Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Формирование иркутской политической элиты 6

 

             

Формирование иркутской политической элиты 6

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Формирование иркутской политической элиты.. 6

1.1. Типы политических элит. 6

1.2. Факторы существования, структура и функции иркутской политической элиты 8

Глава 2. «Байкальский разлом» иркутской политической элиты.. 11

2.1. Противостояние Б. Говорина и В. Якубовского в 2005 г. 11

2.2. А. Тишанин и иркутская политическая элита. 14

2.3. Лидеры иркутских политических партий в противостоянии губернатора и мэра 19

Заключение. 22

Список использованных источников и литературы.. 24

Приложение. 25

Введение

Актуальность. Элитные группы российского общества стали в последнее десятилетие предметом пристального внимания отечественных ученых; различные аспекты процессов рекрутирования и ротации элит заняли устойчивое положение среди приоритетных тем российской политической науки.

Термин «элита» в переводе с латинского означает «лучший», «отборный», «избранный». Политическая элита — это относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т.п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране. Политическая элита есть властвующая часть общества, правящий слой. Данным понятием обозначаются группы лиц, имеющих высокое положение в обществе, активных в политической и иных сферах деятельности, обладающих авторитетом, влиянием, богатством. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, к выработке и осуществлению стратегии общественного развития.

Анализ иркутской политической элиты позволит, во-первых, существенно углубить и конкретизировать наши представления о властных отношениях в обществе, и во-вторых, отметить, что прогресс нашего общества, его выход из кризисного состояния, во многом зависят от механизма отбора и эффективной деятельности политической элиты.

Историографический обзор. Первые научно разработанные концепции элит были предложены в конце ХIХ – начале ХХ века Г. Моска, В. Парето, Р. Михельсом. В их произведениях были охарактеризованы основные качества элиты, критерии и формы отбора, взаимоотношения внутри элиты и отношения элиты с массами, роль элиты в обществе. Они подчеркивали элитарность любого общества, его неизбежное деление на управляющее меньшинство и управляемое большинство[1] . Власть принадлежит элите потому, что она отличается особыми качествами.

Большая часть материала размещена в газетно-журнальных статьях. В связи с тем, что политическая конъюнктура меняется часто и быстро, то и анализ ситуации очень быстро устаревает. Поэтому для работы была привлечена периодика последних двух-трех лет. Часто публикации носят эмоциональный характер и этим изобилуют все авторы (В. Кипелов[2] , С.Семиусов[3] , В. Городницин[4] ), однако применение сравнительного метода позволяет выявить основные идеи и действия ключевых фигур иркутской политической элиты.

Объектом исследования являются ключевые фигуры иркутской политической элиты, а предметом – их структура, функции, политические взгляды и идеи.

Целью работы является выявление состава политической элиты области и выявление основных тенденций развития, Исходя из поставленной цели, к задачам исследования относятся: 1) определение способов формирования иркутской политической элиты и ее структуры; 2) анализ поведения ключевых политических фигур области в современной политической ситуации Иркутской области.

Методы исследования. Представляется наиболее соответствующим задачам политологической науки подход, получивший значительное распространение в современной литературе. Согласно этому способу рас- смотрения, политическая элита включает лиц, принимающих стратегически важные решения. Таким образов в понятие политической элиты включены и лица, обладающие номинальной властью, и лица, выявленные на основе рейтинга политиков посредством экспертных оценок. При анализе также использовался метод заочного анкетирования.

Научная новизна. Новизна научной работы заключается в анализе современной политической ситуации с учетом последних политических изменений в области за первое полугодие 2008 г.

Глава 1. Формирование иркутской политической элиты

1.1. Типы политических элит

Вопрос о способах формирования элиты –– один из самых важных в элитологии. В отличие от профессиональных элитарных сообществ, политическая элита представляет собой открытую систему. Не имеющий специальной профессиональной подготовки взрослый человек, как правило, не может претендовать на место в соответствующей профессиональной элите, тогда как круг политической элиты пополняется за счет лиц различного образовательного, профессионального и имущественного статусов, а в периоды кризисов –– в том числе и за счет выходцев из маргинальных слоев.

Главную причину «открытости» политики обусловливает фундаментальный признак данного феномена –– универсальность: происходящие здесь коллизии являются формой выражения не только политических, но также экономических, социальных, национальных, духовных и иных противоречий. Поэтому в круг политической элиты могут входить лица различных профессий, обладающие неодинаковым социальным, образовательным и прочим статусом.

Политическая элита формируется разными способами. Выделяют три основных способа, каждый из которых порождает определенный тип элиты.

1. Харизматическая элита, то есть группа политиков, которая в силу своей индивидуальной яркости, нестандартности выдвигается в число как разработчиков решений, так и тех, кто их принимает и проводит в жизнь. Совершенно ясно, что харизматическая элита никогда не бывает многочисленной, поскольку она предполагает у политиков наличие особых, нечастых, исключительных (харизма и появляется потому, что есть исключительность), индивидуальных качеств.

Положение харизматической элиты в обществе очень противоречиво. С одной стороны, общество нуждается в харизматическом лидере, оно связывает с ним свои надежды, в массовом сознании это весьма распространенное видение выхода из нынешнего кризиса. С другой стороны, возможности харизматических лидеров, даже если они волею судьбы оказываются во власти, достаточно ограничены, потому что одна из особенностей харизматических лидеров состоит в том, что они по своему характеру самостоятельны и потому малоуправляемы. Среди ключевых фигур иркутской политической элиты таких нет.

2. Институциональная элита является наиболее распространенной технологией формирования элиты. Поскольку в классовом обществе потребность в политической элите всегда существует, то она формируется за счет формальных признаков руководящего статуса в политических структурах в государственной власти, в политических партиях, в общественных организациях.

Все ключевые фигуры политической элиты пришли из эшелонов власти, лежащий на более низких уровнях. Среди таких людей можно назвать Б. А. Говорина, В. В. Якубовского, А. Г. Тишанина, В.К. Круглова, А.Н. Лабыгина, В.Е. Межевича, К.Б. Зайцева и других (см. Приложение).

Институциональная элита обычно непрофессиональна. В условиях маргинальности общества элита формировалась без длительного отбора. Длительный отбор институциональной элиты приводит к одному существенному недостатку: он действительно обеспечивает профессионализм, но такая элита становится геронтологической по составу.

3. Мониторинговый способ формирования элиты появился в последние годы. Это способ, когда к элите относят тех или иных деятелей не потому, что люди занимают положение руководителей в каких-то структурах, а потому что они имеют высокие показатели популярности в ходе опросов общественного мнения.

Мониторинг формируется на основе общественного мнения, складывающегося среди людей разных ориентации. Однако, в реальной жизни это слишком управляемая технология. Мониторинговый способ формирования элиты является не столько показателем реального признания политиков массами, сколько способом навязывания тех или иных политиков, во многом искусственного включения их в категорию политической элиты.

1.2. Факторы существования, структура и функции иркутской политической элиты

Факторы существования политической элиты, как правило, рождены реалиями жизни. Всегда политическая элита привязана к обществу, которы она управляет. Здесь могут быть деловые, родственные и прочие связи. Конечно, политика должна быть независимой от личностных привязанностей политикой, их корыстных интересов, тем не менее, часто политики руководствуются не только интересами народа, но и собственными. При всех личностных интересах политиков за их выбором стояли обычные граждане. Граждане могут отличаться активностью и пассивностью в отношении своей элиты, поддерживать или не поддерживать ее, тем не менее, граждане всегда соглашаются с тем уставным правилом, что элита сформирована для представления их интересов. В противном случае, данная элита была бы заменена другой.

Существование политической элиты обусловлено следующими факторами:

1. психологическими и социальными особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

2. законом разделения труда, который требует профессионального занятия управлением, определенной специализации;

3. высокой социальной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

4. широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (т.к. она прямо связана с распределением ценностей);

5. практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

6. политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики[5] .

В Иркутской области, в условиях крупных природных ресурсов и их малой реализации на современном этапе, при условии слабо урегулированных социально-экономических отношений, отсутствием должного правового контроля и политической пассивностью масс действительно существуют факторы для прихода к власти обновленной политической элиты.

Функции политической элиты:

1. стратегическая (определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев и т.п.);

2. организаторская (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь);

3. интегративная (укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций)[6]

Иркутская политическая элита также как и любая политическая элита несет указанные функции: Тишанин разрабатывал далеко идущие стратегические планы объединения Иркутской области и Усть-Орды, Якубовский занимается, например, транспортной проблемой города Иркутска. Однако интегративную функцию местная политическая элита практически не осуществляла. Объединение общества наталкивается на огромное число нерешенных в регионе социальных, экономических и политических проблем. Безусловно, это отражается и на рейтинге местной власти.

Глава 2. «Байкальский разлом» иркутской политической элиты

2.1. Противостояние Б. Говорина и В. Якубовского в 2005 г.

Введение в действие закона о «наделении полномочиями» руководителей регионов в 2004 г. привело к неожиданным последствиям. Как известно, закон предусматривает, что губернаторов избирают региональные законодательные собрания по представлению президента России. Как пишет политобозреватель В. Кипелов, некоторые ожидали, что в России выстроится гигантская бюрократическая вертикаль сверху донизу, а политика окажется в прямой зависимости от воли федерального «начальства». Однако политическая жизнь в российской провинции не замерла, а, напротив, забила ключом. Правда, если раньше претенденты на власть бились за голоса избирателей, то теперь они бьются за благосклонность самой власти, прибегая подчас к вовлечению во внутрирегиональные интриги федеральных чиновников. В российских регионах началось противостояние между местными олигархами и губернаторами. Причем олигархи активно использовали для давления на губернаторов нового игрока — партийную бюрократию федерального уровня. Столкновение между противостоящими силами могло вознести на вершины региональной политики «темных лошадок», которые до поры до времени были известны только узким кругам региональных элит[7] .

В Иркутской области интересы местного губернатора вплотную столкнулись с интересами мэра областного центра, активно поддержанного местными олигархами и «партийцами» из «Единой России». Иркутская элита осенью 2005 г. всерьез готовилась к назначению губернатора области и перевыборам мэра Иркутска, поэтому уже в апреле ситуация в Иркутской области резко обострилась.

Основной конфликт развивался между группами губернатора области Бориса Говорина и мэра города Иркутска Владимира Якубовского. Мэр Иркутска посчитал, что губернатор Говорин потерял шансы на переназначение. Законодательное Собрание во главе с Виктором Кругловым пока в конфликт не вмешивалось, а правоохранительные органы были ориентированы на выполнение собственных задач, хотя конфликтующие стороны и пытались втянуть их в число своих сторонников.

Все началось с агитационной кампании в региональной прессе против мэра Иркутска Владимира Якубовского. Его обвинили в неэффективном управлении городским хозяйством и обнародовали часть докладной записки относительно биографических данных его отца. Поводом для атаки на Якубовского стали его претензии (необоснованные, по мнению весомой части иркутской элиты), на кресло секретаря регионального политсовета партии «Единая Россия» и намерение решить этот вопрос через лоббистов в Москве поверх голов региональной партийной элиты. При тайном избрании состава Политсовета ИРО (Иркутской региональной организации) Владимир Якубовский получил больше всех «черных меток» — 81 голос «против кандидата» из 265 возможных, и, тем не менее, под давлением Федорова вновь испеченные члены Политсовета открытым голосованием избрали его секретарем. «Черные шары», полученные Якубовским — это явный сигнал региональных партийцев о недопустимости волюнтаристских кадровых решений со стороны московской части партии, тем более без предварительных консультаций с региональной организацией.

Если рассматривать назначение Якубовского на должность секретаря ИРО, как декларацию желания занять пост губернатора области, то многое объяснялось в поведении Якубовского. Очевидно, такую версию рассматривали, как наиболее вероятную бывший губернатор Говорин и его окружение. Можно констатировать, что традиционная форма региональной общественно-политической дестабилизации — «губернатор против мэра столичного города» в Иркутской области был налицо.

Консенсус иркутских элит казалось, был достигнут после подведения выборов в Законодательное собрание области, на них победу одержала партия «Единая Россия». Была создана фракция ЕР, обладающая большинством голосов, главой Заксобрания — избран член партии Виктор Круглов. Результатами выборов были удовлетворены, как федеральные власти, так и ведущие корпорации, работающие на территории области. Ключевые областные политические процессы 2005 года — назначение или переназначение губернатора и выборы мэра Иркутска должны были пройти в инерционном режиме.

Как пишет В. Кипелов, часть бывшей иркутской элиты, в первую очередь московская диаспора, посчитала «себя в чем–то обделенной, и приступила к розыгрышу конфликтного варианта, стравливая Говорина и Якубовского»[8] . Надо признать, что Якубовский никогда не был замечен в чрезмерных карьерных амбициях и до сих пор считался выдвиженцем Говорина, дважды становясь мэром при поддержке губернатора. Демарш Якубовского против Говорина был так легко спровоцирован или неуверенностью в собственных силах накануне собственных перевыборов или тщательно скрываемыми до сих пор губернаторскими амбициями.

На момент ситуации 2005 г. если бы Якубовский стал баллотироваться на пост губернатора, то наиболее вероятно, что сплоченная «губернаторским» проектом часть политической элиты решила бы пролонгировать конфликт с Якубовским, выдвинув против него сильного кандидата. Якубовский неизбежно должен был бы втянуть в собственную кампанию ресурсы «Единая Россия», но это не было выгодно партии, ее имидж и без того был подмочен реформами, а так пришлось бы принять на себя еще и обвинения, которые могли быть выдвинуты против мэра Иркутска. Одновременно с выборами мэра должны были проходить еще и выборы в иных муниципальных образованиях и другие кандидаты от партии «Единая Россия» справедливо опасались, что им не будет оказана должная помощь.

Таким образом, помимо конфликтных ситуаций в Заксобрании, созданной неуклюжим игнорированием мнения фракции ЕР в ходе проведения кадровой ротации в ИРО и региональной организацией партии, Якубовский с начала своего управления регионом будет вынужден вести войну на три фронта — в Иркутске, в ИРО партии «Единая Россия» и в областном Заксобрании. Такой расклад событий вряд ли входил в планы федерального центра.

2.2. А. Тишанин и иркутская политическая элита

В 2005 г. на пост губернатора был назначен человек «из Москвы» ­ –– руководитель Восточно-Сибирской железной дороги Александр Тишанин. Назначение это было неожиданным для всех –– Тишанин не фигурировал в списках претендентов. Нельзя было гарантировать, что преемник Говорина не столкнется с региональной «фрондой». А на тот момент Кремль сильно опасался, что в регионах может начаться движение протеста против назначаемых губернаторов.

Кандидатура Валентина Межевича, нынешнего представителя Иркутской области в Совете Федерации Федерального собрания РФ, могла рассматриваться Кремлем только как способ избежать конфликта. Валентин Межевич был довольно аморфен как политик и вряд ли способен на проведение какой-либо жесткой линии. Зато его назначения очень хотел иркутский политический бомонд –– ведь это означало бы сохранение статус-кво и возможность и дальше заниматься своими делами без оглядки на Москву.

Александр Тишанин –– человек, не связанный с основными ФПГ, имеющими интересы в Прибайкалье (если не считать финансово-промышленной группировкой РЖД). Кроме того, Тишанин –– выходец из жесткой административной системы, хорошо понимающий логику «вертикали власти». Новый губернатор прошел утверждение Законодательным собранием, провел референдум об объединении Иркутской области и Усть-Ордынского бурятского автономного округа и оказался в числе «спасителей Байкала», не поддержав планы «Транснефти» по строительству нефтепровода по берегу озера.

Однако, как считает политобозреватель Боян Хагаалганов, тлевшие до поры до времени конфликты и разногласия начали прорываться в публичную плоскость: «То Александр Тишанин публично отчитывает мэра Иркутска, а на тот момент еще и руководителя областной организации «Единая Россия» Владимира Якубовского за состояние дел на городском рынке. То возникает конфликт с Заксобранием по поводу распределения полномочий. То со стороны руководства ЗакСа раздаются обвинения в том, что Александр Тишанин опирается в своей работе не на «родную» «Единую Россию», а на «Родину» и СПС, а в СМИ и вовсе пишут, что Александр Тишанин может перейти из «Единой России» в «Справедливую Россию». То Александр Тишанин «посягает» на землю в черте Иркутска, а иркутская мэрия публично указывает на безграмотность предложений губернатора. Что стоит за этими конфликтами? Аналитики склонны за каждым таким конфликтом видеть либо интересы финансовых групп, либо борьбу «федеральных абсолютистов» с «региональными феодалами»[9] .

31 декабря 2007 года Александр Тишанин своим постановлением №590-п утвердил региональный бюджет на 2008 год. В документе было отмечено, что бюджет утвержден решением губернатора, а не принят на сессии областного ЗС на основании федерального конституционного закона (ФКЗ) об образовании обновленной Иркутской области, в состав которой с 1 января 2008 года вошел Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (УОБАО). Вместо 687,5 млн рублей, которые были заложены в бюджет депутатами ЗС Иркутской области на сессии 20 декабря как средства от ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания», в бюджете предусмотрено 607 млн рублей, которые планируется получить в виде дополнительных налоговых поступлений. В частности, при пересмотре доходов увеличены поступления по таким статьям, как налог на доходы физических лиц и налог на прибыль. В итоге, после подписания губернатором постановления, утвердившего областной бюджет, основные параметры региональной казны на 2008 год выглядят так: доходы –– 52 млрд 908 млн рублей, в том числе трансферты из федерального бюджета –– 14 млрд 217,3 млн рублей; общий объем расходов –– 58 млрд 429 млн рублей; общая сумма дефицита –– 5,52 млрд рублей или 14,3% от общего объема доходов[10] . 5 февраля сессия ЗС преодолела вето губернатора, однако, Александр Тишанин так и не подписал документ.

8 апреля 2008 г. Кировский районный суд Иркутска начал рассмотрение гражданского дела по иску прокурора Иркутской области Игоря Мельникова о признании незаконным бездействия губернатора региона Александра Тишанина, не подписавшего бюджет Иркутской области, утвержденный Законодательным собранием региона. В итоге, 15 апреля А. Тишанин подал в отставку. На место губернатора был назначен временно исполняющий обязанности –– первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по промышленности Игорь Эдуардович Есиповский.

Что касается самого Александра Тишанина, то деятельность главы области вызывает большие нарекания. Вернее, многочисленные и непродуманные идеи, которые он регулярно выставляет на всеобщее обсуждение. Если позитивные результаты прошедшего референдума по объединению Иркутской области и бурятской автономии заслужили всеобщее одобрение, то последующие шаги власти стали восприниматься с недоумением. Чаще других в их числе упоминается проект создания центра азартных игр всероссийского масштаба на берегу Байкала, появление «маленькой Голландии», своеобразной резервации для иностранцев, выразивших желание поучить сибиряков как надо работать.

Не остался в стороне и проект агломерации. Многие СМИ самостоятельно пытаются проанализировать план об объединении трех иркутских городов в один мегаполис и единодушно сходятся во мнении, что плана как такового нет, и все это больше напоминает популистский ход. При этом сам Александр Георгиевич тоже не добавляет никакой конкретики.

Неоднозначна оценка результатов презентации Иркутской области на национальной российской выставке в Пекине. Многие сомневаются, будет ли согласован вопрос о строительстве в Иркутской области китайского предприятия по производству автопогрузчиков. Ведь одна из предыдущих попыток привлечь китайский автопром на сибирскую землю губернатору уже не удалась.

Очень уязвимым для журналистской критики оказался и Байкальский экономический форум. Многие СМИ сходятся во мнении, что анонсированный областной администрацией диалог Востока и Запада на форуме так и не состоялся, а сам БЭФ был проведен исключительно для решения текущих проблем региона.

Одновременно с отставкой Тишанина в регионе начались судебные расследования. Правоохранительные органы Прибайкалья в минувшем году выявили более 200 лиц, в деятельности которых обнаружены признаки коррупции. Заметную часть среди них занимают представители региональной власти, руководители предприятий и учреждений. Перспектива попасть на скамью подсудимых не в последнюю очередь определяла отношения между иркутской политической элитой и людьми в погонах.

В конце 2007 г. начальник ГУВД Иркутской области Алексей Антонов огласил список из более чем двадцати достаточно заметных в обществе персон, против которых возбуждены уголовные дела. Самый именитый в этом списке заместитель главы администрации Иркутской области Сергей Воронов, чей арест вызвал нешуточный резонанс. Помимо высокопоставленного чиновника уже долгие месяцы сидят за решеткой глава администрации города Усть-Илимска Виктор Дорошок и мэр Слюдянского района Василий Сайков. Первый подозревается в причастности к убийству, второй –– в организации заказного убийства. В получении взятки подозревается и мэр Ольхонского района Николай Мотошкин. Кроме того, как сообщил Алексей Антонов, на получении взяток или превышении должностных полномочий попались сразу полтора десятка чиновников, среди который теперь уже бывший заместитель руководителя администрации губернатора Иркутской области Сергей Зубарев[11] .

Также у властей есть претензии к правоохранительным органам, причем зачастую вполне объективные. Иркутская область до сих пор входит в пятерку самых криминальных регионов России, здесь высока, в частности, аварийность на дорогах. В прошлом году губернатор Александр Тишанин, обеспокоенный критической ситуацией с обеспечением безопасности, даже был вынужден обратиться с письмом к руководителям МВД и прокуратуры РФ. Не раз губернатор высказывал и другие претензии к силовикам. В 2007 г. «недопонимание» между областными властями и милицейским главком дошло до того, что финансистов администрации не допустили для проверки эффективности использования средств, выделяемых правоохранительным.

Вероятно, лоббирование местных экономических структур столь велико, что Тишанин не смог справиться с политическим давление и ушел в отставку. Вслед за этим последовал целый ряд арестов, который фактически может разрешить «байкальский разлом». С другой стороны, в этой схватке «федералов» и «регионалов», иркутская политическая элита не смогла встроиться в новую политику «назначения губернаторов». Безусловно, большую роль в такой позиции местной власти играли политические веяния автономии и областничества, присутствовавшие в Иркутской области в советские годы и в первые годы эпохи демократических реформ. Иркутская политическая элита в значительной степени проигрывает центру в этой борьбе.

2.3. Лидеры иркутских политических партий в противостоянии губернатора и мэра

Лидеры региональных отделений партий входят в состав иркутской политической элиты, особенно те, кто обладает рычагами власти. Есть партии, имеющие хороший доступ к информационным ресурсам, лидеры которых не сходят с телеэкранов, потому что они одновременно с этим являются ещё и первыми лицами государства. Это касается в большей мере «Единой России». А если говорить обо всех остальных партиях — у них доступ к медиа-ресурсам был меньше, поэтому сейчас многим из них нужно формировать узнаваемость.

Главный федеральный инспектор по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, К. Зайцев в сентябре 2006 г. был избран секретарем партии «Единая Россия» по новому территориальному образованию –– объединенной Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. До него этот пост по Иркутской области возглавлял В. Якубовский. Партия начала втягиваться в скрытое противостояние губернатора Тишанина и мэра Иркутска Якубовского, а также в противостояние Александра Тишанина и председателя ЗС Виктора Круглова. Это сказывалось на партийной дисциплине и моральном духе партийных рядов. Таким образом, решение об избрании партийным «боссом» «ЕР» Константина Зайцева могло быть продиктовано необходимостью более плотного контроля над региональной парторганизацией со стороны президентской администрации и московского руководства партии. Ведь буквально «на носу» были выборы депутатов Госдумы 2007 года, регионального парламента 2007 года или 2008 года и, наконец, выборы президента 2008 года.

Благодаря принятым перестановкам «в верхах» отделения федеральное руководство «ЕР» выступило арбитром в противостоянии губернатора Тишанина с региональными элитами. Причем схватка закончилась с некоторым преимуществом Тишанина, поскольку благодаря его стараниям Владимир Якубовский утратил часть своего политического статуса и спустился ниже в региональной партийной «табели о рангах». Кроме того, Александр Тишанин усилил свое влияние в ИРО «ЕР», ведь его сторонниками считаются замруководителя ИРО Олег Каньков, 11 членов от УОБАО и ряд других новых членов политсовета. Как писал иркутский журналист В. Городницин, главный федеральный инспектор Зайцев в статусе регионального руководителя правящей партии стал в некотором роде «сдерживающим механизмом» и для губернатора. Тем не менее, противостояние между губернатором и региональными элитами в Приангарье не прекратилось. Ведь с созданием нового объединенного региона к 2008 году президент должен был представить нового губернатора[12] .

С самого начала прихода к власти А. Тишанина лидер иркутских «правых», депутат Законодательного собрания области Алексей Козьмин заявил, что если региональная политическая элита не будет выставлять жестких требований к федерации по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, то регион может не получить никаких выгод при слиянии двух субъектов. Иркутское региональное отделение СПС поддерживалось процесса объединения. Однако, уже в 2007 г. Козьмин заявил, что в ближайшее время намерен сократить свою политическую активность и оставить пост руководителя регионального отделения Союза правых сил. Партийной деятельности он предпочёл работу президента Фонда регионального развития Иркутской области в проекте, на который делал ставку губернатор Александр Тишанин. Козьмин считает, что «отсутствие яркого проекта в Иркутской области на федеральном уровне приведёт к тому, что к нам, как и пять лет назад, никакие деньги приходить не будут. Вот мост строится уже почти десять лет. А в других городах это происходит быстрее. Причина — отношение федерального центра, которому нужны яркие проекты, выгодные всей стране, иначе на каких основаниях они будут вкладывать деньги в инфраструктуру?»[13]

Идеи КПРФ традиционно были слабы в Иркутской области. Тем не менее, длительное время КПРФ удерживала свой устойчивый рейтинг у избирателей. Главным достоинством Александра Тишанина С. Левченко считал его независимость от финансово-промышленных групп (ФПГ), представленных в регионе.

Лидеры основных политических партий обладают реальной властью, занимают должности депутатов Законодательного Собрания и одновременно –– более высокие должности, как например, С. Левченко, который является депутатом Государственной Думы ФЗ РФ.

Заключение

Подводя итоги политической активности регионов в 2006 году, аналитики сайта Тайга.инфо поставили на первое место в Сибирском федеральном округе Иркутскую область. И тут же объяснили, что имеют в виду. Публичный конфликт между исполнительной и законодательной властью, длительный спор региональной администрации с мэрией Иркутска за право распоряжаться земельными участками в областном центре, активное использование административного ресурса при проведении референдума, вызвавшее протесты граждан[14] . Трудно не согласиться с аналитиками в том, что такое первенство не делает чести региону.

Для иркутской политической элиты последних трех лет было характерно:

1. для внутри элитных отношений характерна отсутствие обязательной объединяющей идеологии, образование конкурирующих внутри элитных групп, дезинтеграция элиты, отсутствие объединения консенсусного типа.

2. открытость к не элитным группам: заметен доступ в элиту из не элитных групп, а также обновление состава элиты. Большую роль в этом процессе играют политические партии, выдвигая из своих рядов наиболее способных в политическую элиту.

3. предпринимается серьезная попытка изменения формирования элиты нашего общества на основе демократических принципов: многопартийной политической системы, гласности, плюрализма мнении.

Характерно разделение внутри самой элиты на областную и городскую (Г. Иркутска). Заметен обмен власти на собственность, а также трансформация привилегий и льгот в экономические ресурсы.

Современная иркутская политическая элита –– это прежде всего выходцы из старой партийно-государственной номенклатуры, закамуфлированные под демократов. Они держаться за власть, при этом в борьбе с противником используют законные методы, не выходя за рамки права. Однако, в обществе наблюдается определенная усталость от существующей политической элиты. Более того, элита не реализует существенных мер для развития региона. Большая часть проектов оказываются популистскими высказываниями. Потребуется полное обновление иркутской политической элиты, для того чтобы утвердить в обществе подлинно новые, отвечающие демократическим нормам и интересам народа, порядки.

Список использованных источников и литературы

а) Источники

1. Администрация Иркутской области –– http://www.govirk.ru

2. Законодательное собрание Иркутской области –– http://irk.gov.ru

3. Иркутск. Сайт органов местного самоуправления –– http://www1.irkutsk.ru

4. Городницин В. Ставленник Кремля сменил мэра Якубовcкого во главе иркутской «Единой России» // Континент-Сибирь. 2006. –– 22 сентябрь, №36 (508). –– http://com.sibpress.ru/22.09.2006/politics/80387

5. Иркутских эсэров возглавил питерский // Независимая газета. –– 2007. –– 9 декабря.

6. Кипелов В. Нервные узлы иркутской элиты // Агенство политических новостей. –– 2005. –– 17 мая. ––– http://www.apn.ru/opinions/article9350.htm

7. Марцифин С. Алексей Антонов, начальник ГУВД Иркутской области: Былые заслуги не помогут // Восточно-Сибирская Правда. –– 2004. –– 12 авг.

8. Неформальная политика Алексея Козьмина // Восточно-Сибирская правда. –– 2007. –– 24 марта.

9. Семиусов С. В чем виновата Иркутская область? // Regions.ru. –– 2007. –– 6 февр. http://www.regions.ru/news/2051856

б) Литература

1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. –– М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2000. –– С. 510.

Приложение

Заочное анкетирование *

Алексей Алексеевич Антонов,

начальник ГУВД Иркутской области

Родился в 1955 г. в Тульской области. Окончил Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры. В милицию пошел по комсомольской путевке в 1983 г. и отдал этой нелегкой, но любимой профессии более двадцати лет. Прошел путь от рядового оперуполномоченного уголовного розыска до начальника одного из столичных отделений милиции. После получения второго высшего образования в Московском юридическом институте МВД РФ в 1995 г. был рекомендован для работы в центральном аппарате Министерства внутренних дел России. С 1998 г. работал главным инспектором Главного организационно-инспекторского управления МВД России, проводил инспекторские проверки в разных регионах страны, а также выполнял специальные поручения министра внутренних дел. В марте 2004 года Указом Президента Российской Федерации генералу Антонову присвоено звание «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел», а с 1 июня текущего года он назначен на должность начальника ГУВД Иркутской области.

Говорин Борис Александрович,

Губернатор Иркутской области в 1997-2005 гг.

Родился 27 июня 1947 года в г.Иркутске. Детство провел в предместье Знаменское (Марата), где семья проживала в старом бараке. В 1961 году умер отец-фронтовик, прошедший Великую Отечественную войну с первого до последнего дня. Мать, швея фабрики № 2, осталась с тремя малолетними сыновьями. Помогая поднимать младших братьев, с пятнадцати лет зарабатывает себе на жизнь грузчиком, слесарем на авторемонтном заводе. Учится при этом отлично и, закончив школу, поступает в политехнический институт. После срочной службы в армии работает на предприятии высоковольтных электросетей «Иркутскэнерго» инженером, руководителем группы и заместителем директора. В 1983 году приглашают на работу в органы власти, где за семь лет поднимается от заместителя председателя Свердловского райисполкома до председателя горисполкома Иркутска. В марте 1994 года избран мэром города. В 1997-2005 гг. исполнял обязанности губернатора Иркутской области.

Зайцев Константин Борисович,

Секретарь Политсовета Иркутского регионального отделения

партии «Единая Россия»

Родился 9 января 1970 г. Имеет два высших образования в 1993 году окончил Иркутский институт народного хозяйства по специальности «бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и контроль», в 1996 году — Иркутскую академию народного хозяйства по специальности «юриспруденция». В 1987-1988 гг. — инструктор-методист, старший инструктор учебно-спортивного отдела Иркутского областного совета «Динамо».С 1988 по 1991 гг. служил в Советской Армии. В 1993 году работал экономистом завода бытовой химии ПО «Ангарскнефтеоргсинтез». В 1993-1997 гг. — экономист по финансовой работе, бухгалтер, главный бухгалтер Ангарского завода бытовой химии АО «Ангарская нефтехимическая компания». С 1997 по 1999 год — заместитель генерального директора по экономике и финансам АО «Ангарская нефтехимическая компания». В 1998-1999 гг. — был депутатом Думы Ангарского муниципального образования. 1999-2003 гг. — депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва по Ангарскому одномандатному избирательному округу № 80 (Иркутская область). В апреле 2004 года назначен Федеральным инспектором по Иркутской области и УОБАО

Есиповский Игорь Эдуардович ,

временно исполняющий обязанности Губернатора Иркутской области

Родился 28 марта 1960 г. Закончил Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (вечернее отделение) в 1986 г. одновременно с работой на МАПО им. Дементьева, доктор экономических наук (докторская диссертация на тему «Концептуальные основы развития техники и технологий двойного применения на предприятиях оборонно-промышленного комплекса в современных условиях»). Закончил Курсы Военной академии генерального штаба ВС РФ. В 1986-1989 гг. – второй секретарь Фрунзенского райкома ВЛКСМ г. Москвы. В 1986 году избран депутатом Фрунзенского районного Совета народных депутатов. В 1988-1991 годах работал в Центре межотраслевых научно-технических программ (впоследствии – «МЕНАТЕП») Межотраслевого научно-исследовательского инженерно-технического центра, генеральным директором научно-производственного объединения «Эконовация». В 1991-1992 годах - руководитель Фонда социального развития России «Возрождение». В 1992-2000 годах работал генеральным директором Общероссийского объединения «Российский авиафонд», президентом АО «Авиаинвест». В 2000-2005 годах работал руководителем департамента региональных и оффсетных программ ФГУП «Рособоронэкспорт». В 2005-2006 годах работал генеральным директор-президентом ОАО «АвиВАЗ», председателем совета директоров совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ». В декабре 2007 года избран депутатом Государственной Думы в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «Единая Россия» в региональном списке от Амурской области. Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по промышленности. Член Экспертно-консультативного совета при председателе Счетной палаты РФ. Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина 16 апреля 2008 г. назначен временно исполняющим обязанности Губернатора Иркутской области.

Козьмин Алексей Павлович,

Депутат законодательного собрания Иркутской области

лидер Иркутского отделения «Союза правых сил»

Родился 7 мая 1971 года в городе Иркутске. В 1986 году, по окончании 8 класса, поступил в Иркутский авиационный техникум на специальность «Электрорадиооборудование самолётов», в 1988 году перевёлся на специальность «ЭВМ». Закончил ИАТ в 1990 году с красным дипломом. В 1990 году поступил в Иркутский политехнический институт на факультет кибернетики, на специальность «Автоматизированные системы управления». В 1992 году перевёлся в ИГЭА на факультет «Информационные системы в экономике». Окончил ИГЭА в 1995 году. В 1999 году поступил на Президентскую программу подготовки управленческих кадров для народного хозяйства РФ на базе ИГЭА по специальности «Менеджмент», закончил обучение в 2000 году. Победитель конкурса «Золотой кадровый резерв России». С 1995 года — генеральный директор иркутской фирмы «Мьюзик Мост». С 1997 года — генеральный директор «Союз-Байкал», с 2000 года — генеральный директор ОАО «Востсибэлемент» в городе Свирске, с 2001 года — генеральный директор ЗАО «Свирские промышленные сети». С 2003 г. — вице-президент ГК «Новая реальность», с 2006 г. — президент Фонда регионального развития Иркутской области.

Круглов Виктор Кузьмич,

Председатель Законодательного собрания Иркутской области

Родился 29 января 1955 года. Окончил Иркутский политехнический институт. Удостоен звания Почетный химик Российской Федерации, высшей общественной награды России «Лучший менеджер», ордена преподобного Сергия Радонежского, нагрудного знака «Почетный гражданин города Саянска», ордена «За честь и доблесть», знака отличия «За заслуги перед Иркутской областью». Депутат Законодательного собрания Иркутской области 3-го и 4-го созыва. Председатель Законодательного собрания 4-го созыва. Входит в состав депутатской фракции «Единая Россия».

Лабыгин Андрей Николаевич,

Председатель Думы г. Иркутска 4-го созыва

Родился 11 марта 1969 года в Бурятии. В 1986 году закончил Кабанскую среднюю школу. В том же году поступил в Иркутский государственный университет. С 1987 по 1989 год служил в армии. Университет закончил в 1993 году. Затем работал юристом в различных коммерческих структурах. С 2002 по 2003 год руководил аппаратом в Законодательном Собрании Иркутской области. Затем в течение года возглавлял юридическую консультацию межтерриториальной коллегии адвокатов «Клишин и П». До момента избрания в городскую Думу возглавлял адвокатское бюро «Правовой аспект». В 2004 год был избран депутатом городской Думы Иркутска по 25-му избирательному округу. В 2007 г. был избран председателем Городской думы г. Иркутска.

Левченко Сергей Георгиевич,

первый секретарь иркутского обкома КПРФ,

депутат ГД ФЗ РФ

Родился 2 ноября 1953 года в г.Новосибирске. В 1976 г. окончил Новосибирский инженерно-строительный институт по специальности инженер-строитель. В 1993 г. окончил Академию государственной службы при президенте РФ. 1976 г. –– мастер в Красноярском управлении «Стальконструкция», с 1977 г. –– прораб, с 1979 г. –– начальник участка. 1982 г. –– начальник Ангарского управления «Стальконструкция». 1987 г. –– председатель Юго-Западного районного исполнительного комитета г. Ангарска. С 1988 г. –– второй секретарь Ангарского горкома КПСС, а с 1990 г. –– первый секретарь. С 1992 г. –– директор Ангарского управления «Стальконструкция». В 1997 году принимал участие в выборах губернатора Иркутской области. В 1995 году прошел в Госдуму по партийным спискам (КПРФ). С 1999 года - депутат Госдумы (КПРФ). 29 июля 2001 года участвовал в выборах губернатора Иркутской области и вышел во второй тур (набрал 24% голосов). 31 июля 2001 года заявил, что приостановит свое членство в партии, если станет

Иркутским губернатором. В случае своей победы обещал «правительство народного доверия». 19 августа проиграл во II туре выборов (45%) бывшему губернатору Говорину.

Межевич Валентин Ефимович,

Представитель Иркутской области в Совете Федерации

Федерального собрания РФ

Родился в г.Тулуне Иркутской области в 1947 года. В 1970 году Валентин Межевич в Иркутском политехническом институте защитил диплом инженера тепловых электрических станций. Начинал работу машинистом блока ТЭЦ-11 в г. Усолье-Сибирское. За шесть лет проходит все производственные ступени до начальника цеха. С 1978 года –– на строительстве новой ТЭЦ на севере области в Усть-Илимске, где становится главным инженером, а затем директором. В 1991 году Межевич защищает диссертацию в Ленинградском политехническом институте, становится кандидатом технических наук и назначается на должность заместителя генерального директора по экономике иркутской энергосистемы ОАО «Иркутскэнерго». С 1997 года по 2000 год Валентин Межевич - первый заместитель главы администрации Иркутской области. В 2000 г. Межевич был избран депутатом Законодательного Собрания Иркутской области по 45 избирательному округу. 15 марта 2001 г. на очередной сессии Собрания депутаты избрали его представителем Законодательного Собрания в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Переутвержден на сессии Законодательного собрания 18 ноября 2004 г.

Разумнов Дмитрий,

Лидер Иркутского отделения партии «Справедливая Россия»

Родился в Свирске. Свое право представлять региональное отделение он получил единогласным решением однопартийцев. В 2002 году он возглавил предвыборную кампанию блока «Наука — промышленность — образование». Занимался строительством входившей в блок «Родина» Социалистической единой партии России (СЕПР). Партии, заявившей о социализме XXI века, как своей цели тогда, когда другие предпочитали не говорить о своей идеологии. Дмитрий Разумов быстро выдвинулся в общероссийские лидеры. После вхождения СЕПР в «Справедливую Россию» Дмитрий Разумов получил предложение от лидера партии Сергея Миронова возглавить Иркутское региональное отделение. Миронов учел преимущества Разумова перед другими кандидатами: хорошее знание региона, политический опыт в масштабах всей страны, свободу от групповщины. Под руководством Дмитрия Разумова в декабре 2007 г. были сформированы новые органы регионального отделения партии.

Тишанин Александр Георгиевич,

Губернатор Иркутской области в 2005-2008 гг.

Родился 20 апреля 1966 года в г. Троицке Челябинской области. Окончил Челябинский техникум железнодорожного транспорта, Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта, Уральский государственный университет путей сообщения. Трудовую деятельность начал дежурным по станции Тракторстрой Южно-Уральской железной дороги (1987 г.), с 1988 года работал поездным диспетчером Челябинского отделения ЮУЖД, с 1989 по 1991 г. –– начальником станции Тракторстрой ЮУЖД. 1991-1996 гг. –– заместитель начальника отдела перевозок по техническим вопросам Челябинского отделения ЮУЖД, начальник отдела перевозок Челябинского отделения ЮУЖД. 1997-1998 гг. –– заместитель начальника службы перевозок ЮУЖД, первый заместитель начальника службы перевозок –– начальник Единого центра диспетчерского управления ЮУЖД. С 2000 г. –– заместитель начальника ЮУЖД –– начальник службы перевозок, в 2001-2002 г. –– начальник Читинского отделения Забайкальской железной дороги, в 2002-2003 г. заместитель начальника Забайкальской железной дороги –– начальник службы перевозок. С 2003 г. –– первый заместитель начальника ЗабЖД –– филиала открытого акционерного общества «РЖД». В апреле 2004 года назначен начальником Восточно-Сибирской железной дороги. В сентябре 2005 года вступил в должность губернатора Иркутской области. С февраля 2007 года Александр Тишанин назначен Указом Президента РФ исполняющим обязанности Главы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. А.Г. Тишанин являлся первым губернатором в России, который возглавлял одновременно два субъекта Федерации. В 2008 г. подал в отставку.

Якубовский Владимир Викторович,

мэр г. Иркутска

Родился 4 марта 1952 года в Иркутске. В 1959 году поступил в среднюю школу N65, которую окончил в 1969 году. В этом же году поступил в Иркутский институт народного хозяйства, на инженерно-экономический факультет горной промышленности и строительства по специальности «Экономика и организация строительства». В 1974 году В.В. Якубовский начал трудовую деятельность мастером строительно-монтажного управления (СМУ) «Академстроя» треста «Иркутскпромстрой». В 1985 году окончил факультет организаторов строительного производства Московского ордена Трудового Красного Знамени института управления им. Орджоникидзе. В 1985 и 1986 годах работал в Иркутском горкоме партии инструктором отдела строительства и городского хозяйства, заведующим строительным отделом. В 1986 году стал заместителем председателя исполкома Иркутского городского Совета народных депутатов по вопросам строительства, в марте 1992 года – первым заместителем главы администрации Иркутска, председателем комитета по строительству, архитектуре и ЖКХ. Стоял у истоков создания, а в 1994 году и возглавил городское отделение Управления федерального казначейства Минфина России. В 1997 году был назначен вице-мэром Иркутска. В ноябре 1997 года иркутяне избрали его мэром Иркутска. В 2001 году переизбран на второй срок. В 1997 году Якубовский был избран депутатом Законодательного собрания Иркутской области, а в 2000 году ему повторно было оказано доверие представлять интересы иркутян в Законодательном собрании области. 9 октября 2005 г. Владимир Викторович Якубовский был избран мэром Иркутска на третий срок. Владимир Викторович является первым заместителем секретаря политсовета Иркутского областного отделения партии «Единая Россия». С 2001 года является вице-президентом Ассоциации Сибирских и Дальневосточных Городов (АСДГ). Является членом правления Конгресса муниципальных образований РФ, Совета по вопросам местного самоуправления при Правительстве РФ. Член правления Союза российских городов и Конгресса местных и региональных властей Совета Европы.


[1] Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. –– М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2000. –– С. 510.

[2] Кипелов В. Нервные узлы иркутской элиты // Агенство политических новостей. –– 2005. –– 17 мая. ––– http://www.apn.ru/opinions/article9350.htm

[3] Семиусов С. В чем виновата Иркутская область? // Regions.ru. –– 2007. –– 6 февр. http://www.regions.ru/news/2051856

[4] Городницин В. Ставленник Кремля сменил мэра Якубовcкого во главе иркутской «Единой России» // Континент-Сибирь. 2006. –– 22 сентябрь, №36 (508). –– http://com.sibpress.ru/22.09.2006/politics/80387

[5] Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. –– М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2000. –– С. 124.

[6] Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. –– М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2000. –– С. 132.

[7] Кипелов В. Нервные узлы иркутской элиты // Агенство политических новостей. –– 2005. –– 17 мая. ––– http://www.apn.ru/opinions/article9350.htm

[8] Кипелов В. Нервные узлы иркутской элиты // Агенство политических новостей. –– 2005. –– 17 мая. ––– http://www.apn.ru/opinions/article9350.htm

[9] Хагаалганов Б. О роли личности в иркутской политике // Tayga.info. –– 2006. –– 19 нояб. –– http://tayga.info/analit/382

[10] 8 апреля суд рассмотрит дело о бездействии иркутского губернатора. –– 2008. –– 3 апр. –– http://tayga.info/news/28752

[11] Марцифин С. Алексей Антонов, начальник ГУВД Иркутской области: Былые заслуги не помогут // Восточно-Сибирская Правда. –– 2004. –– 12 авг.

[12] Городницин В. Ставленник Кремля сменил мэра Якубовcкого во главе иркутской «Единой России» // Континент-Сибирь. 2006. –– 22 сентябрь, №36 (508). –– http://com.sibpress.ru/22.09.2006/politics/80387

[13] Неформальная политика Алексея Козьмина // Восточно-Сибирская правда. –– 2007. –– 24 марта.

[14] Семиусов С. В чем виновата Иркутская область? // Regions.ru. –– 2007. –– 6 февр. http://www.regions.ru/news/2051856

* Информация взята с сайтов «Иркутск. Сайт органов местного самоуправления» http://www1.irkutsk.ru ; «Администрация Иркутской области» http://www.govirk.ru ; «Законодательное собрание Иркутской области» http://irk.gov.ru ; газетных публикаций: Марцифин С. Алексей Антонов, начальник ГУВД Иркутской области: Былые заслуги не помогут // Восточно-Сибирская Правда. –– 2004. –– 12 авг.