Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Требования к ам учащихся

 

             

Требования к ам учащихся

Требования к ам учащихся

Одной из форм научно-исследовательской работы учащихся 9-11-х классов является написание и защита а.

1. Отметим следующие признаки а:

а) не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитико-синтетической переработки;

б) будучи вторичным текстом, составляется в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связанному высказыванию: так ему присущи следующие категории:

- оптимальное соотношение;

- завершенность (смысловая и жанрово-композиционная);

в) для а отбирается информация, объективно - ценная для всех читающих, а не только для одного автора;

г) автор а не может пользоваться только ему понятными значками, пометами, сокращениями.

2. Работы, предлагаемые для обсуждения на научно-практической конференции, должны обязательно включать самостоятельное мини-исследование, осуществляемое учащимися на материале или художественных текстов по литературе, или архивных первоисточников по истории и т.п. Организация и описание исследования представляет собой очень сложный вид интеллектуальной деятельности, требующий культуры научного мышления, знания методики проведения исследования, навыков оформления научного труда и т.д. Мини-исследование раскрывается в е после глубокого, полного обзора научной литературы по проблеме исследования.

3. В зависимости от количества реферируемых источников выделяют следующие виды ов:

а) монографические (написанные на основе одного источника);

б) обзорные (созданные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования).

Следует отметить, что количество первоисточников для учащихся 9-11-х классов должно быть различное. Так, если ученику 9 класса достаточно проанализировать как минимум 3 первоисточника, то выпускнику 11 класса – не менее 5 работ.

4. По виду представленной информации и способу её изложения ы делятся на:

а) информативные, или ы-конспекты, достаточно полно излагающие все основные положения, доказательства и выводы исходного текста;

б) индикативные, или -резюме, которые перечисляют лишь главные положения и выводы по ним без изложения доказательства.

I . Общие положения

1. ом учащегося следует считать краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной учебно-исследовательской деятельности. имеет регламентированную структуру, содержание и оформление.

2. выполняется под руководством преподавателя, рецензируется и представляется на научно-практическую конференцию школьников.

3. как жанр научной литературы обладает следующими признаками:

- семантическая адекватность первоисточнику;

- максимальная полнота и точность изложения содержания при небольшом объеме полученного текста;

- объективность в передаче содержания первоисточника. не должен отражать субъективных взглядов референта, а также оценки освещаемой им информации;

- авторизованность в передаче информации. Реферирующий рассказывает содержание первоисточника со своей точки зрения. Используемые цитаты вносятся в текст без искажения, заключаются в кавычки обязательно со ссылкой на источник;

- постоянная устойчивая структура.

II . Структура а

1. должен быть структурирован (по главам, разделам, параграфам). В зависимости от специфики предмета и тематики а к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д.

2. имеет следующую структуру:

- титульный лист;

- оглавление с указанием глав, параграфов, страниц;

- введение;

- основная часть (разбитая на главы и параграфы);

- заключение;

- список реферируемой литературы;

- приложения (если есть).

3. Общий объем а 10-15 страниц машинописного текста: введение – 1-2 страницы, основная часть – 10-12 страниц, заключение – 1-2 страницы.

4. Тема а должна соответствовать критериям:

- грамотность с литературной точки зрения;

- четкость рамок исследуемой проблемы (недопустима как излишняя широта, так и узкая ограниченность);

- сочетание ёмкости и лаконичности формулировок;

- адекватность уровню ученической учебно-исследовательской работы (недопустима как чрезмерная упрощенность, так и излишняя наукообразность, а также использование спорной с научной точки зрения терминологии).

5. Вводная часть должна включать в себя:

- обоснование актуальности темы а с позиции научной значимости (малая изученность вопроса, его спорность, дискуссионность и прочее), либо современной востребованности;

- постановку целей и формирование задач, которые требуется решить для выполнения цели;

- краткий обзор и анализ источников базы, изучения литературы и прочих источников информации (при этом ограничение их только учебной и справочной литературой недопустимо).

6. Основная часть а структурируется по главам, параграфам, количество и название которых определяются автором и руководителем. Подбор её должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы. Основная часть а, помимо почерпнутого из разных источников содержания, должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

Обязательным являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в е. Цитирование и ссылки не должны подменять позиции автора а. Излишняя высокопарность, злоупотребления терминологией, объемные отступления от темы, несоразмерная растянутость отдельных глав, разделов, параграфов рассматриваются в качестве недостатков основной части реферата.

7. Заключительная часть а состоит из подведения итогов выполненной работы, краткого и четкого изложения выводов, анализа степени выполнения поставленных во введении задач, указывается, что нового лично для себя ученики вынесли из работы над ом.

8. Список литературы к у оформляется в алфавитной последовательности, в него вносится весь перечень изученных учащимися в процессе написания а монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий. В нем указываются: фамилии автора, инициалы, название работы, место и время её публикации.

9. После списка литературы могут быть помещены различные приложения (таблицы, графики, диаграммы, иллюстрации и пр.) Каждое приложение нумеруется и оформляется с нового листа.

III . Оформление а

1. должен быть представлен в сброшюрованном виде. Оформление а производится в соответствии с требованиями, предъявляемыми к его структуре. Каждая часть начинается с новой страницы.

2. Каждая страница нумеруется в середине верхней строки. Счет- нумерация ведется с титульного листа, на котором цифры не проставляются. Страница должна иметь поля слева - не менее 3 см, справа – не менее 1,5 см, снизу и сверху – 2,5 см.

3. Текст должен легко читаться. Рекомендуемые размеры шрифта 12 – 14 (один по всему тексту).

4. Шрифт лучше выбирать прямой. Курсив и жирный шрифт использовать для выделения.

5. Заголовки по всему тексту должны быть выполнены в едином стиле. Заголовки одного уровня набирают одним шрифтом одного размера.

6. Перед знаками препинания (кроме тире) не может быть пробела. После знака препинания пробел обязателен. Следует помнить, что нарушение этого правила считается ошибкой.

7. Нужно различать тире и дефис. Тире набирают двойным минусом, пробел набирают с двух сторон.

8. Дефис набирают клавишей минус, пробелы после дефиса не ставятся.

9. На одном листе не рекомендуется использовать больше 2-х размеров и разновидностей шрифтов.

10. В конце заголовков точка не ставится.

11. Перед заголовком и после рекомендуется вставлять пустую строку.

12. Слово страница сокращается как С.

13. Таблицы, схемы, чертежи, графики, имеющиеся в тексте, а также возможные приложения, нумеруются каждые в отдельности. Они должны иметь название и ссылку на источник данных, а при необходимости и указания на масштабные единицы.

14. В тексте не допускается сокращение названий, наименований (за исключением общепринятых аббревиатур).

15. Титульный лист оформляется следующим образом: в центре – название темы а, в правом верхнем углу – название учебного заведения, ниже темы справа – фамилия, имя, отчество учащегося, класс, а также фамилия и инициалы учителя, внизу – город и год написания.

16. Все сноски даются под основным тестом и оформляются на основе Приложения.

IV . Руководство и рецензирование а

1. Руководителем а является преподаватель, специализирующийся в области знания, соответствующего выбранной теме.

2. Деятельность руководителя включает в себя:

- предложения и (или) корректировку темы а;

- обсуждение содержания и плана а;

- рекомендации по подбору литературы;

- планирование и контроль за работой над ом;

- написание отзыва, содержащего анализ а и оценку исследовательских качеств учащегося, проявленных в ходе выполнения работы.

V . Критерии оценки а

(Они могут быть, как общие, так и частные).

К общим критериям можно отнести:

- Соответствие а теме.

- Глубина и полнота раскрытия темы.

- Адекватность передачи первоисточника.

- Логичность, связность.

- Доказательность.

- Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение).

- Оформление (наличие плана, списка литературы, культура, цитирования, сноски и т.д.).

- Языковая правильность.

Частные категории относятся к конкретным структурным частям а: введению, основной части, заключению.

1. Критерии оценки введения:

- Наличие обоснования выбора темы, её актуальности.

- Наличие сформулированных целей и задач работы.

- Наличие краткой характеристики первоисточников.

2. Критерии оценки основной части:

- Структурирования материала по разделам, параграфам, абзацам.

- Наличие заголовка к частям текста и их удачность.

- Проблемность и разносторонность в изложении материала.

- Выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование.

- Наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

3. Критерии оценки заключения:

- Наличие выводов по результатам анализа.

- Выражение своего мнения по проблеме.

VI . Процедура подготовки и защиты а

проводится в соответствии с положениями о НОУ, научно-практической конференции.

1. Процедура защиты а состоит из этапов:

- выступление учащегося в течение 10 мин.

- Ознакомление комиссии с отзывом руководителя;

- Ответы учащегося на вопросы членов комиссии, поставленные в пределах темы а;

- Обсуждение выступления и постановка баллов (оценки), складывающихся из: оценки а на основе ответов учащегося на вопросы, поставленные в ходе защиты,

2. Результаты объявляются учащемуся (с мотивировкой), и после совещания члены жюри (комиссии) заносят в соответствующую документацию.

VII . Порядок хранения и использования а.

1. , сданный в методический кабинет, является имуществом кабинета и хранится в течение 3 лет с момента сдачи, после чего может быть возвращен автору по его личному требованию либо уничтожается.