Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Лекция на тему «Фольклорные основы сказок-повестей Шукшина» ученицы 11 Бкласса Забитчук Екатерины Впрограмме по литературе

 

             

Лекция на тему «Фольклорные основы сказок-повестей Шукшина» ученицы 11 Бкласса Забитчук Екатерины Впрограмме по литературе

Рецензия на экзаменационную работу

по литературе

( на тему «Фольклорные основы сказок-повестей Шукшина» )

ученицы 11 Б класса

Забитчук Екатерины

В программе по литературе под редакцией А.Г.Кутузова в 11 классе, пожалуй, впервые учащимся была предложена для обзорного изучения сказка-повесть Василия Макаровича Шукшина «До третьих петухов». Довольно символично, что литературное образование ребёнка начинается с народной сказки «Колобок», а завершается авторской, шукшинской, «До третьих петухов». Восхождение от мудрости, понятной даже младенцу, к более серьёзной проблематике, «вечным» темам, философии заинтересовало Екатерину. В начале работы над темой а я задала ей вопрос: « О чём говорится в русской народной сказке «Курочка Ряба» и чему она учит?» И призадумалась тут красна девица…Оказывается, в известном всем варианте смысл сказки надёжно удалён и труднодоступен. А.А.Потебня говорил: «Легко ошибиться, навязав народу то или другое понимание, но очевидно, что подобные рассказы живут по целым столетиям не ради своего буквального смысла, а ради того, который в них может быть вложен». Вспомнилось тут и о несостоявшемся счастье, и об улетевшей жар-птице, и о том, что в своих потерях виноват сам человек, неготовый к большому счастью, как говорится, что имеем, не храним, потерявши – плачем. От этих размышлений и начала свой поиск ученица.

Предваряет работу удачно подобранный эпиграф – высказывание Шукшина о русском народе, который «за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения … честность, трудолюбие, совестливость, доброту», о том, что «всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание…». И завершает цитату завет писателя: «Помни это. Будь человеком».

Во введении Екатерина подчёркивает, что сказочные герои Шукшина действуют в реальной жизни (60-70-ые годы ХХ века), а интерес к нравственным проблемам, поднятым в трёх сказках-повестях – «До третьих петухов», «Точка зрения» и «Энергичные люди» - продиктован уровнем развития фольклористики и реалиями сегодняшней жизни. Фольклорные основы этих произведений, по мнению ученицы, транслируют жизненный опыт народа. Здесь же она чётко формулирует цель работы и намечает основные вехи пути исследования. Интересной оказалась маленькая находка Екатерины: В.М.Шукшин стал продолжателем сказочно-сатирического дела М.Е.Салтыкова-Щедрина, ведь их стилизации предназначены, говоря словами последнего, детям «изрядного возраста» и написаны в последние годы жизни. Совмещённые миры реальности и сказки будут являться объектами дальнейшего исследования на предмет присутствия в них фольклорных мотивов.

Забитчук Екатерина аргументировано и глубоко раскрыла тему, привлекая для фактического подтверждения собственных наблюдений и выводов художественный материал шукшинской прозы, точно и логически выверенно используя в качестве аргументов материал 12-ти монографий. Три аспекта выбирает она для осмысления и освещения темы: становление писателя В.М.Шукшина, жанровое своеобразие (повесть + сказка) и фольклорные истоки произведений. На первый взгляд, история становления писателя имеет очень отдалённое отношение к теме, но именно рождение и развитие художественного мира, «понимаемого как оригинальное видение вещей и духовных феноменов, запечатленных словесно» (А.Чудаков), обострённое чувство правды, выстраданное до убеждения, совесть явились теми связующими звеньями, без которых не появились бы, наверное, эти три закономерно возникшие в позднем творчестве «сказки на новый лад». Жанр – это форма, в которой «выпекается» литературное произведение, он в данном случае имеет непосредственную связь с фольклором, а скрупулёзный анализ особенностей композиции, сюжета, художественных приёмов и деталей, функции языковых средств делает очень убедительным доказательную базу а.

Заключительная часть выполняет свою функцию обобщения в полном объёме. Отдельные фрагменты работы связаны между собой, переходы от одной мысли к другой последовательны и свободно оформлены в речи, суждения ученицы разумны и глубоки.

3.06.06

Учитель литературы Е.В.Медведева