета по управлению государственным имуществом и приватизации от 30.01.98 года путем преобразования арендного предприятия - Арендного грузового автомобильного парка №1.

Основными видами деятельности грузового автомобильного парка являются:

1. городские и пригородные перевозки грузов;

2. междугородние и международные перевозки грузов;

3. оказание транспортно-экспедиционных услуг предприятиям, организациям и населению;

4. ремонт и техническое обслуживание транспортных средств;

5. осуществление охранной деятельности по охране собственности юридических и физических лиц на платной стоянке.

Общество является собственником:

1. имущества и денежных взносов, переданных ему учредителем;

2. продукции, произведенной обществом в результате хозяйственной или иной деятельности;

3. получение доходов, а также иного имущества, приобретенного им по другим основаниям, допускаемым законодательством.

ОАО «Автосервис» занимает площадь 5,9234 га, в том числе 0,2154 га - территория общежития. На территории общества размещены производственные и бытовые помещения следующей площадью:

1. производственные здания — 14 407 м2 ;

2. административные здания — 1 556 м2 ;

3. складские помещения 1 085 м2 .

Подвижной состав предприятия на 01.01.2002 года насчитывает 271 единицу, в том числе:

а) автомобили-самосвалы и бортовые автомобили — 218 единиц;

б) автомобили-тягачи, работающие на международных перевозках - 35 единиц;

в) автомобили хозпарка — 19 единиц;

г) прицепы — 91 единица;

д) полуприцепы — 39 единиц.

На предприятии наиболее распространены следующие марки автомобилей: МАЗ, БелАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, ИВЕКО, КРАЗ, РЕНО, ТАТРА и другие.

В учетной политике предприятия принято, что определение выручки от реализации продукции (работ, услуг), товаров, основных средств, материальных ценностей, нематериальных и других активов и признание соответствующей полученной выручке прибыли производить по мере оплаты покупателями (заказчиками) отгруженных ими ценностей, работ, услуг.

Рассмотрим теперь организационную структуру управления предприятия.

Рис.7.Организационная структура управления предприятием ОАО «Автосервис».

Ознакомимся теперь с имущественным положением предприятия.

Для этого необходимо провести анализ динамики имущества предприятия и источников его образования.

Таблица 2

Изменение абсолютных показателей имущественного положения ОАО «Автосервис» за 2001-2003 г.г., тыс. руб.

Показатели

Средняя стоимость, тыс. руб.

Изменение

в абсолютной величине, тыс. руб.

2001

2002

2003

2002 к 2001

2003 к 2002

2003 к 2001

АКТИВ

Внеоборотные активы

Нематериальные активы

73

74

77

0

3

4

Основные средства

361727

377904

399076

16177

21172

37349

ИТОГО по разделу I

361801

377978

399153

16178

21175

37353

Оборотные активы

Запасы

1832

2364

2106

532

-258

275

Дебиторская задолженность

2800

3357

3667

557

310

867

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

1097

720

1252

-378

532

155

ИТОГО по разделу II

5728

6440

7024

711

585

1296

БАЛАНС

367529

384418

406177

16889

21760

38648

ПАССИВ

3. Капитал и резервы

Уставный капитал

250000

250000

250000

0

0

0

Добавочный капитал

15600

15600

15600

0

0

0

Фонды и резервы

19505

20525

23042

1020

2517

3537

ИТОГО по разделу III

285105

286125

288642

1020

2517

3537

4. Долгосрочные пассивы

ИТОГО по разделу IV

0

0

0

0

0

0

5.Краткосрочные пассивы

Займы и кредиты

52160

48516

43063

-3645

-5453

-9098

Кредиторская задолженность

19139

49159

73660

30021

24500

54521

Доходы будущих периодов

0

0

0

0

0

0

Резервы предстоящих расходов и платежей

74

74

0

0

-74

-74

Прочие краткосрочные пассивы

11051

544

814

-10507

270

-10238

ИТОГО по разделу V

82424

98293

117536

15869

19243

35112

БАЛАНС

367529

384417

406177

16889

21760

38648

По представленным в таблице данным видно, что стоимость имущества предприятия заметно увеличилась (на 38648 тыс. руб. по сравнению с 2001 годом), в частности произошло значительное увеличение основных средств предприятия, источником изменения послужило увеличение кредиторской задолженности. По остальным показателям, какой либо тенденции не наблюдается. Несколько снизились краткосрочные кредиты и займы. Кроме этого наблюдается рост дебиторской задолженности, что является негативным моментом в деятельности предприятия.

Эффективность деятельности предприятия характеризуют показатели прибыли и рентабельности. Проведем анализ вышеназванных показателей.

Таблица 3

Анализ финансовых результатов ОАО «Автосервис» за 2001-2003 г.г., тыс. руб.

Показатели

Средняя стоимость, тыс. руб.

Изменение

в абсолютной величине, тыс. руб.

2001

2002

2003

2002 к 2001

2003 к 2002

2003 к 2001

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг

112 015

118 964

124 513

6 949

5 549

12 498

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

85 478

84 721

87 597

-757

2 876

2 119

Валовая прибыль

26 537

34 243

36 916

7 706

2 673

10 379

Коммерческие расходы

119

1654

894

1 535

-760

775

Прибыль (убыток) от продажи

26 418

32 589

36 022

6 171

3 433

9 604

Прибыль (убыток) до налогообложения

26 418

32 589

36 022

6 171

3 433

9 604

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

6 933

11 025

11 503

4 092

478

4 570

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

19 485

21 564

24 519

2 079

2 955

5 034

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) (убыток) отчетного года

19 485

21 564

24 519

2 079

2 955

5 034

Данные таблицы позволяют судить о том, что предприятие стабильно получает прибыль, и данный показатель постоянно растет. Для наглядности представим динамику основных показателей характеризующих результаты деятельности предприятия в виде диаграммы (см. рисунок 8).

Негативным моментом, который наблюдается при анализе данной таблицы, является рост коммерческих расходов, так в 2002 году расходы выросли в 14 раз, и, хотя в 2003 году их уровень снизился, все равно он остается достаточно высоким по сравнению с 2001 годом.

Рис.8.Динамика показателей характеризующих результативность деятельности предприятия ОАО «Автосервис»

Необходимо отметить, что эффективность деятельности предприятия незаметна по абсолютным показателям деятельности предприятия, поэтому проведенный анализ нужно дополнить анализом относительных показателей (рентабельности).

Расчет показателей рентабельности можно проследить по данным «Отчета о прибылях и убытках», а также «Бухгалтерскому балансу».

Таблица 4

Показатели рентабельности ОАО «Автосервис».

Показатели

Порядок расчета

2001

2002

2003

Рентабельность продукции, %

Валовая прибыль / Выручка от реализации

23,69

28,78

29,65

Рентабельность основной деятельности %

Прибыль от продажи/Себестоимость реализованной продукции

30,91

38,47

41,12

Рентабельность совокупного капитала %

Чистый доход/Итог среднего баланса-нетто

5,3

5,61

6,04

Рентабельность собственного капитала %

Чистый доход/Средняя величина собственного капитала

6,83

7,54

8,49

Рентабельность предприятия позволяет судить о нормальном его функционировании, необходимо отметить рост данного показателя. Показатель рентабельности собственного капитала интересен, прежде всего, для собственников предприятия, так как характеризует эффективность использования вложенных собственником средств. По данному показателю также наблюдается рост.

Произошло также увеличение уровня рентабельности совокупного капитала, что также говорит об увеличении эффективности использования средств находящихся в распоряжении предприятия.

Динамика показателей рентабельности предприятия показана на рисунке 9.

Рис.9.Динамика показателей рентабельности ОАО «Автосервис»

2.2.Организация бухгалтерского учета затрат в ОАО «Автосервис»

Учет затрат занимает в управленческом учете одно из центральных мест. Несомненно, что для всех коммерческих организаций целью деятельности является извлечение максимально возможной величины прибыль при существующих возможностях. Одним из направлений увеличения прибыли предприятия является минимизация издержек производства. Поэтому рассмотрим как на предприятии организован учет затрат.

В ОАО «Автосервис» затраты учитываются при помощи нормативного метода (в части перевозок).

В основе данного метода лежат технически обоснованные расчетные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на единицу работ, услуг. Нормы производственных затрат отражают технический и организационный уровень развития организации, влияют на ее экономику и на конечный результат деятельности.

Составление сменных планов работ, отпуск горючего, оплата труда рабочих за выполненные работы производятся на основе действующих в настоящее время норм (в течение каждого отчетного месяца); ежемесячно составляются нормативные калькуляции по маршрутам. В данном случае выбранным центром ответственности является отдельный маршрут.

Основными нормативами в ОАО «Автосервис» являются:

1) расход горючего на 1 км (перевозки по городу);

2) расход горючего на 1 км (междугородние перевозки);

3) расход смазочных материалов (перевозки по городу);

4) расход смазочных материалов (междугородние перевозки);

5) время перевозки по маршрутам;

6) нормы загрузки автотранспорта;

7) нормативы оплаты труда (в зависимости от дальности маршрута и времени перевозки);

8) прочие нормативы.

Достоинство текущих нормативов очевидно. При сопоставлении фактически произведенных затрат с утвержденными текущими нормативами осуществляется анализ хозяйственной деятельности организации, выявляются внутрипроизводственные резервы, намечаются пути их использования, разрабатываются новые нормативы затрат на следующий отчетный период. В связи с этим в организации учитывают изменения текущих норм затрат на единицу продукции. Они могут изменяться при внедрении новой технологии, реализации рационализаторских предложений, организационно-технических мероприятий, а также при повышении производительности.

Эти факты фиксируются в специальных документах (извещениях об изменении норм) с указанием причин и виновников (инициаторов) изменений. Чаще всего нормы изменяются по состоянию на новый отчетный период.

Правильный и своевременный учет изменения норм позволяет осуществлять контроль за выполнением планов организационно-технических мероприятий, внедрением новой техники и технологии, повышением производительности труда, а также оперативно решать и устранять недостатки в работе, если изменения произошли в сторону увеличения затрат.

Извещения об изменениях норм оформляются:

а) службой эксплуатации - по расходу материалов;

б) финансово-экономическим отделом - по изменению цен на материальные ресурсы;

в) отделом труда и заработной платы - по изменениям норм времени, выработки, обслуживания и расценок;

г) службой главного энергетика - по изменениям норм расхода топлива и энергии.

Изменения норм вносятся в технологическую и техническую документацию в момент поступления извещений, а в нормативные калькуляции - на начало следующего после получения извещений месяца.

Таким образом, можно определить основные элементы нормативного метода учета затрат производства: составление нормативных калькуляций по маршрутам с учетом изменений норм на начало текущего месяца; раздельный учет затрат производства по нормам и отклонениям от норм; учет изменений норм, составление отчетных калькуляций.

Нормативный метод учета обеспечивает оперативность и возможность предварительного контроля затрат и фактически удовлетворяет все требования управленческого учета, что говорит о назначении учетной информации и ее важности. Нормативный метод соответствует широко применяемой на Западе системе «стандарт-кост», которая состоит из стандартов (норм) на затраты материалов, труда, накладных расходов и разработанных на их основе стандартных калькуляций. Сумма фактических затрат подразделяется на стандарты и отклонения от стандартов с целью контроля за формированием фактической себестоимости и активного управления этим процессом. Эта информация носит внутренний характер и не подлежит публикации.

На основании изложенных выше данных, можно сделать вывод, что на предприятии учет затрат осуществляется по центрам ответственности (центром ответственности является отдельный маршрут).

2.3.Возможности применения учета по центрам прибыли

Следующим шагом, который бы приблизил учет данного предприятия к управленческому учету, может быть учет прибыли по центрам ответственности.

Поскольку управляющие центров прибыли несут ответственность и обладают полномочиями как в части затрат, так и в части поступлений (выручки с продаж и прочих доходов), то отчеты, используе­мые в системе учета по центрам ответственности для оценки центров прибыли, обычно имеют форму отчетов о прибыли. Эти отчеты отражают затраты и поступления подразделений вплоть до формирования валовой прибыли от реализации или операционной прибыли (прибыли от опера­ций или от основной деятельности). Эти стандартные показатели публи­куемой отчетности предприятий могут быть применены и к отдельным подразделениям (центрам прибыли).

Валовая прибыль центра прибыли рассчитывается по формуле: валовая прибыль центра прибыли = чистая выручка от продаж - произ­водственная себестоимость реализованной продукции, где чистая выручка от продаж = выручка от продаж на сторону + выручка (возможно, условная) от продаж своей продукции (работ, услуг) другим центрам ответственности данного предприятия по трансфертным ценам - предоставленные скидки и возврат; производственная себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) = = прямые затраты по оплате труда + прямые материальные затраты + накладные расходы данного центра ответственности.

В простейшем случае стандартный отчет о прибыли заканчивается для центров прибыли на показателе валовой прибыли, которая и является критерием оценки деятельности центра. Остальные показатели отче­та о прибыли определяются и рассчитываются только на уровне пред­приятия в целом (см. таблицу ниже).

Отчетность центров прибыли может быть расширена до показате­ля операционной прибыли, представляющего собой валовую прибыль данного центра, уменьшенную на величину относимых к нему операци­онных расходов. Операционные расходы — это затраты, не относящиеся к производственным, расходам продукта и, следовательно, не входящие в производственную себестоимость. Операционные расходы — это часть затрат отчетного периода, включающая расходы на реализацию (коммерческие), общие и административные (общехозяйственные) рас­ходы, но не включающая выплачиваемые проценты за кредит и налог на прибыль. Если такие расходы осуществляет само предприятие, то в его от­чете о прибыли отражается их величина, относимая к данному периоду.

Таблица 5

Отчет о прибыли центра прибыли

Показатели

Центр А

Центр В

Предприятие

1.

Чистые продажи

*

*

*

2.

Производственная себестоимость реализованной продукции

*

*

*

3.

Валовая прибыль

*

*

*

Операционные расходы:

*

4.

Расходы на реализацию

*

5.

Общие и административные расходы

*

6.

Операционная прибыль

*

7.

Прочие затраты: расходы по выплате процентов

*

8.

Прибыль до налогообложения

*

9.

Налог на прибыль

*

10.

Чистая прибыль

*

Примечание: п.3 = п.1 – п.2; п.6 = п.3 – п.4 – п.5; п.8 = п.6 – п.7; п.10 = п.8 – п.9

Кроме того, на каждый центр прибыли следует отнести часть операционных расходов предприятия в целом, понесенных для его блага. Неко­торые из этих расходов легко увязать с конкретным подразделением. В таблице приведены возможные обоснования базы распределе­ния централизованных операционных расходов предприятия. Некоторые операционные расходы (например, расходы предприятия на оплату юридических и аудиторских услуг, отчисления в государственные органы и другие организации, комплексные виды страхования) трудно проследить непосредственно до центров прибыли и распределить их мож­но только на производственной основе. С другой стороны, включение в от­четы центров прибыли неконтролируемых распределяемых (возможно, как процент от объема продаж) централизованных расходов, к которым внутренние структурные единицы не относятся, как утверждают амери­канские специалисты, может иметь свои плюсы. В этом случае руководи­тели подразделений проявят больше интереса к тому, на что именно пред­приятие расходует деньги.

Не следует чрезмерно усложнять процедуры распределения и перераспределения затрат между подразделениями. Главное, чтобы расчеты были понятны управляющему и он мог исходя из динамики таких затрат обосновывать свои действия и принимать решения.

Относиться к оценке деятельности подразделений (центров прибы­ли) по отчетам о прибыли, доведенным до показателя операционной или даже чистой прибыли, нужно с осторожностью, поскольку использование произвольных методов распределения централизованных операционных расходов может привести к искажению операционной прибыли как показателя деятельности данного центра. По этой причине отчеты о прибыли могут иметь форму, несколько отличную от стандартной, приведенной в таблице. При так называемом контрибуционном подходе подчер­кивается вклад каждого подразделения в чистую прибыль всего предпри­ятия и покрытие совокупных операционных расходов. Суть в том, что операционные расходы, относимые на центр прибыли, подразделяют на прямые (которые могут быть непосредственно и точно отнесены на данный центр) и косвенные (которые не могут быть непосредственно увязаны с центром). В этом случае в отчет о прибыли центра прибыли можно ввести новый промежуточный показатель (на котором может заканчиваться отчетность центра) — остаточный доход центра прибыли, рассчитываемый как разница между его валовой прибылью и его прямыми операционными расходами. Этот показатель дает более надежную и более увязанную с объектом учета информацию, чем операционная прибыль подразделения. Для предприятия, состоящего из двух подразделений, форма совмещен­ного отчета о прибыли представлена в таблице.

Таблица 6

Отчет о прибыли центра прибыли

Показатели

Центр А

Центр В

Преприятие

1.

Чистые продажи

*

*

*

2.

Производственная себестоимость реализованной продукции

*

*

*

3.

Валовая прибыль

*

*

*

4.

Прямые операционные расходы

*

5.

Остаточный доход

*

6.

Косвенные операционные расходы

*

7.

Операционная прибыль

*

8.

Расходы по выплате процентов

*

9.

Прибыль до налогообложения

*

10.

Налог на прибыль

*

11.

Чистая прибыль

*

Примечание: п.3 = п.1 – п.2; п.5 = п.3 – п.4; п.7 = п.5 – п.6; п.9 = п.7 – п.6; п.11 = п.9 – п.10

Другой вариант альтернативного отчета о прибыли — форма, в которой вместо валовой прибыли отражается показатель маржинальной прибыли, что подчеркивает роль переменных затрат в формировании результативного показателя. Такая форма отчета о прибыли называется таблицей маржинальной прибыли.

В эту форму могут входить следующие показатели:

1. Чистая выручка с продаж подразделения (центра прибыли).

2. Переменные расходы (включая переменные расходы, входящие в производственную себестоимость реализованной продукции, и пере­менные операционные расходы).

3. Маржинальная прибыль подразделения (центра прибыли) (п. 1 —п.2).

4. Прямые постоянные расходы (входящие и в себестоимость, и в операционные расходы).

5. Остаточный доход до косвенных расходов (п. 3 — п. 4).

6. Косвенные постоянные расходы (входящие и в себестоимость, и в операционные расходы).

7. Операционная прибыль подразделения (центра прибыли) (п. 5 — п. 6).

Необходимо отметить, что показатель остаточного дохода до косвенных расходов позволяет более достоверно оценить вклад подразделения (центра прибыли), чем показатель остаточного дохода подразде­ления, ибо он снимает влияние произвольности распределения косвен­ных расходов, отнесенных на производственную себестоимость продук­ции центра прибыли (например, в производственную себестоимость его продукции могут входить распределенные на основе нормативов или другим образом затраты обслуживающих (вспомогательных) производственных центров).

Таким образом, отчеты о прибыли, где сопоставляются соответствующие (как правило, контролируемые) величины затрат и поступле­ний центров прибыли,— это второй уровень внутрихозяйственной (внутрифирменной) управленческой отчетности.

Применительно к нашему предприятию центром прибыли может выступать отдельный маршрут, однако в случае принятия решения о расчете величины прибыли по выбранному центру ответственности, потребуются значительные затраты времени, так как данные расчеты являются трудоемкими. Поэтому необходимо искать более укрупненные центры прибыли. Такими центрами могут стать:

1. городские и пригородные перевозки грузов

2. междугородние и международные перевозки грузов;

3. транспортно-экспедиционные услуги;

4. ремонт и техническое обслуживание транспортных средств;

5. охранная деятельность по охране собственности юридических и физических лиц на платной стоянке.

Таким образом, можно выявить наиболее доходные услуги, оказываемые ОАО «Автосервис».

Заключение

На российских предприятиях управленческий учет еще не нашел широкого распространения. Этот вид учета является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятия выявить оптимальные пропорции между постоянными и переменными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, пользуясь данными управленческого учета, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия. Оценить по достоинству аналитические возможности управленческого учета могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства.

Необходимо отметить наличие на рассматриваемом предприятии его элементов. Так, например методика учета затрат на производство по своим характеристикам идентична принятой на западе методике «стандарт-костинг».

На данном предприятии возможно дальнейшее внедрение элементов управленческого учета. Одним из таких элементов является учет затрат по центрам ответственности. Целесообразно внедрить на предприятии учет по центрам прибыли, что позволит выявить наиболее рентабельные услуги, предоставляемые предприятием, и, соответственно низкорентабельные. Таким образом, руководство предприятием будет иметь возможность анализировать эффективность каждой отдельной предоставляемой предприятием услуги.

Список литературы

1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. от 23 июля 2003г.);

2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н;

3. Богатая И.Н., Хаханова Н.Н. Бухгалтерский учет. Серия «Высшее образование». 2-е изд., доп. и перераб.- Ростов Н/Д: «Феникс», 2003.-608с.;

4. Бухгалтерский учет: Учебник/А.С.Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д.Врублевский и др./ Под ред. Безруких.-4-е изд. перераб. доп.-М.: бухгалтерский учет, 2002. – 389с.;

5. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Ю.А.Бабаева.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-.394с.;

6. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие для вузов по экон. спец. М.: Финстатинформ: МЦУПЛ, 2000 – 457с.;

7. Валебникова Н.В., Василевич И.П. Современные тенденции управленческого учета. // Бухгалтерский учет. 2000. №18. С.53-59.;

8. Ивашкевич В.Б. Управленческий учет в информационной системе предприятия // Бух. учет. – 1999. - №4. – с.99-102.;

9. Карпова Т.П.Управленческий учет: Учебник для вузов.-М.:ЮНИТИ,2003.-355с.;

10. Козлова Е.П, Парашутин Н. В.,. Бабченко Т.Н. Галанина Бухгалтерский учет -3-е изд., доп.-М.: Финансы и статистика, 2002. – 556с.;

11. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 592 с.;

12. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие.-4-е изд., перераб, и доп.-М.: .: ИНФРА , 2002. – 532 с.;

13. Корчагина Л.М. Управленческие аспекты бухгалтерского учета на предприятии // Бух. учет. – 2001. - №7. – с.73.;

14. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2002. – 372с.;

15. Палий В.Ф., Палий В.В. Счета управленческого учета.// Бухгалтерский учет. 2001. №7. С.73-78.;

16. Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Цели и задачи управленческого учета. // Бухгалтерский учет. 2000. №19. С.63-65.;

17. Соколов Я.В. Управленческий учет: миф или реальность. // Бухгалтерский учет. 2000. №18. С.51-59.;

18. Справочная правовая система «Гарант».

Приложения

Приложение №1.

Бухгалтерский баланс

Коды

Форма № 1 по ОКУД

710001

на 1 января 2003

Дата (год, месяц, число)

Организация: ОАО "Автосервис"

Отрасль (вид деятельности): транспортные услуги, перевозки

Организационно-правовая форма: открытое акционерное общество

Орган управления государственным имуществом:

Единица измерения: тыс.руб.

Контрольная сумма

АКТИВ

Код стр.

На начало года

На конец года

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы (04, 05)

110

72

76

патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы

111

организационные расходы

112

деловая репутация организации

113

Основные средства (01, 02, 03)

120

367 887

387921

земельные участки и объекты природопользования

121

здания, сооружения, машины и оборудование

122

367 887

387 921

Незавершенное строительство (07, 08, 16, 61)

130

Долгосрочные финансовые вложения (06,82)

140

0

0

инвестиции в дочерние общества

141

инвестиции в зависимые общества

142

инвестиции в другие организации

143

займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев

144

прочие долгосрочные финансовые вложения

145

Прочие внеоборотные активы

150

ИТОГО по разделу I

190

367 959

387 997

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

210

2 312

2 415

сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 15, 16)

211

2 312

2415

животные на выращивании и откорме (11)

212

затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) (20, 21, 23, 29, 30, 36, 44)

214

готовая продукция и товары для перепродажи (40, 41)

215

товары отгруженные (45)

216

расходы будущих периодов (31)

217

прочие запасы и затраты

218

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19)

220

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230

167

121

покупатели и заказчики (62, 76, 82)

231

167

121

векселя к получению (62)

232

задолженность дочерних и зависимых обществ (78)

233

авансы выданные (61)

234

прочие дебиторы

235

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

2 760

3 665

покупатели и заказчики (62, 76, 82)

241

1684

1548

векселя к получению (62)

242

задолженность дочерних и зависимых обществ (78)

243

задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (75)

244

авансы выданные (61)

245

1086

прочие дебиторы

246

1076

1031

Краткосрочные финансовые вложения (56,58,82)

250

0

0

займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев

251

собственные акции, выкупленные у акционеров

252

прочие краткосрочные финансовые вложения

253

Денежные средства

260

637

802

касса (50)

261

12

15

расчетные счета (51)

262

625

787

валютные счета (52)

263

прочие денежные средства (55, 56, 57)

264

Прочие оборотные активы

270

ИТОГО по разделу II

290

5 876

7 003

БАЛАНС (сумма строк 190 + 290 )

300

373 835

395 000

ПАССИВ

Код стр.

На начало года

На конец года

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал (85)

410

250000

250000

Добавочный капитал (87)

420

15600

15600

Резервный капитал (86)

430

резервы, образованные в соответствии с законодательством

431

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

432

Фонд социальной сферы (88)

440

Целевые финансирование и поступления (96)

450

Нераспределенная прибыль прошлых лет (84)

460

19485

Нераспределенный убыток прошлых лет (84)

465

Нераспределенная прибыль отчетного года (84)

470

21564

Нераспределенный убыток отчетного года (84)

475

Нераспределенная прибыль отчетного года в части дооценки выбывших ОС

ИТОГО по разделу III

490

285085

287164

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты (67)

510

кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

511

прочие займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

512

Прочие долгосрочные пассивы

520

ИТОГО по разделу IV

590

0

0

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты (66)

610

52160

44871

кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

611

52160

44871

займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

612

Кредиторская задолженность

620

36254

61968

поставщики и подрядчики (60, 76)

621

548

35012

векселя к уплате (60)

622

задолженность перед дочерними и зависимыми обществами (78)

623

заложенность перед персоналом организации (70)

624

заложенность перед государственными внебюджетными фондами (69)

625

1155

326

задолженность перед бюджетом (68)

626

2051

авансы полученные (64)

627

88

612

прочие кредиторы

628

32412

26018

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов (75)

630

97

Доходы будущих периодов (98)

640

Резервы предстоящих расходов и платежей (96)

660

148

Прочие краткосрочные пассивы

670

188

900

ИТОГО по разделу V

690

88750

107836

БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690)

699

373835

395000


 

 

 

Бухгалтерский баланс

Коды

Форма № 1 по ОКУД

710001

на 1 января 2004

Организация: ОАО "Автосервис"

Отрасль (вид деятельности): транспортные услуги, перевозки

Организационно-правовая форма: открытое акционерное общество

Орган управления государственным имуществом:

Единица измерения: тыс. руб.

Контрольная сумма

АКТИВ

Код стр.

На начало года

На конец года

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы (04, 05)

110

76

78

патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы

111

организационные расходы

112

деловая репутация организации

113

Основные средства (01, 02, 03)

120

387921

410231

земельные участки и объекты природопользования

121

здания, сооружения, машины и оборудование

122

387 921

410 231

Незавершенное строительство (07, 08, 16, 61)

130

Долгосрочные финансовые вложения (06,82)

140

0

0

инвестиции в дочерние общества

141