Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

О. М. Потаповская четыре четверти

 

             

О. М. Потаповская четыре четверти

О.М. Потаповская

ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ

Сценарии общешкольных праздников

Москва

2006 Содержание

Введение ………………………………………………………………….

Сценарии праздника День народного единства

День народного единства ………………………………...……………..

За Русь Святую …………………………………………………………..

Сказание о Нижегородском ополчении ………………………………..

Похвала им от всей земли ………………………………………………

Сценарии праздника Рождество Христово

Праздника святого солнышко взошло ………………………………….

Три ржаных колоска ……………………………………………………..

Три снежинки …………………………………………………………….

Снежная Королева ……………………………………………………….

Сценарии праздника Пасха

Красношейка ……………………………………………………………..

Пасхальная радость ………………………………………………………

Сказание о первом красном яичке ………………………………………

Путь к Пасхе ……….……………………………………………………..

Сценарии праздника День Победы

«Им слово краткое «Отчизна» дороже было слов иных» ……………..

Дети военной поры ………………………………………………………

Битва за Москву ………………………………………………………….

Песни фронтовые ……………………………………..………………….


Введение

Дорогие учителя и воспитатели!

Настоящим изданием мы открываем новый цикл публикаций сценариев общешкольных праздничных мероприятий историко-культурной направленности, способствующих духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Опубликованные в сборнике праздничные сценарии разработаны в рамках методического проекта «Четыре четверти», представляющего собой комплексный подход к реализации одного из направлений системного развития образовательного учреждения, связанного с организацией внеклассной культурно-досуговой деятельности учащихся. (Подробное описание модели социокультурного системного развития образовательного учреждения содержится в предыдущем издании данной серии).

В качестве общешкольных из числа праздников, имеющих важнейшее историко-культурное значение, в которых отражены ключевые, поворотные вехи российской и мировой истории и культуры, нами были особо выделены четыре – День народного единства , Рождество , Пасха и День Победы . Эти четыре праздника разбивают школьный учебный год на четыре примерно равных предпраздничных цикла: осенний («День народного единства») – I четверть, зимний («Рождество») – II четверть и два весенних («Пасха» и «День Победы») – III и IV четверть.

«День народного единства » – официальное название праздника, который после долгих лет забвения отмечается с 2005 года в России 4 ноября как государственный праздник. Как известно, в этот день (22 октября по старому стилю) в 1612 году всероссийское земское ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских оккупантов, и этим событием завершился долгий период Смутного времени. Русская православная церковь отмечает в этот день праздник Казанской иконы Божией Матери – одного из самых почитаемых чудотворных образов. По преданию, эта икона в 1612 году помогла освободить Москву от польской интервенции. Рождество – всеми любимый праздник, глубоко укорененный в традиции общеевропейской и мировой культуры (летоисчисление от Рождества Христова) и непосредственно соотносящийся с субкультурой детства. Пасха , являясь смысловой и духовной доминантой годового и недельного («воскресный день») календарного круга, напоминает нам о вечной победе добра над злом, света над тьмой, жизни над смертью. В этом духовном значении она смыкается с Днем Победы – наиболее чтимым в народе государственным праздником, ставшим для большинства россиян средоточием национальной идеи и символом духовного единства и могущества нашей державы.

Общешкольный формат проведения праздников при правильном распределении функциональной нагрузки позволяет добиться наиболее слаженного и тесного взаимодействия между педагогами и классными коллективами в предпраздничный подготовительный период, что значительно усиливает воспитательное воздействие праздничного мероприятия.

Через раскрытие социокультурного значения памятных календарных дат детям становится слышна и понятна смысловая перекличка отмечаемых в школе праздников , явственней их внутренняя взаимосвязь.

«ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ»

Традиции общешкольных праздников

(организованный досуг)

День знаний

День города

День учителя

Праздник осени

День народного единства

Перелом в битве под Москвой

Новый год

Рождество Христово

Татьянин день

СРЕТЕНИЕ

День защитника Отечества

Масленица

День космонавтики

Пасха

День Победы

День славянской письменности и культуры

Праздничная тема Москвы, начиная звучать на День города , усиливается в ноябре – День народного единства – освобождение Москвы от польских интервентов, затем достигает кульминации в декабре – перелом в битве под Москвой в 1941 году, соединяясь в свою очередь с темами Победы и защитника Отечества .

Праздник осени перекликается с праздником Покрова и темой благодатного урожая. В его формате целесообразно в сухую погоду организовывать природоведческие походы или краеведческие экскурсии по памятным подмосковным местам.

Новый год в социокультурном пространстве праздников дублирует Рождество и исторически отсылает к реформам времен Петра I, значение которых для истории нашей страны до сих пор остается предметом острых дискуссий.

С праздником Пасхи неразрывно связана Масленица , предшествующая началу Великого поста. Проводимые на масленичной неделе концерты и ярмарочные мероприятия знакомят детей с яркими особенностями праздничных традиций нашей культуры, образцами народного творчества и ремесел.

Особое внимание следует уделить 12 апреля – Дню космонавтики : героями становятся не только на войне, но и в мирное время, и Юрия Гагарина, с именем которого связаны первый полет человека в космос и превращение нашей страны в мировую космическую державу, дети должны знать в лицо.

К числу праздников, являющихся для школы профессиональными – День учителя и День знаний , можно отнести Татьянин день (25 января) – праздник всех студентов и дата основания первого в России университета, а также День славянской письменности и культуры , отмечаемый 24 мая. В этот день православная церковь празднует память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, подаривших нам азбуку – кириллицу.

Исключительную роль в развитии социокультурного пространства образовательного учреждения может играть ежегодное проведение в ее стенах праздника Сретения (15 февраля), способного помочь решить проблемы преемственности, межпоколенческого взаимодействия педагогов и воспитанников школы. В рамках праздничного мероприятия могут быть организованы юбилейные встречи выпускников и педагогов в стенах родной школы, встречи с интересными людьми – мастерами своего дела, встречи с творческими коллективами и т.д. Этот праздник целесообразно проводить в образовательном учреждении в формате Сретенских вечеров – вечеров встреч, внутренний потенциал которых должен быть ориентирован на содействие духовно-нравственному становлению и профессиональному самоопределению воспитанников, а также духовному укреплению всех участников образовательного процесса – педагогов, детей, родителей.

В настоящем издании мы предлагаем вниманию читателей сценарии главных социокультурных праздников: Дня народного единства, Рождества Христова, Пасхи, Дня Победы. В соответствие с главными праздниками в книге четыре раздела, каждый из которых включает по четыре варианта сценариев. Используя предлагаемые материалы, можно спланировать развитие традиции общешкольных социокультурных праздников на четыре года вперед.

Поскольку участниками и зрителями праздничного действия окажутся, в первую очередь, ученики начальной школы, до перехода в среднюю школу (через 4 года) они будут иметь возможность участия в полном цикле праздничных мероприятий.

Большая часть публикуемых сценариев была апробирована в школе-интернате № 38 Западного окружного управления образования города Москвы, где в течение ряда лет реализуется модель социокультурного системного развития образовательного учреждения.

Автор выражает сердечную благодарность поэтам, писателям, композиторам, чьи материалы использованы в сценариях, а также педагогам и учащимся школы-интерната № 38 за сотрудничество и совместное творчество.

Сценарии праздника

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

Сценарий праздника День народного единства

При подготовке сценария использованы материалы: Е.А. Дьякова «Перед праздником». – М., ЦГО, 1996. (Гуманитарное образование в России); А.Ананичев «Казанская икона Божией Матери» (М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004); хрестоматия «Наша Родина» (М.: Просвещение, 1984).

Действующие лица

1-й мальчик-чтец в русском костюме

2-й мальчик-чтец в русском костюме

1-я девочка-чтица в русском костюме

2-я девочка-чтица в русском костюме

Первый Летописец (старшеклассник)

Второй Летописец (старшеклассница)

Ребенок в костюме русского воина / он же – Гонец /он же – Воевода

Косьма Минин

Князь Дмитрий Пожарский
Горожанин / он же – Калмык

Другой горожанин / он же – Башкир

Богатая горожанка / она же – Удмуртка

Простая горожанка / она же – Нганасанка

Девочка Матрона

Мама Матроны

Девочка или мальчик в белорусском костюме

Девочка или мальчик в украинском костюме

Девочка или мальчик в казахском костюме

Девочка или мальчик в грузинском костюме

Девочка в армянском костюме

Девочка или мальчик в азербайджанском костюме

Девочка или мальчик в узбекском костюме

Девочка или мальчик в киргизском костюме

Девочка или мальчик в туркменском костюме

Девочка или мальчик в таджикском костюме

Картина первая

Под музыку на сцену выходят дети-чтецы в русских костюмах.

Дети читают прозаический текст К.Д. Ушинского «Наше Отечество».

1-я девочка-чтица

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия!

1-й мальчик-чтец

ОТЕЧЕСТВОМ мы зовем Россию потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды наши.

2-й мальчик-чтец

РОДИНОЙ мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное.

2-я девочка-чтица

А МАТЕРЬЮ потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает нас от всяких врагов…

1-й мальчик-чтец

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

1-я девочка-чтица

Велика наша Россия, широки ее просторы…

Под чтение стихотворения И.С. Никитина «Родина» на экран проецируются слайды с красивыми пейзажами России.

2-й мальчик-чтец

Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу – даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше тёмных туч

Цепи гор стоят

Великанами.

1-я девочка-чтица

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

Посмотрю на юг:

Нивы зрелые,

Что камыш густой,

Тихо движутся;

Мурава лугов

Ковром стелется,

Виноград в садах

Наливается.

2-я девочка чтица

Гляну к северу:

Там, в глуши пустынь,

Снег, что белый пух,

Быстро кружится;

Подымает грудь

Море синее,

И горами лед

Ходит по морю;

И пожар небес

Ярким заревом

Освещает мглу

Непроглядную…

1-й мальчик-чтец

Это ты, моя

Русь державная,

Моя родина

Православная!

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

1-я девочка чтица

Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны, ширились ее просторы.

1-й мальчик чтец

В суровых испытаниях и героических битвах закалялась воля, и крепло единство народа.

2-я девочка чтица

Но бывали в истории России и такие времена, когда теряли люди веру и разум, не могли более отличить добро от зла, правду от лжи: вражда и взаимные обиды застилали людям глаза.

2-й мальчик чтец

Пользовались этим враги нашей Родины. Наступало тогда для России смутное время.

1-я девочка чтица

Об одной из таких страниц русской истории – о Смутном времени и избавлении от нашествия поляков 400 лет назад – и пойдёт наш сегодняшний рассказ.

Картина вторая

Старинный вид Москвы. На площадь выходят два Летописца и ребенок в костюме русского воина.

Первый Летописец

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Н. Кончаловская

Ребенок-чтец в костюме русского воина

Люблю, о Русь, твои седины,

Твой дымный облик вдалеке…

Плывут столетия, как льдины,

По буревой твоей реке.

Оттуда веет ветер свежий,

Источник нации там бьет…

Чу, тяжкий топот печенежий,

Чу, легких половцев полет.

На крутоярье городище –

Бревенчатый высокий тын…

А хищный ворон рядом рыщет,

И поступь тяжела годин…

Первый Летописец

400 лет назад, после смерти царя Ивана Грозного, наступило на Руси Смутное время.

Второй Летописец

Недолго правил страной сын Ивана Грозного – мягкосердечный царь Федор Иоаннович. Он не оставил наследников, и после его кончины на трон сел родич царя – боярин Борис Годунов.

Первый Летописец

Царь Борис был умен и старался сделать много полезного для своего народа, но точно какое-то проклятье тяготело над всеми его делами. Сначала начался в стране страшный голод. А вскоре появился Самозванец, который с помощью хитрого польского короля решил завладеть русским престолом, выдавая себя за погибшего в младенчестве царевича Димитрия – сына Ивана Грозного. Этот Самозванец Лжедмитрий собрал в Польше разбойничье войско и вместе с ним двинулся прямо на Москву.

Второй Летописец

Русские люди сначала поверили Самозванцу Лжедмитрию. Даже самые верные и преданные царю Борису слуги – и те засомневались. Однако сам Борис Годунов держался твердо и не пускал Лжедмитрия в столицу. Но внезапно царь Борис умер, и Лжедмитрий с поляками без боя вошел в Москву, заняв царский престол.

Первый Летописец

Но столица восстала против их власти: убили в Кремле Лжедмитрия, изгнали польские отряды. На царство избрали нового царя – князя Василия Шуйского.

Второй Летописец

Кончилось Смутное время?

Первый Летописец

Нет. Только начи­налось. Князя Василия возвели на царство, но страна продолжала волноваться. Совсем скоро объявился и встал лагерем под Москвой новый Лжедмитрий. И опять нашлись люди, которые поверили новому Самозванцу. И таких было немало! Они с жаром убеждали…

Голоса за сценой или из зрительного зала

Это не новый Самозванец, а прежний!.. Его не убили!.. Это не Лжедмитрий, а настоящий царевич Димитрий!..

Второй Летописец

Власть царя Василия слабела на глазах. Верные ратники, служившие царю, стали уходить в лагерь к Самозванцу Лжедмитрию. Лишь немногие остались служить законному царю Василию.

Первый Летописец

Жил в ту пору в России мужественный и мудрый человек – патриарх Гермоген. Первым встал он на защиту Отечества и послал в лагерь Самозванца гонца с грамотой, чтобы образумить тех, кто изменил законному царю.

Гонец читает грамоту

«Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крести­лись, воспитывались, возросли. Посмотрите, как Отечество расхищается и разо­ряется чужими; какому поруганию предаются наши святыни; как проливается кровь неповинных. На кого вы подымаете оружие – не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?»

Второй Летописец

Но смута продолжалась. С северо-запада напала на Русь швед­ская конница – никто не давал отпора вторжению врага. По стране бродили отряды поляков и прочих разбойников, что пришли с Самозванцем на Русь. В это страшное время польский король Сигизмунд объявил России войну и вошел в страну с войском, желая править Русью и обратить наш народ в свою веру. Его отряды осаждали и грабили русские города.

Первый Летописец

Храбро оборонялись русские города и крепости. Образцом мужества и стойкости в борьбе с польскими захватчиками стала оборона Троице-Сергиевого монастыря, находившегося всего в ста верстах от Москвы. Две тысячи человек – иноков, воинов, крестьян, женщин, детей – защищались в стенах монастыря против пятнадцати тысяч осаждающих поляков. Так стояли они целых полтора года, не сдавая монастырь.

Второй Летописец

А московские бояре, испугавшись поляков, предали царя Василия Шуйского, свергли его с престола и, открыв ворота Москвы, впустили в Кремль польские войска, пытаясь склонить москвичей присягнуть на верность полякам. Русский престол занял сын польского короля Сигизмунда Владислав.

Первый Летописец

Бесстрашный патриарх Гермоген рассылал гонцов по городу звать москвичей в Кремль, в Успенский собор. До хрипоты говорил он в соборе, запрещая давать присягу на верность польскому королю-завоевателю.

Второй Летописец

Польская стража схватила патриарха Гермогена и заточила его в темницу. Он оказался в заточении, в осаде, как Троице-Сергиева лавра. И стоял в осаде так же твердо, чтобы дать пример крепости духа в Смутное время.

Первый Летописец

Тогда по примеру патриарха города Смоленск и Москва стали рассылать грамоты, звали всю Русь собирать ополчение, идти освобождать Москву. Расходились грамоты по стране, соединяя ее заново. Народ во всех русских городах и селениях слушал призывы постоять за Отечество.

Собираются нижегородцы и слушают слова грамоты.

В это время на заднем плане меняются декорации.

Гонец читает грамоту

«Будьте с нами заодно. Если корень крепок, то и дерево стоит крепко. Если корня не будет, то и дереву не удержаться. Москва – корень нашего царства, там Знамя Отечества! Освободим Москву...»

Картина третья

Нижний Новгород.

Первый Летописец

В Нижнем Новгороде жил в то время мещанин Косьма Минин. На площади, где читали грамоты, сказал Минин народу…

Появляется Косьма Минин.

Минин

Наше Отечество погибает, но мы можем его спасти. Не пощадим жизни и имущества для избавления Москвы, продадим свои дома, но выкупим из беды Отечество!

Нижегородцы

Защитим Россию!

Умрем за Русь святую!

Нижегородцы подходят к Минину.

Воевода

Я нижегородский воевода, вот моя дружина (показывает рукой в зрительный зал) . Мы готовы идти защищать Москву!

Горожанин

И меня запишите в войско!

Другой горожанин

И меня запишите!

Богатая горожанка

Вот, батюшка Косьма, возьми мои украшения, жемчуга и алмазы в общую казну…

Простая горожанка

У нас немного денег, но и их возьми, батюшка Косьма, купи на них еды для воинов.

Воевода

Всё есть у нашего войска, нет только полководца…

Минин

Знаю я храброго полководца – князя Дмитрия Пожарского!

Воевода

Пойдем к нему, и от имени всех людей русских будем просить его спасти Россию…

Нижегородцы приходят на княжеский двор.

Минин

Честной князь, Димитрий! Просим тебя, вступись за Отечество, возглавь ополчение русское! А не то погибнет Россия наша.

Князь Пожарский

Это Русь-то наша погибнет?! Не бывать тому!

Широко наша, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

У нее ли нет

Поля чистого,

Где б разгул нашла

Воля смелая?

У нее ли нет

Про запас казны,

Для друзей стола,

Меча недругу?

У нее ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов?

Перед кем себя

Русь унизила?

Кому в черный день

Низко кланялась?

Отберем Москву у поляков, прогоним врага лютого!

Первый Летописец

И пошли ополченцы к Москве – сто тысяч воинов из двадцати пяти го­родов России.

Второй Летописец

При войске несли чудотворную Казанскую икону Божией Матери.

Первый Летописец

Перед решающей битвой русские воины три дня постились и молили о помощи Богородицу пред Ее чудотворной иконой.

Второй Летописец

Чудесным образом явлена была эта икона…

Картина четвертая

Казань.

Действие происходит в небольшом домике-времянке у пепелища.

Первый Летописец

В городе Казани жил стрелец – удалой молодец. Звали его Данилой. У стрельца была семья небольшая: жена да дочка Матронушка.

Второй Летописец

Матронушке к той поре исполнилось девять лет. Славная помощница подрастала родителям на утешение.

Первый Летописец

Раз летом вспыхнул в Казани страшный пожар. Стали после пожара погорельцами и стрелец Данила с семьей. Построил Данила рядом со сгоревшим домом времянку, и стала семья там жить.

Появляются Матронушка с матушкой.

Второй Летописец

Как-то раз утром проснулась Матронушка и говорит своей матушке…

Девочка Матрона

Мама! Мама! Ко мне Божия Матерь ночью приходила. Сказала Она, что на месте сгоревшего дома, в золе спрятана чудесная икона. Надо выкопать эту икону, через нее благодатная сила и помощь явится.

Мама Матроны

Бог с тобой! И многие святые Пресвятую Богородицу не видывали. Ложись-ка лучше, поспи еще чуток.

Девочка Матрона

Нет, мама, не простое это было видение!

Второй Летописец

На следующее утро снова говорит Матронушка матушке…

Девочка Матрона

Мама, снова Матерь Божия приходила, спрашивала, почему мы Ее повеления не исполнили.

Второй Летописец

В третью ночь увидела Матрона во сне уже саму икону Матери Божией и снова услышала слова: «Ищите на пепелище, в золе, и найдете чудотворную ико­ну».

Утром мама с дочкой отправились к епископу, но владыка им не поверил.

Мама Матроны

Придется нам, дочка, самим брать лопату и искать икону.

Матронушка с мамой берут лопату и начинают по очереди копать.

Девочка Матрона

Мама, смотри, здесь что-то завернуто в сукно!

Проецируется слайд с изображением Казанской иконы Богородицы.

Второй Летописец

Только копнула золу Матронушка, как все увидели сверток из вишневого сукна. Развернули – а в нем та самая икона, увиденная во сне! И такое сияние шло от иконы, что Матронушка даже глаза рукавом прикрыла.

Первый Летописец

Первым поднял новонайденную икону от земли священник соседней Никольской церкви. Через много лет этот священник станет патриархом Московским и Всея Руси Гермогеном – тем самым патриархом Гермогеном, который так отважно встал на защиту нашего Отечества, не склонив голову перед польскими захватчиками.

Картина пятая

Опять старинная Москва.

Первый Летописец

4 ноября 1612 года (22 октября по старому стилю) ополченцы Косьмы Минина и князя Пожарского ринулись в бой с поляками за Москву. Никакая вражеская сила не могла остановить их. Сама Богородица благословила русских воинов на священную битву.

Второй Летописец

На улицах Москвы шли бои, город горел. Польский гарнизон отчаянно сопротивлялся. Но воины Минина и Пожарского сражались, чтобы победить. И победили!

Первый Летописец

Вся Россия благодарила храбрых своих сынов Косьму Минина и Дмитрия Пожарского, вокруг которых собрались люди со всех концов страны, чтобы победить Смуту. Победить разброд, разлад в одиночку не смог бы ни один человек. Победить врага можно было только, объединив народ России.

Второй Летописец

Поляки были изгнаны из Москвы, ратники Минина и Пожарского торжественно внесли в Кремль Казанскую икону.

Первый Летописец

В память о чудесной победе над поляками был установлен осенний празд­ник Казанской иконы Божией Матери, который отмечается 4 ноября в знак благодарности Богороди­це – Заступнице за Россию в Смутное время.

Второй Летописец

В Москве на Красной площади в честь славной победы над поляками был построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Икона, находившаяся в рядах ополченцев, торжественно была перенесена в этот храм.

На экран проецируется фотография с изображением храма в честь Казанской иконы Богородицы на Красной площади.

Первый Летописец

На Красной площади поставлен и памятник освободителям России, на котором написано «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия».

На экран проецируется слайд с изображением памятника Минину и Пожарскому.

Потом – слайды славных воинских побед России.

1-й мальчик-чтец

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

Ты на жизнь и смерть

Вела спор с Литвой

И дала урок

Ляху гордому.

2-й мальчик-чтец

И давно ль было,

Когда с Запада

Облегла тебя

Туча тёмная?

Под грозой ее

Леса падали,

Мать сыра земля

Колебалася,

И зловещий дым

От горевших сёл

Высоко вставал

Черным облаком!

1-й мальчик-чтец

Но лишь кликнул царь

Свой народ на брань, –

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь.

Собрала детей,

Стариков и жён,

Приняла гостей

На кровавый пир.

1-я девочка-чтица

И теперь среди

Городов твоих

Муравьёв кишит

Православный люд.

По седым морям

Из далеких стран

На поклон к тебе

Корабли идут.

2-я девочка-чтица

И поля цветут,

И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.

И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая.

2-й мальчик-чтец

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью,

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

1-й мальчик-чтец

История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе.

1-я девочка-чтица

Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, – уж дом готов!

2-я девочка-чтица

Соединяет людей и народы дружба. Вместе они живут счастливо (подходят дети в национальных костюмах народов России) .

Если спросить, что для народов России всегда было самым главным, то калмык ответит…

Мальчик в национальном калмыцком костюме

Ингльтын.

2-я девочка-чтица

Удмурт –

Девочка в национальном удмуртском костюме

эшласькон,

2-я девочка-чтица

Татарин и башкир –

Мальчик в национальном башкирском костюме

дуслык.

2-я девочка-чтица

Нганасан –

Девочка в национальном нганасанском костюме

ня.

2-я девочка-чтица

Все эти слова означают одно – единство, дружба.

Девочка в национальном нганасанском костюме

Нганасанское слово «ня» значит еще и «народ друзей».

1-я девочка-чтица

Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина!

2-я девочка-чтица

Россия – единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает объятья всем братским народам и добрым соседям, всем, кто желает жить на земле мирно и союзно! (зовет представителей братских народов)

На экране демонстрируется мультимедийный фильм «Россия и братские республики».

К детям в русских костюмах присоединяются дети в костюмах братских народов.

Дети читают стихи Я. Акима из книги «День рождения страны».

1-й мальчик-чтец

Россия… как из песни слово –

Березок юная листва,

Гуденье цеха заводского,

Любимый город наш – Москва.

Своих друзей могу понять я –

Всех, кто отсюда вдалеке,

Ведь разговор народы-братья

Ведут на русском языке.

Ребенок в белорусском костюме

В наших песнях прославятся пусть

Партизанские дети и внуки,

Их рабочие сильные руки.

Счастья, мира тебе, Беларусь!

Ребенок в украинском костюме

Украина песнями славится,

Городами светлыми, новыми.

А какие сады вишневые!

А пшеница в поле – красавица!

Ребенок в казахском костюме

Здесь хлебом закрома полны,

Здесь яблоки и скакуны,

Здесь по степям бредет верблюд

И дети весело поют.

Ребенок в грузинском костюме

Грузинские дети так славно поют,

Я песни грузинские знаю.

Услышу – и в памяти горы встают,

И Грузию я вспоминаю.

Ребенок в армянском костюме

В сердце какой страны

Столько печали

И столько прощения?

В сердце твоем –

Моя Армения!

Ребенок в азербайджанском костюме

Азербайджан, трудись и пой!

В работе, в песне – мы с тобой.

Чтобы сады твои цвели,

Чтоб била нефть из-под земли.

Ребенок в узбекском костюме

Я живу в Узбекистане,

Я люблю свой край родной.

Он хорош зимой и летом,

Но особенно весной.

Хлопок белоснежный,

Дыни и урюк

Вместе с песней нежной

Людям подарю!

Ребенок в киргизском костюме

Когда собираемся вместе,

Гурьбой или просто вдвоем,

Мы нашу киргизскую песню,

Весеннюю песню поём.

И песенка с ветром гуляет

По нашей степной стороне,

И эхо ее повторяет,

Тебе возвращает и мне.

Ребенок в туркменском костюме

Дутар поёт про нашу власть

И про людей труда.

Мечта народная сбылась –

В пески пришла вода.

Ребенок в таджикском костюме

Услышим в песне ты и я

Журчанье горного ручья,

Увидим мудрых стариков

И горы в шапках облаков.

2-й мальчик чтец

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет,

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О, Родина святая,

Какое сердце не дрожит

Тебя благословляя!

В. Жуковский

Все участники праздника поют гимн России.

Государственный гимн Российской Федерации

(музыка А. В. Александрова) (слова С. В. Михалкова)

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Методический комментарий к сценарию праздника

«День народного единства»

Педагогическое значение праздника День народного единства трудно переоценить. Он способствует воспитанию любви к Родине, лучшему знанию и пониманию детьми отечественной истории, уважительному отношению к национальным традициям и культуре народов России и ее ближайших соседей.

После вступительных слов праздник открывается чтением стихотворения И.С. Никитина «Родина», которое сопровождается показом слайдов с пейзажами России в соответствии с образным строем стихотворения. Такой методический прием помогает формированию в сознании детей образа Родины через образы пространства Отечества.

Затем следует исторический экскурс, повествующий о том, как происходило сплочение народа перед лицом внешней угрозы и внутренней смуты. Образы времени Отечества даны через историческое повествование, элементы исторического костюма и исторические персонажи.

От исторического образа единства народа мы переходим к пространственному образу единства народов, населяющих и населявших Россию. Представление о многообразии народов России дается через образы национальных костюмов и национального фольклора.

Далее логика спектакля развивается от исторического свидетельства необходимости единства народа к мысли о культурно-пространственном единстве народов России и ее соседей. В многообразии образов пространства и образов времени видно непрерывное единство России. Так, через многообразие образов исторического времени и культурного пространства Отечества мы подводим детей к пониманию Родины и объединяющего значения таких государственных символов, как герб и гимн России.

Основная идея праздника заключается в том, что могущество и процветание России коренятся в ее духовном и государственном единстве. По нашему глубокому убеждению 4 ноября, День народного единства, по своей сути есть праздник Российской государственности.

ЗА РУСЬ СВЯТУЮ

Сценарий праздника День народного единства

(В основу постановки положена Картина вторая. «Казанская икона Божией Матери» из пьесы С.В. Молчановой «Московские святыни» //Молчанова С.В. И АНГЕЛ ЗАНАВЕС РАЗДВИНУЛ. – Клин, 2000. – С. 23-34.)

Действующие лица:

1-й рассказчик

2-й рассказчик

Кузьма Захарович Минин

Князь Дмитрий Пожарский

Нижегородский воевода

Аксенов

Пахомов – гонец из Москвы

Поспелов

Лыткин

Девочка Матрона

Мать Матроны

На сцену выходят 1-й и 2-й рассказчики в русских костюмах.

1-й рассказчик

О светло светлая

И украсно украшенная

Земля Русская!

Многими красотами

Удивлена еси:

Озерами многими,

Реками и кладезьми

Местночестными,

Горами крутыми,

Холмами высокими…

2-й рассказчик

… Дубравами частыми,

Полями широкими,

Зверями различными,

Птицами бесчисленными,

Городами великими,

Селами дивными,

Садами монастырскими,

Домами церковными…

Князьями грозными,

Боярами честными…

Всего еси исполнена

Земля Русская…

1-й рассказчик

Немало славных страниц хранит история нашей Родины.

2-й рассказчик

Одна из таких исторических дат – освобождение Москвы всероссийским земским ополчением от польских завоевателей в 1612 году.

1-й рассказчик

В Нижнем Новгороде стараниями купца Кузьмы Минина было собрано это ополчение после того, как гонцы из Москвы принесли в Нижний Новгород грамоту от находящегося в заточении у поляков патриарха Гермогена.

Явление первое .

1612 год. Нижний Новгород. Горница в доме Минина. Минин и Аксенов сидят у стола. Входят Воевода и Пахомов – гонец из Москвы.

Воевода

Здорово ли доехал?..

Пахомов

...Ничего.

Воевода

Ну, молодец же ты, Роман Пахомов!

Хвала и честь тебе. Чай отдохнуть

С дороги ты захочешь...

Пахомов

...Да куда уж!

Заехал из Москвы к вам – и в Казань.

Вот отдохну, вернувшись из Казани.

Воевода

Тогда читай от Патриарха слово.

Гонец разворачивает грамоту.

Пахомов

Сначала тут, как водится, все власти

Помянуты и весь народ помянут.

И прочее... (Читает.)

«Не раз мы вам писали

О нашей гибели и разореньи,

И снова молим вас, не позабудьте,

Что вы родились в православной вере.

Молите всем народом христианским

Людей служилых быть в соединеньи

И заодно стоять против врагов

И всех гонителей христианской веры.

Вы сами видите, что всем близка

От тех врагов конечная погибель.

В которых городах они владели,

Какое разоренье учинили!..

Попомните и смилуйтесь над нами,

Не мешкая, идите в сход к Москве

И положите подвиг пострадать

За избавленье православной веры,

Казною и людями помогите.

О том вас молим много со слезами

И от всего народа бьем челом».

Воевода (Минину)

Вели списать ты список слово в слово,

А грамоту вели свезти в Казань.

Минин

А что ответим мы?..

Воевода

...Мы рады бы идти,

Да нас походы разорили вовсе.

Минин

Позволь мне завтра

крикнуть клич народу.

Что соберем, с тем и пойдем к Москве.

По деньгам глядя, принаймём казаков.

Аксенов

Ты не один пойдешь, и мы пойдем.

Посадские, торговые помогут вам деньгами,

А мы все – головами.

Воевода

Мы все с тобой идем, Кузьма Захарыч.

С Богом!

Но только жаль, что нас немного.

Минин

Да разве враг нас одолел числом?

Он одолел нас Божьим попущением.

Не силой силен враг, а нашим разобщеньем!

Явление второе.

Колокольный звон. На городской площади.

Аксенов

…Сейчас наказывал Кузьма Захарьич

Сказать народу, чтоб не расходился…

Поспелов (в зал)

Почтенные! Маленько подождите:

Кузьма Захарьич Минин хочет говорить.

Минин проходит на авансцену.

Минин

Друзья и братья! Русь Святая гибнет!..

…Святители, молитвенники наши,

О помощи взывают, молят слезно.

Что ж! Разве в нас сердца окаменели?

Не все ль мы дети матери одной?

Не все ль мы братья от одной купели?

Голоса (со всех сторон)

Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим

Помочь Москве и всей Руси великой.

Минин

Что мешкать даром, время нас не ждет!

Нет дела ратного без воеводы:

Изыщем, братия, честного мужа,

Которому то дело за обычай.

Кто воеводой будет?..

Голоса

...Князь Димитрий

Михайлович Пожарский!

– Князь Пожарский! Другого нам не надо!..

Минин

...Воля Божья!

Пожарского избрали мы всем миром,

Ему и править нами.

Колокольный звон.

Явление третье .

Комната в имении князя Пожарского. Князь с перевязанной рукой принимает выборных людей из Нижнего Новгорода: Поспелова, Ак­сенова, воеводу, Лыткина. Князь сидит, вошедшие кланяются князю.

Пожарский

Я рад гостям и я желаю слышать,

Что за нужда ко мне вас привела.

Поспелов

Князь! О подвигах твоих и ранах знаем.

Но земство наше поручило нам

Тебя просить, нет кланяться и слезно

Молить тебя возглавить ополченье.

Аксенов

Собрали мы дворян, детей боярских,

И сотников стрелецких и казацких

И привели к тебе, и бьем челом

За дело русское стоять до смерти!..

Слушая, князь выпрямляется и кланяется в ответ на речи выборных.

Пожарский

Ступайте в Нижний Новгород, скажите,

Что за Русь святую

Я пострадать готов до самой смерти.

Только подобает

Между собою из людей посадских

Вам выбрать мужа, чтобы вместе быть

Нам у великого такого дела,

Казну сбирать и ратных оделять,

И все дела нам делать заедино!

Лыткин

Не знаем мы такого человека!

Поспелов (Аксенову)

Слышь, ты, Аксеныч, да у нас Кузьма

Захарьев Сухорук, то дело знает.

Он человек бывалый и служилый,

Ему такое дело за обычай!

Пожарский

Его просите! Буде согласится,

А я, не мешкая, сбираться буду.

Лыткин

И быти нам тогда Кузьме послушным

И не противиться ему ни в чем!

Пожарский

Пусть наибольшую сослужит людям службу.

И примет же от вас такое званье,

Какого деды ваши не слыхали

И внуки не услышат,

Назовется он выборным

Всей Русскою землею.

Колокола.

Явление четвертое .

Горница в доме Минина. Входят воевода, гонец и Минин.

Пахомов

Из заточенья Патриарх велел нам

Благословить нижегородцев на восстанье

Против Литвы, поляков и костёла.

Святитель взять велел в полки тот список

С иконы чудотворной, что в Казани

Он принял на руки от девочки Матроны.

Воевода

Перескажи,

Как явлена была икона?

Пахомов

Послушай сей рассказ.

Явление пятое .

Казань. Двор погорельцев. Матрона и ее мать входят с двух сторон на сцену, в глубине которой виднеется обгоревшая печь.

Матрона

Матушка, матушка, какой я сон видела!

Мать

Опять за свое. Что за сон?

Матрона

Матушка, мне сама Богородица привиде­лась.

Мать

Ты уж в третий раз такое рассказываешь.

Матрона

Да, матушка. Только тогда Богородица на меня ласково смотрела. Просто говорила, чтобы я взяла из земельки иконочку.

Мать (отмахиваясь)

Выдумываешь, поди, все.

Матрона

Матушка! А теперь-то Богородица на меня строго смотрела.

Мать (тревожно)

Строго, говоришь?

Матрона

Да, матушка! Грозный голос мне послышал­ся: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте…»

Маменька, пойдемте, скажем воеводе.

Мать

Да ведь говорила я ему в прошлый раз. Не пове­рил словам твоим. Говорит, пожар тебя напугал, вот ты выдумываешь невесть что.

Матрона

Ох, матушка, как горела Казань, правда страшно?!

Мать (лаская дочь)

Господь милостив, доченька. Опять строится Казань. И наш тятя на пожарище будет строиться.

Матрона (показывая)

Матушка, вот тут у нас на по­жарище, возле печки, и надо искать иконочку.

Мать

Ладно, пойдем, неугомонная. (Накиды­вает платок.) Детская душа чище, может, ей и вправду свыше открыто.

Мать берет лопату, идет к печке, начинает копать возле нее. Матрона забирает лопату у матери и, немного покопав, откладывает. Она достает икону в ветхой вишневой тряпице и, сорвав с головы платок, бросает его на руки матери, перекладывая на него ико­ну. Мать и дочь несут образ на авансцену. Появляется народ.

Матрона

Матушка, отнесем икону в наш приход, в церковь Николы Тульского. Пусть наш батюшка Ермолай отслужит молебен.

Звучит торжественная музыка.

Явление шестое .

(Сцена аналогичная Явлению четвертому.)

Горница в доме Минина. Входят воевода, гонец и Минин.

Воевода

Так ты привез икону эту?..

Пахомов

...Что ты! Нет.

По слову Гермогена образ тот

Отправлен в Ярославль из Казани,

Чтоб встретить ополчение от вас.

Воевода

Все к нам пришли и с нами заедино

Хотят отмстить за кровь свою: смоляне,

Потом из Доргобужа да из Вязьмы,

Потом коломенцы пришли, рязанцы,

За ними ополченье с Украины,

Казаки и стрельцы. Своих довольно!

Минин

Так, значит, встретит нас

Казанский чудный образ

Пречистой Богородицы?.. И вместе

Мы с князем Дмитрием помолимся усердно.

Звон колоколов.

Явление седьмое .

За Москвой-рекой, против Кремля. За Земляным валом вдали видна панорама Кремля. На валу появляются Пожарский и Минин. Шум битвы.

Пожарский

С утра дерусь, кольчуги не скидая,

Москву-реку переходил два раза.

Мы бьемся целый день с утра до ночи

Лицом к лицу; враги ловчее нас,

Привычнее, и нам не устоять

От напусков черкесов, угров, немцев.

И к ночи вовсе выбьемся из сил.

А той порой они с запасом в город

И подойдут – и нам Кремля не взять.

Затянется опять осада на год.

Минин

Прости меня, надёжа, князь Димитрий

Михайлович, за речь мою! Ты храбрый

Искусный вождь, а я простой мужик.

Пусти меня, я счастья попытаю,

Попробую их сзади обойти,

Отрезать им обратную дорогу,

От крымского двора зайти. Увидишь,

Что гетман бросит сам свои обозы,

Покинув всё, спасаться побежит

К монастырю Донскому. Вы и гряньте

Тут ратью всей...

Пожарский

Ступай, Кузьма, дай Бог тебе счастливо! (Прощаются)

Пожарский (после ухода Минина)

Благая мысль пришла Кузьме; я верю,

Что Бог ему поможет. Он задумал

Такое дело, что вождям искусным

И в голову не приходило прежде.

Свет гаснет.

Явление восьмое .

Появляется Поспелов. Он ранен.

Пожарский

Откуда ты, Поспелов? Ранен?..

Поспелов

...Ранен.

У Крымского двора мы конных сбили.

С испугу те ударились бежать.

И Гетман сам, увидя нас в тылу,

К монастырю бежит со всею силой.

Кузьма Захарьич по пятам за ним,

Лишь я отстал: скакать не стало силы.

Пожарский

Молись!..

Поспелов

...Ах, если б я сейчас

К Казанской приложился!

Пожарский

Освободится Кремль и на Красной

Я площади велю собор поставить

В честь образа чудесного, и вклад

Такой пожалую, что быстро храм поднимем

Во славу Пресвятой Пречистой

Преславной Божьей Матери…

Поспелов

Теперь Москва у нас в руках. И скоро

Увидим мы московские соборы –

И совершится очищенье Руси

От недругов.

Пожарский

И начал это дело,

И совершил его не вождь искусный,

Не силою, а смелым дерзновеньем

И замыслом мужик нижегородский

Кузьма Захарьев, Минин-Сухорук.

Минин (появляясь на последних словах монолога Пожарский)

И замысел, и силу исполненья

С народом вместе мы свершили, князь Димитрий,

В борьбе с врагом за Родину святую,

За Землю Русскую, которой подобает

Хваление и присно и вовеки.

1-й рассказчик

За данью, за поборами богатыми,

На Русь дружины жадные вели,

Увенчанные шлемами пернатыми,

Магистры, полководцы, короли.

2-й рассказчик

Где слава их?

Где гордость их надменная?

Орел на шляпе, сокол на щите!?

А, ты, жива, бессмертная, нетленная,

Загадочная в мудрой простоте!

1-й рассказчик

А, ты, лежишь бескрайная пределами,

Ковры, своих просторных нив стеля,

Сынами возвеличенная смелыми

Родная сердцу, русская земля!

А. Суриков

Все участники праздника поют государственный гимн России.

СКАЗАНИЕ О НИЖЕГОРОДСКОМ ОПОЛЧЕНИИ

Сценарий праздника День народного единства

(При подготовке сценария использованы материалы книги «О ратниках нижегородских. Сказы отца Василия» М.: Про-Пресс, 2001.)

Действующие лица

Ведущий

1-й и 2-й дети-чтецы

1-й и 2-й рассказчики

Крестьянка-мать

Мальчик – крестьянский сын (по ходу постановки его играют два разных мальчика помладше и постарше)

Илья-молодец

Злой человек

Три всадника

Пожарский

Минин

1-й ребенок чтец

Здравствуй Русь: седые дали,

Плуг и меч, копье и серп.

Край надежды и печали,

Стон дубов и слезы верб…

Все твои озера святы,

Все ручьи твои чисты.

Вкус полыни, запах мяты,

И – кресты, кресты, кресты…

2-й ребенок-чтец

Все тут мило: от березы

До высоких облаков.

То ли росы. То ли слезы

На стогах твоих веков.

Край родной: твои дубравы,

Нивы, села, города –

Память подвигов и славы,

Войн, молитв, любви, труда.

1-й ребенок-чтец

Сколько бед прошло над Русью,

Подсчитать я не берусь.

Только низко поклонюсь я

И промолвлю: «Здравствуй, Русь!»

Е. Санин

Хор исполняет песню на стихи Ф. Савинова «Родина».

На экран проецируются слайды с видами русской природы.

Родина

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля!

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря.

Это русские картины,

Это Родина моя!

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья.

Это русская сторонка,

Это Родина моя!

Ф. Савинов

Ведущий

4 ноября наша страна отмечает праздник – День народного единства. Почти 400 лет назад, в 1612 году в этот день всероссийское ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского и мещанина Косьмы Минина освободило Москву от польских захватчиков.

Наше Сказание о том, как собиралось это ополчение.

1-й рассказчик

Неспешно, бесшумно несет свои тяжелые воды русская река Волга-матушка до теплых морей. Исстари племена славянские облюбовали крутые берега и равнины левобережные, где Ока в Волгу вливается. Здесь, в устье Оки и был заложен град – Новгород Нижний.

2-й рассказчик

После того, как сбросила Русь вековое иго Золотой Орды, Нижний Новгород, как и вся держава Российская, укреплялся и процветал.

Только обрушилась на землю Русскую новая беда.

1-й рассказчик

После убийства малолетнего царевича Димитрия и кончины царя Феодора Иоанновича закончилась династия Рюриковичей. Наступило Смутное время.

2-й рассказчик

Страну раздирали на части: Москву захватили поляки, Новгород – шведы, с востока одолевали грабители ногайские.

1-й рассказчик

Законный царь, Василий Шуйский, были низложен и находился в плену, рязанский воевода Прокопий Ляпунов, возглавлявший освободительное движение, был убит изменниками, а собранное им ополчение разбито.

2-й рассказчик

Тысячи людей угоняли в полон. Народ голодал, стонала земля Русская. Из голодных мест люди переселялись туда, где было хоть чуть-чуть поспокойнее и посытнее.

1-й рассказчик

В те времена проживали в Нижнем Новгороде мать да сын-малолетка. Жили они на горе Ильиной, поблизости от Кремля, на самом откосе.

Картина первая.

Крестьянская изба. Качая люльку, сидит мать и поет колыбельную песню.

Колыбельная (муз. М. Кузнецова, сл. М. Жуковой)

Лунный свет прозрачно-белый

Ночь на землю льет,

Светит мне из колыбели

Личико твое.

Лунный свет плывет над нами

Тихо, как в раю…

Слышишь там под небесами

Ангелы поют, ангелы поют.

Поскорей, дитя, расти ты,

И когда-нибудь

Свете Святый, Свете тихий

Озарит твой путь,

Вот тогда, как в отчем доме,

Ты в чужом краю

Лишь закрой глаза и вспомни

Песенку мою, песенку мою.

А исчезнешь вдруг вдали ты,

Буду ждать, любя.

Пусть от бед моя молитва

Сохраните тебя.

И когда оставим здесь мы

Свой земной приют,

Нам с тобою эту песню

Ангелы споют, ангелы споют.

2-й рассказчик

Жили мать с сыном, не тужили, нищим и обездоленным помогали, странников да беженцев принимали.

1-й рассказчик

И поселилась у них семья из земли Ростовской. Был в той семье молодец-удалец Илья – статный, красивый, добрый. Привязался к нему всем сердцем паренек – сынок крестьянский.

2-й рассказчик

Обучал Илья мальчика грамоте, а пуще всего – любви к Отечеству.

Подросший мальчик сидит за столом и пишет гусиным пером под диктовку Ильи-молодца.

Илья

О светло светлая

И украсно украшенная

Земля Русская!

Многими красотами

Удивлена еси:

…Городами великими,

Селами дивными,

Садами монастырскими,

Домами церковными…

Князьями грозными,

Боярами честными…

Всего еси исполнена

Земля Русская.

О, православная вера

Христианская!

Мальчик

А что, Илья-молодец, коли враг лютый на землю нашу нападет, начнет стрелы метать, да поля топтать, как нам тогда быть?

Илья-молодец

Будет вскоре такое время лютое: Москва врагами разорена будет, всё царство Российское – пожжено и пленено. Но народ стрел да меча вражьего не убоится, насмерть встанет за землю Русскую.

Илья и мальчик уходят со сцены.

1-й рассказчик

Прошло два года, уехал Илья с семьей на родину в Ростов Великий. Там удалился в Борисо-Глебский монастырь, дни и ночи проводил в посте и молитве. И получил Илья от Господа Бога дар прозорливости.

Реплики рассказчиков сопровождает проекция на экран слайдов с видами Борисо-Глебского монастыря, литографий с изображением Иринарха Затворника (в миру – Илии).

2-й рассказчик

Подрастал наш мальчик – сын крестьянский, крепчал телом и духом, богатырем прослыл среди народа нижегородского. Больно было видеть ему, как хозяйничают чужеземцы на земле Русской.

Мальчик

Душа за Русь-матушку болит. Король-то польский Сигизмунд с сыном своим Владиславом задумали страну Российскую захватить, церкви Божии разорить, православных христиан в латинскую веру привести и погубить.

Как же Русь от погибели спасти?..

Отправлюсь-ка я в землю Ростовскую, в Борисо-Глебский монастырь испросить совета у наставника и друга Ильи.

Мальчик проходит по сцене, из-за кулисы к нему выходит Илья.

Мальчик

Друг-наставник Илья, дай совет, как мне Руси-матушке послужить, от врагов лютых ее защитить, да помолись обо мне.

Илья

Ступай, чадо, в столицу нижегородскую помогать князю Дмитрию Пожарскому и нижегородскому земскому старосте Козьме Минину народное ополчение собирать против грабителей-супостатов.

Дерзай, Бог тебе поможет!

Разговор Ильи с отроком подслушивает злой человек.

1-й рассказчик

Разговор тот подслушал завистливый и злой человек. Водил он дружбу с ляхами, скапливал добро да сплетни собирал. Поговаривали, что продал он веру православную, променял заветы отцов на златые червонцы, и даже молился по-латинянски.

Злой человек

Поскачу я с доносом к королю польскому Сигизмунду да расскажу скорей ему, что собирается против него ополчение в столице нижегородской, хотят люди русские землю свою спасти, а его – короля польского прогнать.

Злой человек убегает. Мальчик же кланяется старцу и отправляется в обратный путь.

2-й рассказчик

Получил польский король донос, разгневался, немедленно велел послать своих лучших наемных солдат на быстроногих скакунах схватить и привести к нему отрока – сына крестьянского.

1-й рассказчик

Дорога от монастыря до Нижнего Новгорода была одна, по ней и пошел наш герой на помощь народу нижегородскому, не ведая, не гадая, что черной тучей несутся по его следам ляхские воины.

2-й рассказчик

Вдруг сзади послышался топот конских копыт. Не успел оглянуться отрок – крестьянский сын, как был окружен вражескими всадниками.

Звучит тревожная музыка. На сцене появляются трое всадников, размахивая саблями и копьями, накидываются на отрока-богатыря. Отрок борется с ними и побеждает. Всадники в страхе бегут.

1-й рассказчик

В считанные секунды одолел вражьих всадников русский богатырь: ведь не робкого десятка он был, а силушки-удалушки было ему не занимать.

2-й рассказчик

Без труда добрался отрок-богатырь до Нижнего Новгорода, а в городе уже собирался народ на защиту Отечества.

1-й рассказчик

Народ нижегородский, смоляне, вяземцы, дорогобужцы – все, кому было дорого спасение Москвы и всего государства: татары, мордва, чуваши, марийцы и другие народы Поволжья и Севера стали объединяться в небольшие отряды – «сотни» и вливаться в ополчение.

На сцене появляются князь Пожарский с Косьмой Мининым и начинают собирать войско Нижегородского ополчения.

На сцену выходят дети, представляющие ополченцев разных народов.

Пожарский (выкликает)

Казаки и стрельцы!

Нижегородцы-братья!

Смоляне, доргобужцы, вяземцы, рязанцы!

Минин

Гляди, коломенцы идут!

А вот и войско с Украины!

Мордва, чуваши и татары! Марийцы с ними!

Пожарский (поворачивается лицом к зрительному залу)

Братья! Все мы заодно!

Минин

Поклон и слово доброе нижегородцам:

С их помощью казна у нас сложилась,

Последние отдали сбереженья,

И провианта войску принесли!

2-й рассказчик

Тогда без страха рать пошла к Москве. А остановку сделали в Ростове, откуда князь Пожарский и Косьма отправились в Борисо-Глебский монастырь, чтоб получить благословенье старца.

1-й рассказчик

Илья благословил их на поход к Москве и дал свой крест им в помощь.

2-й рассказчик

Помогал русскому ополчению в походе и битвах не только крест Борисо-Глебского подвижника, но и еще одна славная русская святыня – Казанская икона Божией Матери.

На экран проецируется слайд с изображением Казанской иконы Божией Матери.

1-й рассказчик

К октябрю 1612 года разбили отряды ополчения большую часть войска интервентов. Предстояла решающая битва за Москву.

Три дня постились русские воины накануне штурма польского лагеря в центре Москвы и молили о помощи Богородицу пред Ее чудотворной иконой. Молились за ополченцев их жены и матери, вся исстрадавшаяся и надеющаяся на своих сынов Россия.

Дети-«ополченцы» читают стихотворение.

У Казанской Божией Матери

Тихо теплятся огни

Жены, дочери и матери

К ней приходят в эти дни.

И цветы к ее подножию

Ставят с жаркою мольбой:

«Матерь-Дева, силой Божию

Сохрани ушедших в бой.

Над врагом победу правую

Дай защитникам Руси,

Дай победу им со славой

И от смерти их спаси.

На Кресте Твой Сын единственный

За любовь Свою страдал

И Его глагол таинственный

К этим битвам Русь позвал.

С кем враждует Русь лучистая –

Враг и Сына Твоего.

Дай же Дево, дай Пречистая,

Нашей силе торжество!»

У Казанской Божией Матери

Дивно светел вечный взгляд,

Жены, дочери и матери

Перед ней с мольбой стоят.

С. Городецкий

1-й рассказчик

22 октября, после победы ополченцев в решающем сражении, поляки подняли белый флаг в Московском Кремле и открыли кремлевские ворота.

2-й рассказчик

С чудотворным образом Казанской Божией Матери во главе освободители вошли в Кремль.

1-й рассказчик

И была по всей Руси радость великая, что спасена усилием общим земля Русская от нашествия врага лютого.

На сцене собираются все участники ополчения.

Звучит «Славься ты, славься, Русь моя!» М.И. Глинки.

При мажорном звучании «Славь­ ся...» из хора выделяется группа детей, они читают стихотворение Ф. Глинки «Москва».

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах...

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!

На твоих церквах старинных

Вырастают дерева;

Глаз не схватит улиц длинных...

Это матушка-Москва!

Кто, силач, возьмет в охапку

Холм Кремля-богатыря?

Кто собьет златую шапку

У Ивана-звонаря?

Кто Царь-колокол подымет?

Кто царь-пушку повернет?

Шляпы кто, гордец, не снимет

У святых в Кремле ворот?

Ты, как мученик, горела,

Белокаменная!

И река в тебе кипела

Бурнопламенная!

И под пеплом ты лежала

Полоненною,

И из пепла ты восстала

Неизменною!

Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат,

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град!

«Славься ты, Русь» (завершение).

ПОХВАЛА ИМ ОТ ВСЕЙ ЗЕМЛИ

Сценарий праздника День народного единства

Действующие лица

1-й, 2-й, 3-й и 4-й рассказчики

Три мальчика в костюмах русских воинов

Гонец

Минин

Пожарский

Четыре девочки-чтицы

1-й и 2-й нижегородские купцы

Крестьянский мальчик

Три горожанки

Дети-чтецы

Хор исполняет песню «Русь называют святою» (архидиакона Романа (Тамберга). На экран проецируются слайды с изображением пейзажей и ландшафтов России.

Русь называют святою

Русь называют святою.

Поле, да лес, да вода.

Церковь над тихой рекою

И в два оконца изба.

Разрезал небо пополам

Закат багряной полосою.

И над российскою землею

Свет тихой славы воссиял.

Взметнулись к небу стаи птиц,

Все громче голос колокольный.

Проснулся в поле ветер вольный

И тихо травы пали ниц.

Тихо о чем-то тоскует

Возле колодца ветла…

Родиной землю другую

Я б не назвал никогда.

Там где-то озеро в лесу

Меж трав торжественно застыло

И чудом всю в себя вместило

Небес закатную красу.

А над потоками туман,

Как дым курится над водою.

И между небом и землею

В знак примиренья – белый храм.

Там в недоступных небесах

За Русь свершается молитва.

И, светлым облаком покрыта,

Россия все-таки жива.

Взыграй же, Русская Земля,

Взыграйте рощи и долины.

И в поле каждая былина –

Святая родина моя.

1-й рассказчик

Случались на земле Русской всякие времена. И такие лютые бывали, что люди не чаяли впредь спасения себе. Вся земля Русская пуста становилась, и называли стрики то время лихолетьем.

2-й рассказчик

Но гласит старинная пословица: «Сколько ночи ни длиться – заря наступит». Так было и на Руси в Смутное время.

Выходят мальчики в костюмах русских воинов и читают стихи великого князя Константина Романова о патриархе Ермогене.

1-й мальчик в костюме русского воина

Буря житейские волны нагнала,

Смута везде, мятежи и разбой,

Русь зашаталася, Русь застонала,

Слезы и кровь полилися рекой.

2-й мальчик в костюме русского воина

Два самозванца тогда появились:

Гришка Отрепьев и тушинский Вор;

Гордо поляки над Русью глумились, –

Был тем глумленьям широкий простор.

3-й мальчик в костюме русского воина

Точно в кошмаре каком задыхаясь,

Русь ослабела, порушивши «крепи».

В вере святой православной шатаясь,

Скорбно оделася в польские цепи.

1-й мальчик в костюме русского воина

В это столь мрачное Смутное время

Час для России последний пробил,

Кто же вдруг свергнул с ней польское бремя,

Кто ей свободу опять возвратил?..

2-й мальчик в костюме русского воина

Страж Православия, Божий служитель,

Сам

патриарх Русь святую спасал;

Русских исконных начал охранитель

Твёрдо за царский престол он стоял.

3-й мальчик в костюме русского воина

Видел святитель беду Богом данную,

Горько скорбел и болел за народ,

Звал всех бороться за Русь православную,

Смело идти на поляков в поход…

1-й рассказчик

В лихие годы польского нашествия на Русь в 1612 году всенародный отпор врагу возглавил святой вождь земли Русской – Патриарх Ермоген. Из Москвы патриарх рассылал во все концы Руси грамоты с призывом объединиться против захватчиков.

2-й рассказчик

И скакали гонцы в разные города. Был послан один из них и в город Нижний Новгород.

3-й рассказчик

В Нижнем Новгороде посадскому человеку Кузьме Захаровичу Минину было видение…

На сцене появляется Минин.

Минин

Разоренная земля, сожженные города и селения. Плач стоит над Русью. Но начинает колебаться земля, из нее встают воины. Их собирается великое множество. И путь этих воинов лежит на Москву…

4-й рассказчик

В середине сентября 1611 года посадские люди Нижнего Новгорода – купцы, ремесленники и другие избрали Кузьму Минина земским старостой.

К земскому старосте Кузьме Минину и скакал гонец из Москвы.

Появляется патриарший гонец.

Дети читают по ролям фрагменты стихотворения Е. Санина «Гонец».

Гонец

Не бывать Руси под ляхом,

Кто сказал, что нам конец?

Мальчик в костюме русского воина

Днём – лесами, ночью – шляхом

Скачет из Москвы гонец.

Повторяет как молитву

Патриарха он слова…

Гонец

Грамотой поднять на битву,

Русь пока еще жива…

Вот и Нижний, слава Богу!

– Эй, прохожий, не дрожи,

К Минину Козьме дорогу

Знаешь?

Мальчик в костюме русского воина

Знаю.

Гонец

Покажи!

Мальчик в костюме русского воина

И с груди срывая махом

Грамоту, сказал гонец…

Гонец

Не бывать Руси под ляхом,

Кто сказал, что нам конец?

1-й рассказчик

Прочитав грамоту от патриарха, обратился Минин к народу.

Минин

Видно должен ныне я высказать вам, о чем мысли мои, о чем болит душа.

Сограждане! Земля наша разорена врагами, многие города в запустении прочие в смятении. То там, то здесь появляются злодеи, называющие себя детьми роду Царского. Люди не знают, кому верить.

Царствующим городом Москвой завладели латиняне.

Многие люди посечены и попленены, невозможно рассказать о всех их бедах. Мы же здесь, как будто и нет ничего: нимало о том не беспокоимся.

Граждане! Внемлите словам моим. Великое это дело! И если Бог поможет, а вы преуспеете в спасении Руси нашей матушки, то стяжаете себе славу вечную и похвалу от всей Земли.

Станем все, как один, на защиту Отечества! Не пощадим не только своего состояния, но и жизни!

И я уверен, что по почину нашему многие города тоже встанут.

И тогда никакой враг не совладеет с общей силой народа!

1-й мальчик в костюме русского воина

Готовы мы идти против поляков, только нужно нам избрать воеводу.

2-й Мальчик в костюме русского воина

Отправимся в вотчину князя Дмитрия Пожарского, будем просить его встать во главе нашего войска.

Воины во главе с Мининым идут на поклон к князю Дмитрию Пожарскому.

3-й мальчик в костюме русского воина

Славный князь Дмитрий,

С прежних сражений

Раны еще не зажили твои…

Все ж-таки просим:

Возглавь ополченье,

Новые ждут нас с врагами бои…

Пожарский

В душу народную искра запала,

Сердце на подвиг великий зажгла, –

Русь приободрилась, быстро восстала.

Смело сражаться с врагами пошла.

Вижу, что родина нам присылает

Воинов славных из всех городов

Рад ополченье я ваше возглавить,

Биться за Русь я до смерти готов.

1-й рассказчик

В марте 1612 года Пожарский и Минин перешли из Новгорода в Ярославль, чтобы не дать полякам захватить его и преградить путь на Москву.

2-й рассказчик

Сюда, к князю Пожарскому была прислана из Казани чудотворная икона Богородицы. Найдена была эта икона девочкой Матроной.

На экран проецируется изображение Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

3-й рассказчик

Великой Божьей Матери иконе

С Спасителем-Младенцем на руках,

На пепелище посланной Матроне,

Дано спасать святую Русь в веках.

4-й рассказчик

Верили люди русские, что не оставит их в неравной битве с врагом Богородица – Заступница Руси.

На сцену выходят девочки в платочках и русских сарафанах.

1-я девочка-чтица

Перед святой иконой

Столько молилось людей!

Клали земные поклоны,

Что-то шептали ей,

Просили ее с надеждой:

– Спаси, сохрани, научи, –

И лик ее кроткий и нежный

Любви озаряли лучи.

2-я девочка-чтица

И тех, кто пред ней стояли

И руки тянули с мольбой,

Она утешала в печалях,

Смягчала страданья и боль…

Т. Шорыгина

3-я девочка-чтица

Льются распевы канонные,

Слышится чтенье акафиста, –

Мы пред Твоею иконою:

Радуйся, радостей Радосте!

4-я девочка-чтица

Ты утешенье и помощь нам

В немощах наших и слабостях.

Всем Твои милости помнящим, –

Радуйся, радостей Радосте!

1-я девочка-чтица

Ты отведи силу вражию

И сохрани нас от напастей,

Буди Заступницей нашею, –

Радуйся, радостей Радосте!

2-я девочка-чтица

Будь всем щитом и опорою,

Кто о спасении ратует,

Скрой под Своим омофором нас, –

Радуйся, радостей Радосте!

М. Жукова

1-й рассказчик

В Ярославль продолжали тянуться из разных мест отряды ополченцев. Это были изголодавшиеся, исстрадавшиеся, оборванные люди.

2-й рассказчик

Минин сам следил, чтобы приходящих хорошо принимали, снабжали их деньгами, одеждой и оружием.

Минин ведет диалог с воинами-ополченцами.

Минин

Витязи былинные,

Издалека ль вы?

1-й мальчик-воин

Мы из под Казани…

2-й мальчик-воин

Из Рязани мы…

Минин

Становитесь, братцы,

Лагерем пока,

Отогрейтесь, братцы,

Здесь у костерка.

На сцену по очереди выходят горожане, которые принесли еды для воинов или пришли отдать свои сбережения в общую казну.

1-й нижегородский купец

Я для ополченья

Вам муки привез…

2-й нижегородский купец

Я – лошадкам сено,

А еще овёс.

Две горожанки

Можем мы увидеть

Батюшку Косьму?

Принесли мы денег

В общую казну.

Крестьянский мальчик

Лыковые лапти

С дедом мы сплели,

Чтоб с врагами драться

В них бойцы пошли

Богатая горожанка

Нечего одеждам

В сундуках лежать

Вам хочу отдать их,

Войско снаряжать.

Минин раздает ополченцам оружие (мечи, щиты, ружья-пищали).

Минин

Вот оружье, братцы,

Скоро в путь к Москве,

За Отчизну драться

С князем во главе.

Пожарский (обращаясь к народу)

В путь, славные воины земли Русской, надобно нам очистить Московское царство от врагов, восстановить порядок и мир на Руси.

Ополченцы идут в поход вслед за князем.

2-й рассказчик

20 августа ополчение подошло к разоренной и сожженной Москве. Захватчики, узнав об этом, сожгли город и заперлись в Кремле.

3-й рассказчик

Польский король Сигизмунд направил к Москве сильное подкрепление во главе с опытным воеводой – гетманом Ходкевичем.

4-й рассказчик

22 августа 1612 года войско гетмана переправилось через Москву-реку у Ново-Девичьего монастыря и двинулось на ополчение Минина и Пожарского. Начался бой.

1-й рассказчик

Противник ударил конными латниками. Из Кремля им на подмогу были высланы пешие отряды. Вместе они, как клещами, сжали ополченцев и начали теснить их. Воины Минина и Пожарского вступили в рукопашную.

2-й рассказчик

На помощь ополченцам кинулись казачьи атаманы, понимая, что только вместе, общим усилием можно одолеть врага. От вражды же между своими только пагуба творится и государству, и ратным.

3-й рассказчик

Удар свежих сил решил исход битвы. Иноземцы были отбиты и возвратились в свой стан.

4-й рассказчик

Пришедшие на помощь казачьи отряды больше не отставали от Пожарского и принимали участие в сражении 24 августа, исход которого предрешил исторический бросок в тыл врага отряда во главе с Мининым.

1-й рассказчик

На новую битву поляки не решились, и войско Ходкевича отступило от Москвы.

3-й рассказчик

22 октября воины ополчения Минина и Пожарского взяли Китай-город, а 24 октября вошли освободители в Московский Кремль с чудотворной Казанской иконой.

Дети в национальных костюмах и костюмах ополченцев выходят на сцену и читают приветственные стихи Москве. Среди чтецов могут быть и мальчики в воинских костюмах, и девочки в русских сарафанах.

1-й мальчик-чтец

Здравствуй, град перводержавный!

Здравствуй, матушка-Москва,

Нашей Руси православной

Золотая голова!

Над тобой сходились тучи.

Смерть держала нас в плену,

Но Бог русский, Бог могучий

За тебя, как в старину.

П. Вяземский

2-й мальчик-чтец

Близко… Сердце встрепенулось;

Ближе… ближе… Вот видна!

Вот открылась, развернулась,

Храмы блещут – вот она!

Хоть старушка, хоть седая,

А всё пламенная;