Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Лекция по истории архитектуры Готическое искусство

 

             

Лекция по истории архитектуры Готическое искусство

Московский Государственный Строительный Университет

_____________________________________________________________________________

Кафедра Архитектуры

по истории архитектуры

Готическое искусство

Москва, 2004г.

Новый стиль в искусстве западного Средневековья родился во Франции в середине 12 в. Современники называли его «французской манерой», потомки начиная с эпохи Возрождения стали именовать «готикой» (от ит. Gotico- «готский», т.е. грубый, варварский в отличие от «римского»). На протяжении веков готика удостаивалась самых противоречивых оценок, причину которых следует искать в сложности готического феномена.

Рождение стиля. Готическая культура явилась выражением всех общественных изменений эпохи зрелого Средневековья. Качественно новым явлением был рост и расцвет городов, превращавшихся в центры культурной, религиозной, политической и экономической жизни. В городах создавались светские школы, появлялись первые университеты. Грандиозный художественный синтез готики осуществился в главном ее феномене – городском кафедральном соборе.

Мыслители 12 и 13 веков среди низших «механических» искусств не случайно первой возвысили до ранга «свободных» архитектуру. Обладавшего обширными знаниями зодчего на манер ученых схоластов именовали «доктором». С архитектуры, сохранившей свою ведущую стилеобразующую роль, начался поворот к новому стилю, уже потом распространившемуся на скульптуру и живопись.

Собор, оставаясь олицетворением «божественной вселенной», являлся важнейшим общественным местом города. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты. Преобразования замкнутого, толстостенного, крепостного типа храма потребовали условия городской жизни. В отличие от романской церкви с ее четкими формами готический собор необозрим, часто ассиметричен, каждый из его фасадов индивидуален. Стена не ощущается, ее как бы и нет. Вместо нее «непостижимый лес» опор и бесконечно сложная, изменчивая игра ажурных форм. Готическое здание не покоится, как романское, оно рождается и растет на глазах у зрителя. Но при всей кажущейся противоположности романской и готической архитектуры в основе они родственны. Отдельные части готической конструкции не были новшествами, но, сведенные воедино, они получили качественно иное звучание.

Воздушность и сказочность готического собора имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки, ставшей важнейшим движением готики. Основу каркасной конструкции составляет крестовый нервюрный свод (нервюрами называют выступающие ребра свода, образующие его арки). Нововведением готической архитектуры было последовательное использование стрельчатых арок, обладающих меньшим боковым распором, позволяющих расширить перекрываемое пространство. Рабочей частью архитектуры с нервюрными сводами, фокусирующими давление в определенных точках, становятся опоры, а не стена. Внутри здания это аркады колонн, снаружи – контрфорсы - вертикальные выступы, увеличивающие его устойчивость. В соборах, где средний неф выше боковых, использовали соединительные арки – аркбутаны, которые перебрасывались снаружи от свода главного нефа на контрфорсы бокового. Тело здания, скрепленное скелетом из стрельчатого свода, опор, аркбутанов и контрфорсов, стало легким, получило возможность стремительно расти вверх. В готических соборах заложена идея бесконечного развития, не случайно они строились многими поколениями.

Готические витражи. Особую роль в архитектуре стал играть свет. Огромные окна превратили стену в светящуюся преграду, витраж – монументальную живопись из цветных стекол. Витражи, пронизанные лучами солнца, создают изумительный эффект сияния своих красок. Изображение на витражах подчиняются техническим требованиям мозаики из больших кусков цветного стекла. Соединенные свинцовыми полосами, они имеют угловатые, граненые очертания.

Витражи, почти бесцветные снаружи, раскрывали свою магию в интерьере. С восходом солнца ориентированный на восток алтарь первым расцвечивался сияющими, лучезарными красками. В течение дня преображенный витражами свет путешествовал по храму, загораясь вечером в розе западного портала. Яркое свечение стекол в солнечный день сменялось в пасмурную погоду голубоватым мерцанием. Витражные окна, особенно круглые окна- розы западных порталов, считались гордостью многих соборов. На их создание жертвовали средства короли и простые ремесленники.

Готическая скульптура прошла сложный путь развития. Из узорочья и назидательного комментария скульптура в готике превратилась в звено неразрывной целостной системы, из массы камня постепенно выделилась человеческая личность. Фигуры стали объемными, постепенно в них преодолевалась фронтальность, между персонажами возникла связь. Мотив одухотворенного движения, свойственный всему образу готического храма, получает свое выражение в пластике. Статуи часто имеют характерный S-образный изгиб, придающий фигурам легкость, взволнованность. Скульптура в готике при всей ее объемности оставалась связанной с архитектурой. Над статуями нередко сооружались балдахины: навершия были призваны заключить пластические образы в собственную среду.

Необозримые пространства готического собора снаружи и внутри населены множеством скульптур (в Шартрском соборе около 9 тыс. одних только статуй). Они занимают порталы и галереи, украшают капители колонн, появляются на кровле, карнизах, таятся под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах. Фантастические существа, обитавшие в романских храмах, переселились и готические. Их стало даже больше. Соборы редко обходятся без изображения химер на башнях или статуй-водостоков (гаргулей).

Характерные черты стиля готики — подвижность, одухотворенность и экспрессия. Полифоничность готической культуры отразила все богатство и сложность жизни. Диапазон стилевых социальных характеристик образов очень широк, в них прослеживается связь с аристократической, рыцарской и низовой, народной культурой.

В Европе, где не было централизации власти, голос «низов» отчетливо слышен в искусстве. Целые поколения художников-ремесленников не столько иллюстрировали темные для них богословские догматы, сколько служили Богу по-своему, «сплетая корону Господу из всех живых существ». Демократическая струя в пластике соседствовала с учтиво галантными образами, напоминающими идеальных рыцарей, дерзких, элегантных, способных и сражаться, и слагать стихи. В живописи гротескные существа и простонародные жанровые сценки нередко обрамляли изысканные композиции. Готике чужда влюбленность в красоту гармонических пропорций (хотя встречаются и классицизируюшие образы), ей шиле вдохновенность экстаза, предельное напряжение душевной жизни. Готическое искусство создало спой образ Христа - нищего странника, проповедника, обличающего богатых грешников и плачущего над страданиями человечества. Готические «Распятия» поражают трагическим пафосом, иногда ужасающим натурализмом передачи смерти. В то же время приобрел огромное значение культ Богоматери, объединивший гуманистические устремления эпохи и выраженное в рыцарской поэзии поклонение Прекрасной Даме. С начала XIII в. образ Марии, прославляющие ее сцены, становятся непременным звеном сюжетной программы готических порталов. В сопоставлении противоположностей, придававшем произведениям особую остроту и захватывающую пронзительность, выразилась сущность готического искусства.

Становление и развитие готики в различных европейских странах имело свои характерные особенности и хронологические рамки. В истории искусства выделяют раннюю, высокую (зрелую) и «пламенеющую» готику. Расцвет готического искусства приходится на период высокой готики XIII — XIV вв. В XIII в. готика получила европейский резонанс, а в XIV в. полностью господствовала в католической Европе. XIV столетие, вошедшее в европейскую историю как эпоха крупных политических потрясений опустошительных эпидемий, стало для большинства стран Западной и Центральной Европы завершающим этапом средневековой культуры. В атмосфере, накаленной конфликтами и бедствиями, начали преобладать еретические мистические учения. Контрасты и полярности характерны и для художественного творчества. Ликующая одухотворенность произведений XIII в. уступила место «готическому натурализму», обнаженной заостренности чувств. Возросло значение светских зданий. Искусство, утрачивая вселенский пафос, обратилось к отдельному человеку.

Позднюю готику называют «пламенеющей» по форме линий, похожих на языки пламени, которые в это время часто приобретали различные памятники искусства. Широко использовались в этот период сложный рисунок и ажурный орнамент. На рубеже XIV-XV вв. в искусстве Западной Европы возникло течение, называемое «интернациональной готикой», или «мягким стилем». Во Франции, Германии, Англии, Польше, Чехии и других районах возникли произведения, обладавшие сходными стилистическими признаками: мягкими и гибкими переходами форм, склонностью к сложной символике и иносказанию. «Интернациональной готикой» завершился средневековый период европейского искусства.

Портал собора в

Богоматерь с Младенцем. Шартре. Середина XII в.

Первая половина XIVв.

Фигура Марии имеет характерный

S-образный изгиб.

ФРАНЦУЗСКАЯ ГОТИКА

Франция — родина готики — переживала в XII и XIII вв. период блестящего расцвета. Она занимала передовые позиции в экономической, общественной и культурной жизни Европы. Париж превратился в столицу европейской культуры.

Архитектура Франции создала захватывающий образ готического французского собора. Его внешний облик определяется во многом западным фасадом, основными элементами которого были порталы, соответствующие продольным нефам, круглое окно-роза и две высокие башни, органически выраставшие из общей массы притвора. Если романский собор, возникая как объемное тело, воздействовал всей своей массой, то готический фасад играл роль своеобразной увертюры к вдохновенной «каменной симфонии» храма.

Переход к зрелой фазе готики обозначили на рубеже XII — XIII вв. соборы в Бурже и Шартре. Архитекторы Шартра мыслили здание как единое целое, подразделяющееся внутри на соподчиненные части. Усложняющимся архитектурным ритмам придан ясный и четкий порядок. Стена получила трехчастное деление на аркаду опор, трифорий (небольшую галерею над арками) и окна. Вертикальные тяги, непрерывным движением возносясь к сводам, создали ощущение свободного и одухотворенного подъема, Шедевром высокой готики стал собор в Реймсе (1211 — 1330). История его строительства запечатлена в надписях «лабиринта», сложного мозаичного орнамента пола, сохранившего имена архитекторов и этапы возведения грандиозного здания. Собор в Реймсе, несмотря на длительные сроки строительства, сохранил единство замысла. Знаменитый западный фасад пронизан сложным взволнованным движением. Внутреннее пространство храма отличает благородство пропорций, высокое совершенство обработки камня, продуманность архитектурного рисунка. Следующий этап в развитии архитектуры пришелся на период консолидации французского государства. Главный акцент в архитектуре был перенесен на декоративное убранство. Стиль зрелой готики во Франции иногда именуют «лучистым» по широко распространенному в этот период рисунку окна-розы с радиально расходящимися лепестками. Искусство приобрело в «лучистом» стиле черты царственной величавости и изысканного изящества. Вершиной развития стиля «лучистой» готики стала Сент-Шапель (Святая Часовня) в Париже (1240 — 1248).

В XIII в. готика завоевала все области Франции. Начавшаяся в XIV в. Столетняя война сильно подорвала материальные ресурсы страны. Рост городов выдвинул на передний план проблемы градостроительства, эпоха Средневековья во Франции заканчивалась.

Скульптура начиная с пластики Шартрского собора шла по пути гуманизации образов. Устремления шартрской школы были восприняты и развиты в соборах Амьена и Реймса. В убранстве порталов Амьенского храма обозначились основные темы французского скульптурного декора: Страшный суд, цикл, посвященный Богоматери, и цикл, связанный «патроном храма или наиболее почитаемыми местными святыми.

Вершиной французской готической скульптуры стал собор в Реймсе. Удивительная классичность некоторых статуй, заставившая исследователей говорить о «греческом мгновении готической скульптуры», свидетельствует о знании реймскими мастерами памятников античного искусства. Ближе всего к античным образцам подошел автор знаменитой «Встречи Марии и Елизаветы». Мария представлена юной и женственной, Елизавета - старчески мудрой. Пластический диалог, певучие линии и волнообразный ритм пронизали пространство между образами духовными связями. Расположенная рядом группа «Благовещение» составлена из скульптур разных периодов. В облике Марии,

подкупающем простотой и доверчивостью, угадываются демократические традиции пластики. Улыбающийся ангел, похожий на юного пажа, - произведение середины XIII в. Галантный стиль, характерный для второй половины столетия, захватил все виды искусства.

В XIV в. искусство украшения порталов пошло на убыль, главное внимание сосредоточилось на статуях внутри соборов; расцветала мемориальная пластика.

Нотр-Дам де Пари. XIV в.

Жан Пюссель. Миниатюра. XIV в.

Собор в Амьене (1218 - 1268). Западный фасад.


Собор в Реймсе. Интерьер. 1211- 1330.

Список литературы

1. И.Е. Ильенко, А.М. Водянский «Искусство», «Педагогика-Пресс»