Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

«Художественная деятельность, как средство развития креативности мышления детей с ограниченными возможностями»

 

             

«Художественная деятельность, как средство развития креативности мышления детей с ограниченными возможностями»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

«Художественная деятельность, как средство развития

креативности мышления детей с ограниченными

возможностями»

исполнитель:

Паршакова В.Г.

педагог ДО

1 кв. категории

Чернушка 2006.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение…………………………………………………………….2

2.Основная часть» Влияние художественной деятельности на

развитие творческие способности детей………………………….4

а). Изучение теории и опыта зарубежных и отечественных педагогов, и исследователей по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями…………6

б). Обобщение педагогического опыта……………………………..9

3.Анализ работы и диагностики…………………………………….10

4.Выводы……………………………………………………………...11

5.Приложения

1.ВЕДЕНИЕ

Много веков назад древнегреческий учёный и философ Протагор сказал «Человек- лира всех вещей».

Прошли века, но актуальность его слов стала ещё острее.

О гуманности человеческого общества правомерно судят по его отношению к наиболее слабым и уязвимым своим согражданам – детям, старикам, инвалидам.

В 1991 году Российской Федерацией ратифицирована Декларация ООН» О правах умственного отсталых лиц» и «О правах инвалидов», признавшие необходимость оказания умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей, предоставления им возможностей активного участия в жизни общества и индивидуальности. Такие возможности должны быть предоставлены с самого раннего детства каждому ребёнку, в том числе и детям с ограниченными возможностями.

В судьбах именно этих детей такие свойства личности, как активность, самостоятельность, способность к творчеству могут сыграть решающую роль. В жизни детей с ограниченными возможностями именно творчество и творческая деятельность оказывают существенное влияние на формирование личности ребёнка и его творческой активности как важнейшего свойства личности.

Ценную информацию о внутреннем мире ребёнка, о его чувствах и переживаниях мы можем получить, не только наблюдая, но и изучая продукты детского творчества.

А так как почти все дети любят рисовать, то рисунки и являются одним из самых доступных способов «знакомств» с ребёнком.

Работая на протяжении многих лет с детьми с ограниченными возможностями, мною был сделан вывод, что дети с отклонениями

в физическом и психическом развитии могут развивать свои творческие способности, в области изобразительного искусства.

Поэтому подтверждением является достижения таких детей на областных и районных выставках (отзывы жюри, дипломы, грамоты).

На протяжении двух лет по теме самообразования «Художественная деятельность, как средство развития креативности детей с ограниченными возможностями» итогом этой работы является , где обобщается мой опыт работы с такими детьми.

Целью работы является влияние художественной деятельности на развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями. Достижение этой цели возможно через реализацию следующих задач:

- изучить теорию и опыт работы зарубежных и отечественных педагогов-исследователей в области психологии и педагогики с детьми с ограниченными возможностями.

-свой опыт работы с детьми с ограниченными возможностями.

-провести анализ работы и диагностику креативности с детьми с ограниченными возможностями, и сделать выводы.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Влияние художественной деятельности на развитие творческих способностей детей.

Уже давно учёные пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди искусства и науки. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая – длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями; вторая – короткое озарение и интуитивно принятые решения.

Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: « Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения».

Во второй половине нашего века исследования творческого мышления стали расширяться. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучать процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Систематичность и последовательность позволяют управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в « скачку идей», когда решение до конца не продумывается. В этом случае человек имеет много идей. Но не может выбрать среди них нужную. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определённую систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд абсурдная, идея преобразовывается и открывает путь к решению проблемы.

Зачастую открытие рождалось при соединении, казалось бы, несоединимого. Эту способность назвали диалектичностью мышления. Диалектические мыслящий человек может чётко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения.

Творчески мыслящий человек так же нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за своё решение (художники, кубисты, импрессионисты). Работая с детьми, мы часто используем хитроумные методы и приёмы взаимодействия с ними. Изо дня вдень, наблюдая за поведением детей, мы учимся понимать их и оказывать им помощь.

Ценную информацию о внутреннем мире ребёнка, о его чувствах и переживаниях мы можем получить, не только наблюдая, но и изучая продукты детского творчества. А так как почти все дети очень любят рисовать, то рисунки и являются одним из самых доступных способов »знакомства» с ребёнком. Особенно с детьми с ограниченными возможностями. Даже порой незная заболевания ребёнка, через рисунок мы можем определить его заболевание его психическое состояние. Мы можем выявить, к какому типу психического развития относится ребёнок и подобрать в связи с этим, те методы и формы работы, которые помогут ему в развитии способностей.

Так, например, в книге «Шпаргалка для взрослых» авторы Е.К.Лютова и Г.Б.Ионина, очень подробно рассказывают о таких проблемных детях, их особенностях своего развития и поведения. Авторы предлагают конкретные рекомендации по выявлению симптомов, агрессивности, гиперактивности аутизма и тревожности у детей.

Рисунки гиперактивных детей.

Импульсивность, неумение долго заниматься одним делом, управлять своим поведением, своими движениями, свойственны гиперактивным детям, конечно же, отражаются в их произведениях.

Рисунки редко бывают симметричными: если на бумаге изображено дерево, то ствол может, искривлен, ветви «раскидистые» а листья чётко не прорисованы, изображены «символически». Они никогда не статичны. Люди и животные на рисунках никогда не стоят на месте в неподвижной позе, они как будто размахивают руками (лапами, хвостами) прыгают, вертят головой.

Если гиперактивный ребёнок захочет раскрасить свой рисунок, то скорей всего это будет сделано крайне небрежно: штриховка либо не будет доходить до контура, либо будет выходить за край изображения. Нажим, как правило, неравномерный, а детали рисунка – крупные, размашистые.

Рисунки агрессивных детей.

Рисунки агрессивных детей отличаются большим количеством острых углов. Часто они изображают острые зубы. Острые шипы, клыки, когти и т.д.

Дети, которые в жизни привыкли добиваться своего с помощью кулаков, часто рисуют большие, зачерненные, заштрихованные руки. Те ребята, кто любит обзываться и кричать на других, привыкли вступать в многочисленные споры с окружающими, как правило, рисуют большой открытый рот, с огромными, острыми зубами. Обычно агрессивные дети предпочитают либо тёмные цвета(черный, коричневый и др.),либо очень яркие (красный, зелёный).

«Герой» рисунков агрессивных детей чаще всего люди действия. Они сражаются, кричат, догоняют кого-то, приказывают грозным тоном, ругаются, дерутся.

Рисунки тревожных детей.

Рисунки тревожных детей, как правило, имеют много зачернённых «пятен» или, напротив-слишком «прозрачных» или почти незаметны. Люди, изображённые тревожными детьми, часто имеют большие тёмные глаза. Пословица» у страха глаза велики» точно отражают характер рисунков детей данной категории.

Тревожные дети, которые имеют низкую самооценку, изображают себя маленькими, почти невидимыми, обычно в нижней части листа.

Создавая свои «шедевры», они любят пользоваться ластиком, обводить и исправлять проведённые только что линии. Позы людей, как правило, статичны и однотипны: все замерли, все ждут, все как будто прислушиваются и присматриваются, а нет ли сигнала о приближающей опасности?

Рисунки аутичных детей

Аутичные дети рисуют по-своему: вдумчиво, не торопясь, иногда для них это целый риткал. Например, деревья на их рисунках обычно имеют толстый ствол, занимающий большую площадь на листе, от отствола отходят ветки, как правило, похожие на широкие прямоугольные доски от забора. Листьев на деревьях совсем немного.

Тематика произведений аутичных детей очень однообразна. Дети могут изо дня в день, из месяц в месяц, даже из года в год изображать один и тот же сюжет, одних и тех же персонажей, выполняющих одни и те же действия. (Однако нельзя забывать, что подобное «постоянство художественного вкуса» свойственно и тревожным детям, которые бояться неудачи, и тем детям, которые просто не умеют рисовать или имеют проблемы с мелкой моторикой). «Как научили, так и рисую. Что получается, то и делаю. Что делаю, то мне и нравится», - прочесть «между строк» таких рисунков.

6. Обобщение своего педагогического опыта.

Таким образом, изучив психические особенности детей с ограниченными возможностями, я разработала программу по изобразительному искусству «Я рисую», которая способствует развитию познавательных процессов и эстетических чувств через приобщение к изобразительному искусству.

Программа даст возможность легче переживать свой недуг, адаптироваться в среде сверстников и, конечно же, получить дополнительные знания по изобразительному искусству и развивать свои творческие способности. У детей с нарушением физической и психической деятельности, (при работе карандашом, кистью и другими художественными средствами), развивается моторика, и они могут овладеть изобразительной деятельностью, развить креативность. Дети много рисуют по представлению, на темы, которые запланированы в программе («Зима», состояние погоды, мой край и т.д.), учатся фантазировать, представлять и изображать это на бумаге.

Много уделяется внимания абстрактному мышлении., как например, рисовании кляксами, цифрами, монотипия. Эти темы дают ребёнку развить фантазию и воображение.

На занятиях используются разные формы и методы для развития творчества. Так как дети с разными формами психического развития занимаются вместе, то занятия строятся так, чтобы больше уделялось внимание индивидуальной работе. Например, токминова Лена тревожный ребёнок, поэтому часто приходится подходить к ней, поощрять, хвалить, помогать, а так как она очень работает медленно, то приходится давать ей дополнительное время на композицию, чтобы её закончить. А вот Лисюк Семён – гиперактивный ребёнок, он делает всё быстро и небрежно, ему хватит 15-ти минут, чтобы закончить работу. Поэтому ему уделяется тоже много внимание, часто приходиться повторять об аккуратности, чтобы он не торопился, приводить в пример других ребят, а иногда и даже помогать исправлять ошибки.

При построении занятий с детьми с ограниченными возможностями используются игровые формы, которые расширяют кругозор, развивают речь. (Игра» Я художник-дизайнер»). Необходимо вносить в жизнь ребёнка, положительные эмоции, строить свою работу так, чтобы действию сопутствовали приятные переживания. Это и устная похвала, и ласковое слово, и поощрение. Следует использовать на занятиях не только вербальный подход, но и наглядные средства, вовлекать детей в практическую деятельность, развивать творческий подход к своим работам. Все задания должны, доступны, но каждое следующее задание должно отличаться от предыдущего, пусть небольшой, но увеличенной степенью трудности. Например, на первом задании дети рисуют композицию «Зима». Они разрабатывают зимний пейзаж, который видели, и проблем в исполнении нет. А на втором занятии они рисуют образ зимы. Здесь каждый подходит творчески. Кто это, девушка, женщина, старуха? Какой у неё характер, во что она одета. У каждого получается свой образ, своё отношение к зиме.

Так, работая кистью и карандашом ,ребята развивают свои творческие способности, познают радость в преобразовании обычного в художественное произведение.

3.ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Для выявления роста творчества используется диагностика креативности мышления» Дорисуй рисунок», по Торронсу, а так же на сплочение коллектива методика «Социометрия».

Кроме этих диагностик используется методика «Лесенка».

Модифицированная методика В.Г.Шур предназначена для исследования уровня самооценки детей дошкольного и школьного возраста.

Материал: На стандартном листе белой бумаги нарисована лесенка из 7 частей.

Средняя 4-ая ступень – шире остальных.

Инструкция: Перед тобой лесенка со ступеньками. На нижних ступеньках находятся непослушные, неуспевающие дети, чем ниже, тем хуже; а на верхней – хорошие, послушные, успевающие, чем выше – тем лучше. На средней ступеньке – дети неплохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни, почему.

Обработка данных: при анализе рисунка принимается во внимание положение на лесенке, выбранное самим ребёнком, и то, как он объясняет свой выбор. Данную информацию следует сопоставить с данными наблюдениями и беседой с ребёнком.

4.ВЫВОДЫ

Таким образом, изучив опыт педагогов и обобщив свой опыт работы, я делаю выводы, что художественная деятельность развивает творческие способности детей, что свидетельствуют приложенные к у работы детей первого года обучения и третьего года обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1.Л.В.Баль, С.В.Барканова. Формированиездорового образа жизни российских подростков. ВЛАДОС.-М.2003.

2.Т.Б.Монина.\\Дополнительное образование. 2002. №5.

3.А.Э.Симонгорвский. Развитие творческого развития детей.- Ярославль.1991.

4.Е.К.Лютова. Шпаргалка для взрослых. - М. 2000.