Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

к ному

 

             

к ному

14.3.2.3.

к НОМу

Комплект программ и сопроводительных методических материалов для разновозрастных групп школьников, учителей и родителей обеспечивающих образовательную и учебно-научную деятельность эколого-зоологического музея МПГУ.

Содержание

1. Формирование дифференцированных подходов к обеспечению работы в экспозиции и коллекции музея разных групп исследователей и посетителей

2. Разработка типовых экскурсий для разных групп посетителей

3. Разработка специализированных пособий по применению конкретной музейной коллекции в школьных курсах преподавания биологии и в системе внешкольного дополнительного биологического образования

1. Формирование дифференцированных подходов к обеспечению работы в экспозиции и коллекции музея разных групп исследователей и посетителей

Общие принципы организации посещения экспозиции разными группами посетителей в рамках современных концепций музейной педагогики

Музейная педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии. Утвердившаяся в 1980-90-ые годы в российском музееведении дефиниция «музейная педагогика» обозначила как практическую культурно- образовательную деятельность музеев, так и новую научную дисциплину. Этому способствовало соединение в музейной педагогике черт теории и методики, ее тесные связи с практикой. Предметом изучения научной дисциплины является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией. Ее главный объект - культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее разнообразным диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Таким образом, музейная педагогика по объекту в основном совпадает с теорией музейной коммуникации, а по методу - с педагогикой и шире - с психологией.

Основные направления исследований в сфере музейной педагогики можно структурировать следующим образом:

1. Проблема изучения образовательной специфики музея.

2. Эффективность музейной коммуникации.

3. Изучение музейной аудитории.

4. Создание и апробация новых методик и программ для различных категорий посетителей.

5. Установление оптимальных форм взаимодействия с партнерами по научно- образовательной деятельности.

Основными направлениями деятельности музейных педагогов на современном этапе могут рассматриваться:

1 Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.

2 Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

3 Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

4 Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно.

5 Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнеров.

В современных условиях культурно-образовательная деятельность ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя, в связи с этим можно обозначить следующие ее основные направления: информирование, обучение, развитие творческих начал ( в том числе и научные исследования), общение.

1 Информирование - это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция и консультация.

2 Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно - педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов - подлинников. Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружке. Музейный урок (занятие) преимущественно используется как форма работы музея с учащимися школ, гимназий, лицеев, колледжей.

3 Развитие творческих начал (в нашем случае – развитие научно-исследовательской деятельности в музее) - третья, высшая ступень постижения музейной информации. Оно предполагает использование потенциала музея, не только для раскрытия творческих способностей личности, но и для достижения определенного научного результата.

Отсюда:

Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.

Ключевыми понятиями музейной педагогики , определяющими подходы к организации деятельности учебно-научного музея, являются:

Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как активно познающего, использующего данный предмет.

Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:

- позиция ученого , производителя элементов научной культуры, претендующих на статус музейных предметов;

- позиция воспринимающего ( слушателя, посетителя) музейные предметы;

- позиция музейного педагога , который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом.

Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность учебно-научного музея.

Задачи музейной педагогики:

1. Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

2. Формирование совместной деятельности преподавателя и ученика (школьника, студента, аспиранта) на материале музейной практики;

3. Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

4. Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики

В условиях формирования дифференцированного подхода к посещению и работе в музее разных групп посетителей на первое место выступает формирование разнонаправленных экскурсий, рассчитанных на разные возрастные группы посетителей, а так же обеспечение доступности коллекций и организация научно-исследовательской работы на базе учебно-научного музея.

2. Разработка типовых экскурсий для разных групп посетителей

В ходе реализации проекта были разработаны типовые экскурсионные программы, рассчитанные на первичное знакомство с экспозицией, а так же на углубленное изучение отдельных тематических разделов. Примеры экскурсионных программ:

а. Общая ознакомительная экскурсия, рассчитанная на первичное знакомство с музеем.

Целевая группа : школьники и учащиеся внешкольных учреждений дополнительного образования 6-9 классов, взрослые посетители без специальной образовательной подготовки

Продолжительность экскурсии : 30-45 минут

Место проведения экскурсии : центральная экспозиция учебно-научного музея

Содержание экскурсии:

Не так много в Москве высших учебных заведений, где студенты могут получить классическое биологическое образование. Когда перед молодым человеком, мечтающим связать свою судьбу с биологией, встает проблема выбора места учебы, то многие из них приходят на улицу Кибальчича. Там вот уже полвека, из своей более чем столетней истории, располагается биолого-химический факультет Московского педагогического государственного университета.

Традиции в образовании играют существенную, если не сказать определяющую роль. Научно-образовательные школы формируются десятилетиями. Они, без преувеличения, считаются национальным достоянием. Не удивительно, что МПГУ (ранее Высшие женские курсы, 2-й МГУ, МГПИ) является одним из столпов высшего образования нашей страны и входит в десятку ведущих институтов России. Биолого-химический факультет МПГУ ведет свое происхождение от отделения естествознания Московский высших женских курсов, на котором читали лекции такие выдающиеся представители отечественной науки как И.М.Сеченов и К.А. Тимирязев. Здесь начинал свою преподавательскую деятельность В.И. Вернадский. На отделении естествознания преподавали ученые, ставшие классиками отечественной науки – выдающийся орнитолог М.А. Мензбир, зоолог П.П. Сушкин, генетик Н.К. Кольцов и многие другие. Нет ничего удивительно в том, что прославленные ученые большие силы вкладывали в развитие педагогического образования. В России - школьный учитель не только преподаватель, но и исследователь, организатор познавательной деятельности школьников. В то же время, каждый крупный ученый это и педагог, который стремится передать свой опыт и знания своим ученикам. Традиции русской школы высшего образования получили новое развитие в советское время. На биолого-химическом факультете вели научную и педагогическую работу такие крупные биологии как академик М.С. Гиляров, профессора С.П. Наумов, А.А. Уранов, А.В. Михеев, Ф.Н. Правдин и т.д. Была сформирована структура предметных кафедр, которая в полной мере обеспечивала как подготовку высокопрофессиональных педагогических, так и научных кадров.

Зоологический музей кафедры зоологии и экологии – неотъемлемая часть истории и настоящего МПГУ. Он представляет собой уникальное собрание коллекций животных, которые собирались преподавателями и студентами на протяжении более чем вековой истории кафедры зоологи и экологии. Основателем зоологический коллекций МПГУ является Александр Федорович Котс (1880–1964), известный ученый эволюционист, создатель, хранитель и бессменный директор Дарвиновского музея. Он был талантливым, целеустремленным и удивительно трудоспособным человеком. Интерес к животным и страсть к коллекционированию проявились у него с раннего детства. В дальнейшем он приходит к убеждению в необходимости систематизировать коллекции на основе всеобщей идеи эволюции, а собранное многолетним трудом достояние сделать доступным для всех, кто хочет его посмотреть и изучать животных.

В 1907 году профессора Московских Высших Женских Курсов П.П. Сушкин и Н.К. Кольцов пригласили А.Ф. Котса для работы в качестве ассистента в отделении естествознания. С осеннего семестра он стал проводить занятия по эволюционному учению. А.Ф. Котс решает перенести свою разросшуюся коллекцию в помещение МВЖК в Мерзляковском переулке и использовать ее в учебном процессе. А.Ф. Котс считал 1907 год временем основания Дарвиновского музея. Все внимание теперь он отдавал преподаванию, подбору необходимых примеров, четкому изложению эволюционного учения. Успеху в занятиях способствовало умелое использование коллекций, которые размещались теперь в небольшой библиотечной комнате зоологической лаборатории. Александр Федорович продолжал пополнять коллекции на свои личные средства. Для пополнения коллекций и знакомства с музеями в191З год А.Ф. Котс с супругой (Н. Н. Ладигина-Котс (1889-1963), выпускница МВЖК, в дальнейшем известный психолог, организатор зоопсихологической лаборатории при Дарвинском музее) совершили поездку по 20 городам Европы. На собственные средства во время поездки они приобрели около 1000 экспонатов.

В 1913 г. несколько тысяч ценнейших экспонатов были подарены А.Ф. Котсом Московским высшим женским курсам, перевезены в новое здание МВЖК на Девичьем поле. С этого времени коллекции, собранные А.Ф. Котсом, смонтированные и расположенные по его плану, стали называться Музеем эволюционной истории Московских высших женских курсов. В 1922 году он становится самостоятельным научно-просветительным учреждением — Дарвиновским музеем.

Небольшая часть коллекций А.Ф. Котса остались после создания Дарвиновского музея в качестве учебных пособий на кафедре зоологи Московского государственного педагогического института. Они и послужили основой современной экспозиции музея зоологии МПГУ. В настоящее время большая часть тропических млекопитающих и птиц, а так же экземпляры птиц с аберрантной окраской, демонстрируемых в витринах, представляют собой чучела, приобретенные А.Ф. Котсом в начале прошлого века во время своих поездок в Европу или заказаны у чучельных дел мастеров в Москве.

В дальнейшем зоологические музейные и научные коллекции пополнялись преподавателями, сотрудниками и студентами кафедры зоологии МПГУ. Большая часть материалов собиралась во время экспедиций в различные уголки Советского Союза. Значительно увеличилась коллекция и после слияния в марте 1960 года двух московских педа­гогических вузов: Городского им. В.П. Потемкина и Государственного им В И. Ленина. Таксидермические работы и живой уголок в 50-70-е годы возглавлял энтузиаст своего дела и высококлассный мастер-преподаватель А.Л. Кравецкий. Его миниатюрные диорамы и биогруппы до сих пор являются украшением музея. Особенно впечатляет композиция, демонстрирующая смену природных зон и их животного мира от полярных тундр до жарких пустынь. Она была создана в 1958 году.

Различные направления работы кафедры зоологии нашли свое отражение в музейных собраниях. Один из выдающихся отечественных зоологов, заведующий кафедрой с 1948 по 1975 год, С.П. Наумов, занимающийся промысловыми животными, заложил основу териологической коллекции. Коллекцию морских океанических птиц привез из экспедиций на китобойных судах, еще будучи студентом, профессор В.М. Константинов. Навыки коллекторской деятельности получил на кафедре и известный систематик, ученик С.П. Наумова, Л.С. Степанян. Уже став сотрудником Института эволюционной морфологии и экологии животных (ныне ИПЭЭ) он создал уникальное собрание тушек птиц, которое ныне украшает коллекцию Зоологического музея МГУ. Сотрудник кафедры А. Рачинский привез из своих экспедиций шкуры таких крупных млекопитающих, как горный баран и бурый медведь. Многолетние работы кафедры зоологии на стационаре в устье реки Самур (Дагестан) обогатили экспозицию чучелами различных водоплавающих, околоводных и степных птиц. Изготовителем этих экспонатов стал Ю. Климов, талантливый таксидермист и энтузиаст своего дела. Профессор А.В. Михеев, заведующий кафедрой зоологии с 1975 по 1983 год, выдающийся орнитолог, специалист по миграциям птиц, популяризатор науки, долгое время собирал, а потом передал кафедре коллекцию гнезд птиц. Она стала основой для созданного им единственного в нашей стране определителя птичьих гнезд.

Пополнялись коллекции и покупкой чучел и экспонатов на Фабрике учебно-наглядных пособий, ассортимент изделий которой был в те времена несоизмеримо разнообразнее, чем сейчас. Благодаря этим приобретениям собрание кафедры пополнилось большой коллекцией влажных препаратов, некоторые из которых сейчас уникальны.

Особе место занимают научные коллекции кафедры зоологии и экологии МПГУ. Они представляют интерес для специалистов-зоологов и содержат редкие, а подчас уникальные экземпляры животных, в том числе и типовые экземпляры, по которым производится описание новых видов. Но главная ценность научных коллекций в их широте и полноте охвата фаунистического состава России. Многие годы своей жизни посвятил созданию, систематизации и пополнению орнитологической коллекции доцент кафедры зоологии В.Т. Бутьев. В ней собраны тушки птиц России и сопредельных регионов и по представительности видов она входит в число крупнейших собраний страны. Уникальна орнитологической коллекции и тем, что она постоянно задействована в учебном процессе. Многие поколения студентов получили знания о птицах, посещая спецкурсы, которые проводятся на базе орнитологической коллекции кафедры.

Развитие школы изучения почвенных беспозвоночных, а особенно ее систематического и сравнительно-морфологического направления привело к созданию обширной коллекции жуков-жужелиц и их личинок. В настоящее время ею руководит доктор биологических наук К.В.Макаров. На базе этого собрания выделены и описаны не только новые виды, но и целые семейства, жесткокрылых.

В настоящее время музей зоологии МПГУ располагается на кафедре зоологии и экологии МПГУ на биолого-химическом факультете. Экспозиция разделена на несколько тематических разделов: зоогеографический, систематический, эволюционно-экологический. В экспозиции и фондах музея находится более 1000 единиц хранения, среди которых чучела и тушки животных, макеты и муляжи, влажные и остеологические препараты, гнезда птиц и другие постройки животных.

Зоогеографический раздел посвящен разнообразию животного мира различных природных зон. Центральное место занимает диорама, демонстрирующая смену животных сообществ от тундровой зоны до пустынь России и сопредельных регионов. В ней представлены животные тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей, побережий водоемов, пустынь. Отдельная экспозиция посвящена млекопитающим и птицам тропических лесов Африки, Юго-Восточной Азии и Южной Америки, а так же природному миру Антарктиды и Австралии. В ней можно увидеть таких представителей животного мира как утконос, несколько видов пингвинов и обезьян, райских птиц, колибри, нанду и эму, броненосцев, кенгуру, капибару и многих других. Красочные задники для экспозиции тропических животных выполнены одним из ведущих художников- анималистов Е.А. Кобликом. Украшением зоогеографического раздела экспозиции является диорама «Птичий базар». В витрине представлен макет скалы с чучелами птиц, гнездящихся на птичьих базарах северных морей Европы – чистиками, кайрами, топорками, чайками.

Систематический раздел экспозиции наиболее крупный во всей коллекции зоологического музея МПГУ. В витринах располагаются представители различных отрядов зверей и птиц. В настоящее время оформлены витрины посвященные млекопитающим (грызунам, куньим и насекомоядным), а так же птицам (соколообразным, гусеобразным, курообразным, ржанкообразным, воробьинообразным, трубконосым, аистообразным, веслоногим и некоторым другим). Внимание посетителей привлекают биогруппы, выполненные мастерами-таксидермистами А.Л. Кравецким и Ю. Климовым – «Врановые», «Снегири», «Дятлы», «Дрозды», «Рябчик с птенцами», «Травник у гнезда». Зоологический музей МПГУ обладает довольно крупной коллекцией крупных млекопитающих. В экспозиции представлены горные бараны и козлы, бурый медведь, снежный барс, кабан, сайгак, джейран, кабарга, серый и красный волк, шакал, медальоны с головами зубры и благородного оленя, нерпа, дельфин-белобочка, росомаха, бобр и некоторые другие. Одна из витрин посвящена жителям подводного мира – рыбам. Можно увидеть несколько видов акул, в том числе и акулу-молот, скатов, пираньей, некоторые пресноводных и морских рыб.

Эволюционно-экологический раздел экспозиции подобран таким образом, что бы продемонстрировать основные направления становления и развития дарвинизма, а так же основные экологические закономерности. Он включает в себя собрание пород домашних животных (голубей, кур, собак), которые являются результатом искусственного отбор, а так же их исходные дикие формы. Очень интересны чучела животных с абберантной окраской – попугая, вальдшнепа, рябчика и галки альбиноса, несколько экземпляров межняков – природных гибридов между тетеревом и глухарем. Одной из значимых частей раздела является подборка чучел зверей и птиц, окраска которых изменяется в зависимости от сезонов года (заяц-беляк и белая куропатка).

Музей зоологии служит не только целям сохранения уникальных экспонатов. Он активно используется и в учебном процессе. Среди коллекций музея есть и собрание раздаточного материала по тематике лабораторных и семинарских занятий. Экскурсии студентов в музее стало неотъемлемой частью преподавания курсов по зоологии позвоночных и беспозвоночных, эволюционному учению, биогеографии и экологии.

б). Основатель зоологического учебно-научного музея - Александр Федорович Котс

Целевая группа : школьники и учащиеся внешкольных учреждений дополнительного образования 10-11 классов, взрослые посетители без специальной образовательной подготовки, специалисты историки-науки

Продолжительность экскурсии : 20 минут

Место проведения экскурсии : центральная и эволюционная экспозиция учебно-научного музея

Содержание экскурсии:

Александр Федорович Котc — известный ученый -эволюционист, создатель, хранитель и бессменный директор Дарвиновского музея. Он был талантливым, целеустремленным и удивительно трудоспособным человеком. Интерес к животным и страсть к коллекционированию проявились у него с раннего детства. В дальнейшем он приходит к убеждению о необходимости систематизировать коллекции на основе всеобщей идеи эволюции, а собранное многолетним трудом достояние сделать доступ­ным для всех, кто хочет смотреть и изучать животных.

В личности Александра Федоровича сочетались прекрасные качества: художественное восприятие природы и желание показать ее людям, умение систематизировать, везде видеть и находить подтверждение системности, жизненная стойкость и бескорыстие, презрение к личной выгоде и благожелательное отношение к людям.

Своего отца Александр Федорович не помнил. Он рано умер, не оставив вдове и двум детям никаких средств к существованию. Семья бедствовала. Еще одна смерть посетила ее: умер старший брат, и Александр Федорович занял его место в 1-й Московской классической прогимназии, ставшей потом 7-й гимназией. Выпускники гимназий имели право поступать в университет, так Александр Федо­рович получил доступ к высшему образованию. Никакой биологии в гимназии не изучали, поэтому ему самому прихо­дилось добывать знания о любимых животных. Больше всего его интересовали птицы.

Первые уроки препарирования животных Александр получил от знакомого охотника Ф.Ю. Фельмана, долгое время бывшего единственным учителем начинающего так­сидермиста. Материал для препарирования он отыскивал на московских рынках и покупал на сэкономленные от завтра­ков деньги. Многие часы гимназист Коте проводил за изготовлением чучел животных, и его труды были замечены. Осенью 1896 г. пятнадцатилетнему гимназисту Александру Котсу была присуждена серебряная медаль Российского общества акклиматизации животных и растений за чучела, представленные на Птицеводческой выставке. Видимо, к этому же времени относится и его знакомство с профессором М.А. Мензбиром, автором его любимой книги «Птицы России».

В том же 1896 г. А.Ф. Котс познакомился с Ф.К. Лоренцом — художником, натуралистом, мастером пре­параторского искусства, владельцем Московской таксидермической мастерской, снабжавшей чучелами животных рос­сийские и европейские музеи. Здесь же, в мастерской, состоялось знакомство с В.Е. Федуловым, талантливым таксидермистом, создавшим за свою жизнь многие прекрас­ные экспонаты Дарвиновского музея. Это знакомство перешло в дружбу и многолетнее сотрудничество.

В 1899 г. при посредничестве Ф.К. Лоренца и М.А. Мензбира гимназист Александр Коте отправился в научную командировку на юг Западной Сибири от Московского общества испытателей природы. Напутствовал гимназиста перед поездкой молодой ученый П. П. Сушкин. Экспедиция продолжалась пять месяцев. Более сотни чучел, изготовленных А.Ф. Котсом во время экспедиции, были представлены на выставку и удостоены большой серебряной медали Российского общества акклиматизации животных и растений. Это первое крупное собрание чучел послужило основой всех последующих поступлений и заложило основу будущего Дарвиновского музея.

После окончания гимназии в 1901 г. А.Ф. Коте поступил в Московский университет. Естественно, он становится учеником профессора М. А. Мензбира, знакомого ему еще в гимназические годы. Известно, что Ф.К. Лоренц поддержи­вал многих начинающих орнитологов. Известны его регулярные экскурсии в окрестностях Москвы с К.А. Сатуниным. Александр Коте усердно занимался сравнительной анатомией позвоночных. Занятия его были успешными. Он быстро осваивал новый материал и хорошо рисовал. Видимо, поэтому М. А. Мензбир познакомил Котса с художником Н.А. Мартыновым. Вместе с А. Котсом студию Мартынова посещали М.Д. Езучевский и В.А. Ватагин, будущие известные художники, дружба и сотрудничество с которыми у Александра Федоровича продолжались всю жизнь.

Летом 1902 г. А.Ф. Коте принимает участие в экспедиции П. П. Сушкина в Минусинский край, Западные Саяны и Урянхайскую землю, в которой были собраны многочисленные коллекции птиц, зверей и насекомых. Это была последняя дальняя экспедиционная поездка А.Ф. Котса. Он не чувство­вал интереса к полевой зоологической работе, его все больше привлекала систематизация животных и музейное дело. В 1905 г. во время перерыва в университетских занятиях, вызванного студенческими волнениями, Александр Федорович Котс совершает поездку на Виллафранкскую зоологичес­кую станцию, посещает европейские университеты и музеи естественной истории.

Знакомство с музеями навело А.Ф. Котса на мысль «об устройстве у себя на Родине более цельного, продуманного и общедоступного музея, специально посвященного нагляд­ной иллюстрации учения эволюции и дарвинизма», писал он в своих «Воспоминаниях» (рукопись хранится в Дарвинов­ском музее, цит. по: Муцетони, 1987).

Весной 1906 г. университет был закончен, а Александр Коте был оставлен на кафедре М.А. Мензбира для подго­товки к профессорскому званию. Видимо, с этого времени начинается целенаправленная и активная работа А.Ф. Котса по подбору коллекций для доказательства эволюци­онного учения. Были восстановлены связи с мастерской Ф.К. Лоренца, который поддерживал начинания молодого ученого. Коллекции постепенно увеличивались. Теперь их объединяла общая прогрессивная идея эволюции органичес­кого мира.

В 1907 г. П.П. Сушкин и Н.К. Кольцов пригласили А.Ф. Котса для работы в качестве ассистента на отделении естествознания физико-математического факультета Московских высших женских курсов. С осеннего семестра он начал проводить занятия по эволюционному учению. А.Ф. Коте решает перенести свою разросшуюся коллекцию в помещение МВЖК в Мерзляковском переулке и использовать ее в учебном процессе. Александр Федорович считал 1907 г. временем основания Дарвиновского музея. Все внимание он теперь отдавал преподаванию, подбору необходимых примеров, четкому изложению.

Успеху в занятиях способствовало умелое использование коллекций, которые размещались теперь в небольшой библиотечной комнате зоологической лаборатории. Александр Федорович продолжал пополнять коллекции на свои личные средства. Главным источником для этого продолжали служить мастерские Ф.К. Лоренца, постепенно установились связи с фирмами Германии, Франции, Англии.

Осенью 1909 г. умер Ф.К. Лоренц. Уникальная зоологическая коллекция, которую он собирал более 50 лет, и мастерские остались без хозяина. Им грозила продажа с аукциона. Наследники и родственники Ф.К. Лоренца пригласили Александра Федоровича для коммерческого и научного заведования фирмой. А.Ф. Коте договорился, что плату за свою работу он будет получать исключительно чучелами животных. За три года сложной и изнурительной работы ему удалось получить чучела сотен зверей и птиц из личных сборов Ф.К. Лоренца и охотничьих трофеев, поступавших в мастерские из разных уголков России. Прекрасная коллекция Ф.К. Лоренца полностью переместилась на Высшие женские курсы. Это были самые крупные приобретения Александра Федоровича.

В 1911 г. Александр Федорович женился. Женой его стала слушательница третьего курса отделения естествозна­ния МВЖК, его ученица Надежда Николаевна Ладыгина. Союз этих двух людей был счастливым и удачным, они были единомышленниками, красивыми и талантливыми людьми. Весь бюджет молодой семьи шел на приобретение экспона­тов для музея, даже деньги, собранные родственниками в подарок молодоженам, были потрачены на приобретение уникальных шкур волков-меланистов. Благодаря единоду­шию, моральной и материальной поддержке супругов Коте состоялся Дарвиновский музей, была организована при нем зоопсихологическая лаборатория, выполнены уникальные научные исследования Н.Н. Ладыгиной-Котс «Дитя шим­панзе и дитя человека в их инстинктах, привычках, вырази­тельных движениях» (1935), «Предпосылки человеческого мышления» (1965) и др.

Сохранился уникальный кинофильм, снятый оператором студии Ханжонкова об опытах Н.Н. Ладыгиной-Коте с четырехлетним шимпанзе по кличке Иони. Он положил начало собранию документальных биологических фильмов Дарвиновского музея.

Для пополнения коллекций и знакомства с музеями супруги Коте в 1913 г. совершили поездку по двадцати городам Европы. На собственные средства было приобре­тено около тысячи экспонатов. В этом же году в антиквар­ном магазине в Берлине А.Ф. Коте приобрел неопублико­ванные письма Ч. Дарвина, наиболее ценным из которых было последнее письмо, написанное незадолго до смерти.

В распоряжении Александра Федоровича было уже несколько тысяч ценнейших экспонатов. Он считал, и в этом его поддерживала жена, что такие обширные и ценные коллекции не могут принадлежать одному человеку. В 1913 г. они были подарены Московским высшим женским курсам, перевезены в новое здание на Девичьем Поле. С этого времени коллекции, собранные А.Ф. Котсом, смонтированные и расположенные по его плану, стали называться Музеем эволюционной теории Московских высших женских курсов.

В 1922 г. он становится самостоятельным научно-просвети­тельным государственным учреждением — Дарвиновским музеем.

Музей создавался с огромными трудностями. Денег всегда было мало. А.Ш. Коте и его супруга вкладывали в создание музея все свои средства, брали дополнительную работу, жертвовали отдыхом. Поддерживали музей друзья и знакомые. Постоянные пожертвования музею эволюционной истории МВЖК делала графиня М.А. Бобринская.

Успешному развитию музея способствовала самоотвер­женная и талантливая работа таксидермистов Ф.Е. и Д.Я. Шедуловых, поддержка многих друзей и единомышленни­ков. Вокруг музея и его директора всегда держалось много способных и увлеченных людей. Работали здесь ху­дожники-анималисты В.А. Ватагин, М.Д. Езучевский, А.Н. Комаров, В.В. Трофимов, ученый-палеонтолог и художник профессор К.К. Флеров. А.Ф. Коте умел находить и поддерживать талантливых молодых людей.

Со своими первыми рисунками пришел к А.Ф. Котсу Николай Кондаков, остался здесь, жил, работал, учился. Первые оригинальные акварели для Дарвиновского музея сделал А.Н. Формозов. Многие биологи, художники, музей­ные работники благодарны Дарвиновскому музею и его директору за бескорыстную поддержку их первых начина­ний. Вся жизнь и деятельность А.Ф. Котса были связаны с Дарвиновским музеем, пропагандой эволюционного учения, экскурсиями с демонстрацией бесценных сокровищ, много­численными занятиями, лекциями, беседами. Они не прекращались даже в самых суровых условиях гражданской и Великой Отечественной войн.

Вклад А.Ф. Котса в орнитологию, развитие эволюционной теории, высшего биологического образования, музейного дела в нашей стране до сих пор не оценен полностью. Требует тщательного изучения большой архив (6 крупных томов) Александра Федоровича, включающий не только рукописи, но и редкие негативы и фотографии. Осенью 1995 г. в специально построенном для него здании был вновь открыт Дарвиновский музей. Уникальные экспонаты, скульптуры, картины, книги заняли свои места в прекрасно смонтированных экспозициях. Исполнились слова известного английского биолога Джулиана Хаксли, сказанные им в 1945 г. о том, что Дарвиновский музей находится в таком здании, какое заслуживают его бесценные коллекции.

3. Разработка специализированных пособий по применению конкретной музейной коллекции в школьных курсах преподавания биологии и в системе внешкольного дополнительного биологического образования

Разработка специализированных пособий по применению музейной коллекции в курсе преподавания биологических дисциплин.

В ходе реализации проекта были разработаны печатные и мультимедийные пособия для сопровождения указанных учебных курсов.