Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

«Современная гуманитарная Академия»

 

             

«Современная гуманитарная Академия»

Федеральное агентство по образованию
ФГОУ ВПО «Сибирский Федеральный Университет»
Факультет повышения квалификации

Замараева Юлия Сергеевна

«Использование дистанционного обучения в высшем образовании (на примере Дистанционного образовательного проекта ВУЗа «Современная гуманитарная Академия»)

по курсу «Информационные технологии в науке и образовании»

по программе «Преподаватель высшей школы»

Руководитель: Смолянинова О.Г., д.п.н., профессор

Красноярск 2011

План работы

Стр.

Введение

3

1. Специфика дистанционных образовательных технологий в XXI веке.

4-10

2. Состав и структура дистанционных образовательных технологий, реализуемых в Современной гуманитарной Академии.

11-16

Вывод

17

Список использованных источников

18

ВВЕДЕНИЕ

В современный этап развития среди традиционных форм получения образования все большую научную применимость находят дистанционные технологии обучения. Такая необходимость связана с более проявленной на рубеже XX-XXI веков социальной мобильностью, требующей повсеместного присутствия и доступа к информационному цифровому пространству – коммуникатору современного человека и мира. Инновационность дистанционного образования в сфере высшего образования заключается в возможности получения качественного образования посредством виртуального общения между преподавателем и студентом для получения знания, избегая затраты времени на перемещение, отрыва от места проживания, а также чисто практического исключения хранения массива печатной информации. Положительными сторонами этой образовательной формы для обучающегося выступают: целенаправленное погружение и нахождение путей ориентирования в огромном пространстве информации, знакомство и научение с современными компьютерными технологиям, умение концептуализировать основные мысли и передавать в виде наглядных (текстовых, изобразительных) образов. Как самостоятельное направление в пространстве образовательных форм в российских вузах, дистанционные технологии появились сравнительно недавно. В связи с этим, требуется осмысление специфики данного направления (первый шаг исследования); выявление основных форм обучения, форм коммуникации человека и информационного пространства (второй шаг исследования). Репрезентативным для анализа выступает дистанционный образовательный проект ВУЗа «Современная гуманитарная Академия», который представляет уникальную информационно-коммуникационную (спутниковую) технологию обучения[1] .

1. Специфика дистанционных образовательных технологий в XXI веке

Технологии дистанционного образования в России, по мнению ученых, реализуют концепцию современного инновационного процесса Интернет-обучения (e-learning), позволяющего учиться в условиях любой отдаленности от учебного заведения (особенно это важно для людей с ограниченными возможностями). Данное концептуальное направление позволяет существовать институциональным формам образования при поддержке государства и постепенно становиться самостоятельной отраслью в России. Основой для выстраивания технологии является виртуальное пространство взаимодействия преподавателя и студента: каждый из них при этом находится за своим компьютером, поддерживая процесс общения посредством Интернета. Применять технологию возможно практически на всех уровнях образования: в получении высшего, второго высшего образования, повышения квалификационного уровня (курсы ПВШ), дополнительного образования (специальности). Особенно данная технология становится удобной в проведении учебных научно-методологических семинаров, конференций, и даже для проведения государственных экзаменов и защиты диплома. Преимущество дистанционного образования наряду с иными традиционными формами обучения обнаруживается в возможности предоставить (сделать доступным) любой уровень образования для большинства социальных групп: молодых людей, многодетных семей, людей с ограниченными возможностями, северных народов, населения стран ближнего и дальнего зарубежья (преимущественно русскоговорящих). Широкое применение дистанционного образования существует в наиболее социально мобильных городах России, поскольку требует обязанного постоянного (свободного) доступа в Интернет – пространство, позволяющее своевременно реагировать на происходящие события в процессе обучения[2] .

На сегодняшний день каждый российский ВУЗ имеет возможность разрабатывать собственные уникальные пути реализации технологии: выстраивать путь интерактивного самообучения при поддержке преподавателей; избирать путь активного участия обучающегося путем предоставления многообразия учебных форм и программ; создавать равную меру соотношения первых двух путей в процессе взаимодействия преподавателя и студента (например, путем чередования форм «вопрос преподавателя» - «ответ студента»). Далее необходимо рассмотреть специфику дистанционного образования посредством анализа содержания понятия «дистанционные образовательные технологии».

Наиболее емко сформулированные определения понятия «дистанционно образовательные технологии» даны в Законе об образовании и Приказе Минобрнауки России: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника[3] »; «Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения)[4] ». В словаре по экономики и финансам дано следующее определение: «Дистанционное обучение - способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся[5] ». На основании принятых определений возможно заключить, что дистанционное образование дает возможность не только бесконтактного взаимодействия между обучающимся и объектом обучения, но прежде всего реализует идею беспрерывного образования в течении всей жизни, потенциалом получать и реализовать образовательные потребности всех желающих научиться мыслить. Подтверждением тому является статистика существующих западноевропейских ВУЗов, показывающая насущную необходимость человека образовываться: Национальный Открытый Университет Индиры Ганди (численность студентов 1 млн.), Турецкий Дистанционный Университет (обучает более половины зарегистрированных студентов страны), открытый Университет Великобритании (бюджет 400 млн.фунтов), 81% всех высших заведений США предлагают как минимум один курс дистанционного обучения, 67% учебных заведений США считают дистанционное обучение стратегически важным направлением своего развития[6] . Управляющий директор eLearnExpo Салли-Энн Мур на 1-ой международной конференции по е-образованию в Москве сообщила: «На сегодня мы имеем более 100 млн. слушателей e-Learning программ в мире. Общий объем рынка в 2003 году составил 5 млрд. долларов, из них 3,5 млрд. приходится на Европу». Следующим шагом исследования будут определены преимущества и недостатки дистанционного образования.

«Плюсы» дистанционной технологии обучения в образовательном процессе XXI века.

- Технологическая наглядность : позволяющая визуально преобразовать современными и техническими средствами необходимый комплекс знания, тем самым обеспечивая активное взаимодействие студента с обучающей системой. Возможными формами выступают двустороннее интерактивное видео; односторонне видео, двустороннее аудио; обычная видео трансляция; видеокассеты; аудио графика; аудио конференции; аудио кассеты и др.

- «Открытость» обучения (без формальных ограничений): доступность каждому желающему учиться образовываться, не прерывая другие жизневажные процессы (выезжать на место учебы, брать учебный отпуск или командировку и т.д.);

- Экономия денежных средств (возможность не нести необходимые затраты, обязательно возникающих в условиях традиционного обучения[7] );

- Возможность построения личной стратегии обучения в процессе образования : дистанционное образование позволяет избрать для себя те курсы обучения, которые необходимы для саморазвития. Более того, можно одновременно проходить обучение в разных институтах, реализующих концепцию дистанционного образования, обретая наиболее полный багаж знаний и обогащая его посредством синтеза с иным содержанием одной дисциплины;

- Возможность сохранения привычного ритма жизни при выборе индивидуального графика обучения : полное отсутствие подчинения графику расписания учебных дисциплин, позволяет в любое удобное время выполнять необходимые задания;

- Исключение межличностной неприязни в процессе обучении как фактора возникновения препятствий к получению образования : дистанционное образование позволяет оставаться инкогнито обучающемуся (скрыть возраст, социальный статус, должность и т.д.), позволяя сосредоточиться только на процесс получения знания.«Снимается психологическое воздействие, обусловленное воздействием группы или успеваемостью студента по другим предметам»;

- Возможность обучения людей с ограниченными физическими возможностями, людей иностранного происхождения (не имеющие гражданство для временного или постоянного пребывания на территории обучения);

- «Гибкость» дистанционного образования в отношении образовательных потребностей студента: « Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения, более гибкое, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период сессии, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет студента заниматься самостоятельно и получать им навыки самообразования[8] ». В связи с этим, дистанционное образование формирует необходимые компетенции: самостоятельность, мобильность и ответственность;

- Возможность возвращения к документам , полученным в момент образования, поскольку виртуальная коммуникация остается навсегда зафиксирована (задокументирована);

- Дистанционное обучение – массовое образование: «Дистанционное обучение предоставление возможности обучения большему количеству людей, повышается интерес к обучению, растет продуктивность обучения, позволяет учиться тогда, когда это необходимо, привлекает людей разных возрастных групп»;

- Возможность оперирования миллиардами документов в решении поставленных обучением задач (поиск учебной литературы, научных статей, архивов сканированных документов и т.д.), освоением самых современных технических и информационных форм в интернет-пространстве (например, умением в совершенстве пользоваться поисковой программой Google).

«Минусы» дистанционной технологии обучения в образовательном процессе XXI века.

- Исключение прямого диалога в отношении обучающегося и преподавателя : технология аудиторного обучения полноценно работает на единство ее составляющих – «знаниевой» (информационной), «деятельностной» и «мотивационно-ценностной»;

- Требование в необходимости персонального компьютера и доступа в Интернет как источникам информации;

- Ограниченность контроля полноценного знания пользователей дистанционного обучения: итоговая аттестация, как правило, проходит в очной форме отчетности;

- Требование высокой самоорганизации на всем периоде обучения;

- Недостаток практических занятий: в традиционной форме образования таковыми являются семинарские занятия;

- Высокая материальная затратность на создание и развитие дистанционной формы обучения: « Высокая стоимость построения системы дистанционного обучения, на начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения[9] ».

Несомненно, что для развития дистанционной формы обучения требуются колоссальные человеческие ресурсы: для специалистов – разработка дистанционных программ, которые учитывают уровень подготовки абитуриента и существенно высокий уровень компьютерных информационных технологий; для студентов – высокая подготовка в персональном пользовании компьютера и навыки интернет пользования (отсутствие опыта дистанционного обучения). Для полноценного применения дистанционных технологий требуются большие денежные вложения и развитие информационно-коммуникационных инфраструктуры в России. Для процесса образования ощущается острая необходимость специалистов, способных разработать теоретические, методические и методологические основания для привлечения внимания к дистанционному образованию со стороны российских ВУЗов. В самой технологии необходимо исключить возможность пиратства в правах реализации уникальных технологических разработок, соотнести со стандартами учебных программ третьего поколения, подготовить высокопрофессиональных специалистов для создания качественных мультимедийных курсов, ориентировать их внимание на интерактивное насыщение содержательной основы курсов. К примеру, в настоящее время дистанционные курсы – это лекции в виде текстовых материалов и простейших графических объектов (рисунки, фото), блоки контроля знаний в виде тестовых заданий. Фундаментом для развития интерактивного метода обучения дистанционной технологии должна стать имитация реального общения с преподавателем.

2. Состав и структура дистанционных образовательных технологий, реализуемых в Современной гуманитарной Академии

Во второй ивной части кратко раскрыты основные формы технологии дистанционного обучения, актуальность и инновация которой определяется чрезвычайной востребованностью в среде пользователей, желающих получить качественное образование XXI века.

Побудительными причинами к возникновению дистанционной формы обучения Современной Гуманитарной Академии стали: независимость от географии, независимость от расстояния между преподавателем и обучаемым, возможность вариативного сочетания технологий (кейс-технологий, сетевых технологий, компьютерных и информационно-телекоммуникационных (спутниковых) технологий), и на этом основании возможность внедрения информационно-коммуникационной (спутниковой) технологии обучения (телеобучения). СГА (Современная Гуманитарная Академия) реализует организацию обучения студентов по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения; выдает выпускникам, успешно завершившим обучение по аккредитованным образовательным программам высшего, среднего, начального профессионального образования, дипломы государственного образца.

Описание СГА.

«Современная гуманитарная академия – распределенный на большой территории единый вуз. СГА создана как двухуровневая организационная структура, состоящая из центра (базового вуза) и сети территориально удаленных центров доступа к академическим ресурсам академии (филиалов и партнерских организаций за рубежом). Применение средств информатизации и телекоммуникации позволяют академии проводить идентичный учебный процесс во всех центрах доступа и предоставлять широким слоям населения качественное образование столичного уровня по доступным ценам на месте их проживания и профессиональной деятельности [10] ».

Образовательные технологии СГА.

«Двусторонняя спутниковая связь обеспечивает обмен данными между базовым вузом и центрами доступа к академическим ресурсам академии. Полное обеспечение учебного процесса учебными и учебно-методическими материалами, а также программное управление всеми вузовскими процессами в центрах доступа осуществляется через корпоративную телекоммуникационную сеть академии. Архитектура образовательной телекоммуникационной сети академии имеет структуру «точка-многоточка», в которой множество высокоскоростных локальных сетей центров доступа соединены с центром (базовым вузом) потоками информации по каналам связи. Для работы своей сети Современная гуманитарная академия использует два геостационарных спутника: «Экспресс-АМ2» и «Ямал-201». Покрыть одним спутником всю территорию России практически невозможно. Поэтому СГА использует спутник «Экспресс-АМ2» для организации вещания в европейской части России и спутник «Ямал-201» для районов Сибири и Дальнего Востока. Цифровой образовательный контент из центрального сервера базового вуза по спутниковым каналам связи направляется на серверы центров доступа. Каждый центр доступа представляет собой учебную локальную вычислительную сеть (УЛВС). В центре доступа компьютеры, связанные локальной сетью, объединяются, по сути, в один виртуальный компьютер, ресурсы которого могут быть доступны всем пользователям, причем за счет высокой скорости доступ не менее удобен, чем доступ к ресурсам, входящим непосредственно в каждый отдельный компьютер. УЛВС состоит из локальных сетей универсальных учебных аудиторий, лабораторий для проведения профессиональных компьютерных занятий и видеоконференцзала. Универсальные аудитории предназначены для проведения занятий различного методического назначения на индивидуальных электронных учебных местах. Оборудование, установленное в такой аудитории, позволяет студентам работать в виртуальных образовательных средах, в том числе: изучать слайд-лекции, осваивать обучающие и профессиональные компьютерные программы, проходить электронное тестирование, готовить телеэссе, участвовать в интерактивных семинарах. Компьютеры на электронных учебных местах дополнительно оснащены встроенным видео- и web-камерами для реализации возможности участия студента в интерактивных семинарах и тренингах ораторских навыков при записи телеэссе. В лабораториях профессиональных компьютерных занятий установлены офисные компьютеры с профессиональным программным обеспечением для организации учебной деятельности студентов направления «Информатика и вычислительная техника». В видеоконференцзале проводятся видеоконференции и телемарафоны, организуются групповые просмотры эксклюзивных учебных видеофильмов, видеолекций». Таким образом, организация обучения в СГА имеет название информационно-коммуникационной (спутниковая) дистанционной образовательной технологии, и характеризуется тем, что:

- «Позволяет создать однородную учебную среду в любом географическом пункте, т.е. дистанционно. Возможность погрузиться в непрерывный учебный процесс осуществляется через постоянное использование различных учебных продуктов – от рабочего учебника до компьютерных обучающих программ, слайд-лекций, работа с которыми может быть легко организована и в домашних условиях.

- Широко использует обзорное обучение, реализуемое посредством обзорных телелекций и импринтинговых видеолекций, помогающее студенту создать целостную, структурированную картину изучаемой области знаний и деятельности.

- Регулярно применяет глоссарное и алгоритмическое обучение, обеспечивает упорядоченное запоминание понятий, фактов, персоналий, входящих в профессиональные словари, а системное заучивание алгоритмов профессиональных умений позволит будущим специалистам в дальнейшем легко решать их основные задачи.

- Использует погружение в сферу развивающего обучения, организует для студента самостоятельный поиск информации, ее творческое осмысление и самостоятельные действия в постоянно меняющихся условиях.

- Обеспечивает индивидуальный темп усвоения знаний.

- Формирует профессиональные компетентности в предметных областях.

- Информационно-коммуникационная (спутниковая) технология обучения позволяет внедрять в учебный процесс не только технические и технологические, но и дидактические инновации. Учебный процесс в академии построен по модульному принципу. Модульный принцип обучения предполагает разделение каждой учебной дисциплины на логически замкнутые блоки, называемые модулями, в рамках которых проходит как изучение нового материала, так и контрольные мероприятия по проверке его усвоения. Модули являются зачетными единицами (крéдитами в терминологии Болонского процесса, к которому СГА подключился осенью 2003 г., подписав соответствующие документы). Изучение каждого модуля рассчитано примерно на 45 академических часов (36 ак. час. без учета экзаменационных сессий).

Планирование учебной нагрузки студента включает обязательную включенность аудиторной и самостоятельной работы студента. «Наполнением» - полнокомплектный УМКД (учебно-методический комплекс дисциплин), состоящий из рабочей программы дисциплины, рабочих учебников (в электронном и печатном виде); вводных и модульных лекций, выполненный в виде телелекций, слайдлекций и аудиолекций; информационных и методических материалов по коллективным тренингам; обучающих компьютерных программ; профессиональных лабораторных работ; телетьюторингов, выполненных в виде телелекций и слайдлекций; тестовых баз для оперативного тестирования и тренинга - от 100 до 300 вопросов по каждому модулю; баз вопросов промежуточной аттестации от 100 до 350 вопросов по дисциплине; методических материалов по подготовке телеэссе с применением цифровых или аналоговых видеокомплексов; текстов по спискам основной и дополнительной научной и учебной литературы и информационно-справочные материалы - справочники, словарей и т.д. (тексты в телекоммуникационной двухуровневой библиотеке); методических материалов для организации самостоятельной работы студентов (печатные материалы и на электронных носителях); методических материалов по работе с системой IP-хелпинга и работе с текстами в телекоммуникационной двухуровневой библиотеке (печатный материал и на электронных носителях); материалов настенного обучения.

Основными видами занятий в Академии, реализующие инфоркоммуникационную функцию, являются

а) предэкзаменационное электронное тестирование и экзаменационное тестирование;

б) синтез традиционных видов учебных занятий: лекции, слайд-лекции, видеофильмы и практические занятия;

в) индивидуальные компьютерные тренинги, коллективные тренинги, тест-тренинги, телеэссе;

г) работа с информационной базой знаний в ТДКБ;

д) консультации (слайд-тьюторинги по подготовке к курсовым работам, экзаменам, ВКР, IP-хелпинг);

е) контрольные процедуры (зачеты, экзамены);

ж) модульное электронное тестирование;

з) предэкзаменационное электронное тестирование и экзаменационное тестирование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современный этап развития информационных технологий дистанционная форма обучения становится все более приоритетной в сфере образования, поскольку позволяет в себя включить множество видов виртуальной коммуникации и обеспечить реализацию ключевых жизненных принципов каждого человека: «обучение всем» и «обучение через всю жизнь». Образовательная технология Современной Гуманитарной Академия построена на сочетании типов электронных коммуникаций, позволяющих компенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения, обеспечить полноценное всестороннее образование за счет разумного и корректного выбора основных и дополнительных образовательных форм. Таким образом, любой обратившийся к данной образовательной технологии получает возможности полноценного высококачественного образования через интернет; совмещения работы и учебы по выбранной специальности; участие в учебном процессе независимо от места жительства; самостоятельного определения образовательного режима; общения с преподавателями и получение квалифицированных онлайн-консультации; существенного снижения расходов на оплату обучения, проезда до вуза и покупку учебников; использование необходимых рабочих инструментов: электронной библиотеки, системы онлайн-тестирования, видеоконференций в режиме реального времени, видеоверсий мастер-классов успешных бизнесменов и политиков, виртуальных площадок для проведения веб-семинаров и тренингов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Владимир Канаво «Достоинства и недостатки дистанционного обучения» http://www.ucheba.ru/vuz-article/10628.html

2. Дистанционные образовательные технологии http://www.muh.ru/teaching/teaching_dot.php

3. Сайт Современной Гуманитарной Академии http://www.muh.ru/teaching/teaching_dot.php

4. Факультет дистанционного обучения ТУСУР http://fdo.tusur.ru/


[1] Ссылки на сайт ВУЗа: www.muh.ru ; на страницу «дистанционное образовательные технологии»: http://www.muh.ru/teaching/teaching_dot.php .

[2] Одним из первых, кто применил технологии дистанционного образования стал Московский институт экономики, менеджмента и права.

[3] Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1993 года №3266-1 (статья 32)

[4] Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»

[5] Словарь по экономике и финансам Глоссарий.ру

[6] http://www.muh.ru/teaching/teaching_dot.php

[7] так компания IBM разработала вводный e-Learning курс для каждого нового менеджера. Традиционный очный шестинедельный курс теперь преподается в таком соотношении: 75% e-Learning и 25% в классе. На настоящий момент можно отметить следующие преимущества: программа сэкономила $24 миллиона, стоимость одного дня обучения снизилась в 3 раза - с $400 до $135. При этом объем учебного контента увеличился в 5 раз. - Данные с сайта http://www.muh.ru/teaching/teaching_dot.php.

[8] Данные с сайта http://www.muh.ru/teaching/teaching_dot.php.

[9] Владимир Канаво, curator.ru «Достоинства и недостатки дистанционного обучения» http://www.ucheba.ru/vuz-article/10628.html

[10] http://www.muh.ru/teaching/teaching_dot.php