Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

1. Субъекты, объекты, функции и термины рынка

 

             

1. Субъекты, объекты, функции и термины рынка

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….…..…3

1.Субъекты, объекты, функции и термины рынка………………………….....3

2 . Различные виды рынков……………………………………………………....8

3. 1. Рынок потребительских товаров…………………………………………...8

2. 2. Рынок услуг………………………………………………………………….8

2. 3. Рынок капитала……………………………………………………………...9

2. 4. Рынок ссудного капитала………………………………………………….10

2. 5. Рынок ценных бумаг……………………………………………………….11

2. 6. Рынок рабочей силы………………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы……………………………………………………………..17

Введение

Согласно определению, рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.[1]

Рынок как механизм («большой» рынок) состоит из отдельных («малых») рынков — капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг). Любой рынок можно дробить на все более узкие. Так, если в рынках ресурсов выделить рынок труда, то он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специализаций (машиностроители, работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельным специальностям.

Познание рынка как экономической категории невозможно без глубокого анализа его структуры, то есть элементов, из которых он состоит, и которые взаимодействуют между собой. Наиболее распространенным является рассмотрение структуры рынка с точки зрения экономического назначения объектов рыночных отношений:

· товарный рынок: рынок предметов потребления и услуг, рынок средств производства, рынок научно-технических разработок;

· финансовый рынок: рынок инвестиций, рынок ценных бумаг, валютный рынок;

· рынок труда.

Каждый из названных рынков очень разнообразный и в свою очередь разделяется на рынки обуви, рынки косметики но др., Рыночная экономика состоит из большого количества отдельных рынков. Каждый товар или услуга имеет свой рынок.

Существует и такой критерий разграничения рынка, как степень зрелости рыночных отношений: развитой рынок; рынок, который формируется; рынки с разной степенью ограничения конкуренции.[2]

Целью данной работы является изучение структуры и основных особенностей различных видов рынков, составляющих инфраструктуру рыночной экономики.

Данная тема особенно актуальна в настоящий момент, поскольку становление российской рыночной экономики не прекращается никогда и, соответственно,связанное с этим развитие системы рынков, ее составляющих.

Для раскрытия данной темы необходимо решить следующие задачи:

· определить инфраструктуру рыночной экономики в России и определить место рынков в ней.

· рассмотреть понятие рынка, как такового, основных механизмов, его составляющих.

· изучить совокупность рынков.

Очевидно, что невозможно рассмотреть все типы рынков. Поэтому в данной работе автор ограничится изучением только некоторых из них.

1. Субъекты, объекты, функции и термины рынка.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В ка­честве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в со­ставе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), госу­дарство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве това­ров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Рынок, как самостоятельное образование включает три основ­ных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капи­тала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздейст­вуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

· Регулирующая функция

Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колеба­ния цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства: падает цена — сигнал к его сокращению. Информа­ция, предоставляемая рынком, заставляет производителей сни­жать затраты, улучшать качество продукции.

В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.

· Информационная функция

Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потреб­ном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платеже­способным спросом.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в ги­гантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колос­сальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охва­тывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждо­му участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запро­сам рынка свои расчеты и действия.

· Ценообразующая функция

В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его произ­водство.

В отличие от административно-командной системы в рыноч­ной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопо­ставления затрат производителей и полезности (ценности) данно­го блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издер­жек) и полезности обмениваемых благ.[3]

· Посредническая функция

Рынок выступает посредником между производителями и по­требителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

· Санирующая функция

Рыночный механизм — это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффек­тивных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекцион­ной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производ­ства и капитала монополизация деформирует санирующий меха­низм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конку­ренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось. Одна часть предпри­ятий разорилась в результате банкротства банков, другая — ушла в среду теневого бизнеса: многие не выдерживают конкуренции

2 . Различные виды рынков

2. 1. Рынок потребительских товаров

Это рынок товаров широкого потребления. Он формируется в результате следующих мер:

· путем развития предпринимательства в сфере производства и сбыта продовольственных и непродовольственных товаров.

· путем поддержания малых и средних предприятий.

· налоговое и кредитное стимулирование товаров широкого потребления.

· переход к свободному ценообразованию на большинство товаров.

· постепенная отмена дотирования убыточных предприятий.

· радикальный пересмотр льготного перераспределения товаров широкого потребления.

Формирование этого рынка осуществляется на основе законодательной базы России:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации ФЗ № 51-ФЗ от 13.11.94г. часть 1, ФЗ 14-ФЗ от 26.01.96г. часть 2

2. ФЗ № 2300-1 от 7 февраля 1998г. «О защите прав потребителей»

Инфраструктурой потребительского рынка являются магазины, сельские городские рынки, ярмарки, аукционы.

2. 2. Рынок услуг

Рынок услуг включает производственные и непроизводственные услуги: транспортные, связи, ремонтные, лизинговые, аудиторские, страховые, юридические, бытовые, культурные. Рынок бытовых, коммунальных, информационных услуг - это платные услуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, химчистки, парикмахерские, транспортные услуги, услуги связи, охрана), на коммунальные услуги (водо-, тепло-, энерго-, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир), услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги (справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат и т. д.) и др.

2. 3. Рынок капитала

Промышленный капитал - капитал, занятый в сфере материального производства. В процессе функционирования промышленного капитала от него отделяются ссудный и торговый капитал.

Торговый капитал - это обособившаяся часть промышленного капитала, которая функционирует в сфере товарного обращения. Историческим предшественником торгового капитала был купеческий капитал. Ссудный капитал это обособившаяся часть промышленного капитала, назначение которого - аккумуляция собственных денежных средств и предоставление их тем, кто в них нуждается.

Рынок инвестиций, денежного капитала, есть особая форма денежного рынка, на котором покупаются средства, вкладываемые в будущую экономику, т. е. капиталовложения. Предприниматели, не имеющие достаточных средств, для создания своего дела, развития производства, желают приобрести такие средства в обмен на будущие деньги, товары, поставки, имущество или на других условиях. Полем действия рынка инвестиций являются прежде всего инвестиционные банки, но рыночные отношения на почве купли-продажи инвестиций могут возникать между предпринимателями, желающими продать и купить капитал. Акционерный капитал - это капитал акционерного общества. Акционерное общество - это такое предприятие, в капитал которого вкладывают свою долю многие участники покупая его акции. Любой капитал начинает свое движение с денег и последовательно проходит три стадии движения. На каждой из этих стадий он принимает соответствующую форму.

· На первой стадии капитал выступает в форме денежного капитала.

· На второй - в форме производительного (промышленного) капитала. Эта стадия является главной в кругообороте капитала, т. к. здесь происходит создание новой потребительской стоимости, новой стоимости прибавочного продукта (прибавочной стоимости).

· На третьей - в форме товарного или торгового капитала: Д' = Д - Д~

Прибавочный продукт после реализации товара возвращается к производителю в форме прибыли (Р).

Торговый капитал - это есть обособившаяся часть промышленного капитала, которая обслуживает процесс реализации товара. Он имеет свою формулу кругооборота: Д - Т - Д' На авансированном торговом капитале предприниматели получают прибыль, называемую торговой. Торговый капитал вместе с промышленным участвуют в обращении средней прибыли. Торговая прибыль - это часть прибыли, которую промышленные предприятия уступают торговле.

2. 4. Рынок ссудного капитала

Историческим предшественником ссудного капитала (СК) был ростовщический капитал. Формами функционирования СК является коммерческий и банковский кредит. Кредитный капитал - кредит предоставляемый функционирующими предприятиями при купле-продаже товаров (услуг). Инструментом кредитного капитала является вексель (долговое обязательство). Простой вексель - разовое обращение. Переводной вексель - много оборотов. Его может выписывать продавец, чтобы его должник оплатил Вам. Существует до 15 видов векселей. Векселя стали учитывать банки. И вместо учтенных (принятых векселей) банки стали выпускать свои векселя. Вексель на банкира называется банкноты. Эти банкноты стали выполнять роль кредитных денег.

Ссудный капитал - это есть обособившаяся часть промышленного капитала, которая выступает в форме денежного капитала, приносящего процент. Источником ссудного капитала являются временно свободные денежные средства всего класса предпринимателей. Денежный капитал имеет свою формулу кругооборота: Д - Д' Ссудные предприниматели или банкиры получают свою долю прибыли в виде ссудного процента. Движение ссудного капитала осуществляется посредством кредита. Землевладельцы получают свой прибавочный продукт в форме земельной ренты.

2. 5. Рынок ценных бумаг.

РЦБ является составной частью финансового рынка, который делится на денежный рыноки рынок капиталов (средне и долгосрочные кредиты и ценные бумаги - акции, облигации и т. д.) На рынке ценных бумаг или фондовом рынке продаются и покупаются за деньги ценные бумаги в виде акций облигаций, векселей, лотерейных билетов и т. д. Различают первичный рынок продажи новых выпущенных бумаг после их эмиссии и вторичный рынок продажи уже обращающихся бумаг. Фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, т. к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду. Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является прежде всего обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу. Как и любой другой рынок, РЦБ складывается из спроса, предложения и уравновешивающей их цены. Спрос создается компаниями и с некоторых пор государством, которым не хватает собственных доходов для финансирования инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками (больше занимают, чем одалживают), а чистыми кредитором является население, личный сектор, у которого по разным причинам доход превышает сумму расходов на текущее потребление и инвестиции в материальные активы (главным образом жилье). Основными участниками РЦБ являются фондовые биржи и инвестиционные фонды.

Ценной бумагой является документ установленной формы и обязательных реквизитов удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. ЦБ - это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной формы, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке и приносить доход. ЦБ - это такая форма фиксации денежных отношений между участниками рынка, которая сама является объектом этих отношений, т. е. заключение сделки или какого-либо соглашения между его участниками состоит в передаче, или купле-продаже ЦБ в обмен на деньги или товар. ЦБ - представитель капитала, является фиктивным капиталом.

2. 6. Рынок рабочей силы

Рынок рабочей силы - важная сфера экономической и социально-политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в т. ч. величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), т. е. в общественном разделении труда, мобильность раб. силы, масштабы и динамику безработицы. Рынок рабочей силы, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, имеет ряд отличий от других товарных рынков. Регуляторами здесь являются факторы не только макро- и микроэкономики, но и социальные и социально-психологические.

На динамику рынка труда действует ряд факторов:

· Демографический (уровень рождаемости, темпы роста численности трудоспособного населения);

· Степень экономической активности - различие демографических и этнических групп трудоспособного населения (например быстрое вовлечение женщин в состав рабочей силы);

· Процессы иммиграции;

· Состояние экономической конъюктуры, фаза эконом. цикла;

· Научно-технический прогресс.

Особенности российского рынка труда: - это наличие административных, правовых и экономических ограничений, все еще препятствующих свободной продаже рабочей силы, на выгодных условиях для работников. Рынок несбалансирован, существуют трудоизбыточные регионы (юг РФ, Сев. Кавказ), и районы испытывающие нехватку раб. силы (цент и север РФ, Дальний Восток). Российский рынок труда нуждается в действенной системе регулирования, и кое-что в этой области уже сделано: принят Закон о занятости, создаются биржи труда, началась регистрация безработных, программы, направленные на подготовку и переподготовку кадров.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимает БТ. Она представляет собой специализированное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. Существует, наряду с государственными службами занятости.

Основными функциями деятельности БТ являются:

1. Регистрация безработных;

2. Регистрация вакантных мест;

3. Трудоустройство безработных;

4. Изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;

5. Тестирование лиц, желающих получить работу;

6. Проф. ориентация и проф. переподготовка безработных;

7. Выплата пособий.

В нынешней ситуации особое значение приобретает зарубежный опыт по созданию банков рабочих мест, оснащенных ИТ, где собирается информация о вакансиях на рабочие места и о предложении рабочей силы. Собранные сведения предоставляются как предпринимателям, так и безработным.

Заключение

В настоящее время в России сформировано рыночное хозяйство. В его основе лежит оформление инфраструктуры рыночной экономики в виде совокупности рынков. При этом деление на виды рынков может происходить по самым разным основаниям. Так можно выделить следующие типы классификаций:

По форме конкуренции:

· высококонкурентный,

· немонополизированный, (идеальный),

· монополистической конкуренции с дифференциацией продукта,

· олигополистический,

· дуополистический,

· монополизированный (чистая монополия).

По виду товара:

· предметов потребления и услуг;

· жилой площади, зданий, недвижимости;

· средств производства (включая землю), имущества;

· инвестиций;

· денег и ценных бумаг;

· рабочей силы (труда, рабочих мест);

· инноваций, духовного, интеллектуального продукта и др.

Одной из наиболее интересных характеристик является деление рынков по виду товара.

Таким образом, мы видим, что существует множество рынков. Одни из них хорошо развиты в России, другие только развиваются, иные еще не оформлены ни в виде реально существующей действительности, ни в виде нормативно определенной базы. Но, следует признать, что по мере развития реформ в России развиваются и рынки, составляющие ее экономику.

Рынок — это многосложная сфера взаимодействия покупателей и продав­цов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Предпосылками возникновения рынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предприни­мательства. Хотя рынок и не является идеальным по своей сути, но при правильном его использовании государством и умелой коррекцией соответствующими институциональными структурами он превращается в мощный инструмент развития общества.

Список литературы

1. Курс экономики: Учебник. – 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга- М.: ИНФРА-М. 2007г

2. Экономическая теория под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко Минск, БГЭУ 1999

3. Экономика. А. Булатов 1997 г. БЕК г. Москва

4. Биржевая деятельность. Под ред. проф. А. Г. Грязневой, Р. В. Корнеевой, В. А. Голановой. М.: «Финансы и статистика», 2005 г.

5. В. Максимова, А. Шишов «Рыночная экономика. Учебник», Москва, СОМИНТЕК, 1992.

6. Основы экономической теории. Учеб. пособие/ Под ред. Камаева В. Д. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2006. - 284.

7. Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. - М.: Инфра-М, 2003 Райзберг Б.А. Курс экономики. - М.: Инфра-М, 2004

8. Джуха В.М., Панфилова Е.А. Микроэкономика.-М.-Ростов-на-Дону: "МарТ", 2004

9. Курс экономической теории / под ред. проф.Чепурина М.Н., проф. Киселёвой Е. А. - Киров,"АСА" 2003

10. Экономическая теория / Под ред. Сумцовой Н. В., Орловой Л. Г. - М.: ЮНИТИ, 2000

11. Б.Райзберг, Л.Лозовский, Е.Стародубцева. Современный экономический словарь http://vocable.ru

12. "Российское образование" Федеральный образовательный портал http://www.auditorium.ru

13. Радаев В.В. Электронный журнал «Экономическая социология» Статья "Что такое конкуренция?" № 2, Март 2003. http://www.ecsoc.msses.ru/

14. Словарь маркетинговых терминов, 2002 http://vocable.ru

15. Титков А. Курс лекций Экономической Теории. Тема 8, 9. http://referat.students.


[1] Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. - М.: Инфра-М, 2003

[2] Б.Райзберг, Л.Лозовский, Е.Стародубцева. Современный экономический словарь http://vocable.ru

[3] Титков А. Курс лекций Экономической Теории. Тема 8, 9. http://referat.students.ru

Титков А. Курс лекций Экономической Теории. Тема 8, 9. http://referat.students.ru