Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Коллегии Госуправления

 

             

Коллегии Госуправления

Управление экологии и природных ресурсов в Донецкой области

Проект «Роза Ветров»

Утверждено

решением Коллегии

Госуправления

«____»__________2002 г.

КОНЦЕПЦИЯ

механизма информирования и вовлечения общественности

в процесс принятия экологически значимых решений в г. Донецке

ПРОЕКТ

Донецк – 2002

Содержание

Введение

Позиция госуправления экологии и природных ресурсов

Действия и методы, рекомендуемые госуправлением к использованию в повседневной практике

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Перечень законодательных и других нормативно-правовых документов регулирующих участие общественности и их объединений в охране окружающей среды

«Тот день, когда Орхусская конвенция вступит в силу, будет замечательным днем для окружающей среды. Но этот день будет также замечательным для демократии – и не для представительской демократии, а для новой формы демократии, которая дает большую возможность для участия общественности, и признает решающую роль различных социальных групп».

Сергей Курыкин, министр окружающей среды, Украина

«Очевидно, что Конвенция является важным инструментом, который необходим как для прав человека, так и для создания рамок для достижения устойчивого развития. Она заслуживает нашей полной поддержки…. Хотя реальная трудность заключается в том, чтобы избежать разрыва между идеями Конвенции и ежедневной практикой. Чтобы этого не произошло, я считаю, что нам нужен эффективный механизм выполнения положений Конвенции».

Майкл Мичер, министр окружающей среды, Великобритания

Проект «Роза Ветров» © 2002

Вся информация, размещенная в этом издании, является исключительной собственностью проекта "Роза Ветров".

Любое использование материалов без письменного подтверждения об этом от проекта "Роза Ветров" запрещено в соответствии с Законом Украины "Об авторских и смежных правах" от 23.12.1993 г. № 3792-XII.


Введение

Цель устойчивого, равноправного и экологически сбалансированного развития приобретает большее значение, поскольку от него зависит сохранение самой жизни на Земле.

Ключевым элементом в стремлении достичь этой цели является укрепление экологических прав населения, с тем, чтобы все члены общества и организации, представляющие их интересы, могли играть многогранную и активную роль в деле столь нужного сейчас изменения структуры потребления и производства. Активное вовлечение членов гражданского общества в разработку политики в разных областях деятельности и в работу по ее реализации – необходимое предварительное условие достижения ощутимого прогресса на пути устойчивого развития.

Кофи А. Аннан

Генеральный Секретарь Организации Объединенных Наций

Построение в Украине правового государства, основанного на демократических началах, признанных мировым сообществом, - одна из основных задач. От ее решения зависит успех как экономических, так и социальных реформ. Обязательным компонентом любого правового государства считается институт участия общественности в процессе принятия решений, а также открытость информации для граждан.

Существует множество важных и полезных инициатив в различных документах, принятых как на международном, так и на национальном уровнях. Орхусская конвенция о доступе к информации и вовлечении общественности в процесс принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды ратифицирована Верховной Радой Украины. Вместе с тем, в нашей стране отсутствуют законодательно закрепленные процедуры и механизмы реализации положений Конвенции на местном уровне. Существует реальная потребность усиления процессов информирования населения, вовлечения в процесс принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, организации эффективного сотрудничества органов местного самоуправления и общественности. С другой стороны, активизация общественного экологического движения, защищающего права граждан на здоровую окружающую среду, совершенствование международного и национального законодательств в области охраны природы, а также развитие демократических принципов развивают систему общественного участия в природоохранной деятельности.

Несмотря на законодательное закрепление необходимости распространения экологической информации, общественности непросто получить интересующие ее данные. Например, государственные природоохранные органы готовят ежегодные доклады о состоянии окружающей среды. Эти доклады распространяются, как правило, в государственных структурах, научных учреждениях и других организациях. Граждане могут направить запрос о предоставлении доклада, однако, зачастую, им в этом отказывают, объясняя отказ недостаточным тиражом издания. Кроме того, экологическая информация обычно разбросана между различными государственными организациями, и бывает трудно определить, где же конкретно ее можно найти. Часто гарантией получения информации служат лишь хорошие личные отношения с представителями государственных органов. Власти приглашают участвовать в обсуждении и осуществлении различных проектов, информируют о программах, включают в официальные делегации тех представителей общественных организаций, которых знают лично. Существуют также примеры возникновения «искусственных» общественных организаций, созданных самими государственными чиновниками. У государственных чиновников не хватает информации об общественных организациях, их правах и функциях. Обычно власти включают в рабочие группы или советы по подготовке экологических программ отдельные общественные организации, а широкая общественность даже не имеет информации о разработке этих программ. Часто общественность информируют о проектах и программах на конечной стадии их разработки, что приводит к серьезным конфликтам. {2}

Таким образом, надо признать, что эффективный механизм вовлечения общественности в процесс принятия экологических решений и взаимодействия государственного сектора и общественности еще не сложился. Однако, активизация общественного экологического движения, защищающего права граждан на здоровую окружающую среду, становление международного и национального законодательств в области охраны природы, а также развитие демократических принципов совершенствуют систему общественного участия в природоохранной деятельности.

Участие общественности – это демократический принцип, соблюдение которого позволит людям участвовать в решении проблем, влияющих на их жизнь. Участие общественности дает возможность учесть различные мнения и принять квалифицированное решение. Широкое вовлечение общественности позволяет также предотвратить конфликты, обеспечить общественную поддержку в подготовке решения о социально-экономическом развитии, а впоследствии – и его реализации.

Участие общественности в решении экологически значимых проблем приносит выгоду государственным структурам, у которых появляется возможность учесть в своей работе мнения различных организаций и частных лиц, изучить представленную им информацию. Это помогает принять более продуманное решение. Профессиональное вовлечение общественности в обсуждение, подготовку и реализацию проектов способствует росту доверия к государственным органам, укреплению позиции государственных экологических структур.

Участие общественности в процессе принятия решений снижает вероятность оппозиции экологически значимым проектам, создает возможность для поиска консенсуса. Кроме того, вовлечение общественности на всех стадиях проекта улучшает возможности финансирования проекта, так как многие инвесторы, особенно международные финансовые организации, уделяют большое внимание мнению местной общественности.

Целью данной Концепции является разработка механизмов информирования и вовлечения общественности в процесс принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, на местном уровне.

Данная концепция подготовлена для Госуправления экологии и природных ресурсов в Донецкой области, и является одним из первых шагов на пути к разработке действующих механизмов информирования и вовлечения общественности.

Позиция госуправления экологии и природных ресурсов

Госуправление экологии и природных ресурсов в Донецкой области:

осознавая , что города области представляет собой, с одной стороны, крупнейшую территориальную единицу, население которой непосредственно испытывает на себе воздействие многих нарушений архитектурного, социального, экономического, политического, ресурсного и экологического равновесия, и в то же время городской уровень – это тот наименьший масштаб, в котором эти проблемы могут найти конструктивное интегральное, целостное решение,

стремясь к социальной справедливости, устойчивой экономике и экологической устойчивости,

стремясь совершенствовать процесс демократизации общества,

ссылаясь на принцип 10 декларации по окружающей среде и развитию, подписанной Украиной в Рио-де-Жанейро в 1992г.,

ссылаясь на принципы Орхусской конвенции, ратифицированной Верховной Радой Украины в 1999г.,

ссылаясь также на статьи Ольборгской Хартии городов устойчивого развития, подписанной мэром города в 2000 году,

подтверждая необходимость защищать и сохранять окружающую среду, улучшать её состояние и обеспечивать устойчивое и экологически безопасное развитие,

признавая , что каждый человек имеет право жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния, и обязан как индивидуально, так и совместно с другими, охранять и улучшать окружающую среду на благо нынешнего и будущих поколений,

считая , что в целях обеспечения возможности отстаивать это право и выполнять эту обязанность граждане должны иметь доступ к информации, право участвовать в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды,

признавая , что в вопросах, касающихся окружающей среды, совершенствование доступа к информации и участия общественности в процессе принятия решений повышает качество принимаемых решений и процесса их осуществления, способствует улучшению информированности общественности об экологических проблемах, предоставляет общественности возможность выражать свою озабоченность и позволяет государственным органам обеспечивать должный учёт таких интересов,

стремясь , таким образом, способствовать подотчётности и открытости процесса принятия решений и усилению поддержки общественностью решений в области окружающей среды,

признавая , что общественность должна быть осведомлена о процедурах участия в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, иметь свободный доступ к ним и знать, каким образом пользоваться ими,

признавая далее, важное значение соответствующих ролей, которые могут играть в охране окружающей среды отдельные граждане, неправительственные организации и частный сектор,

считая желательным способствовать экологическому просвещению в целях углубления понимания процессов, связанных с окружающей средой и устойчивым развитием, и поощрять широкое информирование общественности о решениях, оказывающих воздействие на окружающую среду и устойчивое развитие, и её участие в процессе принятия таких решений,

признавая важное значение полного учёта экологических соображений при принятии решений и вытекающую из этого необходимость того, чтобы государственные органы располагали точной, всеобъемлющей и современной экологической информацией,


считает необходимым разработать и внедрить в повседневную практику механизм информирования и вовлечения жителей населенных пунктов Донецкой области в процесс принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды.

Методы информирования и вовлечения общественности, рекомендуемые Госуправлением для использования в работе

№ п/п

Вид информации

Категория информации

Методы информирования

Методы вовлечения

Ответственный орган

1

Доклад о состоянии окружающей среды в Донецкой области

Активная

- Публикация доклада в СМИ;

- Размещение доклада в Интернет;

- Подготовка брошюр с текстом доклада;

- Информирование через ИЭЦ.

- Круглые столы;

Конференции.

- Госуправление экологии и природных ресурсов;

- Информационный экологический центр.

2

Отчет о расходовании средств по областному экологическому фонду

Активная

- Публикация в СМИ.

- Госуправление экологии и природных ресурсов;

- Информационный экологический центр.

3

Информация о чрезвычайных ситуациях

Активная

- Публикация в СМИ;

- Размещение в Интернет;

- Подготовка информационных листовок;

- Оформление стендов;

- Интервью на радио и телевидении.

- Горячая телефонная линия

- Госуправление экологии и природных ресурсов;

- Информационный экологический центр;

- Центральная Донецкая региональная экологическая инспекция;

- Управление МЧС.

4

Информация о конкретной деятельности:

Вопросы территориального планирования

Активная

Пассивная

- Публикации в СМИ;

- Информационный стенд;

- Информация в Интернете;

- Информационные листовки;

- Кадастры;

- Ответ на запрос.

- Публичные слушания;

- Неформальные встречи;

- Опросы общественного мнения;

- Проведение общественного консультирования.

- Управление градостроительства и архитектуры;

- Управление земельных ресурсов;

- Экологическая инспекция;

- ГорСЭС;

- Госземлеустроительная экспертиза;

- Госуправление экологии и природных ресурсов

- Информационный экологический центр

Разрешения на строительство и эксплуатацию

Активная

Пассивная

- Публикации в СМИ;

- Информационный стенд;

- Информация в Интернете;

- Информационные листовки.

- Кадастры

- ответ на запрос

- Публичные слушания;

- Неформальные встречи;

- Опросы общественного мнения;

- Проведение общественного консультирования.

- Госуправление экологии и природных ресурсов;

- Госинспекция архитектурно-строительного контроля;

- Информационный экологический центр.

Разрешения на использование природных ресурсов

Активная

Пассивная

- ответ на запрос

- Госуправление экологии и природных ресурсов;

- Информационный экологический центр.

Разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ атмосферу, поверхностные водоемы

Пассивная

- ответ на запрос

- Госуправление экологии и природных ресурсов;

- Информационный экологический центр.

5

Участие общественности в разработке планов, программ и политики, связанных с окружающей средой на самом раннем этапе.

Разработка программ социально-экономического развития, раздела, касающегося

окружающей среды

Активная

- Публикации;

- Объявления в СМИ;

- Размещение в Интернете;

- подготовка брошюр;

- Подготовка информационных листовок;

- Распространение электронной копии по электронным адресам;

- Интервью на радио и телевидении;

- Теледебаты;

- Информационные встречи.

- Круглый стол;

- Консультирование;

- Проведение общественных слушаний;

- Проведение конференций

- Создание координационных советов.

- Госуправление экологии и природных ресурсов;

- Информационный экологический центр;

- Центральная Донецкая региональная экологическая инспекция.

Разработка основных направлений региональной экологической политики

Активная

- Публикации;

- Объявления в СМИ;

- Выпуск информационных бюллетеней;

- Интервью на телевидении и радио;

- Информационные семинары;

- Информационные встречи.

- Общественные слушания;

- Проведение общественного консультирова-ния;

- Создание координационных советов;

- Референдум.

- Органы местного самоуправления;

- Госуправление экологии и природных ресурсов;

- Информационный Экологический Центр.

6

  1. Участие общественности в процессе разработки законов, правил и юридически обязательных нормативных актов

Положения

- Информационные листовки;

- Интервью;

- Пресс-конференции;

- Публикации в СМИ;

- Подготовка брошюр:

- Размещение в Интернет

- Круглый стол;

- Создание общественных консультативных органов;

- Анкетирование.

- Госуправление экологии и природных ресурсов;

- Информационный экологический центр.

Инструкции

-

- Общественные встречи;

- Анкетирование.

- Госуправление экологии и природных ресурсов;

- Информационный экологический центр.

Правила

-

- Круглый стол.

- Госуправление экологии и природных ресурсов;

- Информационный экологический центр;

Решения, принимаемые органом местного самоуправления

- Информационные листовки;

- Публикации в СМИ;

- Теледебаты;

- Интервью по телевидению и радио.

- Общественные слушания;

- Круглый стол;

- Конференции

- Общественные встречи;

- Местный референдум;

- Диспуты;

- Семинары.

- Городской Совет народных депутатов;

- Госуправление экологии и природных ресурсов;

- Информационный экологический центр.

Нормативные акты

- Подготовка брошюр;

- Информационные листовки;

- Публикации;

- Объявления в СМИ;

- Теледебаты.

- Общественные встречи;

- Местные референдумы;

- Диспуты.

- Городской Совет народных депутатов;

- Госуправление экологии и природных ресурсов;

- Информационный экологический центр.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Государственный орган означает:

- администрацию на национальном, региональном и другом уровне;

- физических или юридических лиц, выполняющих государственные административные функции в соответствии с национальным законодательством, имеющие отношение к окружающей среде (например: коммунальные службы, органы водного хозяйства, сервисные и др. предприятия которые действуют под контролем государственных органов).

Особенность:

  1. Органы и учреждения, действующие в законодательном или судебном качестве, исключаются из определения государственных органов. Это связано с необходимостью обеспечить независимость судебной системы и защитить права Сторон в судебном процессе.
  2. Деятельность государственных органов по разработке правил, законов и нормативных актов не рассматривается как деятельность, выполняемая в законодательном качестве.

2. Общественность

Ключевой принцип Орхусской Конвенции при определении заинтересованной общественности – принцип недопущения дискриминации, согласно которому все лица, независимо от происхождения, имеют точно те же права, что и граждане данной страны, и любое различие по признаку гражданства, национальной принадлежности, местожительств, зарегистрированного местонахождения или центра деятельности недопустимо.

Общественность - это «одно или более чем одно физическое или юридическое лицо и, в соответствии с национальным законодательством или практикой их ассоциации, организации или группы».

Заинтересованная общественность - «общественность, которая затрагивается или может затрагиваться процессом принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, или которая имеет заинтересованность в этом процессе». К этой категории относятся и НПО, уставные цели которых преследуют охрану окружающей среды.

3. Экологическая информация

Это любая информация в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме, относящаяся к одной из трех категорий:

Информация о состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами;

Информация об антропогенных и естественных факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также о деятельности и мерах, включая административные меры, соглашения, политику, законодательство, планы и программы, которые могут оказать или оказывают воздействие на элементы окружающей среды. В эту категорию включаются также экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;

Информация о состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры, зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или факторы, деятельности и меры, упомянутые в предыдущей категории.

Процедуры вовлечения:

Определение кругов общественности.

Уведомление общественности:

- о планируемом виде деятельности,

- о характере возможных решений или проекте решения,

- о государственном органе, ответственном за принятие решения,

- о порядке предоставления информации,

- о времени и месте намечаемого публичного слушания,

- о наличии государственного органа, в котором можно получить информацию,

- о наличии органа, которому могут предоставляться замечания и вопросы,

осуществляется двумя способами:

а) Публичное информирование – распространение конкретной информации среди как можно большего числа представителей общественности с использованием обычных (публикации в газетах и других общедоступных печатных изданиях, распространение с помощью телевидения, радио, через Интернет и т.п.)

б) Индивидуальное уведомление – распространение конкретной информации среди определенного круга лиц в индивидуальном порядке, возможно в подходящих для этого ситуациях.

Обеспечение заинтересованным кругам общественности доступа ко всей информации.

Отражение результатов участия общественности в принятом решении.

Незамедлительное информирование общественности о принятии решения государственным органом

5. Что такое вовлечение (участие) общественности

Вовлечение общественности можно определить как непрерывный процесс взаимодействия между гражданами и учреждениями (организациями), ответственными за принятие решения.

При этом:

- Создаются условия для формирования у общественности ясного и полного представления о механизмах и процедурах выявления и решения экологических проблем и учета экологических потребностей соответствующими учреждениями и организациями.

- Общественность имеет доступ к полной информации о ходе и текущем состоянии процесса разработки и осуществления проекта, плана, программы, о формировании политики и т.п.

- Все заинтересованные граждане имеют возможность сообщить о своей точке зрения, потребностях и предпочтениях, связанных с использованием ресурсов, альтернативными вариантами решения, системой управления проектом, а также иную информацию, имеющую отношение к принимаемому решению.

6. Методы информирования общественности:

а) Пассивное предоставление информации касается права общественности запрашивать информацию у государственных органов и обязанности государственных органов предоставлять информацию в ответ на полученный запрос.

Особенности:

- Представитель общественности, не обязан указывать причину, по которой он желает ее получить или каким образом он намерен ее использовать.

- Сроки предоставления информации не позднее месяца после подачи запроса.

- Случаи отказов в предоставлении экологической информации:

- если государственный орган, которому направлен запрос, ею не располагает;

- если запрос носит слишком общей характер;

- если просьба касается материалов внутренней переписки государственных органов;

- если ее разглашение отрицательно повлияет на международные отношения, национальную оборону или государственную безопасность.

- Оплата за услуги. Запрещается взимание платы или других сборов за простое ознакомление с соответствующей информацией. Допустимо введение сборов за другие услуги в соответствии с другими положениями Концепции

б ) Активное предоставление информации касается права общественности получать, и обязанности государственных органов собирать и распространять информацию, которую по той или иной причине важно довести до общественности, независимо от наличия запроса.

Особенности:

1. Активному распространению подлежит:

- информация о чрезвычайных ситуациях;

- информация, необходимая для того, чтобы люди могли принять экологически грамотное решение в повседневной жизни (информация о продукции, о выбросах и переносе загрязняющих веществ);

- информация о законах, политике и стратегиях;

- информация по облегчению осуществления самой Конвенции (например, о том, как получить экологическую информацию).

2. Способы распространения информации:

- публикации;

- общедоступные электронные базы;

- информационные бюллетени, буклеты, аналитические брошюры;

- объявления в средствах массовой информации (интервью, пресс-релизы, пресс-конференции, теледебаты);

- проведение информационных семинаров, выставок, консультаций

- создание системы кадастров или регистров загрязнения с использованием структурированной, компьютеризованной и доступной для общественности базы данных. Кадастр (регистр) загрязнения представляет собой базу данных о потенциально вредных выбросах (сбросах), а также отходах, выведенных из зоны промышленного объекта для обработки или захоронения. С их помощью можно оценивать соблюдение условий, регламентирующих выдачу разрешений, анализировать эффективность нормативных актов по ограничению загрязнения.

7. Методы вовлечения общественности в процесс принятия решений.

Вовлечение (участие) общественности в принятие решений, подразделяется на три компонента:

  1. Участие общественности по какой-либо конкретной деятельности. Например, решения, касающиеся территориального планирования, лицензии на хозяйственную деятельность, разрешение на строительство и эксплуатацию, разрешение на использование природных ресурсов, разрешения на выбросы загрязняющих веществ в воду, атмосферу или почву и т.д.
  2. Участие общественности в разработке планов, программ и политики, связанных с окружающей средой на самом раннем этапе. Это могут быть стратегии землепользования и регионального развития, секторальное планирование в области транспорта, туризма, энергетики, тяжелой и легкой промышленности, водных ресурсов, здравоохранения, санитарного состояния и т.д.
  3. Участие общественности в процессе разработки законов, правил и юридически обязательных нормативных актов (указы, положения, постановления, инструкции, стандарты, правила и т.п.)

Особенности: Участие общественности в процессе принятия решения предполагает деятельность представителей общественности на партнерских началах с государственными органами. Для этого требуется:

- Система эффективного уведомления,

- Надлежащая информация ,

- Должные процедуры

- Соответствующий учет результатов участия общественности.

Способы вовлечения общественности, предлагаемые в рамках данной Концепции:

- Общественные слушания проводятся с целью информирования широких общественных кругов, свободного обсуждения различных точек зрения на проблему и выработки компромиссных, взаимоприемлемых решений. Общественные слушания предполагают четкую фиксацию темы обсуждений, обязательное распространение предварительной информации, доступность документированной информации по обсуждаемой теме, составление итогового документа — как отражающего согласие участвующих сторон, так и фиксирующего разногласия.

- Круглый стол — используется для организации открытой дискуссии. Тема и обсуждаемые вопросы планируются и объявляются заранее и участников знакомят с ними до начала заседания. Задачи общественных слушаний и встреч за круглым столом сходны; разница в масштабах и в оформлении.

- Неформальные встречи в малых группах. Эта форма работы отличается большей доверительностью. Неформальные контакты часто позволяют снизить общую конфликтность и при взаимном стремлении к компромиссу существенно облегчают формирование области сотрудничества.

- Консультативные или координационные советы при органах власти. Практика приглашения в совет представителей общественности стала традицией, создающей реальные возможности взаимодействия, сменяющего противостояние прошлых лет.

- Опросы общественного мнения. Этим методом можно пользоваться только с помощью специалистов, которые обеспечат репрезентативность опросов и проведут анализ полученных материалов.

- Проведение общественного консультирования для учета при принятии решения по вопросам, касающимся окружающей среды. Реализуется с помощью проведения акции по информированию общественности с последующим получением обратной связи и передачей властям для учета при принятии решения.

- Конференции. Иногда для принятия решений по важным проектам необходимо созывать конференции с широким представительством различных секторов общества. Это требует большой подготовки и значительных финансовых ресурсов.

- Референдум – выявление общественного мнения по особо важным вопросам, путем проведения всенародного опроса и голосования. Местный референдум –форма решения территориальными общинами вопросов местного значения. Предметом местного референдума могут быть любые вопросы, относящиеся Конституцией Украины, Законом Украины «Про местное самоуправление» и другими законами к распоряжениям местных органов самоуправления.

Заключение

Сегодня к органам государственной власти предъявляются повышенные требования к работе с общественностью, в связи с чем, они нуждаются в разработке эффективной системы информирования и вовлечения общественности в процессы принятия решений. Многие положения для такой деятельности регламентированы Орхусской Конвенцией. Госуправление экологии и природных ресурсов в Донецкой области для осуществления положений вышеуказанной конвенции разрабатывает систему информирования и вовлечения общественности в процесс принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды. Первым шагом на этом пути является отражение основных направлений процесса информирования и вовлечения общественности в данной Концепции.

Некоторые положения данной концепции предполагают дополнительные действия аппарата управления, и возможно, являются нововведением в рамках действующих структур. С целью повышения квалификации служащих Госуправление совместно с проектом «Роза Ветров» и Институтом повышения квалификации государственных служащих планируют ежегодно проводить обучающие курсы «Работа с общественностью – методы информирования и вовлечения». Повышение квалификации государственных служащих также является частью практической реализации положений Орхусской Конвенции.

Госуправление уверено, что совершенствование системы информирования и вовлечения общественности является необходимым элементом демократизации его работы. Данный документ является одним из первых в Украине по практике реализации положений Орхусской Конвенции. Он будет распространен среди других городов Донецкой области и Украины, а также направлен в библиотеки, будет доступен для широкого круга заинтересованных лиц через Информационный экологический центр и ресурсы Интернет www.infoeco.dn.ua

Госуправление экологии и природных ресурсов в Донецкой области заинтересовано в получении общественного мнения относительно данного документа, а также результатов его выполнения в регионе. Просим по любым интересующим вас вопросам обращаться по телефонам (062) 338 0821, 342 1511.


Приложение

Перечень законодательных и других нормативно-правовых документов регулирующих участие общественности и их объединений в охране окружающей среды

Конституційні засади участі громадян і їх об` єднань в охороні довкілля

- Конституція України

Організаційно-правові аспекти участі громадян і їх об` єднань в охороні довкілля

- Закон України “Про об`єднання громадян”

- Закон України “Про благодійництво та благодійні організації”

- Закон України “Про молодіжні та дитячі громадські організації”

- Закон України “Про наукову і науково-технічну діяльність”

- Закон України “Про інформацію”

- Закон України “Про звернення громадян”

- Закон України “Про всеукраїнські та місцеві референдуми”

- Закон України “Про місцеве самоврядування в Україні”

- Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР»

Участь громадян і їх об` єднань в охороні довкілля

- Закон України “Про охорону навколишнього природного середовища”

- Земельний кодекс України

- Водний кодекс України

- Лісовий кодекс України

- Закон України “Про надра”

- Закон України “Про охорону атмосферного повітря”

- Закон України “Про рослинний світ”

- Закон України “Про тваринний світ”

- Закон України “Про природно-заповідний фонд України”

- Закон України “Про екологічну експертизу”

- Закон України “Про використання ядерної енергії та радіаційну безпеку”

- Постанова Кабінету Міністрів України “Порядок проведення громадських слухань з питань використання ядерної енергії та радіаційної безпеки”

Міжнародно-правові аспекти участі громадян і їх об` єднань в охороні навколишнього природного середовища

- Конвенція про доступ до інформації, участі громадськості в прийнятті рішень і доступ до правосуддя з питань, що стосуються навколишнього середовища