Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

отчёт по выпускной курсовой работе содержит листов

 

             

отчёт по выпускной курсовой работе содержит листов

Методическая разработка на тему :

" ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ".

Мастера п / о ПЛ - 4 г . Волжск

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение.................................................................................. 4

2. Теоретическая часть........................................................... 5- 8

3. Практическая часть......................................................... .9 - 18

4. Заключение............................................................................ 19

5. Список литературных источников........................................ 20

Отчёт по выпускной курсовой работе содержит.............. листов

машинописного текста, список литературных источников, приложения с дидактическими материалами и состоит из введения, теоретической и практической части, заключения.

Ключевые слова: - педагогическая игра

- педагогическая технология

- резервная возможность

- специфический феномен развития культуры
творчества

В теоретической части работы представлены краткие теоретические сведения о игровых педагогических технологий на уроках производственного обучения.

Практическая часть представлена: планом и планом - конспектом урока производственного обучения на телу: "Приготовление горячих блюд из рыбы ". Работа снабжена дидактическим материалом (игра: - " Чудо -

рыба", круговые вопросники; дерево результата - технологическими

картами, картами - контроля, картой - опорных сигналов и может быть

использована мастерами п/о.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие "педагогическая технология" постепенно овладевает умами педагогической общественности. От первоначального представления о педагогической технологии, как об обучении с помощью технических средств при всё более глубоком овладении этим понятием, наконец появилось представление о педагогической технологии, как ,о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно воспитательного процесса. Педагогическая технология представляет собой конкретную педагогическую систему, реализуемую на практике, ведь хорошая научно - обоснованная технология обучения и воспитания и есть педагогическое мастерство.

Само слово "технология " происходит от греческих techne , что значит искусство, мастерство и logos наука, закон. Дословно "технология" переводится как наука о "мастерстве". Наиболее привычно отнесение этого понятия к производственному процессу обучения. Я, как мастер производственного обучения над методической темой: "Применение игровых педагогических технологий на уроках производственного обучения " и внедряю технологию применения игр и хочу поделиться советами, как совершенствовать технологию применения игр.

1. Создайте и постоянно пополняйте картотеку игр.

2. Посвящайте уроки и другие формы обучения играм и игровым
ситуациям.

3. Чаще придумывайте игры сами и приобщайте к их "изобретению"
своих учеников.

4. Не жалейте времени на дидактические игры, но одновременно
тщательно продумывайте всё до мелочей и рационально используйте
время.

5. Иногда рациональнее использовать не игру, а элемент игры, создать
розыгрыш, игровую ситуацию.

6. Помните о главном правиле любой игры: и учитель, и ученики в игре -
равные партнеры.

7. Всякий раз, когда в этом вы усматриваете необходимость,
совершенствуйте правила игры, усиливайте её эмоционально -
творческие возможности.

ОСНОВНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

"Применение игровых педагогических технологий на уроках производственного обучения".

О целесообразности использования игр известно всем. Однако дидактические возможности раскрыты и используются далеко недостаточно. Игра с равным успехом увлекает и первоклассника, и учащегося лицея, но как вписать игру в контекст обучения и увязать с конкретным содержанием учебного материала? Игра, более древнее изобретение человека, чем урок, но многие дидактические законы, правила игры до сего времени не вскрыты и не используются, как того хотел бы каждый мастер п/о. В связи с этим мастеру п/о необходимо глубоко осмыслить и понять теорию игры, чтобы практически и эффективно разрабатывать и применять её современную технологию. Некоторых удивляет, что теорию игр внесли свой вклад не только педагоги, но и философы. Игре, как особой форме взаимодействия человека с миром посвятили свои научные труды такие выдающиеся философы и мыслители, как Платон, Аристотель, Лейбниц, Э. Кант, Г. Гегель.

Педагогическая (дидактическая) игра это такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся, которая изначально мотивирована на успех, осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию учащихся; воссоздаёт или моделирует опыт человеческой деятельности и общения.

В наше время, время перемен, на рынке труда нужен рабочий -творческий, активный, талантливый, для обучения такого рабочего необходимы решительный поворот от массового обучения и воспитания к усилению индивидуального подхода, развитию творческих способностей, опора на активные методы обучения и формирования личности. Именно поэтому в последние годы всё более широкое применение в процессе изучения специальных предметов и производственного обучения находят обучающие игры, в процессе которых реализуются обучающая, развивающая и воспитывающая цели. Для миллионов людей игра - школа жизни, с помощью игры мы познаём окружающий мир, учимся человеческим взаимоотношениям. Игра самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества, где можно отдаться мечте и радостям физического и интеллектуального напряжения. Человеческие игры возникли из жизненной потребности людей готовить себя к борьбе с суровой природой, врагами. Игровая форма обучения имеет чрезвычайно много неиспользованных, резервных возможностей и для творчества учителя и для

активизации творческой деятельности учащихся.

В ходе проведения исследования с Ф. Занько, показали, что спектр педагогических и дидактических возможностей игровых форм обучения достаточно широк. Они позволяют:

• активизировать и интенсифицировать процесс обучения, т.к.
достаточно сильно стимулирует мотивы учебной деятельности
учащихся;

>

• воссоздать межличностные отношения, процедуры принятия
коллективных решений учащихся в ситуациях, моделирующих реальные
условия общественной жизни либо профессиональной деятельности;

• в широких пределах варьировать проблемность, трудность, сложность
учебного материала, включенного в ситуацию игровой деятельности;

• гибко сочетать разнообразие приемы и методы обучения и учения: от
репродуктивных до проблемных;

• моделировать практически любой вид профессиональной деятельности;

• игра учащихся выступает и как специфический феномен развития
юношеской культуры творчества, т. к. позволяет расширить и углубить
процесс творческого самоуправления, самосовершенствования,
самоуправления, самореализации, а следовательно, и творческого
саморазвития учащихся.

Итак, игра становится важнейшим средством воспитания. Правила многих древних игр тщательно охранялись, отдельные игры были включены в ритуал языческих праздников, но потом - с веками и тысячелетиями, это было утрачено.

Игра, как деятельность, обязательно основывается на принципах удовольствия и добровольности. Ребята играют потому, что им хочется. А ведь не секрет, что учебная деятельность до сих пор закрепощена, а игровая раскрепощена, поэтому игры являются своеобразным упражнением, тренингом, прививающим полезные умения, навыки, закрепляющие важные человеческие свойства и качества. Каковы же основные воспитательные назначения игры?

Во - первых, это радость общения. Что такое общение для детей? Человеческие, дружеские контакты с родственниками, ровесниками, в которых и через которых ребенок познает мир, утверждает и проверяет себя, как личность. Человека понимают и принимают через общение. В играх накапливается опыт коллективных переживаний, формируется нравственное здоровье ребенка, накапливается необходимый для общения

эмоциональный запас уважительности к людям, бескорыстности, доброте, контактности. Совместность детей в играх основана на дружеских связях, дружеских взаимоотношениях и урегулирование конфликтов. А выигрыш в игре всегда морально распределяется на всех членов играющего коллектива ребят. Так в игре рождается детское содружество, а значит и дружба. Во вторых, игра развивает воображение it фантазию, ав- третьих, воспитывает решительность.

Педагог и мастер п/о, являясь организаторами игровых ситуаций на уроке, должны проявит организаторские мастерство и способность направить игру в нужное русло, придав ей азарт и интерес, помочь учащимся правильно разрешить сиюминутную ситуацию. Давая характеристику игровым формам обучения, известный учитель - новатор U1.A. Амонашвили подчёркивал: "Многие в таком обучении зависит от личности педагога", который должен уметь и "влезать" в "шкуру учащихся", играть с детьми на равных и обладать "педагогическим артистизмом ".

В первый день прихода учащихся в лицей, я встречаю их первой игрой, которая называется "Знакомство". Условия: я предлагаю всем письменно ответить на вопросы шутливой анкеты. Вопросы могут быть следующими: "Ваше любимое занятие?", "Ваше нелюбимое занятие?", "Достоинство, которое больше всего цените в людях? " Затем я знакомлю учащихся с ответами, по которым группа должна определить: кто есть кто. Эти анкеты создают обстановку не принудительности и, таким образом, познакомят всех друг с другом.

Русский философ Г.В. Плеханов доказал, что первобытные игры порождены трудовой деятельностью людей, а не биологическими факторами. В жизни отдельного человека игра предшествует труду, в обществе в целом она отражает труд. На уроках производственного обучения я применяю различные игровые формы. Например:

1. Кроссворд: в 1989 году кроссворду исполнилось 75 лет. А начался он с
Артура Уинне, выходца из Ливерпуля. Он разделил отдельные слова по
клеткам и посчитал, что будет проще и интересней, если слово
употреблять только один раз - будь - то вертикаль или горизонталь. И
он сложил первые кроссворды, которые сейчас печатают тысячи газет
и журналов. Учащиеся с удовольствием не только их разгадывают, но и
любят их составлять, что я и практикую на уроках п/о.

2. Аукцион это распродажа каких либо вещей, цену которых
определяют сами покупатели. Аукционер, ведущий распродажу, только
называет начальную цену и обращается к покупателям: "Кто больше? "
Так, кто назовёт самую высокую цену, становится владельцем вещи. Я на
уроке продаю вопросы, ответы на которые имеют свою цену. Общая
стоимость правильных ответов за минусом общей стоимости вопросов
составляет итог и выявляет победителей по сумме заработанных денег.

8

Игра учащимся очень нравится, дети играют с азартом, она закрепляет

не только знания по спец циклу, но и по математике.

3. Викторина, На чём основана викторина? На предшествующих знаниях, она как бы реализует память играющих. Но дело не только в кладовой памяти, здесь важнее склад ума, его острота. Ведь передача: "Что? Где? Когда?" тоже базируется на секрете викторины: вспомг.'л, сообрази, сравни. Любители викторины учатся хранить информацию в образцовом порядке, стараются запомнить её, обращаться к словарям и энциклопедиям, если что непонятно или надо уточнить.

Большой интерес представляют деловые игры. Педагогический секрет этих игр - мобилизация внутренних инициатив и сил ребят. Деловая игра, как форма обучения имеет ряд существенных признаков:

1. Наличие проблемы или серии задач, требующих решения.

2. Моделирование педагогически управляемой деятельности учащихся,
направленной на разрешение проблемы или серии задач.

3. Наличие игроков, наделенных ролевыми функциями.

4. Организация игрового взаимодействия игроков в условиях

соревновательности возможностей успеха.

'

5. Сочетание элементов индивидуальной и групповой оценки результатов
игры.

Ребята в деловой игре ставятся в положение людей, которым открываются новые горизонты самостоятельного действия. Например, я предлагаю организовать свой мини - ресторан. Среди ребят выбираются, работники ресторана и клиенты, в том числе и мастер п/о клиент (метрдотели, официанты, повара). Клиенты заходят в ресторан их встречают метрдотель, провожает к столику, затем в роль вступает официант, где он предлагает меню и даёт рекомендации в выборе блюд, оформляет заказ и передаёт поварам, которые готовят заказанные блюда и официант их подаёт, в соответствии со всеми требованиями подачи, перед уходом клиент заполняет книгу отзывов. За всем процессом игры следит экспертная комиссия, которая готовит доклад со всеми замечаниями и предложениями по ходу игры. Учащиеся, ощущая себя взрослыми, очень добросовестно выполняют порученное им задание.

10

ТЕМА ПРОГРАММЫ: "ПРИГОТОВЛЕНИЕ ГОРЯЧИХ БЛЮД

ИЗ РЫБЫ"

Тема урока: "Приготовление горячих блюд из рыбы".

Цели урока: .

1. ОБУЧАЮЩАЯ: совершенствование технологического процесса
приготовления горячих блюд на уроке производственного обучения при
приготовлении блюд из рыбы.

2. РАЗВИВАЮЩАЯ: а) формировать рациональные приемы мыишения
учащихся: - развивать умение сравнивать, - развивать умение обобщать
б) развивать у учащихся различные виды мыслительной деятельности: -
развивать практическое мышление учащихся, развивать
художественно - - эстетическое мышление учащихся, в) развивать у
учащихся познавательный интерес и познавательные способности: -
развивать интерес к профессии, - развивать умения и навыки
самостоятельной работы, г) развивать познавательные процессы
учащихся: - развивать внимание учащихся, - развивать воображение
учащихся. д) развивать профессионально важные качества
учащихся: - чувство меры, - чувство вкуса , - глазомер, -
внимательность.

3. ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: воспитывать любовь к профессии,
воспитывать трудовую дисциплину, ответственность,
инициативность, воспитывать экономическую культуру.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: смешанный

Метод обучения: диалогический, объяснительно - стимулирующий

МПС кулинария: "Первичная обработка рыбы и приготовление полуфабрикатов из неё" "способы тепловой обработки", "Приготовление соусов ". организация: "Организацияработы горячего цеха".

МТО: сырьё, посуды, сборник рецептур блюд и кулинарных изделий, учебник "Кулинария", плакаты, карточки контроля, игра "Чудо -рыба", набор открыток с изображением блюд из рыбы, карточки с опорными сигналами,

технологические карты. Ход урока:

I Организационный момент - 3 минуты.

- сдача рапорта дежурн ым

• - проверка внешнего вида учащихся

- проверка готовности к уроку.

II Вводный инструктаж; - 40 минут.

1. Сообщение темы урока и целевая установка на урок.

2. Опрос -- актуализация. Опрос в виде игры "Чудо -- рыба". Учащиеся
разделены на 3 команды. На доске оформлена рыба с чешуйками, на
которых написаны вопросы. Каждая команда срывает чешуйку и
отвечает на вопрос, если ответ правильный, то забирает чешуйку себе,
если же команда ответа не знает, то 2 другие команды имеют право
ответить на вопрос. По итогам игры, та команда которая набрала
большее количество чешуек, получает оценку "5", которая меньше - "4".
Заходом игры следит экспертная комиссия из числа учащихся.

3. Мотивация к уроку а) показ практической значимости изучаемого
материала для будущей профессиональной деятельности учащихся.
Демонстрация муляжей блюд: - рыба жаренная с луком по
ленинградски, - рыба жареная в тесте "кляр", - рыба запеченная с
картофелем по - русски, - зразы рыбные с жареным картофелем б)
пробуждение эмоционального интереса учащихся. Сообщения учащихся
на тему: "Из истории рыбных блюд ".

I учащаяся: Только в кухне чудеса

Создаются в полчаса! А кому всё удаётся? Кто с душой за всё берется! Кто в любой работе честен: Чуть терпенья Чуть хотенья И еще чуть - чуть труда И откроется тогда

Кухня

Целый мир чудесный

Восточная мудрость гласит: "Если человеку подарить рыбу, он будет сыт один день, если подарить две рыбы, он будет сыт два дня; но если человека научить ловить рыбу, он будет сыт всю жизнь". Но случайно рыболовство - один из древнейших промыслов, которые'освоил человек. В реке, озере ей -

12

дели люди неиссякаемый и надежный источник пополнения своих продовольственных запасов, поэтому и селились они, как правило, у водоема. Ведь поэтому рыба испокон веков составляла кулинарную основу русского национального стола. Она занимала центральное место на нашем столе с тех пор, как возникла сама Русь. Нежность, мягкость рыбы, острота вкусовых и ароматических ощущении, обилие приправ и специй, пряностей, ароматических трав, соусов все это способствует приготовлению широкого ассортимента вкусных блюд из рыбы. Например: для того, чтобы сохранить рыбу живой в течение нескольких дней, в старинных кулинарных книгах советовали влить рыбе в рот рюмку водки, или положить рыбе в рот кусочек хлебы, смоченный в воде и поместить её в снег.

Пучащаяся

Рыба высокопитательный пищевой продукт, не уступающий лучшим сортам мяса домашних (животных. Она содержит важнейшие необходимые человеку питательные вещества: большое количество белков, легкоусвояемый жир, много витаминов, минеральных веществ. Съедая, например, 100 г. трескового филе, человек покрывает суточную потребность своего организма в йоде. Рыба испокон веков составляла кулинарную основу русского национального стола. Она занимала центральное место на нашем столе с тех пор, как возникла сама Русь и вплоть до 1X1 века, но тысячелетнему господству рыбы в русском национальном меню в XX веке пришел конец. А ныне едва ли кто - либо из молодых людей 20 - 25 лет может сказать, что любит рыбные блюда.

Например: большими ценителями рыбных кушаний были древние греки. О поступлении каждой новой партии рыбы на рынок в Афинах горожане узнавали по колокольному звону. Древнегреческий поэт Эман писал: "Если кто любит рыбу больше других кушаний, того народ превозносит похвалами как человека благородного, а кто охотнее употребляет мясную пищу, того считают за низкого... " Кстати, секреты некоторых древнегреческих рыбных блюд не разгаданы до сих пор. Как, например, древние повара ухитрялись приготовить целую рыбину, треть которой была жаренной, треть вареной, треть просоленной?

4. Сообщение новой темы

- ознакомление учащихся с выполнением предстоящей
работы и средствами её выполнения

- ознакомление учащихся с технологическими картами и
требованиями к конечному результату труда

- ознакомление учащихся с техникой безопасности при
выполнении задания по теме: "Приготовление горячих
блюд из рыбы ".

- демонстрация мастером выполнения трудовых операци

13

при приготовлении зраз рыбных и зраз "Донских".

- выдача заданий учащимся для работы на текущем
инструктаже.

III Текущий инструктаж

%

1. Обход рабочих мест с целью проверки правильной организации рабочего
места.

2. Обход рабочих мест с целью проверки соблюдения ТБ

3. Обход рабочих мест с целью соблюдения технологического процесса
приготовления блюд, оказание помощи.

4. Проверка качества конечного результата.

IVЗаключительный инструктаж

1. Анализ выполнения работы

- дегустация блюд.

- показать, сравнить и сделать выводы.

2. Выдача домашнего задания. Оформить круговые вопросники на тему:
"Приготовление горячих блюд из рыбы ".

3. Сообщить о достижении цели урока и объявление оценок.