Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Стратегия социально-экономического развития катайского района до 2020 года

 

             

Стратегия социально-экономического развития катайского района до 2020 года

Администрация Катайского района

СТРАТЕГИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

КАТАЙСКОГО РАЙОНА ДО 2020 ГОДА

г. Катайск 2008 г.


Содержание

Стратегии социально-экономического развития

Катайского района до 2020 года

Наименование

стр.

Введение

4

1.Место Катайского района в экономике Курганской области

5

2 Конкурентные преимущества Катайского района

6

3.Основные итоги социально-экономического развития Катайского района в 2000-2007 годах.

8

3.1 Основные социально-экономические показатели района

8

3.2 Оценка потенциала района

12

3.2.1 Ресурсно-сырьевой потенциал

12

3.2.2 Интеллектуальный_потенциал

13

3.2.3 Институциональный потенциал.

13

3.2.4 Инновационно-инвестиционный потенциал

13

3.3 Финансы и межбюджетные отношения

16

3.3.1 Характеристика бюджета района

16

3.3.2 Межбюджетные отношения с областным бюджетом

17

3.3.3. Межбюджетные отношения района с муниципальными поселениями

18

4.Основные проблемы социально-экономического развития Катайского района на долгосрочную перспективу

18

5.Основная цель и направления долгосрочного развития района

19

6. Основные угрозы и риски при долгосрочном развитии района

19

6.1 Риски Катайского района

19

6.2 Сильные, слабые стороны, возможности и угрозы при развитии района

20

7. Стратегические направления инновационного социально-ориентированного типа экономического развития района

23

7.1 Развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни населения

23

7.1.1. Анализ современного состояния, проблемы и демографической ситуации, труда и занятости, уровня жизни населения.

23

7.1.1.1 Повышение устойчивости демографического развития и миграционная политика

24

7.1.1.2 Сокращение уровня бедности населения

25

7.1.1.3 Развитие рынка труда

26

7.1.1.4 Трудовые отношения и социальное партнерство

28

7.1.1.5 Охрана труда

29

7.1.2. Анализ современного состояния, проблемы системы социальной защиты населения

30

7.1.3 Анализ современного состояния, проблемы и развитие здравоохранение

32

7.1.4 Анализ современного состояния, проблемы и развитие образования

36

7.1.5 Анализ современного состояния, проблемы и развитие культуры

44

7.1.6 Анализ современного состояния, проблемы и развитие молодежной политики

46

7.1.7 Анализ современного состояния, проблемы и развитие физкультуры и спорта

47

7.2 Инновационное развитие, повышение конкурентоспособности сфер экономики

49

7.2.1 Анализ современного состояния, проблемы и Развитие промышленности

50

7.2.2 Анализ современного состояния, проблемы и развитие топливно-энергетического комплекса

50

7.2.3 Анализ современного состояния, проблемы и развитие строительного комплекса

51

7.2.4 Анализ современного состояния, проблемы и развитие транспорта , дорожного строительства

52

7.2.5 Анализ современного состояния, проблемы и развитие агропромышленного комплекса (в т.ч.Развитие земельных отношений)

53

7.2.5.1 Агропромышленный комплекс

53

7.2.5.2 Земельные отношения

58

7.2.6 Анализ современного состояния, проблемы и развитие лесопромышленного комплекса

59

7.2.7 Анализ современного состояния, проблемы и развитие жилищно-коммунального хозяйства

60

7.2.8 Анализ современного состояния, проблемы и развитие малого и среднего предпринимательства

64

7.2.8.1 Потребительский рынок

64

7.2.8.2 Малое и среднее предпринимательство

65

7.2.9 Анализ современного состояния, проблемы и развитие финансовых рынков, банковского и страхового сектора

67

7.2.10 Анализ современного состояния, проблемы и развитие конкурентных преимуществ в сфере экологии и природопользования

68

7.2.10.1 Природопользование

68

7.2.10.2 Экологическая политика

69

7.2.11 Анализ современного состояния, проблемы и развитие туристско-рекреационного комплекса

71

8. Совершенствование системы стратегического управления развитием района, реализация административной реформы

72

8.1.1 Административная реформа

72

8.1.2 Развитие рынка земли и недвижимости

73

8.1.3 Совершенствование управления муниципальной собственностью

74

8.1.4 Повышение финансовой устойчивости района

75

9. Приоритеты территориального развития

77

9.1. Современная территориальная дифференциация района

77

9.2 Прогноз развития муниципальных образований

77

9.3 Зоны опережающего развития

78

9.4 Основные инвестиционные проекты

78

10. Усиление имиджа Катайского района

79

11. Социально-экономическая эффективность мероприятий Стратегии

81

Введение

Стратегия социально-экономического развития Катайского района на период до 2020 года определяет задачи, приоритеты, механизмы реализации. Основные приоритеты направлены на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое развитие экономики и повышение ее конкурентоспособности в увязке с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, стратегией долгосрочного развития УрФО, программами Курганской области, Катайского района и другими действующими документами федерального, регионального и местного уровней государственной власти.

В соответствии с этим:

- проанализировано современное состояние, проблемы и предпосылки развития экономики и социальной сферы:

- сформулированы цели и направления развития района с учетом общих приоритетов развития Российской Федерации, Курганской области и специализации Катайского района;

- выделена система наиболее крупных и значимых проектов районного уровня и даны предложения по их ресурсному обеспечению;

- определены механизмы и необходимое ресурсное обеспечение развития основных отраслей экономики и социальной сферы.

Стратегии социально-экономического развития Катайского района до 2020 года разработана в соответствии с Уставом Катайского района.

Основные направления и приоритетные задачи социально-экономического развития Катайского района сформированы в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации на среднесрочную перспективу; проводимыми реформами; отраслевыми концепциями, приоритетными национальными проектами; федеральными целевыми программами; Стратегией социально-экономического развития Курганской области до 2020 года; областными целевыми программами и иными плановыми документами Курганской области. Стратегии разработана на основе Концепции Стратегии социально-экономического развития Катайского района до 2020 года Программы социально – экономического развития Катайского района на 2009-2011 годы.

Основными базовыми принципами разработки данной Стратегии являются:

- преемственность программных документов;

- принцип устойчивого развития;

- комплексный и системный подход;

- взаимоувязанность проблем и приоритетов, целей и задач с ожидаемыми результатами и выделяемыми ресурсами;

- социальная ориентированность Стратегии;

- решение накопившихся проблем и преодоление рисков и кризисов, которые могут оказать сдерживающее влияние и ограничить реализацию потенциальных возможностей Катайского района.

Стратегии развития Катайского района до 2020 года, прошедшая общественную экспертизу, является основным документом для разработки планов и Программ.

Стратегия разработана отделом экономического развития и инвестиций совместно с отделами Администрации Катайского района.

1.Место Катайского района в экономике Курганской области.

Катайский район расположен на северо-западе Курганской области, являясь связующим звеном трех областей: Курганской, Свердловской и Челябинской. На севере район граничит с Камышловским, на северо-западе с Богдановичским, на западе с Каменским районами Свердловской области; на юге и юго-западе – Красноармейский район Челябинской области.

По форме территория района напоминает чашу, протяженность этой чаши 90 км, ширина – 45 км. Общая территория района составляет 2670 кв.км. Преобладающие ветра западные и северо-западные.

Для климатических условий зоны расположения района характеристика континентальность, что определяет холодную зиму, короткое теплое лето.

Катайский район расположен в лесостепной зоне. Территория района представлена реками: Исеть, Синара, Теча.

Из общей площади района, земли лесного фонда составляют 91,86 тыс.га (34%), наибольшая часть лесов района представлена березовыми колками и сосновыми борами, земли водного фонда 0,3 тыс.га.

Катайский район находится ближе всех районов области к Уральским горам. Его поверхность образовалась из пластов осадочных пород, которые и теперь можно наблюдать по обрывистым берегам рек и крутым склонам оврагов.

Район богат полезными ископаемыми.

Значительные запасы земель сельскохозяйственного назначения.

Район включает в себя:

-сельских муниципальных образований-15, городское муниципальное образование-1, населенных пунктов-48.

На территории района проходят магистрали:

-Южно-Уральская железная дорога;

-асфальтированные автодороги федерального значения Курган-Екатеринбург и Шадринск-Челябинск;

На территории района проходит три нитки газопровода общей протяженностью 117,2 км.

На территории района имеется 19 АТС, 8 ПРУ, 5360 радиоточек, местное телевидение.

Место Катайского района в экономике Курганской области характеризуется ее удельным весом по основным экономическим показателям, представленным в таблице 1.

Таблица 1. - Место Катайского района в экономике Курганской области в 2007 г.

Показатели

Ед.изм.

Катайский район

Курганская область

Доля района в Курганской области, %

Территория

Тыс.кв.км

2,7

71,5

3,78

Численность населения

Тыс.чел.

26,1

960,4

2,72

Среднесписочная численность работников

Чел.

6217

279248

2,23

Отгружено промышленной продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, спецналога и акциза (по крупным и средним организациям) в действующих ценах каждого года

Млн.руб.

1022,5

34378,5

2,97

Производство продукция сельского хозяйства (по всем категориям хозяйств)

Млн.руб.

424,3

19204,1

2,21

Оборот розничной торговли

Млн.руб.

785,5

54618,3

1,44

Инвестиции в основной капитал

Млн.руб.

179,2

18412

0,97

Ввод в действие общей площади жилых домов

Кв.м.

5359

194517

2,76

Численность зарегист-рированных безработ-ных

Чел.

604

12730

4,74

Доходы консолидированного бюджета

Млн.руб.

236,6

19031

1,24

Естественная убыль населения

Чел.

-196

-4175

4,69

Катайский район специализируется на производстве промышленной продукции, а также продукции сельского хозяйства.

Современная роль хозяйственного комплекса Катайского района вносит определенный вклад в развитие экономики Курганской области.

2 Конкурентные преимущества Катайского района.

Катайский район находится ближе всех районов области к Уральским горам. Его поверхность образовалась из пластов осадочных пород, которые и теперь можно наблюдать по обрывистым берегам рек и крутым склонам оврагов. Район богат полезными ископаемыми

В районе значительные запасы земель сельскохозяйственного назначения.


Таблица – 2.

SWOT-Анализ социально-экономического положенияКатайского района

Сильные стороны ( S )

Слабые стороны ( W )

- Выгодное геополитическое положение (находится на стыке трех областей);

- Ежегодное увеличение темпов роста промышленной и сельскохозяйственной продукции, среднемесячной заработной платы;

- Высокий удельный вес обрабатывающих производств;

- Полное обеспечение потребности населения в основных продуктах питания;

- Стабильность социальных, межнациональных и межконфессиональных отношений.

- Разнообразие минерально-сырьевых ресурсов

-Потенциал для развития санаторно-курортного комплекса

-Природные условия для развитии охотничьего туризма

- Недостаточное использование сырьевого потенциала района;

- Недостаточное развитие инженерной (собенно водоснабжения и газификации) транспортной инфраструктуры;

- Диспаритет цен сельскохозяйственной и промышленной продукции»

-Нестабильная демографическая ситуация;

- Высокий уровень бедности;

- Дефицит квалифицированных кадров.

Возможности (О)

Угрозы (Т)

Ресурсно-сырьевой потенциал –земли сельхозназначения составляют 55,6 %, земли лесного фонда – 34% %, в районе 12 озер, протекает 8 больших и малых рек; богатые минерально-сырьевые ресурсы.

Интеллектуальный потенциал

«Катайское педагогическое училище»

Профессиональное училище № 13

Институциональный потенциал –

дополнительные офисы Катайского Курганпром банка и Курганского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк", филиалы банка Драгоценности Урала и Далматовского ОСБ

Инновационно-инвестиционный потенциал -

- Федеральное финансирование приоритетных национальных проектов;

- Реализация федеральных и областных программ способствует развитию социальной инфраструктуры.

- Развитие малого и среднего бизнеса, как основной составляющей экономики района.

Район привлекателен для инвесторов – как по развитию с/х производства, так и для создания перерабатывающих и добывающих производств. В 2007 году начали свою работу в районе 5 внешних инвесторов, основные направления деятельности – добыча полезных ископаемых, производство строительных материалов, сельское хозяйство.

Демографические риски -

При сложившихся тенденциях численность населения района может сократиться к 2020 году на 15 % по отношению к 2007 году;

Экологические риски –

-в районе имеются территории (радиактивное заражение), пострадавшие от аварий на ПО «Маяк»;

-территория района по погодным условиям является зоной рискованного земледелия.

Инвестиционные риски -

- Недостаточно разведанный и изученный сырьевой потенциал района;

- Несовершенство законодательной базы в области инвестиций и инноваций;

- Недостаточное государственное регулирование агропродовольственного рынка;

- Незащищенность внутреннего рынка от импортных потребительских товаров и продовольствия.

Технологические риски –

- Высокая степень износа основных фондов, неготовность большинства предприятий района к работе в условиях инновационных и нанотехнологий.

3.Основные итоги социально-экономического развития

Катайского района в 2000-2007 годах.

3.1 Основные социльно-экономические показатели района.

Население района составляет 26,1 тыс.человек в том числе сельское население 11,5 тыс.чел, городское 14,6 тыс.человек. Плотность населения на 1 кв.км – 9.68 человек. Численность экономически активного населения 11,6 тыс. человек. Численность работающих в организациях всех форм собственности на территории района 8794 человек. В КФХ занято 106 человек, в личных подсобных хозяйствах 387 человек. Предпринимательством занимаются более 440 человек.

Структура населения Катайского района на 01.01.2008 года


Динамика изменения возрастного состава населения Катайского района за 2005-2007 годы

В настоящей диаграмме прослеживается увеличение населения в возрасте 17-35 лет и незначительное снижение населения в возрасте 36-50 лет.

Начиная с 2005 года, Катайский район имеет устойчивую положительную динамику по основным макроэкономическим показателям:

· объем производства промышленной продукции увеличился в 1,8 раза и составляет 832708,1 тыс.руб.;

· производство сельскохозяйственной продукции – 111,6 %;

· инвестиции в основной капитал увеличились в 1,8 раза;

· реальная заработная плата (с учетом инфляции) увеличилась в 1,5 раза;

· удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 20 % по итогам 2007 года.

· Розничный товарооборот – в 1,7 раза и составил 777565,8 тыс.рублей

· Численность индивидуальных предпринимателей на 01.01.2008 года 385 человек, малых предприятий - 127.

Основные предприятия района: ЗАО «Катайский насосный завод», ОАО «Синарский щебеночный карьер», ОАО «Молоко», ООО «Пески», ООО «Катайский гусеводческий комплекс», ЗАО «Агрофирма «Шутихинская», Катайское потребительское общество, ЗАО «Добрыня».


Отраслевая структура экономики Катайского района в 2007 году

Основной отраслью является промышленность с преобладанием машиностроения.

производство. В последние годы активно развивается малый и средний бизнес в сфере торговли и оказания услуг.

Таблица 3. - Динамика основных показателей развития Катайского района

за 2003-2007гг.

Ед.изм.

Катайский район

Курганская область

2003г

2007г

Темп роста, 2007 г. в % к 2003 г.

2003г

2007г

Темп роста, 2007 г. в % к 2003 г.

Отгружено промышленной продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, спецналога и акциза (по крупным и средним организациям) в действующих ценах каждого года

Млн.руб.

410,9

1022,5

248,84

21704,9

34378,5

158,39

Производство продукция сельского хозяйства (по всем категориям хозяйств)

Млн.руб.

265,1

424,3

160,05

10350

19204,1

185,55

Объем строительных работ

Млн.руб.

10,5

72,6

691,43

2539

6507,3

256,29

Инвестиции в основной капитал

Млн.руб.

38,5

179,2

465,45

5720,2

18412

321,88

Оборот розничной торговли

Млн.руб.

265,9

785,5

295,41

17882,3

54618,3

305,43


В течение указанного периода развитие экономики района характеризовалось устойчивым ростом на фоне сохранения неблагоприятных демографических тенденций

В Катайском районе по данным статистики за 2007 год инвестиции в основной капитал составили 179,2 млн.рублей (прирост к 2003году –в 3,5 раза, к 2004 и 2005 годам в 3,3 раза, к 2006 году 2,6 раза). На 92 % это собственные средства предприятий и организаций. В отраслевой структуре инвестиций наивысший удельный вес занимают:

- малые, индивидуальные предприятия (42%);

- индивидуальное строительство (20%);

- предприятия сельского хозяйства (19%).

- промышленность (8%);

Ведется поиск инвесторов. Это сложная задача. Пути самые разные. Это и личные контакты, встречи с заинтересованными людьми, т.е. как можно больше увеличивать этот круг и представлять необходимую информацию.

Активно используется Интернет, он установлен в отделе экономического развития и инвестиций и других отделах Администрации. В настоящее время готовится информация о районе для размещения на официальном сайте, которая должна заинтересовать потенциальных инвесторов. Планируем с подготовленной информацией заходить на сайты интересующих нас производителей и предлагать наши инвестиционные площадки (в частности касающиеся кирпичного производства). Работа с инвесторами это кропотливый труд, требующий знаний, времени для достижения положительных результатов.

Для повышения инвестиционной привлекательности района, администрация направляет свои средства на газификацию.

Задача Администрации – рекламирование инвестиционной привлекательности района.

Одним из направлений инвестиционной политики администрации является учет имеющихся свободных площадок. Инвестиционно - привлекательные площадки включены в Реестр инвестиционных площадок Курганской области для поиска и привлечения инвесторов. На сегодня в районе имеется пять инвестиционных площадок с заполненными паспортами.

Таблица 4. - Удельный вес прибыльных организаций в экономике Катайского района и Курганской области, (%)

2007 год

2003 год

Катайский район

74,5

49,1

Курганская область

77,0

53,6

Удельный вес прибыльных предприятий Катайского района увеличивается и приближается к среднеобластному показателю.

3.2 Оценка потенциала района.

3.2.1 Ресурсно-сырьевой потенциал.

По данным геологоразведки на территории района имеются месторождения:

- диатомовые глины пригодные для производства не только кирпича, но и черепицы и керамзита;

-песка строительного для производства бетонов и растворов и песка кварцевого для производства силикатного кирпича, стекла;

- Синарское месторождение строительного камня;

- торф;

- родники, источник минеральной воды;

- вольфрама - молибденовые руды;

- месторождения бокситов;

- месторождения трепелов;

- месторождения пресных подземных вод;

- Синарское месторождение агатов.

На территории Катайского района расположен уникальный памятник природы «Иванушкин камень». В районе этого объекта установлено наличие месторождения - полудрагоценные камни "агаты".

Земли сельъхозназначения также представляют интерес для инвесторов. Общий земельный фонд района составляет 267,18 тыс.га, в том числе земли сельхозназначения 148,58 тыс.га, из них 37,7 тыс.га составляет пашня. Сельскохозяйственные угодья, прежде всего пахотные земли – основной экономический и главный из природных ресурсов района. Земли сельскохозяйственного назначения составляют 55,6% земельного фонда района.

Земли лесного фонда составляют 34%. Имеются запасы глины для производства кирпича, лечебной грязи и месторождения подземной пресной воды, Синарское месторождение строительного камня, Синарское местрождение агатов.

3.2.2 Интеллектуальный потенциал .

На территории района имеется два профессиональных училища:

- Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Катайское педагогическое училище», в котором обучается очно 397чел., заочно 90чел. по специальностям: «Изобразительное искусство и черчение», «Преподавание в начальных классах», «Социальная педагогика», «Иностранный язык». В училище трудятся 56 преподавателей и 37 сотрудников;

- Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 13, обучается 502 человека по специальностям: автомеханик, водитель, электромонтер, сварщик, мастер отделочных работ, повар, кондитер, продавец, бухгалтер, кассир. Профессиональный состав коллектива::сотрудники всего-107чел, в т.ч.преподаватели-16чел,мастера 26чел.

Образовательная система в районе сохранена в полном объёме и соответствует запросам населения. В районе 9 средних школ, в том числе две в городе, 7 основных школ,1 вечерняя (сменная) школа, 12 начальных школ, в т.ч.6 школ-садов.

Всего учащихся 2730 человек, педагогов 551чел. детских садов 21, из них 5 в городе, воспитанников 1011человек.

В районе функционируют 4 культурно образовательных центра областного уровня и 4 муниципального уровня.

3.2.3 Институциональный потенциал.

В последние три года наблюдается расширение масштабов банковской деятельности.

Современный банковский сектор Катайского района представлен: дополнительными офисами Катайского Курганпром банка и Курганского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк", филиалами банка Драгоценности Урала и Далматовского ОСБ.

Действующие на территории района кредитные организации осуществляют широкий спектр банковских услуг. Приоритетными направлениями банковской деятельности являются кредитование и привлечение вкладов.

Страхование является одной из наиболее динамично развивающихся сфер. Страхование сегодня — это одна из необходимых форм в комплексе мер социально-экономической защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства.

Основной объем поступлений страховых организаций приходится на добровольное страхование имущества и обязательное страхование гражданской ответственности. Основой рынка страховых услуг и резервом его развития является добровольное страхование.
На территории района страховой сектор представлен филиалом РОСГОССТРАХ-УРАЛ.

Основными целями развития страхового дела в районе остаются разработка и реализация мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций и государства, которые являются стимулом расширения предпринимательской деятельности и аккумулирования долгосрочных ресурсов для для развития экономики района.

3.2.4 Инновационно-инвестиционный потенциал.

Администрация района прекрасно понимает, что на современном этапе необходимо осуществить переход к инновационной экономике, которая базируется на эффективной системе разработки и внедрения новых технологических решений в различные сферы деятельности. Время, когда важнейшую роль играло наличие природных ресурсов, заканчивается, решающее значение приобретает способность максимально эффективно их использовать в целях ускорения технологического развития. Завершается период производства, основанного на использовании дешевого, неквалифицированного труда. Главнейшим ресурсом становится человек, его способность осуществлять и воспринимать инновации.

Придавая исключительно важное значение стимулированию прорывного инновационного развития района, привлечению широкого внимания к проблемам Катайского района, с целью поощрения инициативных, способных и талантливых работников в производственной деятельности и социально – культурной сфере, применяющих в своей работе инновационные технологии и программы, современное новейшее оборудование. разработано и утверждено решением Думы № 65 от 09.02.2006г. Положение «О премии Главы Катайского района за инновационное развитие района в производственной деятельности и социально–культурной сфере» (девять номинаций).

В начале 2008 года прошло заседание комиссии по рассмотрению материалов соискателей премии Главы Катайского района за инновационное развитие района в производственной деятельности и социально-культурной сфере по итогам за 2006 год. Комиссия решила признать победителями четырех соискателей (Распоряжение № 36-р от 01.02.2008 г., протокол № 1 заседания комиссии по присуждению премии Главы), проведено торжественное мероприятие по вручению премий Главы и Дипломов лауреатов – 10 тысяч рублей Дипломов лауреатов конкурса.

Стабилизация и развитие экономики в районе в решающей степени связаны с инвестиционными процессами. Сейчас все сферы экономики нуждаются в дополнительных капиталовложениях.

В промышленности новое оборудование, технологии применяют ЗАО «Катайский насосный завод», ОАО «Синарский щебеночный к4арьер».

Сельскохозяйственными предприятиями ОАО «Катайский гусеводческий комплекс»,АПЗАО «Боровское», ЗАО «Агрофирма «Шутихинская» приобретают новейшую с/х технику. В торговле применяется способ продажи самообслуживание, а также дисконтные карты.

Таблица 5. - Инвестиционные площадки Катайского района.

Наименование организации, юридический адрес

ФИО руководителя

Наименование площадки, местонахождение

Площадь, кв.м.

1.

Администрация МО Ильинский с/совет

Голубцов Сергей Михайлович – Глава Администрации

Клуб. Катайский район, д. Черемисское

313,2

2.

ОАО «Катайскавтотранс». Г. Катайск, ул. Строителей, 2

Баженов Юрий Витальевич – Генеральный директор

Помещение склада, г. Катайск, ул. Строителей, 2

324

Итого 637,2 м2


Таблица 6. - Земельные инвестиционные площадки Катайского района.

№ п/п

Местоположение земельного участка

Площадь,

га

Категория земель

Разрешенное использование

1

Примерно в 360 м. по направлению на северо-восток от ориентира здание, расположенного за пределами з.у., адрес ориентира: г.Катайск, ул.Комарова, 14

12,9000

Земли населенных пунктов

Для строительства кирпичного завода

2

Примерно в 40 м. по направлению на запад от ориентира здание, расположенного за пределами з.у., адрес ориентира: г.Катайск, ул.Строителей, 9

14,0000

Земли населенных пунктов

Для строительства объектов производственного назначения

3

Примерно в 210 м. по направлению на север от ориентира здание, расположенного за пределами з.у., адрес ориентира: г.Катайск, ул.Строителей, 9

30,0000

Земли населенных пунктов

Для строительства объектов производственного назначения

4

Катайский район, МО Зырянский сельсовет, з.у. расположен южнее с.Зырянка и западнее д.Окатово

359,5100

Земли населенных пунктов

Для сельскохозяйственного использования

5

Катайский район, з.у. расположен в границах бывшего подсобного хозяйства КНЗ

334,4900

Земли сельскохозяйственного назначения

Для сельскохозяйственного производства

6

Катайский район, з.у. расположен в границах бывшего подсобного хозяйства КНЗ и в границах бывшего совхоза «Красные Орлы»

858,1900

Земли сельскохозяйственного назначения

Для сельскохозяйственного использования

7

Катайский район, МО г.Катайск, з.у. расположен в восточной части кадастрового квартала (бывш. ПУ-30)

54,7400

68,0900

0,1300

0,1400

2,3800

81,7700

35,4100

242,6600

Земли сельскохозяйственного назначения

Для сельскохозяйственного использования

ИТОГО:

1851,75

3.3 Финансы и межбюджетные отношения.

3.3.1 Характеристика бюджета района.

В 2004-2006 годах основными налоговыми поступлениями в бюджетную систему

Катайского района являлись

следующие налоги:

- отчисления от федеральных налогов - налог на доходы физических лиц;

- местные налоги - земельный налог и налог на имущество физических лиц, единый налог на

вмененный доход.

В 2007 году консолидированный бюджет Катайского района исполнен по доходам в сумме 239 млн. рублей (в 2005 году - 187,8 млн. рублей, в 2006 году – 229,6 млн. рублей), в том числе по собственным доходам в сумме 57 млн. руб. (в 2005 году-33млн. руб., в 2006 году- 46млн.руб.).По сравнению с предыдущим годом доходы бюджета в 2007 году увеличились на 9,4млн.руб.или на 4,1%, собственные доходы – на 11млн.руб. или на 24%. В структуре собственных доходов за 2007год 72% занимают налоговые доходы, 11%-неналоговые доходы, 17%- доходы от предпринимательской деятельности и прочих безвозмездных поступлений.

Основным источником доходов бюджета за последние три года является налог на доходы физических лиц, достигающий 12% доходной базы и 49% собственных доходов.

Таблица 7 - Структура расходов консолидированного бюджета Катайского района

Наименование

Единица измерения

2007

в % к общей сумме расходов

Общегосударственные вопросы

млн руб.

28,8

12,6

Национальная оборона (мобилизационная подготовка экономики)

млн руб.

0,5

0,2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

млн руб.

3,2

1,4

Национальная экономика

млн руб.

7,2

3

Жилищно-коммунальное хозяйство

млн руб.

33

14

Охрана окружающей среды

млн руб.

-

-

Образование

млн руб.

110,8

47

Культура, кинематография, средства массовой информации

млн руб.

16,8

7,1

Здравоохранение и спорт

млн руб.

22,2

9,3

Социальная политика

млн руб.

12,9

5,4

Всего расходов

млн руб.

235,4

100

Всего на финансирование социальной сферы

%

69,2

Отношение собственных доходов к объему расходов

%

24,2

Отношение финансовой помощи из федерального бюджета к объему расходов

%

77,3


Таблица 8 - Структура доходов консолидированного бюджета Катайского района

Наименование

Единица измерения

2005

год

в % к

общей

сумме

доходов

2006

год

в % к

общей

сумме

доходов

2007

год

в % к общей сумме

собственных

доходов

в % к общей сумме

доходов

Налог на доходы физических лиц

млн.руб.

17

9

22

10

28

49

12

Единый налог на вмененный налог

млн.руб.

5

3

7

3

6

11

3

Земельный налог

млн.руб.

4

2

3

1

5

9

2

Государственная пошлина

млн.руб.

1

2

1

2

3

1

Отмененные налоги

млн.руб.

-1

1

Налоговые доходы

млн.руб.

26

14

35

15

41

72

17

Доходы от использования имущества

млн.руб.

1

0,5

3

1

4

7

2

Штрафы

млн.руб.

1

0,5

1

2

4

1

Невыясненные поступления

1

0,5

Неналоговые доходы

млн.руб.

3

2

4

2

6

11

3

Прочие безвозмездные поступления

млн.руб.

2

3

1

Предпринимательская деятельность

млн.руб.

4

2

7

3

8

14

3

Собственные доходы

млн.руб.

33

18

46

20

57

100

24

Безвозмездные перечисления

млн.руб.

154,8

82

183,6

80

182

76

Всего доходов

млн.руб.

187,8

100

229,6

100

239

100

В структуре расходов в 2007 году преобладают расходы на социальную сферу - более 60%, на национальную экономику - 3%, жилищно-коммунальное хозяйство - 14% (табл.).

Процент собственных доходов в расходах в 2007 году составил 24,2%. Данный показатель по сравнению с предыдущим годом увеличился на 7,6%.

3.3.2 Межбюджетные отношения с областным бюджетом.

По показателям оценки налогового потенциала и уровня бюджетных расходов, Катайский район является районом, получающим дотации из областного бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов

Межбюджетные трансферты из областного бюджета в 2007 году составили 182,1млн. рублей;

Основной объем поступлений в структуре финансовой помощи приходится на дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и/или условий их использования. В 2007 году поступило из областного бюджета: дотаций 84,7 млн. рублей, субсидий -19,4 млн. рублей, субвенций 77,8 млн.рублей.

3.3.3. Межбюджетные отношения района с муниципальными поселениями.

Консолидированный бюджет Катайского района включает в себя районный бюджет и 16 бюджетов муниципальных поселений, в том числе бюджет города. Собственные доходы бюджетов поселений в 2007году составили 13 млн. руб.,что больше уровня 2006 года на 3 млн. руб. или на 30 %. В структуре собственных доходов бюджетов поселений за 2007 год 75% занимают налоговые доходы, 6%- неналоговые доходы, 16%- доходы от предпринимательской деятельности и прочих безвозмездных поступлений. Налоговые доходы бюджетов поселений в основном сформированы за счет поступлений налога на доходы физических лиц, доля поступления которого в налоговых доходах составляет 58 % и 44 % в собственных доходах бюджетов поселений. Доля поступления налогов на имущество составляет 42% в налоговых доходах и 31 % в собственных доходах бюджетов поселений (налог на имущество физических лиц и земельный налог).

Собственные доходы бюджета района в 2007 году составили 41 млн. руб., что больше уровня 2006 года на 7 млн. руб. или на 21 %. В структуре собственных доходов бюджета района за 2007 год 71 % занимают налоговые доходы, 12 % неналоговые доходы, 17 % - доходы от предпринимательской деятельности и прочих безвозмездных поступлений. Налоговые доходы бюджета района также сформированы в основном за счет поступлений налога на доходы физических лиц, доля поступлений которого в налоговых доходах составляет 72 % и 51 % в собственных доходах бюджета района.

4. Основные проблемы социально-экономического развития

Катайского района на долгосрочную перспективу.

Проблемы Катайского района обусловлены объективными и субъективными факторами. Ключевые проблемы:

-нестабильная демографическая ситуация;

-высокий уровень бедности;

-недостаточное развитие инженерной, производственной (в особенности водоснабжения и газификации), транспортной и рыночной инфраструктуры;

-недостаточно развитое малое предпринимательство;

-высокая доля убыточных предприятий;

-дефицит в промышленности высококвалифицированных рабочих массовых профессий и ИТР;

высокий уровень безработицы в сельской местности;

-20 % населения имеют доходы ниже прожиточного минимума;

-недостаточный уровень загрузки производственных мощностей промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

-несовершенство нормативно - правовой основы инвестиционной деятельности;

-недостаточное использование ресурсного потенциала района в привлечении инвестиций;

-низкий уровень инвестиционной деятельности действующих предприятий, отсутствие стратегического менеджмента и маркетинговой политики у многих собственников предприятий.

-низкий спрос на технологические инновации со стороны хозяйствующих субъектов района;

-недостаточность финансовых ресурсов для внедрения инновационных технологий, в том числе бюджетных.

-сокрытие реальной заработной платы предпринимателями-работодателями, некачественное, недобросовестное выполнение трудового законодательства в части ведения трудовых договоров;

-низкая активность предпринимателей в участии в семинарах, выставках, конкурсах и т.д.

5.Основная цель и направления долгосрочного развития района.

В качестве модели развития экономики Катайского района рассматривается социально ориентированная модель экономики, основанная на развитии малого и среднего бизнеса, инвестиционно-инновационном развитии предприятий.

Стратегическая цель развития Катайского района – создание условий для эффективного использования человеческого потенциала, повышения благосостояния и качества жизни населения при использовании качественно нового подхода к организации бизнеса и применения принципов самоуправления, обеспечивающих устойчивое развитие и конкурентноспособность Катайского района.

Стратегическое развитие корреспондируется со структурой выявленных проблем в следующих направлениях:

1 Развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни населения:

- по демографической ситуации, труду и занятости,

-уровню жизни населения

- в системе социальной защиты населения

- в здравоохранении

- в образовании

- в культуре

- в молодежной политике

- в области физкультуры и спорта

2 Инновационное развитие, повышение конкурентоспособности сфер экономики района:

- промышленности

- топливно-энергетического комплекса

- строительного комплекса

- транспорта , дорожного строительства

- телекоммуникационной инфраструктуры и информационных технологий

- агропромышленного комплекса

- лесопромышленного комплекса

- жилищно-коммунального хозяйства

- малого и среднего предпринимательства

- экологии и природопользования

- туризма

6. Основные угрозы и риски при долгосрочном развитии района.

6.1 Риски Катайского района.

Демографические риски –

При сложившихся тенденциях численность населения района может сократиться к 2020 году на 15 % по отношению к 2007 году;

Экологические риски –

-в районе имеются территории (радиоактивное заражение), пострадавшие от аварий на ПО «Маяк»;

-территория района по погодным условиям является зоной рискованного земледелия.

Инвестиционные риски –

- Недостаточно разведанный и изученный сырьевой потенциал района;

- Несовершенство законодательной базы в области инвестиций и инноваций;

- Недостаточное государственное регулирование агропродовольственного рынка;

- Незащищенность внутреннего рынка от импортных потребительских товаров и продовольствия.

Технологические риски –

- Высокая степень износа основных фондов, неготовность большинства предприятий района к работе в условиях инновационных и нанотехнологий.

6.2 Сильные, слабые стороны, возможности и угрозы при развитии района

по основным направлениям.

Таблица 9. - Сильные, слабые стороны, возможности и угрозы при развитии района

по основным направлениям

Географическое положение

Сильные стороны

Слабые стороны

Выгодное геополитическое положение,

(находится на стыке трех областей)

Привлекательность ландшафта, имеется смешанные леса, озера, реки (для рыбалки и охоты), исторические памятники В районе 37 объектов культурного наследия (памятники истории и культуры

В районе имеются территории (радиоактивное заражение), пострадавшие от аварий на ПО «Маяк»;

Территория района по погодным условиям является зоной рискованного земледелия.

Отсутствие баз отдыха соответствующих требованиям времени

Отсутствует программа развития туризма в районе.

Удаленность посёлков от магистральных дорог

Возможности

Угрозы

Создание туристической инфраструктуры, развитие туризма на территориях не подвергшихся радиационному заражению.

Высокая степень конкуренции со стороны курортной зоны соседних Челябинской и Свердловской областей

Демографическая ситуация и социальная инфраструктура

Сильные стороны

Слабые стороны

Наличие средних профессиональных учебных заведений (Катайское педагогическое училище, Профессиональное училище № 13)

Стабильное развитие малого и среднего бизнеса во всех отраслях экономики, объем реализации продукции, работ и услуг вырос в 2007 году по отношению к 2005 году на 181,8 %

Имеется поликлиника и районная больница

Верхне-Теченская врачебная амбулатория и 27 фельдшерско-акушерских пунктов

Имеется 21 детское дошкольное учреждение.

Полная обеспеченность обшеобразовательными школами (28ед. в т.ч. одна вечерняя школа)

Функционируют 4 культурно образовательных центра областного уровня и 4 муниципального уровня, Дом культуры, МУ Центр русской культуры, МОУ ДОД «Катайская детская школа искусств», МУК «Катайская централизованная библиотечная система», МУК «Катайский районный краеведческий музей». 36 клубных учреждений, 33 из которых в сельской местности В учреждениях культуры 3 выставочных зала, лидирующие позиции занимает выставочный зал «Берегиня» Центра русской культуры, Централизованная библиотечная система представлена в районе 24 библиотеками, 21 – на селе.

Имеется 58 спортивных сооружений, из них 34 в сельской местности, 24 плоскостных сооружения (площадки и поля, 14 в сельской местности), 6 лыжных баз (3 в сельской местности), 4 тира (2 в сельской местности), стадион «Труд», ДЮКФП.

Старение населения ( 24,1% или 6,3 тыс.чел. -пенсионеры)

Естественная убыль населения (смертность превышает рождаемость на 194 человека) Сравнительно низкий уровень оплаты труда (в отраслях: образование – 5057 руб., культура – 3382 руб. и спорт – 4996 руб.)

Сравнительно высокий процент граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума (20%)

Отсутствие доступного жилья (расчетный период семейного накопления недостающих денежных средств для приобретения жилого помещения в муниципальном образовании составляет 20 лет).

Низкое качество жилищно–коммунальных услуг при постоянно растущих тарифах на услуги.

Недостаточно развита сеть коммунально-бытового обслуживания, слабо развита сеть культурно- развлекательных объектов, нет закрытого плавательного бассейна, отсутствуют тренажерные залы, недостаточно спортивных площадок, теннисных кортов и других плоскостных сооружений.

Возможности

Угрозы

Повышение уровня развития здравоохранения в рамках национального проекта «Здоровье»

Модернизация системы образования адекватно меняющимся потребностям общества в рамках национального проекта «Образование»

Улучшение жилищных условий, в т.ч. создание системы строительства и обеспечения населения доступным жильем, развитие ипотечного кредитования

Повышение качества жилищно-коммунальных услуг

Обеспечение доступности социально-бытовых услуг населению

Развитие системы поддержки многодетных семей

Старение населения с ростом социальной нагрузки

Увеличение смертности от несчастных случаев

Угроза загрязнения окружающей среды

Инженерная инфраструктура

Сильные стороны

Слабые стороны

Имеются инженерные коммуникации, включая подъездные автомобильные, железнодорожные пути.

Обеспеченность водоснабжением составляет - 80%, электроснабжением – 100 %/

Развитая мобильная и электропроводная связь, существуют выделенные линии интернета и телефонов.

Морально устаревшие, и технически изношенные (около 70%) инженерные сети в основном магистрали водоподведения, насосное оборудование и канализационные станции.

Низкий процент дорог с твёрдым покрытием (56,5 % или 518,87 км из 918,47 км общей протяженности дорог)

Обеспеченность газификацией составляет – 22%, централизованной канализацией – 30%.

Отсутствие предприятия по переработке мусора

Возможности

Угрозы

Расширение и модернизация водопроводных и канализационных сетей

Инвесторам могут быть предоставлены необходимые условия для создания собственной инфраструктуры

Приватизация муниципальных предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги

Вероятность подтопления паводковыми водами (высокий уровень подземных вод)

Возможность возникновения аварийных ситуаций в системах отопления, водоснабжения, водоотведения.

Жилищная сфера

Сильные стороны

Слабые стороны

Обеспеченность жильём населения составляет 20,3 кв.м на 1 человека, что выше среднеобластного показателя (20,1 кв.м)

Ветхий жилой фонд на 01.01.2008 г.– 14,02 тыс.кв м.

Возможности

Угрозы

Трансформация собственности (преобразование отношений собственности, что создаст благоприятные условия для хозяйствования и улучшения обслуживания жилья)

Нестабильность законодательства в этой отрасли

Экономика

Сильные стороны

Слабые стороны

Промышленность представлена такими направлениями как машиностроение, переработка молока, производство стройматериалов.

Развивается торговля, общественное питание, бытовое обслуживание

Отрасль строительства представлена 5 средних и малыми предприятиями

Функционирует 9 сельскохозяйственных предприятий, 21 крестьянско (фермерское) хозяйство и более 5000 личных подсобных хозяйств населения

Предприятия АПК специализируются на производстве зерна

Слабое внедрение инновационных технологий и недостаточное инвестирование финансовых средств в развитие производства всех сфер экономики.

Нет предприятий по переработке мяса, овощей.

Недостаточное количество предприятий по производству строительных материалов.

Недостаточное количество предприятий оказывающие бытовые услуги.

Наличие предприятий АПК и ЖКХ, находящихся в процедуре банкротства (3)

Возможности

Угрозы

Дальнейшее развитие экономики в направлении создания предприятий:

- по производству строительных материалов (в т.ч. торгово-логистический центр);

-по выращиванию и переработке сельскохозяйственной продукции,

- по оказанию современных бытовых услуг.

Расширение услуг транспортной отрасли, развитие туризма.

Развитие государственно-частного партнёрства

Совершенствование системы стимулирования и поддержки инвестиционных проектов.

Привлекательность для инвесторов (подготовлены инвестиционные площадки, включенные в реестр Курганской области) Расширение региональных, международных контактов посредством информации на официальном сайте Катайского района.

Высокий уровень конкуренции со стороны других территорий (Челябинская, Свердловская области)

Отток квалифицированных кадров из района

Технологическое и техническое отставание и потеря конкурентоспособности

Угроза загрязнения окружающей среды

Банкротство ряда предприятий

Система управления

Сильные стороны

Слабые стороны

Развитие системы местного самоуправления

Обеспеченность квалифицированными специалистами управления

Дефицит бюджетов большинства поселений

Низкий уровень общественной безопасности (в то же время наметилась тенденция к снижению темпов роста преступности) Зарегистрировано преступлений 971, что больше на 0,3% соответствующего периода прошлого года.

Возможности

Угрозы

Рост самостоятельности муниципального уровня.

Оптимизация функций органов исполнительной власти, устранение избыточных и дублирующих функций

Разработка и внедрение административных регламентов и стандартов предоставления государственных услуг

Повышение информационной открытости органов исполнительной власти

Сокращение самостоятельности муниципальных образований по исполнению полномочий, т.к. в связи с переходом к управлению по 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» проблемой является финансовая необеспеченность полномочий., формирование бюджета осталось без изменений.

7. Стратегические направления инновационного

социально-ориентированного типа экономического развития района.

Основными стратегическими направлениями социально-ориентированного типа экономического развития района являются:

- развитие человеческого потенциала и повышения качества жизни населения;

-инновационное развитие, повышения конкурентноспособности сфер экономики.

7.1 Развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни населения.

Повышение качества жизни населения Катайского района может быть достигнуто при условии стабилизации демографических процессов, повышения продолжительности жизни, рост доходов населения, развитие социальной инфраструктуры.

7.1.1. Анализ современного состояния, проблемы и демографической ситуации, труда и занятости, уровня жизни населения.

Катайский район являясь частью Курганская область и Российской Федерации, не может находиться вне общих для области и страны социально-экономических и демографических тенденций развития.

7.1.1.1. Повышение устойчивости демографического развития и миграционная политика

Демографическая ситуация в районе остается достаточно сложной. Происходящие в обществе перемены, затронувшие все стороны жизнедеятельности населения не могли не сказаться на ходе демографической ситуации. Произошло снижение численности населения района на 0,8% и составило на 01.01.08 г.-26,1 тыс. человек. В 2007 году родилось 312 детей, из них 151 –в городе(48,4%) и 161 человек в сельской местности (51,6%), умерло 506 человек , в том числе 54,7% в городской местности. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года число родившихся в районе увеличилось на 11%. Число умерших увеличилось на 6,1% или на 29 человек.

В целом по району число умерших человек превысило число родившихся в 1,62 раза. Основные причины смертности остаются прежними - это заболевания органов системы кровообращения (составляют 41,2%), отравления и травмы(17%), новообразования(12%).

Естественная убыль населения на всей территории района составила –194 человека, это на 2 человека меньше чем в 2006 году(-196).

Число зарегистрированных браков за 2007 год составило 203, разводов-113.

На каждые 100 браков, зарегистрированных в 2007 году, приходится 56 разводов (в 2006 году- 61). Число браков увеличилось на 16,6%, число разводов также увеличилось на 16.6%.

Негативное влияние на демографическую ситуацию оказывает миграционная убыль населения. Объем миграции в 2007 году составил 1542 человека против 1399 человек за соответствующий период 2006 года. Увеличение общего объема наблюдается по межрегиональной, внутрирегиональной и зарубежной миграции. Миграционные потери в 2007 году составили 18 человек, что на 15 человек меньше, чем в 2006 году.

Основные проблемы:

-сокращение численности населения;

-превышение числа умерших над числом родившихся в 1,62 раза;

-рост смертности от неестественных причин (несчастных случаев, отравлений, травм);

-снижение средней продолжительности жизни;

-миграционная убыль;

Основные задачи:

-улучшение здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение преждевременной смерти населения;

-стабилизация рождаемости и укрепления семьи, ориентация социальной политики на семью, обеспечение социальных гарантий семье, женщин.

нам, детям, молодежи;

-улучшение жилищных условий населения на основе привлечения средств организаций и населения, долгосрочного льготного и ипотечного кредитования жилищного строительства, проведение газификации, водоснабжения;

-привлечение в Катайский район квалифицированной иностранной рабочей силы;

-обеспечение рациональной, с достойным уровнем заработной платы занятости населения района, особенно в сельской местности;

-создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока, привлечение иммигрантов в целях уменьшения демографических потерь;

-развитие системы социального партнерства, сохранение социального мира в обществе на основе согласованных действий между работодателями и наемными работниками.

Приоритетные направления:

- реализация плана мероприятий на 2008-2010 года по выполнению целевой программы демографического развития до 2025 года;

- активизация работы межведомственной комиссии по вопросам демографии;

-снижение смертности и заболеваемости;

-увеличение продолжительности жизни;

-пропаганда здорового образа жизни;

-повышение безопасности труда;

-охрана здоровья;

-экономическое стимулирование рождаемости;

-поддержка многодетных и молодых семей.

Механизм реализации:

-реализация Плана мероприятий на 2008-2010 гг.. по выполнению целевой программы демографического развития Курганской области до 2025 года;

- осуществление работы районной межведомственной комиссии по вопросам демографии»;

-разработка целевых программ в сфере здравоохранения, социальной защиты населения, молодежной политики, направленных на улучшение жизни семьи и детей;

-внедрение профилактических технологий по оздоровлению детей;

-разработка мер по обеспечению безопасности на транспорте, производстве, эффективной работе служб по технике безопасности советов и комиссий по охране труда;

-реализация закона курганской области «о мерах по улучшению демографической ситуации в курганской области;

-разработка комплекса мер по предупреждению нежелательной беременности и сохранению репродуктивного здоровья женщины;

-разработка комплекса мер по предупреждению бесплодия и его лечению;

-формирование заказа средствам массовой информации по созданию программ, пропагандирующих ценности семьи, здоровой, продолжительной и деятельной жизни;

-предусмотрение в планах работы образовательных учреждений района комплекса мер по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Критерии реализации намеченного:

-число родившихся человек на 1000 населения: в 2009 г.- 12,0; в 2010 г.- 12,2; в 2011 г.- 12,3, 2015 г. – 13,0, в 2020 г. – 14,0.

7.1.1.2 Сокращение уровня бедности населения.

Заработная плата остается основным источником доходов населения. Среднемесячная заработная плата за 2007 год составила 6697 рублей. Ниже среднерайонного показателя среднемесячная плата отмечена в торговле – 64,9 процента от среднемесячной заработной платы по району, в сельском хозяйстве – 78,9 процента, в отрасли производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 87,8 процента, гостиницы и рестораны – 48,9 процентов, народном образовании – 75,5 процентов, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 58 процентов.

Соотношение между максимальной и минимальной среднемесячной заработной платой по отраслям за 2007 год составило 3,1 раза.

По состоянию на 1 января 2008 года задолженности по заработной плате не было.

Основные проблемы:

- по итогам за 2007год более 20% жителей района имеют доходы ниже прожиточного минимума.

Основные задачи:

- сокращение бедности, стабильное повышение качества жизни населения района путем развития системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, усиление адресности социальной помощи.

Приоритетные направления:

- повышение благосостояния населения, обеспечение адресности при предоставлении мер социальной поддержки;

- содействие социальной интеграции трудоспособных бедных и повышение их конкурентоспособности на рынке труда.

Механизм реализации:

- реализация комплексного плана мероприятий по улучшению положения граждан пожилого возраста и инвалидов;

- реализация Программы "Сокращение уровня бедности в Катайском районе на период до 2010 года".

Критерии реализации намеченного:

- сокращение удельного веса населения с доходами ниже прожиточного минимума по сравнению с 2007 г. ежегодно на 2,5%.

7.1.1.3 Развитие рынка труда.

Среднесписочная численность работников по крупным и средним предприятиям района за за 2007 год составила 5404 человека, или 99,7% к аналогичному периоду 2006 года. Среднемесячная зарплата по району за 2007 год составила 6697 рублей.

В течение 2007 года, как и в 2006 году, сохраняется высокая текучесть кадров в промышленности, торговле и сельском хозяйстве. Основной причиной текучести остается низкий уровень заработной платы, неудовлетворительные условия труда.

В 2007 году на общем рынке труда сохраняется тенденция сокращения трудовых ресурсов в целом, экономически активного населения и занятых в экономике района, соответственно отмечен рост общего уровня безработицы. В течение 2007 года ликвидировано 89 предприятий, создано лишь 16 предприятий. Если на 1 января 2007 года трудовые ресурсы составляли 15527 человек, то на 31 декабря 2007 года - 15511 человек. Численность экономически активного населения сократилась на 30 человек и составила в 2007 году 13313 человек. Численность занятых в экономике составляет значительно меньше. В связи с проведением мероприятий по ликвидации предприятий и сокращения штатов, численность занятых в экономике уменьшилась на 1,6% или на 181 человек, определенная часть из 181 человека решили вопрос своей занятости самостоятельно через трудоустройство на других предприятиях района, с выездом за пределы района, области. Среднегодовая общая численность безработных в 2007 году составила 2259 человек -17,0% против 15,8% в 2006 году. Всего на рынке труда района в течение отчетного периода нуждались в государственной услуге по оказанию содействия в поиске работы, с учетом переходящего остатка 2006 года, 2227 безработных граждан, что практически на уровне 2006 года (2235 чел.). Численность официально зарегистрированных безработных в 2007 году, по сравнению с 2006 годом, уменьшилась на 10,3% или 174 человека.

В 2007 года сохранилась тенденция роста доли численности безработных среди сельских жителей, к общей численности безработных, которая продолжается в течение ряда лет в связи со сложной ситуацией в сельском хозяйстве. За январь - декабрь 2007 года статус безработного присвоен 873 жителям сельской местности или 57,5 % от признанных безработными, за 2006 год доля безработных, проживающих в сельской местности, составляла 55,7%. Отсутствие возможности трудоустройства в сельской местности вынуждает самую работоспособную часть сельского населения, как правило мужчины 30 – 45 лет, искать работу за пределами района и области. В 2007 году вахтовым методом за пределами области работали 640 человек, проживающих в селах района, что на 32,2% больше чем в 2006 году. Сохраняющийся высокий уровень безработицы среди сельского населения свидетельствует о продолжающемся кризисе в сельском хозяйстве района, ухудшении положения в социально – трудовой сфере, снижении возможности трудоустройства незанятого населения в сельской местности.

На 1 января 2008 года численность ищущих работу, состоящих на учете, составила 639 человек, в т.ч. безработных – 604 человек, из них назначено пособие – 562 чел. По состоянию на 1.01.2007 г. эти показатели составляли 856, 824 и 709 человек соответственно. Уровень безработицы к экономически активному населению на 1.01.08г. составил 4,54% против 5,3% на 1.01.07г.

В течение января – декабря 2007 года реализация мероприятий по содействию трудоустройству населения была направлена на оказание государственных услуг гражданам в поиске подходящей работы, работодателям в подборе требуемых работников, снижение напряженности на регистрируемом рынке труда, активизацию поиска работы безработными гражданами и оказание им социальной поддержки. За отчетный период оказано содействие в трудоустройстве 914 чел. из числа незанятых граждан или 101,8% к 2006 году, из них 816 безработных (104,1%). Трудоустроено 460 несовершеннолетних подростка, 116,5% к 2006 году. На временной занятости через общественные работы было задействовано 286 безработных или 105,9% к 2006 году. Временная занятость выпускников от 18 – 20 лет, ищущих работу впервые, организована для 14 человек. Трудоустроен 61 человек, из числа безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, или 148,8% к 2006 году. Направление безработных граждан на временные работы в 2007 году проводилось с определенными проблемами по причине отказа безработных граждан из-за снижения материальной поддержки на время договора до минимального размера пособия, вместо двух минимальных пособий в 2006 году. В программах социальной адаптации участвовало 125 безработных, 2 безработным гражданам оказана финансовая поддержка для организации самозанятости,1 безработный зарегистрировал собственное дело самостоятельно.

Эффективным направлением работы центра занятости по предоставлению государственных услуг населению и работодателям, способствующим трудоустройству граждан, является организация ярмарок вакансий, аукционов учебных мест, проведение гарантированного собеседования. При их проведении проводится предварительный отбор кандидатов, который согласуется с работодателем, а затем кандидаты приглашаются на собеседование. Всего в течение отчетного периода заключено 4 договора для проведения 4 ярмарок вакансий за счет средств федерального бюджета. Всего за отчетный период проведено 15 ярмарок вакансий, из них: 7 – ярмарки вакансий, 8 - мини- ярмарок рабочих мест. В них приняли участие 57 работодателй, 633 человек из числа незанятого населения и безработных граждан претендовали на 310 вакансий. Участие в этих мероприятиях дало возможность трудоустроиться 262 гражданам, из них на постоянную работу трудоустроилось 105 человек или 40,1%. Работодатели активно участвуют в проведении ярмарок вакансий. Все проводимые мероприятия, как правило, находят положительный отзыв у руководителей предприятий и организаций, поскольку позволяют сразу составить собеседование со всеми кандидатами и сделать выбор.

Основные проблемы:

- территориальные диспропорции на рынке труда, высокий уровень безработицы в сельской местности;

- снижение качества рабочей силы на регистрируемом рынке труда;

- низкий уровень оплаты труда по вакансиям, заявленным в службу занятости;

- снижение мотивации незанятых граждан к трудовой деятельности;

- уменьшение численности трудоспособных граждан, имеющих высокую квалификацию, за счет маятниковой миграции в другие регионы;

- не соответствие спроса и предложения на рынке труда района.

Основные задачи:

- содействие в реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранной деятельности;

- обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;

- обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда;

- обеспечение спроса на рабочую силу через повышение качества рабочей силы на регистрируемом рынке труда;

- создание условий по увеличению рабочих мест, в том числе временных, общественных работ и временной занятости несовершеннолетних подростков.

Приоритетные направления:

- формирование системы мониторинга ситуации на рынке труда и состояния условий и охраны труда на рабочих местах;

- создание эффективного механизма информирования населения о возможностях трудоустройства;

- внедрение механизмов стимулирования работодателей, создающих новые рабочие места, в том числе временные.

Механизмы реализации: