Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Список использованных источников 9

 

             

Список использованных источников 9

Содержание

Введение.. 3

1 Теоретические аспекты обеспечения эффективности процессов формирования конкурентоспособности предприятия и его продукции 6

1.1 Конкуренция и конкурентоспособность: понятие и виды.. 6

1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность организации. 17

1.3 Маркетинговые элементы, обеспечивающие эффективность конкурентоспособной позиции предприятия и его продукции на рынке. 23

1.3.1 Маркетинговый анализ в сфере изучения конкурентной среды и конкурентоспособности предприятия. 23

1.3.2 Стратегические вопросы.. 28

1.3.3 Внедрение. 31

1.3.4 Контроль. 32

1.4 Методика оценки конкурентоспособности предприятия. 32

2 Оценка конкурентоспособности предприятия и его продукции на примере производственно-строительной компании ООО «Стеклодом» 42

2.1 Краткая характеристика предприятия. 42

2.2 Анализ экономического положения предприятия. 46

2.3 Анализ конкурентной среды и выявление конкурентных преимуществ предприятия 54

2.4 Оценка конкурентоспособности продукции. 65

3 Проектные предложения по вопросам повышения уровня конкурентоспособности предприятия и его продукции.. 74

3.1 Мероприятия по снижению себестоимости продукции. 76

3.2 Рекомендации по повышению компетенции работников предприятия. 80

Заключение.. 85

Список использованных источников.. 89

Приложения.. 93

Документ является демонстрационной версией

Узнать примерную цену полной версии (нажмите кнопку Ctrl и щелкните ссылку)

Узнать свою цену. Приложите этот файл (нажмите кнопку Ctrl и щелкните ссылку)

www.diplom-berezniki.ru (нажмите кнопку Ctrl и щелкните ссылку)

Введение

Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни, возродили в России активную предпринимательскую деятельность. За терминами «предпринимательство» и «предприниматель» стоит предприятие — сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой производить продукцию, работы и услуги.

Вся деятельность предпринимателей в условиях рыночной экономики подчиняется известным законам (стоимости, денежного обращения, конкуренции). Закон конкуренции определяет, что каждый товаропроизводитель стремится получить наиболее выгодные условия для производства и сбыта товаров (услуг). Таким образом, интересы товаропроизводителей сталкиваются, и они вынуждены проявлять активность, чтобы избежать банкротства.

Деятельность предприятия как субъекта рыночных отношений протекает в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями. Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия для экономического развития как отдельного предприятия, так и общества в целом и является движущей силой социального и экономического прогресса.

Рыночная среда заставляет предприятие работать рентабельно, если оно не хочет покинуть сферу бизнеса. Режим рентабельности предполагает, что целью функционирования и главным результатом деятельности предприятия в рыночных условиях является прибыль. Нужно производить только те товары и услуги, которые удовлетворяют насущные потребности людей. Работа в условиях рынка требует от предпринимателей и менеджеров высокой компетентности при осуществлении бизнеса.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях экономического кризиса в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия проявляется, прежде всего, в конкурентном отличии, т.е. в высокой его компетентности в какой-либо области, которая дает предприятию наилучшие возможности привлекать и сохранять клиентуру; в сохранении лидирующих позиций в экономике; в поддержании повышающихся жизненных стандартов.

Наилучшими измерителями уровня конкурентоспособности являются качество товаров и эффективность производства этих товаров. Таким образом, для того, чтобы победить в конкуренции, предприятие должно выпускать товары высокого качества и делать это быстрее, чем другие.

Целью данной дипломной работы является оценка конкурентоспособности фирмы и определение путей ее повышения.

Объектом исследования выступало ООО «Стеклодом», занимающееся производством и установкой светопрозрачных конструкций (оконные и балконные дверные блоки).

Предмет исследования – конкурентоспособность организации.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:

· изучение понятия «конкуренция», видов конкуренции и конкурентоспособности; факторов, определяющих конкурентоспособность организации; маркетинговых элементов, обеспечивающих эффективность конкурентоспособной позиции предприятия и его продукции на рынке; методик оценки конкурентоспособности предприятия;

· проведение анализа экономического положения, конкурентной среды, конкурентоспособности ООО «Стеклодом» и продаваемых им товаров;

· разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности рассматриваемого предприятия.

Структура данной дипломной работы выглядит следующим образом: в первой главе изложены теоретические аспекты обеспечения эффективности процессов формирования конкурентоспособности предприятия и его продукции, во второй проводится оценка конкурентоспособности предприятия и его продукции на примере производственно-строительной компании ООО «Стеклодом». Третья глава посвящена проектным предложениям по вопросам повышения уровня конкурентоспособности рассматриваемого предприятия и его продукции.

В качестве источников литературы при написании работы использовались учебные пособия по маркетингу, предпринимательству, стратегическому управлению, периодические издания, а также отчетные данные ООО «Стеклодом» за 2007-2008 гг.


Заключение

В первой главе дипломной работы мною были рассмотрены теоретические аспекты обеспечения эффективности процессов формирования конкурентоспособности предприятия и его продукции.

Итак, конкурентоспособность фирмы — это способность фирмы бороться за рынок (увеличивать, уменьшать либо сохранять занимаемую долю рынка в зависимости от стратегии предприятия). Это достигается на основе внедрения инновационной техники и технологии, максимально эффективного использования резервов предприятия, достижения высокого уровня инвестиционной привлекательности, что в совокупности обеспечивает выпуск конкурентоспособной продукции.

Задача обеспечения конкурентоспособности предприятия включает обеспечение конкурентоспособности про­дукции и собственно конкурентоспособность предприятия.

Во второй главе дипломной работы был проведен анализ конкурентоспособности организации на примере ООО «Стеклодом». При этом в качестве критериев оценки конкурентоспособности предприятия выступали комплексный показатель финансового состояния организации, показатель конкурентного положения предприятия на рынке и показатель конкурентоспособности продукции.

1.По итогам анализа финансового состояния предприятия были сделаны следующие выводы:

- Актив и пассив баланса претерпевают некоторые изменения: основные средства в активе баланса увеличились на 331,63 % (по причине реконструкции производственных помещений, а также модернизации машин и оборудования), а оборотный капитал сократился на 74,07%, что обусловлено в основном снижением дебиторской задолженности в его составе; в пассиве баланса сокращается и собственный и заемный капитал на 28,74% и 60,50% соответственно. Снижение заемного капитала произошло за счет уменьшения в нем кредиторской задолженности предприятия.

- Баланс за 2007-2008 годы является неликвидным.

- Практически все показатели ликвидности не соответствуют нормативным значениям.

- Финансовая устойчивость предприятия ухудшилась.

- Объем выполняемых работ за последние годы постепенно увеличивается, в 2008 году он вырос на 31,25%. Однако себестоимость предоставляемых услуг также увеличивается, причем в 2008 году темп роста себестоимости превышает рост объема реализации на 2,84%. Рост себестоимости обусловлен в большей степени увеличением издержек на материалы и сырье, что в свою очередь было вызвано ростом цен на сырье и необоснованно большим расходом материалов, с которым необходимо бороться.

Таким образом, в целом финансовое состояние рассматриваемого предприятия можно охарактеризовать как неустойчивое.

2. Что касается конкурентного положения ООО «Стеклодом» на рынке, то можно сказать, что рассматриваемое предприятие имеет ряд преимуществ по сравнению с конкурентами:

- продукция, предлагаемая ООО«Стеклодом» является наиболее конкурентоспособной по сравнению с аналогичной продукцией , предоставляемой его основными конкурентами (за исключением компании СОК). Такой вывод мы сделали исходя из расчета интегрального показателя конкурентоспособности продукции (см. табл.11), основанного на таких параметрах как качество, защищенность лицензиями, уровень обслуживания, гарантийный срок (технические) и цена (экономический). Положительным моментом также является большой спектр дополнительных услуг.

- одна из самых низких цен за продукт под «ключ» (включает, собственно, окно плюс установку), возможность рассрочки платежа, различные кредитные программы, а также всевозможные скидки позволяют привлечь потребителей и с невысокими доходами и таким образом расширить область сбыта своей продукции;

- безусловно, одним из главных конкурентных преимуществ компании является самая широкая сеть офисов в г.Перми (21 офис в различных районах города). Принцип «близко к дому», а также работа офисов не только в будние дни, но и в субботу (у конкурентов этого нет) – это факторы обеспечивающие конкурентоспособность продукции ООО «Стеклодом» с точки зрения формирования распределительной политики фирмы;

- продвижение собственного продукта также является сильной стороной компании и включает наличие собственной торговой марки, легко узнаваемого фирменного стиля, фирменного персонажа. Проводится широкая рекламная компания, проходят всевозможные акции. Кроме этого, компания имеет собственный сайт в «Интернете».

За счет вышеперечисленного компании «Стеклодом», несмотря на то, что она вошла в этот бизнес гораздо позднее своих конкурентов, в условиях жесточайшей конкуренции, удалось занять свое место на рынке и достаточно динамично развиваться все эти годы. Компания стала выделяться на фоне своих конкурентов и по праву стала входить в пятерку ведущих компаний города Перми по производству светопрозрачных конструкций из ПВХ и алюминиевого профиля.

Однако в работе компании имеются и слабые стороны:

- нет возможности снижения себестоимости профиля, т.к. рассматриваемая фирма его не производит, а закупает. Соответственно нет возможности снизить цену товара;

- не всегда высокое качество монтажных работ, что может сказаться на имидже фирмы.

Из всего вышесказанного следует, что ООО «Стеклодом» имеет возможности для дальнейшего роста и развития, но при этом для повышения его конкурентоспособности руководству фирмы необходимо разработать мероприятия по устранению недостатков в работе.

В третьей главе дипломной работы для повышения конкурентоспособности ООО «Стеклодом» и устранения недостатков в его деятельности были разработаны следующие мероприятия:

- предложены пути снижения затрат фирмы, за счет осуществления которых можно будет снизить цену товаров для завоевания новых сегментов рынка. В частности, это введение строгого контроля учета потребляемых материалов и электроэнергии, а также покупка оборудования с помощью кредитных средств вместо аренды данного оборудования. С помощью расчетов было определено, что внедрение одного только последнего мероприятия приведет к сокращению общехозяйственных расходов на 490 тыс. руб. за месяц, а сумма высвобожденных средств за год составит 5 895 642 руб.;

- разработаны направления повышения компетенции персонала предприятия (периодическое проведение так называемых мастер-класс среди монтажников; для остальных категорий работников - организация тренингов и семинаров, а также введение стимулов для получения высшего образования путем оплаты обучения, предоставления учебных отпусков на время сессий, доплаты к заработной плате за наличие высшего образования). Было выявлено, что организация тренингов и семинаров является экономически эффективным мероприятием, т.к. это приведет к увеличению прибыли от реализации продукции на 26% или 428,6 тыс. руб.

В целом проведение мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия приведет к улучшению финансовых результатов деятельности, что в конечном итоге положительным образом отразится на финансовом состоянии и конкурентоспособности ООО «Стеклодом».


Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

1. О защите конкуренции. Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (в ред. законов РФ от 01.12.2007 №318-ФЗ, от 29.04.2008 №58-ФЗ, от 20.06.2008 №108-ФЗ, от 08.11.2008 №195-ФЗ) // Российская газета. - 27.07.2006. - № 162.

2. О конкуренции и ограничении монополистической деятель­ности на товарных рынках. За­кон РСФСР от 22 марта 1991 N 948-1 (в ред. законов РФ от 24.06.1992 № 3119-1, от 15.07.1992 № 3310-1; Федеральных законов от 25.05.1995 № 83-ФЗ, от 06.05.1998 № 70-ФЗ, от 02.01.2000 № 3-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 09.10.2002 № 122-ФЗ, от 26.07.2006 №135-ФЗ) // Консультант-плюс.

Учебная и научная литература

3. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы маркетинговых исследований: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2003. – 94 с.

4. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. - №5. - С. 46-50.

5. Виханский О. С. Стратегическое управление. - М.: Гардарики, 2004. - 296 с.

6. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. - М.: Омега-Л, 2004. - 472 с.

7. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. – М.: Финпресс, 2008. – 704 с.

8. Данилов И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции — М.: Пресс-сервис, 1997. – 420 с.

9. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. — М.: Издательство стандартов, 2004. – 219 с.

10. Егорова Л.С., Макарычев А.А. Управление конкурентоспособностью предприятия // Социология. Психология. Философия. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2008. - № 6. - С. 316–322.

11. Журавлева Е.Л. Управление конкурентоспособностью // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. - №8 (47).

12. Зиннуров У.Г., Ильясова Л.Р. Проблемы оценки конкурентоспособности товаропроизводителей. // Экономика и управление (Уфа). - 1997. -№4. - С. 27-32.

13. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 278 с.

14. Колесников А.С., Абаев В.А. Управление конкурентоспособностью автотранспортного предприятия [Электронный ресурс]// Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». – 2008. - № 7. – Режим доступа: http://www.ncstu.ru.

15. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – СПб: Питер, 2005. – 800 с.

16. Кротков А.М., Еленева Ю.Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. - №6. - С. 59-68.

17. Крутик А.Б., Пименова А.Л. Введение в предпринимательство. – СПб: Политехника, 2001. – 320 с.

18. Курс экономической теории. /Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпресссервис»; «Мисанта», 2004. – 367 с.

19. Ламбен Жан-Жак Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского.- СПб.: Наука, 2000.- 589 с.

20. Максимов И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. – 1996. - №3. - С. 51-56.

21. Мансуров Р.Е. Об экономической сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «управление конкурентоспособностью предприятия» // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. - №2. - С. 91-94.

22. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Вильямс, 2008. – 985 с.

23. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность. — М.: Альфа-пресс, 2004. – 160 с.

24. Михайлов О.В. Основы мировой конкурентоспособности. – М.: Познавательная книга плюс, 2005. – 475 с.

25. Моисеева Н. Маркетинговая активность как фактор конкурентоспособности фирмы // Маркетинг. – 1999. - №6. - С. 3-22.

26. Нуреев Р.М. Курс по экономической теории. – М.: Норма – ИНФРА-М, 2002. – 253 с.

27. Овчинников В.В. Конкурентоспособность российской экономики: текущие проблемы и перспективы // Россия и современный мир. – 2004. - №2. - С.103-116.

28. Организация предпринимательской деятельности /Под ред. А.С. Пелиха. – Ростов н/Дону: МарТ, 2004. – 335 с.

29. Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 285 с.

30. Портер М.Э. Конкуренция / Пер. с анг. – М.: ИД «Вильямс», 2004. – 496 с.

31. Предпринимательство. /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 426 с.

32. Рубин Ю.Б., Шустов В.В. Конкуренция: реалии и перспективы. — М.: 3нание, 1990. – 64 с.

33. Самодуров Д.О. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия на основе комплексной оценки его потенциала / Авто дисс. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук, — СПб., 2000.

34. Сарафанова Е.В. Маркетинг. – М.: Приор-издат, 2004. – 208 с.

35. Светуньков С.Г. Прогнозирование экономической конъюнктуры в маркетинговых исследованиях. — СПб.: ДНК, 2003. – 352 с.

36. Совет по национальной конкурентоспособности. [Электронный ресурс] Обзор новостей и публикаций в области стратегического управления и планирования по материалам зарубежных сайтов. – Режим доступа: htt: //www. naco.ru.

37. Таран В.А. Конкурентоспособность предприятий: проблема современной политики и стратегия в области качества // Машиностроитель. – 1998. - №2. - С. 6-12.

38. Терентьева Т. Конкурентоспособность компании начинается с обучения персонала // Век качества. – 2001. - №6. - С. 54-56.

39. Управление конкурентоспособностью предприятия / В. И. Бережной, В. А. Фурсов, А. В. Березовская, Т. С. Прахова, О. А. Роин. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. – 217 с.

40. Фасхиев Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. - №4. - С. 53-68.

41. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М.: Маркетинг, 2002. – 302 с.

42. Шкардун В. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятий // Маркетинг. – 2005. - №1. - С. 48-53.


Приложение 12

План проведения тренингов и семинаров в ООО «Стеклодом»

Название

Цель проведения

Продолжите-льность

Дата и время проведения

Семинар «Стратегия управления персоналом»

Анализ современных проблем управления персоналом. Слушатели познакомятся с технологиями формирования системы управления персоналом и способами ее трансформации в зависимости от изменения стратегии компании.

4 академичес-ких часа

15.02.2010 в 17-30

Семинар «Отбор, оценка, найм и адаптация персонала»

Сформирует у слушателей современное видение процесса управления персоналом и познакомит с имеющимися технологиями оценки человеческого капитала.

3 академичес-ких часа

20.03.2010 в 18 - 30

Тренинг «Повышение эффективности руководителей»

Рост профессионального и личностного развития, способствующий эффективному достижению целей

2 академичес-ких часа

15.06.2010 в 18 – 30

Семинар-тренинг "Управление временем"

Научиться управлять своим временем для повышения профессиональной и личной эффективности, для достижения поставленных целей.

2 академичес-ких часа

20.07.2010 в 18 – 30

Тренинг «Самоменеджмент. Развитие профессиональной и личной эффективности»

Рост профессиональной и личной производительности и эффективности, направленный на достижение собственных целей.

2 академичес-ких часа

25.08.2010 в 18 – 30

Приложение 13