Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Лекция на тему «Лирическая высота В. Высоцкого»

 

             

Лекция на тему «Лирическая высота В. Высоцкого»

Рецензия на экзаменационную работу

по литературе

( на тему «Лирическая высота В.Высоцкого» )

ученика 11 Б класса

Вовненко Александра

Долгим и мучительным был выбор темы а для Александра… Что предпочесть – прозу или поэзию, современную литературу или классику 19 века ? С уверенностью можно сказать, что этот юноша - один из самых начитанных учеников этого выпуска, наверное, оттого и труднее ему было остановиться на чём-то одном, пока однажды на уроке он не выступил с сообщением о жизни и творчестве В.С.Высоцкого. Его искреннее восхищение талантом уникального русского поэта, увлечённость и глубина познаний о его нелёгком жизненном пути и неоднозначной оценке критики творчества Высоцкого, великолепное чтение стихотворений наизусть, да ещё в неограниченном количестве, и на любую тему, и практически с любой строки вызвало в нас, слушателях, такой неподдельный интерес, что мы и не заметили, как пролетело 40 минут, в добавление ко всему сложилось такое впечатление, что Александру ещё есть что сказать о любимом поэте. Тогда и пришла уверенность, что именно о лирике Высоцкого ему надо продолжить работу.

Во вступлении чувствуется личностный подход учащегося к теме, даже проводятся аналогии между творческими поисками автора а и человека, который снискал славу в России и как поэт, и как актёр, и как исполнитель своих песен, и как незаурядная личность. Подобранные и адаптированные в ходе работы издания (в списке использованной литературы 17 книг, из них 15 авторских монографий) дает ученику богатейший биографический и литературоведческий материал, которым он рационально и уместно пользуется, вплетая в канву аналитического исследования точно подобранные цитаты, самостоятельно интерпретированные Александром.

Весь путь Высоцкого в творчестве, его лирику Иза Высоцкая назвала большой исповедью, собственно исповедальное начало постепенно становится доминирующим и вытесняет многообразных «ролевых» героев, «протеизм» и другие черты художественного мышления поэта-актёра, впрочем, большой объём а позволил автору рассмотреть эти и многие другие аспекты поэтики Высоцкого. Отдельная глава посвящена лирическому герою, его поискам и терзаниям, также подробно рассматриваются мотив пути и переклички в стихотворениях Блока, Есенина и Высоцкого. Среди всего тематического многообразия лирики последнего Александр выделяет две: спорт и политическая сатира, думаю, из таких соображений, что без первого выдержать нечеловеческие перегрузки, связанные с театральной деятельностью да и с тем , что жизнь вообще сложная штука, вряд ли смог бы сам Высоцкий, а без второго никогда не обходилось ни одно русское застолье с крепким словцом в адрес «партии и правительства» на закуску. Уж кто-кто, а Высоцкий был самым русским из всех русских, утверждает Вовненко Александр.

Вторая часть работы посвящена анализу поэтической системы В.С.Высоцкого, в частности, жанровой специфике его стихотворений. Особый интерес вызывает восприятие, истолкование, оценка и сопоставление с русскоязычной традицией стихотворения «Памятник» - последней известной в литературе точкой, которая и ограничивает классические стихотворения , схожие по идейно-тематической сути. Вполне органично вписываются в канву работы и по сути завершают её опыты ученика по разбору техники стиха.

Заключение написано ярким, образным языком. Уход Высоцкого из жизни, народом присуждённое звание «народного артиста Советского Союза», пророческие слова поэта о посмертном признании, памятник на Ваганьковском кладбище…Но не только об этом знают люди. Один раз услышав его надрывный голос, уже никогда не забудешь и непременно будешь ждать новой встречи с ним, ведь он, голос, напоминает людям, «что они люди».На этой глубокой философской мысли Беллы Ахмадулиной Александр завершает .

31.05.06