Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Комплексной программы воспитания 3 1 класс правовое воспитание. 7

 

             

Комплексной программы воспитания 3 1 класс правовое воспитание. 7

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение

2

Цели, задачи и содержание комплексной программы воспитания

3

1 класс – правовое воспитание.

7

2 класс – нравственное воспитание

10

3 класс – формирование ЗОЖ и экологическое воспитание

13

4 класс – гражданско-патриотическое направление воспитания

17

5 класс – нравственное воспитание

21

6 класс – формирование здорового образа жизни, экологическое воспитание

23

7 класс – нравственно-правовое воспитание

25

8 класс – нравственно-половое воспитание

28

9 класс – трудовое и профессиональное самоопределение

31

10-11 класс – интеллектуальное и коммуникативное направление воспитания

34

Введение

Проблемы развития воспитания, несомненно, заслуживают самого пристального внимания, так как речь идет о завтрашнем дне Казахстана, ценностных ориентирах нашего общества, о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения.

Развитие воспитания в системе образования Республики Казахстан в последние годы по праву стало одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Как на практике добиться результатов в развитии личности, в развитии ее духовно-нравственных ценностей, как заложить первоначальный опыт самоопределения и самореализации каждого ученика? Этот вопрос ставится перед каждым учебным заведением

В нашей школе решение представлено в концепции воспитательной системы школы – создании творческого коллектива через постижение Культуры в широком смысле этого слова, и реализуется через воспитательную модель «Школа профессиональной культуры», которая была принята еще в 1994 году.

В условиях перехода на новую модель 12-летнюю модель образования и возрастания роли воспитания в образовательном процессе правомерно рассмотреть вопрос о переориентации содержания воспитания. Необходимо еще раз пересмотреть содержание воспитания и определить его согласно целям, которые ставит перед нами профилизация образования. Однако сегодня школы, и наша, в частности, столкнулись со следующими проблемами:

· Недостаточное владение педагогами воспитательными технологиями, отсюда - низкая эффективность воспитывающего потенциала воспитательной работы

· Недостаточное научно-методическое обеспечение воспитания, проблема в отборе содержания и организации этого процесса в классах.

· Высокая загруженность классных руководителей, отсутствие необходимых условий для эффективной деятельности

Для примера приведу следующие данные:

Категория классных руководителей:

%

Высшая категория

33 %

1 категория

25 %

2 категория

25 %

б/к

17 %

Стаж работы в должности классного руководителя

%

От 0- 5 лет

14 %

6-10 лет

13 %

Более 10 лет:

74 %

В зависимости от профессиональной подготовленности и воспитательной деятельности, отношения к делу, педагогической культуры, проявления инициативы и творчества выделяются следующие группы классных руководителей:

Классификация классных руководителей

%

Характеристика

Новаторы

6 %

«Застрельщики» инноваций, ярко индивидуальны, мозговой центр школ

Мастера

27 %

Высококвалифицированные, с ярко выраженными способностями самостоятельно преодолевать трудности, используют новейшие достижения науки, передовые формы и методы работы, делятся опытом

Хорошо подготовленные, но работают по старинке

30 %

Делают только то, что привычно, ориентируются на рекомендации, аналогии, дисциплинированы, исполнительны. Повышают квалификацию по настоянию администрации

Учителя, стремящиеся освободиться от классного руководства

9,5 %

Знают теорию и практику воспитательной работы, но не желают быть классными руководителями

Недостаточно подготовленные, но желают учиться

9,5 %

Стремятся сделать жизнь воспитанников интересной, но низка организаторская или коммуникативная культура

Дисциплинированные, но формально работающие

18 %

Не стремятся к повышению своего мастерства

Такие данные позволяют сделать вывод, что, несмотря на большое количество (больше половины) классных руководителей, имеющих достаточно высокую квалификацию и стаж работы, количество мастеров и новаторов достигает лишь 33 %. Поэтому те проблемы воспитания, которые непосредственно связны с педколлективом школы, действительно имеют место.

Именно поэтому в школе была разработана и принята к исполнению школьная программа воспитания, которая востребована в условиях профилизации школы.

Цели, задачи и содержание комплексной программы воспитания

Цель программы : создание в системе школьного образования оптимальных условий для становления, развития и самореализации личности школьника как гражданина и патриота Республики Казахстан, будущего специалиста, способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.

Задачи :

  1. Развитие индивидуальных способностей каждой личности. Формирование личностно и профессионально значимых качеств, необходимых для жизни в современном обществе и эффективной профессиональной деятельности самосовершенствовании
  2. Развитие устойчивой мотивации к учению и самообразованию. Максимальное развитие познавательных интересов школьников, их творческих способностей, общеучебных умений, навыков самопознания и самообразования, способствующих дальнейшему развитию и самореализации личности.
  3. Развитие коммуникативности и рефлексивных навыков

Данная программа позволяет сформировать следующие компетенции :

  1. политические и социальные компетенции - способность взять на себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участие в функционировании демократических институтов;
  2. межкультурные компетенции , способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;
  3. коммуникативная компетенция , определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet ;
  4. социально-информационная компетенция , характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;
  5. персональную компетенцию - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию. Охватывают личностные качества, такие, как самостоятельность, самоуважение, надежность, осознанная ответственность, чувство долга, развитие самоосознанной ориентации на ценности.

Как часть программы развития школы данная программа опирается на концепцию воспитания в системе непрерывного образования РК.

Принципы организации воспитательного процесса в школе

Принцип природосообразности воспитания основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов и необходимости воспитания детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.

Принцип культуросообразности - утверждает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях, строиться в соответствии с традициями и нормами национальной культуры и региональными особенностями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип целенаправленности включает ясность целевой установки на каждом этапе развития, точный учет коллективных потребностей, правильный выбор главных видов воспитательной деятельности.

Принцип гуманистической направленности предполагает выдвижение на первый план гуманистических идей и ориентиров, пронизанных уважением к каждой личности, заботой о развитии всех её сущностных сил, признание её свободы и социальных прав; отношение педагога к обучающимся и воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях.

Принцип этничности предусматривает формирование культурообразующей среды, способствующей расцвету общенациональной культуры на основе единения этнических культур, достижение гражданского согласия и гармонии, общественных отношений.

Принцип непрерывности воспитания предполагает всестороннее развитие личности на всех этапах её жизнедеятельности: поступательное обогащение её творческого потенциала и возможностей во все более полной реализации её сил и способностей, её профессионального и общекультурного роста.

Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет обучающимся расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом формирует навыки социальной адаптации, самореализации.

Принцип социальной адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания той социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.

Принцип демократизации предполагает систему, основанную на взаимодействии, на педагогике содружества, сотрудничества и сотворчества воспитателя и воспитуемого. Он также предполагает взаимосвязь, взаимообусловленность входящих в структуру системы педагогического руководства, самоуправления, соуправления и саморегуляции. Воспитание учащихся в духе свободы, личного достоинства.

Система целей и задач воспитания воплощена в разработанных направлениях воспитательной работы согласно возрасту учащихся:

1-4 класс – формирование ценностного отношения к этическим нормам жизни, правилам поведения, создание условий для успеха школьников. Именно поэтому были выбраны следующие направления воспитательной работы:

1 класс – правовое воспитание. Ключевое понятие «Порядок». Вовремя проведенная работа по адаптации 1-классников к правилам и порядкам школы поможет им в будущем избежать конфликтов и правонарушений.

2 класс – нравственное воспитание. Ключевое понятие «Милосердие». Именно в этом возрасте необходимо обратить особое внимание на искоренение детского эгоизма, для чего следует проводить классные часы в данном направлении

3 класс – формирование ЗОЖ и экологическое воспитание . Ключевое понятие «ЗОЖ» Ребенок вырос настолько, что уже может самостоятельно заботиться о себе, нести ответственность за свое здоровье и беречь окружающую природу. Поэтому рекомендуется именно этому направлению уделить особое внимание.

4 класс – гражданско-патриотическое направление воспитания. Ключевое понятие «Патриот». Происходит осознание себя как полноправного Гражданина, Патриота своей Родины.

5 класс – нравственное воспитание. Ключевое понятие «Семья».

Идет личностный рост, развитие гуманистических ценностей, отношений к миру, к людям, к самому себе, которые формируются в семье. К 10-12 годам формируются суждения по принципу «что такое «хорошо» и что такое «плохо». Эти принципы опять же закладывает семья: бабушки, дедушки, мамы, папы. В этом возрасте, несмотря на эмансипацию (отделение) от родителей, он еще пытается найти взаимопонимание в семье, но так как ценности их различны, может наступить разочарование, поэтому классные часы должны быть направлены на укрепление тех ценностей, которые несет семья.

6 класс – формирование здорового образа жизни, экологическое воспитание. Ключевое понятие «Здоровье» В этом возрасте идет осмысление своей личности, переориентация с детских норм поведения на взрослые, опора на виды деятельности, способствующие самовоспитанию, формированию здорового образа жизни.

В этом возрасте начинается бурное изменение физиологических особенностей, изменяется внешний вид, идет половое созревание, поэтому необходимо на классных часах освещать вопросы, связанные с интимной гигиеной, разъяснять и рассказывать об изменениях, которые происходят в растущем организме. Необходима разработка отдельных классных часов для мальчиков и девочек, а также привлекать для работы узких специалистов (подростковый гинеколог, врач терапевт подростковый, школьную медсестру).

7 класс – нравственно-правовое воспитание. Ключевое понятие «Лидер»

В этом возрасте закладывается фундамент нравственно-правового сознания. Формируется нравственно-правовой культ, предполагающий развитие определенного уровня нравственно-правового мышления, которое играет существенную роль в нравственно-правовом становлении личности. Поэтому нужно проводить классные часы для профилактики правонарушений, в духе уважения, соблюдения закона и правил социального общения.

В этом возрасте идет активное становление самооценки, которая опирается на позицию, занимаемой подростком в классе. Подростки тянутся ко всему необычному, увлекаются неформальными движениями. Для этого классные часы должны опираться на такие механизмы, которые позволяют направить лидерские качества подростков в правильное русло.

8 класс – нравственно-половое воспитание. Ключевое понятие «Дружба»

Это возраст, благоприятный для образования ценностных ориентаций, становления мировоззрения. Ведущая деятельность в 8 классе – межличностное общение, учеба отходят на второй план. Главный вопрос этого возраста – половое созревание. Формируются психосексуальные установки и ориентации, происходит вторичная половая идентификация. Происходит резкое возмужание организма, внезапное увеличение роста и развития вторичных сексуальных признаков. Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков. С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны презрительное отношение к детским россказням, но при этом не утрачиваются навыки и механизмы сложившегося поведения, с другой стороны возникают новые интересы, новые книги в основном эротического характера, острый сексуальный интерес. Поэтому классные часы должны быть направлены преимущественно на половое просвещение, помогать в осмыслении имеющегося жизненного опыта, формировать опыт общения и дружбы.

9 класс – трудовое и профессиональное самоопределение. В этом возрасте появляется новое составляющее «Я-концепции» - «Я конструктивное» , т.е «Каким я вижу себя в будущем?», «Кто я в будущем?», «Каково мое место в этом мире?». Вместе с тем ребенок чувствует страх перед будущим. Чтобы выбор профессии для подростков стал началом нового интересного жизненного этапа, а не как пугающая необходимость, необходимо разъяснить и помочь подростку найти себя в мире профессий для того, чтобы получить возможность максимально полно раскрыть свои способности, чувствовать себя нужным людям, заслужить почет и уважение. Доказано, что существует прямая связь между тем, насколько люди удовлетворены своей профессией, и тем, насколько они счастливо воспринимают свою жизнь.

10-11 класс – интеллектуальное и коммуникативное направление воспитания. Ключевое понятие «Выпускник». В этом возрасте происходит социальное и духовное самоопределение, идет дальнейшее становление и самоопределение личности. Преодолевается нравственный максимализм, формируется культ знаний, труда, здоровья, семьи, идет подготовка к самостоятельной жизни. Основное новообразование личности – смысловая саморегуляция поведения. Классные часы должны стимулировать у старшеклассников духовное развитие, приобщая их к культуре. Для этого необходимо:

- организовывать интеллектуально-познавательную деятельность;

- стимулировать формирование ЗОЖ;

- приобщать к культуре, различным сферам искусства.

Согласно направлениям воспитательной работы составлены 9 тем классных часов по каждой параллели, которые реализуют намеченные цели и задачи. Этому же способствуют и подобранные темы родительских собраний, совместных с родителями мероприятий и праздников.

Также разработана система мониторинга, которая позволяет увидеть результат системной работы классного руководителя (если на уроках можно ребенка оценить «выучил - не выучил», то оценить проделанную воспитательную работу гораздо сложнее)

Ожидаемый результат :

  • осознание коллективом школы приоритетности и значимости воспитания, реальное закрепление его статуса;
  • создание единого образовательного пространства, обеспечивающего связь трех процессов: социализации, воспитания и развития личности;
  • обеспеченность непрерывности и преемственности воспитания на всех этапах развития школьников;
  • возросший уровень воспитанности детей, подростков и молодежи;
  • утверждение здорового образа жизни как нормы;
  • возросший уровень духовности и нравственности школьного коллектива;

1 класс – правовое воспитание.

Ключевое понятие «Порядок»

Пояснительная записка

Проблема прав и свобод детей – одна из вечных проблем, решаемых человечеством. Важность её решение состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. В этой связи большое значение для позитивной социализации юных имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием.

Очень важно, чтобы, начиная ещё с младшего школьного возраста, дети имели представление о связи времён и поколений, знали и гордились нашими лучшими национальными ценностями, любили свою большую и малую Родину и делали всё, чтобы она была стабильной и крепкой.

Правовое воспитание формирует учебные навыки, которые необходимы для успешного освоения программы любого учебного предмета, в частности, навык устного выступления, для которого требуется умение: аргументировать свою точку зрения; слышать собеседника, уважать его мнение, выражая свое отношение; вести дискуссию и способность отказываться от своей точки зрения; оценивать свой вклад и вклад товарищей в общую работу в классе, оценивать личные качества и поступки свои и других; работать с книгой; систематизировать знания.

система правового воспитания в начальной школе.

Урочная деятельность Внеурочная деятельность

Уроки познания мира и литературного чтения


Цель программы: сформировать такие умения, навыки и привычки, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общение детей, помогая в создании атмосферы доброжелательности и товарищеского внимания; воспитать человека, который относится благожелательно к окружающим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроение, с готовностью помогает им и словом и делом; сформировать у учащихся первичные знания об окружающем мире, о стране, в которой они живут.

Задачи:

  1. Воспитание у ребят сопричастности к жизни своей страны, своего народа, своей малой Родины.
  2. Становление личности, гуманистически ориентированной, законопослушной, обладающей гражданскими чувствами , чувством собственного достоинства, умеющей отстаивать свои права, адаптированной к условиям окружающей среды.

Учащиеся должны знать:

  • Конкретные правила поведения в семье, своем доме, в школе, на улице, в транспорте, в учреждениях культуры, в местах отдыха и понимать необходимость их выполнения;
  • Какие действия и поступки запрещены законом, уметь объяснить, почему не следует так действовать;
  • Свои права и обязанности, негативно реагировать на унижение, пренебрежение к себе и другим;
  • Государственные символы РК.

Учащиеся должны иметь представление:

  • О Конституции Республики Казахстан как основном законе государства;
  • О правах человека, признаваемых мировым сообществом (Всемирная декларация прав человека).

Учащиеся должны уметь:

  • Разъяснять правила поведения другим детям;
  • Оценивать свои действия, действия других людей и поступки с точки зрения выполнения правил поведения;
  • Соблюдать правила вежливости в общении со сверстниками и старшими.

Содержание программы

Тема

Цель

Формы работы

Сроки проведения

1

Правила поведения в школе и вне.

Ознакомить с правилами поведения в классе, столовой, библиотеке, на улице ит.д.

Беседы, экскурсия по школе

Сентябрь

2

Традиции казахского народа

Дать представление о культуре и обычаях казахского народа, воспитывать уважение к ним.

Классный час

Октябрь

3

Дружба начинается с улыбки

Учить ребят общаться друг с другом, дать представление о настоящей дружбе

Беседа, классный час

Ноябрь

4

Права и обязанности

Познакомить уч-ся с их правами и обязанностями, о необходимости их соблюдения.

Беседа, игра

Декабрь

5

Что такое добро и зло

Сформировать понятие о добре и зле, умение различать их в жизненных ситуациях

Инсценировка ситуаций

Январь

6

Ты и твои товарищи

Знакомить с правилами жизни в коллективе, вызвать стремление к взаимопомощи

Классный час

Февраль

7

Да здравствует чистое слово

Воспитывать вежливое отношение друг к другу, не унижать достоинство другого

Практическое занятие

Март

8

Ты имеешь право

познакомить детей с понятиями: «право», «конвенция»; рассмотреть некоторые направления «Конвенции о правах ребенка» (право на имя, на жизнь, на свое мнение, на образование)

Час общения

Апрель

9

Как себя вести во время каникул

Познакомить уч-ся с правилами поведения во время каникул в различных заведениях и местах отдыха, общение с незнакомыми людьми.

Беседа, рисование

Май

Работа с родителями.

Необходимо также, чтобы и родители школьников хорошо знали, с какими этическими и правовыми нормами знакомятся их дети, чтобы поддержать своим авторитетом, примером и требовательностью усилия учителя в области нравственного и правового воспитания.

Темы родительских собраний

Формы работы

Сроки

1

Законы жизни семьи, законы жизни класса. Анкетирование родителей.

Семинар - практикум

Сентябрь

2

Телевизор в жизни первоклассника

Дискуссионный клуб

Декабрь

3

Поощрение и наказание в семье

Вечер вопросов и ответов

Март

4

Перелистывая страницы учебного года

«За круглым столом»

Май

Анкета.

  1. Что такое права?
  2. Какие международные документы о правах детей Вы знаете?
  3. Основополагающие законы РК - закрепляющие права детей?
  4. Какими статьями семейного кодекса РК определяются права и обязанности родителей?
  5. Правовой статус ребенка?
  6. Какие меры поощрения и наказания Вы применяете к своим детям?

Прогноз ожидаемого результата:

  • Умение ценить общественный порядок;
  • Добросовестно выполнять свои обязанности;
  • Стремление быть организованным и дисциплинированным.
  • Учащиеся научатся воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.

2 класс – нравственное воспитание.

Ключевое понятие «Милосердие».

«Если не научить ребенка различать,

что не материальные блага ценность,

а его душа, - грош цена такому воспитанию»

Ш.А. Амонашвили

Пояснительная записка

Все вопросы, которые касаются формирования моральных качеств, учитель решает комплексно, и в учении, и в труде, и в творческих занятиях, реализуя, таким образом, принцип всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом следующем классе дети более углубленно знакомятся с основными выделенными для начальных классов нравственными понятиями: доброжелательность и справедливость, товарищество и дружба, коллективизм и личная ответственность за общее дело, милосердие и толерантность. В о втором классе главный акцент ставится на такой паре понятий как товарищество и дружба. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех четырех лет обучения.

Цель: развитие нравственной личности

Задачи:

  • Формировать представления об общечеловеческих духовных ценностях, нравственных нормах, культуры общения.
  • Воспитывать высоконравственные качества на положительных примерах.
  • Развивать умения критически оценивать свои поступки.

Работа с учащимися

Тема мероприятия

Форма работы

Цель

Базовые понятия

Сроки проведения

1. От улыбки хмурый день светлей

Классный час

Формировать представления об общечеловеческих духовных ценностях, воспитывать доброжелательность, умение дарить тепло и доброту

Духовные ценности

Добро-

желательность

Душевное тепло

сентябрь

2. Доброта начинается с детства

Классный час

Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения, развивать умения отличать плохое от хорошего

Доброта

Щедрость

Доброе дело

Добрый поступок

октябрь

3. Будем вежливы всегда

Игра "Звездный час"

Усвоить основные правила общения

«Слово лечит, слово и ранит»

Доброе слово

Вежливые слова

Вежливый тон

Основные правила общения

ноябрь

4. Как воспитывать потребность в человеке. Как проявлять интерес к другому человеку

Урок нравственности

Довести до сознания детей, что высшая человеческая радость в общении с другими людьми, прививать учащимся правила эффективного общения, развивать навыки коммуникативного общения, воспитывать уважительное отношение друг к другу,

Общение

Уважение

Привязанность

Одобрение

декабрь

5. «Что такое настоящая дружба?»

Деловая игра

Воспитывать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу.

Формировать умения аргументировать свою точку зрения.

Развивать умения вести рассуждения.

Друг

Приятель

Товарищ

Дружба

Правила дружбы

январь

6. Великодушия силы

Классный час

Формировать характер, его положительные черты, вырабатывать у учащихся правильное отношение к нравственным ценностям человека

Сила

Сила характера

Сила духа

Сила воли

Великодушие

февраль

7. Тепло родного очага

Классный час

Формировать у учащихся чувство любви к близким людям, стремление помогать им во всем, пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине

Родной дом

Родные люди

Забота

Домашний очаг

Домашний уют

март

8. Доброта, милосердие, гуманность, честность –основа нравственного воспитания

Классный час

Формировать представления об общечеловеческих духовных ценностях, развивать умение анализировать ситуации, развивать здоровый взгляд на самих себя и на все окружающее

Доброта, Милосердие

Гуманность

Честность

апрель

9. Страницы любимых книг

(повесть-сказка И.Туричина «Крайний случай»)

Библиотеч

ный урок

Показать силу дружбы, которая помогает людям выйти победителями из самых тяжких испытаний (на примере воинов-защитников в ВОВ)

Защитник

Человечность

Взаимовыручка

Самопожертвование

май

Работа с родителями

Тема мероприятия

Форма работы

Цель

Базовые понятия

Сроки проведения

Воспитание сознательной дисциплины

Родительское собрание

Познакомить родителей с методами воспитания сознательной дисциплины.

Воспитание активной доброты в детях.

Любовь близких

Просьбы

Поощрение

Наказание

1 четверть

Воспитание ненасилием в семье

Родительское собрание -

педагогичес

кая игра

Побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми.

Предупреждение проявления эгоизма у детей.

Физическое насилие

Психическое насилие

Манера общения

Права человека

2 четверть

«А ну-ка, мамочки!»

Концертно-игровая познаватель

ная программа

к 8 Марта

Прививать любовь к МАТЕРИ («…тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее твоя жизнь.»)

Женщина

Мама

Бабушка

Девочка

Родина

Жизнь

3 четверть

«Папа, мама, я – читающая семья»»

Родительское собрание-конкурс (совместно с учащимися)

-показать значение чтения в нравственном развитии ребенка

Ежедневное чтение

Семейное чтение

Читательский дневник

Добрый ум

Умное сердце

4 четверть

Мониторинг

(анкетирование, тестирование и т.д., минимум 2 раза в год)

(с кем проводится – учащимися или родителями)

Сроки проведения

Оценка воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте

учащиеся

Сентябрь, апрель

1.Что больше любишь?

-читать сам -слушать чтение взрослых

2.Как ведут себя родители во время твоего чтения?

-хвалят тебя -ругают тебя

3.Читают ли в вашей семье книги вслух?

-читают - не читают

4.Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

-да -нет

1.Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?

-любит читать сам

-слушать чтение взрослых.

2.Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?

-хвалите его -ругаете

3.Принято ли в вашей семье читать книги вслух?

-конечно, да -нет

4.Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?

-безусловно, да -наверное, нет

учащиеся

родители

Сентябрь, апрель

Сентябрь, апрель

Ожидаемый результат:

· обогащение эмоционального мира детей и формирование у них чувств; · формирование навыков и привычек нравственного поведения;

· накопление и обогащение опыта нравственного поведения младших школьников путем организации их практической деятельности;

· вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;

· снижение агрессивности в поведении школьников.


3 класс- формирование ЗОЖ и экологическое воспитание

. Ключевое понятие «ЗОЖ»

Пояснительная записка

Поступление ребёнка в школу – первая большая и серьёзная ступень в его жизни.

От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к постоянному напряжённому учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни.

Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы. Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы.

В свою очередь, здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса - с другой. Центральное место в культуре здоровья занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки (ЗУН) сохранения и укрепления здоровья, организации ЗОЖ.

Особое место по формированию здорового образа жизни занимает систематическая воспитательная работа с классным коллективом и тесное сотрудничество с родителями.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Цель программы – формирование и утверждение позитивного отношения к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения, освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.

Задачи:

Дать понятие и представление о здоровье и его значимости;

Показать важность режима дня, правильного питания, гигиенических процедур для здоровья младшего школьника;

Воспитать у младших школьников потребность к здоровому образу жизни.

Просветить родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Дети должны знать:

  • полезные и вредные для здоровья поступки;
  • полезные для здоровья занятия;
  • привычки, укрепляющие здоровье;
  • знать самого себя и свои возможности;
  • черты характера людей;
  • причины неуверенности в себе;
  • интересные и безопасные способы времяпрепровождения;
  • качества, достойные уважения;
  • о вредном влиянии табака и алкоголя на здоровье и последствия их употребления

Дети должны уметь:

· составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его

· различать «полезные» и «вредные» продукты.

· использовать меры профилактики наиболее распространенных заболеваний органов и систем;

· объяснять негативные последствия вредных привычек.

  • критически относится к употреблению табака, алкоголя.

Работа с учащимися

Тема

Цель

Формы работы

Сроки проведения

1.

Что такое здоровье? Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Дать понятие здоровью как главному фактору долголетия человека.

беседа

сентябрь

2.

Для чего нужен режим дня?

Дать представление о значимости режима дня в жизни младшего школьника. Научить детей составлять режим дня.

Практическое занятие.

Сочинение сказок, разыгрывание сценок

октябрь

3

«Путешествие в страну Здоровья»

Познакомить ребят с гигиеническими правилами и способами ухода за кожей рук и зубами. Научить приёмам снятия напряжения глаз. Сформировать устойчивые установки на соблюдение режима дня.

Игра - путешествие

ноябрь

4.

Зимний физкультурный праздник

Познакомить уч-ся с зимними видами спорта. Показать значение подвижного образа жизни в сохранении здоровья человека

эстафета

декабрь

5.

«Чистота – залог здоровья»

Повторить и закрепить с детьми знания о чистоте тела, о порядке, аккуратности и чистоте вокруг нас. Обратить внимание на то, что порядок и чистота способствуют крепкому здоровью.

Игра - путешествие

январь

6.

Здоровый сон

Познакомить детей с гигиеной сна.

Беседа

февраль

7

Ослепительная улыбка на всю жизнь.

Формирование у уч-ся понятия о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами, знакомство с основными правилами гигиены полости рта Способствовать развитию у уч-ся основных навыков самообслуживания, умения предотвращать заболевания ротовой полости.

Устный журнал

март

8

Осанка и здоровье

Показать значение сохранения правильной осанки в целях профилактики сколиоза.

Беседа

Встреча с мед. работником

Практическое занятие

апрель

9

Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты.

Закрепить знания школьников о полезных продуктах и витаминах, содержащие в них. Дать детям представление о рациональном питании как составной части здорового образа жизни.

Исценирование

Рисование.

май

Содержание работы с родителями.

Тема

Цель

Формы работы

Сроки проведения

Режим дня в жизни школьника

Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника. Убедить родителей в необходимости формирования у ребёнка привычки выполнения режима дня.

Семинар-практикум

сентябрь

Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день.

Ознакомить родителей с особенностями физического развития младших школьников. Ознакомить родителей с результатами физических возможностей учащихся класса на уроках физической культуры.

Вечер вопросов и ответов.

Встреча с преподавателем физической культуры, медработником.

декабрь

  1. 1

Как сохранить здоровье ребёнка

Показать родителям огромное значение занятий физкультурой и спортом, проанализировать вместе с родителями результаты физической подготовки уч-ся, формировать у родителей потребность вовлечения детей в занятия физкультурой и спортом, спланировать совместную деятельность родителей и учащихся по формированию ЗОЖ.

Дискуссионный клуб

март

Папа, мама, я – спортивная семья

Развивать у детей интерес к физической культуре, понимание значения спорта в жизни человека. Воспитывать у родителей и детей интерес к совместному проведению досуга. Показать родителям уровень физической подготовки их детей

Весёлые старты

май

2007-2008 (2 класс.)

2008-2009 (3 класс)

2009-2010. (4 класс)

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Здоровых детей

13

52%

18

72%

21

84%

Часто болеющие

12

48%

7

28%

4

16%

Посещают основную группу физ-ры

20

80%

22

88%

25

100%

Посещают СМГ

2

8%

1

4%

0

-

Освобождённые

3

12%

2

8%

0

-

Сколиоз

3

12%

3

12%

1

4%

Заболевания органов зрения

6

24%

5

20%

2

8%

Заболевания органов дыхания

8

32%

6

24%

3

12%

Ожидаемый результат.

1.Формирование у ребенка потребности быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья.

2. Школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его.

Прогноз ожидаемого результата:

- улучшение состояния здоровья школьников

- сформированность знаний и навыков по здоровому образу жизни;

- заинтересованность родителей вопросами формирования здорового образа жизни.

4 класс

Направление: Формирование гражданского патриотизма младших школьников. Ключевое понятие «Патриот»

Пояснительная записка.

Проблемы воспитания гражданина и патриота всегда были в центре внимания. Однако особую актуальность они приобрели в период социальных и экономических изменений. В настоящее время происходит обесценивание нравственно – этических норм. На организацию воспитательной деятельности отрицательно влияют ряд внешних по отношению к школе факторов. Телевидение, радио, газеты чаще всего оказывают негативное воздействие на духовное и нравственное развитие детей. Они мало времени проводят за чтением книг.

«Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился». Тема патриотизма ныне жгучая и больная тема для нашей страны. Актуальность этой темы очевидна. Кто, как не школа должна заботиться о нравственном, патриотическом становлении личности. В наше время школе отведена особая роль. Она тот островок, где воспитывают истинного гражданина своей страны, знающего и уважающего историю своего Отечества, своего народа, своей семьи. Мы, учителя, должны помочь ученику не только получить хорошие знания, но и стать Личностью, способной строить жизнь, достойную Человека. Для достижения этих целей создана эта программа.

Цели программы :

- создать единую воспитательную среду по формированию гражданина и патриота своего «малого» и «большого» Отечества.

- Заложить основу знаний о родном крае, о традициях, культуре, истории казахского народа

- Воспитывать гордость за свою землю, любовь и преданность родному краю.

Задачи :

- углубить и расширить знания о родном крае;

- изучить особенности Казахстана (историю, территорию, климат);

- повысить мотивацию интереса к окружающему миру;

- воспитать настоящего гражданина РК;

- прививать патриотические чувства, уважение к правам и свободам человека;

- повышать культуру межнациональных отношений;

- прививать дружелюбие в человеческих отношениях.

Работа с классным коллективом

Тема

Форма работы

Цели

Базовые понятия

Сроки

1

Закон твоей жизни – Конституция РК

Классный час

Углубить знания учащихся о Конституции РК, создать условия для формирования понятия о правах и обязанностях граждан РК.

Воспитывать гражданственность, патриотизм, чувство долга перед Родиной.

Конституция

права обязанности

закон статьи

гарантии

парламент

гражданин

символы РК

президент

сентябрь

2

Хороша земля родная

Игра-путешествие

(с приглашением школьного библиотекаря)

Расширить знания о родном крае, его территории и природных богатствах, истории и традициях казахского народа. Способствовать формированию гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству. Воспитывать нравственные и эстетические качества – доброту, гуманизм.

октябрь

3

Свободен и величав мой Казахстан

Конкурс рисунков

Способствовать формированию гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству

Ноябрь

4

Мой независимый Казахстан

Устный журнал

Конкурс стихотворений

Формировать первоначальное представление о долгом и противоречивом пути развития РК, о первых документах, подтверждающих самостоятельность и независимость РК.

Закрепить знания о символике Казахстана.

Воспитывать патриотические чувства к своей многонациональной Родине .

Активизировать словарный запас учащихся

Суверенитет

Демократическое государство

Экономика

Культура

религия

Эк. кризис

Равноправие

Силовые структуры

Декабрь

5

Мой любимый город

Экскурсия

Расширить знания о родном городе, его достопримечательностях, промышленных предприятиях, памятниках культуры и искусства.

Памятники культуры и искусства

Промышленность

Культурные ценности

Январь

каникулы

6

Прославленные земляки

Беседа

(с приглашением ветеранов труда)

Расширить знания о прославленных людях казахской земли.

Воспитывать гордость за свою землю и известных, почитаемых в народе людей, любовь и преданность родному краю.

Прививать навыки исследовательской работы.

Прославленный

Земляки

Почитание

Уважение

Ветеран

Деятели культуры, науки и искусства

февраль

7

Наурыз – праздник Весны

Классный час

Углубить представления о праздновании Наурыза, о культуре казахского народа.

Развивать интерес и чувство уважения к национальным разных народов традициям и обычаям

День весеннего равноденствия

Гостеприимство

Дружба Обычаи

Народные гуляния

Март

8

Моя страна, моя земля

Интеллектуальная игра

Активизировать стремление учащихся расширять свои знания о родном крае.

Развивать познавательные способности, расширять кругозор в области культуры, науки и истории своей Родины.

Воспитывать казахстанский патриотизм, гордость за свой многонациональный дружелюбный народ.

История

Культура

Известные люди

Наука

Апрель

9

День Единства народов Казахстана

Классный час

Расширить знания о праздновании Дня единства народов Казахстана.

Прививать дружелюбие в межнациональных отношениях

Формировать активную гражданскую позицию

Весна

Мир

Единство

Согласие

Дружба

Первомай

Май

Работа с родителями

Тема

Форма работы

Цели

Базовые понятия

Сроки

1

Воспитание гражданина в семье

(Анкетирование)

Родительское собрание

Вовлечь родителей в осмысление необходимости патриотического воспитания через семейные отношения.

Формировать у участников собрания опыт воспитания в семье патриотических чувств, активной гражданской позиции.

Гражданственность

Патриотизм

Родина Народ

Отношения в семье

благородные поступки

взаимопомощь

человеколюбие

ноябрь

2

Воскресный день

(Посещение музеев, парков культуры, достопримечательностей города)

Консультация для родителей

Вызвать у родителей необходимость формирования у детей представлений о родной стране, о явлениях общественной жизни, умения ориентироваться в окружающей среде , правильно понимать её и оценивать.

Окружающая среда

Общественная жизнь

Героизм

Патриотизм

Земляки

январь

3

Хороша земля родная

Игра-путешествие

(с приглашением школьного библиотекаря и родителей)

Создать условия для осознания родителями необходимости формирования у детей знаний о родном крае, его территории и природных богатствах, истории и традициях казахского народа. Способствовать формированию гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству.

Отечество

Суверенитет

Независимость

Декларация

Гражданин

Культура

Исторические ценности

Традиции

Октябрь

4

Чтобы сын стал гражданином

Родительское собрание

Обсудить с родителями проблемы формирования патриотических чувств у детей.

Способствовать осуществлению гражданско-патриотического воспитания учащихся через семейные отношения, уважение к старшему поколению, к профессии родителей.

Профессии

Домашние обязанности

Уважение к старшим

Общественно полезный труд

Народное достояние

Март

5

Наурыз – праздник Весны

Классный час

с приглашением и

участим родителей

Формировать потребность воспитания в данном направлении. Привлечь к совместному проведению праздника.

День весеннего равноденствия

Гостеприимство

Дружба Обычаи

Народные гуляния

?

Мониторинг

Вид контроля

Цели

С кем проводится

Сроки проведения

1

Анкетирование «Я-патриот»

Определить состояние уровня сформированности гражданской активности и патриотических чувств учащихся и родителей на начало и конец учебного года

Учащиеся и родители

Октябрь

Май

2

Тест «Закон моей страны»

Проверить уровень знаний учащимися основных статей Конституции РК

учащиеся

Сентябрь

Апрель

3

Викторина «Знаешь ли ты Казахстан?»

Проверить уровень знаний учащихся о родной стране, её территории, национальном составе географических особенностях.

Учащиеся

Декабрь

4

Викторина «Символы РК»

Проверить уровень знаний учащихся о государственной символике и её авторах.

Учащиеся

февраль

Ожидаемый результат:

- осознание гражданского патриотизма, долга перед Родиной

- знание истории родного края и известных земляков

- потребность в бережном отношении к природе и родному краю

- знание своих прав и обязанностей в соответствии со статьями конституции РК

- умение сохранять дружелюбные, человеческие отношения в классном коллективе, в семье

- умение использовать свои знания о Родине в научных проектах, конкурсах, дискуссиях

5 класс

Направление: нравственное воспитание.

Ключевое понятие «Семья»

Цели: способствовать воспитанию у молодого поколения стремлений стать хорошей семьей, построить крепкий дом

Задачи:

  • продолжить формирование у школьников осознание значимости семейных ценностей
  • формирование умения брать ответственность за сохранение добрых отношений в семье
  • укреплять связь родителей, детей и педагогического коллектива школы

Работа с учащимися

Тема мероприятия

Форма работы

Цель

Базовые понятия

Сроки проведения

1.

Что значит уметь общаться

Коммуникативный тренинг

Познакомиться с формами общения, научить их применять

Общение, беседа

Сентябрь

2.

Что такое нравственность

Классный час

Познакомить с понятием, составить кластер

Этика, нравственность

Октябрь

3.

Я в мире, мир во мне

Эстетическая беседа после культ.похода (кино, музей)

Эстетическое воспитание через приобщение к искусству

Увлечение, искусство

Ноябрь

4.

Мой друг

Презентация

Способствовать формированию образа «мой друг», показать пользу и значимость дружбы

Дружба, взаимовыручка,

Декабрь

5.

Дружба начинается с улыбки

Ролевая игра

Проанализировать правила дружбы, создать правила дружбы для класса

Понимание, отношения

Январь

6.

Калейдоскоп традиций

Устный журнал

Познакомиться с традициями школы, класса, семьи

Традиция, обычай

Февраль

7.

Вместе дружная семья

Праздник

Способствовать сплочению семьи и школы

Помощь, интерес, семья, родные

Март

8.

Мир моих увлечений

Выставка

Показать значение увлечений в жизни человека, как это может повлиять на развитие творческих способностей

Увлечение, хобби

Апрель

9.

Участие в школьной акции «Веселый поплавок»

Заплыв родителей и детей в бассейне

Способствовать сплочению школы и семьи, формировать через семью положительное отношение к ЗОЖ

Здоровье

Май

Работа с родителями

Тема мероприятия

Форма работы

Цель

Базовые понятия

Сроки проведения

1.

Первый раз в пятый класс

Родительское собрание

Познакомить с особенностями обучения в среднем звене

Предметник, кабинетная система

Октябрь

2.

Особенности адаптации детей

Родительский комитет

Индивидуальная работа и консультация по группам

Группа, мотивация

Февраль

3.

Вместе дружная семья

Праздник

Способствовать сплочению школы и семьи, дать возможность учащимся и их родителям лучше узнать друг друга

Помощь, интерес, семья, родные

Март

4.

Участие в школьной акции «Веселый поплавок»

Заплыв родителей и детей в бассейне

Способствовать сплочению школы и семьи, формировать через семью положительное отношение к ЗОЖ

Здоровье, спорт, культура ЗОЖ

Май

Мониторинг

С кем проводится

Сроки проведения

Анкетирование, тестирование

учащимися или родителями

Сентябрь, апрель

Сведения о семье

Дети и родители

Сентябрь

Определение уровня информационной культуры

Дети

ноябрь

Определение уровня воспитанности

Дети, родители, классный руководитель

Март

Ожидаемый результат:

· ориентация детей на общечеловеческие и национальные ценности, созданные на основе мировой и национальной культуры, народных традиций и потребностей всего казахстанского общества.

· Формирование потребности семьи и ребенка следовать нравственно-правовым нормам поведения, накопленного в человеческом обществе

· осознание ответственности семьи за воспитание личности, стремление сохранить преемственность поколений

· знание и соблюдение норм культуры поведения в семье, в школе, в обществе;

· умение строить взаимоотношения по принципу взаимоуважения и взаимопонимания

6 класс

Направление: формирование здорового образа жизни, экологическое воспитание. Ключевое понятие «Здоровье»

Цели : способствовать формированию культуры ЗОЖ и экологического мышления школьников

Задачи:

  • на основе знаний о физиологических механизмах функционирования человека и законах природы сформировать чувство ответственности за собственное здоровье и состояние окружающей среды
  • формировать у детей экологическое мировоззрение и основные природоохранные умения и навыки
  • раскрыть глобальные проблемы экологии, взаимосвязи человека с природой

Работа с учащимися

 

 

 

Тема мероприятия

Форма работы

Цель

Базовые понятия

Сроки проведения

1.

Знаете ли вы себя

Беседа-анкета

Дать учащимся возможность реально оценить их знания о состоянии своего здоровья

Факторы риска, здоровый образ жизни

сентябрь