Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Контрольно-измерительные материалы Теоретические основы методики преподавания предмета и современных технологий обучения и воспитания

 

             

Контрольно-измерительные материалы Теоретические основы методики преподавания предмета и современных технологий обучения и воспитания

Контрольно-измерительные материалы

Теоретические основы методики преподавания предмета

и современных технологий обучения и воспитания

I. Введение в дидактику. Основы общей дидактики. Содержание образования

1.Из предложенного перечня выберите понятия, относящиеся к дидактике

(?) амнезия, аффект, внушаемость, гипноз

(?) конфликтная семья, классный руководитель, концепция воспитания

(?) обучение, методы, урок

(?) раздражительность, воспитание, психология

2. Дайте определение понятию «Принципы дидактики»

(?) исходные, руководящие положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной деятельности учащихся

(?) усвоение учащимися под руководством педагога знаний, умений и навыков, развитие у них познавательных способностей, культуры учебного труда, качеств воспитанности

(?) система знаний о природе, обществе, человеке, а также соответствующие умения и навыки, овладение которыми обеспечивает гармоническое развитие личности учащихся

(?)упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, направленные на решение задач образования, воспитания, развития

3. Кто из ниже перечисленных ученых впервые придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения?

(?). Вольфганг Ратке

(?) Коменский Я.А

(?) Гербарт И.Ф.

(?) Абрахам Маслоу

4. Объектом исследования дидактики как науки принято считать…

(?) Процесс повышения квалификации

(?) Передачу и накопление З-У-Н

(?) Вскрытие закономерностей процесса обучения

(?) Взаимосвязь процесса образования и обучения как явлений объективной педагогической реальности

5.Что можно отнести к основным категориям дидактики?

(?) Обучение, образование, типы, формы, методы, приемы обучения, знания, умения, навыки

(?) Деятельность учителя и учащихся по овладению знаниями, формирование научного мировоззрения школьников

(?) Сумму знаний, которые ребенок получает в школе

(?) Знания, образование, способности, склонности, интересы, познавательные действия, урок

Содержание образования

1.О каком компоненте познавательной деятельности говорится здесь? Познание предметов и явлений действительности, законов природы и общества.

(?) знания

(?) умения (элементарные)

(?) умения (сложные)

(?) навыки

2. Какая из приведенных схем отражает путь познания наукой истины?

(?) Абстрактное мышление <-> живое созерцание -> практика

(?) Живое созерцание <-> абстрактное мышление <-> практика

(?) Полезность знаний <-> истинность знаний

(?) Законы природы <-> разум <-> деятельность

3.Что не относится к элементам содержания образования?

(?) Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности

(?) Интересы и способности ребенка

(?) Система умений и навыков

(?) Опыт творческой деятельности

(?) Опыт ценностного отношения к миру

4. Мнемоника -

(?) направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации

(?) искусственные приемы (различного рода специальные схемы, условные знаки), используемые как вспомогательные средства для запоминания множества не связанных между собой данных

(?) принцип расположения учебного материала в программах и учебниках характеризующийся повторяемостью вопросов и тем курса с более глубоким их освещением на каждой новой ступени обучения

(?) система образов, лежащих в основе человеческих представлений о мире и своем месте в этом мире и определяющих поступков людей

5.Концентризм в обучении –

(?) направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации

(?) искусственные приемы (различного рода специальные схемы, условные знаки), используемые как вспомогательные средства для запоминания множества не связанных между собой данных

(?) принцип расположения учебного материала в программах и учебниках характеризующийся повторяемостью вопросов и тем курса с более глубоким их освещением на каждой новой ступени обучения

(?) система образов, лежащих в основе человеческих представлений о мире и своем месте в этом мире и определяющих поступков людей

6. Медиа-образование -

(?) направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации

(?) искусственные приемы (различного рода специальные схемы, условные знаки), используемые как вспомогательные средства для запоминания множества не связанных между собой данных

(?) принцип расположения учебного материала в программах и учебниках характеризующийся повторяемостью вопросов и тем курса с более глубоким их освещением на каждой новой ступени обучения

(?) система образов, лежащих в основе человеческих представлений о мире и своем месте в этом мире и определяющих поступков людей

Тема 1.1. Принципы обучения

1. Раскройте взаимосвязь между обучением и развитием

(?) Обучение и развитие – независимые процессы, причем обучение не предопределяется развитием

(?) Развитие предопределяет успех обучения. Но развитие независимо от обучения, и его протекание предопределено заранее биологическими факторами

(?) Обучение предопределяется развитием. Уровень развития обусловливает характер и содержание обучения. Но обучение не влияет на развитие

(?) Обучение и развитие – процессы взаимообусловленные. Обучение зависит от развития, но и развитие стимулируется обучением. Обучение ведет за собой развитие

(?) Развитие всецело зависит от обучения. Каково обучение, таково и развитие

2. В чем выражается взаимосвязь принципов сознательности и активности в обучении?

(?) Принципы требуют в учебном процессе высокой активности учителя и сознательного восприятия знаний учениками

(?) Всякая активность ученика в процессе обучения ведет к сознательному усвоению знаний

(?) Достаточно научить человека сознательному отношению к учебе, как он будет проявлять активность в процессе обучения

(?) Потребность в знаниях и организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся ведут к психологической активности личности и сознательности в ее деятельности

(?) Правильного ответа нет

3. Навыки – это…

(?) Совокупность идей и знаний человека

(?) Овладение способами применения знаний на практике

(?) Умения, доведенные до автоматизма

(?). Знания, доведенные до автоматизма

4. Наглядность, доступность, сознательность и активность, научность, связь теории и практики – это…

(?) Содержание образования

(?) Формы образования

(?) Цели дидактики

(?) Формы образовательного процесса

(?) Принципы обучения

5. Принципы обучения, сформированные этим дидактом, стали основополагающими для разработки принципов другими авторами. Кто этот ученый?

(?) Я.А. Каменский

(?) А. Дистервег

(?) М.Н. Скаткин

(?) Я.А. Коменский

Тема 1.2. Методы обучения

1. Активные методы обучения – это методы обучения….

(?) при которых деятельность ученика носит продуктивный, творческий, поисковый характер

(?) признаком которых является самоконтроль

(?) стимулирующие познавательную деятельность ученика и строящиеся на диалогах, предполагающий свободный обмен мнениями о путях разрешения проблемы

2. Укажите классификацию методов обучения. предложенную известным дидактом Ю.К.Бабанским

(?) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Методы контроля и самоконтроля Эффективности учебно-познавательной деятельности

(?) Словесные методы. Наглядные методы. Практические методы

(?) Методы усвоения знаний. методы самостоятельного приобретения знаний. оценочные методы. Методы реализации творческих задач.

(?) Объяснительно-иллюстративные методы. Репродуктивные методы. Проблемное изложение. Частично-поисковые. Исследовательские.

3. Укажите классификацию методов обучения по источнику передачи и характеру восприятия учебной информации

(?) Индуктивные. Дедуктивные. Аналитические. Синтетические.

(?) Репродуктивные. Поисковые. Частично-поисковые. Исследовательские

(?) Словесные. Наглядные. Практические

(?) Методы управления учением

4. Установите соответствие

(?) Словесный метод обучения - беседа

(?) Наглядный метод обучения - иллюстрация

(?) Практический метод обучения - сочинение

(?) Метод контроля - опрос

5. Установите соответствие

(?) Деловая игра - Условия близкие к реальным

(?) Метод погружения - Сугубо личное явление

(?) Метод опережающего обучения - Комментируемое управление

(?) Метод микрооткрытий - Эвристическая беседа

6. Метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение изученного

(?) Лабораторная работа;

(?) Лекция

(?) Беседа

(?) Практическая работа

7. Основные приемы устного изложения теоретического материала:

(?) объяснение;

(?) деловая игра;

(?) моделирование экономической ситуации

(?) эвристическая беседа

8. Четкое изложение учебного материала на основе анализа фактов и доказательств с формулировкой выводов относится к методу:

(?) беседа

(?) объяснение

(?) рассказ

(?) демонстрация

9. Способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение образовательных целей называются:

(?) понятием

(?) мыслительной операцией

(?) методами обучения

(?) оценочными умениями

10. К творческим методам обучения не относится:

(?) частично – поисковый;

(?) исследовательский;

(?) экскурсии;

(?) проблемное обучение.

11. К активным методам обучения не относится

(?) демонстрация картин

(?) беседа

(?) диспут

(?) тренинг

Тема 1.3. Организационные формы обучения и приемы

1. Выберите из предложенного перечня положение, которое вы НЕ будете учитывать при оценке результатов лабораторного практикума

(?) достижение цели

(?) сформированность умений

(?) получение учащимися удовлетворения от работы

(?) умение использовать лабораторное оборудование

2. Этапы интегрированного урока:

(?) подготовка к восприятию нового материала – изучение новой темы во взаимосвязи с предыдущим материалом – закрепление полученных знаний в ходе упражнений по применению – домашнее задание

(?) планирование урока - создание творческой группы учителей – подбор наглядных средств – создание сценария урока – репетиция – проведение урока – анализ урока

(?) планирование урока – подбор примеров и заданий межпредметного характера – подбор наглядных средств – повторение изученного материала и обобщение – закрепление интегрированных знаний в процессе упражнений – домашнее задание – анализ урока

(?) разработка основных идей урока, его структуры – подбор материалов –

подготовка учащихся к восприятию нового – изучение интегрированной проблемы – обобщение – домашнее задание

3. Основной функцией, которую выполняет школьный эксперимент на уроке, является:

(?) доказательство изучаемой научной теории, закономерности

(?) мотивация учащихся на активную познавательную деятельность

(?) профориентация школьников

(?) активизация познавательного интереса к уроку

4. Цель дифференциации обучения:

(?) усиление развивающей функции процесса обучения

(?) обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе общего образования

(?) создание комфортных условий образовательного процесса

(?) приближение учебного процесса к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям

5. Комбинированный тип урока, это …

(?) планирование и проведение урока с соблюдением основных этапов урока;

(?) объединение информации по разным предметным областям;

(?) прежде всего, применение различных методов обучения;

(?) возможность выставления оценок после проведения проверочной работы.

6. Тип урока, для которого характерна структура: опрос – изложение нового материала – закрепление – задание на дом.

(?) обобщающий урок

(?) комбинированный урок

(?) вводный урок

(?) урок повторения

7. Основные структурные части урока самостоятельных работ:

(?) вводное слово учителя – изучение нового – выполнение самостоятельной работы – выставление отметок

(?) организация учащихся – выполнение самостоятельной работы - подведение итогов – задание на дом

(?) изучение нового – выполнение самостоятельной работы - подведение итогов - выставление отметок

8. Успех проведения экскурсии в значительной мере обеспечивается

(?) четкостью ее разработки

(?) проведением вводной беседы

(?) умелым рассказом учителя

(?) усиленной предварительной теоретической подготовкой учащихся

9. Организация учебной деятельности, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым учеником

(?) индивидуализация обучения

(?) дистанционное обучение

(?) модульное обучение

(?) проблемное обучение

10. Дайте определение понятию «Форма организации обучения»

(?) исходные, руководящие положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной деятельности учащегося

(?) усвоение учащимися под руководством педагога знаний, умений и навыков, развитие у них познавательных способностей, культуры учебного труда, качеств воспитанности

(?) способы организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке

(?) целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения

Раздел II Современные педагогические технологии

1.Личностный подход -

(?) последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному ответственному субъекту образовательного процесса

(?) новое направление в науке, рассматривающее любую проблему разными методами, в том числе и интуитивными и точными

(?) один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования

2.Принципами методики коллективных способов обучения являются:

(?) наличие сменных пар учащихся

(?) самоконтроль

(?) взаимообучение

(?) взаимоконтроль

(?) взаимоуправление

3. Фундаментальная идея технологии личностно-ориентированного обучения состоит в переходе (установите соответствие)

(?) от объяснения – к пониманию

(?) от монолога – к диалогу

(?) от соц. контроля – к развитию

(?) от управления – к саморазвитию

4.К групповым технологиям можно отнести

(?) классно-урочную организацию

(?) лекционно-семинарскую систему

(?) дидактические игры

(?) бригадно-лабораторный метод

(?) дифференцированное обучение

5. Проблемное обучение на уроке:

(?) обучение учащихся основам наук

(?) обучение, которое оптимально сочетает самостоятельный поиск обучаемых новых понятий и способов действий с усвоением готовых выводов науки

(?) усвоение знаний в готовом виде

(?) изучение учебного материала по отдельным компонентам, в логической последовательности

6.Выделите принципы развивающего обучения.

(?) проблемность

(?) оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности

(?) индивидуализация и дифференциация

(?) блочное изучение материала

(?) формирование эвристических приемов умственной деятельности

7. Укажите в нужной последовательности признаки, характеризующие программированное обучение.

1.Обеспечение управления познавательной деятельностью: вопросы, задания, указания – что и как делать.

2.Представление информации небольшими частями (шаги, фрагменты, дозы, кадры), обеспечение связи между ними.

3.Обеспечение обратной связи, самопроверки (карточки, справочники, кадры диапозитива, диафильма и т.п.)

(?) 1-2-3

(?) 2-3-1

(?) 3-1-2

(?) 2-1-3

8. Дайте определение теории обучения «Программированное обучение».

(?) обучение на высоком уровне трудности, в быстром темпе

(?) обеспечение обратной связи, самопроверки

(?) ознакомление со знаниями или способами действия осуществляется в процессе решения проблемной ситуации

(?) усвоение учебного материала с опорой на ориентировочную основу деятельности

(?) процесс составления упорядоченной последовательности действий

9. Проектный метод обучения основан на

(?) модульном обучении;

(?) проблемном обучении;

(?) исследовательских методах;

(?) самостоятельной работе.

10.Обучение, позволяющее достигнуть заданных целей с помощью современных систем телекоммуникаций.

(?) модульное

(?) дистанционное

(?) межпредметное

(?) проблемное

11.Совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств

(?) мультимедиа-технологии

(?) модульные технологии

(?) дистанционные технологии

(?) развивающие технологии

12. Технология модульного обучения обеспечивает

(?) достижение конечной цели на основе правильного проектирования целей и задач;

(?) достижение цели, изучая учебный материал по отдельным крупным блокам;

(?) повышение качества обучения путем усиленного контроля знаний на каждом уроке;

(?) повышение профессиональной состоятельности педагога, авторитет среди коллег.

13. Модульное обучение - это:

(?) обучение блоками

(?) изучение при помощи схем

(?) воспитание активности и самостоятельности у школьников

(?) развитие логического мышления учащихся

14. Вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

(?) дискуссия

(?) игра

(?) беседа

(?) дальтон-технология

15. Проблемное обучение – вид обучения, основанный на

(?) использовании эвристических методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций

(?) оптимизации учебного процесса, управлении деятельностью и поведением учащихся

(?) способах организации учебного процесса в школе

(?) коллективной работе учащихся в процессе обучения


Вопросы по психологии

  1. Каков ведущий вид деятельности подростка?

А) сюжетно-ролевая игра

Б) учебная деятельность

В) общение

  1. Кем из известных психологов было введено понятие «зона ближайшего развития»?

А) А.С. Макаренко

Б) Л.С. Выготский

В) Л.И. Божович

  1. Что такое самооценка личности?

А) сочетание знаний о самом себе с отношением к самому себе

Б) осознание себя как личности, своих интересов, стремлений, переживаний

В) сочетание свойств личности, показывающих ее отношение к окружающему миру

  1. Дайте характеристику такому типу темперамента как «холерик»?

А) веселый, беззаботный человек

Б) вспыльчивый и активный, но ненадолго человек

В) хладнокровный, ленивый человек

  1. Как необходимо педагогу вести себя с ребенком-меланхоликом?

А) ребенка следует чаще хвалить, поощрять к активности, самостоятельности

Б) с ребенком следует говорить на повышенных тонах, что усилит его возбуждение

В) от ребенка следует постоянно, мягко требовать неторопливых, обдуманных ответов, принимая во внимание его сдержанность и неторопливость в поведении и общении

  1. Для активизации какого психического процесса служат следующие действия учителя на уроке – повышение голоса, подчеркивание слов, красочное изложение материала?

А) мышление

Б) внимание

В) представление

  1. Какой психический процесс по своей форме бывает наглядно-образным?

А) воображение

Б) восприятие

В) мышление

  1. Как называются врожденные морфо-физиологические особенности человека?

А) интеллект

Б) задатки

В) талант

  1. Этот возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов. Познавательные процессы в этом возрасте начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Какой это возраст?

А) младший школьный

Б) дошкольный

В) подростковый

  1. Для эмоционально-аффективной сферы ребенка какого возраста характерно следующее описание: «очень большая эмоциональная возбудимость, бурное проявление своих чувств, готовность «взорваться» на проявление малейшей несправедливости по отношению к себе и к окружающим»?

А) младший школьный

Б) дошкольный

В) подростковый

  1. К какому возрастному периоду относятся следующие тенденции в развитии интересов: «с одной стороны появление новых интересов и влечений, с другой – свертывание и отмирание установившейся ранее системы интересов»?

А) дошкольный

Б) подростковый

В) младший школьный

  1. Что является особенностью эмоционально-аффективной сферы начала юношеского возраста?

А) перепады настроения (от безудержного веселья до уныния и обратно, причем без видимых причин)

Б) непосредственность, откровенность в выражении своих переживаний

В) многообразие переживаемых чувств, особенно нравственных

  1. Что такое эмпатия?

А) чувство ответственности за будущее каждого обучающегося

Б) форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека

В) способность к сопереживанию, сочувствию

  1. При изучении личности школьника учителем одним из методов является следующий – целенаправленный сбор фактов поведения и деятельности школьника с целью их последующего анализа и истолкования. Как называется данный метод?

А) тестирование

Б) наблюдение

В) эксперимент

  1. Что из предложенного ниже является дидактическим принципом?

А) объединение

Б) дифференцированный подход

В) согласование

  1. К какому стилю руководства педагога относится следующая характеристика: «педагог как можно меньше вмешивается в дела обучающихся, предоставляет несовершеннолетним большую свободу действий, притом неоправданную во многих ситуациях»?

А) авторитарный

Б) либеральный

В) демократический

  1. Как называется управление педагогом познавательной деятельностью обучающегося?

А) обучение

Б) воспитание

В) научение

  1. Кто автор теории поэтапного формирования умственных действий и понятий?

А) Л.В. Занков

Б) Д.Б. Эльконин

В) П.Я. Гальперин

  1. Какой из приведенных ниже мотивов не относится к мотиву учебной деятельности?

А) мотив получения знаний

Б) мотив получения отметки

В) мотив общения со сверстниками

  1. Как называется целенаправленная система воздействий на ребенка с целью формирования его личности?

А) воспитание

Б) наказание

В) обучение

  1. Как называется принятие человеком мнения группы?

А) конформизм

Б) конфронтация

В) адаптация

  1. Для несовершеннолетнего какого возраста самыми значимыми объектами общения являются педагоги и родители?

А) юношеский

Б) младший школьный

В) подростковый

  1. Какой из приведенных ниже типов личности характеризуется обращенностью личности к окружающему миру?

А) экстраверт

Б) интроверт

В) конформист

  1. Кто из известнейших психологов описал пирамиду базовых потребностей личности?

А) А. Адлер

Б) А. Маслоу

В) З. Фрейд

  1. Как называется принятие наиболее приемлемого для конфликтующих сторон решения путем открытого обсуждения мнений и позиций?

А) принуждение

Б) конфронтация

В) компромисс

Вопросы по возрастной физиологии

1.Какой возрастной период совпадает с окончанием морфофункционального созревания всех физиологических систем человеческого организма

А) дошкольный возраст (3-6 лет)

В) младший школьный возраст (7-12 лет)

С) подростковый возраст (11-12 до 15-17 лет)

Д) старший школьный возраст (15-17 лет)

2.Привычное положение тела человека во время ходьбы, сидения и работы называют

А) динамическая поза человека

В) осанка

С) привычная поза человека

Д) соответствующая поза человека

3.Что из нижеперечисленного является результатом несоблюдения правил осанки за партой

А) плоскостопие

В) искривление позвоночника

С) карликовость

Д) рахит

4.Ускоренное морфологическое развитие детского организма или его отдельных физиологических и функциональных систем это

А) акселерация

В) ретардация

С) гетерохронность развития

Д) гармоничность развития

5.Процесс биологического созревания клеток, тканей органов и всего организма в целом это

А) физическое развитие

В) психическое развитие

С) умственное развитие

Д) нравственное развитие

6.Процесс формирования познавательной деятельности детей и подростков (совершенствование процессов ощущения, восприятия, памяти и т.д.), развитие у них чувства воли, формирование свойств личности: темперамента, характера, способностей и интересов это

А) физическое развитие

В) психическое развитие

С) умственное развитие

Д) нравственное развитие

7.Основными функциями этой системы является быстрая точная передача информации и ее интеграция. Эта система обеспечивает функционирование организма , как единого целого, его взаимодействия с окружающей средой

А) пищеварительная система

В) нервная система

С) кровеносная система

Д) дыхательная система

8.Какие изменения происходят в организме ребенка при недостатке витамина А

А) появляется рахит, заболевание цингой

В) замедляется рост, развивается «куриная слепота»

С) ослабевает память

Д) развиваются психозы и галлюцинации

9.Способность коры головного мозга (КГМ) вычленять и различать отдельные раздражители, их дифференцировать – это проявление

А) аналитическая деятельность КГМ

В) синтетическая деятельность КГМ

С) креативная деятельность КГМ

Д) интуитивная деятельность КГМ

10.Способность объединять, обобщать возбуждения, возникшие в различных участках коры головного мозга (КГМ) от действия различных раздражителей

А) аналитическая деятельность КГМ

В) синтетическая деятельность КГМ

С) креативная деятельность КГМ

Д) интуитивная деятельность КГМ

Вопросы по педагогике

1. Назовите основоположника педагогики как науки:

А) Я. А. Коменский

В) А.С. Макаренко

С) А. Дистервег.

Д) К.Д.Ушинский

2. Назовите основоположника российской педагогики:

А) К.Д. Ушинский

В) М.В. Ломоносов

С) В.А.Сухомлинский

Д) А.С. Макаренко

3. Французский педагог и мыслитель, автор идей свободного и естественного воспитания, автор работы «Эмиль, или о воспитании»:

А) И.Г. Песталоцци

В) Ж.-Ж. Руссо

С) И.Ф. Гербарт

Д) А.Дистверг

4. Педагог-гуманист, разработал идею элементарного образования, автор работы «Лебединая песнь»:

А) М.В. Ломоносов

В) И.Г. Песталоцци

С) Ж.-Ж. Руссо

Д) И.Ф. Гербарт

5. Советский педагог, автор книг «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа»

А) К.Д. Ушинский

В) А.С. Макаренко

С) В.А. Сухомлинский

Д) Н.К. Крупская

6. Советский педагог, автор теории о коллективе, являлся руководителем колонии для несовершеннолетних правонарушителей:

А) В.А. Сухомлинский

В) Л.Н. Толстой

С) А.С.Макаренко

Д) К.Д. Ушинский

7. Основоположник классно-урочной системы:

А) Я. А. Коменский

В) К.Д. Ушинский

С) И.Г. Песталоцци

Д) В.А. Сухомлинский

8. Укажите государство Древнего мира с очень жесткой системой воспитания, основная цель которого – воспитание воина:

А) Афины

В) Киевская Русь

С) Спарта

Д) Древний Рим

9. О готовности ученика к анализу материала свидетельствует

А) различие им фактов и следствий

В) использование им понятий и принципов в новой ситуации

С) оценка им логики построения материала в виде письменного текста

Д) предложение им плана проведения эксперимента

10.Анализ, планирование, организация, контроль – это____________управления

А) принципы

В) цели

С) методы

Д) функции

11.Содержание образования реализуется на уровнях

А) процесса обучения, структуры личности ученика

В) общего теоретического представления, учебного плана

С) учебной программы, учебного стандарта

Д) учебного предмета, учебного материала

12.Дидактика рассматривает обучение как средство

А) тренировка умений и навыков

В) развития мышления учащихся

С) формирования знаний

Д) передачи социального опыта

13.Соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащегося составляет содержание принципа

А) доступности

В) сознательности

С) последовательности

Д) активности

14.Наказание относится к методам

А) стимулирования

В) формирования познания

С) организация деятельности и формирования опыта поведения

Д) объяснительно-репродуктивным

15. Педагогический процесс представляет собой

А) последовательное воздействие взрослого на ребенка в целях развития его личности

В) целенаправленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующих цели образования

С) систему позитивных влияний педагога на воспитанника

Д) множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности

16.Метод обучения – это

А) творческая деятельность педагога, не связанная с учебным коллективом

В) упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения

С) совокупность приемов познавательной деятельности

Д) самостоятельная деятельность учащихся

17.Предметом сравнительной педагогики является

А) сравнение различных учебно-воспитательных учреждений

В) сравнение авторских педагогических концепций

С) сравнение развития учащихся различных возрастов

Д) сравнение образовательных и воспитательных систем в различных странах

18.Основоположником социальной педагогики считается

А) А.С.Макаренко

В) Г.Ноль

С) А.Дистервег

Д) С.Т.Шацкий

19.Личность есть объект и субъект общественных отношений, а ведущую роль в развитии личности играет воспитание. Такова позиция

А) прагматической педагогики

В) позитивистской педагоги

С) диалектико-материалистической педагогики

Д) экзистенциальной педагогики

20. В основе обучения и воспитания лежат

А) система условных рефлексов

В) система безусловных рефлексов

С) возбуждение коры головного мозга

Д) торможение нервной деятельности

21. Личность человека не может формироваться без

А) общества, деятельности и человеческого общения

В) определенного типа телосложения

С) инстинктивного влечения

Д) природных условий

22. Какое условие нужно для возникновения и поддержания непроизвольного внимания

А) постановка значимых целей и задач деятельности

В) осознание долга и обязанностей

С) новизна, сила, контраст раздражителей

Д) привычные условия работы

23. Почему ошибки в тетрадях школьников следует исправлять красным цветом?

А) потому что поддерживает устойчивость внимания

В) вызывает непроизвольное внимание, и ученик их быстро воспринимает

С) вызывает произвольное внимание

Д) увеличивает объем внимания

24. Для продуктивного запоминания эффективнее

А) механическое запоминание

В) «учить семь часов подряд…»

С) «учить по 1 часу семь дней»

Д) правильного ответа нет

25.Начальный источник всех наших знаний о внешнем мире и собственном теле – это

А) воображение

В) ощущение

С) мышление

Д) потребность

26.Оценка личностью самой себя, своих возможностей и качеств есть

А) самооценка

В) самоутверждение

С) саморегуляции

Д) самовыражения

27.Высшим уровнем развития группы людей является

А) организация

В) дружба

С) команда

Д) коллектив

28.Идеальное представление в сознании человека будущего результата деятельности обозначается понятием

А) мотив

В) потребность

С) цель

Д) способ

29.Педагогическая психология рассматривает законы

А) онтогенеза психических различий

В) обучения и воспитания человека

С) поведения в экстремальных условиях

Д) филогенеза

30.Образование является объектом изучения

А) системы гуманитарных наук

В) философии и психологии

С) педагогики

Д) педагогики и психологии

32.Совокупность целевого плана действий, банка информации, методического руководства по достижению представляет собой

А) технологию обучения

В) учебный модуль

С) методику обучения

Д) педагогическую технологию

33.Пассивное приспособление к среде – это

А) фрустрация

В) социализация

С) аккомодация

Д) ассимиляция

34.Желание подростка понять, какой он на самом деле, открывая для себя свой внутренний мир, - это

А) самовоспитание

В) эмансипация

С) самопознание

Д) саморегуляция

35.Одно из главных правил воспитания – «правило трех П» - расшифровывается как

А) поощрение, послушание, признание

В) понимание, принятие, поощрение

С) понимание, принятие и признание

Д) последовательность, постепенность, послушание

36.Целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека принято называть

А) обучением

В) формированием

С) воспитанием

Д) гуманизацией

37.Наглядность, научность, сознательность и активность относятся к дидактическим

А) формам

В) принципам

С) задачам

Д) методам

39.Опора на реальные представления учеников составляет содержание принципа

А) наглядности

В) доступности

С) прочности

Д) сознательности

40.Основным внутренним рычагом саморегуляции является

А) самооценка

В) мотивация

С) рефлексия

Д) самосознание


Законы и нормативные правовые акты в сфере образования

1. Что в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» понимается под образованием?

- целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней;

- процесс обучения и воспитания конкретного человека, выраженный в форме совокупности его интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний, умений, позволяющих ему адекватно действовать на их основе;

- целостный процесс придания душевного, умственного и духовного облика растущему человеку;

- иное

2. Что является организационной основой государственной политики в области образования?

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Федеральная целевая программа развития образования;

- Концепция модернизации Российского образования;

- иное

3. Кто в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» устанавливает язык обучения

- Правительство Российской Федерации;

- Органы государственной власти субъекта Российской Федерации;

- Учредитель образовательного учреждения и (или) устав образовательного учреждения;

- Родители (законные представители)

4. Какое образование в соответствии с Конституцией Российской Федерации является обязательным?

- дошкольное;

- начальное общее;

- основное общее;

- среднее (полное) общее

5. Кто обеспечивает в соответствии с Конституцией Российской Федерации получение детьми обязательного образования?

- родители или лица их заменяющие;

- образовательное учреждение;

- учредитель образовательного учреждения

- органы местного самоуправления

6. Каким документом определяется содержание образования в конкретном образовательном учреждении:

- учебным планом;

- образовательной программой;

- программой развития;

- федеральным государственным образовательным стандартом

7. В соответствии с какими документами осуществляется организация образовательного процесса в образовательном учреждении?

- в соответствии с расписанием занятий;

- в соответствии с учебным планом;

- в соответствии с графиком учебного процесса;

- с соответствии с образовательной программой и расписанием занятий;

8. Кто устанавливает систему оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся в образовательном учреждении?

- образовательное учреждение;

- учредитель образовательного учреждения;

- орган местного самоуправления;

- правительство Российской Федерации

9. В каких образовательных учреждениях освоение образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией?

- имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности;

- имеющих государственную аккредитацию;

- во всех, реализующих перечисленные образовательные программы;

- только в государственных образовательных учреждениях

10. Какие формы государственной итоговой аттестации установлены для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования:

- Единый государственный экзамен;

- Единый государственный экзамен и иные формы, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

- любые, по решению образовательного учреждения;

- любые по выбору обучающегося.

11. Что такое «единый государственный экзамен» в соответствии с законодательством Российской Федерации:

- экзамен, проводимый для всех обучающихся, завершивших обучение по образовательной программе среднего (полного) общего образования в единый день и единые сроки;

- единый выпускной – вступительный экзамен, засчитывающийся в средней общеобразовательной школе как результат государственной (итоговой) аттестации; в учреждении высшего профессионального образования как результат вступительных испытаний;

- объективная оценка качества подготовки обучающихся с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования;

- иное

12. Что получают выпускники по результатам единого государственного экзамена?

- свидетельство о результатах единого государственного экзамена;

- сертификат о сдаче единого государственного экзамена по соответствующему предмету;

- аттестат о среднем (полном) общем образовании;

- иное

13. Срок действия свидетельства о результатах единого государственного экзамена:

- до 01 сентября текущего года;

- в течение одного календарного года;

- в течение следующего учебного года;

- до 31 декабря года, следующего за годом его получения

14. Кто определяет порядок проведения государственной (итоговой) аттестации?

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

- орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования;

- орган местного самоуправления;

- образовательное учреждение.

15. Кто устанавливает правила приема граждан в образовательные учреждения?

- само образовательное учреждение;

- учредитель образовательного учреждения;

- орган местного самоуправления;

- Правительство Российской Федерации

16. Если обучающийся на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по итогам года имеет академическую задолженность по одному предмету, то он:

- остается на повторное обучение;

- переводится в следующий класс;

- переводится в следующий класс условно;

- переводится в класс компенсирующего обучения

17. В течение какого срока обучающийся, переведенный в следующий класс условно должен ликвидировать академическую задолженность?

- срок устанавливает педагогический совет;

- в течение летних каникул (до начала следующего учебного года);

- в течение следующего учебного года;

- иное

18. Кто несет ответственность за ликвидацию академической задолженности обучающегося?

- сам обучающийся;

- его родители (законные представители);

- учитель;

- образовательное учреждение

19. Если обучающийся на ступени среднего (полного) общего образования по итогам года имеет академическую задолженность по двум и более предметам, то он:

- остается на повторное обучение;

- отчисляется из образовательного учреждения;

- переводится в следующий класс условно;

- продолжает образование в иных формах

20. Кто принимает решение о переводе обучающегося в следующий класс?

- учитель;

- родители (законные представители);

- орган управления образовательного учреждения;

- муниципальный орган управления в сфере образования

21. Если обучающийся на ступени начального общего и основного общего образования по итогам года имеет академическую задолженность по двум и более предметам, то он:

- остается на повторное обучение;

- переводится в класс компенсирующего обучения;

- продолжают получать образование в иных формах

- любое из перечисленных по усмотрению родителей (законных представителей)

22. С какого возраста в соответствии с законодательством Российской Федерации может начинаться обучение детей в образовательных учреждениях реализующих программы начального общего образования?

- с 6 лет;

- с 6 лет 6 месяцев

- с 7 лет

- с любого

23. Каким возрастом законодательством Российской Федерации ограничена возможность получения общего образования?

- возрастом 15 лет;

- до достижения возраста 18 лет;

- до достижения возраста 35 лет;

- возрастом не ограничена

24. До какого возраста в соответствии с законодательством Российской Федерации сохраняет силу обязательность получения общего образования?

- возрастом 15 лет;

- до достижения возраста 18 лет;

- до достижения возраста 35 лет;

- возрастом не ограничено

25. С какого возраста обучающийся может оставить образовательное учреждение до получения общего образования?

- при достижении возраста 15 лет;

- при достижения возраста 18 лет;

- при достижения возраста 35 лет;

- возрастом не ограничено

26. С какого возраста обучающийся может быть отчислен из образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения?

- при достижении возраста 14 лет;

- при достижения возраста 15 лет;

- при достижения возраста 18 лет;

- в любом

27. Кто вправе принимать решение об исключении обучающегося достигшего возраста 15 лет за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения?

- учитель;

- орган управления образовательным учреждением;

- учредитель образовательного учреждения;

- орган местного самоуправления

28. Чье согласие необходимо получить органу управления образовательным учреждением для принятия решения об исключении обучающегося достигшего возраста 15 лет за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения?

- педагогического коллектива;

- учредителя;

- органа местного самоуправления;

- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

29. Какой документ получает обучающийся, завершивший обучение по программам среднего (полного) общего образования если он не прошел государственную (итоговую) аттестацию или получил на ней неудовлетворительные результаты?

- аттестат о среднем (полном) общем образовании;

- справку установленного образца об обучении в образовательном учреждении;

- справку о том, что он обучался по программам среднего (полного) общего образования;

- не получает никаких документов.

30. Имеет ли право обучающийся, завершивший обучение по программам среднего (полного) общего образования, но не прошедший государственную (итоговую) аттестацию пройти ее повторно?

- Не имеет;

- Да имеет, в дополнительные сроки, установленные образовательным учреждением;

- Да имеет, но не ранее чем через год;

- Да имеет, в любое удобное для него время

31. К чьей компетенции в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» относится установление заработной платы работникам образовательного учреждения?

- образовательного учреждения;

- учредителя;

- органа местного самоуправления;

- органа управления в сфере образования субъекта российской федерации

32. С какого момента у образовательного учреждения возникает право на ведение образовательной деятельности?

- с момента регистрации образовательного учреждения;

- с момента выдачи ему лицензии;

- с момента выдачи ему свидетельства о государственной аккредитации;

- правильного ответа нет

33. С какого момента у образовательного учреждения возникает право на выдачу документов государственного образца?

- с момента регистрации образовательного учреждения;

- с момента выдачи ему лицензии;

- с момента выдачи ему свидетельства о государственной аккредитации;

- правильного ответа нет

34. Кто в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» имеет право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования?

- ученики;

- родители (законные представители);

- совершеннолетние граждане;

- все перечисленные

35. На что в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» имеют право обучающиеся образовательных учреждений?

- на ускоренный курс обучения,

- на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек,

- на участие в управлении образовательным учреждением,

- все перечисленное

36. Кто в соответствии с законодательством создает специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями здоровья?

- учредитель;

- органы управления в сфере образования;

- органы местного самоуправления;

- органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации

37. Кто дает заключение о необходимости направления детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы)?

- органы здравоохранения;

- учредитель;

- психолого – медико – педагогическая комиссия;

- образовательное учреждение

38. Кто направляет подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения в специальные учебно-воспитательные учреждения?

- органы здравоохранения;

- учредитель;

- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- направляются только по решению суда

39. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право:

- выбирать формы получения образования,

- защищать законные права и интересы ребенка,

- принимать участие в управлении образовательным учреждением;

- все перечисленное.

40. Кто несет ответственность за получение несовершеннолетними общего образования?

- родители (законные представители);

- образовательное учреждение;

- учредитель образовательного учреждения;

- орган местного самоуправления

41. Какая продолжительность рабочего времени установлена для педагогических работников?

- 20 часов для учителей школы 1 ступени и 18 часов для учителей 2 -3 ступеней;

- не более 36 часов;

- не более 42 часов;

- иная

42. Кто в соответствии с законодательством устанавливает порядок и условия предоставления педагогическим работникам образовательного учреждения длительного отпуска сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы?

- образовательное учреждение;

- учредитель;

- орган местного самоуправления;

- органы государственной власти субъекта Российской Федерации

43. Какие гарантии предоставляются работникам, привлекаемыми по решению уполномоченных органов исполнительной власти к проведению единого государственного экзамена?

- сохраняются гарантии, установленные трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права актами;

- увеличивается продолжительность очередного отпуска;

- присваивается квалификационная категория;

- нет правильного ответа

44. Кто устанавливает размер денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений?

- учредитель;

- орган местного самоуправления;

- орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

- Правительство Российской Федерации

45. Кто является работодателем педагогического работника?

- образовательное учреждение;

- учредитель образовательного учреждения;

- орган местного самоуправления;

- нет правильного ответа

46. Помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, какие основания для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации возможны:

- повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения;

- применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

- появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

- все перечисленное

47. Чем определяется учебная нагрузка, в том числе внеучебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников в образовательном учреждении?

- уставом;

- санитарными правилами и нормами;

- нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

- законом российской федерации «об образовании»

48. Кто в соответствии с законом ЯНАО «Об образовании в Ямало – Ненецком автономном округе» осуществляет общее руководство подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации педагогических работников системы образования автономного округа?

- государственный орган управления образованием автономного округа;

- учредитель образовательного учреждения;

- муниципальный орган управления образованием;

- методические службы образовательного учреждения

49. Кто несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса?

- работники образовательного учреждения;

- руководитель образовательного учреждения;

- родители (законные представители) обучающихся и воспитанников;

- учредитель образовательного учреждения

50. Что в соответствии с законом ЯНАО «Об образовании в Ямало – Ненецком автономном округе» не относится к мерам социальной поддержки педагогических работников автономного округа?

- установление надбавки к тарифным ставкам (окладам) работникам, имеющим государственные награды и ученые звания;

- выплата единовременного вознаграждения при достижении пенсионного возраста;

- единовременное пособие молодым специалиста после окончания учреждения среднего или высшего профессионального образования;

- предоставление педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года

51. Нормативный срок освоения программ основного общего образования:

- 5 лет;

- 6 лет;

- 5 – 6 лет;

- устанавливается образовательным учреждением

52. Кто устанавливает режим работы общеобразовательного учреждения?

- общеобразовательное учреждение самостоятельно;

- общеобразовательное учреждение с учетом мнения родителей (законных представителей);

- учредитель общеобразовательного учреждения;

- указан в лицензии

53. Чему равна продолжительность учебного года на третьей ступени образования?

- 33 недели;

- 34 недели;

- определяет само образовательное учреждение;

- нет правильного ответа

54. Кто является участником образовательного процесса в образовательном учреждении?

- обучающиеся, педагогические работники образовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся;

- только педагогические работники;

- обучающиеся и педагогические работники;

- все работники образовательного учреждения

55. Обучающиеся переводного класса, имеющие по всем предметам, изучавшимся в этом классе четвертные (триместровые) и годовые отметки "5", награждаются:

- почетной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов»;

- похвальным листом "За отличные успехи в учении";

- золотой или серебряной медалью «За особые успехи в учении»

- ничем

56. Может ли педагогическому работнику устанавливаться объем учебной нагрузки (педагогической работы) меньше нормы часов за ставку заработной паты?

- нет;

- да;

- да, только с письменного согласия педагогического работника;

- правильного ответа нет

57. Как возлагаются на педагогического работника функций классного руководителя?

- по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения;

- приказом общеобразовательного учреждения;

- приказом общеобразовательного учреждения с согласия педагогического работника;

- по заявлению педагогического работника

58. Какие формы государственной (итоговой) аттестации предусмотрены нормативными правовыми актами?

- единый государственный экзамен;

- государственный выпускной экзамен;

- единый государственный экзамен и государственный выпускной экзамен

- нет правильного ответа

59. Какое количество экзаменов по выбору должны сдавать выпускники средней (полной) школы?

- не менее 3;

- не менее 4;

- определяет педагогический совет общеобразовательного учреждения;

- определяет сам выпускник

60. При проведении государственной (итоговой) аттестации в форме единого государственного экзамена используется:

- стобалльная система оценки;

- пятибалльная система оценки;

- определяет Министерство образования и науки Российской Федерации;

- иное

61. Когда выпускник допускается повторно к государственной (итоговой) аттестации в текущем году?

- если он получил неудовлетворительный результат по одному из предметов по выбору;

- если он получил неудовлетворительный результат по одному из обязательных предметов;

- во всех случая получения неудовлетворительного результата;

- не допускается, в любом случае

62. Имеет ли право общеобразовательное учреждение выдать выпускнику аттестат о среднем (полном) общем образовании, если он получил неудовлетворительный результат по одному из предметов?

- нет;

- да, если неудовлетворительный результат по одному из обязательных предметов (русский язык и математика);

- да, если неудовлетворительный результат по одному из предметов по выбору самого выпускника;

- иное

63. На какой срок присваиваются квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам?

- устанавливает аттестационная комиссия;

- на срок три года;

- на срок пять лет;

- бессрочно

64. Какая аттестационная комиссия проводит аттестацию педагогических работников на высшую квалификационную категорию?

- аттестационная комиссия образовательного учреждения;

- муниципальная аттестационная комиссия;

- главная аттестационная комиссия, созданная органом управления образованием субъекта Российской Федерации;

- любой из перечисленных

65. Какое распределение часов, предложено в Федеральном базисном учебном плане?

- годовое;

- недельное;

- на весь период изучения учебного предмета;

- иное

66. Какую основную функцию выполняют элективные учебные предметы?

- развитие содержания одного из базовых учебных предметов;

- "надстройка" профильного учебного предмета;

- удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности;

- все перечисленное