Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 18
поиск по сайту правообладателям
Методическая разработка
на
тему
:
"
ПРИМЕНЕНИЕ
ИГРОВЫХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТЕХНОЛОГИЙ
НА
УРОКАХ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ОБУЧЕНИЯ
".
Мастера
п
/
о
ПЛ
- 4
г
.
Волжск
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.................................................................................. 4 2. Теоретическая часть........................................................... 5- 8 3. Практическая часть......................................................... .9 - 18 4. Заключение............................................................................ 19 5. Список литературных источников........................................ 20
Отчёт по выпускной курсовой работе содержит.............. листов машинописного текста, список литературных источников, приложения с дидактическими материалами и состоит из введения, теоретической и практической части, заключения. Ключевые слова: - педагогическая игра
- педагогическая технология
- резервная возможность
- специфический феномен развития культуры В теоретической части работы
представлены краткие теоретические сведения о игровых педагогических технологий на уроках производственного обучения. Практическая часть представлена:
планом и планом - конспектом урока производственного обучения на телу: "Приготовление горячих блюд из рыбы ". Работа снабжена дидактическим материалом (игра: - " Чудо - рыба", круговые вопросники; дерево результата - технологическими картами, картами - контроля, картой - опорных сигналов и может быть использована мастерами п/о. ВВЕДЕНИЕ
Понятие "педагогическая технология" постепенно овладевает умами педагогической общественности. От первоначального представления о педагогической технологии, как об обучении с помощью технических средств при всё более глубоком овладении этим понятием, наконец появилось представление о педагогической технологии, как ,о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно воспитательного процесса. Педагогическая технология представляет собой конкретную педагогическую систему, реализуемую на практике, ведь хорошая научно - обоснованная технология обучения и воспитания и есть педагогическое мастерство. Само слово "технология " происходит от греческих techne
,
что значит искусство, мастерство и logos
наука, закон. Дословно "технология" переводится как наука о "мастерстве". Наиболее привычно отнесение этого понятия к производственному процессу обучения. Я, как мастер производственного обучения над методической темой: "Применение игровых педагогических технологий на уроках производственного обучения " и внедряю технологию применения игр и хочу поделиться советами, как совершенствовать технологию применения игр. 1.
Создайте и постоянно пополняйте картотеку игр.
2.
Посвящайте уроки и другие формы обучения играм и игровым 3.
Чаще придумывайте игры сами и приобщайте к их "изобретению" 4.
Не жалейте времени на дидактические игры, но одновременно 5.
Иногда рациональнее использовать не игру, а элемент игры, создать 6.
Помните о главном правиле любой игры: и учитель, и ученики в игре - 7.
Всякий раз, когда в этом вы усматриваете необходимость, ОСНОВНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
"Применение игровых педагогических технологий на
уроках производственного обучения".
О целесообразности использования игр известно всем. Однако дидактические возможности раскрыты и используются далеко недостаточно. Игра с равным успехом увлекает и первоклассника, и учащегося лицея, но как вписать игру в контекст обучения и увязать с конкретным содержанием учебного материала? Игра, более древнее изобретение человека, чем урок, но многие дидактические законы, правила игры до сего времени не вскрыты и не используются, как того хотел бы каждый мастер п/о. В связи с этим мастеру п/о необходимо глубоко осмыслить и понять теорию игры, чтобы практически и эффективно разрабатывать и применять её современную технологию. Некоторых удивляет, что теорию игр внесли свой вклад не только педагоги, но и философы. Игре, как особой форме взаимодействия человека с миром посвятили свои научные труды такие выдающиеся философы и мыслители, как Платон, Аристотель, Лейбниц, Э. Кант, Г. Гегель. Педагогическая (дидактическая) игра это такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся, которая изначально мотивирована на успех, осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию учащихся; воссоздаёт или моделирует опыт человеческой деятельности и общения. В наше время, время перемен, на рынке труда нужен рабочий -творческий, активный, талантливый, для обучения такого рабочего необходимы решительный поворот от массового обучения и воспитания к усилению индивидуального подхода, развитию творческих способностей, опора на активные методы обучения и формирования личности. Именно поэтому в последние годы всё более широкое применение в процессе изучения специальных предметов и производственного обучения находят обучающие игры, в процессе которых реализуются обучающая, развивающая и воспитывающая цели. Для миллионов людей игра - школа жизни, с помощью игры мы познаём окружающий мир, учимся человеческим взаимоотношениям. Игра самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества, где можно отдаться мечте и радостям физического и интеллектуального напряжения. Человеческие игры возникли из жизненной потребности людей готовить себя к борьбе с суровой природой, врагами. Игровая форма обучения имеет чрезвычайно много неиспользованных, резервных возможностей и для творчества учителя и для активизации творческой деятельности учащихся. В ходе проведения исследования с Ф. Занько, показали, что спектр педагогических и дидактических возможностей игровых форм обучения достаточно широк. Они позволяют: • активизировать и интенсифицировать процесс обучения, т.к. > • воссоздать межличностные отношения, процедуры принятия • в широких пределах варьировать проблемность, трудность, сложность • гибко сочетать разнообразие приемы и методы обучения и учения: от • моделировать практически любой вид профессиональной деятельности; • игра учащихся выступает и как специфический феномен развития Итак, игра становится важнейшим средством воспитания. Правила многих древних игр тщательно охранялись, отдельные игры были включены в ритуал языческих праздников, но потом - с веками и тысячелетиями, это было утрачено. Игра, как деятельность, обязательно основывается на принципах удовольствия и добровольности. Ребята играют потому, что им хочется. А ведь не секрет, что учебная деятельность до сих пор закрепощена, а игровая раскрепощена, поэтому игры являются своеобразным упражнением, тренингом, прививающим полезные умения, навыки, закрепляющие важные человеческие свойства и качества. Каковы же основные воспитательные назначения игры? Во - первых, это радость общения. Что такое общение для детей? Человеческие, дружеские контакты с родственниками, ровесниками, в которых и через которых ребенок познает мир, утверждает и проверяет себя, как личность. Человека понимают и принимают через общение. В играх накапливается опыт коллективных переживаний, формируется нравственное здоровье ребенка, накапливается необходимый для общения эмоциональный запас уважительности к людям, бескорыстности, доброте, контактности. Совместность детей в играх основана на дружеских связях, дружеских взаимоотношениях и урегулирование конфликтов. А выигрыш в игре всегда морально распределяется на всех членов играющего коллектива ребят. Так в игре рождается детское содружество, а значит и дружба. Во вторых, игра развивает воображение it фантазию, ав- третьих, воспитывает решительность. Педагог и мастер п/о, являясь организаторами игровых ситуаций на уроке, должны проявит организаторские мастерство и способность направить игру в нужное русло, придав ей азарт и интерес, помочь учащимся правильно разрешить сиюминутную ситуацию. Давая характеристику игровым формам обучения, известный учитель - новатор U1.A. Амонашвили подчёркивал: "Многие в таком обучении зависит от личности педагога", который должен уметь и "влезать" в "шкуру учащихся", играть с детьми на равных и обладать "педагогическим артистизмом ". В первый день прихода учащихся в лицей, я встречаю их первой игрой, которая называется "Знакомство". Условия: я предлагаю всем письменно ответить на вопросы шутливой анкеты. Вопросы могут быть следующими: "Ваше любимое занятие?", "Ваше нелюбимое занятие?", "Достоинство, которое больше всего цените в людях? " Затем я знакомлю учащихся с ответами, по которым группа должна определить: кто есть кто. Эти анкеты создают обстановку не принудительности и, таким образом, познакомят всех друг с другом. Русский философ Г.В. Плеханов доказал, что первобытные игры порождены трудовой деятельностью людей, а не биологическими факторами. В жизни отдельного человека игра предшествует труду, в обществе в целом она отражает труд. На уроках производственного обучения я применяю различные игровые формы. Например: 1.
Кроссворд:
в 1989 году кроссворду исполнилось 75 лет. А начался он с 2.
Аукцион
это распродажа каких либо вещей, цену которых 8 Игра учащимся очень нравится, дети играют с азартом, она закрепляет не только знания по спец циклу, но и по математике. 3. Викторина,
На чём основана викторина? На предшествующих знаниях, она как бы реализует память играющих. Но дело не только в кладовой памяти, здесь важнее склад ума, его острота. Ведь передача: "Что? Где? Когда?" тоже базируется на секрете викторины: вспомг.'л, сообрази, сравни. Любители викторины учатся хранить информацию в образцовом порядке, стараются запомнить её, обращаться к словарям и энциклопедиям, если что непонятно или надо уточнить. Большой интерес представляют деловые игры. Педагогический секрет этих игр - мобилизация внутренних инициатив и сил ребят. Деловая игра, как форма обучения имеет ряд существенных признаков: 1. Наличие проблемы или серии задач, требующих решения. 2. Моделирование педагогически управляемой деятельности учащихся, 3. Наличие игроков, наделенных ролевыми функциями. 4. Организация игрового взаимодействия игроков в условиях соревновательности возможностей успеха. ' 5. Сочетание элементов индивидуальной и групповой оценки результатов Ребята в деловой игре ставятся в положение людей, которым открываются новые горизонты самостоятельного действия. Например, я предлагаю организовать свой мини - ресторан. Среди ребят выбираются, работники ресторана и клиенты, в том числе и мастер п/о клиент (метрдотели, официанты, повара). Клиенты заходят в ресторан их встречают метрдотель, провожает к столику, затем в роль вступает официант, где он предлагает меню и даёт рекомендации в выборе блюд, оформляет заказ и передаёт поварам, которые готовят заказанные блюда и официант их подаёт, в соответствии со всеми требованиями подачи, перед уходом клиент заполняет книгу отзывов. За всем процессом игры следит экспертная комиссия, которая готовит доклад со всеми замечаниями и предложениями по ходу игры. Учащиеся, ощущая себя взрослыми, очень добросовестно выполняют порученное им задание. 10 ТЕМА ПРОГРАММЫ: "ПРИГОТОВЛЕНИЕ ГОРЯЧИХ БЛЮД
ИЗ РЫБЫ"
Тема урока: "Приготовление горячих блюд из рыбы".
Цели урока:
.
1.
ОБУЧАЮЩАЯ:
совершенствование технологического процесса 2.
РАЗВИВАЮЩАЯ:
а) формировать рациональные приемы мыишения 3.
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:
воспитывать любовь к профессии, Тип урока:
комбинированный Вид урока:
смешанный Метод обучения:
диалогический, объяснительно - стимулирующий МПС кулинария:
"Первичная обработка рыбы и приготовление полуфабрикатов из неё" "способы тепловой обработки", "Приготовление соусов ". организация:
"Организацияработы горячего цеха". МТО: сырьё, посуды, сборник рецептур блюд и кулинарных изделий, учебник "Кулинария", плакаты, карточки контроля, игра "Чудо -рыба", набор открыток с изображением блюд из рыбы, карточки с опорными сигналами, технологические карты. Ход урока:
I Организационный момент - 3 минуты. - сдача рапорта дежурн ым • - проверка внешнего вида учащихся - проверка готовности к уроку. II Вводный инструктаж; - 40 минут. 1. Сообщение темы урока и целевая установка на урок. 2. Опрос -- актуализация. Опрос в виде игры "Чудо -- рыба". Учащиеся 3. Мотивация к уроку а) показ практической значимости изучаемого I
учащаяся:
Только в кухне чудеса Создаются в полчаса! А кому всё удаётся? Кто с душой за всё берется! Кто в любой работе честен: Чуть терпенья Чуть хотенья И еще чуть - чуть труда И откроется тогда Кухня Целый мир чудесный Восточная мудрость гласит: "Если человеку подарить рыбу, он будет сыт один день, если подарить две рыбы, он будет сыт два дня; но если человека научить ловить рыбу, он будет сыт всю жизнь". Но случайно рыболовство - один из древнейших промыслов, которые'освоил человек. В реке, озере ей - 12 дели люди неиссякаемый и надежный источник пополнения своих продовольственных запасов, поэтому и селились они, как правило, у водоема. Ведь поэтому рыба испокон веков составляла кулинарную основу русского национального стола. Она занимала центральное место на нашем столе с тех пор, как возникла сама Русь. Нежность, мягкость рыбы, острота вкусовых и ароматических ощущении, обилие приправ и специй, пряностей, ароматических трав, соусов все это способствует приготовлению широкого ассортимента вкусных блюд из рыбы. Например: для того, чтобы сохранить рыбу живой в течение нескольких дней, в старинных кулинарных книгах советовали влить рыбе в рот рюмку водки, или положить рыбе в рот кусочек хлебы, смоченный в воде и поместить её в снег. Пучащаяся
Рыба высокопитательный пищевой продукт, не уступающий лучшим сортам мяса домашних (животных. Она содержит важнейшие необходимые человеку питательные вещества: большое количество белков, легкоусвояемый жир, много витаминов, минеральных веществ. Съедая, например, 100 г. трескового филе, человек покрывает суточную потребность своего организма в йоде. Рыба испокон веков составляла кулинарную основу русского национального стола. Она занимала центральное место на нашем столе с тех пор, как возникла сама Русь и вплоть до 1X1 века, но тысячелетнему господству рыбы в русском национальном меню в XX веке пришел конец. А ныне едва ли кто - либо из молодых людей 20 - 25 лет может сказать, что любит рыбные блюда. Например: большими ценителями рыбных кушаний были древние греки. О поступлении каждой новой партии рыбы на рынок в Афинах горожане узнавали по колокольному звону. Древнегреческий поэт Эман писал: "Если кто любит рыбу больше других кушаний, того народ превозносит похвалами как человека благородного, а кто охотнее употребляет мясную пищу, того считают за низкого... " Кстати, секреты некоторых древнегреческих рыбных блюд не разгаданы до сих пор. Как, например, древние повара ухитрялись приготовить целую рыбину, треть которой была жаренной, треть вареной, треть просоленной? 4. Сообщение новой темы - ознакомление учащихся с выполнением предстоящей - ознакомление учащихся с технологическими картами и - ознакомление учащихся с техникой безопасности при - демонстрация мастером выполнения трудовых операци 13 при приготовлении зраз рыбных и зраз "Донских". - выдача заданий учащимся для работы на текущем III Текущий инструктаж % 1. Обход рабочих мест с целью проверки правильной организации рабочего 2. Обход рабочих мест с целью проверки соблюдения ТБ 3. Обход рабочих мест с целью соблюдения технологического процесса 4. Проверка качества конечного результата. IVЗаключительный инструктаж 1. Анализ выполнения работы - дегустация блюд. - показать, сравнить и сделать выводы. 2. Выдача домашнего задания. Оформить круговые вопросники на тему: 3. Сообщить о достижении цели урока и объявление оценок.
|