Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

«Благоустройство парковой зоны»

 

             

«Благоустройство парковой зоны»

АСТРАХАНСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра АРХиД

«Благоустройство парковой зоны»

Выполнил:

Студент гр. ДАС-21-8

Негрова Е.С.

Проверил:

Цитман Т.О.

Астрахань 2009

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………………………………..3
  2. Ландшафтное проектирование………………………………………………………...3

2.1. О ландшафтном дизайне…………………………………………………………….4

2.2. История ландшафтной архитектуры……………………………………………….4

3. Этапы проектирования……………………………………………………………………5

3. 1. Состав проекта………………………………………………………………………..7

3.2. Геодезическое обследование……………………………………………………….8

3.3. Почвенный анализ………………………………………………………………….....8

3.4. Гидрологическое обследование ……………………………………………………8

3.5. Фитопатологическое обследование………………………………………………..9

4. Благоустройство парковой зоны…………………………………………………….......9

4.1. Инвентаризация существующих насаждений…………………………………….9

4.2. Система полива………………………………………………………………………..9

4.3. Освещение участка…………………………………………………………………..10

4.4. Мощение дорожек…………………………………………………………………….10

4.5. Дренажные системы участков………………………………………………………11

4.6. Деревья и кустарники …………………………………………………………….....11

4.7. Цветники и клумбы…………………………………………………………………...12

4.8. Газоны и их виды................................................................................................12

5. Выбор ландшафтного стиля…………………………………………………………….13

6. Заключение………………………………………………………………………………...14

7. Приложение. Творчество Константина Мельникова……………………………..…14

1. Введение

Никто не станет отрицать, что скверы и парки – это легкие города. Даже маленький населенный пункт стремится создать свой парк – любимое место прогулок представителей всех поколений. Крупный мегаполис без скверов и парков может просто задохнуться. Тенистые парки в летние дни несут прохладу и возможность отдыха от изнуряющей жары, осенью радуют глаз прощальной красотой увядающей листвы, а в зимние дни – излюбленное место игр детворы. Парки – облюбовали спортсмены-любители, ведь дорожки сквера – отличное место для пробежек и физкультурных упражнений. Одним словом, скверы и парки – ценнейшая и практически незаменимая составляющая города.

Благоустроить парк и поддерживать его в опрятном, безопасном, эстетически привлекательном состоянии – занятие непростое. Причины понятны: деревья со временем стареют, разрастаются, сквер может превратиться в дикое и неухоженное место. Да и человеческий фактор играет не последнюю роль в загрязнении и захламлении парка.

Парк культуры и отдыха – это сложный комплекс, сочетающий в себе различные составляющие и элементы. В то же время, идеальный парк культуры и отдыха должен представлять единую композицию, законченное целостное произведение, объединенное общей целью, архитектурой, дизайном. Создать такой парк – интересная, увлекательная и достаточно сложная задача.

Существует два различных направления в вопросе благоустройства парков:

- создание парка культуры и отдыха «с нуля»;

- благоустройство и озеленение существующих парков, обновление и сопровождение проекта.

Каждая из этих задач имеет свои особенности и сложности, требует знания специалистов в области ландшафтного и инженерного проектирования, ботаников, дизайнеров, инженеров, архитекторов.

2. Ландшафтное проектирование

Ландшафтное проектирование - основа любого ландшафтного дизайна. Проектирование благоустройства парка – дело ответственное, требует большого опыта, внимания к деталям, глубоких знаний. В процессе ландшафтного проектирования задействованы, как правило, специалисты в различных областях - геологи, почвоведы, инженеры, проектировщики, биологи, ботаники, дизайнеры, специалисты в компьютерной графике и другие. Ландшафтное проектирование не терпит дилетантского подхода и спешки.

Ландшафтное проектирование, безусловно, увлекательнейший процесс. Проектирование позволяет максимально использовать преимущества рельефа территории, создать на основе естественных природных композиций уникальный художественный уголок, оформить территорию в классическом, японском или мавританском стиле… Конечно, в проектировании важное внимание уделяется зонированию территории, ведь всегда приходится решать не только эстетические, но и функциональные задачи. Парадная зона и площадка для игр, зона отдыха и хозяйственная зона – все требует грамотного расположения и обустройства. Процесс проектирования достаточно длительный, может занимать несколько месяцев. Последовательность этапов ландшафтного проектирования завершается предоставлением всей проектной документации. В процессе ландшафтного проектирования заказчик может вносить изменения на каждом этапе в пределах указанных сроков.

2.1. О ландшафтном дизайне...

Ландшафтный дизайн – симбиоз науки, технологий и искусства. На протяжении десятков веков он не только не теряет значимости в жизни человека, но еще усиливает свое влияние и расширяет сферы использования, инструментарий, методики и стили, создает новые композиционные идеи. Технический прогресс оказал огромное влияние на среду существования человека, - природа из естественной обыденности превратилась в драгоценность и роскошь. Живая красота начинает цениться с каждым годом все выше и выше, и человечество придумывает новые возможности, чтобы хоть ненадолго окружить себя этим даром.

Природная среда воспроизводится, создается специалистами ландшафтного дизайна на отдельных пространствах разных размеров. При этом учитываются современные тенденции, окружение, мода, привычки и вкусы, мировоззрение и философия. Как и у каждого искусства, у ландшафтного дизайна существуют и развиваются свои школы и направления, стили и приемы. Соперничество идеей способствует поиску все более утонченных, стильных, функциональных и качественных решений. Разнообразие фантастично, и каждый проект ландшафтного дизайна становится уникальным.

Лучшие творения великих мастеров ландшафтного дизайна живут десятки веков, открывают свои секреты и поражают величием и красотой. Подражая этим чудесам, современные архитекторы ландшафта создают новые шедевры. Искусство, идея, творчество невозможно без фундаментальных знаний и изучения опыта талантов прошлого. Конечно, создать проект в строгом соответствии с канонами того или иного стиля не всегда возможно. Сад, как любое живое создание, имеет свое рождение, развитие, зрелость. Мастера ландшафтного дизайна умеют просчитать, как трансформируется проект на протяжении своей жизни и обеспечить привлекательность проекта в течение многих лет.

2.2. История ландшафтной архитектуры

История ландшафтной архитектуры неразрывно связана с историей человеческой цивилизации. Не будет большим преувеличением сказать, что как только человек научился творить, создавать своими руками окружающий мир, преобразовывать то, что дарит природа – началась эра ландшафтной архитектуры. Первые проекты рукотворного ландшафта - укрепление территории вокруг жилища, создание систем орошения – выполняли прикладные, практические и даже стратегические задачи: они помогали сохранить жизнь. Но постепенно прагматические цели умело дополнялись задачами эстетическими, проекты ландшафтной архитектуры превращались в настоящие произведения искусства. Развитие ландшафтной архитектуры всегда основывалось на развитии науки, техники и искусства.

История ландшафтной архитектуры – ярчайшее свидетельство достижений цивилизации, с самых древнейших времен. За, казалось бы, молодым понятием «ландшафтная архитектура» (конец XIX в.) хранится знание и великолепие, по меньшей мере, 10 тысяч лет! Долины Междуречья, Индия, Китай, Греция, Рим, Эфиопия – истоки, родина сегодняшних архитектурных стилей и направлений в ландшафтном дизайне. Сначала земледелие, а потом градостроительство и садоводство непрестанно влияли на формирование ландшафтной архитектуры как науки и искусства. Чудеса света - Висячие сады Семирамиды (VII в. до н. э.), Колосс Родосский (III в. до н. э.) – свидетельствуют о величии замыслов инженеров и дизайнеров, о значимости и ценности ландшафтной архитектуры для современников и потомков. Десятки и сотни лет многие проекты вызываю восторг и восхищение, становятся важнейшими культурными сокровищами планеты.

Безусловно, каждая эпоха и каждая цивилизация внесла свои достижения и свое мировосприятие в развитие ландшафтной архитектуры. Древняя Греция – Афины, Олимпия, Александрия - дала миру понимание гармонии и единения естественного ландшафта и искусственно созданных архитектурных форм. Греческие сады и парки в учебных заведениях служат соединительной тканью между логическим знанием и непосредственным восприятием мира; Акрополь венчает скалы, подчеркивая композицию, созданную самой природой. Древний Рим предлагает свое понимание мира - архитектурные решения отражают власть и силу человека, подчиняющего природные пейзажи. Фонтаны и многочисленные каскады, аллеи со скульптурами и скамьями, и даже сады и бассейны в термах – все свидетельствует о пышном расцвете искусства ландшафтного дизайна.

Ландшафтная архитектура древних цивилизаций – фундамент сегодняшних творений. Величие десятков мировых проектов умело воплощается в сотнях тысяч индивидуальных, изящных и качественных ландшафтных решениях XXI века.

3. Этапы проектирования

Ландшафтное проектирование осуществляется в строгой последовательности, поэтапно, что позволяет четко осуществить весь комплекс работ, своевременно внести поправки в каждый процесс и эффективно достичь великолепного результата. При проектировании важно учесть не только все отдельные составляющие ландшафтного дизайна, но и комплексность, взаимодействие всех элементов проекта, сформировать единое пространство, функциональное и эстетичное одновременно.

Ландшафтное проектирование делится на следующие этапы:

1 этап – осмотр территории.


При осмотре территории проводятся все необходимые обследования и замеры. Чертится план участка с границами, нанесением построек, насаждений, коммуникаций, водоемов и т.д. Проводится гидрологический почвенный, геодезический, фитопатологический анализ, инвентаризация насаждений. Изучаются климатические особенности территории, роза ветров, осматривается соседняя территория (от которой может зависеть затенение участков, водоотток и т.д.). Все данные первого этапа тщательно документируются и в последствие используются для работы над следующими этапами.

2 этап – изучение требований к данному участку.


На этом этапе выслушиваются пожелания заказчика к функциональности и эстетическому виду будущего проекта: происходит выбор ландшафтного стиля, высказываются необходимые и желательные детали ландшафта – водоемы, насаждения, малые архитектурные формы и другое. На втором этапе формируется основная цель будущего ландшафтного проекта, основа, стержень.

3 этап – точные замеры.


На этом этапе проводятся все технические работы – замеры всей территории участка с нанесением на план всех элементов в строгом масштабировании.

4 этап – эскизы.


После тщательного изучения местности, выяснения пожеланий и задач и нанесения на план существующей ситуации, начинается работа над эскизами, реализация задуманного на бумаге. Эскизы будущего ландшафтного проекта готовятся в нескольких вариантах. Графическое решение будущего проекта – основа в проектировании. После предоставления эскизов клиенту происходит выбор варианта решения, уточнение всех деталей, внесение изменений, обсуждение посадочного материала и т.д.

5 этап – проектирование участка.


На основе выбранного варианта эскиза, удовлетворяющего всем требованиям, происходит проектирование. Проектирование включает составление генерального плана, подготовка всей документации и чертежей.

6 этап – составление ассортиментной ведомости.


С учетом пожелания клиента, составляется перечень всего посадочного материала.

7 этап – составление сметной ведомости.


Как правило, предлагается несколько ценовых решений для реализации проекта, с использованием различных материалов. Клиент имеет возможность выбрать наиболее интересное решение.

8 этап – разработка рабочих чертежей.

9 этап – разработка технических условий.


На данном этапе описываются все технологические процессы для каждого вида работ, запланированных в данном проекте.

Заключительный этап – сдача проекта, утверждение генерального плана и сметы проекта.
После подписания всех документов проект переходит в собственность клиента.

3.1. Состав проекта

Подготовка всей проектной документации – основной этап в ландшафтном проектировании. Существует четкий перечень всех необходимых документов, которые предоставляются после завершения ландшафтного проектирования. Основываясь на этих документах, исполнитель проекта получает все необходимые данные для инженерных, инсталляционных, посадочных и других видов работ.

Качественный проект должен содержать следующие чертежи и документы:

- план исходного участка до начала всех работ;

- эскизы генерального плана, которые представляют несколько вариантов ландшафтных решений (как правило, два-три) и детально изображают наиболее важные участки и зоны;

- генеральный план;

- разбивочный чертеж планировки;

- чертежи размещения деревьев, кустарников, других насаждений (два-три варианта);

- схемы укладки покрытий (несколько вариантов);

- ассортиментная ведомость (для каждого из вариантов);

- сметная ведомость (таблица, в которой отражена стоимость всех видов работ – основных и вспомогательных, для каждого варианта);

- технические условия;

- гарантийная таблица.

Кроме перечисленных основных, проект может содержать дополнительные чертежи и документы. Если в процессе ландшафтного проектирования выполняется расширенный комплекс работ и исследований, результаты этих работ документально фиксируются. К дополнительным документам относятся:

- инвентаризационная ведомость и схема существующих насаждений;

- план рубки и кронирования деревьев и кустарников;

- геоподоснова (в случае проведения геодезической съемки);

- схема дорожно-тропиночной сети;

- схемы дренажной системы и ливневой канализации;

- схемы освещения и полива;

- схема вертикальной планировки (в случае обработки или изменения рельефа);

- план организации рельефа;

- схема размещения малых архитектурных форм.

3.2. Геодезическое обследование

Геодезическое обследование – один из этапов в ландшафтном проектировании, который позволяет рассчитывать вертикальную планировку участка и помогает планировать земляные работы. Геодезическое обследование участка – достаточно трудоемкая процедура, необходимость в которой возникает при следующих обстоятельствах:

Если территория имеет сложный рельеф, с перепадами уровней и т.д.;

Если территория имеет периметр неправильной формы;

Если на участке расположено большое количество насаждений.

Геодезическое обследование необходимо при проектировании дренажной системы. На основе геодезического обследования составляется геоподоснова. Она входит в перечень проектной документации.

3.3. Почвенный анализ

Почвенный анализ – одно из основных исследований перед проведением работ по ландшафтному проектированию. Тип и состав почвы важно знать не только при ландшафтном проектировании, но и при строительстве сооружений, ведь от этого могут зависеть эксплуатационные характеристики, особенности проектирования инженерных сетей. Почвенный анализ позволит оценить возможность реализации тех или иных дизайнерских идей, выявить, какие корректировки требуются для выбранного стиля и посадочного материала.

Детальное исследование почвы позволяет выявить ее физические и химические свойства. Детальный почвенный анализ проводят специалисты в лаборатории. Из разрезов почвы берутся пробы, а затем исследуются на кислотность, наличие микроэлементов, питательных элементов, других органических соединений, неорганических добавок, загрязнений и т.д. Все данные анализа тщательно заносятся в отчет.

Безусловно, почвенный анализ поможет определить, подходит ли почва для тех или иных видов растений, даст рекомендации по организации дренажной системы и т.д. Комфортные условия для жизни растений – не единственная цель для проведения почвенного анализа. Он позволит выявить вредные вещества в почве и их концентрацию, а это влияет уже не только на растения, а на экологическую ситуацию в целом.

3.4. Гидрологическое обследование

Гидрологическое обследование территории – один из этапов ландшафтного проектирования. Это еще один метод изучения территории наряду с геодезическим обследованием и почвенным анализом. Гидрологическое обследование необходимо для выявления глубины залегания водоупорного слоя, грунтовых вод, направления стока поверхностных вод. Переоценить это мероприятие невозможно, поскольку именно гидрологическое обследование дает картину влажности участка и позволяет создать качественную дренажную систему.

Несомненно, неглубокое залегание грунтовых вод может оказать негативное влияние на жизнь деревьев и кустарников, способствовать заболачиванию участка. Для устранения негативных последствий необходимо иметь целостную картину влажности участка и качественно организовать отток избыточной влаги или, наоборот, создать систему полива.

3.5. Фитопатологическое обследование

Никто не станет отрицать, что крепкое здоровье – важнейшая ценность в жизни человека. Здоровье растений также имеет большое значение. При проведении работ по благоустройству и озеленению территории не следует избегать этапа, позволяющего выявить возможные заболевания насаждений – фитопатологического обследования. Это обследование помогает обнаружить опасные для здоровья растений факторы – болезни, вредителей, негативное влияние окружающей среды и т.д.

4. Благоустройство парковой зоны

4. 1. Инвентаризация существующих насаждений

Инвентаризация насаждений – один из этапов ландшафтного проектирования. Он необходим, если на участке ландшафтного проектирования находятся ценные деревья, которые представляют ландшафтную, историческую достопримечательность, редкостный или экзотичный вид и т.д. Значимость инвентаризации существующих насаждений высока, если речь идет о благоустройстве и озеленении городских территорий – сквера, парка, а также загородных территорий – усадьбы, сада, дачи. Более того, процесс инвентаризации насаждений позволит учесть существующие деревья, гармонично вписать их в будущий проект или убрать лишние насаждения.

Результатом инвентаризации насаждений является план участка, с точно нанесенными на нем с помощью условных обозначений деревьями и кустарниками. На плане каждое растение заносится под индивидуальным номером, однородные растения имеют общий номер. Указывается не только наименование породы, но обязательно возраст, санитарное состояние растения, его высота, диаметр ствола на высоте 130 см, кроны, и, конечно, декоративные характеристики. Все данные тщательно заносятся в инвентаризационную ведомость.

Инвентаризация насаждений важна не только в процессе благоустройства и озеленения территорий. Многие заповедники, заказники, ботанические сады, другие крупные массивы деревьев требуют регулярной инвентаризации насаждений для обновления флоры, удаления погибших экземпляров, предотвращения болезней и т.д.

4.2. Системы полива

Мероприятия по благоустройству и озеленению любой территории будут неполными без внедрения системы полива. Действительно, не только газоны и клумбы, но и все зеленые насаждения требуют влаги. Места общественного досуга и частные владения, отдельные участки и целые поселки, медицинские и учебные заведения, городские площади и загородные дома ждут качественных систем полива. Разнообразие систем полива обусловлено задачами, которые они призваны решать.

Системы полива – дождевальные, капельные, комбинированные, с ручным или автоматическим управлением – подбираются с учетом размера территории, объемов необходимой влаги (чтобы избежать переувлажнения или недолива), особенностей проекта и возможностями установки того или иного оборудования.

4.3. Освещение участков

Освещение участка – важнейшая составляющая в комплексе мероприятий по благоустройству территории. Сочетание таланта дизайнера и инженера позволяет преобразить парк с помощью освещения до неузнаваемости. Искусный специалист подчеркнет лучшие уголки территории, а ее недостатки оттенит, сделает менее заметными. Недаром парковое освещение схоже с гармонично подобранным гардеробом мудрой женщины.

Правильно выбранный свет делает территорию уютной, позволяет насладиться в полной мере красотой ландшафтного дизайна. Освещение может стать настоящей изюминкой парка, изящным и элегантным украшением. Но, безусловно, освещение участка несет, прежде всего, важную функциональную нагрузку. Оно просто необходимо в темное время, для ориентации, но избыток света лишает парк загадочности. Освещение также выполняет и еще одну важную функцию – охранную.

4.4. Мощение дорожек

Мощение дорожек – неотъемлемый элемент ландшафтного дизайна и благоустройства территории. Тип, стиль, дизайн дорожки, безусловно, должен соответствовать выбранному стилю сада или парка, гармонировать с окружающим пейзажем и строением, расположенным на территории. Но самое важное – мощение дорожек должно быть безопасным, комфортным, устойчивым к агрессивным средам, любым погодным условиям, температурным колебаниям, износу.

Дорожки можно условно разделить на мягкие и жесткие по качеству материала, используемого при мощении: жесткие дорожки делаются из натурального или искусственного камня, кирпича, тротуарной плитки и т.д., а мягкие – из сыпучих материалов (песка, гравия, щебня). Хорошими эксплуатационными характеристиками может похвастаться гранит, плоская крупная галька, песчаник и кварцитопесчаник, кварцит и некоторые другие материалы. Современные технологии позволяют создать достаточно широкий спектр декоративных и отделочных материалов всевозможных цветовых решений, что позволяет создать дорожку в полном соответствии с дизайнерским замыслом.

Мощение дорожек имеет ряд правил. Прежде всего, важным этапом является подготовка основания. Именно основание обеспечит надежность эксплуатации. Разметка, учет глубины и уровня газона, особенности грунта, рельеф – все имеет значение при проектировании мощения. Кстати, после разметки по дорожке следует пройтись владельцам участка, чтобы оценить удобство. Дренаж дорожки – другой важный момент в мощении, особенно, если на участке тяжелые глинистые почвы.

4.5. Дренажные системы участков

Качество благоустройства и озеленения участка зависит от различных факторов, и во многом – от правильной организации оттока избыточной воды. Несомненно, переувлажнение участка недопустимо, поскольку это приведет к самым всевозможным проблемам, среди которых подтачивание фундамента строений на участке, плесень на стенах, вспучивание и разрушение мощения, гибель деревьев, кустарников, цветников от переувлажнения, заболачивание территории и т.д. Избежать всех этих и многих других неприятностей поможет правильно организованная дренажная система, планирование которой разумно проводить параллельно разработке ландшафтного дизайна.

Устройство дренажной системы – исключительно индивидуальный проект, который разрабатывается, исходя из особенностей участка. Наличие и уровень залегания грунтовых вод, количество и сезонность годовых осадков, уровень уклона участка, качество почвы, наличие глинистых пород и другие факторы влияют на то, каким именно способом необходимо организовывать водоотвод.

Дренаж участка может быть поверхностным (точечным, линейным) и глубинным. Первый борется, как правило, с излишками воды после атмосферных осадков или весеннего таяния снега, второй – с грунтовыми водами, залегающими слишком близко к поверхности. Технология организации дренажной системы несложная, и порой ее можно успешно реализовать своими руками. В основе – водоприемники и система каналов для отвода воды. Специалисты помогут сделать дренажную систему качественно, учитывая все особенности участка, и уберегут владельца от ошибок, ненужных трат финансов и нервов.

4.6. Деревья и кустарники - важнейшие элементы ландшафтного дизайна

Невозможно представить благоустройство и озеленение территории без высадки деревьев и кустарников. Они являются важнейшими элементами ландшафтного дизайна даже на небольшом пространстве. Если же речь идет о саде, парке, - деревья и кустарники, декоративные, плодовые, лиственные и хвойные, создают основу и формируют стиль.

Подбор деревьев и кустарников зависит от целого комплекса различных факторов. Учитывается масса деталей: климат, почвенный состав, стиль дизайна, размер территории, совместимость различных видов, размеры, ярусность, цветовая гамма, сложность ухода и т.д. Если речь идет о создании зимнего сада, круг значимых деталей расширяется. Качественно реализовать замыслы владельца участка может команда профессионалов ландшафтного дизайна.

Следующий важный этап – приобретение качественного посадочного материала (саженцев), доставка и непосредственно посадка материала в почву. Процесс ответственный и требует специальных знаний и практических навыков. Лучшее время для посадочных работ – весна или осень, но некоторые виды деревьев неплохо приживаются и в летний период. В то же время, существуют определенные нюансы при выборе сроков посадки: одни растения предпочитают для «переезда» весну, другие – осень, для саженца предпочтительнее посадка закрытой корневой системой - с комом или контейнером.

Различные технические и процедурные приемы – сведение к минимуму времени между выкопкой саженца из питомника и его посадкой, удаление однолетних побегов, применение иммуностимуляторов, обогащение почвы и т.д., - используются специалистами по озеленению для улучшения процесса пересадки растения и минимизации потерь. Послепосадочный уход, особенно в первый год жизни саженца на новом месте, - важный фактор для приживаемости растения и его дальнейшего развития.

4.7 Цветники и клумбы

Цветники и клумбы – популярные элементы ландшафтного дизайна, украшающие большинство садов, парков, участков, территорий любых размеров. Фантастическое разнообразие форм, оттенков, композиций и запахов позволяет найти уникальное решение, создать с помощью цветников и клумб атмосферу романтичности, феерии, утонченности. Цветники и клумбы, безусловно, зависят от выбранного стиля, особенностей ландшафта, климата и целого ряда характеристик (свето- и влаголюбивости растений, почвы и т.д.). Сделать качественный, яркий, уникальный цветник, радующий владельца с весны до поздней осени, многие годы – задача непростая. Правильно подобранные однолетние и многолетние растения позволят достичь эффекта длительного цветения сада.

Самые известные и модные цветники – вертикальные, арабески, рабатки, миксбордеры, клумбы. Каждый из этих видов имеет свои особенности и уместен в определенном ландшафтном стиле, выполняет свои специфические функции. Клумбы, например, имеют правильную геометрическую форму, композиции создаются из однолетних растений, располагаются в центре участка и широко используются в регулярном стиле. Арабеска, в противоположность клумбе, имеет сложную геометрическую форму: оригинальная бабочка, абстрактный орнамент и даже любимое авто, изображенное с помощью цветов, сделают ваш сад уникальным. Вертикальные цветники удачно делят сад на зоны, украшают беседки и вход. С помощью рабатки – длинной гряды – декорируется сооружение по всему периметру. Миксбордеры имеют самый длительный и непрерывный период цветения, поскольку композиция формируется из множества растений разного периода цветения.

4.8. Газоны и их виды

Газон – незаменимое украшение парка. Он легко вписывается в любой ландшафт, хорошо гасит шум, поглощает пыль, улучшает микроклимат, служит прекрасным фоном для дизайнерского декора, подчёркивает красоту солитёрных (единичных) деревьев, групповых посадок других растений, архитектурных форм зданий, скульптур, водных сооружений. Он может быть и самостоятельным элементом парка.

Что же такое культурный газон? Это специальнообустроенный травяной покров на определённой территории с эстетической и практической целью.

Газоны, являясь необходимым элементом любого ландшафтного дизайна, различаются по характеру и назначению. В современном озеленении специалисты используют такие типы:

- Партерный газон – это газон высочайшего класса, самый эффектный и самый сложный в строительстве и уходе, создаваемый на наиболее ответственных (парадных) участках Сада. Учитывая трудоёмкость ухода (частая стрижка, регулярная подкормка, прочёска, рыхление, аэрация и пр.), мы делаем его в виде круга, овала, квадрата или прямоугольника. Ходить по нему, играть, валяться или загорать не рекомендуется – этот аристократ не выносит вытаптывания! Он несёт в себе только декоративную функцию и предназначен для любования его изысканной красотой.

- Обыкновенный (простой) газон – самый распространённый вид. Отличается от партерного качеством обработки почвы, толщиной растительного слоя и меньшими затратами. Он может занимать большие пространства и оборудуется на любой стороне – солнечной или теневой, требует, однако, постоянного внимания – стрижку, подкормку, увлажнение и реставрацию.

- Заросшие сорной растительностью площадки окультуриваем луговым газоном . Он состоит из различных газонных трав и луговых цветов и кажется простым, но его создание предполагает наличие дизайнерского вкуса, т.е. умение видеть прекрасное.

- Мавританский – лугового и представляет из себя пёстроцветущий луг. Обилие красок на весь сезон достигается с помощью смеси злаков с различными сроками цветения. Такие травостои скашивают один раз за весь вегетационный период – после окончания фазы массового увядания. Эти живописные лужайки мы строим на открытых солнечных площадках или по берегам искусственных водоёмов. Такой газон (его ещё называют восточным, арабским, японским) не нуждается в постоянном уходе.

- На спортивных и детских площадках высаживают спортивный газон . Чтобы дренажный слой почвы сделать водонепроницаемым и упругим, используют специальную смесь злаковых трав. Такой газон не боится вытаптывания и быстро восстанавливается.

5. Выбор ландшафтного стиля

Дизайн участка предполагает искусственное создание среды с использованием природных компонентов. Безусловно, многое при разработке проекта парка зависит от почвы, рельефа и климата. Залогом успеха нашей работы является понимание мысли, философии и идей, которые воплощены в стилях садовопаркового искусства.

В ландшафтном дизайне выделяют такие разновидности:

Классический (регулярный) стиль: здесь всё подчиняется законам симметрии, имеется ярко выраженная основная линия – смысловой центр всей композиции. В таком стиле оформляется, как правило, небольшой равнинный участок.

Английский (пейзажный) стиль предполагает подражание дикой природе: холмы и валуны, открытые поляны и водоёмы, разнородные посадки деревьев, кустарников и крупномерных растений группами или массивами.

Смешанный стиль (комбинация классического и пейзажного стилей) – плодовая часть сочетается с декоративным обустройством.

Восточное направление. В последние годы в практике ландшафтного дизайна России появился интерес к идеям и принципам восточного стиля – японскому и китайскому . Уголок в японском стиле огораживается от остальных зон парка бамбуковой изгородью. Ветви сосны, ели или можжевельника формируются в виде горизонталей. Украшением служат фонари, скульптуры, мостики, статуи. Обязательное условие: сухие ручьи и вода, означающая по понятиям восточной философии, жизнь и очищение. Китайский Фэн-Шуй считается самым древним из искусств приусадебного пространства. Он отличается от других особой планировкой и, в зависимости от местности, тщательным выбором формы декора.

Особое предпочтение Фен-Шуй отдаёт четырём магическим животным: чёрной черепахе – символу долголетия, зелёному дракону, который обеспечивает благополучие дома, белому тигру – символу удачи и малиновому фениксу, защищающему человека от неприятностей.

Мусульманский сад (мавританский стиль) отличается от других пышным великолепием, ощущением спокойствия и неги, и его обустройство должно отвечать строгим законам ислама.

6. Заключение

Несомненно, что даже самый маленький город стремится создать парк культуры и отдыха. В мегаполисе их множество, ведь каждый район стремится подарить жителям место для семейного отдыха, проведения праздников, прогулок и развлечений, встреч и торжественных мероприятий.

Парк культуры и отдыха – уникальный, неповторимый проект. Специфический рельеф парка, изучение существующих почв и наличия естественных или искусственных водоемов, монтаж декоративных конструкций и сооружений, создание фонтанов, цветочных клумб, высадка деревьев и кустарников – далеко не полный перечень всех деталей, которые необходимо учесть и соединить в единый ансамбль.

Стильный парк гармонизирует жизнь горожан, делает её одухотворённой и более здоровой.

7. Приложение. Творчество Константина Мельникова

В истории мировой архитектуры встречаются мастера, представляющие загадку для исследователей. У них нет творческой школы и плеяды учеников. Они не всегда попадают в стиль эпохи, вызывая непонимание и даже возмущение современников. Они не встроены в конкретные творческие течения и как бы противостоят им всем вместе взятым. Их творческую концепцию трудно логически осмыслить, они и сами не могут, а часто и не пытаются ее систематизировать. Такой талант — это мощный непрерывно действующий формообразующий родник, не поддающийся никаким ограничениям конкретного течения или школы. Художник как бы прислушивается к себе и творит свободно, легко и непринужденно. У него, как правило, нет мучительных поисков окончательного решения. В процессе эскизирования он создает столько вариантов и настолько разных, что почти каждый из них — это основа самостоятельного проекта и его можно было бы дорабатывать до окончательного решения. Но мысль и фантазия автора продолжают работать, родник идей все бьет, и новые оригинальные варианты ложатся на бумагу. Таким редким и самобытным талантом обладал Константин Степанович Мельников, огромную роль которого в общих формообразующих процессах архитектуры XX в. признают сейчас все серьезные историки, как отечественные, так и зарубежные. Вклад в развитие мировой архитектуры таких мастеров, как Мельников, не уходит в историю вместе со стилевым этапом, так как он связан с расширением объемно пространственных возможностей архитектуры в целом.

Если так смотреть на своеобразие творческого таланта Мельникова, то становится понятным и тот удивлявший всех в 20-е годы необычный по диапазону отрыв его новаторских поисков от общей массы поисков сторонников новых течений. Этот отрыв Мельникова всегда поражал на конкурсах. Сверхноваторские проекты Мельникова уже своим присутствием как бы нивелировали различие многих других проектов, превращая их как бы в варианты одного или нескольких творческих почерков. Конкурсные проекты Мельникова по степени их оригинальности можно было сравнивать не с отдельными проектами, а с группами проектов. Создавалось зрительное впечатление, что конкурируют три-четыре архитектора, один из которых подал единственный проект, а остальные—много вариантов. Таков был диапазон новизны проектов Мельникова.

Проекты Мельникова были не только новаторскими, но и принципиально необычными для своего времени. Они всегда были на гребне нового и сверхоригинального. И это было не один и не два раза: практически все конкурсные проекты Мельникова имели одно и то же качество — они были самыми неожиданными, самыми необычными, самыми оригинальными. Но удивительным было и то, что проекты Мельникова были оригинальны и по отношению друг к другу.

Можно с полной уверенностью сказать, что в XX в. не было другого архитектора, который создал бы столько принципиально новых проектов и такого уровня новизны, что их оригинальность не только сильно оторвала их от работ других мастеров, но и столь же сильно отличала и от работ самого их автора. Если, не обращая внимания на авторов, отобрать в архитектуре XX в. 100 наиболее оригинальных произведений, оригинальных и по отношению друг к другу, то не исключено, что проектов Мельникова среди них будет больше, чем проектов любого другого архитектора.

Это особое качество таланта не только максимальный отрыв новаторских поисков от других, но и максимальная амплитуда поисков самого автора. Таков был Константин Степанович Мельников, который прошел через XX в., все время удивляя и даже возмущая многих своих коллег неожиданной непредвиденной новизной своих проектов и "непоследовательностью" художественных поисков. Он все время не укладывался ни в какие рамки, даже в рамки новаторских течений. И вроде бы даже "мешал" формированию новой стилистики данного этапа, все время сбивал ее становление, вносил что-то непредвиденное и неожиданное, причем меняя при этом вектор поисков, что вообще было непонятным и казалось ненормальным, так как в условиях полемики и творческой борьбы течений трудно было осознать, что Мельников вел поиски на ином, более глубоком уровне, затрагивая самые общие профессиональные проблемы архитектуры. Поэтому-то его не очень волновали так занимавшие тогда всех проблемы, такие как стилеобразующие процессы, возможности техники, конкретные творческие находки коллег и т.д. Он творил на уровне объемно-пространственного языка архитектуры, рассматривая ее как великое искусство.

Константин Степанович Мельников родился в Москве в семье рабочего-строителя,

выходца из крестьян, в 1890 г. Окончив приходскую школу, он работал "мальчиком" в

фирме "Торговый дом Залесский и Чаплин". Крупный инженер В. Чаплин обратил внимание на художественные способности мальчика и принял участие в его судьбе, став для К. Мельникова близким человеком. Чаплин помог ему поступить в 1905г. B Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем после окончания Мельниковым в 1913г. живописного отделения посоветовал продолжить обучение на Архитектурном отделении, которое Константин Степанович окончил в 1917г.

Мельников, еще, будучи студентом, увлекался и восхищался дореволюционными постройками и проектами Жолтовского, отмечая впоследствии, что Жолтовский по сравнению со стилизаторами и эклектиками воспринимался тогда как новатор. Он на всю жизнь остался благодарен Жолтовскому за те уроки понимания архитектуры как искусства, которые получил от него в 1917—1918гг. (в Училище живописи, Ваяния и зодчества и на беседах Архитектурной мастерской Моссовета).

На старших курсах Училища и в первые годы после его окончания Мельников работает в духе неоклассики. По его проекту были оформлены фасады ряда зданий завода АМО.

Однако уже в начале 20-х годов Константин Степанович резко порывает с различного рода традиционалистскими стилизациями. Это было время, когда шел бурный процесс становления архитектурного авангарда. Казалось, что поиски нового достигли тогда такой степени радикальности, что трудно уже удивить чем-то архитекторов, порвавших с прошлым и экспериментировавших с динамическими композициями.

Но и в этой ситуации появление в 1922— 1923гг. первых новаторских произведений Мельникова для многих оказалось неожиданным. Они не укладывались ни в какие школы и течения, вызывая восторг у одних, непонимание и отрицание у других.

Такие проекты 1922—1923гг., как павильон "Махорка", жилой комплекс показательных

рабочих домов "Пила" и Дворец труда в Москве, по своим формам и стилистике резко контрастировали с работами других архитекторов тех лет.

Один из этих проектов был осуществлен— это павильон Всероссийского махорочного синдиката на сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923г. в Москве, который бесспорно был наиболее интересным архитектурным объектом выставки, в проектировании которой принимали участие виднейшие зодчие. Сложная динамическая композиция, консольные свесы, угловое остекление, открытая винтовая лестница, огромные плоскости плакатов — все это резко выделяло павильон "Махорка" из многочисленных построек выставки.

К трем перечисленным выше произведениям Мельникова 1922—1923гг., начавшим его блистательный путь в архитектуре XX в., можно присоединить и конкурсный проект здания московского отделения "Ленинградской правды": четыре верхних этажа пятиэтажного здания (остекленный металлический каркас) вращались независимо друг от друга, как бы нанизанные на круглый статичный остов, внутри которого располагались лестница и лифт; консольно выступая частью объема, эти вращающиеся этажи создавали бесконечное разнообразие силуэта здания.

В павильоне "Махорка" Мельников впервые применил новый подход к созданию художественного образа современного выставочного павильона, который был затем развит в принесшем ему мировую славу советском павильоне на Международной выставке декоративных и прикладных искусств в Париже 1925 г. Павильон представлял собой легкую каркасную деревянную постройку, большая часть площади его наружных стен была остеклена. Необычна была его композиция: прямоугольное в плане двухэтажное здание перерезалось по диагонали широкой ведущей в помещения второго этажа открытой лестницей, которая перекрыта оригинальной пространственной структурой— наклонными пересекающимися плитами. Парижский павильон 1925г. явился первым и в то же время триумфальным выходом молодой советской архитектуры на мировую арену. Он принципиально выделялся среди других построек выставки не только содержанием размещенной в нем экспозиции, но и своим современным обликом, резко отличаясь от павильонов других стран, представлявших собой эклектичные стилизации.

Большой вклад внес К. Мельников в разработку такого рожденного новыми социально-экономическими условиями типа общественного здания, как рабочий клуб. В одном только 1927г., что называется на едином творческом дыхании, Мельников создает проекты четырех рабочих клубов для Москвы, в последующие два года—еще три проекта. За исключением одного, все проекты были осуществлены, в том числе пять клубов было построено в Москве (им. Русакова, "Свобода", "Каучук", им. Фрунзе, "Буревестник"), один под Москвой—в Дулеве.

Придавая большое значение наиболее рациональной организации функционального процесса, Мельников в то же время много внимания уделял поискам выразительного внешнего облика клуба, связывая объемную композицию здания с новаторским решением его внутреннего пространства. Поражает фантазия Мельникова в создании объемно-пространственной композиции клубов: "рупор" клуба им. Русакова с тремя вынесенными на консолях выступами, пятилепестковая четырехэтажная башня клуба "Буревестник" (в башне размещены клубные помещения), лежащий между двумя высокими прямоугольными торцевыми частями в виде слегка сплющенного цилиндра объем зрительного зала в клубе "Свобода", полукруглый объем клуба "Каучук", крупно решенное небольшое здание клуба им. Фрунзе с нависающим над открытой террасой "лбом" главного фасада. Характерная для клубов Мельникова оригинальная форма получена не за счет втискивания функции в заранее придуманную форму. Сама необычная форма клубов создавалась архитектором одновременно с разработкой внутренней организации пространства. Причем наиболее сложная композиция характерна как раз для тех клубов, где Мельникову путем виртуозного решения внутреннего пространства удавалось так рационально использовать весь объем здания, что его полезная площадь значительно превышала предусмотренную заданием (при сохранении требуемого программой объема).

Архитектура—это такое искусство, где нельзя проводить формальные эксперименты в натуре, не затрачивая на это значительных средств. В то же время тот период, в котором находилась в 20-е годы архитектура авангарда, требовал экспериментов не только в области функционально-конструктивной основы здания, но и в области поисков новой художественной формы. Как известно, особенности восприятия произведений архитектуры не позволяют производить эти эксперименты на бумаге или даже на макетах. Необходимы эксперименты в натуре. И архитекторы часто, не желая перекладывать на общество расходы по эксперименту в области новой архитектурной формы, подобно врачам, которые прививают себе опасные болезни, испытывая новые препараты и методы лечения, также предпочитают экспериментировать на себе.

Достаточно проанализировать собственные дома крупнейших архитекторов XX в., чтобы убедиться в этом (Нимейер, Джонсон, Райт и др.). Это же можно сказать и о Мельникове. Когда, например, разработанный им впроекте клуба им. Зуева композиционный прием сочетания ряда врезанных друг вдруга вертикальных цилиндров не был осуществлен в натуре (клуб был построен по проекту И. Голосова), архитектор ставит эксперимент "на себе"—строит собственный дом в виде двух врезанных друг в друга цилиндров, так как его очень интересовали пространственные и художественные возможности этой формы. В небольшом сооружении архитектор сумел в натуре проверить целый ряд сложных художественно-композиционных приемов, превратив свою квартиру в

своеобразную экспериментальную площадку. Например, в доме имеются два одинаковых по форме и размерам помещения, но одно из них (кабинет) имеет огромное окно—экран, а другое (мастерская) освещается 38 шестигранными окнами, образующими сложный орнаментальный рисунок и создающими равномерное освещение и необычный эффект. В натуре облик этих помещений резко различен, они не воспринимаются как одинаковые по размеру. Константин Степанович очень любил приводить в пример различие впечатлений от этих помещений. Он говорил, что различие в облике кабинета и мастерской убедительно свидетельствует, что для архитектуры важна не столько абсолютная величина, сколько относительная, так как многое зависит от архитектурного решения.

В 1925г., осуществляя в Париже строительство выставочного павильона, К. Мельников создает там два заказных проекта гаражей. В одном из этих проектов он выдвинул оригинальную идею: разместить многоярусные гаражи над мостами через Сену. В этом проекте были как бы предвосхищены получившие развитие во второй половине XX в. идеи консольного подвешивания двух пересекающихся систем наклонных опор и пандусов, связанных поверху работающими на растяжение горизонтальными перекрытиями. Второй гараж—это квадратное в плане многоэтажное здание со сложной системой криволинейных пандусов. Фасад гаража—сетка из квадратных ячеек-панелей; часть ячеек в центре фасада, остекленная и превращенная в своеобразный экран, открывает фрагмент интерьера с внутренним пандусом, по которому мимо остекления двигаются автомашины. Уже в проекте гаража над мостами Сены Мельников использует новый прием размещения автомашин, при котором их постановка на место стоянки и выезд с нее осуществляются без использования движения задним ходом. Автомашины

устанавливаются в один ряд под некоторым углом друг к другу. Эту так называемую прямоточную систему размещения автомашин. Мельников продолжал разрабатывать и в Москве. Он сам обратился с предложением в Московское коммунальное хозяйство, и по его проекту был построен гараж для автобусов на Бахметьевской улице.

Прямоточная система расстановки машин (в ряд с уступом) предопределила конфигурацию плана этого гаража в виде параллелограмма, а уступчатость их рядов была выявлена Мельниковым в уступах наружных стен гаража. Второй гараж—для грузовых автомашин (на Ново-Рязанской улице) строился на небольшом участке неправильной конфигурации. Архитектор выбрал подковообразную форму плана с выводом торцевых фасадов на улицу. Мельников строит в Москве еще два гаража (для "Интуриста" на Сущевском валу и для Госплана), в первом из которых уличный фасад имеет огромное круглое окно и динамичную диагональную полосу—символ пандуса, а во втором подчеркнутый ритм вертикалей— каннелюры корпуса мастерских—сочетается с почти скульптурно решенным большим круглым окном гаража.

Среди лидеров советского архитектурного авангарда К. Мельникову повезло, пожалуй, больше, чем другим, в реализации проектов. Веснины, И.Леонидов, Н.Ладовский, М.Гинзбург, Л.Лисицкий, И. Голосов и другие пионеры советской архитектуры, создавшие в те годы большое количество интересных проектов, смогли реализовать в построенных зданиях лишь единицы из них.

По проектам же Мельникова было построено тогда полтора десятка сооружений, большая часть которых стала явлением в развитии архитектуры XX в. Это важно отметить и потому, что были реализованы проекты одного из самых изобретательнейших архитекторов. Сам факт широкой реализации его произведений заставляет по-иному отнестись и к тем его произведениям, которые остались в проектах и которые в 20-е годы в острой полемике того периода нередко объявляли "фантастическими". И можно понять Мельникова, когда он с недоумением писал: "Меня обвиняют в "оригинальничаньи", в фантастике, в утопичности моих проектов. Между тем фантаст Мельников построил десятки реально стоящих сооружений".

Из истории искусства известно, что все принципиально новое, как правило, встречается со стороны современников с большей или меньшей долей скептицизма. Нам иногда кажется, что когда-нибудь, в будущем, все новое в художественном творчестве будет восторженно встречаться современниками. Однако все обстоит не так просто. Общепринятые критерии художественной оценки произведений искусства формируются под влиянием творчества художников и не могут обгонять сам процесс художественного развития. Поэтому чем более радикальна новизна, например, архитектурного проекта, тем в большее противоречие он вступает с существующими в данный момент критериями оценки.

И тот, кто идет первым, кто своими новаторскими проектами ломает многие привычные представления, безусловно, способствует преодолению психологического барьера восприятия новой формы. Но сам он часто оказывается в невыгодном положении, так как, расширяя диапазон формально-эстетических поисков, всегда находится, так сказать, на крайне левом фланге, причем лавры иногда достаются его более умеренным последователям, которые в сравнении с "крайностями" первопроходца выглядят "реалистическими новаторами". Достаточно привести пример использования консольного выноса над фасадом объема балкона зрительного зала. Этот прием впервые применен Мельниковым в клубе им. Русакова. Сколько в свое время резких слов было написано о "формализме" этого приема! Однако сейчас этот прием широко применяется во всей современной архитектуре, как в советской (кинотеатр "Россия" в Москве, зрительный зал санатория "Сочи"), так и в зарубежной (бассейн в Вупперстале, Германия, городской зал в Вене).

Существование определенного психологического барьера в оценке новаторских поисков в области архитектурного образа наглядно видно на примере отношения современников к творчеству Мельникова. Многие его проекты объявлялись нереальными и фантастическими, причем в обоснование таких оценок не проводилось никаких технико-экономических расчетов. Считалось, что "фантастичность" мельниковских поисков наглядно видна каждому даже в самом внешнем облике здания.

Как бы не замечая, что значительная часть проектов Мельникова была осуществлена в натуре, критики связывали доказательство "фантастичности" его произведений с неосуществленными конкурсными проектами крупных общественных зданий. Это прежде всего такие произведения Мельникова, как проекты Дворца труда (1923), памятника Колумбу (1929), Дворца народов СССР (встречный проект конкурса на Дворец Советов, 1932) и здание Наркомтяжпрома на Красной площади в Москве (1934). Особенно резкой критике, именно как "фантастический", подвергался последний проект.

Для Мельникова важнейшим качеством любого архитектурного произведения была его художественная неповторимость. Ему казалось совершенно естественным, что, создавая проект, архитектор создает новое произведение , и что только в этом случае его можно с полным основанием считать автором. Он просто не понимал, как можно проектировать, используя то, что найдено другими (в этом он был солидарен с Леонидовым). В проектах Мельникова поражает степень раскованности творческой фантазии мастера в вопросах формообразования.

Стилистически вся архитектура авангарда внешне резко отличается от предшествующих стилей. Однако анализ средств и приемов художественной выразительности новой архитектуры показывает, что многое в них не только имеет преемственную связь с прошлым, но и не выходит за пределы сложившихся стереотипов.

Стереотипы в архитектуре связаны с самыми различными уровнями профессионального творчества: образный стереотип функционального типа здания, стереотип набора приемлемых геометрических форм и композиционных приемов и т.д. В конечном счете, степень новаторства того или иного архитектора определяется тем, насколько радикально он ломал и преодолевал сложившиеся стереотипы. Причем ломал и преодолевал первым и в новом направлении. В этом отношении Мельников не имеет конкурентов в архитектуре XX в. в целом, его творческая смелость в определении стереотипов была раскована в наивысшей степени.

Наиболее известные реализованные архитектурные работы:

1915—1917 — жилые и рабочие помещения московского автомобильного завода АМО (не сохранились)
1923 — павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (не сохранился)
1924 — саркофаг для Мавзолея В. И. Ленина (реализован в несколько видоизменённом варианте, утерян во время эвакуации тела В. И. Ленина в Тюмень)
1924—1926 — Ново-Сухаревский рынок в Москве (не сохранился). Конторское здание рынка (Большой Сухаревский переулок, 9)
1926—1927 — Бахметьевский гараж (находится на реставрации)
1927—1929 — «Золотой период» творчества К. Мельникова:
Дом-мастерская, Москва, Кривоарбатский переулок, 10
Дом культуры химиков завода «Каучук», Москва, ул. Плющиха, 64
Дом культуры им. И. В. Русакова, Москва, ул. Стромынка, 6
Клуб фабрики «Буревестник», Москва, ул. 3-я Рыбинская, 17/1
Клуб фабрики «Свобода», Москва, ул. Вятская, 41
Дворец культуры фарфорового завода в г. Ликино-Дулёво
Клуб им. М. В. Фрунзе, Москва, Бережковская набережная, 28
Гараж на Новорязанской улице, Москва, ул. Новорязанская, 27
1930—1931 — Реконструкция фасада Московского камерного театра (сейчас Московский драматический театр им. А. С. Пушкина)
1933—1934 — Гараж «Интуриста»
1934—1936 — Гараж Госплана

Неосуществлённые архитектурные проекты:

1924—1924 — Конкурсный проект здания Московского бюро газеты «Ленинградская правда» (победили братья Веснины, не было сооружено)
1925 — Проект гаражей в Париже (не были сооружены)
1927 — Конкурсный проект ДК им. Зуева в Москве (сооружён И. Голосовым)
1929 — Проект памятника Христофору Колумбу в Санто-Доминго (не был сооружён)
1934 — Конкурсный проект строительства здания Наркомтяжпрома (не было сооружено)
1934—1936 — планирование Лужников, Котельнической набережной