Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 18
поиск по сайту правообладателям
Муниципальное образовательное учреждение «Нижне–Нарыкарская национальная средняя общеобразовательная школа» «Территория здоровья».
1. Введение 3-5 стр. 2. Визитная карточка «Территория здоровья» 6-11 стр. 3. Анализ статистических данных за 3 года 12 стр. 4. Ежемесячный анализ заболеваемости 13-15 стр. 5. Программа «Здоровье» 16-21 стр. 6. План работы медицинской сестры 22-30 стр. Приложения 1. Видеоролик (на СD-диске) 2. Расписание уроков и графики нагрузки учащихся Введение.
«Все своё ношу с собой» - сказал греческий философ Биант, подчеркивая, что самое главное богатство человека – он сам. На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Ещё в прошлом веке немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9\10 нашего счастья основано на здоровье». Далее он предлагал для достижения хорошего здоровья: «… избегать всех излишеств, бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда; усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры». Так что же такое здоровье? Многие скажут, что здоровье это отсутствие болезней. Но это определение не совсем правильное. В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Существует и целый ряд других определений. Но все они содержат следующие постоянные критерии, по которым оценивается здоровье: - Отсутствие болезни; - Нормальная работа организма; - Равновесие организма в системе «природа – человек»; - Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие; - Способность полноценно учиться, трудиться, общаться с людьми; - Стремление к творчеству. Таково сегодня понимание сути идеального здоровья. Ряд ученых выделяют четыре фактора, определяющих состояние индивидуального здоровья. Примерное распределение значимости факторов таково: 1. биологические факторы (наследственность) – 20%; 2. окружающая среда (природная, техногенная, социальная), экология – 20%; 3. индивидуальный образ жизни, привычки и поведение человека, микросоциальная среда – 50%; 4. служба здоровья – 10%. Одним из основных требований здорового образа жизни является формирование привычек, обеспечивающих высокий уровень здоровья на раннем этапе развития человека: от того, на сколько успешно удается закрепить их в сознании, зависит реальный образ жизни в последующем. Основным условием здорового образа жизни является личная заинтересованность человека. Первым шагом на этом пути становится выбор жизненных установок, определение цели в жизни, потом – выбор путей, с помощью которых можно реализовать свои замыслы (спортивные секции, утренняя зарядка, рациональное питание). И вот на этапе выпора учащимися пути немаловажная роль отводится нам педагогам. Мы должны донести до учащихся, что не стоит ждать каких-то чудодейственных рецептов, что наивна вера в какие-то суперсредства, превращающие человека в силача и красавца. Каждый сам кузнец своего счастья и жизнь зависит от самого человека. И чем раньше человек начнет работать над собой , тем успешнее результаты его труда. Особое значение сегодня приобретает формирование здорового образа жизни молодежи. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании привычки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни, способствующий раскрытию потенциала личности и обеспечение здорового долголетия. По данным Госкомстата России заболеваемость подростков за последние 5 лет увеличилась на 26,3%. Достаточно посмотреть вокруг, чтобы увидеть больных и неприспособленных к более или менее интенсивному труду юношей и девушек. «Здоровье – это та вершина, на которую каждый должен подниматься сам». При формировании ЗОЖ необходимо помнить о тех факторах которые оказывают влияние на ЗОЖ: 1. факторы риска естественной природной среды (солнечная активность; возмущение магнито и ионосферы Земли; изменение метеорологических условий) 2. факторы риска антропогенной (созданной человеком), техногенной среды, нарушение экологического равновесия. 3. факторы риска связанные с урбанизацией (изменение микроклимата, возрастание миграционной активности, возрастание темпа и напряженности жизни) 4. факторы риска макросоциальной среды (низкий уровень дохода семьи; неустроенный быт; социальная агрессия) 5. генетические факторы риска (наследственная предрасположенность к заболеваниям) 6. факторы риска, зависящие от образа жизни (табакокурение, употребление алкоголя, наркомания, нерациональное питание, малоподвижный образ жизни, одиночество, сексуальная неграмотность, неправильные отношения с близкими людьми) Здоровье каждого человека является не только личным делом, но важнейшей общественной ценностью, поэтому правильное, бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих нас людей - есть общественный долг. Соблюдение гигиенических требований.
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещённости соответствуют нормам санитарно – эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и расстояния между предметами оборудования (СанПиН 2.4.2.1178-02) Филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Октябрьском районе и г. Нягани» проведено обследование пищеблока МОУ СОШ д. Н. Нарыкары с лабораторными и инструментальными методами исследования. Установлено: 1. Пробы воды соответствуют СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» 2. Пробы пищевых продуктов соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Физическая активность школьников в период их пребывания в школе. Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. По мнению специалистов, это временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной работе. В школе учителя активно используют оздоровительные мероприятия в учебном процессе. Это - физкультурные минутки, физкультурные паузы, динамические перемены, уроки физической культуры. Физкультурные минутки - кратковременные перерывы на занятиях (1-3 минуты) цель которых - предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Физкультурные паузы комплекс физических упражнений и игр, провидимые между занятиями. Длительность 5-8 минут. Выполняют учащиеся или самостоятельно или группой под руководством учителя физической культуры (учащихся старших классов). Динамические перемены - организованная форма отдыха на свежем воздухе (общеразвивающие упражнения в игровой форме, подвижные игры). Длительность 15-20 минут. Урокам физической культуры отводится по программе 3 часа в неделю. 3-й час - урок здоровья, посвящен подвижным играм, занятиям спортивными видами спорта на свежем воздухе, лыжным прогулкам. Во внеурочное время по плану работы школы проводятся общешкольные праздники, обязательной частью которых является использование различных дидактических игр с движениями, развивающие игры, пантомимическая гимнастика, сюжетно-ролевые игры. Стали традиционными спортивные мероприятия: «Осенний кросс», «Президентские тесты», «День Здоровья» и другие, в которых с удовольствием участвуют как дети так и взрослые. Учащиеся школы участвуют в районных соревнованиях по мини-футболу, легкой атлетике, лыжных гонках и других. В школе работают кружки «Баскетбол», «Легкая атлетика», «Девчата», «Школа безопасности» и другие. В программу обучения кружков включены оздоровительные мероприятия (подвижные игры, общеразвивающие и танцевальные упражнения, проводятся беседы о самостоятельной физической подготовке.). Вся физкультурная работа строится в соответствии с гигиеническими нормами и правилами, под непосредственным контролем медицинского работника школы. Психологический климат в школе.
На основе интегральной характеристики системы внутригрупповых связей, показывающую степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов коллектива по отношению к объектам, наиболее значимым для осуществления целей деятельности коллектива и реализации в ее процессе ценностных ориентаций можно сказать о высокой степени ценностно-ориентационного единства в коллективе Нижне-Нарыкарской национальной общеобразовательной школы. Ценностно–ориентированное единство в коллективе – это прежде всего сближение оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Высокая степень ценностно–ориентированного единства является следствием активной совместной коллективной деятельности учителей и учащихся, имеющий общественно – полезный характер. Именно она составляет основу общения между членами коллектива школы и всех феноменов межличностных отношений. Поэтому и характер взаимодействий (коммуникаций) в коллективе оказывается следствием единства установок и ценностных ориентаций членов коллектива, к которому она приходит в результате совместной активной деятельности, носящей коллективистический характер. Взаимоотношения в коллективе людей в большей степени опосредуются целями, задачи и ценностями совместной деятельности, т.е. реальным содержанием. Вклад каждого члена коллектива в общее дело вне зависимости от конечного успеха или неудачи совместной деятельности, оценивается правильно. В коллективе, в случае неудачи каждый индивид пытается, прежде всего, разобраться в себе: все ли он сделал для достижения общей цели и не уклоняется ли от ответственности, если виноват. Коллектив успешно решает стоящие перед ним цели, и его члены и не стремятся приписать успех только себе, не умаляют роли и значения другого в общих достижениях, а отчетливо понимают, что то, чего они достигли, является плодом коллективных усилий. Экологический климат территории школы.
Наша школа расположена по центральной улице деревни, где в 50 метрах находится дорога. Школа с трех сторон ограждена зелеными насаждениями из ели и березы, которые задерживают пыль с дороги. Вдоль школы посажен ряд кустов акации, имеются газоны и цветники. Пришкольный участок находится на территории школы. С одной стороны его расположен огород, с другой строящийся стадион. Пришкольный участок имеет цветники закрепленные за каждым классом школы и территорию для посадки картофеля. Таким образом, моно сказать, что школьная территория расположена в экологически чистой зоне. Природа - это великий мастер и творец. Она источник материальных благ и хранитель прекрасного. Любовь к Родине, патриотизм неотделимы от любви к природе. Вот почему так велика роль экологического воспитания в формировании нравственного облика человека. Экологическая культура основана на глубоком знании законов природы , однако доброжелательное отношение к ней еще не норма нашего поведения. Многое в работе по экологическому воспитанию зависит от учителя, который должен создать внутри и вокруг школы среду обитания, помогающую экологическому и эстетическому воспитанию учащихся. Школьный кабинет. На его окнах могут стоять цветы, не затеняющие класс, в стандартной посуде с поддонами. Для озеленения подбирают декоративные неприхотливые растения трех климатических зон: влажных тропиков, субтропиков, пустынь. Растительность придает помещению своеобразный колорит и комфорт. положительно влияет на настроение человека. Комнатное цветоводство один из видов активного творческого отдыха людей. Зеленый наряд школы выигрывает от обилия цветов. Заглянем в кабинет экологии и биологии, который озеленен необычным подбором растений: здесь растения трех климатических зон. Вот некоторые из них: зигокактус , лавр благородный, пиперония , различные виды кактусов, фиалки, хризантемы и пальмы трех видов. Знакомство с многоликим миром цветов у школьников начинается тут, но не заканчивается ... Пройдем по школьному коридору. Видовой состав растений гармонично подобран и здесь: драцена, бегония королевская, канна, сенсевьера , различные виды цитрусовых и много - много других. Флора каждого кабинета школы также удивительна и уникальна. Каждый учитель школы воспитывает экологическую культуру и бережное отношение к природе. Уровень грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья.
Анализируя уровень грамотности школьников по вопросу здоровья необходимо отметить, прежде всего, что 90% процентов учащихся ответивших на вопросы анкеты «Мое здоровье» показали оценку выше средней. Это говорит о том, что учащиеся прежде всего ориентируются в вопросах связанных с укреплением и сохранением как физического, так и духовного здоровья. Большинство учащихся согласилось с тем, что при формировании и укреплении здоровья им не обойтись без помощи родителей и педагогов. Педагоги школы, в свою очередь, прекрасно понимают свою роль в формировании и укреплении здоровья учащихся. Педагоги школы постоянно повышают своё мастерство в вопросах здоровья. Для этого в школе ежегодно проводятся следующие мероприятия: «Круглый стол – Здоровье»; заседание методических объединений на тему «Здоровьесберегающие технологии»; и тд. Уровень заболеваемости школьников и педагогов низкий, т.к. своевременно проводится вакцинация школьников, педагогов и всего обслуживающего персонала. Работа школы по проблемам здоровья учащихся во внеурочное время с семьями учащихся.
С целью привлечения активного участия семей учащихся в формировании и укрепления здоровья детей в школе ежегодно проводятся следующие мероприятия: общешкольные родительские собрания «Здоровье ребенка»; спортивный конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья!»; спортивные соревнования по волейболу, мини-футболу; соревнования по армрестлингу; однодневный поход по экологической тропе; и многое другое. Для решения проблем возникающих со здоровьем учащихся в школе постоянно работают логопед, психолог, медицинский работник. Социальный работник и классные руководители проводят беседы с родителями по возникающим вопросам связанным со здоровьем учащихся. Группа здоровья Оценка физического развития с определением группы здоровья
2004 2005 2006 1 группа 19 7 6 2 группа 61 52 61 3 группа 45 55 40 4 группа 0 0 0 Физическая группа здоровья 2004 2005 2006 Основная 74 71 71 Подготовительная 49 39 30 Специальная 2 4 4 Анализ статистических данных за 3 года
Количество учащихся на 01.09 Количество дней пропущенных по болезни Средняя заболеваемость на 1 ученика в днях Количество ни разу не болеющих детей % заболеваемости 2004 2005 2006 2004 2005 2006 2004 2005 2006 2004 2005 2006 2004 2005 2006 125 114 107 2030 1285 311 16,2 11,3 2,9 12 18 13 8,2 5,5 5,4 Число учебных дней Число учащихся Пропуски в днях % заболеваемости 1-4 кл 5-9 кл 10-11 кл Всего Всего Из них по болезни 1-4 кл 5-9 кл 10-11 кл Всего Простудные Инфекционные Травмы прочие 1-4 кл 5-9 кл 10-11 кл 1-4 кл 5-9 кл 10-11 кл 1-4 кл 5-9 кл 10-11 кл 1-4 кл 5-9 кл 10-11 кл Сентябрь 26 38 69 21 128 34 119 45 198 22 23 45 8 48 - - 2 - 4 11 - 4,9 Октябрь 26 38 69 18 125 82 234 49 365 44 65 34 29 101 - - 8 - 9 21 - 9,6 Ноябрь 3 38 69 18 125 10 5 3 18 3 2 10 - - - - - 1 - 4,3 I четверть
55
38
69
18
125
126
258
97
581
66
91
81
47
149
-
-
10
-
13
33
-
7,1
Ноябрь 17 38 69 18 125 59 162 24 245 27 44 10 30 78 12 - 12 - 2 3 - 10,3 Декабрь 22 38 69 18 125 18 75 18 111 18 11 13 32 - - 2 - - 1 - 2,8 II четверть
39
38
69
18
125
77
237
42
356
45
55
23
30
110
12
-
14
-
2
4
-
6,1
Январь 18 38 68 18 124 98 408 72 578 46 330 72 48 29 - - - - 4 19 - 24,5 Февраль 23 38 68 18 124 81 241 13 335 55 135 12 26 23 - - 1 - - 26 - 9,7 Март 19 38 68 18 124 45 153 22 220 19 71 10 11 10 - - - - 10 44 - 7,4 III четверть
60
38
68
18
124
224
802
107
1133
120
536
94
85
62
-
-
1
-
14
89
-
13,4
Апрель 26 38 68 18 124 38 169 16 223 34 118 16 - - - - 14 - 4 1 - 5,8 Май 19 38 68 18 124 6 56 14 76 5 22 9 - - - - 8 - 1 7 5 2,4 IV четверть
45 38 68 18 124 44 225 30 299 39 140 25 - - - - 22 - 5 8 5 4,4 ИТОГО за год
199 38 68 18 124 471 1522 276 2369 270 822 223 162 321 12 - 47 - 34 134 5 8,2 Число учебных дней Число учащихся Пропуски в днях % заболеваемости 1-4 кл 5-9 кл 10-11 кл Всего Всего Из них по болезни 1-4 кл 5-9 кл 10-11 кл Всего Простудные Инфекционные Травмы прочие 1-4 кл 5-9 кл 10-11 кл 1-4 кл 5-9 кл 10-11 кл 1-4 кл 5-9 кл 10-11 кл 1-4 кл 5-9 кл 10-11 кл Сентябрь 26 32 72 10 114 34 177 8 219 31 139 5 0 0 0 0 5 0 0 0 0 6,1 Октябрь 26 33 71 10 114 46 107 16 169 27 65 8 0 12 0 16 4 3 2 0 4,6 Ноябрь 3 33 71 10 114 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0,0 I четверть
55
33
71
10
114
80
284
24
388
58
204
13
0
12
0
16
9
0
3
2
0
5,1
Ноябрь 17 33 71 10 114 37 64 3 104 21 45 0 0 0 0 7 0 0 9 6 0 4,5 Декабрь 24 33 71 11 115 44 109 9 162 23 98 0 0 0 0 0 0 0 21 0 0 5,1 II четверть
41
33
71
11
115
81
173
12
266
44
143
0
0
0
0
7
0
0
30
6
0
4,9
Январь 18 32 71 12 115 7 1 8 0 3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0,1 Февраль 23 32 71 12 115 40 149 11 200 36 79 5 0 0 0 0 0 0 4 56 0 6,8 Март 17 32 71 12 115 15 153 2 170 13 42 0 0 0 0 0 5 0 0 97 0 8,0 III четверть
58
32
71
12
115
55
309
14
378
49
124
5
0
0
0
0
5
0
4
153
0
5,1
Апрель 25 32 73 12 117
10 57 7 74 6 40 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1,6
Май 22 32 73 12 117
169 174 21 364 167 165 18 0 0 0 0 0 0 0 2 0 13,7
IV четверть
47
32
73
12
117
179
231
28
438
173
205
18
0
0
0
0
0
0
0
2
0
7,2
ИТОГО за год
201
32
73
|