Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

1. История развития франчайзинга

 

             

1. История развития франчайзинга

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3

1.История развития франчайзинга…………………………………………….....5

2.Печатные салоны Alfa Graphics..........................................................................6

3.Франчайзинг..........................................................................................................7

3.1 Сущность и определения франчайзинга..................................................7

3.2 Преимущества и недостатки франчайзинга..........................................10

3.3 Виды франчайзинга.................................................................................14

4. Франчайзинговый договор...............................................................................18

4.1 Отличия франчайзинговой сделки от сходных отношений................18

4.2Как заключить договор концессии?........................................................20

4.3 Права и обязанности сторон в договоре концессии.............................21

5.Особенности Франчайзинга в России..............................................................24

5.1Франчайзинг одежды и обуви.................................................................29

6.Особенности франчайзинга Mango..................................................................33

6.1История фирмы.........................................................................................34

6.2«Фруктовый» стандарт 6.3Mango как международное явление..........38

6.3Mango как международное явление........................................................39

6.4 Имидж и визуализация Mango................................................................40

6.5Образ Mango..............................................................................................42

Заключение.............................................................................................................50

Список использованных источников...................................................................51

Введение

Данная посвящена одной из новых для российской практики технологий ведения бизнеса, которая может быть полезной для предпринимателей.

Считается, что каждая уважающая себя наука должна иметь красивую легенду. В физике - упавшее на голову Ньютона яблоко, в химии - создание искусственного золота, в кибернетике - искусственный разум. В этом смысле франчайзинг очень похож на легенду в экономике.

Многолетняя практика применения франчайзинга в развитых странах убедительно доказала его чрезвычайную деловую эффективность, которая связана с идеей тиражирования по определенной технологии проверенных практикой концепций бизнеса. Для компаний франчайзинг - это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей - это один из способов стать владельцем бизнеса. На растущих рынках, франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес. Поэтому я хочу подчеркнуть актуальность выбранной темы, поскольку продажа франшиз и открытие фирм, действующих по договору франчайзинга, имеют очень широкое распространение во всем мире.

Франчайзинг в России делает первые шаги. Его не распространенность в России связана не с какой-либо спецификой нашей страны, а с крайней ограниченностью знаний в этой области не только у широких слоев населения, но и у специалистов-предпринимателей.

Основываясь на вышеперечисленных фактах, формулирую цели работы:

1. Дать определения франчайзинга, охарактеризовать его сущность, преимущества и недостатки.

2. Выяснить, почему столь эффективная форма ведения бизнеса за рубежом не находит должного распространения в России.

Для достижения этой цели потребуется решить следующие задачи:

а) сравнить российский франчайзинг с западным

б) сравнить договор франчайзинга с российским договором коммерческой концессии

3. На примере сети магазинов одежды Mango определить методы франчайзинга в управлении ассортиментом и качеством продукции.

Информация курсовой работы представлена в виде теоретических положений, а так же в виде графиков, диаграмм и таблиц.

1.История развития франчайзинга

История развития франчайзинга (коммерческой концессии) уходит своими корнями в средневековье.

В Оксфордском словаре английского языка (1933 г., стр. 1630) указано, что “franchising” — все права и свободы епископатов,… пожалованные королевской короной в 1559 году, а “franchises” — ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли.

В свое время в Британии король предоставлял баронам право собирать налоги на определенных территориях в обмен на различные услуги, например, такие, как обязанность поставлять солдат для армии.

Свободным людям, или гражданам городов, было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города: на рынках и ярмарках.

Эти элементы права, или привилегий, позволяющие эксплуатировать положение на определенной территории за плату, формировали основу франчайзинга в течение нескольких веков.

В наиболее типичной форме франчайзинг проявился в британской системе “связанных домов”, которая использовалась пивоварами в XIX веке для поддержания нужного объема продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков. Система “связанных домов” оказалась эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор.

В Соединенных Штатах Америки франчайзинг впервые начал использоваться компанией Зингера по производству швейных машинок (Singer Sewing machine company). После окончания гражданской войны в Америке в середине XIX века Зингер развернул серийное производство, позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины по требованию.

Аналогичная система была разработана 1898 году компанией General Motors, по которой дилеры не имели права продавать машины других производителей и были обязаны вложить в дело собственный капитал для обеспечения высокого уровня обслуживания и поддержания имиджа фирмы — продавца франшиз. Продажа автомашин через систему франшиз ведется и в наше время. Сегодня франчайзинг получил развитие более чем в 70 отраслях хозяйства, широко распространен в зарубежной практике и признан в мире как наиболее прогрессивная форма ведения бизнеса. Договор франчайзинга является самостоятельным объектом правового регулирования более чем в 80-ти странах мира.

Франчайзинг сложен в исполнении в первый год существования, на этапе формирования системы. Развитие же системы после ее апробации происходит достаточно стремительно. Это можно проиллюстрировать на примере одной из франчайзинговых систем, которые пришли и на Российский рынок.

2.Печатные салоны Alfa Graphics

Открытие первого салона относится к 1970г. (штат Аризона). Трудно сказать, когда появилась идея развития сети, продажа же торговой марки зарегистрирована в 1979г.

Восемь салонов в штате были открыты уже в 1980г. и к 1985г. сеть была расширена до 100 предприятий. Первые международные салоны появились в 1986г., сеть к тому моменту насчитывала около 200 предприятий, в 1987г. их количество достигло 275. В 1989 г. открылся первый салон в Москве. К 1996г. сеть салонов распространилась в 23 государствах.

Рисунок 2.1 - Alpha Graphics

На приведенном примере наглядно видны темпы развития системы. Что же такое франчайзинг и в чем его преимущество перед другими схемами работы?

3.Франчайзинг

3.1 Сущность и определения франчайзинга

По своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей как правило ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарный знак или знак обслуживания, фирменный стиль) , технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь. Приобретающая права сторона производит платежи за право использования в предпринимательской деятельности исключительных прав франчайзера и оказываемые услуги, целью которых является поддержка франчайзи.

Рисунок 3.1.1 - Схема франчайзинга.

Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому предпринимателю или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.

Франчайзер - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзер создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзер исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый - брэнднэйм).После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.

Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзер предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзера по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзера. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзером. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франшизный пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.

Созданная в 1977 году Британская франчайзинговая ассоциация (БФА) (British Franchise Аssociation) дает определение франшизы как контрольной лицензии, выданной одним лицом (франчайзером) другому лицу (франчайзи), которая:

а) дает разрешение или обязывает франчайзи заниматься в течение периода франшизы определенным бизнесом, используя специфическое наименование, принадлежащее или ассоциируемое с франчайзером;

б) дает право франчайзеру осуществлять контроль в течение всего периода франшизы за качеством ведения бизнеса, являющегося предметом франшизы;

в) обязывает франчайзера предоставлять франчайзи помощь при ведении бизнеса, являющегося предметом франшизы (помощь в организации предприятия, обучение персонала, управление продажами и т. д.);

г) обязывает франчайзи регулярно в течение всего периода франшизы выплачивать франчайзеру определенные денежные суммы в оплату франшизы или товаров, услуг, предоставляемых франчайзером франчайзи;

д) не является обычной сделкой между холдинговой и ее дочерней компаниями или между частным лицом и компанией, контролируемой им.

3.2 Преимущества и недостатки франчайзинга

Как и любой другой способ ведения бизнеса франчайзинг имеет свои преимущества и недостатки. В чем же заключаются плюсы и минусы системы для участников франчайзингового соглашения и их покупателей ?

Преимущества для франчайзера:

а) быстрое расширение рынков сбыта, увеличение объема продаж и территориальное расширение бизнеса;

б) отсутствие расходов на содержание вертикально-интегрированной сети управления, т.е. снижение затрат на персонал ;

в) более низкий уровень собственных капиталовложений;

г) государственная регистрация договора франчайзинга;

д) подъем престижа фирмы и ее товарного знака, признание со стороны клиентуры, рост доверия к качеству и единому ассортименту продукции фирмы;

е) доход от продажи лицензии;

ж) прибыль от возможной сдачи в аренду франчайзи недвижимости и оборудования;

з) прибыль от возможного кредитования франчайзи и от уменьшения сроков оборота.

и) продвижение на рынке товаров и услуг и самой организации за счет участников системы;

к) увеличение степени контроля на рынке;

Недостатки для франчайзера:

а) получение меньшей части прибыли от торгового франчайзингового предприятия, чем от собственного;

б) невысокая репутация одного из франчайзинговых предприятий при отсутствии должного контроля за качеством может отразиться на репутации самой фирмы;

в) трудности контроля достоверности финансовых отчетов франчайзи;

г) трудности с подбором компетентного в основах бизнеса франчайзи;

д) обучая франчайзи, франчайзер готовит себе возможного конкурента.

Преимущества для франчайзи:

а) возможность стать самостоятельным бизнесменом с минимальными начальными капиталовложениями при всесторонней поддержке опытного франчайзера;

б) франчайзер может оказать содействие в доступе к кредитным ресурсам как товарным, так и денежным;

в) мгновенное приобретение репутации среди потребителей за счет ведения бизнеса под признанным товарным знаком или фирменным наименованием;

г) возможность за умеренную плату использовать результаты широкомасштабных рекламных мероприятий, научных разработок и маркетинговых исследований, проводимых франчайзером;

д) возможность ведения бизнеса некомпетентным лицом за счет обучения в фирме франчайзера по стандартам высокого качества;

е) гарантированность постоянного снабжения;

ж) возможность приобретения основных фондов у франчайзера путем лизинга или по остаточной стоимости.

Недостатки для франчайзи:

а) контроль осуществляемый франчайзером оставляет меньше самостоятельности в бизнесе;

б) потеря репутации франчайзером приведет франчайзи к потере собственной репутации;

в) услуги, предоставляемые франчайзером, например обязательные взносы в общий рекламный фонд, могут представлять серьезную статью затрат для франчайзи;

г) опасность ухудшения положения на рынке в случае продажи франчайзером своего бизнеса;

д) вероятность того, что прогресс в технике, изменение в законодательстве или потребностей потребителей приведут к банкротству, т.к. франчайзи обычно реализуют узкий перечень товаров и услуг.

Преимущества для потребителя:

а) в большинстве случаев товары и услуги, реализуемые под одним товарным знаком имеют одинаковое качество и инфраструктуру оказываемых услуг;

б) если закрывается какая-то определенная торговая точка - можно обратиться в головную компанию;

в) за счет контроля качества со стороны франчайзера франчайзинговые фирмы обычно предоставляют более высокий уровень обслуживания;

г) франчайзи как собственники предоставляют потребителю услуги с большей степенью личного участия.

Недостатки для потребителя:

а)франчайзинг может ограничивать конкуренцию и, как следствие, ограничивает выбор товаров и услуг;

б) франчайзи может оказаться недостаточно обученным.

Франчайзинг предполагает собой длительные и стабильные отношения партнеров, что позволяет обеспечить предсказуемость развития системы и дает возможность установления перспективных длительных целей. На стадии разработки безусловно возникают определенные трудности, т.к. вся система договорных отношений должна быть приведена к единому смыслу и выработана единая корпоративная философия ведения бизнеса. И это естественно требует изменения стереотипов мышления у всех без исключения сотрудников фирмы франчайзера, только после этого можно серьезно говорить о франчайзинге.

Для того чтобы достичь такого уровня взаимодействия и защиты со стороны франчайзера франчайзи должен сформировать особые взаимоотношения с франчайзером. Эти взаимоотношения являются достаточно сложными, но эта ситуация сравнима с положением президента, которому помогает группа экспертов по всем важным вопросам. Президентом является франчайзи. Президент отвечает за данный бизнес. Но президент никогда не является абсолютным специалистом во всем. У президента есть всегда группа советников, которые являются экспертами по техническим вопросам. Эти люди понимают, что президент сознает их авторитет и опыт и будет следовать их рекомендациям. Чтобы стать президентом, франчайзи должен выполнить семь условий:

1) Полностью принять точку зрения франчайзера, его цели и ценности в данном бизнесе.

2)Доверять и уважать франчайзера и в свою очередь формировать уважение и доверие франчайзера к себе.

3)Принимать четко установленные правила и обязанности, описанные в договоре, поскольку после подписания договора они не подлежат никаким изменениям или дополнениям.

4)Стремиться работать и общаться с франчайзером.

5)Связать себя определенными обязательствами с бизнесом, быть верным ему в хорошие и плохие времена.

6)Следовать операционным процедурам и стандартам, установленным франчайзером.

7)Стать частью системы путем внесения в бизнес новых идей (с согласия франчайзера) и постоянного вкладывания усилий в бизнес.

3.3 Виды франчайзинга

Любой заинтересованный в покупке франшизы должен решить, являются ли для него приемлемыми такие взаимоотношения. Когда франчайзер берет на себя обязательства по отношению к франчайзи и принимает предпринимателя в качестве франчайзи, франчайзер таким образом говорит: «Я доверяю вам, вы являетесь хорошим вложением для нас, я верю в то, что вы будете выполнять законы франшизы, а я обещаю, если вы будете следовать законам франшизы и принимать наш опыт и знания, мы защитим ваш бизнес и сделаем вас богатым и счастливым». Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи, наиболее распространенными способами являются:

Прямой франчайзинг. Франчайзер продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзером и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзером и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Многие мелкие франчайзеры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзеры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране. Представьте себе, как сильно вы рискуете, когда планируя создать систему из 50 франшиз вы обнаруживаете, после развития 5 франшиз, что существует местные культурные различия, которые делают ваш бизнес невыгодным. Вместо этого, франчайзер продает одну франшизу и следит за ее развитием. Если все идет хорошо, то франчайзер может начать продавать большее количество франшиз в этой стране.

Рисунок 3.3.1 - Прямой франчайзинг

Мастер франшиза . Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзер продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таким образом, франчайзи становится субфранчайзером в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзер не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзер ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзера успешно работающей концепцией на территории всей страны.

Рисунок 3.3.2 - Мастер франшиза

В соответствии с вышеназванными двумя способами определяем виды франчайзинга:

Товарный (селективное распределение). Франчайзер реализует свою продукцию не через оптово-розничную торговлю, а в основном через предприятие–франчайзи, которое не продает аналогичный товар конкурентов. Данный вид франчайзинга повсеместно используется для сбыта бензина, автомобильных товаров и сельскохозяйственного оборудования.

Производственный . Компания–правообладатель предоставляет франчайзи оборудование, рецептуру и право пользования товарным знаком и общим рекламным фондом при производстве и сбыте продукции. Обязательное условие — строжайший контроль качества со стороны франчайзера.

Деловой (франчайзинг в бизнесе). Франчайзер выдает лицензию на право пользования товарным знаком или знаком обслуживания, способом ведения торговли товарами или услугами и соответствующим обеспечением (обычно в форме ноу-хау). В основном применяется для открытия магазинов и киосков с целью продажи набора продуктов и оказания услуг под фирменным наименованием франчайзера. Если первые три вида франчайзинга "завязаны" на конкретной деятельности, то франчайзинг бизнес-формата предполагает собой не только расширение деятельности во внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включение в систему различных разнородных направлений деятельности. В основе франчайзинга бизнес-формата должна лежать единая методология, внутрисистемные интересы, идентификация франчайзера и франчайзи, т.е. становление их частью единой корпоративной системы.

Конверсионный . Это такой способ расширения сети франчайзинга, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франчайзера.

Субфранчайзинг . Форма организации франчайзингового бизнеса, при которой получатель генеральной (мастер) франшизы осуществляет контроль над определенным районом в качестве субфраншизодателя с правом продажи субфраншиз компании–франчайзера.(рисунок3.2.3)

Районный . Франчайзер получает право на освоение определенного района, т.е. создание франчайзинговой системы и контроль над нею в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия.

4. Франчайзинговый договор

4.1 Отличия франчайзинговой сделки от сходных отношений

Так как договор франчайзинга применяется в различных сферах и имеет много разновидностей, некоторые виды франчайзинговых договоров имеют много общих черт с иными видами обязательств:

1)Наиболее близкими к договору франчайзинга являются лицензионные договоры по передаче права пользования на интеллектуальную собственность. Но между ними имеются и отличия, основные из которых состоят в том, что цель договора франчайзинга всегда является создание новых предпринимательских комплексов, лицензионные же договоры направлены на использование отдельных объектов интеллектуальной собственности, вне зависимости от цели такого использования. Кроме того, предмет договора не ограничивается передачей объектов интеллектуальной собственности в пользование, а включает в себя также элементы договора на возмездное оказание услуг, товарищеского договора и даже договора купли-продажи. В отличии от лицензионного договора, где лицензиат во внешних отношениях выступает как лицо, отличное от лицензиара, а при франчайзинге франчайзи во взаимоотношениях с потребителями фактически идентичен франчайзеру.

2)Договор сбытового или товарного франчайзинга иногда сравнивают с Договором об исключительной продаже товаров или применительно к международной купле продаже товаров с договором об исключительном импорте, т.е. с дилерскими договорами. Отличия, как и в предыдущем случае, заключаются в том, что дилер перед покупателями выступает как самостоятельное юридическое лицо, занимающееся исключительно продажей товаров правообладателя. При договоре франчайзинга франчайзи полностью идентичен своему франчайзеру для потребителей его товаров и услуг.

3)Договор франчайзинга надо отличать также от предпринимательских договоров, связанных с управлением одним юридическим лицом другим юридическим лицом. Их сходство в том, что договору франчайзинга и договору управления свойственны контроль и фактическое управление со стороны одного лица по отношению к другому, из-за чего законодательство некоторых государств предусматривает ответственность «управляющего» лица по обязательствам контролируемого им лица. Отличия в том, что целью договора франчайзинга является передача «делового комплекса» как объекта и извлечение прибыли посредством использования данного предприятия другим лицом. Основной целью предпринимательского договора управления является установление контроля одного лица над органами управления другого лица. При этом данные лица, в отличие от сторон договора франчайзинга, могут осуществлять различную деятельность.

4) Договор франчайзинга в случае выплаты франчайзеру вознаграждения в виде фиксированного разового платежа фактически может быть воспринят близким к договору купли-продажи, т.к. в обоих случаях за передачу сходного объекта гражданских прав следует денежный платёж. Однако, юридически разница между ними велика. Во-первых, предметом договора купли-продажи являются вещи, а предметом договора франчайзинга могут являться и вещи, но, прежде всего, передается право на пользование объектами интеллектуальной собственности. Во-вторых, по договору купли-продажи имеет место отчуждение объекта договора. По договору франчайзинга имущество (вещи) также могут отчуждаться, однако права на интеллектуальную собственность, несмотря на передачу прав на ее использование другому субъекту, сохраняется за франчайзером.

5) При выплате франчайзи вознаграждения франчайзеру за право пользования франшизой в форме периодических платежей договор франчайзинга становится схож с договором имущественного найма (аренды), т.к. в обоих случаях объект гражданских прав передаётся во временное пользование за плату. Но отличие в том, что предметом договора аренды являются вещи, а не объект интеллектуальной собственности. Кроме того, отношения арендодателя и арендатора сводятся к простой схеме – пользование за вознаграждение. Отношения же франчайзера и франчайзи гораздо шире.

Абсолютно бесполезно искать слово «франчайзинг» в отечественном законодательстве. В Гражданском кодексе есть одна из форм франчайзинга — договор коммерческой концессии, который лишь с большой натяжкой можно назвать аналогом договора франчайзинга (гл.54. Коммерческая концессия). Основное обязательство, определяющее особенности договора — предоставление правообладателем пользователю комплекса исключительных прав на использование объектов интеллектуальной собственности. Предоставляемый по договору коммерческой концессии комплекс исключительных прав включает права на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, товарный знак, а также коммерческую информацию, охватывающую опыт организации соответствующей предпринимательской деятельности (ноу-хау). Коммерческие информация и опыт, предоставляемые пользователю по договору, включают обычно профессиональное обучение персонала, инструктаж в течение всего периода действия договора по различным аспектам организации хозяйственной деятельности, как то: управление, создание бытовой сети, эксплуатация оборудования, ведение учета и отчетности, обслуживание клиентуры, приготовление фирменных блюд и т.п.

4.2Как заключить договор концессии?

Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме (ст.434 ГК). Кроме того, он подлежит:

а) государственной регистрации в соответствующем органе, ведущем реестр юридических лиц и граждан–предпринимателей (п.3 ст.433 ГК);

б) регистрации в Роспатенте, если по договору передаются права на использование объектов, охраняемых патентом или свидетельством, зарегистрированным и выданным Комитетом.

Для договора коммерческой концессии предусмотрена специальная регистрационная процедура, обусловленная особенностями регистрационной системы возникновения и закрепления исключительных прав на фирменные наименования, товарные знаки и другие объекты, а также вытекающими отсюда специальными правилами передачи прав. Несоблюдение требований, предъявляемых к моменту и форме заключения договора коммерческой концессии, влечет серьезные последствия для сторон — признание договора недействительным (ст.167 ГК).

Существует разновидность договора коммерческой концессии, которая предусматривает для франчайзи возможность разрешать другим лицам использовать предоставленные ему исключительные права на условиях субконцессии. Подобный договор обязательно согласуется с правообладателем (франчайзером) либо заранее определяется в договоре коммерческой концессии. Предоставленные на основе субконцессии права являются производными от прав, полученных пользователем по основному договору и не выходят за их пределы. В обратном случае это будет рассматриваться как нарушение обязанностей франчайзи по договору концессии. При досрочном прекращении договора субконцессии он с согласия правообладателя может быть преобразован в договор концессии между правообладателем и вторичным пользователем. Это правило имеет диспозитивный характер.

Таким образом, вторичный пользователь отвечает непосредственно перед франчайзером за причиненный вред, хотя и не состоит с ним в прямых договорных отношениях. К пользователю в этом случае могут предъявляться требования в порядке субсидиарной ответственности (ст.399 ГК) при условии, что это не противоречит договору коммерческой концессии, на основе которого предоставлена субконцессия.

4.3 Права и обязанности сторон в договоре концессии

Договор коммерческой концессии содержит (ст.1031 и ст.1032 ГК) обязательные для сторон правила, от которых они не должны отступать. Правообладатель (франчайзер) обязан обеспечить пользователю (франчайзи) все необходимые условия для реализации предоставленных прав и осуществления договорной деятельности. Франчайзи, со своей стороны, должен реализовать в полном объеме полученные права, т.е. осуществлять предусмотренную договором хозяйственную деятельность в определенном масштабе и на таком уровне, который полностью соответствует качеству товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем (включая требования эстетики, комфортности и т.п.). При этом пользователь (франчайзи) не вправе вводить потребителя в заблуждение и обязан информировать его о том, что торговля товаром или иная деятельность осуществляется им по договору коммерческой концессии.

В основные обязанности пользователя также входит неразглашение предоставленной ему правообладателем конфиденциальной коммерческой информации. Нарушение этого требования может нанести правообладателю серьезный ущерб, т.к. сохранение сведений в тайне служит необходимой предпосылкой их коммерческой ценности (ст.139 ГК).

Согласно ст.1033 ГК, в договор коммерческой концессии можно включить обязательства, ограничивающие свободу действий той или другой стороны в рамках договорных отношений. Например, отказ пользователя от получения аналогичных коммерческих концессий по договорам с конкурентами правообладателя. При этом договорные условия, направленные на ограничение конкуренции, не должны подпадать под действие Закона о конкуренции. В противном случае они могут быть оспорены и признаны недействительными.

Обязательство правообладателя не выдавать концессию (франшизу) другим пользователям на той же территории и обязательство франчайзи не конкурировать с правообладателем на территории действия договора, предусмотренные в п.1 ст.1033 ГК, обусловлены необходимостью четко определить объем предоставляемых по договору исключительных прав, включая разграничение территориальной и иной сферы их использования между франчайзером и франчайзи. Аналогичные условия существуют и для традиционных лицензионных договоров на объекты интеллектуальной собственности. Кроме того, пользователь должен согласовывать с правообладателем вопросы расположения и оформления коммерческих помещений. Данное требование прямо вытекает из его обязанности соблюдать инструкции и указания правообладателя относительно внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений (ст.1032 ГК).

Согласно ст.1035 ГК, пользователь имеет преимущественное право на заключение нового договора коммерческой концессии в течение 3 лет с момента окончания срока действия первоначального договора. Если правообладатель нарушил права франчайзи, заключив в указанный срок договор концессии с другим лицом или выдав разрешение на субконцессию, то он обязан возместить пользователю понесенные им вследствие этого убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду.

Изменения, а также досрочное расторжение договорных отношений оформляются в том же порядке, в котором был заключен договор. Изменения в правах пользователя на объекты интеллектуальной собственности следует внести в соответствующие государственные реестры, в которых зарегистрированы договор и выданные на его основе лицензии (ст.1028). В противном случае они могут быть признаны недействительными в отношениях с третьими лицами.

Законодательством (ст.1037 ГК) установлены специальные основания прекращения договорных отношений:

а) вследствие прекращения принадлежащих концессионеру прав на фирменное наименование или коммерческое обозначение без приобретения другого наименования;

б) вследствие объявления одной из сторон договора банкротом.

5.Особенности Франчайзинга в России

В российской прессе в последнее время появилось много статей, посвященных раскрытию понятий "франчайзинг" и "франшиза", а также анализу преимуществ и недостатков, присущих данной форме ведения бизнеса.

При анализе деятельности предприятий, применяющих франчайзинг для развития бизнеса, в первую очередь следует учитывать, что мировой опыт применения франчайзинга насчитывает более 100 лет, в России же он только начинает свое развитие. Начало использования франчайзинга было обусловлено становлением на российском рынке цивилизованных отношений, что с необходимостью требовало применения новых методов ведения бизнеса.

В бизнес-терминологию России термин "франчайзинг" был введен около 13 лет назад во многом благодаря известному российскому предпринимателю Владимиру Довганю, который первым попытался внедрить на российском рынке франчайзинг. К сожалению, первое предприятие, сделавшее попытку применить франчайзинг на российском рынке, потерпело фиаско.

Активное развитие данной формы ведения бизнеса началось лишь около пяти лет назад.

На сегодняшний день франчайзинг активно внедряется в отечественную экономику, но до сих пор в российском законодательстве отсутствует стандартизированный термин "франчайзинг", что, как будет видно из текста статьи, создает преграды для развития признанной во всем мире бизнес-технологии.

Ситуация, сложившаяся на рынке на сегодняшний день, позволяет с уверенностью говорить о том, что в данный период наблюдается ускоренный рост применения бизнес-технологии франчайзинга на отечественном рынке товаров и услуг. Максимально эффективному развитию франчайзинга на российском рынке способствует созданная инфраструктура, как обеспечивающая консультирование субъектов франчайзинга, так и осуществляющая пропаганду франчайзинга в качестве эффективного метода ведения бизнеса. Основная роль по выполнению вышеперечисленных функций принадлежит Российской ассоциации развития франчайзинга (РАРФ) и Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), которые регулярно проводят конференции и семинары с целью создать благоприятную информационную среду, способствующую развитию франчайзинга в России.

Данные, приводимые РАФ, свидетельствуют о постоянном увеличении числа предприятий, использующих франшизу как средство ведения бизнеса.

Анализ франшиз, функционирующих на российском рынке, показывает отсутствие единого подхода к регулированию отношений посредством франчайзинга, присущего для зарубежных франшиз.

Несовершенство законодательства, заключающееся как в отсутствии понятия "франчайзинг" в правовой базе России, так и в желании ряда законодателей поставить знак равенства между понятиями "франчайзинг" и "коммерческая концессия", а также спонтанность в развитии российского рынка вынудили ряд иностранных франчайзеров (правообладателей) либо вообще отказаться от применения франчайзинга на российской территории, либо потребовали разработки новых условий для внедрения бизнес-схемы франчайзинга на российский рынок.

Вместе с тем за последние несколько лет произошло изменение в структуре франшиз, функционирующих на отечественном рынке, в сторону увеличения доли российских франшиз по отношению к иностранным. Удельная доля российских предприятий, начинающих применять франчайзинг, постоянно растет. Франчайзинг активно применяют такие известные сети магазинов, как "Перекресток", "Копейка", "Ароматный мир", "Красный куб" и многие другие. Однако до сих пор невозможно назвать точное количество франшизных систем, функционирующих на российском рынке, что связано с размытостью понятия франчайзинга в России. На международной выставке "Франчайзинг в России", проходившей в Москве 1-3 октября 2003 г., представители Российской ассоциации франчайзинга констатировали, что на российском рынке действуют от 130 до 150 франшизных систем.

Развитие франчайзинга на территории России происходит неравномерно. К сожалению, на сегодняшний день можно назвать только несколько российских регионов, где франчайзинг используется достаточно широко. Основными из них являются: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск. Применение франчайзинга в регионе неразрывно связано с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на рынке.

В результате анализа действующих на российском рынке товаров и услуг франшиз можно утверждать, что, как правило, предприятия начинает внедрять свою марку сначала либо на московском, либо на петербургском рынке и лишь затем решают применять франчайзинг для продвижения своей марки в регионы. Так, салоны обуви "Эконика" в московском регионе в основном имеют салоны, принадлежащие непосредственно фирме-франчайзеру, зато для продвижения марки в другие регионы России преимущественно используют франчайзинг.

Основным отличием российских франшизных систем от иностранных является одновременное расширение бизнеса, выход на новые рынки как за счет создания франшизных точек, так и за счет развития корпоративных предприятий, принадлежащих франчайзеру. Данную ситуацию можно объяснить тем, что большинство российских предприятий начинают расширять бизнес посредством франчайзинга уже при наличии собственной развитой сети и, как следствие, франчайзинг для них - лишь один из элементов системы развития сети.

Характерными особенностями системы франчайзинга являются выплата оператором единовременного вступительного взноса франчайзеру и регулярные выплаты роялти. Ряд российских франчайзеров отказываются от этих принципов, считая, что отсутствие первоначального взноса является конкурентным преимуществом, привлекающим новых франчайзи. Подобный аргумент можно считать спорным, поскольку первоначальная плата является гарантией для франчайзера, что оператор будет выполнять условия договора и будет заинтересован в поддержании договорных отношений.

Размер первоначального взноса франчайзи достигает 35 тыс. долл., что составляет примерно 10% от инвестиций на переоборудование помещений (торгового зала, офисов и т.д.) под стандарт франчайзера (средние данные по проанализированным предприятиям).

Размер роялти (регулярных выплат) варьируется в зависимости от отрасли, в которой используется франчайзинг. Так, в сфере розничной торговли роялти либо отсутствует (заменяется требованием заказывать продукцию у самого франчайзера - "Юнисам", "Красный Куб" , "Феликс"), либо устанавливается в зависимости от того, какие условия были зафиксированы в договоре после переговоров франчайзера и франчайзи. Такой индивидуальный подход, в принципе, не рекомендуется Международной ассоциацией по франчайзингу (МАФ), так как он может вызвать конфликт внутри системы, в частности недовольство ряда операторов тем, что другим франчайзи системы были предоставлены лучшие условия.

Наиболее сложным в организации системы франчайзинга является вопрос о возможности франчайзера регулировать ценообразование на предприятиях франчайзи и лишать оператора возможности самостоятельно устанавливать цену на реализуемую продукцию. Согласно регламенту Единой экономической системы, принятому в 1988 г. [3], франчайзер не имеет права навязывать компании-клиенту продажную цену, он может только ее рекомендовать. В условиях, сложившихся в России, ряд предприятий-франчайзеров считают возможным прямое установление цен на предприятиях франчайзи. В более чем трети анализируемых предприятий, функционирующих на основе франчайзинга в России, франчайзеры устанавливают цены на реализуемые франчайзи товары или услуги. Примеры конкретных предприятий, использующих прямое регулирование цен на предприятиях франчайзи (операторов, пользователей), в данной статье приведены не будут, принимая во внимание этические соображения: установление фиксированных цен на предприятиях операторов является нарушением антимонопольного законодательства и может преследоваться по закону, в связи с тем что такой вид регулирования ограничивает свободу франчайзи при осуществлении коммерческой деятельности.

Немаловажным отличием российского франчайзинга от общепринятой практики является отказ от применения единого договора франчайзинга и замена его рядом других договоров (индивидуально разработанных для конкретной франшизной системы), что объясняется отсутствием законодательного регулирования договора франчайзинга и отказом большинства российских предпринимателей отождествлять договор франчайзинга и договор коммерческой концессии. Например, сеть магазинов "Красный куб" фактически осуществляет франчайзинг, но не заключает договор франчайзинга, заменяя его самостоятельными договорами: договором комиссии, договором займа, лицензионным договором и договором продажи оборудования (может быть заменен на договор лизинга).

Как правило, договор франчайзинга заключается на сравнительно длительный срок, достигающий нескольких десятков лет, т.е. предприниматель не может попробовать и, если не понравилось, прекратить работать на основе приобретенной франшизы, не понеся при этом значительных финансовых потерь. Однако, в связи с трудностями в осуществлении долгосрочного прогнозирования в условиях российской действительности, отечественные предприниматели не могут позволить себе заключать договор на 15-20 лет и срок действия договора обычно сокращается до 3 лет.

Вышеуказанные особенности функционирования системы франчайзинга в современной России можно объяснить рядом факторов, которые тормозят развитие франчайзинга на российском рынке. Основным таким фактором является отсутствие правовой базы, регулирующей франчайзинговые отношения. Существующее положение требует незамедлительного проведения корректировки действующего законодательства и терминологии в области франчайзинга в сторону приближения их к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала.

Преодоление названных неблагоприятных факторов позволит развивать бизнес на основе франчайзинга более быстрыми темпами и на более высоком уровне и в целом улучшит положение бизнеса в нашей стране.

5.1Франчайзинг одежды и обуви

Франчайзинг в торговле одеждой и обувью - пожалуй, самый демократичный вид франчайзинга. Дело в том, что любая одежда и обувь - имеет торговую марку. Компания-владелец торговой марки заинтересована в ее продвижении, и здесь наиболее оптимальная форма продвижения - франчайзинг - т.е. когда торговая марка присутствует не только на самом товаре, но и на дверях магазина, где этот товар можно купить. Это позволяет перейти от продажи товара на рынке к продаже товара в специализированном бутике, что обычно поднимает ценность изделия.

Производитель одежды или обуви чаще всего не ограничивается производством узкого сегмента, а производит целый модельный ряд, что дает возможность покупателю одежды приобрести все необходимое в одном магазине. Франчайзинг одежды и франчайзинг обуви - не сильно отличаются друг от друга, часто бывает так, что франчайзинг одежды и обуви совмещен в одном магазине.

На российском рынке торговли одеждой наиболее распространен так называемый товарный франчайзинг , когда компания-производитель позволяет пользоваться собственным именем в обмен на обязательства предпринимателя регулярно заказывать и выкупать фирменную продукцию. В России товарные франшизы предлагают ECCO, OGGI, «Гота», и ряд других компаний. При данной схеме франчайзер обеспечивает рекламную поддержку, мерчандайзинг, помогает спроектировать торговое помещение и оборудование, проводит обучение персонала компании-франчайзи. Концепция товарного франчайзинга в развитии предприятий, торгующих одеждой и обувью, как правило, не предполагает выплат роялти – отчислений при использовании товарного знака, и наиболее ощутимая доля прибыли компаний, развивающих собственные системы товарного франчайзинга, лежит в увеличении объемов продаж. Большинство франчайзинговых предприятий предусматривают отчисления от вновь открывающихся торговых точек на рекламные расходы и маркетинг, обеспечивая единый фирменный стиль и проведение собственных комплексных маркетинговых исследований. Величина указанной компенсации составляет в среднем 1,2-1,4% общего объема продаж.

При такой схеме прибыль от продажи франшизы предприятия практически отсутствует, а доход франчайзера формируется в зависимости от увеличения объемов продаж через растущую розничную сеть фирменных магазинов, что также обеспечивает известность и популяризацию марки, повышая тем самым ее стоимость. Таким образом, при товарном франчайзинге объем первоначальных инвестиций клиента в открытие торговой точки определяется затратами на аренду и ремонт помещения, покупку фирменного торгового оборудования, комплексное рекламное сопровождение и закупку партии товара. Указанный общий объем инвестиций существенно зависит от формата деятельности и конкретной схемы франчайзинга и варьируется в пределах от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч долларов США. В сложившейся ситуации для российских ритейлеров одежды франчайзинг - один из немногих способов решить очень актуальную для отрасли проблему недостатка свободных оборотных средств. Компаниям недостаточно собственных средств, чтобы открывать новые торговые точки, а франчайзинг позволяет быстро расширить сеть. К тому же неискушенный в этом бизнесе предприниматель рискует годами разрабатывать собственную схему работы, прежде чем получить первую прибыль. Становясь франчайзинговым партнером крупной международной компании, предприниматель получает возможность выйти на отечественный розничный рынок с известной торговой маркой. В данном случае некоторые франчайзеры берут на себя общение с поставщиками, а франчайзи (предпринимателю) остается лишь забрать товар в распределительном центре. В результате франчайзи получает продукцию с большими скидками, которых он никогда бы не добился, действуя в одиночку.

Если регион потенциально интересен франчайзеру, как правило, в нем головная компания со временем открывает и свои магазины, что вносит существенные изменения в политику франчайзи. Присутствие в регионе франчайзера может в корне изменить его положение. При грамотном проведении политики открытия собственных крупных фирменных магазинов, находящихся в полном владении франчайзера, конфликтов можно избежать. Франчайзер, как более крупная и финансово устойчивая структура, имеет большие финансовые возможности при выборе места для открытия собственного магазина. За этим следуют представление более обширного коллекционного ассортимента, иные возможности для рекламирования торговой точки. Избежать такой ситуации можно, предусмотрев дальнейшую передачу в аренду главного магазина марки в регионе, открытого головной компанией. Так, представительство итальянской компании Benetton Group, открывая собственный магазин в городе, стратегически важном для компании, после авторизации данной торговой точки передает ее в аренду одному из клиентов компании, наиболее успешно развивающему бизнес в данном регионе.

Специфика развития торговых компаний в моде – необходимость более частого обновления коллекций, вопрос реализации товарных остатков, проведение сезонных акций по стимулированию продаж. При этом одним из основных факторов при совершении покупки модной одежды является известность марки и соответствие актуальным тенденциям моды. Несмотря на достаточно высокую конкуренцию среди модных марок в крупных городах, что требует представления в таких магазинах более актуальных fashion-коллекций, в регионах складывается тенденция приобретения одежды более консервативного дизайна, что вносит коррективы в план заказа базовых и fashion-коллекций магазинов. В данном случае компания-франчайзер берет на себя дополнительные функции консультирования партнеров при заказе коллекций одежды. При отсутствии данных маркетинговых исследований регионов эта задача усложняется.

При этом риски предприятий, открывающих магазины одежды в регионах, возрастают. Компания-франчайзер помимо плана мерчандайзинга, в данном случае индивидуального для каждого магазина, должна предусмотреть возможность дополнительного консультирования при заказе коллекций и варианты работы с остатками. Все это осложняет вопрос развития франчайзинговых компаний в секторе продажи модной одежды и обуви. Ведь помимо четкого структурирования бизнес-схем (логистика, учет, финансирование) предприятиям, развивающим марочную политику, приходится уделять больше внимания позиционированию и ценообразованию, что при социальном неравенстве российских регионов дополнительно осложняет задачи развития сетевой торговли.

В России франчайзеры одежды делятся на 2 группы: иностранные и отечественные.

Иностранные - это высокий и изредка средний ценовой сегмент, именно поэтому им не всегда имеет смысл выходить в регионы России. Основные игроки в России: Benetton, Zara, Энтон, Mango, Mexx, French Connection, D&G, JLo, Gucci, Hugo Boss, Fendi, Sisley, s.Oliver, Tommy Hilfiger, Naf Naf, Jenniefer, Escada…

Российские франчайзеры чаще всего более низкого ценового сегмента и перспектив в регионах у них больше: Lollipop (Lo), Модный рай, Джинсовая симфония, Oggi, СпортМастер, Панинтер, Твоё…

Иностранные франчайзеры обуви - Carlo Pazolini, Ecco, Fabi, Camelot, Обувь XXI века, Sergio Rossi, Ж, Nike…

Отечественные - Обувь-Монарх, Эконика, ЦентрОбувь…

6.Особенности франчайзинга Mango

Все креативные разработки одежды и аксессуаров являют тайну за семью печатями, которая скрыта даже от франчайзинговых партнеров компании. Однако дизайнеры центрального офиса при создании новой коллекции руководствуются рейтингом моделей MANGO, предоставляемым магазинами со всего мира. Связь с магазинами партнеров происходит в оперативном режиме, и информация о покупательских предпочтениях относительно той или иной модели и стиля (а их у марки сегодня четыре - formal, casual, evening, sportswear) в каждой стране в конечном итоге влияет на образ новой коллекции в целом.
Подобная работа с продуктом на всех уровнях, от разработки идей до производства, при выбранной стратегии полной стандартизации и высокой скорости производства сопряжена с рисками, возникающими в процессе продаж в разветвленной региональной сети. Ведь то, что успешно продается в Западной Европе, может не иметь спроса в странах Востока. Вопрос заключается не только в климатических различиях, но и в культурных и национальных традициях региона. Учитывая это, компания Mango Punto FaS.L совершенствовала систему сбыта. Раньше в каждую страну рассылался стандартный набор коллекции к определенному сроку. Сейчас действует единый распределительный склад. Осенью, в неделю заказов коллекций весна-лето, и весной, когда принимаются заказы сезона осень-зима, в Барселоне организуется презентация коллекции, на которой баеры из разных стран формируют пакет заказов, основанный на анализе продаж и рейтинга моделей конкретного региона. Заказ происходит во время презентации. К этому объему добавляется прогнозируемый прирост продаж при открытии новых точек, и формируется базовый заказ коллекции.

В продажу модели поступают одновременно с окончанием распродаж предыдущей коллекции. Количество моделей имеет четкую зависимость от площадей торговых точек компании, так как принципы визуального мерчендайзинга компании учитываются уже на этапе заказа. В целом сезонная коллекция насчитывает около 2000 ассортиментных единиц в четырех стилях. Заказ одежды осуществляется по депозитной системе. Mango поставляет свою одежду по принципу «продавай или возвращай». То, что не было продано магазинами в течение сезона, посылается обратно для продажи в магазинах outlet в Испании, Португалии и Бразилии. Таким образом компания решает проблемы своих франчайзинговых партнеров по реализации остатков коллекций.

6.1История фирмы

Начало истории популярной марки одежды для женщин MANGO было положено открытием в 1984 году одноименного магазина в Барселоне. Успешные торговцы одеждой, выходцы из Турции братья Айзак и Нахман Андик (Isaak, Nahman Andic) давно вынашивали идею запуска в Испании собственной торговой марки одежды для женщин со средним доходом, но неизменно ярких и следящих за модой. Однажды во время путешествия на Филиппины они впервые попробовали неведомый фрукт, плод тропического дерева, незнакомого на Иберийском полуострове. Именно ассоциация манго с новизной и свежестью вкуса легла в основу названия марки одежды. Через три года компания Mango Punto Fa S.L. объединила не только торговый, но и творческий персонал, а также централизовала управление всеми подразделениями компании, занятыми разработкой дизайна, производством и продажей одежды.

Курс на национальную экспансию, взятый компанией, потребовал формирования четких стандартов для каждого этапа. Это относилось не только к качеству всей производимой продукции, ее дизайну, ценообразованию, но и, что не менее важно, к имиджу бренда. Механизм учета и контроля запасов развивался по мере увеличения объемов производства по принципу just-in-time («точно вовремя»), и сегодня ему подчинены все задачи управления процессами компании. Это предъявляет особые требования к продукции, системам логистики и региональной дистрибьюции.

Начиная производство одежды на собственных фабриках в Испании, Mango Punto Fa S.L. постепенно привлекает производственные мощности за рубежом. Вопрос о предоставлении франшизы независимым участникам розничной торговли на рынках одежды был продиктован растущей популярностью марки на внутреннем рынке и успешными примерами конкурентов.

В 1992 году компания выходит на международные рынки, открывая два магазина в Португалии. Региональная экспансия MANGO и совершенствование франчайзинговой системы потребовали более жесткой координации работы подразделений компании при разработке дизайна, организации производства и распределении продукции. Для достижения этих целей был создан единый управленческий бизнес-центр в Барселоне.

На сегодняшний день из 2500 сотрудников Mango Punto Fa S.L. здесь работают 680 человек. Средний возраст команды - 25 лет, и 85% из них - женщины. Именно человеческие взаимоотношения и самосовершенствование явились залогом успеха компании. Несмотря на стремительный рост, корпоративный дух не был потерян, и провозглашенные компанией ценности - человечность, гармония и любовь - сохранились и по сей день.

С 1998 года открывается около 100 магазинов ежегодно.

На рисунке 6.1.1 наглядно показаны темпы расширения сети магазинов Mango в мире.

Рисунок 6.1.1 - Расширение сети магазинов Mango

120 млн. евро было выделено на новый центральный офис площадью 600 тыс. кв. м, расположенный в Can Moscau business park e Llica d'Alumn в Барселоне. Оборот Mango Punto Fa S.L в 2002 году составил $765 млн., при этом 68% оборота компании формируют объемы продаж на международных рынках. Сегодня компания занимает второе место среди испанских экспортеров одежды, уступая лидерство корпорации Inditex. Империя MANGO простирается на пять континентов и охватывает 72 страны. Во всем мире насчитывается свыше 600 магазинов, из них более половины принадлежит франчайзинговым партнерам.

Проанализированные данные занесены в таблицу№1.

Таблица №1 Условия построения бизнеса MANGO по франчайзингу

Коммерческое название

MANGO

Страна происхождения

Испания

Директор по франчайзингу

Франсеск Коч(Испания), Исаак Халфон (Международные отношения)

Предмет деятельности

Магазины женской одежды

Год основания

1987

Страны, где оперирует фирма

Испания, Германия, Андорра, Бахрейн, Бельгия, Куба, Чили, Кипр, Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Франция, Греция, Голландия, Израиль, Япония, Кувейт, Ливан, Люксембург, Мальта, Малайзия, Мексика, Перу, Португалия, Катар, Сингапур, Швейцария, Тайвань, Турция, Швеция, Таиланд, Австрия, Бразилия, Англия, Ирландия, Венесуэла, Венгрия, Россия, Украина, Филиппины, Румыния и Аргентина

ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЮ

Площадь минимальная

300 м2

Население города минимальное

50.000 человек

Расположение помещения

Предпочтительнее центральные улицы и торговые центры

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Вступительный канон

3.500.000 песет

Роялти (периодическая плата)

Нет

Отчисление на рекламу

50% поддержка при

открытии

Прочие

Минимальный стартовый капитал

40 миллионов песет

ПРОЧИЕ ДАННЫЕ

Кол-во собственных торговых точек

Испания: 80

Прочие страны: 22

Кол-во франчайзинговых торговых точек

Испания: 104

Прочие страны: 147

Оборот за прошедший год

31.500 миллионов песет

Срок контракта франчайзинга

1 год

Примечания

Начальная рекламная поддержка, обучение и know-how

6.2«Фруктовый» стандарт
Успех бренда MANGO заключается в стратегии стандартизации. С одной стороны, такой подход способствует снижению издержек, начиная от разработки, производства, продажи самой одежды и аксессуаров и заканчивая созданием образа марки. С другой - препятствует размыванию бренда на мировых рынках, укрепляя его позиции в сознании потребителей. Примечательно, что стратегия стандартизации применяется по всем направлениям брендинга MANGO.

Так, разработкой коллекций занимаются три команды дизайнеров, насчитывающих вместе около 100 человек. Они создают четыре концептуальные коллекции в год. Одна группа отслеживает тенденции моды на главных подиумах мира в реальном времени. Наброски сразу же пересылаются в Барселону, где другая команда дизайнеров создает эскизы. Дополнительно специальные скаут-группы на улицах крупных городов мира следят за основными направлениями на рынке одежды. Время прохождения идеи от эскиза до прилавка составляет две недели при наличии материалов плюс еще две, если материалы необходимо закупить.

Закупка основной части материалов и комплектующих осуществляется главным образом на европейском рынке. Ощутимая часть закупок также идет в Китае и Индии, что значительно удешевляет производство, в том случае когда внутренние производственные мощности не справляются с задачей быстрого воплощения идей, актуальных в данном сезоне.

Первоначально производство одежды MANGO размещалось исключительно в Испании, однако небольшие мощности страны и дешевизна производства в других регионах заставили компанию прибегнуть к аутсорсингу в Марокко и Китае. В последнее время с продвижением марки в страны Восточной Европы наблюдается тенденция увеличения объема заказов на производство в Болгарии, Словении, Румынии.

6.3 Mango как международное явление

Следующий актуальный вопрос - усиление позиции международной марки. Здесь стоит задача сохранения идентичности ее представления на всех рынках. В MANGO решение достигается стандартами фирменной торговли, оформлением бутиков - визитной карточки марки. К магазинам MANGO предъявляются жесткие требования, касающиеся их расположения относительно других центров торговли.

По стандартам компании на 80 тыс. жителей города должен приходиться один магазин. Однако эти требования актуальны в Европе, где число магазинов действительно лимитируется. Для России же ввиду того, что рынок пока мало освоен, введены более мягкие условия - один магазин на 150 тыс. человек. Выбор места для магазина очень важен.

Согласно требованиям компании фирменный магазин должен размещаться на центральной улице, в специальной торговой зоне или крупном торговом центре. При этом площадь магазина должна составлять не менее 300 кв. м. Если указанные площади в торговых центрах отсутствуют, рядом с магазинами конкурентов, ориентированными на аналогичную покупательскую аудиторию, появляется отдельный магазин MANGO. Это тот редкий случай, когда конкуренция с соседями выгодна компании: громкие имена известных брендов привлекают покупателей, для которых важным становится фактор экономии времени, возможность сделать покупки «в одном месте и за один раз», притом что цены MANGO на порядок ниже цен соседствующих брендов.

6.4 Имидж и визуализация Mango Mango Punto Fa S.L. предъявляет жесткие требования и к оформлению магазина. Для поддержания имиджа марки используются единые стандарты производства всех рекламных и POS-материалов. Принципы оформления и материалы, которые сопровождают коллекцию и размещаются на торговой площади, во всем мире также одинаковы. Компания выделяет два типа магазинов: отдельно стоящий и размещенный в торговом центре. Оформление в них может несколько различаться, однако в той или иной мере следует общей устоявшейся концепции дизайнеров MANGO.

При открытии нового магазина его дизайн-проект, мерчандайзинг и window dressing (представление одежды в витринах) определяют специалисты испанского офиса. В магазин поступают лишь техническая информация, эскизы и оборудование. На местный отдел мерчандайзинга возлагается только непосредственное воплощение идеи и размещение товара в зале. При этом из Барселоны всегда выезжает супервайзер, который вносит коррективы в оформление интерьера, витрин и развеску коллекции.
Деятельность франчайзи в области разработки систем коммуникаций с потребителем через продукт, дизайн магазина, работу персонала и другие элементы, влияющие на восприятие бренда, таким образом, ограничена фирменными стандартами компании. Это же касается и создания рекламных посланий и их размещения на всех видах рекламоносителей.

Компания Mango Punto Fa S.L. использует традиционные для большинства марок одежды стратегии позиционирования. Прежде всего это стратегия «цена - качество». Франчайзи не свободен в установлении цен. По словам исполнительного директора компании Энрика Каси (Enric Casi), идея MANGO как марки женской одежды по приемлемой цене существовала изначально, и это стало основополагающим принципом, от которого фирма никогда не отступает.

В отношении набора персонала компания особых требований не выдвигает, однако при этом организует собственную систему обучения. Ведь имидж марки во многом зависит от поведения самих сотрудников, непосредственно общающихся с клиентом, от впечатления, которое они производят на покупателя. Не реже двух раз в год в штаб-квартире Mango Punto Fa S.L. в Барселоне проводятся тренинги для менеджеров всех областей: мерчандайзеры, дизайнеры, менеджеры смен магазинов из всех стран собираются вместе для знакомства с коллекцией и нововведениями компании.

Стратегия брендинга, которую активно используют практически все компании по продвижению марок одежды и аксессуаров, - использование визуальных образов. Именно создание четкой визуальной концепции марки, апеллирующей к чувствам целевой аудитории, идеально для продвижения интернациональных брендов. Такая концепция предоставляет возможность без использования вербальных средств коммуникации, текстовых посланий, требующих перевода, закрепить за маркой желаемое отношение потребителя. Героиня MANGO - это вечно молодая и чувственная женщина, ценящая неповторимость и новизну. К участию в рекламных съемках компания приглашает известных моделей, среди которых Клаудиа Шиффер (Claudia Schiffer), Наоми Кемпбелл (Naomi Campbell), Кристи Тарлингтон (Christy Turlington). Образ девушки MANGO, созданный командой стилистов и дизайнеров, и есть образ самой марки MANGO. Он может несколько изменяться в зависимости от модных тенденции, но всегда отражает яркий стиль, который изначально был определен компанией.

6.5Образ Mango

Создание образа является привилегией Mango Punto Fa S.L. Все рекламные материалы, от макетов до текстов, создаются в центральном офисе в Барселоне. Стратегия продвижения также стандартна везде. Рекламная деятельность обходится компании и ее франчайзинговым партнерам в $24 млн. ежегодно и включает затраты на прямую рекламу и создание POS-материалов.

Что касается рекламы, она используется меньше. Информация о новой коллекции, об открытии магазина и т. д. присылается в Россию на английском языке в форме набросков, «сырого материала». Адаптация материала для русскоязычной аудитории осуществляется уже на месте. В отношении рекламы все более централизованно. Рекламный бюджет компании формируется из отчислений 4% от продаж со стороны франчайзи плюс столько же добавляет франчайзер.

Франчайзи предоставляет бизнес-центру в Барселоне информацию о том, что на данный момент интересно и актуально на том или ином рынке. Исходя из общего бюджета, каждая сторона предлагает свой план действий. Решения принимаются совместно, после чего все готовые и переведенные материалы пересылаются франчайзинговому партнеру для непосредственного размещения.

Во всех странах используется стандартный медиа-микс: журналы, радио, наружная реклама, однако их соотношение может меняться в зависимости от особенностей местного рынка. На радио обычно размещаются новости о распродажах, открытии новых магазинов, иногда анонсы новых коллекций. Акцентированное визуальное представление образов дается исключительно в каталогах, журналах и наружной рекламе. При этом во избежание размывания бренда франчайзер стремится сужать количество площадок для размещения рекламы.

Как все марки одежды, развивающие фирменную торговлю, MANGO использует большое число POS-материалов. Они все также разрабатываются и печатаются в Испании. Для каждой коллекции создается 130 различных версий каталогов с учетом специфики культур стран, в которых находятся магазины MANGO. Так, в каталоге для Саудовской Аравии присутствует одежда с более длинными рукавами, причем она представлена не на моделях, а на манекенах.

Для оповещения клиентов компания пользуется системой рассылки, однако материалы не посылаются всем, кто числится в базе данных компании. Потребителям предлагается заполнить анкету на интернет-сайте MANGO, после чего им будет выслан сезонный каталог на дом. Следует отметить, что Mango Punto Fa S.L. использует свой интернет-магазин довольно успешно. В 2002 году доход компании от «виртуальных» продаж составил 1,1 млн. евро без учета налогов. Помимо стандартной системы коммуникаций активно используются различные методы стимулирования сбыта. «Сезонные распродажи являются обязательным требованием Mango Punto Fa S.L. к своим франчайзинговым партнерам. Кроме того, магазины организуют promotion - внесезонные распродажи со скидкой 10-15% на «застоявшиеся» вещи», - говорит Валентин Белявский. Также во многих странах распространены международные дисконтные карты MANGO. Но проблемы учета не позволяют организовать их прием в ряде стран, в том числе пока и в России.

Сегодня в России открыто 10 магазинов Mango, три из которых расположены в Москве. В ближайшее время планируется открытие еще трех магазинов - в Воронеже, Волгограде и Саратове.. В России 80% покупателей одежды MANGO - это женщины 15-25 лет, представительницы среднего класса. Но стабильно покупают они лишь то, что можно пощупать, поносить». Бренд MANGO в России только формируется. Если в Испании женщины идут в магазин, чтобы купить MANGO, то в России - чтобы приобрести просто модную вещь.

Заключение

Франчайзинг - явление во многом специфическое. Особенность этой формы предпринимательства в том, что предприятия, работающие по договору франчайзинга, несмотря на юридическую самостоятельность, являются по сути, частью единой системы. Таким образом, франчайзинг, по сути, с одной стороны, помогает избежать достаточное количество сложностей, связанных с функционированием независимого малого бизнеса, а с другой стороны, порождает проблемы, свойственные любой корпоративной структуре.

Поэтому если стоит выбор, обращаться к франчайзингу или нет, следует знать, что в силу подобной двойственности любой из плюсов франчайзинга может обернуться минусом, если рассмотреть его под несколько иным углом зрения.

Неоспоримым преимуществом для начинающего предпринимателя является то, что принадлежность к единой франшизной системе и использование признанной торговой марки значительно снижают риски. Постоянная поддержка и контроль со стороны франчайзера дает возможность предпринимателям-франчайзи научиться эффективным методам управления бизнесом, повысить свой профессионализм и компетентность.

Однако, их предпринимательская инициатива ограничена: помимо того, что франчайзер вмешивается во все сферы деятельности предприятия, он может принимать важные решения, не учитывая мнения отдельных франчайзи.

Тем не менее, франчайзи имеет дело с проверенным бизнесом, предоставляемые ими услуги конкурентоспособны, товары надежны. И те, и другие стандартизированы, и забота о дальнейшем совершенствовании качества целиком лежит на франчайзере. Соответственно, инициатива франчайзи по обновлению и расширению ассортимента и спецификаций ограничена этими стандартами. Бесперебойные поставки продукции, сырья и материалов, которые полностью обеспечивают потребности предприятия, несомненно положительный факт. Но при товарном франчайзинге ассортимент строго подчинен условиям договора, франчайзи не имеет права его нарушать, продавая иные товары (услуги), так как может составить конкуренцию товарам франчайзера. К тому же объемы продаж, можно считать, навязываются франчайзи в соответствии с политикой маркетинга компании-франчайзера и зачастую не соответствует планам и возможностям франчайзи.

Смысл и ориентация франчайзинга на успех для его участников – факторы, которые отличают его от других концепций бизнеса. Их можно выразить лишь одним всеобъемлющим словом: система, которая предполагает наличие разнообразных дополнительных услуг и льгот. Отличительной чертой франчайзинга является не продукт или услуга, а качество системы, которая позволяет осуществлять успешный бизнес и, даже если он и невелик, дает ему большие возможности для развития, не принося в жертву прав собственности.

Франчайзинг исторически и прочно закрепился в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Так что если стремиться перенять у Запада все самое перспективное, можно надеяться, что франчайзинг скоро по достоинству оценят и в России. Ведь идея франчайзинга проста – если есть интересная, неординарная и перспективная концепция осуществления бизнеса, то можно на ней заработать самому и передать ее другому лицу для осуществления своей предпринимательской деятельности, получая за это использование дополнительный доход и рекламу своего бизнеса. Любая франчайзинговая система строится исключительно на успешном бизнесе. Однако, к сожалению, развитие франчайзинга в России не находит должной поддержки на государственном уровне. Первое, что тормозит развитие франчайзинга, российское законодательство. Если в зарубежных странах этот вид деятельности не требует никаких официальных оформлений и регистраций, то согласно Гражданскому кодексу РФ договор о коммерческой концессии необходимо регистрировать в Роспатенте, что приводит к возникновению бюрократических проволочек. Помимо этого, отсутствует необходимая законодательная база. Например, в США только на федеральном уровне создано около сотни законов, так или иначе касающихся франчайзинга, в то время как в России отсутствует даже закон о франчайзинге.

Тем не менее, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг в России уже успешно развивается. Все больше предпринимательских кругов обращается к использованию этой эффективной формы ведения бизнеса.

Что дает франчайзинг обществу в целом? Строгая регламентированность деятельности, контроль со стороны франчайзера, предусмотренные договором франчайзинга, несомненно повышают общую культуру ведения бизнеса, его правовую защищенность. Франчайзинг дает возможность привлечь в бизнес обширный круг лиц, не решающихся заниматься “вольным” бизнесом без поддержки и обучения. Основу потенциальных франчайзи могут составить начинающие бизнесмены и другие категории лиц, желающие и способные заниматься предпринимательской деятельностью “под руководством”.

Освоение нового опыта, приобретение новых идей, методов, технологий всегда полезно для любого вида деятельности. Именно поэтому российскому предпринимательству необходимо законодательство, обеспечивающее правовую защиту и руководство к действию при заключении внутренних и международных договоров, позволяющих с использованием системы франчайзинга продвигать состоявшиеся торговые марки и технологии ведения бизнеса на территории нашей страны и за ее пределами.

Франчайзинг в России делает первые шаги. С его развитием предпринимательство в целом и в особенности малый бизнес получат мощный положительный импульс, что послужит фундаментом для процветания экономики Российской Федерации.

Список использованных источников

1.Франчайзинг в России: перспективы развития. А. Леонов, В. Деев. Журнал "Люди дела". [www.deloshop.ru]

2.Как основать собственный бизнес методом франчайзинга. [www.deloshop.ru]

3.Преимущества и недостатки франчайзинга. Методические материалы. [www.deloshop.ru]

4.Оценка коммерческой концессии (франчайзинга). О. Новосельцев. Журнал "Бизнес Гид" [www.deloshop.ru]

5.Франчайзинг как элемент рыночной инфраструктуры. Зима Н.Н, Шутилов Ф.В. [www.deloshop.ru]

6.Франчайзинг: налогообложение у компании-франчайзера. Старостина О.А. [www.naloguchet.ru]

7.Все франчайзеры России. "Свой бизнес"[www.deloshop.ru]

8.Договор коммерческой концессии. И. Рыкова. "ИС. Промышленная собственность"[www.deloshop.ru]

9.Плюсы и минусы франчайзинга. "Экономические новости России и Содружества "[www.deloshop.ru]

10.Франчайзинг - эффективная форма сотрудничества. В. Рогов. "Экономика и жизнь"[www.deloshop.ru]

11.Настоящий франчайзинг. Иван Просветов. "Компания" [www.deloshop.ru]

12.Что такое "франчайзинг". Т. Припорова. "Биржа плюс карьера"[www.deloshop.ru]

13.Богатое слово "франчайзинг". "Век" [www.deloshop.ru]

14. Особенности развития франчайзинга на российском рынке. В. Панюкова. "Маркетинг в России и за рубежом" [www.deloshop.ru]

15.Развитие франчайзинга в России. М. Шестакова. "Бизнес-предложения" [www.deloshop.ru]

16.Все франчайзеры России. "Свой бизнес", №11-2003 www.retail.ru/biblio/franchai.asp]

17.Путеводитель для начинающих. Российская ассоциация франчайзинга, 2001. [www.retail.ru/biblio/franchai.asp]

18. Путеводитель по франчайзингу в России. М.: РАРФ, 2002.