Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Глава 1 Современное состояние проблемы восприятия человека человеком в профессиональной деятельности

 

             

Глава 1 Современное состояние проблемы восприятия человека человеком в профессиональной деятельности

Оглавление

Страница

Введение………………………………………………………...

3

Глава 1 Современное состояние проблемы восприятия человека человеком в профессиональной деятельности……

5

1.1. Содержание понятия «восприятие»………………………

5

1.2 Профессия медика в системе «человек-человек»………...

10

1.3 Особенности восприятия человека человеком в профессиональной деятельности медицинского работника...

14

Глава 2 Методические основы исследования………………...

22

2.1 Методика и обработка данных…………………………….

22

Библиография…………………………………………………..

29

Приложение…………………………………………………….

30


Введение

Окружающая действительность представлена каждому из нас в непосредственно-чувственной форме: многообразием красок, звуков, запахов, прикосновений или боли. Эти впечатления структурированы в пространстве и времени, носят предметный характер и обнаруживаются там, где локализуется их источник — в среде, внутри или на поверхности тела. Как элементы внутреннего мира, они включены в организацию психической жизни человека, и потому все, что касается его природы и отношений к действительности, предполагает чувственную основу, или перцептивную составляющую.
В каком-то смысле жизнь и восприятие жизни неразличимы. Можно потерять зрение или слух, но нельзя лишиться самой способности воспринимать. Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности. Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. Сам термин психология происходит от двух греческих слов: "психе" душа и "логос" слово, учение. Однако это краткое определение не дает еще полного представления о психике человека как определенной реальности. Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих в форме внутренних переживаний (ощущений, восприятий, мыслей, чувств), недоступных прямому наблюдению и именуемых психикой, а также формирование знаний о них в истории развития человеческого общества. Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметными миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных признаков. Восприятие непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков. Восприятием можно назвать то, как мы понимаем и принимаем окружающий нас мир. Раз мы говорим об окружающем, то необходимо и упомянуть и про то, какие функции мы выполняем в этом окружающем нас мире. То есть нужно рассказать про деятельность, которую выполняет человек и в которой происходит непосредственное восприятие как отдельных элементов, так и очень важного для нас объекта – человека – это восприятие человека человеком.

В последние годы интерес психологов к проблеме познания человека человеком заметно возрос. Одним из наименее представленных в разнообразном спектре направлений исследований, посвященных разработке этой проблемы, является направление, изучающее зависимость межличностного познания (восприятия) от особенностей совместной деятельности людей. Актуальность тема заключается в том, что при правильном понимании механизма восприятия возможно создать благоприятные условия деятельности, посредствам которых возможно увеличить увлеченность своей работой.

Методы исследования, которые возможно использовать при дальнейшей работе над данным вопросом: опросные.

Цель работы: изучить особенности восприятия человека человеком в профессиональной деятельности.

Задачи: 1. проанализировать современное состояния проблемы восприятия человека человеком в медицине;

2. изучить особенности профессии медика в системе «человек-человек»;

3. определить особенности восприятия человека человеком в профессиональной деятельности медицинского работника.


Глава 1 Современное состояние проблемы восприятия человека человеком в профессиональной деятельности.

1.1. Содержание понятия «восприятие»

Знания об окружающем нас мире при непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущения, но и через восприятие. «Восприятие – это реконструкция мира», - утверждают гештальтпсихологи. Эта теория трактует восприятие как спонтанный, то есть сам по себе возникающий процесс, и фактически устраняет существование ощущений как перцептивного отражения отдельных качеств и свойств предмета, так и явлений окружающего нас объективного мира. (13)

Данный параграф посвящен анализу понятия «восприятие». Восприятие, как и ощущение, относится к познавательным психическим процессам. Представление о психическом как процессе получило развитие в трудах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Брушлинского и др. Восприятие рассматривается в двух взаимосвязанных планах: 1. как движение перцептивного анализа, синтеза, обращения и интерпретации и 2. как становление самого чувственного образа — перцептогенеза. Оба плана предполагают единство процессуальной и результативной сторон восприятия, а также внутреннюю взаимосвязь его актов, стадий и фаз. Специфика перцептивного процесса состоит в том, что в нем реализуется высшая форма динамики — развитие. Развертывание перцептивного процесса становится возможным благодаря взаимодействию индивида с окружающим миром, в ходе которого изменяется и объект восприятия и сам индивид.(35)
Вопросы отношения перцептивного процесса и деятельности, в частности понимание восприятия как действия, нашли отражение в работах А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Ю.Б. Гиппенрейтер.
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражений на рецепторные поверхности органов чувств. Субстратом восприятия являются ощущения, образующие непрерывный комплекс в пространстве и времени (в случае со зрительными и осязательными восприятиями) или только во времени (когда восприятие образуется посредством изменения качества или интенсивности ощущений). Восприятие человека — «живое созерцание», результат активной познавательной деятельности, направленной на решение определенных задач и осуществляющийся в соответствии с социально выработанными нормами и эталонами. Восприятие обеспечивает ориентировку в окружающем мире. Оно напрямую связано с мышлением, памятью, вниманием и включено в процесс практической деятельности и общения.(35)

Особенность восприятия – предметность осознания всего, что воздействует на нас, то есть отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств.

Восприятие различается по двум видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности.

Классификация основных видов восприятия:

1. По основной модальности: зрительное восприятие, слуховое восприятие, осязательное, обонятельное, вкусовое;

2. По форме существования материи: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.

Глубина, объективность и скорость восприятия зависит от пола, возраста, национальной особенности, а также от образа жизни.(21)

Опираясь на литературные источники (Маклаков А.Г., Андреева Г.М.), можно утверждать, что восприятие, являясь чувственным этапом познания, неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Будучи связанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесения данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. Хорошо знакомые объекты воспринимаются на стереотипной основе, быстро и уверенно. (Как легко узнают буквы грамотные люди и как трудно их распознавать на первых порах обучения). В процессе онтогенеза происходит перцептивное научение.
Люди избирательно выделяют то, что привыкли и хотят видеть. Привычные объекты воспринимаются одномоментно (симультанно), малознакомые структурно развернуто, поэтапно (сукцессивно). В последнем случае сначала выдвигается гипотеза о сущности объекта, принимается решение о его категоризации, номинализации, а затем критически оцениваются его признаки.(3)
вырезано

Проанализировав литературу, можно с уверенностью сказать, что в области восприятия разрабатывались различные теории. Так Американский ученый Дж. Гибсон вывел теорию непосредственного восприятия, согласно которой нам кроме сенсорной информации больше ничего не нужно. Для подтверждения своей теории он использовал, так называемую визуальную пропасть (под стеклянной поверхностью стола — глубокая и мелкая пропасть). Малыш не станет ползать над глубокой пропастью. Гибсон это объяснял врожденным распознаванием признаков глубины и избегание опасности падения. Другие ученые разработали теории, которые были альтернативны данной. Например, Р. Грегори считал, что образы восприятия — это конструкции из частично сенсорных данных и частично хранимых в памяти. Еще одна альтернативная теория связана с попыткой моделирования когнитивных процессов человека на компьютере. Д. Марр пытался моделировать зрительное восприятие, но полного успеха не достиг, это говорит о том, что зрительное восприятие еще более сложно, чем предполагалось. Очевидно, все теории имеют право на существование, поясняя лишь часть всего сложного процесса восприятия.(21)

Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность. Предметность — это когда наглядный образ восприятия соотнесен с определенным предметом внешнего мира; во-вторых, целостность, которая складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений; и, наконец, относительная константность (т. е. постоянство). Результатом восприятия всегда является образ предмета, следовательно, оно предметно. Непосредственное познание дополняется прошлым опытом, поэтому оно всегда осмысленно и более или менее полно может быть выражено словами. Кроме того, восприятие всегда избирательно, т. е. более нужные детали целого всегда воспринимаются отчетливее, в этом проявляется активность человеческого сознания. Избирательность восприятия зависит не только от объективных свойств предметов, которые воспринимаются, но и от субъективных условий, которые есть в самом воспринимающем человеке, в частности от его апперцепции.(2)

вырезано
1.2. Профессия медика в системе «человек-человек»

Влияние окружающей среды на различные структуры человеческой психики – область настолько широкая, что охватывает все направления психологического знания. В 20-х гг. 20 столетия сформировалось понятие «социальная среда», под которым понимается пространство вокруг человека. В данном пространстве и происходят все процессы, связанные с человеком, а также отражаются отношения в различных системах: человек-среда, человек-труд и человек-человек.(1)

Для нас в данной работе наиболее важным являются все взаимоотношения (взаимопонимание, взаимопознание) в системе «человек-человек».

Данная система предполагает наличие взаимоотношений и взаимодействий в различных областях деятельности, в которой участвует сам человек. В результате чего необходимо предположить, что отдельные конкретные виды деятельности можно различать между собой по какому угодно признаку: по их форме, по способам их осуществления, по их эмоциональной напряженности, по их временной и пространственной характеристике, по их физиологическим механизмам и т.д. Однако главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность.(36)

вырезано Эти знания дают возможность медицинскому работнику устанавливать эффективное взаимодействие с пациентом, когда он словесно «отзеркаливает»(отражает) – возвращает пациенту особенности его собственного вербального поведения и тем самым показывает, что понимает его.(18)

Следует отметить, что главной особенностью, которая отражается в системе человек-человек, являются взаимоотношения с пациентом(больным). В системе взаимоотношений медицинский работник – больной последнему принадлежит такая же важная роль, как и первому. В основе медицинской профессии лежит и уважение к жизни, включающее принцип священности человеческой жизни, и принцип качества (осмысленности) жизни. Для медицинского работника любая жизнь обладает одинаковой ценностью, она священна. Принцип качества жизни часто противопоставляется принципу ее священности, хотя это недопустимо. Страдающий неизлечимой болезнью пациент может решить, стоит ли ему продолжать лечение, только продлевающее его мучения. Однако медицинский работник не может сам, без участия пациента, решить эту проблему. Непричинение вреда, зла, ущерба здоровью пациента — первейшая обязанность каждого медицинского работника.(27)

Опираясь на литературные источники, можно сказать, что одним из важнейших принципов отношений между медицинским работником и пациентом является принцип дистрибутивной справедливости. Это означает обязательность предоставления и равнодоступность медицинской помощи. Обычно он находит отражение в законодательных актах и социально обусловлен. Каждое сообщество устанавливает правила и порядок предоставления медицинской помощи в соответствии со своими возможностями.(40)

вырезано


1.3.Особенности восприятия человека человеком в профессиональной деятельности медицинского работника.

Как мы воспринимает и понимает друг друга? Поиск ответов на данный вопрос является одной из решаемых проблем в психологии. Из утверждения Ковалевой Т.Н., для понимания друг друга и восприятия, а также для установления взаимоотношений очень важна наблюдательность, требующая пристального внимания и опирающаяся на жизненный и профессиональный опыт личности.(22) В советской психологии изучение межличностного познания в связи с деятельностью людей было начато А.А. Бодалевым и его сотрудниками.

вырезано Весьма часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Это понятие в данном случае употреблено не слишком точно. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.(2)

В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека».(17) Процесс познания занимает важнейшее место в жизни человека. По утвержде­нию Б. Г. Ананьева, человек является субъектом трех «основных социальных деятельностей — труда, общения, познания».(33)

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как личность. (36)

На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Структура межличностного восприятия обычно описывается как трёхкомпонентная. Она включает в себя: субъект межличностного восприятия, объект межличностного восприятия и сам процесс межличностного восприятия. В связи с этим все исследования в области межличностной перцепции можно разделить на две группы. Исследования в области межличностной перцепции ориентируются на изучение содержательной (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и т. п.) и процессуальной (анализ механизмов и эффектов восприятия) составляющих. В первом случае исследуются приписывания (атрибуции) друг другу различных черт, причин поведения (каузальная атрибуция) партнеров по общению, роль установки при формировании первого впечатления и т. п. Во втором - механизмы познания и различные эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга. Например эффекты ореола, эффект новизны и эффект первичности, а также явление стереотипизации. Относительно субъекта и объекта межличностного восприятия в традиционных исследованиях установлено более или менее полное согласие в том плане, какие характеристики их должны учитываться при исследованиях межличностного восприятия. Для субъекта восприятия все характеристики разделяются на два класса: физические и социальные. В свою очередь социальные характеристики включают в себя внешние (формальные ролевые характеристики и межличностные ролевые характеристики) и внутренние (система диспозиций личности, структура мотивов). Соответственно такие же характеристики фиксируются и у объекта межличностного восприятия.(9)

Восприятие другого человека происходит и в процессе общения. (20) Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии лич­ности.(33)

Когда говорят об общении, то обычно имеют ввиду взаимодействие между людьми, осуществляющих с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующую цель достижения изменений в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческих сферах участвующих в общении лиц.(8)

Существует научное определение общения:

«Общение является мыслезаключением и действием по направлению импульса или частицы из точки-источника на некоторое расстояние к точке-приемнику с намерением вызвать в точке-приемнике воспроизведение и понимание того, что было выпущено из точки-источника». (39)

В отечественной науке сложилась устойчивая традиция связывать понятие «общение» с категорией «деятельности». При этом общение рассматривается лишь как форма, вид деятельности. Констатируется, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей.(28)

Общение как и деятельность, есть необходимое и всеобщее условие формирования и развития как общества, так и личности.(11)

В нашем конкретном случае мы будем рассматривать восприятие человеком человека на примере медицинского работника. Чаще всего медицинскому работнику приходится взаимодействовать с пациентом или как иначе можно сказать с больным. В современной медицине слово "больной" в основном относится к людям, находящимся на стационарном лечении, и все чаще заменяется словом "пациент", означающим в переводе с латинского "страдающий", а в переводе с французского "терпеливый", "пассивный", "безучастный".(12)

вырезано Для того, чтобы процесс взаимоотношений пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо познать психологические основы подобного взаимодействия. Мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте.

Вследствие вышеперечисленных проблем, можно говорить о значимости для эффективного и бесконфликтного взаимодействия пациента с медицинскими работниками такого психологического параметра как коммуникативная компетентность. Под этим термином понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, что подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Коммуникативная компетентность рассматривается также как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.(27)

В первую очередь, коммуникативная компетентность является профессионально значимой характеристикой врача, медицинской сестры. Однако, несмотря на то, что в условиях клиники пациент вынужден обращаться за помощью к врачу, коммуникативная компетентность важна для обеих сторон. Это связано с тем, что некомпетентность в общении хотя бы с одной стороны способна нарушить диагностический и лечебный процесс и не привести к желаемым результатам. Неумение пациента наладить контакт с врачом столь же опасно, сколь нежелание врача установить эффективный контакт с любым пациентом.

Принятие пациента может исходит из представления того, каким должен быть больной, то есть идеальный(желаемый) больной, а также реальный больной. В понятие «идеального пациента», как правило, включаются следующие характеристики: малая осведомленность в медицинских вопросах, вера и отсутствие сомнений в силах и умениях лечащего врача, готовность беспрекословно выполнять назначения, умение кратко и четко излагать проблему и жалобы, отсутствие ипохондрии. Как видно из приведенного списка характеристик, врач нацелен на директивный стиль взаимодействия с больным, не оговаривая особенности эмоционального подкрепления этого процесса. Он готов быть сопереживающим, но не всегда готов к истинному партнерству. Однако в противоположность идеальному пациенту может существовать и реальный больной, который не всегда может соответствует данным характеристикам. В этом случае могут возникать конфликты в системе врач (медицинский работник) — больной. (27) Особенностью конфликтов является столкновение мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и ожиданий участников взаимодействия.(4)

Выделяя самое главное можно сказать, что восприятие человека человеком в профессиональной деятельности медицинского работника важный компонент этой деятельности. В своей работе медицинский сотрудник взаимодействует с пациентом и посредством этого взаимодействия происходит и взаимопонимание и взаимопознание. Которые, в свою очередь, могут ограничиваться определенными стереотипами.


Глава 2 Методические основы исследования

2.1 Методика и обработка данных

В настоящее время тесты получили достаточное распростра­нение во всех областях человеческой деятельности. Под тестом обычно понимается достаточно краткое, строго стандартизированное испытание, которое позволяет количествен­но выразить результат и, следовательно, дает возможность осу­ществить его математическую обработку.(14;32) В моей работе возможно применение таких методик как Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности (модифицированный вариант Н.П.Фетискина) (Приложение 1), Определение ролевых позиций в межличностных отношениях (по Э.Берну) (15) (Приложение 2), а также Диагностика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко (Приложение 3). (38)

Методика Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности предназначена для изучения личностной готовности к формированию интегративных критериев интерактивной компетентности в пределах малых групп стабильного и временного типа. Исходя из инструкции, необходимо по пятибалльной системе оценить особенности межличностного взаимодействия в вашей группе:

  • 5 - всегда;
  • 4 - почти всегда;
  • 3 - трудно сказать;
  • 2 - редко;
  • 1 - никогда.

вырезано Определение ролевых позиций в межличностных отношениях (по Э.Берну) этот тест направлен на определение роли по отношению к другому человеку при его восприятии. Тест состоит из 21 утверждения, которые надо оценить в баллах от 0 до 10. При окончании опроса подсчитать сумму баллов отдельно по строкам таблицы:

Дитя (Д)

1

,4,

7,

10,

13,

16,

19

Взрослый (В)

2

,5,

8,

11,

14,

17,

20

Родитель (Р)

3

,6,

9,

12,

15,

18,

21

После проведенного подсчета необходимо расположить соответствующие символы в порядке убывания их значения. Если у вас получилась формула ВДР, то вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и нравоучениям. Постарайтесь сохранить эти качества.

Если вы получили формулу РДВ, то для вас характерны категоричность и самоуверенность. Кроме того, «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Поэтому таким людям желательно работать не с людьми, а с машинами, кульманом, этюдником и т. п.

Если на первом месте в формуле Д, то это вполне приемлемый вариант для научной работы. Но детская непосредственность хороша только до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то пора взять свои эмоции под контроль.

вырезано Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии, вероятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует информационно-энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация - еще одно непременное условие успешной змпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя - уровня эмпатии.

Суммарный показатель теоретически может изменяться в пределах от 0 до 36 баллов. По предварительным данным В.В.Бойко, можно считать:

  • 30 баллов и выше - очень высокий уровень эмпатии;
  • 29-22 - средний;
  • 21-15 - заниженный;
  • менее 14 баллов - очень низкий.

При обработке полученных результатов используется математическая статистика.(10) Для выявления различий в уровне исследуемого признака в нашем случае можно применить Критерий Манна-Уитни, предназначенный для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного, также. Выявление степени согласованности изменений можно произвести при подсчете rs - коэффициент ранговой корреляции Спирмена.(34)
Библиография:

1. Абрамова Ю.Г. Психология среды: истоки и анправления //Вопросы психологии.-1995.-№2.-с.130-137.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.

3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 1999.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ, 1999.

5. Анцыферова Л.И. Психологическое учение о человеке: теория Б.Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы. / Психологический журнал.- 1998.- № 1. – с. 3-15.

6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.-М.: Педагогика.-1995.

7. Бодалев А.А. Личность и общение.-М.: Педагогика.-1996.

8. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения //Вопросы психологии.-1994.-№1.-с.122-128.

9. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

10. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для ВУЗов — СПб.: Питер, 2006.

11. Буев Л.П. Человек: деятельность и общение.-М.: Мысль.-1994.

12. Гройсман А.Л.Медицинская психология.-М.: Изд.: Магистр, 1995.

13. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир.- 1992.

14. Гуминский А.П. Конфликты в повседневной жизни: практическое

руководство по разрешению/ А.П. Гуминский.- Мн.: Тесей, 2002.

15. Дидактические тесты: технология проектирования: Методичес-Д 44 кое пособие для разработчиков тестов / Е.В. Кравец, A.M. Радьков, Т.В. Столярова, Б.Д. Чеботаревский; Под общ. науч. ред. A.M. Радь­кова. - Мн.: РИВШ, 2004.

16. Знаков В.В. Трудиться понять ближнего // Человек.-1998.-№5.-с.80-89.

17. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. — М.: ИП РАН, 1994.

18. Иванова В.И. Особенности общения медработника с пациентами разного типа // Медицинские знания.-2006.-№2.-с.30-32.

19. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.- СПб.: Питер.-2002.

20. Каган М. С. Мир общения. М., 1988.

21. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология.-М.:Учебник.- 2004.

22. Ковалева Т.Н. Межличностное общение // Человек. Грамадства. Свет.- Серыя «У дапамогу педагогу».-2008.-№4.-с.44-53.

23. Коломинский Я. Л. Человек среди людей. Минск, 1987.

24. Леонтьев А.H. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат.- 1975.

25. Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997.

26. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для ВУЗов.- СПб.: Питер, 2005.

27. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. — М.: МЕДпресс, 2001.

28. Рождественская Н. А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Воп­росы психологии. 1986. №4. С. 69-76.

29. Романов К. М, Межличностное познание и деятельность // Вопросы психологии. 1986. №4. С. 76-81.

30. Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.

31. Познание и общение. / / Под ред. Ломова Б. Ф. , Беляевой А. В., Коула М. М., 1988.

32. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2000.

33. Реан А. А., Коломинский Я. Л." Р31 Социальная педагогическая психология— СПб.: Питер Ком, 1999.

34. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Соц. психол. Центр, 1996.

35. Солсо Р.Л. Когнитивная психология.- Пер. с англ.- М.: «Тривола», М.: «Либерея», 2002.

36. Сарджвеладзе Н.И.Личность и ее взаимодействие с социальной средой.- Тбилиси: "Мецниереба".-1989 – источник информации www.pedlib/ sarjv01/index.ru.

37. Толочек В.А. Современная психология труда..-Спб.: Питер.-2008.

38. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. 2002.

39. Хаббард Л. Рон Общение.- М.: Издательская группа «Нью Эра».-1999.

40. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. Будапешт, 1981.