Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Лекция на тему «Борьба добра и зла в героях романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

 

             

Лекция на тему «Борьба добра и зла в героях романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Рецензия на экзаменационную работу

по литературе

( на тему «Борьба добра и зла в героях романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» )

ученицы 11 А класса

Вагаповой Джамили Арсланбековны

Вышедшая в нынешнем году долгожданная экранизация самого загадочного романа ХХ века «Мастер и Маргарита» Булгакова заставила-таки прочитать книгу даже нелюбителей чтения вообще, пробудила интерес молодого поколения к самому произведению. Знаток литературы Вагапова Джамиля на уроках активно участвовала в обсуждении прочитанного романа, высказывала собственное мнение о его достоинствах, пыталась проникнуть в философские глубинные пласты книги, и поэтому в выполненном е закономерно и убедительно звучат её собственные размышления о главной проблеме этого уникального творения мастера – о борьбе добра и зла, происходящей в душе, наверное, каждого, плохого или хорошего, человека, и выводы , логически вытекающие из потока мыслей ученицы, её личностной интерпретации содержания произведения.

План содержания а простой, что несколько затрудняет обзор его идейного своеобразия, но в то же время усиливает чёткость логического рисунка исследования ученицы.

«Искусство стремится непременно к добру»,- изрёк классик отечественной литературы Н.В.Гоголь, которого Булгаков считал своим главным учителем. И в начале работы Джамиля задаётся вопросом, что же такое добро и как это понятие связано с искусством.

Интересным и, несомненно, спорным в работе ученицы , как, впрочем, и в романе, можно назвать «группирование» по заданным параметрам персонажей, несущих основную смысловую нагрузку: Иешуа, Мастера, Понтия Пилата, Воланда и Маргариты. От образа к образу ведёт она исследование, глубоко и мудро обдумывая роль каждого в романе, воссоздавая портреты реальных и потусторонних лиц, выясняя эволюцию во взаимодействии одних персонажей с другими и систему возможных прототипов. Также ею осмыслен автобиографический аспект в раскрытии темы.

При анализе ученица демонстрирует детальное знание содержания произведения, умение проводить различные аналогии с творениями других авторов, комментировать прочитанное, не подменяя этот вид мыслительной деятельности пересказом, выбирать из обширнейшего литературоведческого материала (в работе использовано 23 книги) нужное, обобщать и систематизировать изученное по выбранной теме.

В заключительной части Джамиля замечает, что в романе большее место уделяется добру, чем злу. Если для кого-то красота станет спасительницей мира, то для Булгакова иная сила дарует человечеству прощение и вечную жизнь – доброта, центрами которой должны стать душа и сердце не столько литературных героев, сколько нас с вами, настоящих и живых людей. «В книге добра больше, а в жизни? К сожалению, наоборот»,- резюмирует ученица, и очень хочется надеяться, что добро, которым щедро делится с миром сама Джамиля, сторицей к ней возвратится, и тогда её ответ на этот вопрос будет оптимистичным…

8.06.06

Учитель литературы Е.В.Медведева